Луи Арагон
Луи Арагон (англ. Французский: [говорит ] ; 3 октября 1897 — 24 декабря 1982) — французский поэт, один из ведущих голосов сюрреалистического движения во Франции. он основал Вместе с Андре Бретоном и Филиппом Супо сюрреалистический журнал Littérature . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он также был писателем и редактором, давним членом Коммунистической партии и членом Гонкуровской академии . После 1959 года он был частым номинантом на Нобелевскую премию по литературе . [ 4 ]
Молодость (1897–1939)
[ редактировать ]
Луи Арагон родился в Париже. Его воспитывали мать и бабушка по материнской линии, считая их своей сестрой и приемной матерью соответственно. Его биологический отец, Луи Андрие , бывший сенатор от Форкалькье , был женат и на тридцать лет старше матери Арагона, которую он соблазнил, когда ей было семнадцать. Мать Арагона передала Андриё своему сыну в качестве крестного отца . [ 5 ] [ 6 ] Арагону сказали правду только в 19 лет, когда он уходил служить на Первую мировую войну , из которой ни он, ни его родители не верили, что он вернется. Отказ или неспособность Андрие узнать своего сына позже повлияли на поэзию Арагона. [ нужна ссылка ]
Занимаясь дадаизмом с 1919 по 1924 год, он стал одним из основателей сюрреализма в 1924 году. [ 7 ] с Андре Бретоном и Филиппом Супо под псевдонимом «Арагон». [ 8 ] В 1923 году, во время суда над Жермен Бертон , Арагон опубликовала 29 портретных статей в журнале «Сюрреалистическая революция» в поддержку своего утверждения, что Бертон «использует террористические средства, в частности убийство, чтобы защитить, рискуя потерять все, то, что ей кажется — правильно или неправильно — драгоценнее всего на свете». [ 9 ]
В 1920-х годах Арагон вместе с несколькими другими сюрреалистами стал попутчиком Французской коммунистической партии (ФКП) и вступил в партию в январе 1927 года. [ 10 ]
В 1933 году он начал писать для партийной газеты L'Humanité в разделе «Краткие новости». Он останется членом до конца своей жизни, написав несколько политических стихотворений, в том числе одно Морису Торезу , генеральному секретарю ФКП. Во время Первого международного конгресса писателей в защиту культуры (1935) Арагон выступил против своего бывшего друга Андре Бретона, который хотел использовать возможность в качестве трибуны для защиты писателя Виктора Сержа , связанного с Льва Троцкого Левой оппозицией . [ 6 ]
Арагон также критиковал СССР , особенно после 20-го съезда Коммунистической партии Советского Союза во время которого Иосифа Сталина культ личности осудил (1956) , Никита Хрущев .
Французские сюрреалисты долгое время считали Льюиса Кэрролла своим, а Арагон опубликовал его перевод « Охоты на Снарка». [ 11 ] в 1929 году, «незадолго до того, как он завершил переход от снарксизма к марксизму», как Мартин Гарднер . выразился [ 12 ] Посмотрите ключевую строфу стихотворения в переводе Арагона:
Его травили кубками, травили осторожно
Они преследовали его с вилами и надеждой
Ему угрожали жизнью железнодорожной акцией
Они очаровали его улыбками и мылом
Гарднер, который называет перевод «пешеходным» и считает остальные сочинения Арагона о бессмысленной поэзии Кэрролла полными фактических ошибок, говорит, что нет никаких доказательств того, что Арагон задумал что-либо из этого как шутку. [ нужна ссылка ]
Коммуна ) (1933–1939
[ редактировать ]Помимо работы журналистом в L'Humanité , Луи Арагон также стал вместе с Полем Низаном секретарем-редактором журнала «Коммуна» , издаваемого Ассоциацией революционных писателей и художников (Ассоциация революционных писателей и художников), целью которой было собрать интеллектуалы и деятели искусства выступили общим фронтом против фашизма . [ 13 ] Арагон стал членом руководящего комитета журнала «Коммуна» в январе 1937 года вместе с Андре Жидом , Роменом Ролланом и Полем Вайан-Кутюрье . Журнал тогда получил название «Французское литературное обозрение в защиту культуры» ( «revue litéraire française pour la défense de la Culture» ). После ухода Жида в августе 1937 года, смерти Вайан-Кутюрье осенью 1937 года и старости Ромена Роллана Арагон стал его эффективным директором. В декабре 1938 года он пригласил главным редактором молодого писателя Жака Декура . Журнал «Коммуна» принимал активное участие в мобилизации французских интеллектуалов в пользу Испанской республики . [ нужна ссылка ]
Режиссер «Сегодня вечером » (1937–1953)
[ редактировать ]В марте 1937 года ФКП призвала Арагона возглавить новую вечернюю ежедневную газету Ce soir , запуск которой ему поручили вместе с писателем Жаном-Ришаром Блохом . Ce soir пытался конкурировать с Paris-Soir . Запрещенная в августе 1939 года газета Ce soir была вновь открыта после Освобождения, и Арагон снова стал ее лидером, сначала вместе с Блохом, а затем один после смерти Блоха в 1947 году. Газета, среди сотрудников которой значился Эмиль Даноен , закрылась в марте 1953 года.
Вторая мировая война (1939–1945)
[ редактировать ]В 1939 году он женился на писательнице русского происхождения Эльзе Триоле , сестре Лили Брик , любовницы, а затем партнёрши русского поэта Владимира Маяковского . [ 14 ] Он встретил ее в 1928 году, а она стала его музой с 1940-х годов . Арагон и Триоле сотрудничали в левых французских СМИ до и во время Второй мировой войны, уйдя в подполье на протяжении большей части немецкой оккупации . [ 5 ]
Арагон был мобилизован в 1939 году и награжден Croix de guerre (Военный крест) и военной медалью за храбрость. После поражения в мае 1940 года укрылся в Южной зоне . Он был одним из нескольких поэтов, наряду с Рене Шаром , Франсисом Понгом , Робером Десносом , Полем Элюаром , Жаном Прево , Жан-Пьером Росне и др., которые присоединились к Сопротивлению как посредством литературной деятельности, так и в качестве фактического организатора акций Сопротивления.
Отто Абец был губернатором Германии и составил серию «черных списков» авторов, которых запрещено читать, распространять или продавать в оккупированной нацистами Франции. К ним относилось все, что было написано евреем, коммунистом, англосаксом или кем-либо еще, кто был антигерманцем или антифашистом. Арагон и Андре Мальро оба были в «списках Отто» запрещенных авторов. [ 15 ]
Во время войны Арагон писал для подпольной прессы Les Éditions de Minuit и был членом движения Национального фронта сопротивления. Его стихи были опубликованы на тексты Веркора ( Жана Брюллера ), Пьера Зегера или Поля Элюара тайно вывез их из оккупированной Франции в Швейцарии в 1943 году после того, как его друг и издатель Франсуа Лашеналь . [ 16 ]
Вместе с женой участвовал в создании Национального фронта писателей Южной зоны. Этот активизм привел его к разрыву дружеских отношений с Пьером Дриё Ла-Рошель , который выбрал коллаборационизм .
Вместе с Полем Элюаром, Пьером Зегерсом и Рене Шаром Арагон сохранил память о Сопротивлении в своих послевоенных стихах. Поэтому в 1954 году он написал книгу «Строфы для себя на память» в память о роли иностранцев в Сопротивлении, посвященную Францам-тирёрам и партизанам главного иммигрантского искусства (FTP-MOI).
Темой стихотворения было дело «Красного плаката» , главным образом, последнее письмо, которое Мисак Манушян , армяно-французский поэт и активист сопротивления, написал своей жене Мелине перед казнью 21 февраля 1944 года. [ 17 ] Это стихотворение затем было положено на музыку Лео Ферре .
После войны
[ редактировать ]Во время Освобождения Арагон стал одним из ведущих коммунистических интеллектуалов, взяв на себя политическую ответственность в Национальном комитете писателей (Comité national des écrivains). Он прославлял роль генерального секретаря ФКП Мориса Тореза и защищал титоистского осуждение Коминформа режима в Югославии . [ нужна ссылка ]
При поддержке Тореза Арагон был избран в 1950 году в центральный комитет ФКП. Однако его должность не защитила его от всех форм критики. Так, когда его журнал Les Lettres françaises опубликовал рисунок Пабло Пикассо по случаю смерти Сталина в марте 1953 года, Арагон был вынужден оправдываться перед своими критиками, которые сочли рисунок иконоборческим. информировала его о сталинских репрессиях, и поэтому его политическая линия развивалась. На протяжении многих лет его жена, родившаяся в России, [ нужна ссылка ]
Французские письма (1953–1972)
[ редактировать ]Через несколько дней после исчезновения Ce soir , в марте 1953 года, Арагон стал директором Humanité L' литературного приложения Les Lettres françaises . » Хрущева После « Секретной речи о Сталине, произнесенной в 1956 году, Арагон пережил глубокий личный кризис, но только в 1960-х годах он начал открыто критиковать советский режим. [ 18 ] [ 19 ] В 1956 году Арагон не поддержал Венгерскую революцию . [ 20 ] [ 21 ] спровоцировав роспуск Национального комитета де écrivains , который Веркор покинул и получил Ленинскую премию мира , но позже он осудил советский тоталитаризм и авторитаризм, открыл свои журналы для диссидентов и осудил показательные процессы над интеллектуалами (в частности, Синявский- 1966). Дэниел, суд ). При содействии Пьера Дэ Арагон начал в 1960-х годах борьбу против сталинизма и его последствий в Восточной Европе. Он публиковал сочинения диссидентов, таких как Александр Солженицын или Милан Кундера . Он решительно поддерживал студенческое движение мая 1968 года , хотя ФКП относилась к нему скептически. Подавление Пражской весны в 1968 году привело его к критическому предисловию, опубликованному в переводе одной из Милана Кундеры книг ( «La Plaisanterie »). [ 22 ] Несмотря на критику, Арагон оставался официальным членом центрального комитета ФКП до своей смерти. [ нужна ссылка ] В 1970 году он поддержал присуждение Солженицыну Нобелевской премии. [ 23 ] Денежные потери, причиненные Les Lettres françaises, привели к прекращению его публикации в 1972 году. Позже он был основан заново.
Издатель
[ редактировать ]Помимо журналистской деятельности, Луи Арагон также был генеральным директором издательского дома Editeurs français réunis (EFR), наследником двух издательств, основанных Сопротивлением, La Bibliothèque française и Hier et Aujourd'hui . Он руководил EFR вместе с Мадлен Браун , а в 1950-х годах публиковал произведения французских и советских писателей, обычно относящихся к течению « социалистического реализма ». Среди других произведений ЕФР опубликовал » Андре Стиля , «Премьер-шок который был обязан будущему гонкуровскому академику Сталинской премии в 1953 году. Но они также публиковали других писателей, таких как Юлиус Фучик , Витезслав Незвал , Рафаэль Альберти , Яннис Рицос или Владимир Маяковский. . В начале 1960-х годов ЕФР представил публике произведения нерусских советских писателей, таких как Чингиз Айтматов , или русских писателей, принадлежащих к хрущевской оттепели , таких как Галина Николаева , Евтушенко Евгения «Бабий Яр» в 1967 году, и т. д. EFR также опубликовал первый роман Кристы Вольф в 1964 году и выпустил поэтический сборник. Petite sirène , в которой собраны произведения Пабло Неруды , Эжена Гильевича , Николаса Гильена , а также менее известных поэтов, таких как Доминик Гранмон , Ален Ланс или Жан Риста .
Вернемся к сюрреализму
[ редактировать ]Свободный как от супружеских, так и от редакционных обязанностей (после прекращения публикации Les Lettres Françaises — L'Humanité литературного приложения к — в 1972 году), Арагон мог свободно вернуться к своим сюрреалистическим корням. За последние десять лет своей жизни он опубликовал как минимум еще два романа: «Анри Матисс Роман» и «Прощай» .
Луи Арагон умер 24 декабря 1982 года, его друг Жан Ристат рядом с ним сидел . Он был похоронен в парке Мулен де Вильнёв , на своей территории в Сен-Арну-ан-Ивелин , вместе со своей женой Эльзой Триоле. [ 24 ]
Он был и остается популярным поэтом во Франции, потому что многие из его стихов были положены на музыку и исполнены различными композиторами и певцами: Лино Леонарди, Элен Мартен , Лео Ферре (первый, кто посвятил Арагону целую пластинку со своим Прорывной 1961 года Les Chansons d'Aragon альбом ), Жан Ферра , Жорж Брассенс , Ален Барьер , Изабель Обре , Николь Рье , Моник Морелли , Марк Ожере , Маржо Таль и др. Многие из его стихов, положенных на музыку Жаном Ферра, были переведены на немецкий язык Дидье Цезарем (псевдоним Дитер Кайзер) и исполнены его дуэтом.
Библиография
[ редактировать ]Романы и рассказы
[ редактировать ]- Анисет, или Панорама, роман (1921)
- Приключения Телемаха (1922)
- Либертинаж (1924)
- Парижский крестьянин (1926)
- Le Con d'Irène (1927, опубликовано под псевдонимом Альберт де Рутизи)
- Колокола Базеля («Реальный мир», 1934)
- Les Beaux Quartiers («Реальный мир», 1936, лауреат премии Ренодо)
- Имперские пассажиры («Реальный мир», 1942)
- Орельен («Реальный мир», 1944)
- Рабство и величие французов. Сцены из страшных лет (1945)
- Коммунисты (6 томов, 1949–1951 и 1966–1967 - «Реальный мир»)
- La Semaine Sainte (1958) (опубликовано на английском языке в 1959 году как Страстная неделя )
- Сумасшедшая Эльза (1963)
- Убийство (1965)
- Бланш или забвение (1967)
- Анри Матисс, Роман (1971)
- Театр/Роман (1974)
- Правдивая ложь (1980)
- Защита бесконечности (1986)
- Приключения Жана-Футра Ла Бита (1986)
Поэзия
[ редактировать ]- Музей Гревена , опубликованный под псевдонимом Франсуа ла Колер издательством Editions de Minuit.
- Роза и резеда
- Костер , 1919 год.
- Вечное движение , 1926 год.
- Гранд Гэте , 1929 год.
- Преследуемый преследователь , 1930–1931 гг.
- Ура Урал , 1934 год.
- «Сердцеед» , 1941 год.
- Песнь Эльзе , 1942 год.
- Глаза Эльзы , 1942 год.
- Броселианд , 1942 год.
- Музей Гревен , 1943 год.
- Жалоба Роберта Дьявола , 1945 год.
- Французская Диана , 1945 год.
- В чужой стране, в моей стране , 1945 год.
- Новое горе , 1948 год.
- Неоконченный роман , 1956 год.
- Эльза , 1959 год.
- Поэты , 1960.
- Сумасшедшая Эльза , 1963 год.
- «Для меня это всего лишь Париж», Эльза , 1964 год.
- «Комнаты», поэма о времени, которое не проходит , 1969 г.
- Резиденция Малкина , 1970 год.
Эссе
[ редактировать ]- Волна мечты , 1924 год.
- Трактат о стиле , 1928 (французский: Traité du style )
- За социалистический реализм , 1935 год.
См. также
[ редактировать ]- Le Monde «100 книг века» по версии , в список входит Орельен.
- Категория:Работы Луи Арагона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин Трэверс (2001). Европейская литература от романтизма до постмодернизма: читатель в эстетической практике . А&С Черный. стр. 176–. ISBN 978-0-8264-4748-7 .
- ^ «Луи Арагон | Французский писатель» . Британская энциклопедия . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Луи Арагон» . Оксфордский справочник . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Архив номинаций» . NobelPrize.org . 1 апреля 2020 г. Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Луи Арагон» . Фонд поэзии . 19 октября 2020 г. Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Луи Арагон | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Арана, Р. Виктория (1 января 2008 г.). Факты о файле-компаньоне мировой поэзии: с 1900 года по настоящее время . Издательство информационной базы. п. 71. ИСБН 9781438108377 .
- ^ Коут, Дэвид (8 сентября 2017 г.). Политика и роман во время холодной войны . Рутледж. ISBN 978-1-351-49836-4 .
- ^ Бонне, Маргарита (1975). Андре Бретон: рождение сюрреалистического приключения (на французском языке). Париж: Корти. стр. 270–271. ISBN 2-7143-0263-7 . ОСЛК 3052637 .
- ^ «ИНДЕКС ИСТОРИЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И ПРОДАВЦОВ КУБИЗМА» . www.metmuseum.org . Проверено 14 октября 2021 г.
- ↑ Охота на снарков , Пьер Сегерс, Париж, 1949.
- ^ Аннотированный Снарк , под редакцией Мартина Гарднера, Penguin Books, 1974.
- ^ «Коммуна | Популярный журнал новой эпохи революции» . Коммуна . Проверено 20 апреля 2023 г.
- ^ «Эльза Триоле и Арагон» . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ Мурхед, Кэролайн. 2011. Поезд зимой. Страницы 21–22.
- ^ Еженедельные книги (на французском языке). Профессиональные издания книги. 1995. ISBN 9782877302500 .
- ^ Мелине Манушян: Манушян , EFR, Париж, 1954 г.
- ^ Исторический словарь французской литературы . Роуман и Литтлфилд. 15 мая 2022 г. ISBN 978-1-5381-6858-5 .
- ^ Факты о файле-компаньоне мировой поэзии: с 1900 года по настоящее время . Информационная база. 2008. ISBN 978-1-4381-0837-7 .
- ^ Факты о файле-компаньоне мировой поэзии: с 1900 года по настоящее время . Информационная база. 16 марта 2024 г. ISBN 978-1-4381-0837-7 .
- ^ Идеологические бури: интеллектуалы, диктаторы и тоталитарный искушение . Издательство Центральноевропейского университета. 12 июня 2019 г. ISBN 978-963-386-304-6 .
- ↑ Русский: «И вот однажды поздно вечером по транзисторному радио мы услышали осуждение наших вечных иллюзий…»
- ^ Оболенский, Александр П. (16 марта 1971 г.). «Солженицын в русле русской литературы» . Канадские славянские документы / Revue Canadienne des Слависты . 13 (2/3): 131–139. дои : 10.1080/00085006.1971.11091233 . JSTOR 40866341 .
- ^ Гейл Сенгедж (2002). Современные французские поэты . Группа Гейл. п. 32. ISBN 978-0-7876-5252-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенджамин Иври (1996). Франсис Пуленк , серия «Композиторы ХХ века». Файдон Пресс Лимитед. ISBN 0-7148-3503-X .
- Полиццотти, Марк (1995). Революция разума: жизнь Андре Бретона Bloomsbury Publishing Plc. ISBN 0-7475-1281-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Луи Арагоном, на Викискладе?
- Я прихожу туда, где я чужой . Стихотворение под музыку, которое можно слушать онлайн.
- Французские буквы .
- 1897 рождений
- 1982 смертей
- Поэты из Парижа
- Грудь
- Лауреаты Ленинской премии мира.
- Члены движения Национального фронта (французского сопротивления)
- Французские писатели-медики
- Французские писатели-сюрреалисты
- Французские поэты XX века
- Французские романисты XX века
- Французские писатели-мужчины XX века
- Французские авторы эротики
- Французские писатели-коммунисты
- Французские поэты-коммунисты
- Коммунистические члены французского Сопротивления
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Лауреаты Приза Ренодо
- Французские поэты-мужчины
- Французские романисты-мужчины