Jump to content

оджибве

(Перенаправлено с Чиппеваса )
Оджибве (чиппева)
ᐅᒋᑉᐧᐁ (ᒋᑉᐯᐧᐊ)
Преконтактное распространение людей, говорящих на оджибве
Общая численность населения
170 742 в США (2010 г.) [1]
160 000 в Канаде (2014 г.) [2]
Регионы со значительной численностью населения
Канада ( Квебек , Онтарио , Манитоба , Саскачеван , Альберта )
США ( Мичиган , Висконсин , Миннесота , Северная Дакота , Монтана )
Языки
английский , оджибве , французский
Религия
Религия оджибве , католицизм , методизм
Родственные этнические группы
Ассинибойны , другие алгонкинские народы
Особенно другие анишинабе , кри и метисы.
Человек Оджибве ᐅᒋᐺ
     Анишинаабе
     ᐊᓂᔑᓈᐯ
Люди Ojibweg ᐅᒋᐺᒃ / ᐅᒋᐺᐠ
Анишинаабек
     ᐊᓂᔑᓈᐯᒃ / ᐊᓂᔑᓈᐯᐠ
Язык Оджибвемовин Оджибвемовин
     Анишинабемовин
     ᐊᓂᐦᔑᓈᐯᒧᐎᓐ
Страна Оджибвеваки [3]
     Анишинаабеваки
     ᐊᓂᔑᓈᐯᐘᑭ
Сбор Манума, 1905 год, Миннесота.

Оджибве ᐅᒋᐺᒃ ( сл .: ᐅᒋᐺ ; множественное число: оджибвег ) народ анисинаабе , чья родина ( оджибвеваки ᐅᒋᐘᑭ) [3] охватывает большую часть района Великих озер и северных равнин , простираясь до субарктики и северо-восточных лесов. Оджибвеги, коренные народы северо-восточных лесов и субарктики , известны под несколькими именами, включая оджибвеи или чиппева . Как большая этническая группа , несколько отдельных наций также считают себя оджибве, включая Солто , Ниписсингс и Оджи-Кри .

Согласно переписи населения США, оджибве являются одной из крупнейших племенных групп среди коренных американцев в Соединенных Штатах. В Канаде они являются вторым по величине населением коренных народов , уступая только кри . Они являются одним из самых многочисленных коренных народов к северу от Рио-Гранде . [4] [ нужен лучший источник ] Население оджибве составляет около 320 000 человек, из которых по состоянию на 2010 год в США проживало 170 742 человека. , [1] и около 160 000 живут в Канаде. [2] В Соединенных Штатах насчитывается 77 940 основных оджибве, 76 760 Солто и 8 770 Миссиссога, организованных в 125 групп. В Канаде они живут от западного Квебека до восточной части Британской Колумбии .

Язык оджибве — Anishinaabemowin , ветвь алгонкинской языковой семьи .

Они являются частью Совета Трех Огней (в который также входят Одава и Потаватоми ) и более крупного Анишинаабега, в который также входят Алгонкин , Ниписсинг и Оджи-Кри народы . Исторически через ветвь Сото они входили в состав Железной Конфедерации вместе с кри, ассинибойнами и метисами . [5]

Оджибве известны своими из бересты каноэ , берестяными свитками , добычей и торговлей медью , а также сбором дикого риса и кленового сиропа . [6] Их Общество Мидевивин пользуется большим уважением как хранитель подробных и сложных свитков событий, устных историй, песен, карт, воспоминаний, историй, геометрии и математики. [7] [ не удалось пройти проверку ]

Европейские державы, Канада и США колонизировали земли оджибве. Оджибве подписали договоры с лидерами поселенцев о передаче земли для поселения в обмен на компенсацию, земельные резервы и гарантии традиционных прав. Многие европейские поселенцы переселились на исконные земли оджибве. [8]

Этимология

[ редактировать ]

Экзонимом оджибве этой группы Анишинаабе является ( множественное число: оджибвег ). У этого слова есть два варианта: французский (оджибва) и английский (чиппева). [9] Хотя множество вариаций в литературе существует , чиппева более распространен в Соединенных Штатах, а оджибвей преобладает в Канаде. [10] но оба термина используются в каждой стране. Во многих общинах оджибве по всей Канаде и США с конца 20 века все больше членов использовали обобщенное имя Анишинаабе (-g) .

Значение имени оджибве неизвестно; Наиболее распространенные объяснения происхождения названия:

  • ojiibwabwe (/o/ + /jiibw/ + /abwe/), что означает «те, кто готовит/жарит до тех пор, пока они не сморщиваются», имея в виду огневую обработку швов мокасин , чтобы сделать их водонепроницаемыми. [11] Некоторые источники XIX века говорят, что это название описывало метод ритуальных пыток, которые оджибве применяли к врагам. [12]
  • ozhibii'iwe (/o/ + /zhhibii'/ + /iwe/), что означает «те, кто ведет записи [Видений]», имея в виду их форму графического письма и пиктограмм , используемых в священных обрядах Мидевивин; [13] или
  • оджиибве (/o/ + /jiib/ + /we/), что означает «те, кто говорит скованно» или «те, кто заикается», экзоним или имя, данное им кри , которые описали язык оджибве из-за его отличий от их языка. собственный. [14]

Потому что многие оджибве раньше проживали вокруг устья озера Верхнее , которое французские колонисты называли Су-Сент. Из- за ее порогов первые канадские поселенцы называли оджибве « солтерами» . Оджибве, впоследствии переселившиеся в прерийные провинции Канады, сохранили имя Солто. Это оспаривается, поскольку некоторые ученые считают, что на запад мигрировало только название. [15] [ нужна страница ] Оджибве, которые первоначально жили вдоль реки Миссиссаги и пробрались в южный Онтарио, известны как Миссиссогас . [16]

Язык оджибве известен как Anishinaabemowin или Ojibwemowin , и на нем до сих пор широко говорят, хотя число свободно говорящих на нем резко сократилось. [17] Сегодня большинство свободно говорящих на этом языке — пожилые люди. С начала 21 века растет движение за возрождение языка и восстановление его силы как центральной части культуры оджибве. Язык принадлежит к алгонкинской языковой группе и происходит от протоалгонкинского языка . Его родственные языки включают черноногих , шайеннов , кри , лисиц , меномини , потаватоми и шауни среди племен северных равнин. Анишинаабемовин часто называют «центральноалгонкинским» языком; Однако центральный алгонкинский язык - это территориальная группа, а не лингвистико-генетическая.

Оджибвемовин является четвертым по распространенности языком коренных народов Северной Америки после навахо , кри и инуктитут . Многие десятилетия торговли мехом с французами сделали этот язык одним из ключевых торговых языков Великих озер и северных Великих равнин .

Популярность эпической поэмы «Песнь о Гайавате» , написанной Генри Уодсвортом Лонгфелло в 1855 году, способствовала популяризации культуры оджибве. В эпосе много топонимов , происходящих от слов оджибве.

Преконтакт и духовные убеждения

[ редактировать ]

Согласно устной истории оджибве и записям в берестяных свитках, оджибве произошли из устья реки Святого Лаврентия на атлантическом побережье территории современного Квебека . [18] Они широко торговали по всему континенту на протяжении тысячелетий во время миграции и знали о маршрутах каноэ, по которым двигались с севера, с запада на восток, а затем на юг в Америке. Идентификация оджибве как культуры или народа могла произойти в ответ на контакт с европейцами. Европейцы предпочитали иметь дело с группами и пытались идентифицировать тех, с кем они столкнулись. [19]

Согласно устной истории оджибве, семь великих мийги (раковин каури) явились им в Ваабанакиге (Земле Зари, т. е. Восточной Земле), чтобы научить их срединному образу жизни. Один из мииги был слишком силен духовно и убивал людей в Ваабанакиге, когда они находились в его присутствии. Шесть других остались преподавать, а один вернулся в океан. Шесть основанных дудем (кланов) для людей на востоке, символизируемых животными. Пять оригинальных дудемов Анишинаабе были Wawaazisii ( Бычок ), Baswenaazhi (Создатель эха, т. е. Журавль ), Aan'aawenh ( Шилохвостая утка), Nooke (Нежный, т. е. Медведь ) и Moozoonsii (Маленький лось ). Затем шесть миги тоже вернулись в океан. Если бы седьмой остался, он бы создал Thunderbird дудем .

Позднее один из этих мииги явился в видении и рассказал пророчество. В нем говорилось, что, если Анишинабеги не двинутся дальше на запад, они не смогут сохранить свой традиционный образ жизни из-за множества новых бледнокожих поселенцев, которые вскоре прибудут на восток. Путь их миграции будет символизироваться серией меньших Черепашьих островов, что подтверждается раковинами миигис (т. е. раковинами каури ). Получив заверения от своих «братьев-союзников» (т. е. микмака ) и «отца» (т. е. абенаков ) в своей безопасности при перемещении вглубь страны, анишинаабег постепенно мигрировал на запад вдоль реки Святого Лаврентия к реке Оттава к озеру Ниписсинг , а затем к Великим озерам.

Первым из меньших Черепашьих островов был Мунияа , где Мунияанг (современный Монреаль ) [20] развитый. «Второе место остановки» находилось в окрестностях Ваяанаг-гакаабикаа (Вогнутых водопадов, т. е. Ниагарского водопада ). На «третьем месте остановки», недалеко от современного города Детройт, штат Мичиган , анисинабеги разделились на шесть групп, одной из которых были оджибве.

Первым значительным новым культурным центром оджибве стал их «четвертый пункт остановки» на Маниду Минисинг ( остров Манитулин ). Их первый новый политический центр был назван «пятым местом остановки» в их нынешней стране в Баавитинге (Су-Сент-Мари).Продолжая экспансию на запад, оджибве разделились на «северную ветвь», идущую по северному берегу озера Верхнее, и «южную ветвь», идущую вдоль его южного берега.

Поскольку люди продолжали мигрировать на запад, «северная ветвь» разделилась на «западную группу» и «южную группу». «Южная ветвь» и «южная группа» «северной ветви» встретились на своем «шестом месте остановки» на Острове Духов ( 46 ° 41'15 "N 092 ° 11'21" W  /  46,68750 ° N 92,18917 ° W  / 46,68750; -92.18917 ), расположенный в устье реки Сент-Луис на западной оконечности озера Верхнее. (С тех пор это место превратилось в современный Дулут / Высшие города.) В видении существо миигис направило людей в «место, где есть еда (т. е. дикий рис ) на водах». Их второе крупное поселение, называемое «седьмым местом остановки», находилось в Шаугаваумиконге (или Жаагаваамиконге , по-французски, Чеквамегон ) на южном берегу озера Верхнее, недалеко от нынешнего Ла-Пуэнт, штат Висконсин .

«Западная группа» «северной ветви» мигрировала вдоль Рейни-Ривер , Красной реки Севера и через северные Великие равнины, пока не достигла Тихоокеанского северо-запада . во время миграции на запад они встретили множество мииги Как сказано в пророчестве, , или раковин каури.

Контакт с европейцами

[ редактировать ]
Пять вождей оджибве в XIX веке.

Первое историческое упоминание об оджибве встречается во французском иезуитском отчете 1640 года, отчете священников-миссионеров своему начальству во Франции. Благодаря дружбе с французскими торговцами ( coureurs des bois и voyageurs ) оджибве приобрели оружие, начали использовать европейские товары и начали доминировать над своими традиционными врагами, лакота и фоксами на западе и юге. Они вытеснили сиу из региона Верхней Миссисипи в район современной Дакоты и вытеснили лисиц из северного Висконсина . Последние объединились с сауками для защиты.

К концу 18 века оджибве контролировали почти весь современный Мичиган, северный Висконсин и Миннесоту, включая большую часть района Ред-Ривер . Они также контролировали все северные берега озер Гурон и Верхнее на канадской стороне и простирались на запад до Черепашьих гор в Северной Дакоте . В последней области французские канадцы называли их оджибве или сото .

Оджибве по имени «Бой-вождь», работы известного американского художника Джорджа Кэтлина , который делал портреты в форте Снеллинг в 1835 году. В 1845 году он отправился в Париж с одиннадцатью оджибве, которые рисовали свои портреты и танцевали для короля Луи-Филиппа .

Оджибве были частью долгосрочного союза с народами анишинабе одава и потаватоми , получившего название « Совет трёх огней» . Они сражались против Конфедерации ирокезов , базировавшейся в основном к юго-востоку от Великих озер на территории современного Нью-Йорка , и сиу на западе. Оджибва остановили продвижение ирокезов на свою территорию возле озера Верхнее в 1662 году. Затем они заключили союз с другими племенами, такими как гуроны и одава, которые были перемещены в результате вторжения ирокезов. Вместе они начали массированную контратаку против ирокезов и вытеснили их из Мичигана и южного Онтарио, пока они не были вынуждены бежать обратно на свою первоначальную родину в северной части штата Нью-Йорк. В то же время ирокезы подвергались нападениям со стороны французов. Это было началом конца Конфедерации ирокезов, поскольку они перешли к обороне. Оджибве расширились на восток, захватив земли вдоль восточных берегов озера Гурон и залива Джорджиан .

В 1745 году они переняли у англичан пушки, чтобы дать отпор народу Дакота в районе озера Верхнее, оттеснив его на юг и запад. В 1680-х годах оджибва победили ирокезов , которые рассеяли своих союзников-гуронов и торговых партнеров. Эта победа открыла им « золотой век », когда они безоговорочно правили на юге Онтарио. [21]

Часто договоры, известные как «договоры о мире и дружбе», заключались для установления общественных связей между оджибве и европейскими поселенцами. Это заложило основу для совместного распределения ресурсов между оджибве и поселенцами. Соединенные Штаты и Канада рассматривали более поздние договоры, предлагающие уступку земель, как дающие территориальные преимущества. Оджибве по-разному понимали условия передачи земли из-за культурных различий в понимании использования земли. Правительства США и Канады считали землю ценным товаром, который можно было свободно покупать, владеть и продавать. Оджибве считали, что это полностью общий ресурс, наряду с воздухом, водой и солнечным светом, несмотря на понимание понятия «территория». Во времена договорных советов они не могли представить себе отдельную продажу земли или исключительное владение землей. Следовательно, сегодня, как в Канаде, так и в США, юридические аргументы в отношении договорных прав и их толкований часто выявляют различия в культурном понимании договорных условий, чтобы прийти к юридическому пониманию договорных обязательств. [22]

Вдова Чиппуэя, 1838 год.

Частично из-за своего длительного торгового союза оджибве объединились с французами против Великобритании и ее колонистов в Семилетней войне (также называемой французско-индийской войной ). [23] После поражения в войне в 1763 году Франция была вынуждена уступить свои колониальные претензии на земли в Канаде и к востоку от реки Миссисипи Великобритании. После войны Понтиака и приспособления к британскому колониальному правлению оджибве объединились с британскими войсками и выступили против Соединенных Штатов в войне 1812 года . Они надеялись, что победа Великобритании сможет защитить их от вторжения поселенцев Соединенных Штатов на их территорию.

После войны правительство Соединенных Штатов попыталось насильственно переселить всех оджибве в Миннесоту , к западу от реки Миссисипи. Оджибве сопротивлялись, и произошли ожесточенные столкновения. В результате трагедии на Сэнди-Лейк несколько сотен оджибве погибли из-за неспособности федерального правительства выплатить осеннюю ренту. [24] Правительство попыталось сделать это на полуострове Кевино на Верхнем полуострове Мичигана . Благодаря усилиям вождя Буффало и росту общественного мнения в США против изгнания оджибве, бандам к востоку от Миссисипи было разрешено вернуться в резервации на уступленной территории. Несколько семей были переселены в Канзас в рамках переселения Потаватоми .

Вождь равнинных оджибве Ша-ко-пай (Шесть). Помимо северных и восточных лесов, оджибве также жили в прериях Манитобы, Саскачевана, Альберты, Северной Дакоты, западной Миннесоты и Монтаны.

В Британской Северной Америке Королевская прокламация 1763 года после Семилетней войны регулировала уступку земли путем договора или покупки. Впоследствии Франция уступила большую часть земель Верхней Канады Великобритании. Даже после подписания Договора Джея между Великобританией и Соединенными Штатами после Войны за независимость в США , вновь образованные Соединенные Штаты не полностью поддержали договор. Поскольку Великобритания все еще была озабочена войной с Францией, Великобритания уступила Соединенным Штатам большую часть земель в Огайо , Индиане , Мичигане, части Иллинойса и Висконсина, а также северную Миннесоту и Северную Дакоту, чтобы установить границу своих владений в Канаде.

В 1807 году оджибве присоединились к трем другим племенам: одава, потаватоми и виандотам, подписав Детройтский договор . Соглашение между племенами и Уильямом Халлом , представляющим территорию Мичигана , дало Соединенным Штатам часть сегодняшнего юго-восточного Мичигана и часть Огайо возле реки Моми . Племена смогли сохранить небольшие участки земли на своей территории. [25]

Битва при Брюле — битва в октябре 1842 года между отрядом индейцев оджибве Ла-Пуэнт и военным отрядом индейцев Дакоты . Битва произошла вдоль реки Брюле (Буа-Брюле) на территории современного северного Висконсина и привела к решительной победе оджибве.

В Канаде многие договоры о передаче земель, которые британцы заключили с оджибве, предусматривали их права на продолжение охоты, рыбалки и сбора природных ресурсов после продажи земли. Правительство подписало ряд договоров на северо-западе Онтарио, Манитобе , Саскачеване и Альберте . Британская Колумбия не подписывала договоры до конца 20 века, а в большинстве территорий договоров еще нет. Правительство и коренные народы продолжают переговоры о договорных правах на землю и поселениях. Суды постоянно интерпретируют договоры по-новому, поскольку многие из них расплывчаты и их трудно применять в наше время. Пронумерованные договоры были одними из наиболее подробных договоров, подписанных для своего времени. Народ оджибве определил повестку дня и заключил первые пронумерованные договоры, прежде чем они разрешили безопасный проход еще многим британским поселенцам в прерии.

Общины оджибве имеют богатую историю политической и социальной активности. Задолго до контакта они были тесно связаны с людьми Одава и Потаватоми в Совете Трех Огней. С 1870-х по 1938 год Великий генеральный совет индейцев Онтарио пытался объединить несколько традиционных моделей в один сплоченный голос, чтобы оказывать политическое влияние на колониальное законодательство. На Западе 16 банд равнинных кри и оджибве сформировали Союзные банды Ку'Аппеля в 1910 году, чтобы развеять опасения по поводу неспособности правительства выполнить обещания Договора 4.

Культура

[ редактировать ]
Равнинные оджибве исполняют танец на снегоступах . Джордж Кэтлин

Оджибве традиционно объединялись в группы, известные как банды . Большинство оджибве, за исключением групп Великих равнин, исторически вели оседлый (в отличие от кочевого) образ жизни, полагаясь на рыболовство и охоту в качестве дополнения к выращиванию многочисленных сортов кукурузы и тыквы , а также сбору манумина (дикого риса) для еда. Исторически их типичным жилищем был виигиваам ( вигвам ), построенный либо вагиногаан (куполообразный домик), либо в виде насаваогаан (остроконечный домик), сделанный из бересты, коры можжевельника и саженцев ивы . В современную эпоху большинство людей живут в современных домах, но традиционные постройки по-прежнему используются для особых мест и мероприятий.

У них есть культурно-специфическая форма графического письма, используемая в религиозных обрядах Мидевавина и записанная на берестяных свитках и, возможно, на камнях. Множество сложных изображений на священных свитках передают множество исторических, геометрических и математических знаний, а также образы их духовного пантеона. Использование петроформ , петроглифов и пиктограмм было обычным явлением на традиционных территориях оджибве. Петроформы и медицинские колеса использовались для обучения важным духовным концепциям, записи астрономических событий и в качестве мнемонического устройства для определенных историй и убеждений. Этот сценарий до сих пор используется среди традиционных людей, а также среди молодежи в социальных сетях.

В некоторых церемониях используется раковина миигис ( раковина каури ), которая в природе встречается в отдаленных прибрежных районах. Использование ими таких снарядов демонстрирует, что на континенте существует обширная и давняя торговая сеть. Использование меди и торговля ею по всему континенту также являются доказательством существования крупной торговой сети, существовавшей на протяжении тысячелетий, еще во времена Хоупвелла . Некоторые типы камней, используемые для изготовления наконечников копий и стрел, также продавались на большие расстояния до контакта.

В летние месяцы люди посещают джиинготамог для духовных дел и ниимиидимаа для общественных собраний ( пау-вау ) в различных резервациях Анисинаабэ-Аки (страна Анишинаабе). Многие люди до сих пор следуют традиционным способам сбора дикого риса, сбора ягод, охоты, изготовления лекарств и производства кленового сахара .

Джингл-платье, которое обычно носят танцовщицы пау-вау, пришло из оджибве. Как равнинные, так и лесные оджибве утверждают, что это самая ранняя форма платьев из темной ткани, украшенных рядами жестяных конусов, часто сделанных из крышек табачных банок, которые издают звенящий звук, когда их носит танцор. Этот стиль одежды сейчас популярен среди всех племен и является явным вкладом оджибве в паниндианство. [26]

Оджибве хоронят своих умерших в курганах . Многие возводят над каждым курганом джибегамиг или «дом духов». умершего Исторический курган обычно имеет деревянный маркер, на котором написан дудем (знак клана) . Из-за особенностей этих захоронений могилы оджибве часто подвергались грабежам грабителей. В Соединенных Штатах многие общины оджибве охраняют свои курганы посредством соблюдения Закона 1990 года о защите и репатриации могил коренных американцев .

Несколько групп оджибве в Соединенных Штатах сотрудничают с Индейской комиссией по рыболовству и дикой природе Великих озер , которая управляет договорными правами на охоту и рыболовство в районах озер Верхнее и Мичиган . Комиссия следует директивам агентств США по управлению несколькими территориями дикой природы . Некоторые племенные советы оджибве Миннесоты сотрудничают с Органом Договора 1854 года , который управляет их договорными правами на охоту и рыбалку в регионе Эрроухед . В Мичигане Управление ресурсов Чиппева-Оттавы управляет правами на охоту, рыбалку и собирательство на территории Sault Ste. Мари, а также ресурсы вод озер Мичиган и Гурон. В Канаде Большой совет Договора № 3 управляет правами на охоту и рыболовство согласно Договору 3, относящимися к территории вокруг Лесного озера .

Сбор дикого риса – 1934 г.
Винтажное фото под названием «Пол Баффало и жена жарят дикий рис в своем лагере», 1934 год.

Возобновился интерес к здоровому питанию среди оджибве, которые расширили общественные сады в пищевых пустынях и открыли передвижную кухню, чтобы обучать свои общины правильному приготовлению пищи. [27] Традиционная диета коренных американцев сезонно зависела от охоты, рыбалки, а также собирательства и выращивания продуктов и зерна. Современная диета заменила некоторыми другими видами пищи, такими как жареный хлеб традиционно приготовленные блюда и «индийские тако». Утрата коренными американцами связи со своей культурой является частью «стремления воссоединиться со своими кулинарными традициями», вызывающего интерес к традиционным ингредиентам, таким как дикий рис , который является официальным зерном штатов Миннесота и Мичиган и был частью доисторического периода. колониальная диета оджибве. Другими основными продуктами питания оджибве были рыба, кленовый сахар, оленина и кукуруза. Они выращивали бобы, тыкву, кукурузу и картофель, а также собирали чернику, ежевику, вишню, малину, крыжовник и чернику. Летом охотились на оленей, бобров, лосей, гусей, уток, кроликов и медведей. [28] [29]

Одним из традиционных методов изготовления сахарного песка, известных среди анисинабе, было кипятить кленовый сироп до тех пор, пока он не уварится, и выливать его в корыто, где быстро остывающий сироп быстро перерабатывался в кленовый сахар с помощью деревянных лопаток. [30]

Родство и клановая система

[ редактировать ]

Традиционно у оджибве существовал патрилинейный строй, при котором дети считались рожденными в клане отца . [31] По этой причине дети отцов-французов или англичан считались вне клана и общества оджибве, если только их не усыновлял мужчина-оджибве. Иногда их называли «белыми» из-за их отцов, независимо от того, были ли их матери оджибве, поскольку у них не было официального места в обществе оджибве. Люди приютили женщину и ее детей, но они не занимали такого же места в культуре, как дети, рожденные отцами-оджибве.

Понимание родства у оджибве сложное и включает в себя как ближайших родственников, так и расширенную семью. Это считается модифицированной с раздвоением и слиянием системой родства . Как и в любой системе родства с раздвоением и слиянием, братья и сестры обычно имеют один и тот же термин родства с параллельными кузенами, потому что все они являются частью одного клана. Модифицированная система позволяет младшим братьям и сестрам иметь один и тот же термин родства с младшими кросскузенами. Сложность еще больше ослабевает у непосредственного поколения человека, но некоторая сложность сохраняется у родственников женского пола. Например, ninooshenh — это «сестра моей матери» или «невестка моего отца», то есть моя параллельная тетя, но также и «кросскузина моих родителей». Прадедушки и старшие поколения, а также правнуки и молодые поколения вместе называются ааникообиджиган . Эта система родства отражает философию Анисинаабе о взаимосвязи и балансе между всеми живущими поколениями, а также всеми поколениями прошлого и будущего.

Народ оджибве был разделен на ряд дудемагов (кланов; единственное число: доодем животных и птиц ), названных в первую очередь по тотемам (произносится как дудем ). Это слово на языке оджибве означает «мой соплеменник». [32] Пять первоначальных тотемов были Ваваазиси (Бык), Басвенаажи / «Аджиджаак» («Создатель эха», т. е. Журавль), Аанаавен (Шилохвостая утка), Нук («Нежный», т. е. Медведь) и Музваанове («Маленький «Лосиный хвост»). Тотем Журавля был самым громким среди оджибве, а Медведь был самым большим – настолько большим, что его разделяли на части тела, такие как голова, ребра и ступни. Каждый род имел определенные обязанности среди людей. Людям приходилось жениться на супруге из другого рода.

Традиционно каждая группа имела саморегулируемый совет, состоящий из лидеров кланов общины, или одоодемаан . Группу часто называли главным дудемом . При встрече с другими оджибве традиционно приветствуют: «Какой у тебя «дудем»?» (« Ааниин гидодем? » или « Аванен гидодем? ») Ответ позволяет сторонам установить социальное поведение, идентифицируя себя как семья, друзья или враги. Сегодня приветствие сократилось до « Аании » (произносится «Ах-ни»). [33]

Духовные убеждения

[ редактировать ]
Графическое обозначение музыкальной доски оджибве
Каркас потогонной хижины оджибве

У оджибве есть духовные верования, которые передавались из уст в уста в соответствии с учением Мидевивин. К ним относятся история создания и рассказ о происхождении церемоний и ритуалов. Духовные верования и ритуалы были очень важны для оджибве, поскольку духи направляли их по жизни. Берестяные свитки и петроформы использовались для передачи знаний и информации, а также для проведения обрядов. Пиктограммы также использовались для церемоний.

Потовая комната до сих пор используется во время важных церемоний, посвященных четырем направлениям, когда рассказывается устная история. Сегодня распространены учебные домики, которые обучают следующие поколения языку и древним обычаям прошлого. Традиционные пути, идеи и учения сохраняются и практикуются в таких живых церемониях.

Амулет «Паутина», висящий на детской колыбели (показанный рядом с «Маской, используемой в игре» и «Ногой призрака»), чтобы пугать детей, Бюллетень Бюро американской этнологии (1929).

Современный ловец снов , принятый Паниндийским движением и группами Нью-Эйдж , произошел от оджибвийского «амулета паутины». [34] обруч с плетеной веревкой или жилой, имитирующий паутину, используемый в качестве защитного талисмана для младенцев. [35] Согласно легенде оджибве, защитные чары происходят от Женщины-Паука , известной как Асибикааши ; который заботится о детях и людях на земле, и когда нация оджибве распространилась по углам Северной Америки, Асибикааши стало трудно охватить всех детей, поэтому матери и бабушки плели для детей паутину, которая имела апотропный эффект. цели и не были явно связаны со сновидениями. [35]

Похоронные практики

[ редактировать ]

Традиционный

[ редактировать ]

В традиции оджибве главная задача после смерти – как можно скорее похоронить тело, на следующий день или даже в день смерти. Это было важно, потому что позволяло духу умершего отправиться в место радости и счастья. Земля счастья, где обитают мертвые, называется Гаагиге Минаваанигозигивининг . [36] Это путешествие заняло четыре дня. Если приготовления к погребению не могли быть завершены в день смерти, гости и знахари должны были оставаться с умершим и его семьей, чтобы помочь оплакивать, а также петь песни и танцевать всю ночь. После завершения подготовки тело помещалось в согнутое положение коленями к груди. [37] В течение четырех дней дух путешествует к месту своей радости. Принято всегда держать еду рядом с могилой. Костер разжигают с заходом солнца и поддерживают его всю ночь. Еда должна помогать духу питаться во время путешествия, а дым от костра — указывать направление. По окончании четырехдневного путешествия устраивают пир, которым руководит главный знахарь . На празднике обязанностью главного знахаря является раздача определенных вещей умершего. Те, кто был выбран для получения вещей от умершего, должны обменять новый предмет одежды, и все это будет превращено в узел. Затем сверток с новой тряпкой и блюдо отдают ближайшему родственнику. Получатель комплекта должен затем найти людей, которых он или она считает достойными, и передать один из новых предметов одежды. [38]

Современный

[ редактировать ]

По словам Ли Стейплса, духовного лидера оджибве из индейской резервации Милле Лак, современные практики следуют тем же духовным верованиям и остаются довольно схожими. Когда человек умирает, в доме его семьи зажигается огонь, который также должен постоянно поддерживать огонь в течение четырех дней. В течение четырех дней духу также предлагается пища. Помимо еды, предлагается также табак, поскольку он считается одним из четырех священных лекарств, традиционно используемых общинами оджибве. В последнюю ночь приношения еды родственники также устраивают пир, который заканчивается последним курением приносимого табака или бросанием табака в огонь. Хотя в сегодняшних общинах в основном используются обычные гробы, берестяные спички закапывают вместе с телом в качестве инструмента, помогающего разжечь огонь, чтобы направить их путь к Гаагиге Минаваанигозигивининг . [36]

Этноботаника

[ редактировать ]

Растения, используемые оджибве, включают Agrimonia gryposepala , используемую при проблемах с мочеиспусканием, [39] и Pinus strobus , смола которого использовалась для лечения инфекций и гангрены . Корни Symphyotrichum novae-angliae курят в трубках, чтобы привлечь дичь. [40] Allium tricoccum едят как часть кухни оджибве. [41] Также используют отвар как быстродействующее рвотное средство . [42] настой В качестве лекарственного alba ) (подвида Silene latifolia применяют средства . [43] Южные оджибва используют отвар корня фиалки канадской при болях в области мочевого пузыря. [44] Документально подтверждено, что оджибва использовали корень Uvularia grandiflora при болях в солнечном сплетении , которые могут относиться к плевриту . [45] Принимают составной отвар корня железистого рибеса при болях в спине и при «женской слабости». [46]

Оджибве едят клубнелуковицы Sagittaria cuneata при расстройстве желудка, а также в пищу в вареном, сушеном или засахаренном виде с кленовым сахаром. Ондатры и бобры хранят их в больших тайниках, которые они научились распознавать и присваивать. [47] Принимают настой Antennaria Howellii ssp. neodioica после родов для очищения последа и заживления. [48] Используют корни солидаго жесткого , используя отвар корня в качестве клизмы. [49] и принимайте настой корня для «остановки мочи». [50] Они используют Abies balsamea ; плавление жвачки на теплых камнях и вдыхание ее паров от головной боли. [51] также используют в качестве травяного отвара при ревматических суставах. Отвар корня [51] Они также смешивают камедь с медвежьим жиром и используют ее как мазь для волос. [52] Они используют игольчатые листья как часть церемонии, связанной с паровой баней, используют жевательную резинку при простуде и вдыхают дым листьев при простуде. [53] Они используют растение как лекарство от кашля. [54] Жевательная резинка используется при язвах, а состав, содержащий листья, используется в качестве промывания. Жидкий бальзам от волдырей на коре применяют при воспаленных глазах. [53] Они дважды кипятят смолу и добавляют ее в сало или жир, чтобы сделать смолу для каноэ. [55] Камедь коры принимают при болях в груди при простуде, прикладывают к порезам и язвам, а отвар коры применяют для стимуляции потоотделения. Камедь коры также принимают при гонорее . [56] Отвар (чай) измельченного в порошок корня Onoclea sensibilis применяют для стимуляции выделения молока у пациенток женского пола. [57]

В своей «Истории народа оджибве» (1855 г.) Уильям У. Уоррен зафиксировал 10 основных подразделений оджибве в Соединенных Штатах. Он по ошибке не упомянул оджибве, проживающих в Мичигане, западной Миннесоте и на западе, а также на всей территории Канады. Если добавить идентифицированные основные исторические группы, расположенные в Мичигане и Онтарио, количество станет 15: [ нужна ссылка ]

Английское имя Имя оджибве
(в написании с двумя гласными)
Расположение
Сото Баавитиговининиваг Су-Сент. Мари область Онтарио и Мичигана
Пограничники Биитан-акиинг-энабиджиг Долины рек Санта-Крус-Намекагон в восточной Миннесоте и северном Висконсине.
Группа озера Верхнее Гичи-гамивининиваг южный берег озера Верхнее
Группа реки Миссисипи Гичи-зиибивининиваг верховья реки Миссисипи в Миннесоте
Группа дождливого озера Гудживининиваг Дождливое озеро и река , около северной границы Миннесоты.
Ricing-Рельсы Мануминикешииняг вдоль истоков реки Санта-Крус в Висконсине и Миннесоте
Грабители Макандвевининиваг Северо-центральная часть Миннесоты и истоки рек Миссисипи
Миссиссогас Миссия-zaagiwininiwag к северу от озера Эри , простирается к северу от озера Гурон около реки Миссиссауги.
Dokis Band (группы Докиса и Рестуля) Вдоль региона Френч-Ривер (Вемитигой-Сиби) (включая Литтл-Френч-Ривер (Зиибийнс) и Рестул ) в Онтарио, недалеко от озера Ниписсинг.
Группа озера Оттава (Lac Courte Oreilles) Одаваа-заага'игианивининиваг Лак-Курт-Орей , Висконсин
Группа Вуд Форте Загаакваандаговининиваг к северу от озера Верхнее
Группа Лак дю Фламбо Ваасвааганивининиваг исток реки Висконсин
Группа ондатры Портедж Важашк-Онигамининиваг северо-западный берег озера Верхнее на границе Канады и США.
Группа Номпинг Ноопиминг Аже-ининиваг к северо-востоку от озера Верхнее и к западу от озера Ниписсинг

Многочисленные коренные народы, племена и группы оджибве существуют сегодня в Канаде и Соединенных Штатах. [ нужна ссылка ] См. также список сообществ Сото .

Известные исторические оджибве

[ редактировать ]

Оджибве 20-го и 21-го веков следует перечислять по отдельным племенам.

Оджибвийские договоры

[ редактировать ]
Карта маршрута Скулкрафта 1831 года с указанием поселений и дорог оджибве (NAID 102278798)
Договоры с Францией
Договоры с Великобританией и Соединенным Королевством
Договоры с Канадой
Договоры с Соединенными Штатами

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «CDC – Американцы – Индейцы – Аляска – Коренные жители – Население – Расовые – Этнические – Меньшинства – Здоровье меньшинств» . 2 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Оджибве - Канадская энциклопедия» .
  3. ^ Jump up to: а б Джелсинг, Каден Марк (2023). Суверенное будущее: пророчества коренных народов и поселенцев на двух американских «северо-западах» девятнадцатого века (докторская диссертация). Университет Британской Колумбии . п. 57. ᐅᒋᐻᐘᑭ
  4. ^ Спенсер, Келли (31 августа 2020 г.). «Наскальные рисунки Киномаагеваабконга» . Новости Норфолка и Тилсонбурга . Проверено 31 января 2021 г.
  5. ^ «ПЛЯЖНЫЙ ДОМ – МИФ» . Ютуб . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 г.
  6. ^ Редикс, Эрик М. (8 октября 2018 г.). «Корни кленового шугаринга у оджибве уходят глубоко» . МиннПост . Проверено 10 июня 2023 г.
  7. ^ «Анишинабе» . Электронный музей Университета штата Миннесота . Государственный университет Миннесоты. Манкато. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 г. Проверено 16 марта 2010 г.
  8. ^ «Оджибве | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 31 января 2021 г.
  9. ^ Задание 1. Знакомство с Анишинабе/оджибве/чиппева, Анишинабе/оджибве/чиппева: план урока по культуре индийской нации, Национальный фонд гуманитарных наук, 2023, 400 7th Street SW., Вашингтон, округ Колумбия [1]
  10. ^ «Батчевана – История» . batewana.ca . Проверено 31 января 2021 г.
  11. ^ «Microsoft Word — лучший словарь для печати за 2004 год Finalpdf.doc» (PDF) . Проверено 2 января 2011 г.
  12. ^ Уоррен, Уильям В. (1984) [1885]. История народа оджибвеев . Пресса Исторического общества Миннесоты. п. 36. ISBN  0-87351-162-Х .
  13. ^ Луиза Эрдрич, Книги и острова в стране оджибве (2003). Архивировано 26 сентября 2007 года в Wayback Machine.
  14. ^ Джонстон, Бэзил. (2007) Тезаурус Анишинаубае ISBN   0-87013-753-0
  15. ^ Единство трех огней: Анишнаабег на границе озера Гурон . Фил Беллфи. 2011. Университет Небраски.
  16. ^ «Индекс культурных площадей коренных народов» . Канадский музей цивилизации .
  17. ^ «Анисинаабемовин: язык оджибве | Канадская энциклопедия» . www.thecanadianencyclepedia.ca . Проверено 31 января 2021 г.
  18. ^ Рой, Лориен. «Оджибва» . Страны и их культуры . Проверено 9 августа 2016 г.
  19. ^ Энтони, Дэвид. Лошадь, колесо и язык , Princeton University Press , 2007, стр. 102
  20. ^ «Беседы о примирении: «Тиотя:ке и Мунияанг: признание земли». » . Онишка . Монреаль. 6 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г. - через Indigenous Contemporary Scene.
  21. ^ Шмальц, Питер (май 1992 г.). «Оджибва южного Онтарио» . Histoire Sociale / Социальная история . Проверено 1 сентября 2018 г.
  22. ^ «Атлас Канады: исторические индийские договоры» . Проверено 1 марта 2018 г.
  23. ^ Гевинсон, Алан. «Какие индейские племена вступили в союз с французами?» . www.teachinghistory.org . Проверено 23 сентября 2011 г.
  24. ^ Джеймс А. Клифтон, «Марш смерти в Висконсине: объяснение крайностей в переселении древних индейцев Северо-Запада» , в Трудах Висконсинской академии наук, искусств и литературы , 1987, 5: 1–40, по состоянию на 2 марта 2010 г.
  25. ^ «Договор между индейцами оттава, чиппева, виандот и потаватоми» . Всемирная цифровая библиотека . 17 ноября 1807 г. Проверено 3 августа 2013 г.
  26. ^ Джонсон, Майкл Г. (2016). Оджибва — народ лесов и прерий . Книги Светлячка.
  27. ^ «В племенах по всей Миннесоте укореняется движение за еду коренных народов» . Звездная Трибьюн .
  28. ^ «Аборигенная еда меняет диету и жизнь коренных американцев» .
  29. ^ «Анишинабе» .
  30. ^ Чайлд, Бренда Дж. (2012). Удерживая наш мир вместе: женщины оджибве и выживание сообщества . Пингвин. ISBN  9781101560259 .
  31. ^ «Культура оджибве». Архивировано 23 июня 2015 г. в Wayback Machine , Публичный музей Милуоки, по состоянию на 10 декабря 2011 г.
  32. ^ Биллард, Жюль Б. (1989). «Н. Скотт Момадэй «Я жив…» ». Мир американских индейцев, Том «История человека». Библиотека . Вашингтон, округ Колумбия: Национальное географическое общество . п. 13. ISBN  0-87044-799-8 .
  33. ^ Команда Форво. "Произношение Aanii: Как произносится Aanii, язык: оджибва " Форво.com . Получено 0 марта 2021 г.
  34. ^ Джим Грейт Элк Уотерс (2002), Вид из Медисин-Лодж , Seven Locks Press, стр. 111.
  35. ^ Jump up to: а б Денсмор 1970 , с. 113.
  36. ^ Jump up to: а б Эллис, Эллари. «Дух мертвых согласно верованиям оджибве». SevenPonds , Семь прудов, 8 декабря 2016 г., blog.sevenponds.com/cultural-perspectives/the-spirit-of-the-dead-according-to-ojibwe-beliefs.
  37. ^ Хильгер, М. Инес (1944), Погребение и траурные обычаи Чиппева. Американский антрополог, 46: 564–568. дои : 10.1525/aa.1944.46.4.02a00240
  38. ^ Джеймс А. Клифтон, «Марш смерти в Висконсине: объяснение крайностей в переселении древних индейцев Северо-Запада», в Трудах Висконсинской академии наук, искусств и литературы , 1987, 5: 1–40.
  39. ^ Дэниел Э. Моерман (2009). Лекарственные растения коренных американцев: Этноботанический словарь . Лесной пресс. стр. 52–53 . ISBN  978-0-88192-987-4 .
  40. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928. Использование растений индейцами чиппева. Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379 (стр. 376)
  41. ^ Смит 1932 , с. 104.
  42. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928. Использование растений индейцами чиппева. Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379 (стр. 346)
  43. ^ Смит 1932 , с. 361.
  44. ^ Хоффман, WJ, 1891, Мидевивин или «Общество великой медицины» оджибвы, Годовой отчет SI-BAE № 7, стр. 201
  45. ^ Смит, Гурон Х., 1932, Этноботаника индейцев оджибве, Бюллетень Общественного музея Милуоки 4: 327–525, стр. 374
  46. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928. Использование растений индейцами чиппева. Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379 (стр. 356)
  47. ^ Смит 1932 , с. 396.
  48. ^ Смит 1932 , с. 363.
  49. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928, Использование растений индейцами чиппева, Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379, стр. 364 (Примечание: этот источник взят из базы данных этноботаники коренных американцев < http://naeb.brit.org/ >, в которой это растение указано как Oligoneuron Ridum var. Rigidum.) По состоянию на 19 января 2018 г.
  50. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928, Использование растений индейцами чиппева, Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379, стр. 348 (Примечание: этот источник взят из базы данных этноботаники коренных американцев < http://naeb.brit.org/ >, в которой это растение указано как Oligoneuron Rigidum var. Rigidum). По состоянию на 19 января 2018 г.
  51. ^ Jump up to: а б Денсмор, Фрэнсис, 1928, Использование растений индейцами чиппева, Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379, стр. 338
  52. ^ Денсмор, Фрэнсис, 1928, Использование растений индейцами чиппева, Годовой отчет SI-BAE № 44: 273–379, стр. 350
  53. ^ Jump up to: а б Смит, Гурон Х., 1932, Этноботаника индейцев оджибве, Бюллетень Общественного музея Милуоки 4:327–525, стр. 378
  54. ^ Рейган, Альберт Б., 1928, Растения, используемые индейцами Буа Форт Чиппева (оджибва) Миннесоты, археолог Висконсина 7 (4): 230–248, стр. 244
  55. ^ Смит 1932 , с. 420.
  56. ^ Хоффман, WJ, 1891, Мидевивин или «Общество великой медицины» оджибвы, Годовой отчет SI-BAE № 7, стр. 198
  57. ^ Смит 1932 , с. 382.
  58. ^ «Портрет Стивена Бонги» , Wisconsin Historical Images, по состоянию на 23 января 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Денсмор, Фрэнсис (1970) [1929]. Таможня Чиппева . Пресса Исторического общества Миннесоты.
  • Х. Хикерсон, Чиппева и их соседи (1970)
  • Р. Ландес , Социология оджибвы (1937, переиздание 1969 г.)
  • Р. Ландес, Женщина-Оджибва (1938, репродукция 1971 г.)
  • Смит, Гурон Х. (1932). «Этноботаника индейцев оджибве». Бюллетень Общественного музея Милуоки (4): 327–525.
  • Ф. Симингтон, Канадский индеец (1969)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аанин Донг: Словарный проект оджибве. Сент-Луис Сент-Пол: Гуманитарный центр Миннесоты, 2009 г.
  • Бейкер, Джоселин (1936). «Оджибва Лесного озера». Канадский географический журнал . 12 (1): 47–54.
  • Бенто-Банаи, Эдвард (2004). Создание - от оджибвы. Книга Мишомиса.
  • Чайлд, Бренда Дж. (2014). Стучащие палки моего дедушки: семейная жизнь и труд оджибве в резервации. Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты.
  • Данцигер, Э.Дж. младший (1978). Чиппева озера Верхнее . Норман: Университет Оклахомы Пресс .
  • Отрицание, Кэтрин Дж. (2013). Заключение брака: мужья, жены и американское государство в Дакоте и стране оджибве. Сент-Пол, Миннесота: Издательство Исторического общества Миннесоты.
  • Денсмор, Ф. (1979). Обычаи Чиппева . Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты. (Опубликовано первоначально в 1929 г.)
  • Грим, Дж. А. (1983). Шаман: Образцы религиозного исцеления у индейцев оджибвеев . Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  • Гросс, Л.В. (2002). Комическое видение культуры и религии Анишинаабе . Ежеквартальный журнал американских индейцев, 26, 436–459.
  • Хауз, Джозеф. Грамматика языка кри; С чем сочетается анализ диалекта Чиппуэй . Лондон: JGF и Дж. Ривингтон, 1844 г.
  • Джонстон, Б. (1976). Оджибвейское наследие . Торонто: Макклелланд и Стюарт.
  • Лонг, Дж. Путешествия и путешествия индийского переводчика и торговца, описывающие нравы и обычаи североамериканских индейцев, с описанием постов, расположенных на реке Сен-Лоранс, озере Онтарио и т. д., к которому добавлен словарь. языка чиппуэй... Список слов на языках ирокезов, мехеганов, шавани и эскимосов, а также таблица, показывающая аналогию между языками алгонкинов и чипвеев . Лондон: Робсон, 1791.
  • Николс, Дж. Д., и Нихолм, Э. (1995). Краткий словарь миннесотского оджибве Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
  • Трейер, Антон. Все, что вы хотели знать об индейцах, но боялись спросить . Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты, 2012.
  • Трейер, Антон. Убийство Дыры в Дне . Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты, 2011.
  • Трейер, Антон. Оджибве в Миннесоте. Сент-Луис Сент-Пол: Историческое общество Миннесоты . Сент-Луис Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты, 2010.
  • Трейер, Антон. Жизнь на нашем языке: сказки оджибве и устные истории. Сент-Пол: Издательство Исторического общества Миннесоты, 2001.
  • Визенор, Г. (1972). Вечное небо: новые голоса народа чиппева . Нью-Йорк: Crowell-Collier Press.
  • Визенор, Г. (1981). Лето весной: оджибвийские лирические стихи и племенные рассказы . Миннеаполис: Нодин Пресс.
  • Визенор, Г. (1984). Люди по имени чиппева: Повествовательные истории . Миннеаполис: Университет Миннесоты Press.
  • Уоррен, Уильям В. (1851). История народа оджибвеев.
  • Уайт, Ричард (1991). Золотая середина: индейцы, империи и республики в районе Великих озер, 1650–1815 гг. (Исследования по истории североамериканских индейцев) Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Англия.
  • Уайт, Ричард (31 июля 2000 г.). Чиппевас из Солта. Новости племени Солт.
  • Вуб-е-ке-нью. (1995). Мы имеем право на существование: перевод мысли коренных народов . Нью-Йорк: Black Thistle Press.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88982a0b68f2775fe50e097246f352a5__1720440840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/a5/88982a0b68f2775fe50e097246f352a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ojibwe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)