Подводная лодка типа XXIII
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2021 г. ) |
Рендеринг подводной лодки типа XXIII.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители |
|
Операторы | |
Предшественник |
|
Преемник | Береговая подводная лодка типа 201 |
Построен | 1944–1945 |
В комиссии | 1944–1968 |
Планируется | 980 [ 1 ] |
Завершенный | 61 |
Потерянный | 7 |
Общие характеристики | |
Тип | Береговая подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 34,68 м (113 футов 9 + 1 ⁄ 2 дюйма) |
Луч | 3,02 м (9 футов 11 дюймов) |
Черновик | 3,66 м (12 футов 0 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Глубина испытания | 180 м (590 футов) |
Дополнить | 14–18 |
Вооружение |
|
Немецкие подводные лодки типа XXIII были первыми так называемыми электроботами («электрическими лодками»), вступившими в строй. Это были небольшие прибрежные подводные лодки, предназначенные для работы на мелководье Северного , Черного и Средиземного морей , где более крупные электрические лодки типа XXI подвергались риску во время Второй мировой войны . Они были настолько малы, что могли нести только две торпеды , которые приходилось заряжать снаружи. Как и их гораздо более крупные сестры — Тип XXI — они могли оставаться под водой почти все время и были быстрее обычных подводных лодок благодаря улучшенной обтекаемости их формы, батареям большей емкости и трубке , которая позволяла дизельные двигатели, которые будут использоваться под водой. Подводные лодки типов XXI и XXIII произвели революцию в послевоенном проектировании подводных лодок. К концу Второй мировой войны было спроектировано около тысячи лодок Типа XXIII, но большинство из них были либо отменены, списаны в некомплекте, либо только проектировались. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Когда в конце 1942 года началась разработка подводной лодки Типа XXI, было предложено одновременно разработать уменьшенную версию, включающую ту же передовую технологию, для замены прибрежной подводной лодки Типа II . Адмирал Карл Дёниц добавил два требования: поскольку лодка должна была действовать в Средиземном и Черном морях , ее необходимо было транспортировать по железной дороге, и она должна была использовать стандартные торпедные аппараты диаметром 53,3 см (21 дюйм).
Разработке Type XXIII уделялось первоочередное внимание с упором на максимально возможное использование существующих компонентов. Чтобы сократить время разработки, Хельмут Вальтер спроектировал новую подводную лодку на основе предыдущего прототипа Типа XXII . К 30 июня 1943 года проект был готов, и строительство началось параллельно на нескольких верфях Германии, Франции, Италии и Украины. Головным подрядчиком выступила компания Deutsche Werft в Гамбурге .
Как и Тип XXI, Тип XXIII предполагалось строить секциями, причем различные модули производились разными субподрядчиками. Некоторые из них должны были собираться на зарубежных заводах, в том числе от U-2446 до U-2460 на заводе Deutsche Werft в Николаеве , Южная Украина. Они были переведены на верфь в Линцнере 1 мая 1944 года и впоследствии аннулированы. [ 2 ] В конце концов, обстоятельства привели к тому, что строительство было сосредоточено на предприятиях Germaniawerft в Киле и Deutsche Werft в Гамбурге , Germaniawerft Building 51 и Deutsche Werft 49. Из 280 заказанных подводных лодок только 61 вступила в строй, и только 6 когда-либо несли военное патрулирование.
Описание
[ редактировать ]Тип XXIII имел цельносварной однокорпусный корпус и был первой подводной лодкой такой конструкции. Он имел полностью обтекаемый внешний корпус и, помимо относительно небольшой боевой рубки и обтекателя, в котором размещался глушитель дизельного двигателя, имел незагроможденную верхнюю палубу. В соответствии с практикой проектирования Уолтера, передних гидропланов не было , хотя они были добавлены позже.
Подводная лодка приводилась в движение одним трехлопастным винтом и управлялась одним рулем направления. Как и в случае с Типом XXI, нижняя часть корпуса в форме восьмерки использовалась для размещения большой 62-элементной батареи. [ 3 ]
Чтобы лодку можно было транспортировать по железной дороге, секции корпуса пришлось ограничить в размерах, чтобы они соответствовали стандартной габариту погрузки . Для транспортировки корпус разобрали на четыре секции и убрали мост. Из-за нехватки места носовую часть пришлось сделать как можно короче, а это означало, что можно было установить только два торпедных аппарата и нельзя было нести торпеды с перезарядкой. Торпеды загружались путем балластировки подводной лодки на корме, так что носовая часть подводной лодки поднималась над водой, и торпеды можно было загрузить прямо в свои аппараты с баржи. [ 4 ] Тип XXIII показал отличные характеристики управляемости и был очень маневренным как на поверхности, так и под водой. Время его аварийного погружения составляло 9 секунд, а максимальная глубина погружения — 180 метров (98 саженей). В подводном положении его скорость составляла 12 + 1 ⁄ узла (23 км/ч), а на поверхности его скорость составляла 9 узлов (17 км/ч). Подводная скорость 10 + 1 ⁄ 2 узла (19 км/ч). Во время подводного плавания можно достичь скорости [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Первые сорок девять лодок ( от U-2321 до U-2331 и от U-2334 до U-2371 ) были заказаны у Deutsche Werft, Гамбург, а две ( U-2332 и U-2333 ) были заказаны у Friedrich Krupp Germaniawerft ». двор в Киле. Еще двадцать девять лодок ( от U-2372 до U-2400 ) были заказаны на оккупированных во время войны верфях Deutsche Werft в Тулоне, но первые девять из них были списаны незавершенными на стапелях, а остальные так и не были сданы в эксплуатацию.
Еще шестьдесят было приказано построить компании на других верфях в оккупированных странах: тридцать в Генуе ( от U-2401 до U-2430 ), пятнадцать в Монфальконе ( от U-2431 до U-2445 ) и еще пятнадцать в Николаеве и Линце ( от U-2446 до U-2460 ), где еще сорок ( от U-2461 до U-2500 ) планировались, но так и не были заказаны. Все это было отменено и так и не началось.
Восемьсот дополнительных единиц планировалось построить на Deutsche Werft - пятьсот в Гамбурге ( от U-4001 до U-4500 ), из которых первые 120 были заказаны и запущены в эксплуатацию, впоследствии были списаны незавершенными, а остальные отменены и так и не были начаты; и триста в Киле ( от U-4701 до U-5000 ), где фактически было построено одиннадцать ( от U-4701 до U-4712 , исключая U-4708 ) (заказы на U-4713 – -4891 U-4891 были отменены, а на U-4713 — U от 4892 до U-5000 ). проектировались только ).
Первый тип XXIII, U-2321 , был запущен с Deutsche Werft в Гамбурге 17 апреля 1944 года. Это был один из шести XXIII, которые отправились в оперативное патрулирование вокруг Британских островов в начале 1945 года. Сорок восемь других последовали за ним с Deutsche Werft и четырнадцать из Germaniawerft в Киле . U-4712 была запущена последней — 1 марта 1945 года.
История обслуживания
[ редактировать ]Ни один из шести действующих типов XXIII — U-2321 , U-2322 , U-2324 , U-2326 , U-2329 и U-2336 — не был потоплен кораблями союзников, но они потопили четыре корабля на общую сумму 7392 брутто. регистровые тонны (GRT).
Первое военное патрулирование Типа XXIII началось в конце войны, когда U-2324 вышла из Киля 18 января 1945 года. Хотя ей суждено было пережить войну, она не потопила ни одного вражеского судна. Первым типом XXIII, добившимся боевых успехов, была U-2322 , которой командовал оберлейтенант цур Зее Фритьоф Хекель. Отправляясь с норвежской базы 6 февраля 1945 года, он встретил конвой у Бервика , Нортумберленд , и потопил каботажное судно «Эгхольм» 25 февраля . U-2321 , действовавшая с той же базы, потопила каботажное судно «Гасрей» 5 апреля 1945 года у Сент-Эббс-Хед . U-2336 под командованием капитан-лейтенанта Эмиля Клусмайера позже потопила последние корабли союзников, потерянные в европейской войне, 7 мая 1945 года, когда она торпедировала грузовые суда Sneland I и Avondale Park у острова Мэй в заливе Ферт-оф-Форт . [ 6 ]
«Снеланд I» и « Эвондейл-парк» были затоплены около 23:03, менее чем за час до официальной капитуляции Германии, а « Эвондейл-парк» был последним торговым судном, потопленным подводной лодкой. В то время считалось, что капитанлейтенант Клусмайер, находившийся в своем первом патруле, намеренно проигнорировал приказ Дёница о прекращении огня; однако Клусмайер заявил, что так и не получил приказа. [ 7 ]
Потери
[ редактировать ]Семь самолетов типа XXIII были потеряны по разным причинам.
- U-2323 была потоплена корабельной миной 26 июля 1944 года.
- U-2331 погибла в результате несчастного случая на тренировках 10 октября 1944 года.
- U-2338 была потоплена британским самолетом Beaufighter , в результате чего погибли 12 членов экипажа и потопилась лодка к востоку-северо-востоку от Фредерисии в Дании 4 мая 1945 года, еще до того, как она отправилась в боевое патрулирование.
- U-2342 была заминирована и затоплена 26 декабря 1944 года.
- U-2344 была случайно протаранена и потоплена U-2336 18 февраля 1945 года.
- U-2359 была потоплена авиацией союзников 2 мая 1945 года.
- U-2367 была случайно протаранена и потоплена неопознанной подводной лодкой 5 мая 1945 года.
В начале мая 1945 года экипажи затопили 31 XXIII. 20 сдались союзникам и были потоплены в ходе операции «Дедлайт» . Только 3 — U-2326 (позже британская подводная лодка N35 ), U-2353 (позже британская подводная лодка N31 , затем советская подводная лодка М-51 ) и U-4706 (позже норвежская подводная лодка «Кнертер ») — пережили войну.
Послевоенный
[ редактировать ]Один тип XXIII был передан Советскому Союзу в соответствии с условиями Потсдамского соглашения , а второй экземпляр, как сообщается, был утилизирован в 1948 году. [ 2 ]
В 1956 году Бундесмарине подняло две лодки типа XXIII, U-2365 (затопленную в Каттегате в 1945 году) и U-2367 (затонувшую возле Шляймюнде после столкновения с другой подводной лодкой), и повторно ввела их в строй как подводную лодку . Hai (Акула) и U-Hecht (Щука) с номерами на вымпеле S 170 и S 171 соответственно. [ 6 ] У-Хай затонула во время шторма у Доггер-банки в сентябре 1966 года, забрав с собой 19 из 20 членов экипажа. Ее потеря — величайшая морская послевоенная катастрофа, которую немецкий флот пережил . Опыт, полученный на двух повторно введенных в строй подводных лодках, привел к строительству подводной лодки Тип 206 , которая использовалась до 2011 года.
Лодки в классе
[ редактировать ]Хотя всего было запланировано 980 подводных лодок типа XXIII, многие из них были списаны не полностью (или во многих случаях вообще не заказывались), было построено только следующее 61 судно:
- U-2321
- U-2322
- U-2323
- U-2324
- U-2325
- U-2326
- U-2327
- U-2328
- U-2329
- У-2330
- U-2331
- U-2332
- U-2333
- U-2334
- U-2335
- U-2336
- U-2337
- U-2338
- U-2339
- U-2340
- U-2341
- U-2342
- U-2343
- U-2344
- U-2345
- U-2346
- U-2347
- U-2348
- U-2349
- У-2350
- U-2351
- U-2352
- U-2353
- U-2354
- U-2355
- U-2356
- U-2357
- U-2358
- U-2359
- U-2360
- U-2361
- U-2362
- U-2363
- U-2364
- U-2365
- U-2366
- U-2367
- U-2368
- U-2369
- U-2371
- U-4701
- U-4702
- U-4703
- U-4704
- U-4705
- U-4706
- U-4707
- U-4709
- Ю-4710
- U-4711
- U-4712
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тревор Лентон, «Немецкие подводные лодки 2» (1965) в сериале Macdonald & Co « Военно-морские силы Второй мировой войны» .
- ^ Jump up to: а б Полмар, с. 322
- ^ Рёсслер (2001), стр. 209-210.
- ^ Уильямсон и Палмер 2002 , с. 37.
- ^ Уильямсон 2005 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Уильямсон 2005 , стр. 64–65.
- ^ Ланди, Иэн (25 января 2005 г.). «Эйвондейл Парк» . Шотландец .
Библиография
[ редактировать ]- Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг., Подводные лодки и минные корабли . Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-593-4 .
- Уильямсон, Гордон (2005). Волчья стая: История подводной лодки во Второй мировой войне . Скопа. ISBN 1841768723 .
- Уильямсон, Гордон; Палмер, Ян (2002). Подводные лодки Кригсмарине 1939-45: Том 2 . Издательство Оспри. ISBN 1-84176-364-0 .
- Полмар, Норман; Джурриен Нут (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718-1990 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Рёсслер, Эберхард (2001). Подводная лодка: эволюция и техническая история немецких подводных лодок . Лондон: ISBN Cassell & Co. 0-304-36120-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шарп, Питер (1998). Факты о подводных лодках: подробные истории службы подводных лодок, эксплуатировавшихся в Кригсмарине в 1935-1945 годах . Лестер: Издательство Midland Publishing. ISBN 1-85780-072-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хельгасон, Гудмундур. «Электролодки Тип XXIII» . Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны — uboat.net . Проверено 20 апреля 2015 г.