Такемикадзути
Такемикадзути | |
---|---|
Генеалогия | |
Родители |
|
Такемиказучи ( Takemikazuchi ) — божество в японской мифологии , считающееся богом грома. [2] и бог меча. [3] Он также участвовал в том, что считается первым сумо зарегистрированным в истории поединком по .
Он также известен как « Ками Касимы» ( Кашима-но-ками ), главное божество, почитаемое в святилище Касима в Касима, Ибараки (и во всех других вспомогательных святилищах Касима). [2] [4] На намазу-э, или отпечатках сома периода Эдо , Такемикадзути/Кашима изображен пытающимся подчинить себе Намадзу , гигантского сома, предположительно обитавшего в канаме-иси ( 要石 , «прижимающая скала») японской суши и вызывающего его землетрясения . [2] [4]
Формы имени
[ редактировать ]В Кодзики бог известен как Такемикадзути-но-о-но ками (建御雷之男神 – «Храбрый Могучий Громовержец»). [5] Он также носит альтернативные имена Такефуцу-но-ками ( 狗都神 ) и Тоёфуцу-но-ками ( 豊布都神 ) . [6] [7]
Рождение богов
[ редактировать ]В эпизодах «Камиуми » («рождение богов») Кодзики бог творения Идзанаги отрубает голову огненному божеству Кагу-цучи , после чего кровь из меча ( Тоцука-но-Цуруги ) забрызгала камни и дала рождение нескольких божеств. Кровь из кончика меча породила одну триаду божеств, а кровь у основания клинка породила другую триаду, в которую входил Такемикадзути (здесь Чемберлен называет его «Храбрый-ужасный-обладающий-мужчина-божество»). [6] [7]
Название десятикулачного меча, которым владел Идзанаги, в постписании дано как Аме-но-охабари , иначе известное как Ицу-но-охабари. [4] (Соответственно, Такемикадзути упоминается в некоторых отрывках как ребенок Ицу-но-о хабари. См. следующий раздел ).
В «Нихон Сёки» тот же эпизод приводится в той же самой сути, хотя и более расплывчато в отношении этого божества. [8] [9]
Подавление Срединной страны
[ редактировать ]В эпизодах, где боги небесных равнин ( Такама-га-хара ) обдумывают и осуществляют завоевание земного мира, известного как Срединная Страна ( Ашихара-но Накацукуни ), Такемикадзути — один из главных делегатов, посланных для подчинения земных божеств. ( куни-цу-ками ).
В главе «Кодзики » (глава «Завоевание Идзумо ») небесные божества Аматэрасу и Такамусуби постановили, что либо Такемикадзути, либо его отец Ицу-но-охабари («Небесное острие-лезвие») должны быть отправлены для завоевания. Ицу-но-охабари (который ранее появлялся как десятикулачный меч) здесь обладает разумом и речью разумного бога, и он вызвал своего сына Такемикадзути для кампании по подчинению. Такемикадзути сопровождал Амэ-но-торифунэ. [ и ] «Божество-Лодка-Небесная Птица» (которое может быть не только богом, но и лодкой) [10] [11]
Два божества достигли земли Идзумо в месте, называемом «маленький берег Изаса/Инаса» ( 伊耶佐小浜 ) , и воткнули «десятипалый меч» ( Тоцука-но-Цуруги ) вверх тормашками на гребень. волны и сел на нее, требуя, чтобы местный бог Окунинуши уступил им провинцию Идзумо. Окунинуши ответил, что отложит решение на усмотрение своих детей-божеств и последует их примеру в совете. Одного из них, Котосиронуши или Яэ-Котосиронуши («Мастер восьмизначных знаков»), который был на рыбалке, легко убедили отказаться от своей власти и уйти в уединение.
Другой, Такеминаката, не уступил бы, не проверив свои силы против Такемикадзути. Когда претендент схватил руку Такемикадзути, она превратилась в сосульку, а затем в меч, заставив его съежиться. Затем Такемикадзути схватил Такеминакату за руку, раздавив ее, как молодой тростник. [2] Претендент, преследуемый к морю возле Сува Синано ( 科野国之州羽海 , в Кодзики ) , просил о помиловании его жизни, обещая держать себя в изгнании в этом регионе (таким образом побеждённый Такеминаката стал главным божеством Великого святилища Сува в префектуре Нагано ). [2] [11]
Рукопашный бой между двумя божествами считается мифическим происхождением борьбы сумо . [12]
Нихон Сёки называет Такемикадзути другого партнера в деле завоевания земель Срединной страны. Этот партнер - Фуцунуши (бог, который не упоминается в Кодзики в эпизоде рождения богов). [4] как и этот эпизод). [13] [14]
Подобно тому, как Такемикадзути был главным божеством святилища Касима , этот Фуцунуши был главой святилища Катори . [4] [15] В первые века, когда правители Ямато вели кампании в регионах Канто и Тохоку , они молились этим двум богам войны о военном успехе, так что вспомогательные святилища двух богов были разбросаны по всем этим регионам. [15] Погребение божеств в Касиме и Катори кратко упоминается в Кого Шуй (807 г.). [4]
В отчете Нихон Сёки есть и другие неточности. Пляж, куда боги воткнули «десятеричний меч», здесь называется «Итаса». Главного бога Идзумо (Окунинуси) зовут по имени Оанамути. [примечания 1] Борцовский поединок с Такеминакатой отсутствует. В конце концов, Оанамути/Окунинуси выразил свое послушание, подарив широкое копье, которым он умиротворял землю. [13] [14] Перейдя к более позднему отрывку (после отступления по другим вопросам), Нихон Сёки пересказывает высадку Такемикадзути и Фуцунуши на пляж, на этот раз заявляя, что Оанамути устно выразил сопротивление отказу от своего правления, пока небесные боги не пообещали ему роскошную резиденцию в качестве компенсации за его отречение. . [16] [17]
К этим двум отрывкам прилагается упоминание о звездном божестве по имени Аматсу-Микабоси , которое сопротивлялось до конца и которого Такемикадзути и Фуцунуши особенно стремились победить. В последнем отрывке говорится, что существо, подчинившее звездного бога, которого называют Иваи-но нуси ( 斎の大人 ), почитается в Катори, намекая, что это может быть Фуцунуши. [18] Однако в более раннем отрывке говорится, что бог по имени Такехадзучи был победителем звездного бога. [19]
Завоевание Востока императором Дзимму
[ редактировать ]Меч Такемикадзути помог императору Дзимму в его покорении востока. В Кумано Император и его войска либо потеряли сознание из-за появления медведя ( Кодзики ) , либо потеряли сознание. [20] [21] или сильно ослабленный ядовитыми испарениями, извергаемыми местными богами ( Нихон Сёки ). [22] [23] Но человек по имени Такакураджи преподнес в дар меч, император проснулся, и без того, чтобы он едва размахивал этим оружием, злые божества Кумано были спонтанно уничтожены. Когда Дзимму спросил, Таккурадзи объяснил, что ему было видение во сне, где верховные божества Аматэрасу и Такамусуби собирались приказать Такемикадзути снова спуститься на землю, чтобы умиротворить земли, на этот раз, чтобы помочь императору. Однако Такемизути ответил, что будет достаточно послать вниз меч, который он использовал во время своих кампаний, и, просверлив дыру в складе Такакураджи, положил меч на хранение, попросив человека передать его императору Дзимму. Этот меч носил имена Фуцу-но-митама ( 布都御魂 ) , Садзи-фуцу-но-ками ( 佐士布都神 ) и Мика-фуцу-но ками ( 甕布都神 ) . [21] Этот меч является главным посвящением ( госинтай ), хранящимся в храме Исоноками . [20]
Комментарий
[ редактировать ]По словам Ивао Ова [ и ] в своем «Дзиндзя то кодай Окэн саиси » (1989) Такемикадзути изначально был местным богом ( куницуками ), почитаемым кланом О ( 多士 , Оно удзи , также пишется как 大士 ) , [24] и был богом морских путешествий. [24] Однако клан Накатоми также имеет корни в этом регионе, и когда они взяли на себя управление священническими обязанностями клана О, они объявили Такемикадзути удзигами (клановым божеством) клана Накатоми. Ова продолжает теоретизировать, что клан О изначально был Оми ( 大忌 , «большое табу (священство)» ) , но был узурпирован Накатоми, которые были среди «меньшего жречества» (последние утверждают, что произошли от клана Инбэ ( 忌部)氏 ) ). [24]
Клан Накатоми, по сути жреческая ветвь клана Фудзивара , также поместил почитание Такемикадзути в Касуга-тайся в Наре . [24] (Бог грома — один из нескольких почитаемых богов.)
Когда королевство Ямато распространило контроль на восточные владения, Касима ( Кашима, Ибараки ) стал важной базой. Армии и генералы Ямато часто молились божествам Касима и Катори о военном успехе против непримиримых противников на востоке. Таким образом, Такемикадзути стал важным божеством императорской династии.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Такемикадзути — второстепенный персонаж популярного манги и аниме-сериала « Норагами» .
- Такемикадзути — лидер семьи Такемикадзути в манге и аниме DanMachi .
- В видеоигре Persona 4 Таке-Микадзути — Кандзи Тацуми . первая Персона
- Такемикадзути — имя одного из Высших Существ в серии Overlord .
- Есть дигимон по имени Казучимон. Вместе с другим дигимоном по имени Фенрилоогамон, оба могут преобразовать ДНК в свою объединенную форму, известную как Фенрилоогамон: Такемиказучи.
- В видеоигре Naruto Shippuden: Ultimate Ninja Storm 4 Саске Учиха может использовать Абсолютный прием под названием «Такемикадзути».
- В визуальном романе Muv-Luv Alternative Type-00 Takemikazuchi — это имя лучшего тактического надводного истребителя Императорских сил обороны материковой части Японии, доступного только пилотам Имперской королевской гвардии.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Охо-на-моти в Aston 1896 г.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Комукай 1992 , стр.77 содержит сопоставимое намазу-э ( Касима Канамейси Синдзу , бог которого как Такемикадзути
- ^ Jump up to: а б с д и Ашкенази, Майкл (2003). Справочник японской мифологии . АВС-КЛИО. п. 266 . ISBN 9781576074671 .
- ^ Сёэй Мишина (1969) [1968], «Такемикадзути», Всемирная энциклопедия (Сэкай хякка дзитен) , том 14, Хэйбонся, стр. 367.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оувеханд, Корнелис; Логунова, Вера Васильевна (1964). Намазу-э и их темы: интерпретативный подход к некоторым аспектам японской народной религии . Архив Брилла. стр. 57–. , дает меч как «Ицу-но-о хабари»
- ^ Хельдт, Густав. Кодзики: рассказ о древних делах . Издательство Колумбийского университета, 2014.
- ^ Jump up to: а б Чемберлен 1919 , §VIII, Убийство огненного божества, стр.35–
- ^ Jump up to: а б Такэда 1996 г. Текст стр. 27/ мод.
- ^ Астон 1896 , стр. 28–29;
- ↑ Удзитани 1988 «Нихонсёки» 1 стр.26
- ^ Чемберлен 1919 , §XXXII, Отречение божества Хозяина Великой Земли, стр.121-
- ^ Jump up to: а б Такеда 1996 г. Текст стр. 60/ мод.
- ^ Мицузо Хикояма (1969) [1968], «すもう», Sekai hyakka jiten , т. 12, Хэйбонся, стр. 597.
- ^ Jump up to: а б Астон 1896 , Глава: Эпоха Богов II, стр.67-70.
- ^ Jump up to: а б Удзитани 1988 «Нихонсоки» 1 стр.56-8
- ^ Jump up to: а б Масаичи Такэда (1969) [1968], «Кашима Дзиндзя», Всемирная энциклопедия (Сэкай хякка дзитен) , т. 4, Хэйбонся, стр. 404.
- ^ Астон 1896 , Глава: Эпоха богов II, стр.79-80.
- ^ Удзитани 1988 "Нихонсоки" стр.64-6
- ^ Хигути (1985). Ёсиясу Терадзима; Исао Симада, Мотоми Хейбонша, стр. 10. ISBN. 9784582804478 . подписывается на это мнение
- ^ Удзитани 1988 "Нихонсёки" стр.64, 58
- ^ Jump up to: а б Такеда 1996 г. Текст стр. 77-8/ мод.
- ^ Jump up to: а б Чемберлен 1919 , §XLV.—Император Джим-му (Часть II.—Крест-меч, ниспосланный с небес)., стр.164-
- ^ Астон 1896 , стр. 114–115.
- ^ Уджия 1988 , стр.94-5.
- ^ Jump up to: а б с д Комукай, Сёдзи (1992). Книги Эзотерика . Том 2. Гаккен, стр. 76–7 (код дзасси 66951-07; код кёцу дзасши T10-66951-07-1000).
Ссылки
[ редактировать ]- Чемберлен, Бэзил Холл (1919) [1882]. Перевод «Ко-джи-ки», или записи древних дел . Труды Азиатского общества Японии. Том. Х.
- Такеда, Юкичи (1996) [1977]. Новая редакция Кодзики , стр. 60, 62, 77, 78, 95. ISBN. 4-04-400101-4 .
- Астон, Уильям Джордж (1896). Нихонги: Хроники Японии с древнейших времен до 697 года нашей эры . Том. 1. Лондон: Лондонское японское общество. ISBN 9780524053478 . , английский перевод
- Цутому Удзитани (1988) Нихон Сёки Том 1. ISBN . 9780802150585 .