Бахрам Бейзай
![]() |
Бахрам Бейзай | |
---|---|
Бахрам Бейзай | |
![]() Бейзай в 2002 году | |
Рожденный | |
Оккупация | Драматург, режиссер, сценарист, редактор |
Годы активны | 1962 - Present |
Супруги | |
Дети | 3, в том числе Niloofar |
Родители) | Ne'matallah Beyzai (father) Nayereh Movafegh (мать) [ 1 ] |
Подпись | |
![]() |
Часть серии на |
Бахрам Бейзай |
---|
Списки работ |
Фильмография • Список пьес, направленных • Библиография • Список выступлений |
Связанные темы |
|
Bahrām Beyzāêi (также Spelelt Beizāi , Beyzāê , персидский : بهرام بیضائی режиссер, редактор кино и Остад («Мастер») родился 26 декабря 1938 г.) - это драматург Яна, театральный ;
Бейзаи - сын поэта Не'маталла Бейзай (наиболее известный под его литературным псевдонимом "Zokā'i"). [ 2 ] Знаменитый поэт Адиб Бейзай, один из самых глубоких поэтов Ирана 20-го века,-это дядя Бахрама отцовской линии. [ 3 ] Дед по отцовской линии Бахрама Бейзаи, Мирза Мохаммад-Руза Арани («Эбн Рух»), и прадед отцов, Мулла Мухаммад-Факих Арани («Рух'ол-Амин») были также заметными поэтами. [ 4 ]
Несмотря на его запоздалый старт в кино, Бейзай часто считается пионером поколения режиссеров, чьи работы иногда называют иранской новой волной . Его Башу «Маленький Незнакомец » (1986) был признан «Лучшим иранским фильмом всех времен» в ноябре 1999 года с помощью персидского журнала фильма « Картинка мира» 150 иранских критиков и профессионалов. [ 5 ] Тем не менее, даже до начала своей кинематографической карьеры в 1970 году он был ведущим драматургом (а также театральным историком), настолько, что его часто считают величайшим драматургом персидского языка и обладает репутацией « Шекспира Персии ". [ 6 ] [ 7 ]
С 2010 года Бейзай прожил и преподавал в Стэнфордском университете , США .
Ранние годы
[ редактировать ]Бейзай родился в Тегеране , у поэта, антолога и биографа отца и домохозяйки. Его отец зарабатывал на жизнь юридической занятием и мог разумно заняться своими литературными интересами.
Бахрам Бейзай начал пропускать школу с 17 лет, чтобы пойти в фильмы, которые стали популярными в Иране в быстром темпе. Это только питалось его голодом, чтобы узнать больше о кино и изобразительном искусстве . [ 8 ]

Молодой Бахрам, похоже, не очень интересовался своим семейным наследием, поэзией, которую преследовали его отец, дяди и двоюродные братья. В старшей школе, дар'ол-фонун , [ 9 ] Он написал две исторические пьесы, которые стали его предпочтительным методом письма.
В возрасте 21 года он провел существенное исследование традиционных персидских пьес, особенно Та'зех , и к 1961 году он уже провел много времени, изучая и изучая другие древние персидские и досламскую культуру и литературу. Это, в свою очередь, привело его к изучению Восточного театра и традиционного иранского театра и искусства, что поможет ему сформулировать новую незападную идентичность для иранского театра. Он также познакомился с персидской живописью.
Карьера
[ редактировать ]Драматизация в 1960 -х годах
[ редактировать ]В 1968 году Бейзай был одним из девяти основателей иранской гильдии писателей, очень спорной организации перед лицом цензуры . В 1969 году его пригласили преподавать в театральном факультете Колледжа изящных искусств в Тегеранском университете. Он возглавлял этот департамент с 1972 по 1979 год. В связи с его читателями многие выдающиеся авторы и художники начали преподавать в департаменте и создали самый плодотворный период в истории этого отдела.

Бейзаи, новаторский исследование иранского театра (Namayesh Dar Iran), опубликованное в середине 1960-х годов, все еще считается самым важным текстом по истории иранского театра. Beyzaie также является первым ученым в Иране, который опубликовал книги о театре Японии и театре Китая .
Его поэтическая вена безошибочна. Он пишет так, как будто у него был грустный взгляд в глазах, отдельное и философское понимание в его тоне. Смутное чувство судьбы преследует его пьесы. [ 10 ]
Некоторые из его пьес, такие как его шедевр Смерть Язджерда , были переведены на многочисленные языки и выполнены по всему миру. Смерть Язджерда была исполнена в Иране, Франции, Англии, Индии и США, среди других стран, и была снята в одноименном фильме Бейзая в 1981 году. Смерть Язджерда и Калат заявили, что переведены на английский были Анвар .
1970 -е и начало кинематографической карьеры
[ редактировать ]В 1969 году он начал свою карьеру в кино, сняв короткометражный фильм Аму Сибилу ( дядя Муса ), за которым последовал «Сафар» в 1970 году. С этими фильмами Бейзай часто считается пионером иранской новой волны , кино персидского был запущен в конце 1960 -х годов.
Сразу после этого, в 1971 году, он снял свой первый художественный фильм Ragbar ( ливень ), который критику считает этот день одним из самых успешных иранских фильмов, когда -либо снятых. Успешный фильм рассматривает покойный Парвиз Фаннизаде как своего центрального персонажа и главного героя.
С тех пор он снял и снял 8 фильмов, в том числе Qaribe Va Meh (Stranger and the Fog) (1974), Cherike-ye Tara (Ballad of Tara) (1979), Bashu, The Little Stranger (1986, выпущен в 1989 году), Shāyad Vaghti Digar (может быть, в другой раз) (1988) и Mosaferan (Travelers) (1992).
Кинопроизводство в 1980 -х годах
[ редактировать ]В 1981 году революционные лидеры начали иранскую культурную революцию , в результате чего Бейзай, среди многих других, был исключен из университета. Однако он продолжал писать и снимать фильмы. Его сценарий Ruz-e Vaqe'e ( роковой день ) был адаптирован к фильму в 1995 году, и еще один сценарий был адаптирован к фильму под названием Fasl-E Panjom (пятый сезон) в 1996 году, в то время как он также сделал четыре своих лучших фильмов Полем Он также отредактировал Ebrahim Hatamikia ( Borj-e Minu Minoo Tower) .
1990 - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
[ редактировать ]Он женился на актрисе и визажистке Можде Шамсай в 1992 году. После Мозаферана он не смог получить разрешение на создание нескольких сценариев. В 1995 году он покинул Иран в Страсбург по приглашению Международного парламента писателей . Однако вскоре он вернулся и устроил леди Аои в Тегеране.
В 2001 году он снял свой бестселлер, убив безумных собак , после чего ему удалось провести три пьесы, прежде чем он покинул Иран в Соединенные Штаты.
Он покинул Иран в 2010 году по приглашению Стэнфордского университета и с тех пор был профессором иранских исследований Дарьябари, преподававшим курсы в персидском театре, кино и мифологии. Он провел семинары по Шахнаме , истории иранского исполнительского искусства, иранских и семитских мифах и т. Д. Он также прошел несколько пьес, в том числе его девятичасовой табнаме .
Кинематографический стиль
[ редактировать ]
... Вы можете почувствовать опыт Байзаи в персидской литературе, театре и поэзии. Бэйзаи никогда не получал поддержки, которую он заслужил от правительства своей родной страны ... [ 11 ]
Некоторые люди в нашей старой и устойчивой культуре получают знаковое значение по причинам, далеко за пределами наших кривых мер. Бейзай - один из них. Когда будут написаны летопись нашей современной истории, Бейзай будет иметь такое же значение, что и Хафез . [ 12 ]
Он известен как самый интеллектуальный и заметный «автор» в иранском кино и театре. Основная тема его работ - история и «кризис идентичности», который связан с иранскими культурными и мифическими символами и парадигмами. Он считается самым выдающимся сценаристом Ирана с точки зрения драматической целостности его работ, многие из которых были превращены в фильмы.
Прием и критика
[ редактировать ]Критики часто хвалили Бейзая, прежде всего персидских кинематографистов, а также драматургов. Он был признан лучшим персидским режиссером в 2002 году, и его Башу, маленького незнакомца, был признан лучшим персидским фильмом. Тем не менее, его формализм иногда вызывал критику, даже от себя. Эбрагим Голестан , который ранее возражал против стиля Бейзая, похвалил его в письме в 2017 году.
Работа
[ редактировать ]Фильмография (как режиссер)
[ редактировать ]- Amwu Supe (1969 - Коротко)
- Safar (1970 - Short - AKA The Journey )
- Ragbār (1972 - он же ливень )
- Qaribé Va Meh (1974 - AKA The Stranger и The Fog )
- Калак (1976 - он же ворона или ворон )
- Warike -ye tārā (1979 - он же баллада Тары )
- Marg -e Yazdgerd (1982 - AKA Death of Yazdgerd )
- Bashu, The Little Stranger (1986 - AKA Bashu - выпущен в 1989 году)
- Shāyad Vaghti Digar (1988 - он же , может быть, в другой раз )
- Мосаферан (1992 - он же путешественники )
- Goft -o -Gū Bā Bād (1998 - Short - AKA Talking с ветром )
- Sagkoshi (2001 - он же убийство сумасшедших собак )
- Qāli -ye Sokhangū (2006 - Короткий - Говорящий ковер )
- Vaqti Hame Khāb -Im (2009 - Когда мы все спим )
Пьесы
[ редактировать ]
У Beyzaie более 50 опубликованных пьес, некоторые из которых являются следующими. Эти работы иногда появлялись на французском, английском, немецком и других переводах.
- «Гороб Дар Диари Гариб» ( Вечер в странной земле , перевод на английский язык Жизель Капускусински)
- «Чахар Сандуог» ( четыре коробки , перевод на английский г -н Ганунпарвар и Джон Грин)
- «Hashtomin Safar E Sandbad» ( Восьмое путешествие Синдбада ; Le Huitième Voyage de Sindbad , перевод во француз ISBN 9782950480613 )
- Ziāfat Va Mirās (1967 - Aka Heritage и The Feast )
- Soltān -Mār (1969 - он же король змея )
- Marg -e Yazdgerd (1979 - AKA Death of Yazdgerd )
- Мемуары актера в вспомогательной роли (1981) [ 13 ]
- Рыба утверждается (1982)
- Kārname-ye Bandar Bidakhsh (1997 и 1998)
- Bānū Aoi ( The Lady Aoi (Bahram Beyzai Production) (1997 и 1998) на основе леди Аои Юкио Мишима )
- Shab-e Hezār-o-yekom (тысяча и первая ночь) (2003)
- Afrā Yā Red Red (2007 - AKA AFRA, или проходит день )
- Crossroads (2009)
- Jana and Baladoor (2012 - пьеса в тени )
- Араш (2013 - Пьесное чтение )
- Отчет Ardaviraf (2015)
- Табнаме (2016 - Часть первая и вторая часть )
Речи и лекции
[ редактировать ]Частые сотрудники
[ редактировать ]Лисар Труппа
[ редактировать ]Во время создания баллады Тары в 1978 году Бейзай и его команда в замке Лисар начали труппу, чье имя оставалось в использовании до 2000 -х годов: Лисар Труппа.
Награды и награды
[ редактировать ]Призы, награды и награды, которые он выиграл, многочисленны.
- 2017, Д. Литт. Honoris Causa , Университет Сент -Эндрюс [ 14 ]
- 2014: приз BITA за персидское искусство]
- Награда Farhang Foundation 2012
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бахрам Бейзаи сидел в трауре матери
- ^ Две тысячи строк стихов Zokā'i Beyzāie , в общей сложности шесть тысяч, были опубликованы в 1978 году (1357 AH ) в книге под названием Yad-E Bayzā (белая рука); Байза на персидском языке - это литературное слово для белого . См. Arash Fanā'iān, Gofteman-e Iran , 20 января 2008 года. [1] [ Постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Arash Fanā's, Goftenman-E Iran 20 января 2008 г. [2] [ Постоянная мертвая ссылка ] Полем Примечательно, что сын Адиба Али Бейзаи, Хоссейн Бейзай, также является поэтом; Его литературный псевдоним Partow (луч света).
- ^ Arash Fanā's, Goftenman-E Iran 20 января 2008 г. [3] [ Постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Картинка мира ( Donyaye Tassvir ), № 74, ноябрь 1999 г., ISSN 1023-2613
- ^ Хасани 2018 .
- ^ Речь Аббаса Милани, Торонто, 2017.
- ^ «Бахрам Бейзай - биография» . IMDB . Получено 15 июня 2024 года .
- ^ Для иллюстрированного отчета о Dar'ol-Fonoun См.: Хамид -ре-Руза Хоссейни, Дар'ол-Фонун в недостатке любви («Дар'ол-Фон Дар Хасрат-э-Эшк»), на персидском, джадидном онлайн, 22 сентября 2008, [4] . Соответствующие фотографии (15) можно посмотреть здесь: [5] . Ниже приведена фотография того, что раньше было амфитеатром Dar'ol -Fonoun: [6] .
- ^ Yar-Shater 1984 , p. 58-59.
- ^ «Проект мирового кино» . www.film-foundation.org . Получено 27 октября 2022 года .
- ^ Дабаши , с. 253.
- ^ «Мемуары актера в вспомогательной роли (издание 2010 года) | Открытая библиотека» .
- ^ https://www.st-andrews.ac.uk/news/archive/2017/title,1283540,en.php [ Постоянная мертвая ссылка ]
Дополнительные источники
[ редактировать ]- Дабаши, Хамид (2007). Мастера и шедевры иранского кино . Вашингтон, округ Колумбия: издатели Мага. ISBN 978-0-934211-85-7 .
- Хасани, Фарзад (май 2018 г.). Шекспир Иран в Соединенных Штатах . Таджробех (на персидском языке). Тегеран . Архивировано из оригинала 12 апреля 2020 года.
- Talajooy, Саид (2023). Иранская культура в кинематографии и театре Бахрама Бейзаи: парадигмы бытия и принадлежности (1959-1979) . Лондон и Нью -Йорк: Bloomsbury Publishing (IB Tauris). ISBN 9780755648665.
- Yar-Shater, Ehsan (1984). «Современная литературная идиома». В Рикс, Томас М. (ред.). Критические взгляды на современную персидскую литературу . Три континента пресса. С. 42–62. ISBN 0-914478-95-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Bahram Beyzai в IMDB
- Биография Бахрама Байзая по обществом Иранского камерного общества (www.iranchamber.com)
- Разговор с Бахрамом Байзай; [Afrā], День проходит мимо , на персидском, BBC Persian, воскресенье 6 января 2008 г. [7] .
- Короткий разговор с Бахрамом Байзай, знаменитым режиссером кино и театра , в Персии, Дойш Уэлле, среда, 26 декабря 2007 года: (главная страница) , (аудиозапись интервью - 4 мин 9 секунды) .
- Махани, Бахрам Байзай, Ирановое кино, фестиваль, вне экрана, вне экрана, 31 января 2003 г., [8 ]
- Эбрагим Барзегар, станция Сельджук от Бахрама Бейзая
- Эбрагим Барзегар, Сенмар, жертвуя сессией Бахрама Бейзая

- Бахрам Бейзай
- 1938 Рождения
- Эссеисты 20-го века
- Эссеисты 21-го века
- Драматурги и драматурги 20-го века
- Драматурги и драматурги 21-го века
- Историки театра
- Иранские детские писатели
- Иранские драматурги и драматурги
- Иранские режиссеры
- Иранские редакторы фильма
- Иранские кинопродюсеры
- Иранские эмигранты в Соединенные Штаты
- Иранские эссеисты
- Иранский экспатриант ученые
- Иранские экспатрианты в Соединенных Штатах
- Иранские историки 20-го века
- Иранские сценаристы
- Иранские театральные директора
- Иранские переводчики
- Живые люди
- Мужские эссеисты
- Мифографы
- Писатели из Тегерана
- Персидские режиссеры
- Персидские писатели
- Постмодернистские писатели
- Стэнфордский университет факультет
- Академический персонал Тегеранского университета
- Иранские живописные дизайнеры
- Шахнамех исследователи
- Поэты из Тегерана