Jump to content

Атомный ледокол

(Перенаправлено с Атомного ледокола )
Атомный ледокол «Ямал» , 2015 г.

Атомный ледокол ледокол с бортовой атомной энергетической установкой , вырабатывающей энергию для двигательной установки судна. Несмотря на то, что атомные ледоколы более дороги в эксплуатации, они имеют ряд преимуществ перед своими дизельными аналогами, особенно на Северном морском пути , где большой спрос на электроэнергию, связанный с ледоколом, ограниченная инфраструктура дозаправки вдоль сибирского побережья и требуемая долговечность делают дизельные ледоколы более дорогостоящими в эксплуатации. работа ледокола с электроприводом сложна. По состоянию на 2023 год Россия является единственной страной, которая строит и эксплуатирует атомные ледоколы, построив ряд таких судов для обеспечения судоходства по Северному морскому пути и российским арктическим форпостам еще с советских времен. [ 1 ]

История атомных ледоколов

[ редактировать ]
Атомный ледокол «Ленин».

Первым атомным ледоколом было советское судно «Ленин» , спущенное на воду в 1957 году как первое в мире надводное судно с атомной установкой и первое атомное судно, эксплуатируемое гражданскими лицами. [ 2 ] Экспериментальное атомное судно «Ленин» начало ледокольную службу на Северном морском пути в 1959 году и продолжало это делать до 1989 года. [ 3 ] С 1967 по 1971 год Ленин был отремонтирован, в ходе которого были разработаны новые возможности. [ 4 ]

Атомные ледоколы второго поколения «Арктика» класса (проекты 10520 и 10521) использовали усовершенствованную конструкцию реактора и турбоэлектрическую двигательную установку, что позволило значительно улучшить ледокольные характеристики, что позволило судам осуществлять круглогодичную ледокольную службу в Северном море. Маршруты и проведение рейсов в Северный Ледовитый океан. [ нужна ссылка ]

По мере расширения разведки природного газа вдоль сибирского побережья Мурманское морское пароходство (MSCO) обнаружило, что существующим судам класса «Арктика» сложно работать в мелководных прибрежных дельтах. Чтобы восполнить этот пробел в возможностях, они заказали два мелкосидящих ледокола немного меньшего размера на верфи Wärtsilä Marine Helsinki Shipyard в Финляндии и установили свои атомные силовые установки на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде (сегодня Санкт-Петербург). [ нужна ссылка ]

В конце 1980-х годов ЦКБ «Айсберг» приступило к проектированию замены кораблей классов «Арктика» и «Таймыр» . Программа предусматривала разработку ряда проектов ледоколов, начиная от небольших вспомогательных ледоколов с дизельными двигателями и заканчивая двумя типами атомных ледоколов: 60-мегаваттным «линейным ледоколом» (ЛК-60Я) и 110-мегаваттным «ледоколом-лидером» (ЛК-110Я). ). [ 5 ]

Ледокол проекта 22220 «Урал» в стадии строительства

ЛК-60Я был реализован как проект 22220 , первый из которых был заложен в 2013 году и введен в эксплуатацию в 2020 году. Несмотря на то, что проект 22220 аналогичен по размерам и силовой установке предыдущему классу «Арктика» , он представляет собой двухсидящее судно, способное работать на Осадка меньше на 2 метра (6,6 футов), что позволяет ему выполнять функции классов «Арктика » и «Таймыр» . [ 6 ] Первый ледокол типа ЛК-110Я, реализованный по проекту 10510 , был заложен в 2021 году. После завершения строительства головное судно «Россия» станет крупнейшим атомным ледоколом в мире. [ 7 ]

Хотя Россия исторически была единственной страной, которая строила и эксплуатировала атомные ледоколы, несколько других стран выразили заинтересованность в этом. В 2019 году Китай объявил о планах построить атомный ледокол, аналогичный российскому проекту 22220. [ 8 ] По состоянию на 2023 год строительство предлагаемого атомного ледокола не началось. [ 9 ]

Использование атомных ледоколов

[ редактировать ]

Коммерческий ледокол

[ редактировать ]
постройки 1975 года «Арктика» , первый надводный корабль, достигший Северного полюса , в 2006 году.

Северный морской путь проходит вдоль побережья Сибири от главных портов Мурманска до Петропавловска и Владивостока. Маршрут включает участки Баренцева, Печорского , Карского морей , моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря до Берингова пролива . Это единственный возможный способ доставки тяжелого оборудования, такого как модули для добычи природного газа или военная техника, в населенные пункты, расположенные вдоль сибирского побережья и на островах российской Арктики. Ключевые порты, обслуживаемые вдоль сибирского побережья, — Диксон , Тикси , Певек и полуостров Ямал. [ нужна ссылка ]

Зимой . толщина льда на Северном морском пути варьируется от 1,2 до 2,0 метров (от 3,9 до 6,6 футов) Толщина льда в центральных частях Северного Ледовитого океана составляет в среднем 2,5 метра (8,2 фута). Атомные ледоколы могут преодолевать этот лед со скоростью до 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). В незамерзающих водах максимальная скорость атомных ледоколов достигает 22 узлов (41 км/ч; 25 миль в час). [ нужна ссылка ]

На Северном морском пути используются атомные ледоколы двух типов: тяжелый тип «Арктика» и мелкосидящий тип «Таймыр» . [ нужно обновить ] с осадкой 11 метров (36 футов) Суда класса «Арктика» не могут перемещаться по мелководным дельтам рек, ведущих к нескольким ключевым сибирским портам. Меньший класс «Таймыр» обеспечивает ледокольные услуги в этих регионах, в частности на реке Енисей до Диксона. [ нужна ссылка ]

Научные исследования

[ редактировать ]

Ледоколы также использовались для ряда научных экспедиций в Арктике. 17 августа 1977 года «Арктика» первым в мире надводным судном достигла Северного полюса .

Арктический туризм

[ редактировать ]
Ямал , август 2001 года.

С 1989 года атомные ледоколы класса «Арктика» также используются для перевозки туристов на Северный полюс. Каждый участник платит до 25 000 долларов США за круиз продолжительностью три недели. «Сибирь» использовалась для первых двух туристических круизов в 1989 и 1990 годах. В 1991 и 1992 годах туристические поездки на Северный полюс осуществлял «Советский Союз» . Летом 1993 года Ямал использовался для трех туристических экспедиций в Арктику. На последних двух судах класса «Арктика» ( «Ямал» и «50 лет Победы» ) предусмотрен отдельный отсек для размещения туристов.

В 2008 году компания Quark Expeditions зафрахтовала судно «50 лет Победы» для экспедиций на Северный полюс. В первый рейс к Северному полюсу судно отправилось в Мурманске 24 июня 2008 года. Судно перевезло 128 гостей в 64 каютах пяти категорий. 50 лет Победы» В 2008 году для полярной приключенческой компании « совершили в общей сложности три экспедиции на Северный полюс. По состоянию на февраль 2013 года Quark Expeditions включила судно «50 лет Победы» в свой флот. [ 10 ] и предложить его для круиза на Северный полюс. [ 11 ]

Классы атомных ледоколов

[ редактировать ]

Российский атомный ледокольный флот.

[ редактировать ]

Российский атомный ледокольный флот принадлежит федеральному правительству. Первоначально ледоколы эксплуатировались Мурманским морским пароходством (MSCO); однако в 2008 году они были переданы госкорпорации «Росатом» и эксплуатировались дочерней компанией «Атомфлот» . [ 12 ] Росатом также отвечает за безопасное плавание судов по Северному морскому пути. [ 13 ]

Ледоколы

[ редактировать ]
Головной корабль проекта 22220 «Арктика» класса «Арктика».
  • Ленин : экспериментальный ледокол водоизмещением 16 000 тонн и длиной 134 метра, введенный в эксплуатацию в 1957 году. [ 14 ] Первоначально «Ленин» был оснащен тремя   ядерными реакторами ОК-150 (90 МВт), которые в 1971 году были заменены двумя   реакторами ОК-900 (171 МВт). [ 15 ] «Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году и с тех пор преобразован в корабль-музей в бывшем порту приписки Мурманске. [ 16 ]
  • «Арктика» Класс (проекты 10520 и 10521): шесть тяжелых ледоколов водоизмещением 24 000 тонн и длиной 148 метров, введенные в эксплуатацию с 1977 по 2007 год. [ 17 ] Ледоколы класса «Арктика» оснащены двумя   ядерными реакторами ОК-900А (171 МВт) с турбоэлектрической силовой установкой с тремя гребными винтами. [ 15 ] Только два из первоначальных шести судов остаются в строю. [ 18 ]
  • Класс «Таймыр» (проект 10580): два ледокола с мелкой осадкой водоизмещением 20 800 тонн и длиной 152 метра, введенные в эксплуатацию с 1987 по 1989 год. Класс «Таймыр» оснащен одним ядерным реактором КЛТ-40М (171   МВт) с турбоэлектрической силовой установкой с тремя гребными винтами. [ 15 ]
  • Проект 22220 : тяжелые ледоколы водоизмещением 33 000 тонн и длиной 173 метра, строящиеся в настоящее время на Балтийском заводе, которые заменят предыдущие классы «Арктика » и «Таймыр» . По состоянию на июнь 2023 года построено три судна и запланировано еще четыре. Ледоколы проекта 22220 оснащены двумя   ядерными реакторами РИТМ-200 (175 МВт) с турбоэлектрической энергетической установкой с тремя гребными винтами. [ 15 ]
  • Проект 10510 : тяжелые ледоколы водоизмещением 69 700 тонн и длиной 209 метров, которые в настоящее время строятся на судостроительном заводе «Звезда» в дополнение к проекту 22220. По состоянию на июнь 2023 года строится один корпус. Судно будет оснащено двумя ядерными реакторами РИТМ-400 (315   МВт) с турбоэлектрической силовой установкой с четырьмя гребными винтами. [ 19 ]
Мелкосидящий ледокол «Вайгач» .

Ледовое грузовое судно

[ редактировать ]
  • «Севморпуть» : грузовое судно ледового класса LASH водоизмещением 61 900 тонн и длиной 260 метров, введенное в эксплуатацию в 1988 году. « Севморпуть» оснащен одним   ядерным реактором КЛТ-40 (135 МВт) и гребным винтом регулируемого шага с приводом от паровой турбины. [ 15 ]

Список атомных ледоколов

[ редактировать ]
Название корабля В эксплуатации Статус Номер проекта Сорт Комментарии
Ленин 1959–1989 Выведен из эксплуатации 92 Переоборудованный в корабль-музей в Мурманске
Арктика 1975–2008 Выведен из эксплуатации 10520 Арктика Реакторы удалены; ожидаю утилизации [ 18 ]
Sibir 1977–1992 Выведен из эксплуатации 10520 Арктика Реакторы удалены; ожидаю утилизации [ 18 ]
Rossiya 1985–2013 Выведен из эксплуатации 10521 Арктика Ожидание утилизации [ 18 ]
Таймыр 1989 – настоящее время В эксплуатации 10580 Таймыр
Sovetskiy Soyuz 1990–2014 Выведен из эксплуатации 10521 Арктика Ожидание утилизации [ 18 ]
Вайгач 1990 – настоящее время В эксплуатации 10580 Таймыр
Ямал 1993 – настоящее время В эксплуатации 10521 Арктика
50 Let Pobedy 2007 – настоящее время В эксплуатации 10521 Арктика Запущен как Урал
Арктика 2020 – настоящее время В эксплуатации 22220 Проект 22220
Sibir 2021 – настоящее время В эксплуатации 22220 Проект 22220
Урал 2022 – настоящее время В эксплуатации 22220 Проект 22220
Yakutiya 2024 г. (планируется) В разработке 22220 Проект 22220
Чукотка 2026 г. (планируется) В разработке 22220 Проект 22220
Ленинград 2028 г. (планируется) В разработке 22220 Проект 22220
Сталинград 2030 г. (планируется) Заказал 22220 Проект 22220
Rossiya 2030 г. (планируется) [ 20 ] В разработке 10510 Проект 10510

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Хендерсон, Исайя (18 июля 2019 г.). «Холодные амбиции: новая линия геополитического разлома» . Калифорнийский обзор . Проверено 18 июля 2019 г.
  2. ^ "Советская жизнь". Советская жизнь . 2 (149): 57. Февраль 1969.
  3. ^ Пейн, Линкольн П. (1997). Корабли мира . Хоутон-Миффлин. стр. 298. ISBN   0-395-71556-3 . LCCN   97-12872 .
  4. ^ Кузнецов, Александр (March 22, 2021). "Три жизни «Ленина»: история первого в мире атомного ледокола" .
  5. ^ Цой, Л.Г. (1994), «Технико-экономическое обоснование атомного ледокола нового поколения класса «Арктика», Материалы Пятой Международной конференции по кораблям и морским конструкциям в холодных регионах, 1994 (ICETECH'95) , стр. P1 – P8
  6. ^ "Испытание Дудинкой. «Сибирь» поборола лишний вес" (in Russian). Fontanka.ru. 2 February 2022. Retrieved 2 February 2022.
  7. ^ Манаранш, Мартин (04 мая 2020 г.). «Россия подписывает контракт на строительство крупнейшего в мире атомного ледокола». Военно-морские новости. Проверено 23 декабря 2021 г.
  8. ^ Нильсен, Томас (21 марта 2019 г.). «Раскрыты подробности китайского атомного ледокола» . Barents Observer .
  9. ^ Эйтерйорд, Трюм (13 февраля 2023 г.). «Проверяем китайский атомный ледокол» . Дипломат .
  10. ^ «50 лет Победы – самый большой атомный ледокол в мире» . Кварковые экспедиции . Проверено 26 июля 2013 г.
  11. ^ «Круиз к Северному полюсу: главное арктическое приключение, 2013» . Кварковые экспедиции . Проверено 26 июля 2013 г.
  12. Хендерсон, Исайя (18 июля 2019 г.). «Холодные амбиции: новая геополитическая линия разлома». Калифорнийский обзор . Проверено 18 июля 2019 г.
  13. ^ Путин назначил «Росатом» инфраструктурным оператором Северного морского пути = Rosatom as the infrastructure operator of the Northern Sea Route // Коммерсантъ (28 декабря 2018). Дата обращения: 27 июля 2019. Архивировано 27 июля 2019 года.
  14. ^ " Советская жизнь ". Советская жизнь . 2 (149): 57. Февраль 1969.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Рейстад, Оле; Ольгаард, Повл Л. (апрель 2006 г.). Российские атомные электростанции морского применения (PDF) (Отчет). Исследования ядерной безопасности стран Северной Европы (nks.org). ISBN   87-7893-200-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 г. Проверено 18 июня 2023 г.
  16. ^ " Ленин (Корабль)". Британика. Проверено 28 мая 2020 г.
  17. ^ Цой, Л.Г.; Стоянов И.А.; Михайличенко В.В.; Лившиц, С.Г. (1995), «Перспективные типы арктических ледоколов и их основные характеристики» (PDF), Материалы 13-й Международной конференции по портовой и океанской инженерии в арктических условиях, 1995 (POAC'95) , том. 1, стр. 13–26.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и «В российском порту переполнены арктические атомные суда» . Независимый Barents Observer . Проверено 18 июня 2023 г.
  19. ^ Реакторная установка для атомохода Лидер. Какой она будет? = Reactor plant for the nuclear-powered “Leader”. What will it be like? Дата обращения: 29 октября 2021. Архивировано 29 октября 2021 года.
  20. ^ "Срок выпуска атомного ледокола «Россия» сдвинули на 2030 год" [The release date of the nuclear-powered icebreaker Rossiya has been pushed back to 2030]. Kommersant (in Russian). 20 May 2024 . Retrieved 20 May 2024 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c691d9f7865357d36be26ae5ee832b11__1716209340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/11/c691d9f7865357d36be26ae5ee832b11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nuclear-powered icebreaker - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)