Локхид Мартин X-59 Квест
X-59 Квест | |
---|---|
![]() | |
X-59 на рампе Skunk Works. | |
Роль | Экспериментальный сверхзвуковой самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Локхид Мартин |
Статус | В тестировании |
Основной пользователь | НАСА |
Lockheed Martin X-59 Quesst («Тихая сверхзвуковая технология»), иногда называемый QueSST , — американский экспериментальный сверхзвуковой самолет , разрабатываемый Skunk Works для проекта НАСА «Демонстрационный полет с малой стрелой ». [1] Предварительное проектирование началось в феврале 2016 года, а летные испытания X-59 планируется начать в 2021 году. После задержек с января 2024 года его планируется доставить в НАСА для летных испытаний в 2024 году. Ожидается, что он будет летать на Маха. скорости 1,42 (1510 км/ч; 937 миль в час) на высоте 55 000 футов (16 800 м), создавая низкий 75 эффективный уровень воспринимаемого шума (EPNдБ) для оценки приемлемости сверхзвукового транспорта .
Разработка
[ редактировать ]
В феврале 2016 года компания Lockheed Martin получила контракт на предварительное проектирование , согласно которому полеты начнутся в 2020 году. [2] Модель в масштабе 9% должна была пройти испытания в аэродинамической трубе со скоростью от 0,3 до 1,6 Маха в период с февраля по апрель 2017 года. [3] Первоначально предварительную экспертизу проекта планировалось завершить к июню 2017 года. [4] Хотя НАСА получило три запроса на запросы предложений в августе 2017 года, Lockheed была единственным участником торгов. [5]
2 апреля 2018 года НАСА заключило с Lockheed Martin контракт на сумму 247,5 миллионов долларов на проектирование, строительство и поставку в конце 2021 года самолета X-plane с низкой стрелой . 26 июня 2018 года ВВС США сообщили НАСА, что присвоили демонстратору обозначение X-59 QueSST. [6] К октябрю НАСА в Лэнгли завершило [ нужны разъяснения ] три недели испытаний в аэродинамической трубе модели в масштабе 8% с высокими углами угла обзора до 50° и 88° на очень низкой скорости по сравнению с 13° в предыдущих кампаниях в туннелях. [7] Тестирование проводилось на статическую устойчивость и контроль, динамические вынужденные колебания и визуализацию лазерного потока , расширяя предыдущие экспериментальные и вычислительные прогнозы. [8]
С 5 ноября 2018 года НАСА должно было начать двухнедельные испытания для сбора обратной связи: до восьми ударов в день в разных местах будут отслеживаться 20 датчиками шума и описываться 400 жителями, получающими компенсацию в размере 25 долларов в неделю. Чтобы имитировать удар, F/A-18 Hornet пикирует с высоты 50 000 футов (15 200 м), чтобы ненадолго перейти на сверхзвуковую скорость для уменьшения ударных волн над островом Галвестон , штат Техас, и более сильного гула над водой. [9] К тому времени компания Lockheed Martin начала обработку первой детали в Палмдейле, Калифорния . [10]
В мае 2019 года в оснастку были загружены первые основные детали конструкции. [11] В июне сборка уже началась. [12] Система внешнего обзора (XVS) прошла летные испытания на самолете King Air в НАСА в Лэнгли. [13] За этим последуют испытания в высокоскоростной аэродинамической трубе для проверки прогнозов производительности воздухозаборника с помощью модели в масштабе 9,5% в Исследовательском центре Гленна НАСА . [11]
Критический анализ конструкции был успешно проведен 9–13 сентября, перед тем, как к ноябрю IRB представит отчет Программе интегрированных авиационных систем НАСА. [14] Затем 80–90% чертежей должны быть переданы инженерам. [11] Сборку крыла должны были завершить в 2020 году. [12] В декабре 2020 года строительство было наполовину завершено, и первый полет планировался на 2022 год. [15]
После испытаний на разрешение полета в Летно-исследовательском центре Армстронга воздух-воздух с подсветкой Солнцем для подтверждения испытаний на структуру ударной волны. акустическую проверку, включая шлирен-изображение до сентября 2022 года планировалось провести [5] [ нужно обновить ] НАСА планировало провести летные испытания над городами США, чтобы проверить безопасность и производительность бесшумных сверхзвуковых технологий X-59 и оценить реакцию сообщества на действия регулирующих органов , которые могли бы позволить коммерческие сверхзвуковые путешествия по суше. [16] [ нужно обновить ]
С 2018 года летные испытания с участием общественности, которые начнутся в 2023–2025 годах, планировалось использовать для заседания Комитета ИКАО по защите окружающей среды от авиации (CAEP13), устанавливающего стандарт звукового удара. [5] По состоянию на 2022 год результаты общественных облетов планировалось передать в ИКАО и ФАУ в 2027 году, что позволит принять решение о пересмотре правил коммерческих сверхзвуковых полетов над сушей в 2028 году. [17]
НАСА сообщило об установке двигателя General Electric F-414-GE-100 на X-59, которая состоялась на заводе Lockheed Martin Skunk Works в Палмдейле, Калифорния, в начале ноября 2022 года. Двигатель имеет длину 13 футов (4,0 м) и производит Тяга 22 000 фунтов силы (98 кН). [18] По состоянию на декабрь 2023 года и начало января 2024 года первый полет X-59 запланирован на 2024 год. [19] [20]
Lockheed Martin опубликовала видео, на котором собранный X-59 выкатывается из ангара 4 августа 2023 года. [21] 5 января 2024 года компания Lockheed Martin выпустила пресс-релиз о «презентации» X-59 в течение недели. [22] [23] который был обнаружен 12 января 2024 года. [24]
Дизайн
[ редактировать ]
X-самолет с низкой стрелой имеет длину 99,7 футов (30,4 м) и размах крыльев 29,5 футов (9,0 м) при максимальной взлетной массе 32 300 фунтов (14 700 кг). Приводимый в движение двигателем General Electric F414 , он должен развивать максимальную скорость 1,5 Маха или 990 миль в час (1590 км/ч) и крейсерскую скорость 1,42 Маха или 940 миль в час (1510 км/ч) на высоте 55 000 футов (16 800 м). [25] Кабина от , катапультное кресло и фонарь взяты от Northrop T-38 , а шасси - F -16 . [5] С форсажной камерой его двигатель будет обеспечивать тягу 22 000 фунтов силы (98 кН). [26]
Ожидается, что по состоянию на 2017 год уровень наземного шума составит около 60 дБ (А), что примерно на 1/1000 громче нынешних сверхзвуковых самолетов. Это должно было быть достигнуто за счет использования длинного и узкого планера и переднего оперения, слияние волн ударных предотвращающего . [4] Прогноз на 2018 год заключался в том, что самолет будет создавать удар по земле мощностью 75 EPNдБ, такой же громкий, как при закрытии двери автомобиля , по сравнению с 105–110 EPNдБ для Concorde . [5] Центральный двигатель имеет верхний воздухозаборник для низкой стрелы, но искажение впускного потока из-за вихрей вызывает беспокойство. [11]
Заподлицо с кабиной означает, что длинный и заостренный носовой обтекатель будет закрывать обзор вперед. На X-59 будет использоваться улучшенная система полетного видения (EVS), состоящая из передней камеры 4K 33° на 19° с углом обзора , которая компенсирует недостаток обзора вперед. [5] [27]
В январе 2019 года United Technologies, дочерняя компания компания Collins Aerospace, была выбрана для поставки авионики Pro Line Fusion Cockpit , демонстрируя [ нужны разъяснения ] стрела на земле и EVS с длинноволновыми инфракрасными датчиками. [28] Мультиспектральная система визуализации Collins EVS-3600, расположенная под носом, используется для посадки , а система внешнего видения НАСА (XVS), расположенная перед кабиной, обеспечивает обзор вперед. [11]
См. также
[ редактировать ]Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гипсон, Лилиан (8 октября 2019 г.). «Сверхзвуковой X-59 QueSST НАСА собирается на знаменитом заводе» . НАСА . Архивировано из оригинала 27 ноября 2023 года.
- ^ Банке, Джим (22 апреля 2016 г.). «QueSST — новая эра исследований X-Plane» . НАСА. Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
- ^ Нортон, Карен (24 февраля 2017 г.). «НАСА тестирует в аэродинамической трубе конструкцию X-Plane компании Lockheed Martin для создания более тихого сверхзвукового самолета» . НАСА . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Джангреко, Ли (22 марта 2017 г.). «Lockheed и НАСА готовятся к пересмотру конструкции сверхзвукового самолета X-plane» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 13 декабря 2023 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уорик, Грэм; Норрис, Гай (4 апреля 2018 г.). «Lockheed построит для НАСА сверхзвуковой самолет X-Plane с низкой стрелой» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 15 января 2022 года.
- ^ Банке, Джим (28 июня 2018 г.). «Экспериментальный сверхзвуковой самолет НАСА, теперь известный как X-59 QueSST» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (30 октября 2018 г.). «НАСА тестирует в аэродинамической трубе продуманную конструкцию самолета X-Plane с низкой стрелой» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Траутветтер, Чад (6 ноября 2018 г.). «НАСА активизирует исследования сверхзвуковых маловесных самолетов» . Международные авиационные новости . Архивировано из оригинала 11 октября 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (2 ноября 2018 г.). «НАСА начнет тихие сверхзвуковые исследовательские полеты в Техасе» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Рейм, Гаррет (16 ноября 2018 г.). «Lockheed Martin начинает работу над бесшумным сверхзвуковым самолетом X-59» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Норрис, Гай (19 февраля 2019 г.). «Окончательные испытания расчистят путь для сборки сверхзвукового X-59A» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 23 июня 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Норрис, Гай (18 июня 2019 г.). «Lockheed Martin начинает сборку демонстратора малой стрелы X-59» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2021 года.
- ^ Уорвик, Грэм (23 сентября 2019 г.). «Система внешнего видения НАСА готова к сверхзвуковому X-59 с малой стрелой» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (30 сентября 2019 г.). «Неделя технологий, 30 сентября – 4 октября 2019 г.» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 8 июня 2023 года.
- ^ О'Коннор, Кейт (23 декабря 2020 г.). «НАСА отмечает половину пути к созданию сверхзвукового самолета X» . AVweb . Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ «НАСА заключает контракт на строительство более тихого сверхзвукового самолета» . НАСА . 3 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2023 г.
- ^ Гувер, Рэйчел (21 марта 2022 г.). «Вклад Эймса в создание бесшумного самолета со сверхзвуковой технологией X-59» . НАСА . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ Камлет, Мэтт (14 ноября 2022 г.). «Реактивный двигатель установлен на X-59 НАСА» . НАСА . Архивировано из оригинала 13 января 2024 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ «Недавно представленный тихий сверхзвуковой самолет НАСА X-59 готовится к первому полету (трейлер)» (видео) . Ютуб . НАСА. 12 января 2024 года. Архивировано из оригинала 16 января 2024 года . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Маргетта, Роберт (12 октября 2023 г.). «НАСА планирует к 2024 году осуществить первый полет экспериментального самолета X-59» . НАСА . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года.
- ^ Тингли, Бретт (4 августа 2023 г.). «Посмотрите, как научно-фантастический «тихий» сверхзвуковой реактивный самолет НАСА X-59 выкатывается из ангара (видео)» . Space.com . Архивировано из оригинала 12 января 2024 года.
- ^ «Skunk Works® представляет X-59: первый взгляд на будущее коммерческих сверхзвуковых полетов» . Локхид Мартин . Архивировано из оригинала 11 января 2024 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Раджагопалан, Ришикеш (9 января 2024 г.). «НАСА собирается представить экспериментальный самолет X-59, предназначенный для коммерческих сверхзвуковых путешествий» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 15 января 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ «Skunk Works® представляет X-59, новейший X-самолет НАСА» . Пиар-новости . 12 января 2024 года. Архивировано из оригинала 16 января 2024 года . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Банке, Джим (3 апреля 2018 г.). «Строительство нового самолета X-Planet НАСА начинается сейчас» . НАСА. Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года.
- ^ Догерти, Джина (19 июня 2018 г.). «Культовый становится сверхзвуковым!» . Дженерал Электрик Аэроспейс. Архивировано из оригинала 3 октября 2023 года.
- ^ Тревитик, Джозеф (23 августа 2018 г.). «Тихий сверхзвуковой испытательный самолет НАСА X-59A будет иметь нулевую видимость вперед для своего пилота» . Драйв . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года.
- ^ Уорвик, Грэм (21 января 2019 г.). «Неделя технологий, 21–26 января 2019 г.» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2023 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Тихая сверхзвуковая технология X-Plane» . Локхид Мартин. 2 сентября 2021 г.
- «Демонстрация полета на малой стреле» . НАСА. 15 февраля 2018 г.
- «Как X-самолеты могут решить проблему звукового удара» . Би-би-си . 27 марта 2023 г.