Хасас
Кхасы ( санскрит : खश, IAST : Хаша ) были древним индоарийским племенем и поздним царством Джанапада. [ 1 ] из гималайских регионов северного Индийского субконтинента, упомянутых в различных исторических индийских надписях и древнеиндийской индуистской и тибетской литературе. Европейские источники описывали племя хаса, жившее в Северо-Западных Гималаях , а римский географ Плиний Старший конкретно описывал их как « индейский народ ». [ 2 ] Сообщается, что они жили вокруг Гандхары , Тригарты и королевства Мадра согласно Махабхарате .

К этому племени относятся люди хас средневекового Западного Непала , средневековые индийские регионы Гархвал и Кумаон , канцы Кангры , Химачала и Гарвала , хаса Джаунсар-Бавара , а также хаха раджпутов и кланы бомба Кашмира . и различных частей северного Непала Пакистан.
Имена и варианты
[ редактировать ]Исходное написание имени в санскритской литературе — Хаша ( санскрит : खश), хотя также используются варианты имени: Хаса (खस), Хаша (खष) и Хашира (खशीर). [ 3 ] [ 4 ]
Существуют различные теории о том, как хасасы получили свое название:
- Предполагается, что они пришли с Кавказских гор , отсюда и получили суффикс Хас.
- Предполагается, что свои имена они получили от иранцев как сочетание двух персидских слов: хо (горы) и Шах (правитель). Таким образом, хоша превратилась в хошию.
Индийские источники
[ редактировать ]Древняя литература
[ редактировать ]Кхаса Джанапада был поздней Джанападой (около 1100–500 гг. до н.э.) в рамках широкого подразделения Арьяварты, распыляющего Парвату ( Гималайская Арьяварта ) древнеиндийского железного века. [ 1 ]
В « Манусмрити » хаши раньше упоминались как кшатрии из-за отсутствия священных обрядов и пренебрежения брахманами. [ 5 ]
Однако постепенно кшатрии начали терять свои действия.
Увидев брахмана, она стала шудрой в этом мире. 43 ॥
Но из-за пренебрежения священными обрядами, а также из-за пренебрежения брахманами следующие касты кшатриев постепенно опустились до положения низкорожденных.—(43)
Паундраки, чаудры, дравиды, камбоджи, яваны и шаки.
Парда Пахлавы, китайцы, Кираты, Дарды и Хаши. 44 ॥
Пундраки, Коды, Дравиды, Камбоджи, Яваны, Шаки, Парады, Пахлавы, Чины, Кираты, Дарады и Хаши.—(44)
В Шукранити упоминается, что люди, рожденные в районе Хаса, берут жену своего брата, если она потеряла мужа. Этими действиями они не привлекают искупления или ограничения.
Рожденные от Хаши женятся на женах своих братьев, которые не являются их мужьями.
Эти люди не заслуживают искупления этим поступком. 4-5-51.
Медхатити » в 8-м веке н.э., , комментатор «Манусмрити говорит : «Некоторые люди могут подумать, что все эти названные здесь расы описываются как кшатрии, так что они, должно быть, все еще кшатрии. утверждал, что это люди низкого происхождения». [ 6 ] Поэтому Манусмрити описывает их как потомков изгоев-кшатриев. [ 7 ]
В « Бхагавата -пуране» приводится список различных племен-изгоев, в том числе и хаша, которые обрели спасение, приняв религию Вишну- вайшнавизма . [ 7 ] В «Махабхарате» хасы упоминаются как одно из северных племен, сражавшихся на стороне Кауравов против Сатьяки . [ 8 ] В Карна Парве Махабхараты упоминаются хасы, живущие в регионе Пенджаб между Араттой и Васати:
Прастхала Мадра - Гандхара Аратта наматах Хашах Васати Синдху - в саувире [ 3 ]
В Сабхапарване Махабхараты они упоминаются между Меру и Мандарой вместе с Кулиндасом и Танганасом, которые принесли Юдхиштхире подарки Пиплика из золота . [ 9 ] В Дронапарване Махабхараты они упоминаются вместе с другими северо-западными племенами, такими как дарадас, танганас, лампакас и кулиндас. [ 7 ] Вайшнавский текст «Харивамса» описывает, что хасы потерпели поражение от царя Сагары . [ 10 ] [ 7 ] В Маркандейа-пуране говорится, что Кхаса — это страна против горы. Маркандейя -пурана , Ваю-пурана и Калки-пурана описывают, что хасы вместе с саками и другими племенами проникли на северо-запад Индии. [ 7 ] В Сканда-пуране регион Химачал-Прадеш и Кумаон - Гарвал упоминается как Кедаре-Кхаса-Мандале. [ 11 ]
Средневековая литература
[ редактировать ]
В «Брихат-самхите», автором которой является индийский эрудит Варахамихира, хасы сгруппированы с кулутами, кашмирами , танганами и кунатами. [ 7 ] В Мудраракшасе индийского поэта Вишакхадатты упоминается, что Хасы и Магадхи были Ганами (войсками) в армии Ракшасов и Малаякету . [ 7 ] Согласно древнему кашмирскому тексту «Ниламата-пурана», составленному индийским ученым Ведом Кумари Гаем , племя хаса оккупировало
«долина к югу и западу от хребта Пир-Пантсал между средним течением Витасты (современная река Джелум ) на западе и Каставата (современный Киштвар ) на востоке». [ 12 ] [ 13 ]
Это утверждение также подтверждается более поздним текстом XII века «Раджатарангини», переведенным британским археологом сэром Марком Аурелом Стейном . [ 10 ] В «Бхарата Натьяшастре» индийского музыковеда Бхараты Муни упоминается, что родным языком хашасов был язык бахлики . во фразе
«Бахликабхашодхичьянам хашанам ча свадешаджа». (Перевод: Язык бахлики — родной язык северян и хасасов.) [ 7 ]
Раджашекхары В Кавьямимамсе упоминается царь Кулута с титулом Кхасадхипати . [ 14 ] В надписи Дадды II (также известной как Прашантарага) хасы упоминаются во фразе «... Яскопамияте - сат - катака - самунната видхьядхараваса тайя Химачале на Кхаса париваратая». [ 15 ]
Европейские источники
[ редактировать ]Греческий географ Птолемей утверждал, что страна Хасас (именуемая «Хасия») располагалась недалеко от Трансгималайского хребта на северо-западе Индии . [ 16 ] Римский географ Плиний отмечал, что
Горные народы между Индом и Йоманами — это цези , катрибоны, живущие в лесах. [ 16 ]
Э. Т. Аткинсон предположил, что Плиний ссылался на термины Чези и Катрибони в приведенных выше цитатах на Хасу и Кшатрия . [ 16 ] Ирландский лингвист сэр Джордж Абрахам Грирсон в своей работе «Лингвистический обзор Индии» (том 9, часть 4) упоминает замечания римского географа Плиния о племени хаса (именуемого «касири»), обвиняя его в каннабализме. Плиний далее назвал их «индийским народом»:
Латинский источник (издание Габриэля Бротье):
Из Аттакора произошли народы Фрури и Тохари; и теперь Касирисы Индийские, отвернувшись от скифов, питаются человеческими телами. [ 17 ]
Английский перевод:
«Рядом с Аттакори [ Уттаракуру ] находятся народы Туни и Форкари; затем идут Казири [Хасирас] , индийский народ , который смотрит на скифов и питается человеческой плотью». [ 2 ] [ 4 ]
Индийский социолог Р. Н. Саксена объясняет, что это обвинение произошло из-за существовавшей подозрительности к Хасасу со стороны ведических арийцев . [ 4 ] хотя он считает их ранней волной той же группы « арийских поселенцев ». [ 18 ]
Тибетские источники
[ редактировать ]Монголо-тибетский историк Сумпа Еше Пельджор (писавший в 18 веке) перечисляет хасов наряду с другими народами, обитающими в Центральной Азии с древности, включая яванов ( греков), камбоджийцев , тухаров , хунов и дарада . [ 19 ] [ 20 ]
Современные источники
[ редактировать ]Ирландский лингвист Джордж Абрахам Грирсон процитировал, что хасы, о которых писал Плиний, были одними из воинов «племени кшатриев арийского происхождения» с лингвистическими связями как с санскритом, так и с иранскими языками, которые потеряли право на ведичность из-за несоблюдения ведических правил:
...на крайнем северо-западе Индии, на Гиндукуша и горных массивах к югу, а также в Западном Пенджабе существовала группа племен, одно из которых называлось хаса , которые считались кшатриями арийского происхождения. Они говорили на языке, близком к санскриту , но словарный запас которого частично соответствовал словарю Эранской Авесты . Считалось, что они утратили право считаться арийцами и стали млечхами , или варварами, из-за несоблюдения ими правил питья и еды санскритскими народами Индии. и были хорошо известны писателям-классикам, которые отмечали своим особым домом индийский Кавказ Плиния Хасы были воинственным племенем . [ 21 ] [ 22 ]
По мнению Э. Т. Аткинсона, Яунсар-Бавар является репрезентативным трактом Хасия и
«...образует очень важную связь между почти индуизированными хасиями Кумаона и их братьями, принявшими ислам на этнической границе гор Гиндукуша , и дает обычаи и обычаи расы хасия в полную силу в наши дни, которые отличают их тысячи лет назад». [ 23 ]
Потомки
[ редактировать ]Ирландский лингвист сэр Г.А. Грирсон утверждал, что «…большая масса арийскоязычного населения нижних Гималаев от Кашмира до Дарджилинга населена племенами, произошедшими от древних хасов Махабхараты ». [ 10 ] Народы хаса - это хаха из долины Джелум , канцы из Кангры и Гарвала , хаса из Джаунсар-Бавара и основная часть населения Гарвала и Кумаона , называемая «хасия». [ 23 ]
Хасас под Катюрисами
[ редактировать ]По мнению большинства ученых, катюри имели происхождение от хаши. [ 24 ] Они принадлежали к народу хаша , который полностью доминировал во внутреннем поясе Гималаев вплоть до Непала. [ 25 ] и они широко заселили горные районы Уттаракханда. [ 24 ] Ранее хаши прочно обосновались от Афганистана до Непала в древний период и, согласно внутренним свидетельствам, они управляли теократическими республиками на уровне деревень, такими как Грам-Раджья и Мандалы, под руководством различных местных кланов и идентичностей. [ 24 ] Катьюри был одним из правящих домов Джошимата , который претендовал на суверенитет над другими Грам Раджьями на всей территории. [ 26 ] Катюри правили из Джошимата в долине Алакнанды , а позже перенесли свою столицу в Байджнатх . [ 27 ]
Хасас под властью Маллы
[ редактировать ]Считается, что хаса связаны со средневековым королевством Хаса Малла и современным народом хас в Непале . [ 29 ] Современный народ хас в Непале также был связан с древними хаса, хотя период их миграции в Непале остается неоднозначным. [ 30 ] В Непале народ кхас сначала поселился в районе нынешних Хумлы и Джумлы . Короли Хаса в Непале сформировали знаменитое королевство Малла , которое управляло Хумлой с одиннадцатого века, а затем распалось и раскололось на местные вождества в четырнадцатом веке. [ 31 ] Хасы (отождествляемые с Хаса Маллас ) также упоминаются в нескольких индийских надписях, датированных между 8 и 13 веками нашей эры. [ 15 ] В надписи Кхаджурахо в Дханге 954 года нашей эры говорится, что королевство Хаса эквивалентно Гауде Бенгалии и династии Гурджара-Пратихара . Надпись Наланды Девапалы ; и Бхагалпура Медная пластина Нараянапалы также упоминает Кхасаса. Три медные пластины из Пандукешавары объясняют территории Кхасаса. [ 15 ]
Хасас из Джамму
[ редактировать ]Текст XII века «Раджатарангини», переведенный британским археологом сэром Марком Аурелом Стейном, связывает хасов с северо-западными группами. Он описывает в
Никаких подобных трудностей не возникает в отношении хашей, столь часто упоминаемых в Кашмирских хрониках. Тщательное изучение всех проходов показывает, что их местонахождение располагалось в сравнительно ограниченном регионе, который можно грубо описать как включающий долины, лежащие непосредственно к югу и западу от хребта Пир-Панджал , между средним течением Витасты. в W. и Каштавата в E. Наконец, у нас есть свидетельства поселений последнего в долине Хашалая, это, безусловно, долина Хайшал, которая ведет от перевала Марбал в юго-восточном углу Кашмира вниз к Киштвару. [ 32 ]
Раджатарангини описывает правителей Раджапури (современный Раджаури ) как «повелителей кхасов». [ 15 ] [ 12 ] Он также описывает вождей Лохары как Хаса. [ 33 ] [ 15 ] [ 34 ] Вожди хаса Раджапури свободно вступали в брак с кшатриев правителями Кашмира, в то время как вождь хаса Лохары, Симхараджа, женился на дочери шахиских королей Кабула . [ 15 ] Потомки королевской семьи Раджаури позже стали мусульманскими вождями раджпутов и сохраняли власть над территорией до 19 века. [ 33 ] Штейн также определил современных хахасов как потомков хасов, упомянутых в « Раджатарангини» . [ 15 ] [ 33 ] Клан Бомба происходит от средневекового народа хас из Кашмира, населявшего весь регион Карна в Кашмире. [ 35 ] Район хашали, который М.А. Штейн идентифицирует как Хашалая, расположен на левом берегу реки Ченаб, был идентифицирован и изучен Сиддхешваром Вармой в 1938 году в его лингвистическом обзоре. [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]- Королевства Древней Индии
- Список древних индоарийских народов и племен
- Какое королевство
- Уттаракуру
- Камбоджа
- Гандхары
- Дарадас
- Кашмир
- Собака
- Саки , древние скифы, упоминаемые в санскритской литературе.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мисра 1973 , стр. 306–321.
- ^ Jump up to: а б Грирсон 1916 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Тхакур 1990 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б с Саксена 2019 , с. 108.
- ^ www.wisdomlib.org (29 декабря 2016 г.). «Манусмрити Стих 10.44» . www.wisdomlib.org . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ www.wisdomlib.org (29 декабря 2016 г.). «Манусмрити Стих 10.44» . www.wisdomlib.org . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тхакур 1990 , с. 286.
- ^ Саклани 1998 , с. 70.
- ^ Тхакур 1990 , стр. 285–286.
- ^ Jump up to: а б с Саклани 1998 , с. 71.
- ^ Тхакур 1990 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: а б Шарма 2019 , с. 706.
- ^ Кумари, Вед (1968), Ниламата-пурана, Том 1 , Академия искусств, культуры и языков J. & K.; [единственные дистрибьюторы: Мотилал Банарсидасс, Дели
- ^ Тхакур 1990 , с. 289.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тхакур 1990 , с. 287.
- ^ Jump up to: а б с Адхикари 1997 , с. 28.
- ^ Плиний Старший 1826 , с. 1117.
- ^ Саксена 2019 , с. 107.
- ^ Произведение Сумпа Еше Пельджора XVIII века «Дпаг-бсам-льон-бза » (тибетское название) можно перевести как «Великолепная Калпаврикша »: «Тхо-гар йул дан йабана дан Камбодза дан Хаса [sic] дан Хуна дан Дарта дан ..."
- ^ Паг-Сам-Джон-Занг (1908), I.9, Сарат Чандра Дас; Древняя Камбоджа, 1971, стр. 66, HW Bailey .
- ^ Грирсон 1916 , с. 17.
- ^ Саксена 2019 , с. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Саксена 2019 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Ханда 2002 , с. 22.
- ^ Ханда 2002 , стр. 24–25.
- ^ Ханда 2002 , с. 24.
- ^ Ханда 2002 , стр. 26–28.
- ^ Долина Синджа - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Кумар Прадхан (1984). История непальской литературы . Сахитья Академия. п. 5.
- ^ Витцель, доктор Майкл (1976). «Об истории и современном состоянии ведической традиции в Непале» . Васудха . 15 (12): 17–24, 35–39.
- ^ Келли, Томас Л.; Данэм, В. Кэрролл (март 2001 г.). Скрытые Гималаи (PDF) . Нью-Йорк: Абвиль Пресс. ISBN 9780789207227 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2006 года . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Штейн 1900a , стр. 317.
- ^ Jump up to: а б с Штейн 1900b , с. 433.
- ^ Мохан 1981 , с. 28.
- ^ Штейн 1900b , с. 434.
- ^ Каул, ПК (2006). Пахари и другие племенные диалекты джамму (1-е изд.). Восточные переплетчики книг. п. 123. ИСБН 81-7854-101-7 .
Книги
[ редактировать ]- Ачарья, Бабурам (1975), Бхандари, Деви Прасад (редактор), «Эй. Ши. Бабурам Ачарья Рачана гарнубхайеко непалко самкшипта итихаса» (PDF) , Пурнима , 8 (4), Катманду: 197–206
- Адхикари, Сурья Мани (1997). Королевство Хаша: трансгималайская империя средневековья . Публикации Ниралы. ISBN 978-81-85693-50-7 .
- Грирсон, Джордж Абрахам (1916). Лингвистический обзор Индии, Том 9, Часть 4 . Том. 9. Офис суперинтенданта государственной типографии, Индия.
- Ханда, ОК (Омаканда) (2002 г.). История Уттаранчала . Нью-Дели: Издательство Indus. ISBN 9788173871344 .
- Мисра, Судхам (1973). Государство Джанапада в древней Индии . Варанаси: Бхаратия Видья Пракашана. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 18 июля 2016 г.
- Мохан, Кришна (1981). Раннесредневековая история Кашмира: с особым упором на Лохары, 1003–1171 гг. н.э. Публикации Мехарчанда Лахмандаса.
- Плиний Старший (1826 г.). Габриэль Бротье (ред.). К. Плиний Вторая книга естествознания 37: Lib. 6-8 Лондон: Эй Джей Валпи.
- Саклани, Динеш Прасад (1998). Древние сообщества Гималаев . Индус Паблишинг. ISBN 9788173870903 .
- Саксена, Р.Н. (2019). «Брак и семья в племени полиандроусов хаса Яунсар-Бавара» . У Джорджа Курриана (ред.). Семья в Индии: региональный взгляд . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 108–118. ISBN 9783110886757 .
- Шарма, Мегха (2019), «Регион Кашмир в древней литературе с особым упоминанием племен» (PDF) , Pramana Research Journal , 9 (6): 703–707, ISSN 2249-2976
- Сингх, MR (1972). Географические данные в ранних Пуранах: критическое исследование . Пунти Пустак.
- Штейн, Марк Аурел (1979) [1900]. «Хронологические и династические таблицы записей Калханы о королях Кашмира». Раджатарангини Калханы: Хроники королей Кашмира . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. ISBN 9780896841017 .
- Штейн, Марк Аурел (1989) [1900]. Раджатарангини Калханы: хроника королей Кашмира, Том 2 (переиздание). Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0370-1 . Проверено 10 июля 2011 г.
- Тхакур, Лаксман С. (1990). «Хасы: раннее индийское племя» . В К.К. Кусумане (ред.). Панорама индийской культуры: Том поздравлений профессора А. Сридхары Менона . Публикации Миттала. стр. 285–293. ISBN 978-81-7099-214-1 .
- Гималайские народы
- Древние народы Индии
- Древние народы Пакистана
- Древние народы Непала
- Древняя Индия
- Древний Непал
- Этнические группы в Индии
- Этнические группы в Непале
- Страны железного века в Азии
- Культуры железного века Южной Азии
- Индоарийские народы
- Махабхарата
- Места в индуистской мифологии
- История Кашмира
- История Химачал-Прадеша
- История Уттаракханда
- Династии Индии
- Династии Непала