Твердый боп
Твердый боп | |
---|---|
![]() Art Blakey и The Jazz Messengers, 1960. На фото - Ли Морган (слева), Джими Мерритт и Уэйн Шортер (в центре) и Арт Блейки (справа) | |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1950 -е годы в Нью -Йорке и Детройте |
Производные формы | |
Другие темы | |
Список жестких музыкантов бопа |
Hard BOP - это поджанр джаза , который является продолжением музыки Bebop (или «Bop»). Журналисты и звукозаписывающие компании начали использовать этот термин в середине 1950-х годов [ 1 ] Чтобы описать новый ток в джазе, который включал влияние ритма и блюза , евангельской музыки и блюза , особенно в на саксофоне и на фортепиано игре .
Дэвид Х. Розенталь утверждает в своей книге Хард Бопа , что жанр в значительной степени является естественным созданием поколения афроамериканских музыкантов, которые выросли в то время, когда боп и ритм и блюз были доминирующими формами чернокожих американцев музыка. [ 2 ] : 24 Видными музыкантами жесткой бопа были Горация Сильвер , Клиффорд Браун , Чарльз Мингус , Арт Блейки , Пуннонбол Аддерли , Майлз Дэвис , Джон Колтрейн , Хэнк Мобли , Телониус Монк , Ли Морган , Уэс Монтгомери , Пэт Мартино и другие.
Музыкальный стиль
[ редактировать ]Hard Bop иногда называют «Funky Hard Bop». [ 1 ] [ 3 ] «Фанк -» лейбл относится к крутительному, ритмичному ощущению, связанному со стилем. [ 3 ] Дескриптор также используется для описания Soul Jazz , который обычно ассоциируется с твердым бопу. [ 1 ] [ 3 ] По словам Марка С. Гридли, душевной джаз более конкретно относится к музыке с «земляной, блюзовой мелодичной концепцией и ... повторяющимися танцами. «И многие музыканты не считают« соул-джазовым »непрерывными с« жестким бопом ». [ 1 ] Термин « душа » предполагает церковь, а также традиционные элементы евангельской музыки, такие как «аккорды аминь» ( плагальная каденция ) и триадические гармонии, которые, казалось, внезапно появлялись в джазе в эпоху. [ 3 ] Леруи Джонс отметил комбинацию «более широких и жестких тонов» с «сопровождающими аккордами фортепиано [которые стали более простыми и упрощенными». Он назвал саксофонистского Сонни Роллинса , играя в качестве одного из лучших примеров стиля. [ 4 ] Джаз -критик Скотт Янов отливал твердый боп от более широкого мира Бопа, сказав, что «[t] эмпос может быть таким же сверкающим к влиянию) Rhythm & Blues и басистов (а не всегда застряли в роли метронома) начали получать немного больше свободы и сольного пространства ». [ 5 ]
Некоторые критики считают, что Hard Bop был ответом на прохладный джаз и джаз Западного побережья . [ 6 ] Как объясняют Пол Таннер , Морис Героу и Дэвид Мегилл: «Школа жесткого бопа ... увидели новые инструментальные и композиционные устройства, используемые классными музыкантами в качестве уловок, а не действительные события джазовой традиции». [ 3 ] Тем не менее, Шелли Манн предположила, что прохладный джаз и твердый боп просто отражали их соответствующую географическую среду: расслабленный прохладный джазовый стиль отразил более расслабленный образ жизни в Калифорнии, в то время как BOP типизил нью -йоркскую сцену. [ 7 ] Некоторые писатели, такие как Джеймс Линкольн Коллиер , предполагают, что стиль был попыткой вернуть джаз как форму афроамериканского выражения. [ 8 ] Независимо от того, было ли это намерением, многие музыканты быстро приняли стиль, независимо от расы. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
По словам Ната Хентоффа, в его заметках 1957 года для L -Bop 1957 года для LP Art Blakey Columbia под названием Hard Bop , эта фраза была создана музыкальным критиком и пианистом Джоном Мехеганом , джазовым рецензентом The New York Herald Tribune в то время. Hard Bop впервые развивался в середине 1950-х годов и обычно рассматривается как происходящий с джазовыми посланниками , квартетом, возглавляемым пианистом Горация Сильвер и Барабанщиком Арт Блейки . [ 3 ] [ 6 ] В качестве альтернативы Энтони Макиас указывает на Детройт как ранний центр в росте Bop и Hard Bop, отметив, как музыканты Детройта Барри Харрис и Кенни Баррелл и тот факт, что Майлз Дэвис жил в городе с 1953 по 1954 год. Билли Митчелл , тенор -саксофон, саксофоновый игрок, саксофоновый игрок, саксофоновый игрок, срока Организовал группу, которая играла в Blue Bird Inn в начале 1950 -х годов, которая «закрепила джазовую сцену города» и привлекла музыкантов Hard Bop в город. [ 9 ]
Майкл Кускана утверждает, что усилия Сильвер и Блейки были в ответ на сцену Нью -Йорка Бебопа:
И искусство, и Гораций были очень, очень хорошо осведомлены о том, что они хотели сделать. Они хотели уйти от джазовой сцены начала 50 -х годов, которая была сценой Birdland - вы нанимаете Фила Вудса , Чарли Паркера или Джей Джей Джонсона , они приходят и сидят в домашней ритмской секции , и они играют только блюз и стандарты что все знают. Там нет репетиции, нет никакой мысли для аудитории. И Гораций, и Арт знали, что единственный способ вернуть джазовую аудиторию и сделать ее больше, чем когда -либо, - это действительно сделать музыку, которая была запоминающейся и запланированной, где вы рассматриваете аудиторию и держите все коротким. Им действительно нравилось копаться в блюзе и Евангелие, вещи с универсальной привлекательностью. Поэтому они собрали то, что должно было называться джазовыми посланниками. [ 10 ]
Дэвид Розенталь видит в разработке твердого бопа как реакцию как на снижение BEBOP, так и на рост ритма и блюза:
В ранних пятидесятых годах появилась чрезвычайно динамичная ритм и блюзовая сцена ... эта музыка, а не классная джаз, была тем, что хронологически отделили бибоп и твердый боп в гетто. Молодые джазовые музыканты, конечно же, наслаждались и слушали эти R & B звуки, которые, среди прочего, начали амальгаму блюза и Евангелия, которые впоследствии будут назвать « соул -музыкой ». И именно в этой энергичной творческой черной поп -музыке, в то время, когда Бебоп, казалось, потерял как свое направление, так и его аудиторию, можно найти некоторые из корней Хард Бопа. [ 2 ] : 24

Ключевой записью в раннем развитии Hard BOP была композиция Сильвер « проповедник », которая считалась «старого» или «банальной», так что Blue Note голова Alfred Lion не решалась записать песню. [ 2 ] : 38 [ 10 ] Однако песня стала успешным хитом. [ 10 ]
Майлз Дэвис, который исполнил заглавный трек своего альбома Walkin ' на первом джазовом фестивале в Ньюпорте в 1954 году, сформировал квинтет Майлза Дэвиса с Джоном Колтрейном в 1955 году, став известным в Хард -Бопе, прежде чем перейти к другим стилям. [ 6 ] Другими ранними документами были два тома альбомов Blue Note Night at Birdland , также с 1954 года, записанных Jazz Messenders в Birdland за несколько месяцев до того, как Дэвис отправился в Ньюпорт. Клиффорд Браун , трубач на альбомах Birdland, сформировал квинтет Brown-Roach с барабанщиком Максом Роуч . Среди пианистов в группе были Ричи Пауэлл [ 11 ] и Карл Перкинс , [ 3 ] Оба из которых умерли в молодом возрасте.
Мейнстрим
[ редактировать ]Дэвид Аке отмечает, что к середине 1950-х годов «мир Бопа явно не был« закрытым »кругом, который он был в самые ранние дни». Это совпало с соревновательным духом среди музыкантов BOP, чтобы играть с «добродетельной и сложностью», а также то, что Аке называет «джазовой мужественностью». [ 12 ] Расширение влияния твердого бопа совпала с поколением джазовых пианистов, которые стали известны в конце 1950 -х годов - среди них Томми Фланаган , Кенни Дрю и Уинтон Келли , которые приняли «измененные» подходы к Бибопу. Хотя эти музыканты не работали исключительно или конкретно в Hard BOP, их связь с жесткими игроками саксофона BOP помещала их в более широкий круг жанра. [ 13 ] Уменьшающее влияние Джаза на Западном побережье в конце 1950-х годов ускорило рост Хард Бопа к известности, в то время как переход к 33-пересеченным записям облегчал сдвиги в сторону более длинных соло, которые были типичными для альбомов жестких бопа. [ 5 ] В течение пятнадцатилетнего участка с 1952 по 1967 год Blue Note Records нанимали музыкантов и продвигали Hard BOP, описанный Яноу как «классные». [ 5 ]
Критическим альбомом, который закрепил основное присутствие Hard Bop в джазе, был сессией Blowin ' (1957), в том числе саксофонисты Джонни Гриффина , Джон Колтрейн и Хэнк Мобли; Трубач Ли Морган; пианист Винтон Келли; басист Пол Чемберс ; и Арт Блейки. Описанный Аль Кэмпбеллом как «одну из величайших записанных заинтересованных джемов Bop» и «заполненных инфекционной страстью и товариществом», это была единственная студийная сессия, когда -либо записанная, включая всех трех саксофонистов. Он закрепил «способность Колтрейна ориентироваться в сложных изменениях аккордов по быстрому темпу» и связана с репутацией Гриффина как «самый быстрый в мире саксофонист». [ 14 ] В 1956 году джазовые посланники записали альбом под названием Hard Bop , который был выпущен в 1957 году, в том числе Билл Хардман на трубе и саксофонист Джеки Маклин , со смесью композиций жестких бопа и джазовых стандартов . [ 15 ] Вскоре после этого в 1958 году джазовые посланники, с новым составом, включая Ли Моргана на трубе и Бенни Голсон на саксофоне, [ 16 ] Записал типичный альбом Hard Bop Moanin ' , [ 5 ] С альбомом, новаторским в Soul Jazz. Голсон и Морган сформировали свои собственные группы и продюсировали дополнительные записи в жанре Hard Bop: Golson's Jazztet с Art Farmer на трубе записал альбом Meet The Jazztet в 1960 году, который получил пятизвездочный рейтинг Allmusic , а Morgan Issord Hard Bop и Сестра жанры в таких записях, как The Sidewinder , известный своей «Funky, танцовой Groov [E], который вырос из Soul-Jazz, Latin Boogaloo , Blues и R & B». [ 17 ] Альбомы Моргана привлекли восходящие звезды в джазовом мире, особенно саксофонисты Джо Хендерсон и Уэйн Шортер ; Морган сформировал «давнее партнерство» с последним. [ 17 ]
Между тем, в конце 1950 -х до начала 1960 -х Джон Колтрейн был выдающимся саксофонистом в жанре Hard BOP, с такими альбомами, как Blue Train и Giant Steps, демонстрирующие его способность играть в этом стиле. его альбом Stardust Например, (1958) включен в трубу молодой Фредди Хаббард , [ 18 ] Кто станет «твердым стилистом». [ 19 ] Blue Train был описан Ричардом Хэверсом как «жесткий шедевр Колтрейна», хотя редактирование, сделанное на одну из записей альбома, вызвало противоречие после неодобрения звукового инженера Руди ван Гелдера. [ 20 ] В начале до середины 1960-х годов, до его смерти, Колтрейн экспериментировал в свободном джазе, но снова рисовал от Хард-Бопа в своем альбоме 1965 года A Love Supreme . [ 21 ] Колтрейн был давним участником группы Miles Davis, которая преодолела разрыв между Hard Bop и Modal Jazz с такими важными вехами и синим . Эти альбомы представляли собой переход к более экспериментальному джазу, но Дэвис сохранил основные идеи жесткого бопа, такие как «Тема вызовов и ответа», найденная на одном из Blue самых известных треков , « Ну и что ». [ 22 ] Предыдущие вехи альбома были описаны как «обязанные жесткому бопу» из -за его «быстрых скоростей, угловых фраз и вождения ритмов». [ 22 ]
В начале 1960 -х Джо Хендерсон сформировал группу с Кенни Дорхэмом , которая записана для Blue Note Records, и широко играл в качестве сторонника в группах Горация Сильвер и Херби Хэнкок ; Тем не менее, он получил меньше признания после того, как переехал в Сан -Франциско и начал записывать на Milestone . [ 23 ] Другие жесткие музыканты BOP отправились в Европу, такие как пианист Бад Пауэлл (старший брат Ричи Пауэлл) в 1959 году и саксофонист Декстер Гордон в 1962 году. Пауэлл, пианист, продолжал записывать альбомы в начале 1960 -х годов, в то время как Гордон наш человек в Париже стал "одним из его самых знаковых альбомов" для Blue Note. [ 24 ]
Другие музыканты, которые внесли свой вклад в стиль жесткого бопа, включают Дональд Берд , Тина Брукс , Сонни Кларк , Лу Дональдсон , Блю Митчелл , Сонни Роллинс и Сонни Стилтт .
Дэвид Розенталь рассматривает шесть альбомов среди высоких точек эры жесткого бопа: Угетсу , своего рода синего , саксофонового колосса , « Пусть кольцо свободы » , Mingus ah um и блестящие уголки , называя их некоторыми из «шедевров» жанра. [ 13 ]
Упадок и возрождение
[ редактировать ]
Скотт Янов охарактеризовал Hard Bop в конце 1960 -х годов как «заканчивая газ». Продажа и снижение Blue Note Records в конце 1960 -х и начале 1970 -х годов в сочетании с быстрого воспитания душевного джаза и слияния , в значительной степени заменив распространенность Hard Bop в джазе, хотя BOP увидит серьезное возрождение в 1980 -х годах, известных как движение «Молодые львы» Полем [ 5 ] Янов также приписывает временное снижение Hard Bop в 1970 -х годах, чтобы «он поднимается в коммерческую скалу и консолидацию большинства независимых лейблов». [ 5 ] С такими рок-группами, такими как The Beatles, захватывая харизму Хард Бопа и авангард-джаз , который имел ограниченную привлекательность вне джазовых кругов, в результате чего «разделение и противоречие в джазовое сообщество» Дэвис и другие бывшие жесткие бопперы покинули жанр, только для нового Жанр слияния само по себе сокращается в течение следующего десятилетия. [ 25 ]
Дэвис привел других джазовых музыкантов к жанру слияния, особенно с другими трубами. Например, сдвиг Дональда Берда в сторону коммерческого слияния и плавных джазовых записей начала 1970 -х годов, будучи отмечаемыми в некоторых кругах, считался «предательством» фанатами Hard Bop. Его альбом Black Byrd (1973), самый успешный альбом Blue Note, приблизился к № 1 в чартах R & B, несмотря на оппозицию джазовых пуристов. [ 26 ] Однако в 1985 году снятый концерт однажды ночью с Blue Note собрал тридцать преимущественно жестких музыкантов BOP, включая Арт Блейки, Рон Картер , Джонни Гриффин и Фредди Хаббард. [ 27 ]
После упадка Фьюжн младшие музыканты начали возрождение BOP, самым известным сторонником этого является трубача Винтон Марсалис . Возрождение было «возрождением» к 1990 -м годам, [ 28 ] А к 1990 -м годам возрождение Хард Бопа стало настолько заметным, что Янов назвал его «основой современного акустического джаза». [ 5 ] Джо Хендерсон, например, был описан Яноу как «национальная знаменитость и постоянный победитель опроса» в джазовых кругах после подписания подписания для Verve в 1990 -х годах, в основном из -за изменений в маркетинге. [ 23 ]
Наследие
[ редактировать ]Розенталь заметил, что «[t] с 1955 по 1965 год представляют собой последний период, когда джаз без особых усилий привлек самых хиппинга молодых чернокожих музыкантов, самых музыкальных, тех, кто обладает самыми солидными техническими навыками и самым сильным чувством себя, не только как артисты Но как художники ". В том же тексте он сетует на «много хулителей Хард Бопа и немногих артикуляционных защитников», описывая некоторые комментарии, сделанные его критиками как «уничижительные клише». [ 13 ] Альтернативно, Янов предлагает немного более длительный период, с 1955 по 1968 год, в течение которого Hard Bop был «самым доминирующим джазовым стилем». [ 5 ]
Хотя стиль жесткого бопа наслаждался своей самой большой популярностью в 1950 -х и 1960 -х годах, исполнители и элементы музыки остаются в джазе.
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Гридли, Марк С. (1994), Рон Винн (ред.), Все музыкальное руководство по Джазу , М. Эрлевине, В. Богданова, Сан -Франциско: Миллер Фриман, с. 11–12 , ISBN 0-87930-308-5
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Розенталь, Дэвид Х. (1992), Hard Bop: Jazz and Black Music 1955-1965 , Нью-Йорк: Oxford Univ., ISBN 0-19-505869-0
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Таннер, Пол Оу ; Морис Героу; Дэвид В. Мегилл (1988) [1964]. "Хард -боп - фанк" . Джаз (6 -е изд.). Dubuque, IA: Уильям С. Браун, подразделение колледжа. С. 112–121 . ISBN 0-697-03663-4 .
- ^ «История твердого бопа» . Временная шкала афроамериканской музыки . Получено 2022-04-30 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час "Хардбопз" . www.scottyanow.com . Получено 2022-04-30 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в CASE, Brian (2006) [1997], «тем сильнее они приходят» , в Рой Карр (ред.), «Столетие джаза: ста лет величайшей музыки, когда -либо сделанной» , Лондон: Хэмлин, с. 106–121 , ISBN 0-681-03179-4
- ^ Манн, Шелли . «Джаз: американская классика» (интервью: видео). Интервью Реджинальдом Бакнером. Цитируется в Tanner et al , с. 113.
- ^ Коллиер, Джеймс Линкольн (1978), Создание Джаза , Нью -Йорк: Dell, с. 435–453 . Цитируется в Tanner et al , с. 112.
- ^ Macías, Энтони (2010). « Детройт был тяжелым»: современный джаз, бибоп и афроамериканская выразительная культура » . Журнал истории афроамериканцев . 95 (1): 44–70. doi : 10.5323/jafriamerhist.95.1.0044 . ISSN 1548-1867 . JSTOR 10.5323/JAFRIAMERHIST.95.1.0044 . S2CID 140951100 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Schaffer, Dean (2010-08-20). «Секреты Blue Note Vault: Michael Cuscuna на Monk, Blakey и тот, который ушел» . Коллекционеры еженедельно . Market Street Media LLC . Получено 2010-11-11 .
- ^ «Биография Ричи Пауэлл, песни и альбомы» . Allmusic . Получено 2022-04-30 .
- ^ Аке, Дэвид (1998). «Пересетал джаз: Орнетт Коулман,« Одинокая женщина »и« Нью-Йоркская джазовая сцена »в конце 1950-х» . Американская музыка . 16 (1): 25–44. doi : 10.2307/3052674 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 3052674 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Розенталь, Дэвид Х. (1988). «Хард -боп и его критики» . Черная перспектива в музыке . 16 (1): 21–29. doi : 10.2307/1215124 . ISSN 0090-7790 . JSTOR 1215124 .
- ^ Сессия Blowin ' - Джонни Гриффин | Песни, обзоры, кредиты | Allmusic , извлечен 2022-04-30
- ^ Hard Bop - Art Blakey, Art Blakey & The Jazz Messengers | Песни, обзоры, кредиты | Allmusic , извлечен 2022-04-30
- ^ Moanin ' - Art Blakey & The Jazz Messengers, Art Blakey | Песни, обзоры, кредиты | Allmusic , извлечен 2022-04-30
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Биография Ли Моргана, песни и альбомы» . Allmusic . Получено 2022-04-30 .
- ^ Stardust - Джон Колтрейн | Песни, обзоры, кредиты | Allmusic , извлечен 2022-04-30
- ^ "Фредди Хаббард" . www.bluenote.com . Получено 2022-04-30 .
- ^ Havers, Ричард (2021-09-15). « Синий поезд»: жесткий шедевр Джона Колтрейна » . Udiscover Music . Получено 2022-04-30 .
- ^ «Джон Колтрейн: руководство по его жизни и музыке» . Мастер -класс . 24 февраля 2022 года . Получено 30 апреля 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Барретт, Самуил (2006). « Вроде синего» и экономика модального джаза » . Популярная музыка . 25 (2): 185–200. doi : 10.1017/s0261143006000857 . ISSN 0261-1430 . JSTOR 3877558 . S2CID 56391910 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Биография Джо Хендерсона, песни и альбомы» . Allmusic . Получено 2022-04-30 .
- ^ Waring, Чарльз (2022-02-27). «Декстер Гордон - мастер тенора саксофона» . Udiscover Music . Получено 2022-04-30 .
- ^ Waring, Charles (2022-04-02). «Когда Джаз управлял миром: рост и правление одного истинного искусства Америки» . Udiscover Music . Получено 2022-04-30 .
- ^ «Дональд Берд» . www.bluenote.com . Получено 2022-07-09 .
- ^ Jopson, John (2004-01-27), одна ночь с Blue Note (Music), Capitol Records , полученные 2022-08-02
- ^ «Молодые львы принесли бибопа и качания ревут назад» . KNKX Public Radio . 2022-04-27 . Получено 2022-04-30 .