Канадский закон коренного населения
Часть серии на |
Канадский закон |
---|
![]() |
Закон коренного народа в Канаде относится к юридическим традициям, таможням и практике коренных народов и групп. [ 1 ] Канадский закон аборигенов отличается от закона коренного населения. Канадский закон аборигенов обеспечивает определенные конституционно признанные права на землю и традиционную практику. [ 2 ]
Канада содержит более 900 различных групп коренных народов , каждая из которых использует разные юридические традиции коренных народов. Кри , Блэкфут , Микмак и многочисленные другие коренные народы ; Инуиты ; и Métis будет применять свои собственные юридические традиции в повседневной жизни, создавая контракты, работая с государственными и корпоративными организациями, экологическим управлением и уголовным процессом и семейным правом. Большинство поддерживают свои законы посредством традиционного управления наряду с избранными должностными лицами и федеральными законами. Юридические прецеденты, установленные тысячелетиями назад, известны по рассказам и происходят из действий и прошлых ответов, а также посредством постоянного толкования старейшин и хранителей законодательства-тот же процесс, с помощью которого образуются почти все юридические традиции, из общих законов и гражданских кодексов Полем [ 3 ]
Хотя многие юридические традиции кажутся одинаковыми в том, что ни один из них не был кодифицирован, у каждого есть совершенно разные наборы законов. Многие законы проистекают из историй, которые, в свою очередь, могут быть связаны с трудами или маркировками, такими как географические особенности, [ 4 ] Петроглифы, пиктограммы, Wiigwaasabakoon и многое другое. Инуитом Нунангат Управление [ 5 ] довольно заметно отличается от его соседского соседа Дененде , так как разнообразные законы Денех Дене довольно заметно отличаются от законов, регулирующих линги аани, [ 6 ] [ 7 ] Гитксан Лаксип [ 8 ] или Feet's Surfing to Yin'tah; [ 9 ] И, как они отличаются от Haudenosaunee , [ 10 ] Eeyou-istchee 's или mi'kma'ki ' s. Одна вещь, которая имеет общее использование в большинстве коренных юридических и управляющих традиций, - это использование кланов Анишинаабека , таких как Doodeman (хотя большинство из них являются матрилинейными, как Вильпс Гитксан). [ 11 ]
Терминология
[ редактировать ]По сравнению с законом аборигенов
[ редактировать ]Закон коренного народа относится к собственным правовым системам коренных народов. Это включает в себя законы и юридические процессы, разработанные группами коренных народов, чтобы управлять их отношениями, управлять своими природными ресурсами и управлять конфликтами. [ 1 ] Закон коренного народа разрабатывается из различных источников и учреждений, которые различаются по юридическим традициям. [ 2 ] Канадский закон аборигенов - это область закона, связанная с отношениями канадского правительства с его коренными народами ( первые нации , метис и инуиты ). Раздел 91 (24) Закона о конституции 1867 года дает федеральному парламенту исключительную власть законодательства в вопросах, связанных с аборигенами, которые включают группы, управляемые Законом Индии , различные пронумерованные договоры и за пределами этих действий. [ 12 ] Аборигенные народы как коллективное существительное [ 13 ] является конкретным термином искусства, используемого в юридических документах, включая Закон о конституции 1982 года . [ 14 ] [ 15 ]
Самоуправление
[ редактировать ]Традиции
[ редактировать ]Настроение
[ редактировать ]Законы Анишинаабе проистекают из большого корпуса историй, которые создают повествовательную структуру, из которой были интерпретированы законы или способы существования (как сообщество и как индивид). [ 18 ] Эти истории включают рассказы о Нанабожо и широкий спектр других существ и народов, а также моральные последствия и практические приложения, полученные из них. [ 19 ] Исторически закон Анишинаабэ взаимодействовал с правовыми системами других стран в таких примерах, как в договоре Gdoo-Naaganinaa (блюдо с одной ложкой), заключенным с Haudenosauene. [ 20 ] Atikameksheng Anishinawbek переводит «закон» как Наакнигевин . [ 21 ]
Atikamekw
[ редактировать ]В результате их родины Nitaskinan нация Atikamekw поддерживает сильную связь со своим языком [ 22 ] и их традиционной правовой системе, называемой либо Ираконикевином , либо Ораконикевином . [ 23 ] Многие различия возникают между английским общим правом, гражданским кодексом Франции и Атикамекв Ираконикевином, в частности, усыновления или Opikihawasowin . [ 22 ] По состоянию на 2016 год правительства Квебека и нации atikamekw разрешают различия в юридических зачетах в отношении процедур усыновления, [ 22 ] который существует как часть более широких усилий по согласованию законов и примирения канадского государства с коренными народами.
Черныйфут
[ редактировать ]Черный Akak'stiman термин может быть переведен как « законодательный». [ 24 ]
Dhe
[ редактировать ]Дене Лоу описывает многочисленные юридические традиции по всей родине Дене, в совокупности называемые Денендехом, чьи территории включают такие нации, как Гвичин , Хан , Каска , Татчоне , Сахту , Дане-Заа , Дене Тха , Татххх и Дэнэс-Жан . По мнению Дене -народов, понимается, что законы Дене были приняты культурным героем или героями: Яморией и Ямоджей, часто называемыми великим законодателем (ов). [ 25 ] [ 26 ]
Деневые юридические принципы, как правило, опираются на три основания равенства, совместного использования и взаимности, а также взаимозависимости на человеческих и нечеловеческих жизненных силами. [ 27 ] Юридически и концептуально, Дене не различают человеческие и нечеловеческие существа, такими как Вороны, Карибские, Деревья, [ 26 ] озера и горы. [ 28 ] Интерпретируемые истории часто видят, как Дене и нечеловеческие животные работают вместе, чтобы найти взаимовыгодные решения. [ 26 ] Действительно, существуют почти договорные отношения между людьми и многими другими существами, создавая обязательства по нечеловеческим животным и другим существам, чтобы делиться своими дарами с людьми, поскольку люди обязаны проявлять уважение посредством сохранения и благодарности. [ 26 ] Например, Дене Лоу предусматривает, что люди, путешествующие по стране, должны платить за их проход в форме подарков вещам водным путям, рельефам и другим существам, таким как предки. [ 29 ] Кроме того, концепции ухода различаются между юридическими и социальными и социальными системами английского языка, особенно с детьми, созревающими в различных социальных и экологических ситуациях, таких как посредством ученичества и послушного слушания рассказчиков. [ 30 ]
Различия между английским законом и законом Дене создали значительное трение между нациями Дене и канадским государством. Одним из примеров является разрыв передачи закона между поколениями из -за школьных школ, отделенных детей от их социальных (и законных) рамок. [ 30 ] Другая-это разница в понимании консервации: в соответствии с общим правом, Министерство окружающей среды и природных ресурсов Северо-Западных территорий иногда продвигает однополые охотничьи действия, а плакаты подробно описывают, как отличить мужчину от женского карибу, направляя охотников на нацеливание на мужчин. Английское право, касающееся репродуктивных способностей стада, считает, что выбранная полом охота является более устойчивой, в то время как Дене Лоу считает потенциал в разрыве передачи знаний, подобного убийству всех старших людей сообщества. [ 29 ] В отличие от патерналистской английской правовой системы, в которой люди должны контролировать и сохранять другие виды, мировоззрение Дене подчеркивает агентство нечеловеческих существ. [ 31 ] Это приводит к ситуациям, когда существа охотились или ловились, которые, в соответствии с английским территориальным правом, должны оставаться в одиночестве или отбрасывают столкновения с юридическим институтом существа, которые отдают себя охотникам. [ 28 ]
Поскольку существует много языков и культур по всему Дененде, также и юридические системы Дене, называемые иначе, от одной территории к другой. Например, Tłı̨chǫ называйте Дене Лоу Dǫ nàowooòdeè , [ 32 ] Dena Aʼnezen обращается к Law, Kaska Law, [ 33 ] Закон и истории Дене Чхатиэ называется mek'ı̨̨́́ dene ts'elı̨ и megǫndıé . [ 34 ] [ 35 ]
Eeyou/eenou
[ редактировать ]Современная правовая система развилась в связи с контактом с канадским государством, провинцией Квебек, и из исторического традиционного Eeyou способа Istchee делать вещи). [ 36 ] [ 37 ]
Titoyw
[ редактировать ]Правовая система Gitanyow называется Gitanyow Ayookxw . [ 38 ]
Гитксан
[ редактировать ]Набор законов gitx̱san известен как Ayokim gitx̱san , [ 39 ] Ты сюрприз , [ 40 ] Ахук , [ 41 ] или аюк . [ 42 ]
Формирование наиболее фундаментального ядра общества Gitx̱san - это матрилинейные «дома» [ 43 ] или Wilphl gitx̱san , также называемый « huwilp » (Sing.: Wilp ), каждый из которых связан с одним из четырех P'deeḵ , или кланов : Lax̱gibuu (волк), Lax Seel ( или Lax Ganeda (Raven/Frog), Giskaast (Lax Seel или Lax Ganeda (Raven/Frog), Giskaast (Lax Seel или Lax Ganeda (Raven/Frog), Giskaast (Giskaast (Lax Seel или Lax Ganeda Raven/Frog), Giskaast ( Giskaast (Lax Seel или Lax Ganeda (Raven/Frog), Giskaast (Raven/Frog). Fireweed ) и Lax Skiik (Eagle). [ 39 ] [ 40 ] [ 42 ] Гитксан авторитет и юрисдикция, или Dax̱gyat , проявляются через Wilphl gitx̱san и их отношения с Lax̱yip, их территориями. [ 42 ] Gix̱san Lax̱yip, или Gitx̱san Country, поддерживает четкие и четкие территориальные юрисдикции, связанные с конкретным Huwilp, которые известны и подтверждаются через то, что можно перевести как сокровища или наследие, Gwalax̱ yee'nst . [ 40 ] [ 42 ] Gwalax̱ yee'nst, по сути, определяет Wilp, поскольку они включают не только осязаемые, такие как его Вильнааталь (или близкие родственники) и Lax Yiphl Wilp (земли и ресурсы, связанные с Wilp), но и нематериочное, например, в Потлатче место имена и Adaawx ( устные истории ), в том числе «Асвязанные гребни животных, символы, Limx Oo'y (с незапамятные песни), Limx Sinaahl (Shutch Songs) и Limx Nox Nok (Spirit Songs)». [ 40 ]
Все общество gitx̱san вплетены через аюким Гиткссан, который диктует «поведение Гитксан Хувильпа вокруг наследства, брака, усыновления, доступа к имуществу, нарушения, травмы, возмещения травмы», », [ 39 ] Помимо гражданства, использования ресурсов и поведения в Potlatches. [ 40 ] The backbone of the Ayookw are the adaawx (also spelled "adaawk") which sustain evidence for land ownership and social organization.[ 43 ] И, как и другие прибрежные каскадские первые нации , центральным основным политическим институтом является Potlatch или Liligit . [ 40 ] [ 42 ] [ 43 ] Wilp Li'iliget - это дом праздника, также называемый «здание парламента Gitx̱san». Li'iliget берет на себя различные форматы в ожидании типа бизнеса или обязательства Gitx̱san. [ 42 ]
В то время как нация Gitx̱san имела дело с политической структурой, когда индийской группы советы группы (с юрисдикцией исключительно на резервных землях) существуют в борьбе с традиционными структурами управления. Таким образом, и после значительного дела Delgamuukw-Gisday'wa 1997 года , Wilphl gitx̱san объединился в правительство Гитксан Хувильп . [ 40 ] Хотя Adaawk не был принят в качестве свидетельских доказательств во время дела Delgamuukw-gisday'wa, приоритет был установлен таким образом, чтобы «допустимость [устных историй] должна определяться в каждом конкретном случае». [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Вместо того, чтобы делать недопустимые Adaawx и другие устные истории, в настоящее время существуют более определенные структуры, с помощью которых такие линии доказательств принимаются в евро-канадских здах. [ 44 ] Нынешняя реструктуризация канадской юридической среды приводит к относительному переосмыслению Gitx̱san Ayookim и управления, наряду с другими юридическими структурами коренных народов.
Вонять
[ редактировать ]Haisla Nuuyum , или Haisla Work of Life and Laws, обозначает и диктует способы взаимодействия в стране Хайсла и рядом с соседними территориями и урегулированными странами. [ 47 ] Nuyuum подкрепляет исторические и современные формы лидерства, такие как руководитель начальника и совета, и руководит руководящими обязанностями по всей стране. [ 48 ]
Инкубатор
[ редактировать ]
Как самая старая, постоянно функционирующая представительная демократия в мире, ирокеанские шесть наций Лонгха или Хауденосауни , конфедеративные в примерно 1142 г. н.э. [ 50 ] Благодаря принятию великого закона мира (или Кайанере, ваниен в Каниенеке ). Объединение первоначальных пяти наций ( Onödowáʼga:/seneca , Gayogo̱hó: nǫǫ/cayuga , Onyota'a: ka/ineida , Onöñda'gaga '/onondaga , и Kanienʼkehá: Ka/Mohawk ) и, таким образом, и, таким образом, Основная правовая база, рассказывается устно из конституционного Wampum и символизируется деревом мира , восточной белой сосной . [ 51 ]
Законы передаются с помощью символического Wampum и делятся на 117 статей. Передача выполняется ежегодно путем устного рассказы о повествовании Конфедерации. Это повествование передает путешествия и историю великого миротворца , Джигонхаси и Хиаваты , когда они принесли мир в страну Хауденосауни. Благодаря им правительственные структуры и юридические учреждения были созданы для метафорически, социального, экономического и конкретного объединения семей. Таким образом, народы задуманы как старшие и младшие братья, и когда его спросили, как будет работать эта новая структура, миротворщик ответил: «Это займет форму длинного длинного Как одна домохозяйства под одной главной матерью. [ 52 ]
Инуит
[ редактировать ]Традиционные формы инуитской справедливости понимают взаимосвязанный характер вещей. Лидеры и старейшины не считают себя агентами социального контроля или порядка, поскольку каждый человек вносит свой вклад в функционирование сообщества. Слово для закона об инуитах в инукитуте является ᐃᓄᐃᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ nuice Qujimajatuqangit из корня « Qaujima- ᖃᐅᔨᒪ-» «Значение», чтобы знать », и может быть буквально переведено как« то, что давно известно инуиты », оно также видно как qauyimayuqangit (ᖃᐅᔨᒪᔭᑐᖃᖏᑦ) или ᖃᐅᔨᒪᓂᑐᖃᖏᑦ Qujimanituqangit .
Есть три юридические подмножества, где Ангаккук (или Медицинский Человек ) облегчает сообщество:
- tirigusuusiit , вещи, которых следует избегать
- Haintit , чего следует следовать
- Пикджайт , чем заняться
Если эти три не подчиняются, то Ангаккук может потребоваться вмешаться с нарушающей стороной, чтобы избежать вредных последствий для человека или группы. [ 53 ] Разрушение этих законов или табу рассматривалось как причина несчастья, такую как плохая погода, несчастные случаи или неудачная охота. Чтобы определить причину такого несчастья, Ангаккук совершил бы путешествие по духу за пределами их тела. Они обнаруживают причину несчастья в этом путешествии. Как только они вернулись из путешествия, Ангаккук расспрашивал людей, вовлеченных в ситуацию, и, согласно убеждению, что они уже знали, кто несет ответственность, люди, допрашиваемые, часто признаются. Одно только это признание может быть объявлено решением проблемы, или могут потребоваться акты покаяния, такие как очистка горшков мочи или замены жен. [ 54 ] Шаман может сделать пророчество, что конкретный младенец станет пророком во взрослой жизни. [ 55 ]
The integration of Inuit Qaujimajatuqangit (or IQ) and Canadian Law is an ongoing process. For example, the Nunavut Court of Justice is the only unified single-level court in Canada, and it travels to communities every six weeks to two years. Существуют также администрируемые программы на основе и современных целебных кругов. [ 56 ]
Ktunaxa
[ редактировать ]Фундаментальная, лежащая в основе концепции закона о ктунаксе (или «ɂaknumu ¢ tiŧiŧ ») заключается в том, что люди ктунакса возникли из земли своей традиционной страны , ктунакса ɂamakɂ, где они остаются хранителями земли, обязаны заботиться и уважать землю и все такое На нем живая и неживая. [ 57 ] Ɂaknumu ¢ tiŧiŧ, как закон земли, диктует, что Ktunaxa должен защищать, а не чрезмерно использовать землю, в конечном итоге сохраняя баланс в понимании того, что все вещи связаны, поскольку земля дает ресурсы для выживания. [ 57 ]
Коконевишель
[ редактировать ]Выйдя из своей традиционной родины, Кваквахка -Аукв Айвинагвис, юридическая система Кваквакваква , по -прежнему управляемая через Институт Потлатч , несмотря на запрет на потлатч , который пережил с 1884 по 1951 год. Как и многие другие северные прибрежные нации. Общественные подразделения, такие как Kwaguʼł, ʼna̱mg̱is, и dzawa̱da̱enux̱w (среди многих других), поддерживать сложный состав законов, окружающих права собственности на сокровища, а именно песни, танцы, копперы, регалии, имена, гребни, заполненные ящики, истории и знания, танцы, коптели, регалии, имена, гребные, заполненные ящики, истории и знания, танцы, носи Полем [ 58 ] [ 59 ] В отличие от европейских юридических систем, закон Кваквакахауваква понимает социальные структуры, а также индивидуальные права и обязанности по -разному. [ 58 ] [ 59 ] Истории, песни, танцы и знания передаются и обменяются через конкретные ритуалы Potlatch, а разрешение споров происходит в результате церемоний, часто проводимых в больших домах конкретными, знающими лидерами или старейшинами. [ 58 ] [ 59 ] Таким образом, интеллектуальный и законодательство право собственности заметно отличается от евро-канадских правовых систем, и конфликт все еще решается из-за запрета основного учреждения в течение почти столетия. [ 58 ] [ 59 ] Канадское государство в настоящее время находится в процессе примирения своих законов и исторической политики с нацией Kwakwa̱ka̱wakw. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
Метис
[ редактировать ]La Lway Michif , или Métis Law, основан на смешении юридических традиций между коренными народами прерий , европейскими канадцами , которые поселились в том, что станет родиной Метис (Мичиф Пийи) и христианством . Поскольку культура метиса является устной культурой , остается различие между письменными и устными формами закона метиса, поскольку большинство протоколов, окружающих семью и сообщества, продолжают передаваться исключительно устно. [ 62 ] [ 63 ]
Основной фонд закона Метиса опирается на унаследованные истории, такие как Ти-Жан, Висахкек и Нанбуш , [ 64 ] [ 65 ] [ 63 ] и, в конечном счете, сосредоточена на семье , из которой расширяют полномочия на общинный, региональный и национальный уровни, где решения принимаются собранием . [ 62 ] [ 63 ] Старейшины функционируют в качестве посредников и консультантов в рамках юридической структуры Métis, а церемонии содержат основное институциональное правило. [ 62 ] [ 63 ] Правосудие подчеркивается индивидуальными и общинными правами, в которых судебные решения обязаны принимать в контексте отношений уважения и доверия. [ 62 ] [ 63 ] Разрешение споров зависит от того, чтобы быть несправедливым; Принятие решений достигается консенсусом в универсальном избирательном праве , когда все сообщество решает правила и ограничения для власти. [ 62 ] [ 63 ] Конкретные социальные структуры также диктуют определенные функции, такие как исправление неправильного поведения, падающего на крестных родителей и бабушек и дедушек, при этом молодежь мужчина часто отправляется в жизнь с дядями, если проблемы сохраняются, и женщины, отвечающие за приветствие и защиту новичков, с женскими комитетами, ответственными за решение случаи домашнего насилия. [ 62 ] [ 63 ] Исторически, правовая система Métis включала общий совет, отвечающий за контроль полицейскую организацию под названием La Garde . [ 62 ] [ 63 ]
Микма
[ редактировать ]Микмайки является домом для Netukulimk , который является «использованием естественной награды, предоставленной создателем для самообслуживания и благополучия человека и сообщества. Фонд Netukulimk достигает адекватных стандартов питания сообщества и Экономическое благополучие, не подвергая опасности целостности, разнообразия или производительности нашей окружающей среды ». [ 66 ] В рамках концептуальной основы Netukulimk закон Миакмо является основой поддержания семей, сообществ и общества Mi'kmaw. [ 67 ] Это мышление понимает всю жизнь, которая будет взаимосвязана, описывая права и обязанности Микмака со своими семьями, общинами, нацией и экосистемой. [ 68 ]
Нихияв
[ редактировать ]На языке Nêhiyaw «законы Cree» наиболее непосредственно переводят как ᓀᐦᐃᔭᐤ ᐃᐧᔭᓯᐁᐧᐃᐧᓇ ᐃᐧᔭᓯᐁᐧᐃᐧᓇ nêhiyaw wiyasowêwina, в которой размещается корень / -Asiw- / inteled, чтобы решить, судить, командовать ». Более подходящий термин при ссылке на Cree - или, в частности, Plains Cree (nêhiyaw) - закон - это вахкохтовин (ᐋᐧᐦᑰᐦᑐᐃᐧᐣ), обозначающий родство и кодексы поведения, вытекающие из собственной роли в сообществе.
Secwépemc
[ редактировать ]В Secwepemcúl'ecw люди Shuswap по-прежнему поддерживают yirí7 re stsq'ey's-kucw , также становленный как yerí7 re stsq̓ey̓s-kucw , что означает «наши законы и обычаи». [ 69 ] Закон о Secwépemc, или Stsq̓ey , понимается через STSEPTékwll (древние устные истории) как одаренные Secwépemc Sk'elép (Coyote) . Stsq'ey управляет нацией преимущественно через три фундаментальных закона:
- Закон о суверенитете SECWEPEMC (включая полномочия принимать договоры);
- Закон SECWEPEMC, который определяет права, доступ к ресурсам и;
- Законы о социальной и экологической ответственности SECWEPEMC (опекунство). [ 70 ]
Syilx
[ редактировать ]Родился от iʔ syilx iʔ temxʷulaʔxʷs , [ 71 ] или страна Оканагана определяется через Captikwl , «сборник учений о , законодательство Syilx законах, таможни, таможни, ценностях, ценностях, структурах управления и принципах, которые вместе определяют и информируют о правах и обязанностях Syilx Okanagan перед землей и нашей культурой». [ 72 ] Нация Syilx поддерживает ankc'xʷ̌iplaʔtntət uɬ yʕat iʔ ks səctxət̕stim («наши законы и обязанности») в качестве основной конституционной структуры, из которых вытекают ценности Syilx, гражданство, структуры для решения споров, правительственные полномочия, права и обязанности, силкс. [ 73 ] В частности, эти обязанности от TMIXʷ , TMXʷulaxʷ и Siwłkʷ ( частично переведенный как все живые существа, земля, [ 74 ] и воды, [ 75 ] соответственно). Альянс Syilx Okanagan Nation в настоящее время находится в процессе восстановления нации и разработки современной конституции . [ 76 ] [ 77 ]
Скользить вниз
[ редактировать ]Название закона Tŝilhqot'in - Dechen ts'edilhtan . [ 78 ] [ 79 ]
Wet'suwet'en
[ редактировать ]После конфликта на границах страны Влавки Страна в Британской Колумбии , [ 80 ] [ 81 ] Британские и канадские правительства подписали меморандум о взаимопонимании с наследственными вождями нации влажного нации в мае 2020 года. Меморандум начинается с этих первых двух моментов:
- «Канада и до н.э. признают, что влажные права и титул владеют домами в рамках их системы управления».
- «Канада и BC признают влажные права аборигенов и название аборигенов на протяжении всей итаи». [ 82 ]
Этот меморандум подтверждает Анак Ну'ат'ен (или Инук Нуатден , как написано меморандум о взаимопонимании) как влажную правовую систему управления. Влажные системы управления тесно связаны с наследственным вождем. Клановые структуры и руководящие вождь, в свою очередь, тесно связаны с И'инта, их земли. [ 83 ]
W̱sáneć
[ редактировать ]Выходя из земли, или Tehew̱ , термин W̱sáneć Skáls означает «закон» и «вера». [ 84 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Название земли аборигенов в Канаде
- Канадская корона и коренные народы
- Индийский акт
- Индийская политика передачи здравоохранения (Канада)
- Коренный суд (Канада)
- Пронумерованные договоры
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джон заимствовал (2006). «Морские юридические традиции в Канаде» (PDF) . Отчет для юридической комиссии Канады . Председатель Фонда Юридического Фонда в области правосудия и управления аборигенами, Университет Виктории.
В Канаде юридические традиции коренных народов отделены от общего права и гражданского права, чтобы производить различные права и обязательства для коренных народов ... многие коренные общества в Канаде обладают юридическими традициями. Эти традиции имеют неопределенный статус в глазах многих канадских учреждений.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Кауфман, Эми. «Исследовательские гиды: закон аборигенов и законы коренных народов: примечание об условиях» . Guides.library.Queensu.ca .
Закон коренного народа существует в качестве источника закона, кроме общих и гражданских правовых традиций в Канаде. Важно отметить, что законы коренных народов также существуют, кроме закона о аборигенах, хотя эти источники закона взаимосвязаны. Закон аборигенов - это орган закона, созданный судами и законодательными органами, который в значительной степени касается уникальных конституционных прав народов аборигенов и отношений между народами аборигенов и короной. Закон аборигенов в значительной степени найдено в колониальных инструментах (таких как Королевская прокламация 1763 года, Конституционные акты 1867 и 1982 годов и Закон об Индии) и судебные решения, но также включают источники закона коренного населения. «Закон коренного народа состоит из юридических распоряжений, которые коренится в самих коренных обществах. Он вытекает из общин и первых национальных групп по всей стране, таких как Нуу Чах Нулт, Хайда, Кост -Салиш, Цимшиан, Хейльцук, и может включать отношения к земле, Духовный мир, истории творения, обычаи, процессы обсуждения и убеждения, кодексы поведения, правила, учения и аксиомы для жизни и управления.
- ^ Джон заимствует (12 мая 2016 г.). Свобода и конституционализм коренных народов . Университет Торонто Пресс. С. 3–. ISBN 978-1-4426-3095-6 .
- ^ Игнас, Марианна; Игнас, Рональд Э (октябрь 2017 г.). Secwépemc People, земля и законы-yerí7 re stsq̓ey̓s-kucw . Secwepemcúl̓ecw, Канада: издательство Университета Макгилла-Куин. п. 624. ISBN 9780773551305 .
- ^ «Кто мы» . Инуит Тайватани Кентаами Инуит Тапирит Канатами . Получено 24 Deecmeber 2018 .
- ^ «Закон о Тлингите, американская справедливость и разрушение деревень Тлилинга » Vimeo ноября Sealaska Heritage Instintep. 20 Получено 24 декабря
- ^ Уильямс, Джеки. «Lingit Kusteeyì: чему меня научил дедушка» . Taku River Tlingit Place Names . Taku River Tlingit First Nation . Получено 24 декабря 2018 года .
История Тлилинга, рассказываемая Джеки Уильямсом, лидером клана волка, первой нации Taku River Tlingit
- ^ «Наш путь: традиционная система сегодня» . Гитксан . Гитксан Нация . Получено 24 декабря 2018 года .
- ^ «Влажные люди люди» . Unist'ot'en Camp . Unist'ot'en . Получено 24 декабря 2018 года .
- ^ «Конфедерация Хауденосауни» . Конфедерация Haudenosaunee . Haudenosaunee . Получено 24 декабря 2018 года .
- ^ «Наш путь: Уилп» . Гитксан . Гитксан Нация . Получено 24 декабря 2018 года .
- ^ Кристиан Леупрохт; Питер Х. Рассел (2011). Основные чтения в канадской конституционной политике . Университет Торонто Пресс. п. 477. ISBN 978-1-4426-0368-4 .
- ^ "Коренные или аборигенные: что правильно?" Полем 21 сентября 2016 года. Архивировано с оригинала 22 сентября 2016 года . Получено 19 ноября 2020 года .
- ^ Маккей, Селеста (апрель 2015 г.). «Брифинг -заметка о терминологии» . Университет Манитобы. Архивировано с оригинала 25 октября 2016 года . Получено 2 июля 2020 года .
- ^ "Коренные американцы, первые нации или аборигены ? www.druide.com . Получено 19 мая 2017 года .
- ^ "Самоуправление" . www.rcaanc-cirnac.gc.ca . Правительство Канады; Короны-коренные отношения и северные дела Канада. 3 ноября 2008 г.
- ^ «Самоуправление коренных народов в Канаде» . Канадская энциклопедия .
- ^ «Традиционный первый закон Анишинаабе» . Маленькая раковина Пембина Нация . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ «Доступ к справедливости и примирению: резюме Anishinabeklegal». Анишинабеклегальные традиции сообщают. Исследовательский отдел юристов коренных народов в Университете Виктории.
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Симпсон, Линн (2008). «Забота о GDOO-NAAGANINAA: Procolonial Nishnaabeg дипломатические и договорные отношения». Wíčazo ša Review . 23 (2). Университет Миннесоты Пресс: 29–42. doi : 10.1353/wic.0.0001 . S2CID 159947259 .
- ^ "GCHI NARKNAGEWING" . Акдакен Анишнавбек . Получено 6 октября 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Atikamekw Nation Council (22 ноября 2016 г.). «Мемуары, касающиеся юридического проекта 113: Закон, изменяющий гражданский кодекс и другие законодательные положения в вопросах усыновления и передачи информации» (PDF) (пресс -релиз). Нитаскинан, Квебек, Канада: Квебекское национальное собрание. Комиссия учреждений . Получено 14 января 2022 года .
- ^ "ЛОЙ" . Atticemw Dictionnaire . Aticamagw Nation . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Crowshoe, Reg; Manneschmidt, Sybille (2002). Akak'stiman: черная структура для принятия решений и посреднических процессов (2-е изд.). Калгари, А.Б., Канада: Университет Калгари Пресс. ISBN 978-1-55238-044-4 Полем Получено 26 января 2022 года .
- ^ "Ям ? Центр северного наследия принца Уэльса . Министерство образования, культуры и занятости NWT . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Чартранд, Ларри (18 декабря 2018 г.). «8 - Применение закона Дене к доступу к генетическим ресурсам и проблемам знаний». В Огуаманаме, Чиди (ред.). Генетические ресурсы, справедливость и примирение: Канада и глобальный доступ и обмен выгодами . Кембридж, Англия, Великобритания: издательство Кембриджского университета. С. 138–156. doi : 10.1017/9781108557122.009 . ISBN 9781108557122 Полем S2CID 158786133 . Получено 15 января 2022 года .
- ^ «Принципы и ценности Дене» . Dehcho First Nations . Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Уолш, Дэвид (2015). «Природа пищи: коренные дневные пищевые пути и онтология в эпоху изменения климата » Религия и еда, Институт Scripta Donneriani Aboensis 26 Геттисбергский колледж: 225–2 Doi : 10.30674/ script.6 Получено 15 января
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Докис, Карли А. (1 июля 2015 г.). Где встречаются реки: трубопроводы, управление ресурсами участия и отношения аборигенов на северо-западных территориях . Ванкувер, Британская Колумбия, Канада: UBC Press. ISBN 9780774828468 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Наханни, Фиби (июль 1992 г.). Женщины Дене в традиционной и современной северной экономике в Дененде, Северо -Западные территории, Канада (PDF) (магистр искусств). Университет Макгилла . Получено 14 января 2022 года .
- ^ Уолш, Дэвид (2016). «Кормление пожара: еда и взаимность среди дене» (PDF) . Религиозные исследования и богословие . Шеффилд, Великобритания: Equinox Publishing Ltd: 123–130. doi : 10.1558/rsth.v35i2.32548 (неактивный 2024-08-29) . Получено 15 января 2022 года .
{{cite journal}}
: CS1 Maint: doi неактивен с августа 2024 года ( ссылка ) - ^ "Ямза - Дене законы" . Tlicho ИСТОРИЯ . Правительство Тлихо . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Лардский женский общество аборигенов (октябрь 2020 г.). "Конечно: Gūdené 'k'ës'ānī: dene' a ̄nezen ́gedi 'g ̄̄tīe sūaį ́ dege. / Jonging: следовать за нашими народами:« Построение наших людей »:« Построение наших народов »:« Построение наших людей » Путь: строительство наших людей «Путь: строительство наших людей». Построение пути наших людей: строительство круга достоинства и справедливости " Поддержание достоинства и справедливости: поэтому выступают за обучение 2019 - 2020 (PDF) (отчет). Как Дена Кейэ: Лилард -женское общество аборигенов. П. 44 Получено 14 января
- ^ «Mek'ı̨́ı̨́ dene ts'elı̨ & megǫndıé - dene Laws & Stories» . Dehcho First Nations . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Дене Лоу и истории - Mek'ı̨́ı̨́ dene ts'elı̨ & megǫndıé - dehcho First Nations (видео) (на английском и рабыни). Дененде: YouTube. 1 июня 2020 года. Событие происходит в 14:35 . Получено 14 января 2022 года .
- ^ Комиссия Cree-Naskapi (2018). Отчет Комиссии Cree-Naskapi (отчет ) Получено 14 января
- ^ Правительство Кри Нации (10 марта 2015 г.). EEYOU (CREE) Управление: краткий счет (PDF) (отчет). Договоренно -договорная комиссия. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2022 года . Получено 14 января 2022 года .
- ^ "Система Уилпа" . Гитанова наследственные вожди . Офис Gitanyow Chiefs . Получено 23 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Опыт Gitxsan с разведкой минералов» (PDF) . Минералы север . Гитксан наследственные вождь. 2007 . Получено 23 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Себастьян, Гордон, изд. (Март 2019). «Информационный бюллетень Gitxsan March» (PDF) . Gald'm mahlasxw (распространите слово) . Gitx̱san Lax̱yip: правительство Huwilp Gitxsan . Получено 22 января 2022 года .
- ^ Средний Скин Лаксиип Стратегическое соглашение о взаимодействии (PDF) (соглашение). Средняя водоснабжение Симгигьят, Договорное общество Гиткссан и провинция Британская Колумбия. 9 июня 2019 года . Получено 22 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Внедрение группы WILP Task Group; Уилсон, искусство; Пэтси, Гэри Г. (2 марта 2004 г.). Предварительный отчет - Внутри Гитксана, Gwalax̱ Yee'nst: бегемое описание врожденных традиционных процессов Gitxsan, структуры и учения (PDF) (отчет). Хейзелтон, Гиткссан Лакс -ийп, Британская Колумбия, Канада: Договорное общество Гиткссан . С. 1–38 . Получено 22 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Наполеон, Вэл (18 июля 2014 г.). "Delgamuukw: юридическая прямая рубашка для устных историй?" Полем Канадский журнал права и общества . 20 (2). Издательство Кембриджского университета: 123–155. doi : 10.1353/jls.2006.0025 . S2CID 145413505 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Лисик, Стефани П. (октябрь 2006 г.). Доказательные вопросы - доказательства Оральны (PDF) (Технический отчет). Закон аборигенов: Процедурные и проблемы разрешения споров . Получено 25 января 2022 года .
- ^ Ворон (30 октября 2012 г.). «Митчелл против Канады» . Рейвен доверие . Ворон . Получено 26 января 2022 года .
- ^ Mitchell v. Mnr (случай 1 SCR 911). Верховный суд Канады . 2001.
- ^ Морин, Брэнди (3 июня 2019 г.). «Когда -то управляя бедностью, Haisla Nation теперь управляет богатством» . Канадский национальный наблюдатель . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Грин, Кундокк Жаки Луиза (2013). «Изучение Хайсла Нууюм с помощью историй о традиционной территории, праздниках и образе жизни (PDF) (PhD). Университет Виктории . Получено 14 января 2022 года .
- ^ "Hiawatha Belt" . Онондага нация . 18 июня 2014 года . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ МакКлюр, Брюс (15 июля 2019 г.). «Затмение, которое ознаменовало начало ирокезной конфедерации» . Earthsky . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ «Каянла -кова - великий закон мира» . Онейда . Oneida Nation . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ Пол А. Уоллес, Белые корни мира , озеро Саранак, Нью -Йорк: The Chauncy Press, 1986
- ^ "Тризусуузит и Малигайт " Традиция ORE.CA Архивировано 14 ноября с оригинала Получено 2007-10-1
- ^ Бастиан, Дон Е.; Митчелл, Джуди К. (2004). Справочник по мифологии коренных американцев . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio. С. 47–49. ISBN 1-85109-533-0 .
- ^ Saladin D'Englure, Bernard (2006). «Строительство шаманской идентичности среди инуитов Нунавута и Нунавика». В Кристи, Гордон (ред.). Аборигенность и управление: междисциплинарный подход . Индийский заповедник Penticton , Британская Колумбия : книги «Они». п. 142. ISBN 1894778243 .
- ^ «Традиционная система правосудия инуитов» (PDF) . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Декларация Qat'muk» (PDF) . Ktunaxa . Ktunaxa Nation . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Белл, Люси (2006). «Журнал коренных народов/Том 5/осень 2006 г. 119kwakwaka'wakw Законы и перспективы в отношении имущества» . Журнал коренных народов . 5 : 119–159 . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Уди, Ванесса (2008). Победа через честь: примирение канадских законов об интеллектуальной собственности и Кваквакауваква законов о культурной собственности (PDF) (Магистр законов). Университет Макгилла . Получено 14 января 2022 года .
- ^ Уилсон-Рэйбоулд, Джоди (13 сентября 2018 г.). Признание, примирение и непропорциональное взаимодействие коренных народов с системой уголовного правосудия (речь). Первая лекция Хьюстона. Высшая школа Johnson Shoyama в Университете Саскачевана, Саскатун, Договор 6 и Мичиф Пийи, Канада: правительство Канады . Получено 14 января 2022 года .
{{cite speech}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Szklarski, Cassandra (1 марта 2019 г.). «Значение Джоди Уилсона-Рейбоулд ссылается на законы о« большом доме »коренного населения» . CTV News . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин Лоуренс Барквелл (7 октября 2004 г.). «Изучение юридических традиций коренных народов». Обычное право и юридические традиции Метиса (отчет). Университет Виннипега, Манитоба, Договор 1, Канада: Комиссия по юридической комиссии Канады . Получено 14 января 2022 года .
{{cite report}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Барквелл, Лоуренс Дж.; Акко, Энн Каррер; Розик, Аманда. «Происхождение обычного права Метиса с обсуждением юридических традиций Метиса» . Виртуальный музей истории и культуры Метиса . Габриэль Дюмонт Институт местных исследований и прикладных исследований. Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Получено 15 января 2022 года .
- ^ «Метис культура и язык» . Энциклопедия коренных народов Саскачеван . Университет Саскачевана . Получено 15 января 2022 года .
- ^ Пеллетье, Жанна. «Три двоюродных братья» . Виртуальный музей истории и культуры Метиса . Габриэль Дюмонт Институт местных исследований и прикладных исследований . Получено 15 января 2022 года .
- ^ "Neumulim " Uinr Институт природных ресурсов Унамаики Получено 14 августа
- ^ Бакстер, Джоан. «Что означает« Netukulimk »и как это относится к промысл средней среды средств к существованию» . Halifax Examiner . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ "Закон " Tepi'kek Wekmaw Archives Получено 14 августа
- ^ Игнас, Марианна; Игнас, Рональд Эрик (2017). Secwépemc People, земля и законы-yerí7 re stsq̓ey̓s-kucw . Монреал, QC, Канада: издательство Университета Макгилла-Куин.
- ^ «Stsq'ey (законы и юрисдикция)» . Secwepemcstrong . Secwépemc Nation . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ Syilx Okanagan Nation Alliance (июль 2019 г.). Я Syilx Nuk̕ʷcwilxʷ nwaswil̕x Syilx Nation Rising: присоединяйтесь к разговору! Syilx Nation Rebuilding Contrunity Kit (PDF) (отчет). Оканаганский национальный альянс. п. 5 Получено 27 января 2022 года .
*Переводы старшего и традиционного экологического хранителя знаний Calyx (Ричард Армстронг)
- ^ "Captíkwl" . Syilx Okanagan Nation Alliance . Оканаганский национальный альянс . Получено 26 января 2022 года .
- ^ Syilx Okanagan Nation Alliance . Восстановление нашей нации Syilx; ankc'xʷiplaʔtntət uɬ yʕat iʔ ks səctxət̕stim - наши законы и обязанности: создание основания для нашего собственного правительства (PDF) (отчет). Syilx Okanagan Nation Alliance . Получено 27 января 2022 года .
- ^ "TMXʷulaxʷ земля" . Syilx Okanagan Nation Alliance . Оканаганский национальный альянс . Получено 27 января 2022 года .
- ^ "Siwɬkʷ Water" . Syilx Okanagan Nation Alliance . Оканаганский национальный альянс . Получено 27 января 2022 года .
- ^ "Syilx Nation Rising!" Полем Syilx Okanagan Nation Alliance . Оканаганский национальный альянс. Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Получено 27 января 2022 года .
- ^ «Заявление вождей» . Syilx Okanagan Nation Alliance . Оканаганский национальный альянс . Получено 27 января 2022 года .
- ^ Вейр, Лорейн (28 марта 2015 г.). ШАЛОНГ Международный журнал . 29 : 159–8 doi : 10.1007/ s11196-015-9419-9 S2CID 14346197 . 2622 2022.
- ^ Ханна, Алан Брюс (2020). DECHEN TS'EDILHTAN: Реализация закона TSILHQOT'IN для водосборного управления (PDF) (PhD). Университет Виктории . Получено 25 января 2022 года .
- ^ Kestler-D'amours, Джиллиан (1 март 2020 г.). «Понимание мокрой борьбы в Канаде» . Аль Джазира . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ Бурси, Дэвид; Курпен, Радха; Сингх, Шарон; Тил, Шарлотта. «Меморандум о понимании на влажных правах и праве и праве звания - амбициозный план» . Беннетт Джонс . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ «Меморандум о взаимопонимании между Канадой, Британской Колумбией и Wet'sUwet'en, как согласовано 29 февраля 2020 года» (PDF) . Правительство Британской Колумбии . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ «Структура управления» . Unist'ot'en Camp . Unist'ot'en . Получено 14 августа 2021 года .
- ^ Клиффорд, Роберт (Yelḱátŧe). «Закон Саанича и расширение трубопровода Транс Маунтин» . Центр международного управления инновациями . Получено 26 января 2022 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джон заимствует (22 июня 2017 г.). Восстановление Канады: возрождение закона о коренных народах . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4875-1675-8 Полем OCLC 1090473056 .
- Джон заимствует (6 мая 2019 г.). Коренная этика закона . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4875-3115-7 .
- Джон заимствует (1 января 2016 года). Свобода и конституционализм коренных народов . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-2923-3 Полем OCLC 1022952900 .
- Юридическая комиссия Канады (2008). Коренные юридические традиции . UBC Press. ISBN 978-0-7748-5577-8 Полем OCLC 1058163458 .
- Гордон Кристи (22 августа 2019 г.). Канадское право и самоопределение коренных народов: анализ натуралистов . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-2551-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Руководство по закону о канадском коренном народе (Джек Вудворд, адвокат и автор QC)
- Центр юридического центра коренных народов (Университет Саскачевана)
- Отделение исследований юристов коренных народов (Университет Виктории)