Jump to content

Грумман F6F Хеллкэт

(Перенаправлено с Grumman F6F-5 )

F6F Адский кот
Grumman F6F-3 Hellcats в трехцветном камуфляже [ 1 ] [ Примечание 1 ]
Роль Палубный истребитель
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Грумман
Первый полет 26 июня 1942 г.
Введение 1943
Ушедший на пенсию 1960 ВМС Уругвая [ 2 ]
Основные пользователи ВМС США
Произведено 1942–1945
Количество построенных 12,275

Grumman F6F Hellcat — американский палубный истребитель времен Второй мировой войны . Разработанный для замены более раннего F4F Wildcat и для противодействия японскому Mitsubishi A6M Zero , он был доминирующим истребителем ВМС США во второй половине Тихоокеанской войны . Получив эту роль, он одержал победу над своим более быстрым конкурентом, Vought F4U Corsair , у которого изначально были проблемы с обзорностью и посадкой на авианосец.

Оснащенный двигателем мощностью 2000 л.с. (1500 кВт) Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp , той же силовой установкой, которая использовалась как на Corsair, так и на ВВС США (USAAF) истребителях Republic P-47 Thunderbolt , F6F представлял собой совершенно новую конструкцию. , но он все равно во многом напоминал Wildcat. [ 3 ] Некоторые военные наблюдатели назвали Hellcat «старшим братом Wildcat». [ 4 ]

F6F дебютировал в боевых действиях в сентябре 1943 года. Впоследствии он зарекомендовал себя как надежный, хорошо спроектированный палубный истребитель, который смог превзойти A6M Zero и помочь обеспечить превосходство в воздухе над Тихоокеанским театром военных действий . Всего за чуть более чем два года было построено 12 275 экземпляров. [ 5 ]

Hellcats уничтожили в общей сложности 5223 самолета противника, находясь на вооружении ВМС США, Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Воздушных сил флота (FAA). [ 6 ] [ Примечание 2 ] Это было больше, чем у любого другого военно-морского самолета союзников. [ 8 ] После войны «Хеллкэты» были выведены из боевой службы в США, но оснащенные радаром F6F-5N оставались на вооружении вплоть до 1954 года в качестве ночных истребителей . [ 9 ] [ 10 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Неокрашенный XF6F-1 перед первым полетом (1942 г.)
F6F-3 на борту USS Yorktown имеет складные крылья Sto-Wing , развернутые для взлета ( около 1943-44 гг.).

Компания Grumman работала над преемником F4F Wildcat с 1938 года, а контракт на прототип XF6F-1 был подписан 30 июня 1941 года. Первоначально самолет проектировался для использования самолета Wright R-2600 Twin Cyclone. двухрядного 14-местного Груммана). цилиндрический радиальный двигатель мощностью 1700 л.с. (1300 кВт) (тот же двигатель, который использовался в тогдашней новой торпеде бомбардировщик в стадии разработки ), приводивший в движение трёхлопастной воздушный винт Curtiss Electric. [ 11 ] , приводимых вручную, как у Wildcat, Вместо убирающихся в фюзеляж узких гусениц унаследованных от F3F (конструкция истребителя-биплана Grumman FF -1 1930-х годов), Hellcat имел широко расставленные стойки шасси с гидравлическим приводом. который поворачивался на 90 °, убираясь назад в крылья, но с полноприводными дверцами, прикрепленными к стойкам, закрывавшим всю стойку и верхнюю часть половину основного колеса при втягивании и повернуты вместе со стойками главной передачи на 90° при втягивании. [ 12 ] Крыло устанавливалось ниже на фюзеляже и могло складываться гидравлически или вручную, при этом каждая панель за пределами отсека шасси складывалась назад от поворота на специально ориентированной, запатентованной Grumman Sto-Wing системе диагонального поворота , очень похожей на более ранний F4F, со сложенным положением укладки параллельно фюзеляжу с передними кромками, направленными по диагонали вниз. [ 13 ]

В начале 1942 года Лерой Грумман вместе со своими главными конструкторами Джейком Свирбулом ВМС США и Биллом Швендлером тесно сотрудничал с Бюро аэронавтики (BuAer) и опытными пилотами F4F. [ 14 ] разработать новый истребитель таким образом, чтобы он мог противостоять силам «Зеро» и помочь завоевать господство в воздухе на Тихоокеанском театре военных действий. [ 15 ] 22 апреля 1942 года лейтенант-коммандер Бутч О'Хара посетил авиастроительную компанию Grumman и поговорил с инженерами Grumman, анализируя характеристики F4F Wildcat против Mitsubishi A6M Zero в воздушном бою. [ 16 ] [ Примечание 3 ] Лейтенант Буэра А. М. Джексон [ Примечание 4 ] приказал конструкторам Grumman установить кабину выше в фюзеляже. [ 19 ] Кроме того, передняя часть фюзеляжа слегка наклонялась к капоту двигателя, обеспечивая пилоту Hellcat хороший обзор. [ 20 ]

Смена силовой установки

[ редактировать ]

Основываясь на боевых отчетах о столкновениях между F4F Wildcat и A6M Zero, 26 апреля 1942 года BuAer поручил Grumman установить более мощный 18-цилиндровый радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp , который уже использовался на Chance. Corsair компании Vought с 1940 года – во втором прототипе XF6F-1. [ 21 ] Грумман подчинился этому, перепроектировав и усилив планер F6F, включив в него двигатель R-2800-10 мощностью 2000 л.с. (1500 кВт) с трехлопастным винтом Hamilton Standard . По оценкам Груммана, благодаря этой комбинации характеристики XF6F-3 увеличатся на 25% по сравнению с XF6F-1. [ 4 ] XF6F-1 (02981) с двигателем Cyclone совершил первый полет 26 июня 1942 года, за ним последовал первый самолет с двигателем Double Wasp, XF6F-3 (02982), который совершил первый полет 30 июля 1942 года. Первый серийный F6F-3, с двигателем Р-2800-10, совершил полет 3 октября 1942 г., этот тип достиг боевой готовности с ВФ-9. включенным Военный корабль США « Эссекс» в феврале 1943 года. [ 22 ] [ Примечание 5 ]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]
Ранний F6F-3 сине-серого цвета поверх светло-серого цвета чайки (1943 г.)

Серия F6F была разработана для того, чтобы выдерживать повреждения и безопасно возвращать пилота на базу. Было использовано пуленепробиваемое лобовое стекло и установлено в общей сложности 212 фунтов (96 кг) брони кабины, а также броня вокруг масляного бака и масляного радиатора. емкостью 250 галлонов США (950 л) . самоуплотняющийся топливный бак В фюзеляже был установлен [ 22 ] Стандартное вооружение F6F-3 состояло из шести M2/AN Browning с воздушным охлаждением пулеметов калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) с боекомплектом по 400 патронов на ствол. центроплана Точка подвески под фюзеляжем могла нести один одноразовый сбрасываемый бак емкостью 150 галлонов США (570 л) , в то время как более поздние самолеты имели одиночные бомбодержатели, установленные под каждым крылом, внутри отсеков ходовой части; Благодаря им и точке подвески центральной секции последние модели F6F-3 могли нести общую бомбовую нагрузку более 2000 фунтов (910 кг). Можно было нести шесть 5-дюймовых (127-мм) высокоскоростных авиационных ракет (HVAR) - по три под каждым крылом на пусковых установках «нулевой длины». [ 23 ] [ 24 ]

Были разработаны два варианта ночного истребителя F6F-3; 18 F6F-3E были переоборудованы из стандартных-3 и оснащены радаром AN/APS-4 с частотой 10 ГГц в блоке, установленном на стойке под правым крылом, с небольшим радиолокационным прицелом, установленным в середине главной приборной панели и Органы управления радиолокационной станцией установлены по левому борту кабины. [ 25 ] Более поздний F6F-3N, впервые совершивший полет в июле 1943 года, был оснащен радаром AN/APS-6 в фюзеляже, с антенной тарелкой в ​​выпуклом обтекателе, установленной на передней кромке внешнего правого крыла как развитие AN. /АПС-4; было построено около 200 F6F-3N. [ 26 ] Ночные истребители «Хеллкэт» одержали свои первые победы в ноябре 1943 года. [ 27 ] Всего до апреля 1944 года было построено 4402 F6F-3, когда производство было переведено на F6F-5. [ 20 ]

Испытания F6F-5 ранней серии с восемью 5-дюймовыми ракетами HVAR ( около 1944-45 гг.)

F6F-5 отличался рядом усовершенствований, в том числе более мощным двигателем R-2800-10W с системой впрыска воды, размещенным в несколько более обтекаемом капоте двигателя, подпружиненными рычагами управления на элеронах и улучшенным обзорным устройством. ветровое стекло с плоской передней панелью из бронестекла, заменяющей изогнутую панель из плексигласа F6F-3, и внутренний экран из бронестекла. [ 12 ] [ 20 ] Кроме того, были усилены задняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение, и, за исключением некоторых самолетов раннего выпуска, большинство построенных F6F-5 были окрашены в общий глянцевый цвет морской волны. [ 28 ] После того, как были построены первые несколько F6F-5, небольшие иллюминаторы за основным фонарем были удалены. [ 29 ] Вариант ночного истребителя F6F-5N был оснащен радаром AN/APS-6 в обтекателе правого крыла. Несколько стандартных F6F-5 также были оснащены фотоаппаратурой для разведки, как и F6F-5P. [ 30 ] В то время как все F6F-5 были способны нести комплекс вооружения, состоящий из одной 20-мм (0,79 дюйма) пушки M2 в каждом из внутренних орудийных отсеков (220 снарядов на орудие), а также двух пар 0,50-дюймовых (12,7 дюйма) пушек. -мм) пулеметов (каждый по 400 патронов на ствол), такая конфигурация использовалась только на более поздних ночных истребителях F6F-5N. [ 31 ] F6F-5 был наиболее распространенным вариантом F6F, всего было построено 7870 экземпляров. [ 20 ] [ Примечание 6 ]

Другие прототипы серии F6F включали XF6F-4 (02981, модификация XF6F-1 с двигателем Р-2800-27 и вооружением четырьмя 20-мм пушками М2), который впервые поднялся в воздух 3 октября 1942 года в качестве прототипа. для проектируемого F6F-4. Эта версия так и не поступила в производство, и 02981 был переоборудован в серийный самолет F6F-3. [ 32 ] Еще одним экспериментальным прототипом был XF6F-2 (66244), F6F-3, переоборудованный для использования Wright R-2600-15, оснащенный турбокомпрессором смешанного потока производства Birman , который позже был заменен на Pratt & Whitney R-2800. -21, также оснащенный турбокомпрессором Birman. [ 33 ] Турбокомпрессоры на обоих двигателях оказались ненадежными, а улучшение производительности было незначительным. Как и XF6F-4, 66244 вскоре был преобразован обратно в стандартный F6F-3. [ 34 ] Два XF6F-6 (70188 и 70913) были преобразованы из F6F-5 и использовали 18-цилиндровый двухступенчатый радиальный двигатель Pratt and Whitney R-2800-18W с наддувом и впрыском воды мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и двигатель Hamilton-Standard. четырехлопастной винт. [ 35 ] XF6F-6 были самой быстрой версией серии Hellcat с максимальной скоростью 417 миль в час (671 км/ч), но война закончилась до того, как этот вариант смог начать массовое производство. [ 12 ] [ 36 ]

Последний Hellcat был выпущен в ноябре 1945 года, общий объем производства составил 12 275 машин, из которых 11 000 было построено всего за два года. [ 37 ] Столь высокая производительность объяснялась продуманной оригинальной конструкцией, которая после запуска производства требовала небольших модификаций.

Операционная история

[ редактировать ]

ВМС США и морская пехота

[ редактировать ]

ВМС США предпочитали более маневренные летные качества F6F по сравнению с Vought F4U Corsair, несмотря на превосходящую скорость Corsair. Это предпочтение было особенно заметно во время высадки авианосцев, что является критически важным условием успеха ВМФ. Таким образом, «Корсар» был передан ВМФ Корпусу морской пехоты, который, не беспокоясь о высадке авианосцев, использовал «Корсар» с разрушительным эффектом в наземных вылетах. «Хеллкэт» оставался стандартным палубным истребителем ВМС США до тех пор, пока в конце 1944 года серия F4U не была окончательно допущена к использованию авианосцев США (проблемы с посадкой авианосца к настоящему времени были решены в основном благодаря использованию «Корсара» авиацией флота Королевского военно-морского флота, которая начала в 1943 году). [ 38 ] Помимо хороших летных качеств, «Хеллкэт» был прост в обслуживании и имел достаточно прочный планер, чтобы выдерживать суровые условия повседневных авианосных операций. [ 39 ] Как и Wildcat, Hellcat был разработан с учетом простоты изготовления и способности выдерживать значительные повреждения.

VF-82 Grumman F6F-5 готов к запуску с авианосца «Беннингтон» у берегов Окинавы в мае 1945 года. Большинство построенных F6F-5 были полностью окрашены в глянцевый морской синий цвет.

«Хеллкэт» впервые принял участие в боевых действиях против японцев 1 сентября 1943 года, когда истребители авианосца « Индепенденс» сбили Kawanishi H8K «Эмили» летающую лодку . [ 40 ] Вскоре после этого, 23 и 24 ноября, Hellcats атаковали японские самолеты над Таравой , сбив заявленные 30 Mitsubishi Zeros и потеряв один F6F. [ 40 ] 11 ноября 1943 года над Рабаулом, Новая Британия , «Хеллкэты» и «Корсары» F4U вели однодневные бои со многими японскими самолетами, включая A6M Zeros, уничтожив около 50 самолетов. [ 40 ]

Когда испытания проводились на трофейном Mitsubishi A6M5 модели Zero, они показали, что Hellcat быстрее на всех высотах. F6F незначительно опередил Zero на высоте более 14 000 футов (4300 м) и катился быстрее на скорости выше 235 миль в час (378 км/ч). Японский истребитель мог легко обойти своего американского противника на низкой скорости и имел немного лучшую скороподъемность ниже 14 000 футов (4300 м). В отчете об испытаниях делается вывод:

Не вступайте в воздушный бой с Zero 52. Не пытайтесь выполнить петлю или полубочку с протягиванием. При атаке используйте свою превосходящую мощь и скоростные характеристики, чтобы вступить в бой в самый благоприятный момент. Чтобы уклониться от Zero 52, летящего вам на хвосте, перекатитесь и нырните в высокоскоростной поворот. [ 41 ]

«Хеллкэты» были основным типом истребителей ВМС США, участвовавших в битве в Филиппинском море , где было сбито так много японских самолетов, что летные экипажи ВМФ прозвали это сражение «Великой стрельбой по индейкам на Марианских островах» . На долю F6F пришлось 75% всех воздушных побед, зафиксированных ВМС США на Тихом океане. [ 42 ] радарами В начале 1944 года появились эскадрильи ночных истребителей Hellcat, оснащенные .

Грозным противником «Хеллкэта» был Kawanishi N1K , но он был произведен слишком поздно и в недостаточном количестве, чтобы повлиять на исход войны. [ 43 ]

Цифры вылетов, убийств и потерь

[ редактировать ]

Пилоты F6F ВМС и морской пехоты США совершили 66 530 боевых вылетов и уничтожили 5 163 человека (56% всех воздушных побед ВМС США и морской пехоты за всю войну) при зарегистрированной стоимости 270 «Хеллкэтов» в воздушных боях (общее соотношение потерь к потерям 19). :1 на основе заявленных убийств). [ 44 ] Заявленные победы во время войны часто сильно преувеличивались. Несмотря на это, самолет показал хорошие результаты против лучших японских противников с заявленным коэффициентом поражения 13:1 против A6M Zero, 9,5:1 против Nakajima Ki-84 и 3,7:1 против Mitsubishi J2M в последний год войны. . [ 45 ] F6F стал лучшим самолетом-асом в американском арсенале, насчитывая 305 асов Hellcat. Успехи США объяснялись не только превосходством самолетов; начиная с 1942 года они сталкивались со все более неопытными японскими авиаторами и имели преимущество в виде растущего численного превосходства. [ Примечание 7 ] В качестве штурмовика Hellcats сбросили 6503 тонны (5899 метрических тонн) бомб. [ 44 ]

Морской пехотинец США осматривает захваченный японцами F6F-5 в Йокосуке в сентябре 1945 года.

Лучший ас ВМС США капитан Дэвид Маккемпбелл одержал все свои 34 победы на «Хеллкэте». Однажды он описал F6F как «... выдающийся истребитель. Он хорошо себя показал, был прост в управлении и представлял собой устойчивую артиллерийскую платформу, но больше всего мне запомнилось то, что он был прочным и простым в обслуживании». [ 47 ]

В ходе Второй мировой войны 2462 F6F Hellcat были потеряны по всем причинам: 270 в воздушных боях, 553 в результате зенитного наземного и корабельного огня и 341 по оперативным причинам. Из общего числа 1298 человек были уничтожены в ходе тренировок и перегонных операций, обычно за пределами зон боевых действий. [ 48 ]

Гамильтону Маквортеру III , летчику ВМФ и асу Второй мировой войны, приписывают сбитие 12 японских самолетов. Он был первым летчиком ВМС США, ставшим асом во время полета на Grumman F6F Hellcat, и первым пилотом авианосца ВМС, получившим двойной статус аса. [ 49 ]

Артуру Ван Харену-младшему , боевому асу ВМС времен Второй мировой войны из Аризоны, приписывают сбитие 9 японских самолетов. Он был награжден DFC и Золотой звездой вместо второго DFC. В 2012 году Ван Харен-младший был введен в Зал авиационной славы Аризоны. [ 50 ]

Британское использование

[ редактировать ]
Часть авиации флота Hellcat F Mk.Is из 1840-й эскадрильи в июне 1944 года.

Авиация британского флота (FAA) получила 1263 самолета F6F в соответствии с Законом о ленд-лизе ; Первоначально он был известен как Grumman Gannet Mark I. Название Hellcat заменило его в начале 1943 года для простоты, Королевский флот в то время принял использование существующих американских военно-морских названий для всех самолетов американского производства, поставляемых в США. это, причем F6F-3 получил обозначение Hellcat F Mk. Я, F6F-5, Hellcat F Mk. II и F6F-5N, Hellcat NF Mk. II. [ Примечание 8 ] Они видели боевые действия у берегов Норвегии, в Средиземноморье и на Дальнем Востоке. Некоторые из них были оснащены аппаратурой фоторазведки, аналогичной F6F-5P, получив обозначение Hellcat FR Mk. II. [ 51 ] Война на Тихом океане была в первую очередь морской войной, и «Хеллкэты» ФАУ в первую очередь сталкивались с самолетами наземного базирования на европейских и средиземноморских театрах военных действий. [ 52 ] [ 53 ] поэтому имели гораздо меньше возможностей для боя в воздухе, чем их коллеги из ВМС США и морской пехоты; тем не менее, они заявили, что в общей сложности сбили 52 вражеских самолета в ходе 18 воздушных боев с мая 1944 по июль 1945 года. 1844 г. Морская авиационная эскадрилья на борту HMS Indomitable Британского Тихоокеанского флота была подразделением с самым высоким результатом - 32,5 сбитых самолетов. [ 54 ]

Hellcats ФАУ, как и другие самолеты по ленд-лизу, были быстро заменены британскими самолетами после окончания войны, и только две из 12 эскадрилий, оснащенных Hellcat на VJ-Day, все еще сохраняли Hellcats к концу 1945 года. [ 55 ] Эти две эскадрильи были расформированы в 1946 году. [ 55 ] Когда война закончилась, 889-я эскадрилья FAA , оснащенная шестью фоторазведывательными вариантами Hellcat Is и II (PR), готовилась к вылету из Шотландии на Дальний Восток (эскадрилья базировалась на авиабазе RAF Woodvale с момента ее переформирования после VE). Дэй и отрабатывал авианосные операции на HMS Trouncer перед переходом на HMS Ravager ), чтобы заменить 888-ю эскадрилью FAA, и намеревался фотографировать японские пляжи перед запланированным вторжением, которое этому предшествовали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки . С прекращением боевых действий эскадрилья (в которую входил пилот Уильям Стивенсон ) была расформирована, а «Хеллкэты» сброшены у шотландского побережья (судьба многих переживших войну ленд-лизовских самолетов, которые по условиям соглашения должны были быть возвращены в США или оплачены, при этом не было требования о возмещении стоимости утраченного самолета). [ 56 ] [ 57 ]

Послевоенная служба: ярко-оранжевый дрон-мишень F6F-3K.
Дрон-мишень F6F-5K Hellcat сбит тяжелым крейсером USS Saint Paul , 1954 год.

Послевоенное использование

[ редактировать ]

После войны на смену Hellcat пришел F8F Bearcat , который был меньше, мощнее (с модернизированными радиальными двигателями Double Wasp) и более маневренен, но поступил на вооружение слишком поздно, чтобы участвовать в боевых действиях во Второй мировой войне. [ 58 ]

Hellcat использовался для выполнения задач второй линии ВМС США, включая учебные и резервные эскадрильи ВМФ, а некоторые из них были переоборудованы в дроны-мишени . [ 9 ] В конце 1952 года 90-й ракетный отряд использовал дроны F6F-5K, каждый из которых нес бомбу массой 2000 фунтов (910 кг), для атаки мостов в Корее. Дроны Hellcat, летевшие с авианосца USS Boxer , управлялись по радио с сопровождающего AD Skyraider . [ 59 ]

ВМС США F6F-5 был первым самолетом, использованным официальной летно-демонстрационной группой «Голубые ангелы» при ее формировании в 1946 году. [ 60 ]

Французский флот ( Aéronavale ) был оснащен F6F-5 Hellcat и использовал их в боях в Индокитае . Они были окрашены в глянцевый морской синий цвет, как и самолеты ВМС США после Второй мировой войны примерно до 1955 года, но имели модифицированный французский медальон с изображением якоря. [ 61 ] Французские ВВС также использовали Hellcat в Индокитае с 1950 по 1952 год. Этим самолетом были оснащены четыре эскадрильи (включая эскадрилью «Нормандия-Неман» , прославившуюся во время Второй мировой войны), прежде чем эти подразделения перешли на F8F Bearcat. [ 62 ]

ВМС Уругвая также использовали их до начала 1960-х годов. [ 63 ]

Варианты

[ редактировать ]

Прототипы XF6F

[ редактировать ]
XF6F-1
Первый прототип, оснащенный двухступенчатым Wright R-2600-10 Cyclone 14 мощностью 1600 л.с. (1193 кВт). радиально-поршневым двигателем
XF6F-2
Первый переработанный прототип XF6F-1, оснащенный радиально-поршневым двигателем Wright R-2600-16 Cyclone с турбонаддувом. Р-2600 заменен на турбированный Р-2800-21.
XF6F-2 демонстрирует более позднюю установку R-2800-21 с турбокомпрессором Birman (1943 г.)
XF6F-3
Второй прототип оснащен радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp с двухступенчатым наддувом мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).
XF6F-4
Один F6F-3 оснащен двухступенчатым двухскоростным радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-2800-27 Double Wasp с наддувом мощностью 2100 л.с. (1566 кВт).
XF6F-6
Два F6F-5 были оснащены радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-2800-18W мощностью 2100 л.с. (1566 кВт) и четырехлопастными воздушными винтами.

Серийное производство

[ редактировать ]
F6F-3 (британское обозначение Gannet F. Mk. I, позднее переименованное в Hellcat F. Mk. I, январь 1944 г.)
Одноместный истребитель, истребитель-бомбардировщик, оснащенный радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-2800-10 Double Wasp мощностью 2000 л.с. (1491 кВт).
F6F-3E
Версия ночного истребителя, оснащенная радаром AN/APS-4 в обтекателе на правом крыле.
Ф6Ф-3Н
Еще одна версия ночного истребителя, оснащенная более новым радаром AN/APS-6 в обтекателе на внешнем крыле правого борта.
F6F-5 Hellcat (британский Hellcat F. Mk. II)
Усовершенствованная версия с измененным капотом двигателя, новой конструкцией ветрового стекла с цельным пуленепробиваемым ветровым стеклом, новыми элеронами и усиленным хвостовым оперением; оснащен радиально-поршневым двигателем Pratt & Whitney R-2800-10W (-W означает впрыск воды) мощностью 2200 л.с. (1641 кВт).
F6F-5K Хеллкэт
Некоторое количество F6F-5 и F6F-5N были переоборудованы в радиоуправляемые дроны-мишени.
Ночной истребитель F6F-5N с радаром AN/APS-6 и двумя 20-мм пушками М2 (ок. 1944/45 г.)
F6F-5N Hellcat (британский Hellcat NF Mk II)
Вариант ночного истребителя с радаром AN/APS-6. Некоторые из них были вооружены двумя 20-мм (0,79 дюйма) пушками AN/M2 во внутренних отсеках крыла и четырьмя 0,50-дюймовыми (12,7-мм) пулеметами M2 Browning во внешних.
F6F-5P Хеллкэт
Небольшое количество F6F-5 было переоборудовано в самолеты-фоторазведчики, при этом фотоаппаратура была установлена ​​в хвостовой части фюзеляжа.
Хеллкэт FR. Мк. II
Это обозначение присваивалось британским Hellcats, оснащенным фотоаппаратурой.
ФВ-1
Предлагаемое обозначение Hellcats, которое будет построено канадской компанией Vickers ; отменено до постройки. [ 64 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Франция
 Великобритания
  • Учебные подразделения и недействующие подразделения
  • Подразделения Ост-Индии
  • Атлантические и Средиземноморские подразделения
  • Тихоокеанские подразделения
 Соединенные Штаты
 Уругвай

Выживший самолет

[ редактировать ]

Относительно большое количество самолетов Grumman F6F сохранилось до наших дней либо в музеях, либо в летном состоянии. В порядке Бу.Номер. они есть: [ 65 ]

Великобритания

[ редактировать ]
На дисплее
Ф6Ф-5

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
F6F-3 компании Chino Warbirds, окрашенный как Fleet Air Arm Hellcat Mk. Я (2007)
Годен к полетам
Ф6Ф-3
Ф6Ф-5
На дисплее
Ф6Ф-3
Ф6Ф-5
F6F-5 на выставке в Воздушном зоопарке
На реставрации или на хранении
Ф6Ф-3
Ф6Ф-5

Технические характеристики (F6F-5 Hellcat)

[ редактировать ]
F6F-5 пилотировал командующий авиагруппой (CAG) командир. Луи Х. Бауэр из авианосной авиагруппы 3 (CVG-3) , возглавляет формирование самолетов CVG-3 ( Helldiver , Avenger и Bearcat ) в 1946 году.

Данные о характеристиках самолетов времен Второй мировой войны. [ 97 ] Боевой самолет Джейн времен Второй мировой войны [ 98 ] Стандартные характеристики самолета [ 99 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 391 миль в час (629 км/ч, 340 узлов)
  • Скорость сваливания: 84 миль в час (135 км/ч, 73 узла)
  • Боевая дальность: 945 миль (1521 км, 821 миль)
  • Перегоночная дальность: 1530 миль (2460 км, 1330 морских миль)
  • Практический потолок: 37 300 футов (11 400 м)
  • Скорость набора высоты: 2600 футов/мин (13 м/с).
  • Время набора высоты: 20 000 футов (6 096 м) за 7 минут 42 секунды.
  • Подъемная сила к лобовому сопротивлению: 12,2
  • Нагрузка на крыло: 37,7 фунтов/кв. футов (184 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,16 л.с./фунт (0,26 кВт/кг)
  • Разбег: 799 футов (244 м)

Вооружение

  • Оружие:
    • калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) 6 пулеметов M2 Browning с боекомплектом по 400 патронов на ствол (все F6F-3 и большинство F6F-5) или
    • 2 пушки AN/M2 калибра 0,79 дюйма (20 мм) с боекомплектом по 225 патронов на ствол и 4 пулемета Browning калибра 0,50 дюйма (12,7 мм) с боезапасом 400 патронов на ствол.
  • Ракеты:
    • 6 × 5 дюймов (127 мм) HVAR или
    • размером 11,75 дюйма (298 мм) Tiny Tim 2 неуправляемые ракеты
  • Бомбы: полная нагрузка до 4000 фунтов (1800 кг), в том числе:
    • Центральная стойка:
    • Подкрыльевые бомбы: (F6F-5 имел две дополнительные стойки вооружения по обе стороны фюзеляжа на центроплане крыла)
      • 2 × 1000 фунтов (450 кг), 500 фунтов (230 кг), 250 фунтов (110 кг) или
      • 6 × 100 фунтов (45 кг) (кассета бомб Mk.3)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Красный контур знаков отличия вокруг национальных знаков указывает на то, что этот снимок был сделан примерно в июне – сентябре 1943 года. [ нужна ссылка ]
  2. ^ Это можно разделить на 5163 в Тихом океане и еще восемь во время вторжения в Южную Францию, плюс 52 в ФАУ во время Второй мировой войны. [ 7 ]
  3. Накануне, получая Почетную медаль от президента Франклина Д. Рузвельта , президент спросил О'Хара, что нужно от нового военно-морского истребителя; Ответ О'Хара был «что-то, что поможет быстрее подняться наверх». [ 17 ]
  4. Джексон подчеркнул Грумману: «Вы не сможете ударить их, если не видите их». [ 18 ]
  5. ^ F6F-3 позднего производства оснащались тем же двигателем R-2800 с впрыском воды, что и F6F-5. [ нужна ссылка ]
  6. ^ Произведенные в США 20-мм пушки были обеспокоены проблемами с надежностью, что задержало их внедрение. [ нужна ссылка ]
  7. Цитата: «... на пилотах 305 асов, больше всех истребителей США во Второй мировой войне». [ 46 ]
  8. ^ Значение Fighter Mark I, Fighter Mark II и Night Fighter Mark II соответственно.
  1. ^ "Маркировка самолетов ВМС США". Архивировано 15 ноября 2010 года в Историческом центре ВМС США Wayback Machine . Проверено 11 марта 2008 г.
  2. ^ "ВМС Уругвая" , самолет , заархивировано из оригинала 11 июня 2011 г. , получено 27 мая 2012 г.
  3. ^ Труэльсен 1976, с. 135.
  4. ^ Jump up to: а б Салливан 1979, стр. 4.
  5. ^ Кинзи 1996, с. 4.
  6. ^ Тиллман 1996, с. 81.
  7. ^ Тиллман 1996, стр. 78–79.
  8. ^ Мюррей, Уильямсон (2002). Война в воздухе 1914–45 (изд. в мягкой обложке, 2002 г.). Веллингтон-Хаус, Лондон: Касселл. п. 202. ИСБН  0-304-36210-7 .
  9. ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Стефан (8 марта 2017 г.). «Истребитель Златовласки: что сделало F6F Hellcat «подходящим»?» . ИсторияНет .
  10. ^ «F6F-5N ХЕЛЛКАТ» . Коллекция самолетов Эриксона .
  11. ^ Кинзи 1996, с. 16.
  12. ^ Jump up to: а б с Тейлор 1969, с. 503.
  13. ^ Кинзи 1987, с. 14.
  14. ^ Труэльсен 1976, с. 166.
  15. ^ Юинг 2004, с. 182.
  16. ^ Юинг 2004, с. 86.
  17. ^ Юинг и Лундстром 2004, стр. 155–156.
  18. ^ Тиллман 1979, с. 6.
  19. ^ Франсильон 1989, с. 200.
  20. ^ Jump up to: а б с д Кинзи 1996, с. 6.
  21. ^ Юинг и Лундстром 2004, стр. 155, 156.
  22. ^ Jump up to: а б Кинзи 1987, с. 6.
  23. ^ Салливан 1979, стр. 24, 30, 33.
  24. ^ Парш, Андреас. «5-дюймовый ФФАР/ХВАР». Обозначение-systems.net, 2010. Дата обращения: 28 октября 2012 г.
  25. ^ Кинзи 1996, стр. 30–31.
  26. ^ Кинзи 1996, стр. 28–29.
  27. ^ Грин 1975, с. 91.
  28. ^ Кинзи 1996, стр. 6–7.
  29. ^ Кинзи 1996, с. 7.
  30. ^ Грин 1975, стр. 93–94.
  31. ^ Кинзи 1987, с. 27.
  32. ^ Кинзи 1996, с. 32.
  33. ^ Уайт 2001, стр. 260, 508.
  34. ^ Кинзи 1996, стр. 17–18.
  35. ^ Кинзи 1996, стр. 50–51.
  36. ^ Салливан 1979, стр.46.
  37. ^ Винчестер 2004, с. 110.
  38. ^ Стиль 1995, с. 67.
  39. ^ Тиллман 1996, с. 6.
  40. ^ Jump up to: а б с Дин 1997, с. 559.
  41. ^ Спик 1983, с. 118.
  42. ^ Тиллман 1979, с. 9.
  43. ^ «Информационные бюллетени: Каваниси N1K2-Джа Шиден Кай». Национальный музей ВВС США . Проверено: 23 ноября 2015 г.
  44. ^ Jump up to: а б Barber 1946, Таблица 2. Архивировано 13 января 2012 года в Wayback Machine.
  45. Barber 1946, Таблица 28. Архивировано 13 января 2012 года в Wayback Machine.
  46. ^ "Классика авиации". Журнал ВВС , апрель 2006 г., стр. 98.
  47. ^ Кинзи 1987, с. 58.
  48. ^ ОПНАВ-П-23В № А129, 17 июня 1946 г., с. 15.
  49. ^ Дорр, Роберт Ф. (21 октября 2019 г.). «Меткая стрельба Hellcat «Мак» Маквортер набирает очки» (PDF) . Летный журнал . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
  50. ^ Наследие мужества: история Артура ван Харена-младшего . Латиноамериканские перспективы СМИ. 2011.
  51. ^ Грин 1975, с. 93.
  52. ^ Труэльсен 1976, с. 181.
  53. ^ Тиллман 1996, с. 96.
  54. ^ Тиллман 1996, с. 78.
  55. ^ Jump up to: а б Тетфорд 1994, с. 217.
  56. ^ «ИНДЕКС Эскадронов морской авиации: 889-я эскадрилья» . Архив авиации ВМФ. 23 февраля 2001 года. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 7 января 2024 г.
  57. ^ Фойстер, Луиза (10 ноября 1995 г.). «Как война прервала юридическую карьеру». Срединно-океанские новости. Королевская газета . Город Гамильтон, Пембрук, Бермуды. Страницы 5 и 9. Пока я еще был там, мы с группой американских авиаторов вышли в море у берегов Шотландии и опрокинули самолет за борт. Это было самое необычное. В конце войны меня оставили в качестве одного из свидетелей или наблюдателей, которые выходили вместе с американскими представителями, чтобы исключить самолет из списка, чтобы показать, что американцы не могут предъявить обвинение британскому правительству.
  58. ^ О'Лири 1980, стр. 147–148.
  59. ^ Джексон 1998, с. 126.
  60. ^ «Исторический самолет Голубых ангелов». Архивировано 19 апреля 2012 года в Wayback Machine Blue Angels . Проверено» 31 марта 2015 г.
  61. ^ http://img.wp.scn.ru/camms/ar/576/pics/21_1.jpg Архивировано 9 января 2019 г. в Wayback Machine. [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
  62. ^ Милло и Николау (1993). Самолет Grumman 1929–1989 гг. (на французском языке). Издания Ларивьера. ISBN  2907051032 .
  63. ^ Дональд, 1995, с. 145.
  64. ^ Нортон 2008, с. 38.
  65. ^ Крист 2006, стр. 91–92.
  66. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 79779." Архивировано 24 сентября 2015 года в Wayback Machine Музее авиации флота . Проверено: 11 апреля 2012 г.
  67. ^ «Реестр FAA: N41476» Федерального управления гражданской авиации. Проверено: 15 июля 2021 г.
  68. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 41476." Музей американского наследия. Проверено: 30 октября 2020 г.
  69. ^ "Реестр FAA: N30FG" Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  70. ^ «Реестр FAA: N1078Z» Федерального управления гражданской авиации. Проверено: 15 июля 2021 г.
  71. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 70222." Крыло CAF Южной Калифорнии. Проверено 22 января 2018 г.
  72. ^ "Реестр FAA: N9265A" Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  73. ^ «Реестр FAA: N79863» Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  74. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 79863." Коллекция летающего наследия. Проверено: 22 января 2018 г.
  75. ^ "Реестр FAA: N4998V" Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  76. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 94204." Коллекция самолетов Эриксона. Проверено: 11 апреля 2019 г.
  77. ^ "Реестр FAA: N4964W" Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  78. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 94473." Архивировано 17 марта 2012 года в Музее авиации Wayback Machine в Палм-Спрингс. Проверено: 23 февраля 2014 г.
  79. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 25910." Национальный музей морской авиации. Проверено: 24 апреля 2020 г.
  80. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 41834." Архивировано 12 марта 2012 года в Национальном музее авиации и космонавтики Wayback Machine . Проверено: 13 декабря 2010 г.
  81. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 42874." Аэрокосмический музей Сан-Диего. Проверено: 11 апреля 2012 г.
  82. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 66237." Музей авиации NAS Wildwood. Проверено: 24 апреля 2020 г.
  83. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 77722." Справочник Warbird: Grumman, страница 12. Проверено: 21 сентября 2022 г.
  84. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 79192." Музей авиации Новой Англии. Проверено: 11 апреля 2012 г.
  85. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 79593." Музей Патриотс-Пойнт. Проверено: 11 апреля 2012 г.
  86. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 79683." ЭйрЗоо. Проверено: 13 января 2020 г.
  87. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 94203." Национальный музей морской авиации. Проверено: 24 апреля 2020 г.
  88. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 94263." Колыбель музея авиации. Проверено: 22 января 2018 г.
  89. ^ «Реестр ФАУ: N7537U». Федеральное управление гражданской авиации. Проверено: 15 июля 2021 г.
  90. ^ "Реестр FAA: N2094G Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  91. ^ "Реестр FAA: N9133H Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  92. ^ "Реестр FAA: N8004H Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  93. ^ "Grumman F6F Hellcat/Bu. 93879." Архивировано 28 декабря 2019 года в Музее авиации Wayback Machine Yanks. Проверено: 12 мая 2017 г.
  94. ^ «Реестр FAA: N4994V» Федерального управления гражданской авиации. Проверено: 15 июля 2021 г.
  95. ^ "Реестр FAA: N94038 Федеральное управление гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  96. ^ "Реестр FAA: N7861C" Федерального управления гражданской авиации Дата обращения: 15 июля 2021 г.
  97. ^ «Представление F6F» . www.wwiiaircraft Performance.org . Летно-технические характеристики самолетов времен Второй мировой войны . Проверено 23 ноября 2015 г.
  98. ^ Бриджмен 1946, стр. 233–234.
  99. ^ Стандартные характеристики самолета: F6F-5 Hellcat . НАВАЭР 1335А.
  100. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андертон, Дэвид А. Хеллкэт . Лондон: Jane's Publishing Company Ltd., 1981. ISBN   0-7106-0036-4 .
  • Барбер, СБ Боевая статистика морской авиации: Великая Отечественная война, ОПНАВ-П-23В № А129 . Вашингтон, округ Колумбия: Воздушное отделение Управления военно-морской разведки, 1946 год.
  • Бриджмен, Леонард, изд. «Грумман Адский кот». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. ISBN   1-85170-493-0 .
  • Браун, Эрик, CBE, DCS, AFC, RN., Уильям Грин и Гордон Суонборо. «Грумман Хеллкэт». Крылья ВМФ, летающие авианосцы союзников времен Второй мировой войны . Лондон: Издательская компания Джейн, 1980, стр. 167–176. ISBN   0-7106-0002-X .
  • Данн, лекарь. Ричард С., USNR. F6F Hellcat прогулка вокруг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1996. ISBN   0-89747-362-0 .
  • Дин, Фрэнсис Х. Сто тысяч Америки . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing Ltd., 1997. ISBN   0-7643-0072-5 .
  • Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое Издательство, 1995. ISBN   1-874023-72-7 .
  • Дрендел, Лу. «Грумман F6F Хеллкэт». Авианосные истребители ВМС США времен Второй мировой войны . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1987, стр. 45–68. ISBN   0-89747-194-6 .
  • Юинг, Стив. Лидер Жнецов: Жизнь Джимми Флэтли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2002. ISBN   1-55750-205-6 .
  • Юинг, Стив. Тач Уив: Жизнь Джимми Тача. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2004. ISBN   1-59114-248-2 .
  • Юинг, Стив и Джон Б. Лундстрем. Судьбоносное свидание: Жизнь Бутча О'Хара. Аннаполис, Мэриленд: Bluejacket Books, ( Naval Institute Press ), 2004. ISBN   1-59114-249-0 .
  • Фальтум, Эндрю. Авианосцы «Эссекс» . Балтимор, Мэриленд: Американская издательская компания по морскому и авиационному оборудованию, 1996. ISBN   1-877853-26-7 .
  • Фергюсон, Роберт Г. «Тысяча самолетов в день: Форд, Грумман, General Motors и арсенал демократии». История и технологии , Том 21, Выпуск 2, 2005 г.
  • Франсильон, Рене Дж. Грумман Самолеты с 1929 года. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института, 1989. ISBN   0-87021-246-X .
  • Графф, Кори. F6F Hellcat at War (Серия The At War) . Миннеаполис, Миннеаполис: Zenith Press, 2009. ISBN   978-0-7603-3306-8 .
  • Грин, Уильям. Знаменитые бойцы Второй мировой войны . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company, 1975. ISBN   0-385-12395-7 .
  • Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Грумман F6F Хеллкэт». Подборка фактов о Второй мировой войне: истребители ВМС и морской пехоты США . Лондон: Macdonald and Jane's Publishers Ltd., 1976, стр. 47–56. ISBN   0-356-08222-9 .
  • Ганстон, Билл. Грумман: Шестьдесят лет совершенства. Лондон: Книги Ориона, 1988. ISBN   1-55750-991-3 .
  • Хилл, Ричард М. Грумман F6F-3/5 Hellcat в составе USN-USMC-FAA-Aeronavale и службы Уругвая . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publications Ltd., 1971. ISBN   0-85045-023-3 .
  • Джексон, Роберт. Воздушная война в Корее 1950–1953 гг. Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1998. ISBN   1-85310-880-4 .
  • Ярский, Адам и Вальдемар Пайдош. F6F Hellcat (Aviation Monografie 15) (на польском языке). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1994. ISBN   83-86208-05-8 .
  • Ярский, Адам и Вальдемар Пайдош. F6F Hellcat (Монография по самолетам 20) . Гданьск, Польша: AJ-Press, 2007.
  • Кинзи, Берт. F6F Hellcat в деталях и масштабе (D&S Vol.26) . Шрусбери, Великобритания: AirLife Publishing Ltd., 1987. ISBN   1-85310-603-8 .
  • Кинзи, Берт. F6F Hellcat в деталях и масштабе: Пересмотренное издание (D&S Vol.49) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1996. ISBN   1-888974-00-1 .
  • Кит, Мистер и Жан-Пьер ДеКок. F6F Hellcat (на французском языке). Париж, Франция: Éditions Atlas sa, 1981.
  • Господи, Джон. Легенды боя: Grumman F6F Hellcat (на чешском языке). Прага, Чехия: Jan Vašut sro, 2006. ISBN   80-7236-432-4 .
  • Менденхолл, Чарльз А. Дикие кошки и адские кошки: доблестные грумманы во Второй мировой войне . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1984. ISBN   0-87938-177-9 .
  • Монди, Дэвид. Американские самолеты Второй мировой войны (Краткое руководство Хэмлина). Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN   978-0-7537-1461-4 .
  • Нортон, Билл. Проекты экспериментальных и прототипных самолетов США: истребители 1939–1945 гг . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 2008, стр. 80–85. ISBN   978-1-58007-109-3 .
  • О'Лири, Майкл. Истребители ВМС США времен Второй мировой войны в действии . Пул, Дорсет, Великобритания: Blandford Press, 1980. ISBN   0-7137-0956-1 .
  • «ОПНАВ-П23В № А129, 17 июня 1946 г.». Статистика боев морской авиации Второй мировой войны. Суитленд, Мэриленд: Воздушное отделение, Управление военно-морской разведки , Управление начальника военно-морских операций , 1946 год.
  • Спик, Майк. Тактика летчиков-истребителей. Приемы дневного воздушного боя . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс, 1983. ISBN   0-85059-617-3 .
  • Стиль, Марк. Корсары-асы Второй мировой войны (Самолет Асов №8 «Оспри»). Лондон: Издательство Osprey, 1995. ISBN   1-85532-530-6 .
  • Салливан, Джим. F6F Хеллкэт в действии . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications Inc., 1979. ISBN   0-89747-088-5 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Grumman F6F Hellcat». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN   0-425-03633-2 .
  • Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года, четвертое издание . Лондон: Патнэм, 1994. ISBN   0-85177-861-5 .
  • Томас, Джефф. Цвета авианосцев ВМС США: части, цвета, маркировка и операции во время Второй мировой войны . Нью-Малден, Великобритания: публикации Air Research Publications, 1989. ISBN   1-871187-03-6 .
  • Труэльсен, Ричард. История Груммана. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, 1976. ISBN   0-275-54260-2 .
  • Тиллман, Барретт. Адские асы Второй мировой войны . Лондон: Osprey Aerospace, 1996. ISBN   1-85532-596-9 .
  • Тиллман, Барретт. Hellcat: F6F во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1979. ISBN   0-87021-265-6 .
  • Уайт, Грэм. R-2800: Надежный шедевр Pratt & Whitney . Уоррендейл, Пенсильвания: Общество инженеров автомобильной промышленности, 2001. ISBN   978-0-76800-272-0 .
  • Винчестер, Джим, изд. «Грумман F6F Хеллкэт». Самолеты Второй мировой войны (Подборка фактов об авиации). Рочестер, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN   1-84013-639-1 .
  • Збигневский, Андре Р. Grumman F6F Hellcat (монография Кагеро № 10) (двуязычный польский/английский). Люблин, Польша: Кагеро, 2004. ISBN   83-89088-49-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0c13ac35896a65355cc3bd597f6e922e__1715235840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0c/2e/0c13ac35896a65355cc3bd597f6e922e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grumman F6F Hellcat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)