Jump to content

Sviatoslav Richter

(Перенаправлено со Святослава Рихтера )

Судья в 1966 году

Sviatoslav Teofilovich Richter [ примечание 1 ] (20 марта [ OS March 7] 1915 — 1 августа 1997) — советский и российский классический пианист . Его считают одним из величайших пианистов всех времен. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и получил высокую оценку за «глубину своих интерпретаций, виртуозную технику и обширный репертуар». [ 5 ]

Биография

[ редактировать ]
Отец Рихтера, Теофил, ок. 1900 г.

Рихтер родился в Житомире Волынской губернии Российской империи (современная Украина ), на родине его родителей. Его отец, Теофил Данилович Рихтер [ де ] (1872–1941), был пианистом, органистом и композитором, родившимся в семье немецких эмигрантов, с 1893 по 1900 год учился в Венской консерватории . Его мать, Анна Павловна Рихтер (урожденная Москалева; 1893–1963), происходила из дворянской русской помещичьей семьи и одно время училась у своего будущего мужа. [ 6 ] [ 7 ] В 1918 году, когда родители Рихтера находились в Одессе , Гражданская война разлучила их с сыном, и Рихтер переехал к тете Тамаре. Он жил с ней с 1918 по 1921 год, и именно тогда впервые проявился его интерес к искусству: он впервые увлекся живописью , которой его научила тетя.

В 1921 году семья воссоединилась, и Рихтеры переехали в Одессу, где Теофил преподавал в Одесской консерватории и некоторое время работал органистом лютеранской церкви. В начале 1920-х годов Рихтер заинтересовался музыкой (а также другими видами искусства, такими как кино, литература и театр) и начал учиться игре на фортепиано. Необычно то, что он был в основном самоучкой. Отец дал ему лишь базовое музыкальное образование, как и один из учеников отца, чешский арфист. [ 8 ]

Даже в раннем возрасте Рихтер прекрасно читал с листа и регулярно практиковался в местных оперных и балетных труппах. На протяжении всей жизни у него развилась страсть к оперной, вокальной и камерной музыке, которая нашла свое полное выражение в фестивалях, которые он организовал в Ла Гранж де Месле, Франция, и в Москве в ГМИИ . В 15 лет он начал работать в Одесской опере , где сопровождал репетиции. [ 9 ]

Ранняя карьера

[ редактировать ]
Судья, гр. 1935 год

инженерном клубе 19 марта 1934 года Рихтер дал свой первый сольный концерт в Одесском ; но формально он начал учиться игре на фортепиано только через три года, когда решил разыскать Генриха Нейгауза , пианиста и преподавателя игры на фортепиано, в Московской консерватории . Во время прослушивания Рихтера к Нейгаузу (на котором он исполнил Шопена Балладу № 4 ) Нейгауз, очевидно, прошептал однокурснику: «Этот человек гений». Хотя Нейгауз обучал многих пианистов, в том числе Эмиля Гилельса и Раду Лупу , говорят, что он считал Рихтера «гениальным учеником, которого ждал всю свою жизнь», признавая при этом, что он не учил Рихтера «почти ничему».

В начале своей карьеры Рихтер также пробовал сочинять музыку и, похоже, даже играл некоторые из своих произведений во время прослушивания у Нейгауза. Он забросил композицию вскоре после переезда в Москву. Спустя годы Рихтер объяснил это решение следующим образом: «Возможно, лучше всего я могу это выразить так: я не вижу смысла добавлять ко всей плохой музыке в мире». [ 10 ]

К началу Второй мировой войны брак родителей Рихтера распался, и его мать влюбилась в другого мужчину. Поскольку отец Рихтера был немцем, власти подозревали его, и был разработан план побега семьи из страны. Из-за романтических отношений его мать не хотела уезжать, и они остались в Одессе. В августе 1941 года его отец был арестован и позже признан виновным в шпионаже и 6 октября 1941 года приговорен к смертной казни. Рихтер снова не разговаривал со своей матерью незадолго до ее смерти, почти 20 лет спустя, в связи со своим первым туром по США.

В 1943 году Рихтер познакомился с Ниной Дорлиак (1908–1998), оперной сопрано. Он заметил Дорлиак во время панихиды по Владимиру Немировичу-Данченко , догнал ее на улице и предложил сопровождать на сольном концерте. Часто утверждается, что примерно в это же время они поженились, однако на самом деле свидетельство о браке Дорлиак получила лишь через несколько месяцев после смерти Рихтера в 1997 году. [ 11 ] Они оставались живыми товарищами примерно с 1945 года до смерти Рихтера; у них не было детей. [ 12 ] [ 13 ] Дорлиак сопровождал Рихтера и в его сложной личной жизни, и в карьере. Она поддержала его во время его последней болезни и сама умерла менее чем через год, 17 мая 1998 года.

Сообщалось, что после его смерти Рихтер был гомосексуалистом и что наличие спутницы-женщины обеспечивало социальный фронт для его истинной сексуальной ориентации, поскольку в то время гомосексуализм был широко табуирован и мог повлечь за собой юридические последствия . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Рихтер был очень закрытым человеком, обычно был тихим и замкнутым и отказывался давать интервью. Он никогда публично не обсуждал свою личную жизнь до последнего года своей жизни, когда режиссер Брюно Монсенжон убедил его дать интервью для документального фильма.

Подъем к международному авторитету

[ редактировать ]

В 1949 году Рихтер получил Сталинскую премию , что привело к обширным концертным турне по России, Восточной Европе и Китаю. Первые концерты за пределами Советского Союза он дал в Чехословакии в 1950 году. [ 17 ] В 1952 году Рихтера пригласили сыграть Ференца Листа в фильме, основанном на жизни Михаила Глинки , « Композитор Глинка» ( ремейк фильма 1946 года «Глинка »). Главную роль исполнил Борис Смирнов.

18 февраля 1952 года Рихтер единственный раз выступил в качестве дирижера на мировой премьере Симфонии-концерта для виолончели с оркестром ми минор Прокофьева с Мстиславом Ростроповичем в качестве солиста. [ 18 ]

В апреле 1958 года Рихтер вошел в состав жюри первого конкурса Чайковского в Москве. Наблюдая за Ван Клиберном исполнением Рахманинова Концерта № 3 , Рихтер плакал от радости; он присвоил Клиберну 25 баллов, что является высшим баллом.

В 1960 году Рихтер, хотя и имел репутацию «равнодушного» к политике, бросил вызов властям, выступив на Бориса Пастернака . похоронах [ 19 ]

Получив Сталинскую и Ленинскую премии и став Народным артистом РСФСР , он дал свои первые гастрольные концерты в США в 1960 году, а также в Англии и Франции в 1961 году. [ 20 ]

Гастроли и записи

[ редактировать ]
Рихтер выступает в 1964 году.

В 1948 году Рихтер и Дорлиак дали сольные концерты в Бухаресте , Румыния , затем в 1950 году выступили в Праге и Братиславе , Чехословакия . В 1954 году Рихтер дал сольный концерт в Будапеште , Венгрия . В 1956 году он снова гастролировал по Чехословакии, затем в 1957 году гастролировал по Китаю , затем снова выступал в Праге, Софии и Варшаве. В 1958 году Рихтер записал Прокофьева Пятый фортепианный концерт с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Витольда Ровицкого – запись, сделавшая Рихтера известным в США. В 1959 году Рихтер сделал еще одну успешную запись Рахманинова Второго фортепианного концерта с Варшавским филармоническим оркестром на лейбле Deutsche Grammophon . Таким образом, Запад впервые узнал о Рихтере благодаря записям, сделанным в 1950-х годах. Одним из первых защитников Рихтера на Западе был Эмиль Гилельс , заявивший во время своего первого турне по Соединенным Штатам, что критикам (которые давали Гилельсу восторженные отзывы) следует «подождать, пока вы не услышите Рихтера». [ 21 ]

Первые концерты Рихтера на Западе состоялись в мае 1960 года, когда ему разрешили играть в Финляндии, и 15 октября 1960 года в Чикаго, где он исполнил Брамса 2- й фортепианный концерт с Чикагским симфоническим оркестром и Эрихом Лейнсдорфом , создав сенсация. В обзоре Chicago Tribune музыкальный критик Клаудия Кэссиди , известная своими недобрыми рецензиями на признанных артистов, вспоминает, как Рихтер сначала нерешительно выходил на сцену, выглядя уязвимым (как будто его собирались «сожрать»), но затем сел за пианино и диспетчеризация «спектакля на всю жизнь». [ 22 ] Тур Рихтера по США в 1960 году завершился серией концертов в Карнеги-холле . [ 23 ]

Рихтер не любил выступать в США. [ 24 ] После инцидента 1970 года в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда выступление Рихтера вместе с Дэвидом Ойстрахом было сорвано антисоветскими протестами, Рихтер поклялся никогда не возвращаться. [ 21 ] Слухи о запланированном возвращении в Карнеги-холл всплыли в последние годы жизни Рихтера, хотя неясно, была ли за ними какая-то правда. [ 25 ]

В 1961 году Рихтер впервые выступил в Лондоне. Его первый сольный концерт, сочетающий произведения Гайдна и Прокофьева , был встречен британскими критиками в штыки. Невилл Кардус пришел к выводу, что игра Рихтера была «провинциальной», и задался вопросом, почему Рихтера пригласили играть в Лондоне, учитывая, что в Лондоне было много собственных пианистов «второго класса». После концерта 18 июля 1961 года, на котором Рихтер исполнил оба фортепианных концерта Листа , критики изменили курс. [ 26 ]

В 1963 году, после поиска в долине Луары, Франция, места, подходящего для музыкального фестиваля, Рихтер обнаружил Ла Гранж де Месле , в нескольких километрах к северу от Тура. Фестиваль был основан Рихтером и стал ежегодным.

В 1970 году Рихтер впервые посетил Японию, путешествуя по Сибири по железной дороге и на корабле, так как не любил летать. С японскими оркестрами он исполнял Бетховена, Шумана, Мусоргского, Прокофьева, Бартока и Рахманинова, а также произведения Моцарта и Бетховена. Он посетил Японию восемь раз.

Спустя годы

[ редактировать ]

Хотя ему очень нравилось выступать перед публикой, Рихтер ненавидел планировать концерты на годы вперед и в более позднем возрасте стал играть в короткие сроки в маленьких, чаще всего затемненных залах, и партитуру освещала только маленькая лампа. Рихтер сказал, что такая обстановка помогла аудитории сосредоточиться на исполняемой музыке, а не на посторонних и не относящихся к делу вещах, таких как гримасы и жесты исполнителя. [ 27 ]

Рихтер умер в Центральной клинической больнице в Москве от сердечного приступа 1 августа 1997 года в возрасте 82 лет. Он страдал депрессией из-за неспособности выступать, вызванной изменениями в слухе, которые изменили его восприятие звука. [ 28 ]

В 1981 году Рихтер инициировал международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», проходивший в Пушкинском музее , который после его смерти в 1997 году был переименован в «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» .

В 1986 году Рихтер отправился в шестимесячное турне по Сибири со своим любимым фортепиано Yamaha , дав примерно 150 сольных концертов, временами выступая в маленьких городках, где даже не было концертного зала. Рассказывают, что после одного из таких концертов зрители, никогда раньше не слышавшие исполнения классической музыки, собрались посреди зала и начали раскачиваться из стороны в сторону, прославляя исполнителя. [ 29 ]

В последние годы своей жизни Рихтер дал несколько бесплатных концертов для студентов (14 февраля 1990 г.: Театр Ромеа, Мурсия, Испания, а также 1 марта 1990 г.: утренний концерт в Муниципальном театре Жироны, Испания). [ 30 ] [ 31 ]

Анекдот иллюстрирует подход Рихтера к перформансу в последнее десятилетие его жизни. Прочитав биографию Карла Великого (он был заядлым читателем), Рихтер приказал своему секретарю отправить телеграмму директору театра в Аахене , любимом городе проживания Карла Великого и месте его захоронения, в которой говорилось: «Маэстро прочитал биографию Карла Великого и хотел бы сыграть в «Акисгране» ( Аахен )». Выступление состоялось вскоре после этого. [ 32 ]

Могила Рихтера на Новодевичьем кладбище в Москве.

Еще в 1995 году Рихтер продолжал исполнять некоторые из самых требовательных произведений фортепианного репертуара, в том числе , цикл « Мируары» Вторую и Прокофьева сонату этюды , Шопена Равеля Балладу и Шумана Токкату 4 . [ 33 ] [ 34 ]

Последним записанным оркестровым выступлением Рихтера были три концерта Моцарта в 1994 году с Японским симфоническим оркестром Синсэй под управлением его старого друга Рудольфа Баршая . [ 35 ]

Последний концерт Рихтера состоялся на частном собрании в Любеке , Германия, 30 марта 1995 года. Программа состояла из двух Гайдна сонат и фуги Регера , а также « Вариаций на тему Бетховена» , пьесы для двух фортепиано, которую Рихтер исполнил с пианистом Андреасом. Луцевич . [ 36 ]

На момент смерти он репетировал « Шуберта » Пять фортепианных пьес , D. 459. [ 37 ]

Репертуар

[ редактировать ]

Как однажды сказал Рихтер: «Мой репертуар насчитывает около восьмидесяти различных программ, не считая камерных произведений». [ 38 ] Его репертуар варьировался от Генделя и Баха до Чайковского , Скрябина , Шимановского , Берга , Веберна , Стравинского , Бартока , Хиндемита , Бриттена и Гершвина .

Рихтер неустанно работал над изучением новых произведений. Например, в конце 1980-х он выучил , Дебюсси и пьес Гершвина а произведения также «Паганини» и «Вариации Генделя» Брамса, а в 1990-х — несколько этюдов Баха и Моцарта, которые он ранее не включал в свои программы.

Центральное место в его репертуаре занимали произведения Шуберта, Шумана , Бетховена, И.С. Баха, Шопена, Листа, Прокофьева и Дебюсси. [ 39 ] Говорят, что он выучил и выучил наизусть вторую книгу Баха « Хорошо темперированный клавир» за один месяц. [ 40 ]

Он дал премьеру Сонаты Прокофьева № 7 , которую выучил за четыре дня, и № 9 , которую Прокофьев посвятил Рихтеру. Помимо сольной карьеры, он также исполнял камерную музыку с такими партнерами, как Мстислав Ростропович , Рудольф Баршай , Давид Ойстрах , Олег Каган , Юрий Башмет , Наталья Гутман , Золтан Кочиш , Элизабет Леонская , Бенджамин Бриттен и участники квартета имени Бородина . Рихтер также часто аккомпанировал таким певцам, как Дитрих Фишер-Дискау , Петер Шрайер , Галина Писаренко и его жена и давняя соратница по творчеству Нина Дорлиак . [ 41 ]

Рихтер также дирижировал премьерой Симфонии-концерта Прокофьева для виолончели с оркестром. Это было его единственное выступление в качестве дирижера. Солировал Ростропович, которому было посвящено произведение. Прокофьев также написал для Ростроповича свою сонату для виолончели до мажор в 1949 году, и они с Рихтером представили ее в 1950 году. Сам Рихтер был неплохим виолончелистом, а Ростропович - хорошим пианистом; на одном концерте в Москве, на котором он аккомпанировал Ростроповичу на фортепиано, они поменялись инструментами для части программы. [ нужна ссылка ]

Подход к производительности

[ редактировать ]

Свой подход к исполнению Рихтер объяснял следующим образом: «Интерпретатор – это действительно исполнитель, дословно выполняющий замысел композитора. Он не добавляет ничего такого, чего еще нет в произведении. Если он талантлив, он позволяет нам взглянуть на истину произведения, которое само по себе является гениальным и которое отражено в нем. Он не должен доминировать над музыкой, но должен растворяться в ней». [ 42 ] Или аналогично: [ по мнению кого? ] «Я не полный идиот, но то ли от слабости, то ли от лени не имею таланта к мышлению. Я умею только размышлять: я зеркало... Логика для меня не существует. Я плыву по волнам искусства и жизни. и никогда толком не умею различить, что принадлежит тому и другому или что общее для того и другого. мое сердце." [ 43 ]

Вера Рихтера в то, что музыканты должны «осуществлять… намерения композитора в буквальном смысле», привела его к критике других и, чаще всего, самого себя. [ 42 ] После посещения концерта Мюррея Перахии Шопена , где Перахия исполнил Третью фортепианную сонату , не наблюдая повтора первой части, Рихтер попросил его за кулисами объяснить упущение. [ 44 ] Точно так же, после того как Рихтер осознал, что на протяжении десятилетий он играл неправильную ноту в Итальянском концерте Баха , он настоял на том, чтобы на компакт-диске, содержащем его исполнение, было напечатано следующее заявление об отказе от ответственности/извинения: «Только что Святослав Рихтер, к своему большому сожалению, понял: что он всегда допускал ошибку в третьем такте перед концом второй части «Итальянского концерта». Фактически, за сорок лет – и ни один музыкант или техник так и не указал ему на это – он. играла «фа-диез», а не «фа». Ту же ошибку можно найти в предыдущей записи, сделанной маэстро Рихтером в пятидесятые годы». [ 45 ]

Внешние видео
значок видео Рихтер исполняет вживую (Лондон, 1989) 12 этюдов Шопена , соч. 10 и 12 этюдов, соч.

Несмотря на свою большую дискографию, Рихтер не любил делать студийные записи. [ 46 ] и большинство его записей основаны на живых выступлениях. Так, его живые концерты в Москве (1948), Варшаве (1954 и 1972), Софии (1958), Нью-Йорке (1960), Лейпциге (1963), Альдебурге (несколько лет), Ла Гранж-де-Месле возле Тура (несколько лет) ), Прага (несколько лет), Зальцбург (1977) и Амстердам (1986) считаются одними из лучших документов его игры, как и другие концертные записи, выпущенные при его жизни и после его смерти на таких лейблах, как Music & Arts, BBC Legends, Philips, Russia Revelation, Parnassus и Ankh Productions.

Среди других концертных записей Рихтера, получивших признание критиков, - исполнение Скрябина избранных этюдов, прелюдий и сонат Шумана (несколько исполнений), Фантазия до мажор Москва соната Бетховена (несколько исполнений), Аппассионата- ( , 1960), Шуберта Си . Соната-бемоль (многократное исполнение), ( » Мусоргского «Картинки с выставки София, 1958), Равеля » « Мируары (Прага, 1965), Листа Соната си минор Бетховена (несколько исполнений, 1965–66), «Хаммерклавирная соната» (несколько исполнений, 1975) и избранные прелюдии Рахманинова (несколько исполнений) и Дебюсси (несколько исполнений). выступления). [ 47 ]

Несмотря на явное отвращение к студии, Рихтер серьезно отнесся к процессу записи. [ 48 ] Например, после долгой записи « Фантазии о страннике» Шуберта , для которой он использовал пианино Bösendorfer , Рихтер прослушал записи и, неудовлетворенный своим исполнением, сказал звукоинженеру: «Ну, я думаю, мы переделаем ее на В конце концов, Стейнвей ». [ 49 ] Точно так же во время записи Шумана » « Токкаты Рихтер, как сообщается, решил сыграть это произведение (которое сам Шуман считал «одним из самых сложных произведений, когда-либо написанных»). [ 50 ] несколько раз подряд, не делая перерывов, чтобы сохранить непосредственность своей интерпретации. [ нужна ссылка ]

Согласно статье Фалька Шварца и Джона Берри 1983 года «Святослав Рихтер - Дискография», [ 51 ] в 1970-х Рихтер объявил о своем намерении записать свой полный сольный репертуар «примерно на 50 дисках». Однако этот «полный» проект Рихтера не был реализован, хотя в период с 1970 по 1973 год было записано двенадцать пластинок, которые впоследствии были переизданы (в формате компакт-диска) компаниями Olympia (разные композиторы, 10 компакт-дисков) и RCA Victor The Bach» Хорошо темперированный клавир ).

В 1961 году запись RCA Victor Рихтера с Эрихом Лейнсдорфом и Чикагским симфоническим оркестром Фортепианного Брамса концерта № 2 получила премию Грэмми за лучшее классическое исполнение - концерт или солист-инструментал . Эту запись до сих пор считают знаковой (несмотря на недовольство ею Рихтера). [ 52 ] Шуберта как и его студийные записи «Фантазии странника» , двух фортепианных концертов Листа, Второго фортепианного концерта Рахманинова и Токкаты Шумана и многих других. [ 53 ]

В фильме

[ редактировать ]

Richter appeared in a 1952 Soviet film , playing Liszt in Kompozitor Glinka ( The Composer Glinka ; Russian: Композитор Глинка ).

Памятные высказывания о Рихтере

[ редактировать ]
Украинская марка 2015 г., посвященная рождению Рихтера

Итальянский критик Пьеро Ратталино утверждал, что единственными пианистами, сравнимыми с Рихтером в истории фортепианного исполнительства, были Ференц Лист и Ферруччо Бузони . [ 54 ]

Гленн Гулд назвал Рихтера «одним из самых мощных коммуникаторов, которых мир музыки создал в наше время». [ 55 ]

Натан Мильштейн описал Рихтера в своих мемуарах «Из России на Запад» следующим образом: «Рихтер, конечно, был замечательным пианистом, но не таким безупречным, как его считали. Его музыкальное творчество было для меня слишком сухим. В интерпретации Рихтером Равеля произведений Jeux d'eau , вместо текущей воды слышны замерзшие сосульки». [ 56 ]

Ван Клиберн присутствовал на сольном концерте Рихтера в 1958 году в Советском Союзе. Сообщается, что он плакал во время концерта и, вернувшись в Соединенные Штаты, описал игру Рихтера как «самую мощную игру на фортепиано, которую я когда-либо слышал». [ 57 ]

Артур Рубинштейн так описал свое первое знакомство с Рихтером: «На самом деле в этом не было ничего необычного. Потом в какой-то момент я заметил, что мои глаза увлажнились: слезы начали катиться по моим щекам». [ 55 ]

Генрих Нейгауз так описывал Рихтера: «Его исключительная способность схватывать целое и в то же время не упускать ни одной мельчайшей детали композиции наводит на мысль о сравнении с орлом, который со своей огромной высоты может видеть до самого горизонта и, тем не менее, единично». выделить мельчайшие детали пейзажа». [ 58 ]

Дмитрий Шостакович писал о Рихтере: «Рихтер — явление необыкновенное. Громадность его таланта потрясает и восхищает. Ему доступны все явления музыкального искусства». [ 59 ]

Владимир Софроницкий провозгласил Рихтера «гением», что побудило Рихтера ответить, что Софроницкий был «богом». [ 60 ]

Владимир Горовиц говорил: «Из русских пианистов мне нравится только один, Рихтер». [ 61 ]

Пьер Булез писал о Рихтере: «Его личность была больше, чем возможности, предоставляемые ему фортепиано, шире, чем само понятие полного владения инструментом». [ 62 ]

Марлен Дитрих , подруга Рихтера, написала в своей автобиографии « Марлен» : «Однажды вечером публика сидела вокруг него на сцене. Пока он играл пьесу, женщина, стоявшая прямо за ним, упала в обморок и умерла на месте. Ее вынесли. из зала, я был глубоко впечатлен этим происшествием и подумал про себя: «Какая завидная судьба – умереть, пока играет Рихтер! Какое сильное чувство к музыке, должно быть, было у этой женщины, когда она выдохнула свою жизнь!" Но Рихтер не разделял этого мнения, он был потрясен".

Граммофонный критик Брайс Моррисон описал Рихтера следующим образом: «Идиосинкразический, откровенный, героический, сдержанный, лирический, виртуозный и, возможно, прежде всего, глубоко загадочный, Святослав Рихтер остается одним из величайших художников-развлекателей всех времен». [ 63 ]

Памятные высказывания Рихтера

[ редактировать ]

О прослушивании Баха : «Время от времени слушать Баха не повредит, хотя бы с гигиенической точки зрения». [ 64 ]

О Скрябине : «Скрябин — не тот композитор, которого можно считать хлебом насущным, а тяжелый ликер, от которого можно периодически опьянеть, поэтический наркотик, легко разбиваемый кристалл». [ 65 ]

О выборе небольших площадок для выступлений: «Положите маленькое пианино в грузовик и поезжайте по проселочным дорогам; найдите время, чтобы открыть для себя новые пейзажи; остановитесь в красивом месте, где есть хорошая церковь; выгрузите пианино и расскажите об этом жителям; подарите концерт; подарите цветы людям, которые были так любезны, что пришли снова». [ 66 ]

О своем плане выступать без гонорара: "Музыку надо давать тем, кто ее любит. Я хочу давать бесплатные концерты, вот и ответ". [ 67 ]

О Нейгаузе : «Я многому у него научился, хотя он все время говорил, что ничему не может меня научить. Музыка пишется для того, чтобы ее играли и слушали, и мне всегда казалось, что можно обойтись без слов... Именно так было с Генрихом Нейгаузом. В его присутствии я почти всегда погружался в полную тишину. Это было чрезвычайно хорошо, поскольку это означало, что мы концентрировались исключительно на музыке. Прежде всего, он научил меня значению тишины. смысл пения. Он сказал, что я невероятно упрям. и делал только то, что хотел. Это правда, что я всегда играл только то, что хотел. И поэтому он предоставил мне делать то, что мне хотелось». [ 68 ]

Об игре: «Я не играю для публики, я играю для себя, и если я получаю от этого какое-то удовлетворение, то и публика довольна». [ 69 ]

После долгих уговоров интервьюера и смущения с собственной стороны, сыграв Гайдна в телевизионной программе во время гастролей по США, Рихтер сказал, что Гайдн «лучше Моцарта ».

Почести и награды

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Russian : Святослав Теофилович Рихтер , romanized Sviatoslav Teofilovich Rikhter , IPA: [svʲɪtɐsˈɫaf tʲɪɐˈfʲiləvʲɪtɕ ˈrʲixtər]
  1. ^ Время. Фрэнсис Мерсон, «10 величайших пианистов всех времен - 3. Святослав Рихтер (1915–1997)» , 5 июля 2012 г. Проверено 11 августа 2020 г.
  2. ^ Виглер, Стивен (11 февраля 1996 г.). «Гений Рихтера по-прежнему вызывает уважение. Настроено: два новых сборника превосходят прошлогоднее поздравление пианисту из 21 компакт-диска от Philips Records» . Балтимор Сан . Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 31 октября 2017 г.
  3. ^ Великие пианисты 20 века.
  4. ^ «20 величайших пианистов всех времен» . Классическая музыка . Проверено 24 октября 2021 г.
  5. ^ Меллор, Дэвид. «Гений Святослава Рихтера» . Классический ФМ . Проверено 31 октября 2017 г.
  6. ^ Фаннинг, Дэвид (2001). «Святослав (Теофилович) Рихтер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 .
  7. ^ Валентина Чемберджи (2004) . О Рихтере своими словами. — Москва: Аграф, стр. 217—226. ISBN   978-5-17-101111-6
  8. ^ Монсенжон 2001, стр. 12–14.
  9. ^ Монсенжон 2001, с. 20
  10. ^ Кевин Базжана - Святослав Рихтер (1915–1997), Записки Рихтера в Лейпциге, CD 1025 Music & Arts.
  11. ^ Расмуссен, Карл (2010). Пианист Святослава Рихтера . Ливан, Нью-Хэмпшир: Издательство Северо-Восточного университета. п. 260. ИСБН  978-1-55553-710-4 .
  12. ^ Dmitry Dorliak, Andrei Zolotov (2005) . Transiences of Sviatoslav Richter. — Moscow: Khudoznik i kniga, p. 5 ISBN   978-5-901685-95-2
  13. ^ «В дуэте с Рихтером» Нины Дорлиак // Вспоминая Святослава Рихтера. Святослав Рихтер глазами коллег, друзей и поклонников (2000). — Москва: Константа, с. 68–70. ISBN   978-5-93123-010-8
  14. ^ Бенджамин Иври (5 января 2005 г.). «из России с (запретной) любовью» . салон . Проверено 8 сентября 2007 г.
  15. письмо Николая Набокова Игорю Стравинскому, 3 февраля 1963 г., Стравинский, избранная переписка, Том II. ISBN   978-0-394-52813-7 «Пишем Вам с концерта Святослава Рихтера, который блестяще играет Баха и Шуберта. Он пламенный педик».
  16. ^ «Монстр за клавиатурой» . Хранитель . 7 января 1999 г. ISSN   0261-3077 . Проверено 12 декабря 2023 г.
  17. ^ «Хронология Святослава Рихтера – 1950» . trovar.com. 22 февраля 2001 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2007 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
  18. ^ Примечания к Deutsche Grammophon 449 821–2.
  19. ^ Коулман, Александр (октябрь 1997 г.). «Святослав Рихтер, 1915–1997» . Новый критерий . 16 (2). Архивировано из оригинала 19 марта 2006 года . Проверено 8 сентября 2007 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  20. ^ Vadim Mogilnitsky, "Sviatoslav Richter" / Вадим Могильницкий, из книги "Святослав Рихтер", (see link: http://www.sviatoslavrichter.ru/chronograph.php )
  21. ^ Перейти обратно: а б Майкл Киммельман (22 июня 1997 г.). «Репутация легендарна, игра непредсказуема» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 августа 2007 г.
  22. ^ Клаудия Кэссиди, Чикаго Трибьюн, 1960.
  23. ^ http://www.trovar.com/str/dates/a1960.html Архивировано 8 апреля 2009 г. в Wayback Machine .
  24. ^ «Америка стандартизирована. Все одно и то же. Мне это не нравится», - говорит Ричер в документальном фильме Монсенжона «Рихтер, загадка», op.cit.
  25. Кевин Баззана – Святослав Рихтер (1915–1997), Записки Рихтера в Лейпциге, CD «Музыка и искусство» 1025
  26. Дэвид Фэннинг, «Записки к Святославу Рихтеру в исполнении Шопена и Листа», компакт-диск BBC Legends 2000.
  27. ^ Монсенжон, с. 108: «Поэтому я теперь играю в темноте, чтобы освободить голову от всех несущественных мыслей и позволить слушателю сосредоточиться на музыке, а не на исполнителе. Какой смысл смотреть на руки или лицо пианиста, когда они только выразить усилия, затраченные на произведение?»
  28. ^ Монсенньон
  29. ^ Транссибирский экспресс, Le Monde de la musique , май 1989 г.
  30. ^ Кевин Баззана - Святослав Рихтер (1915–1997); Брюно Монсенжон: Знакомство со Святославом Рихтером – Записные книжки и беседы с. ХХ.
  31. ^ «Святослав Рихтер – Хронология выступлений IV» . 11 апреля 2022 г.
  32. ^ Пьеро Ратталино, Святослав Рихтер – Провидец.
  33. ^ "Sviatoslav Richter Recital, Museo Del Prado, Madrid" . Sviatoslav Richter Chronology . trovar.com. February 16, 1995 . Retrieved September 8, 2007 .
  34. ^ «Сольный концерт Святослава Рихтера, Сантуарио-де-ла-Бьен-Апаресида, Сантандер, Испания» . Святослав Рихтер Хронология . trovar.com. 18 января 1995 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
  35. ^ «Хронология Святослава Рихтера – 1994» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
  36. ^ "Sviatoslav Richter Chronology – 1995" .
  37. ^ Международный конкурс пианистов Рихтера
  38. ^ Монсенжон, с. 143.
  39. ^ Монсенжон, стр. 383–406.
  40. ^ Монсенжон, с. 48
  41. ^ Монсенжон, с. 413.
  42. ^ Перейти обратно: а б Монсенжон, с. 153.
  43. ^ Хордер, Мервин (1 мая 1994 г.). «Репетиция Рихтера в Барбакане» . Современный обзор . Том. 264. с. 265. Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 27 мая 2024 г.
  44. ^ Монсенжон, с. 313 («Когда я спросил его, почему он не повторил изложение Сонаты си минор, он, казалось, удивился и воскликнул: «Но никто этого не делает»».).
  45. Комментарий Рихтера о внутренней обложке компакт-диска Stradivarius 33323.
  46. ^ Фальк Шварц и Джон Берри, Святослав Рихтер - Дискография, записанный звук, июль 1983 г. («[Рихтер] неоднократно утверждал, что ему не нравится студия звукозаписи»).
  47. ^ «Сборник рецензий на спектакли Святослава Рихтера» . Классика сегодня . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
  48. Фальк Шварц и Джон Берри, Святослав Рихтер – Дискография, записанный звук, июль 1983 г.
  49. ^ Арнольд, Сью (11 марта 2001 г.). «Я уже нашла свою программу года – все пять часов» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 мая 2010 г.
  50. Переписка Роберта Шумана, около 1832 г.
  51. Запись звука, июль 1983 г.
  52. ^ Брюно Монсенжон, Святослав Рихтер – Записные книжки и беседы, с. 108 («А еще была запись Второго концерта Брамса с Эрихом Лейнсдорфом, одна из моих худших пластинок, хотя люди до сих пор восхваляют ее до небес. Я этого не вынесу».)
  53. ^ См., например, www.classicstoday.com.
  54. ^ См. Пьеро Ратталино, Pianisti e Fortisti, Il terzo Uomo («Сколько пианистов сегодня могут претендовать на то, чтобы быть на уровне [Рихтера]? Сколько его сверстников за всю историю игры на фортепиано? Хотя я могу показаться излишне избирательным, только на ум приходят два имени: Ференц Лист и Феруччо Бузони. Первый родился в 1811 году, второй — в 1866 году, пятьдесят один год спустя. А Рихтер родился в 1915 году, через сорок девять лет после Бузони.).
  55. ^ Перейти обратно: а б Брюно Монсенжон, «Загадка» (кинобиография Рихтера).
  56. ^ Мильштейн, Натан. Из России на Запад музыкальные мемуары и воспоминания Натана Мильштейна. Нью-Йорк: Х. Холт, 1990. с. 222
  57. ^ «Подведение итогов года — Искусство и культура» . CNN . Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года.
  58. ^ Портрет художника Генриха Нейгауза, доступно на http://www.trovar.com/str/neuhaus.html.
  59. Предисловие к В.И. Дельсону, Святославу Рихтеру, Москва, 1961, частичный перевод доступен по адресу «Святослав Рихтер о SONY BMG Masterworks» . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
  60. ^ "Владимир Софроницкий" . www.sofronitsky.ru . Archived from the original on July 15, 2010.
  61. ^ Гарольд К. Шенберг, Горовиц – Его жизнь и музыка, Саймон и Шустер, 1992.
  62. ^ Музыкальная комната , Международный конкурс пианистов Рихтера
  63. ^ Брайс Моррисон, Граммофонный обзор компакт-диска EMI Шумана Святослава Рихтера 62961.
  64. ^ Монсенжон, с. 196.
  65. ^ Монсенжон, с. 267.
  66. ^ Ален Ломпек - Свободный дух среди художников, изменчивый пианист, Примечания к Рихтеру, исполняющему Бетховена, Philips 438 624–2.
  67. ^ Брюно Монсенжон: Знакомство со Святославом Рихтером - Записные книжки и беседы с. ХХ.
  68. ^ Монсенжон, стр.28/9.
  69. ^ Монсенжон, стр.61.
  70. ^ Веб-сайт почетных докторов музыки музыкального факультета Оксфордского университета. Проверено 10 ноября 2022 г. (Текст презентации оксфордского публичного оратора Годфри Бонда здесь [ в архиве .)
  71. ^ «Святослав Рихтер (пианист)» . Граммофон . Проверено 12 апреля 2012 г.
  72. ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 675. ИСБН  978-3-540-00238-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хант, Джон (2009). Святослав Рихтер: Пианист века. Дискография . Лондон: Трэвис и Эмери. ISBN  978-1-901395-99-0 .
  • Монсенжон, Бруно (2001). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-571-20553-0 .
  • Монсенжон, Бруно (1998), Рихтер, Загадка . Видеоинтервью-документальный фильм. ОСЛК   41148757
  • Расмуссен, Карл Оге (2007). Святослав Рихтер – пианист . Копенгаген: Гильдендаль. ISBN  978-87-02-03430-1 .
  • Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер — Пианист . Будапешт: Розаволги и Тарса. ISBN  978-963-87764-8-8 .
  • Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер – пианист . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN  978-1-55553-710-4 .
  • Ратталино, Пьеро (2005). Святослав Рихтер: Провидец . Издательство Зеккини. ISBN  978-88-87203-35-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0ffa94fd13bb032fca5a945f4a1f84bb__1723420200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/bb/0ffa94fd13bb032fca5a945f4a1f84bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sviatoslav Richter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)