Sviatoslav Richter

Sviatoslav Teofilovich Richter [ примечание 1 ] (20 марта [ OS March 7] 1915 — 1 августа 1997) — советский и российский классический пианист . Его считают одним из величайших пианистов всех времен. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] и получил высокую оценку за «глубину своих интерпретаций, виртуозную технику и обширный репертуар». [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Детство
[ редактировать ]
Рихтер родился в Житомире Волынской губернии Российской империи (современная Украина ), на родине его родителей. Его отец, Теофил Данилович Рихтер (1872–1941), был пианистом, органистом и композитором, родившимся в семье немецких эмигрантов, с 1893 по 1900 год учился в Венской консерватории . Его мать, Анна Павловна Рихтер (урожденная Москалева; 1893–1963), происходила из дворянской русской помещичьей семьи и одно время училась у своего будущего мужа. [ 6 ] [ 7 ] В 1918 году, когда родители Рихтера находились в Одессе , Гражданская война разлучила их с сыном, и Рихтер переехал к тете Тамаре. Он жил с ней с 1918 по 1921 год, и именно тогда впервые проявился его интерес к искусству: он впервые увлекся живописью , которой его научила тетя.
В 1921 году семья воссоединилась, и Рихтеры переехали в Одессу, где Теофил преподавал в Одесской консерватории и некоторое время работал органистом лютеранской церкви. В начале 1920-х годов Рихтер заинтересовался музыкой (а также другими видами искусства, такими как кино, литература и театр) и начал учиться игре на фортепиано. Необычно то, что он был в основном самоучкой. Отец дал ему лишь базовое музыкальное образование, как и один из учеников отца, чешский арфист. [ 8 ]
Даже в раннем возрасте Рихтер прекрасно читал с листа и регулярно практиковался в местных оперных и балетных труппах. На протяжении всей жизни у него развилась страсть к оперной, вокальной и камерной музыке, которая нашла свое полное выражение в фестивалях, которые он организовал в Ла Гранж де Месле, Франция, и в Москве в ГМИИ . В 15 лет он начал работать в Одесской опере , где сопровождал репетиции. [ 9 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]
инженерном клубе 19 марта 1934 года Рихтер дал свой первый сольный концерт в Одесском ; но формально он начал учиться игре на фортепиано только через три года, когда решил разыскать Генриха Нейгауза , пианиста и преподавателя игры на фортепиано, в Московской консерватории . Во время прослушивания Рихтера к Нейгаузу (на котором он исполнил Шопена Балладу № 4 ) Нейгауз, очевидно, прошептал однокурснику: «Этот человек гений». Хотя Нейгауз обучал многих пианистов, в том числе Эмиля Гилельса и Раду Лупу , говорят, что он считал Рихтера «гениальным учеником, которого ждал всю свою жизнь», признавая при этом, что он не учил Рихтера «почти ничему».
В начале своей карьеры Рихтер также пробовал сочинять музыку и, похоже, даже играл некоторые из своих произведений во время прослушивания у Нейгауза. Он забросил композицию вскоре после переезда в Москву. Спустя годы Рихтер объяснил это решение следующим образом: «Возможно, лучше всего я могу это выразить так: я не вижу смысла добавлять ко всей плохой музыке в мире». [ 10 ]
К началу Второй мировой войны брак родителей Рихтера распался, и его мать влюбилась в другого мужчину. Поскольку отец Рихтера был немцем, власти подозревали его, и был разработан план побега семьи из страны. Из-за романтических отношений его мать не хотела уезжать, и они остались в Одессе. В августе 1941 года его отец был арестован и позже признан виновным в шпионаже и 6 октября 1941 года приговорен к смертной казни. Рихтер снова не разговаривал со своей матерью незадолго до ее смерти, почти 20 лет спустя, в связи со своим первым туром по США.
В 1943 году Рихтер познакомился с Ниной Дорлиак (1908–1998), оперной сопрано. Он заметил Дорлиак во время панихиды по Владимиру Немировичу-Данченко , догнал ее на улице и предложил сопровождать на сольном концерте. Часто утверждается, что примерно в это же время они поженились, однако на самом деле свидетельство о браке Дорлиак получила лишь через несколько месяцев после смерти Рихтера в 1997 году. [ 11 ] Они оставались живыми товарищами примерно с 1945 года до смерти Рихтера; у них не было детей. [ 12 ] [ 13 ] Дорлиак сопровождал Рихтера и в его сложной личной жизни, и в карьере. Она поддержала его во время его последней болезни и сама умерла менее чем через год, 17 мая 1998 года.
Сообщалось, что после его смерти Рихтер был гомосексуалистом и что наличие спутницы-женщины обеспечивало социальный фронт для его истинной сексуальной ориентации, поскольку в то время гомосексуализм был широко табуирован и мог повлечь за собой юридические последствия . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Рихтер был очень закрытым человеком, обычно был тихим и замкнутым и отказывался давать интервью. Он никогда публично не обсуждал свою личную жизнь до последнего года своей жизни, когда режиссер Брюно Монсенжон убедил его дать интервью для документального фильма.
Подъем к международному авторитету
[ редактировать ]В 1949 году Рихтер получил Сталинскую премию , что привело к обширным концертным турне по России, Восточной Европе и Китаю. Первые концерты за пределами Советского Союза он дал в Чехословакии в 1950 году. [ 17 ] В 1952 году Рихтера пригласили сыграть Ференца Листа в фильме, основанном на жизни Михаила Глинки , « Композитор Глинка» ( ремейк фильма 1946 года «Глинка »). Главную роль исполнил Борис Смирнов.
18 февраля 1952 года Рихтер единственный раз выступил в качестве дирижера на мировой премьере Симфонии-концерта для виолончели с оркестром ми минор Прокофьева с Мстиславом Ростроповичем в качестве солиста. [ 18 ]
В апреле 1958 года Рихтер вошел в состав жюри первого конкурса Чайковского в Москве. Наблюдая за Ван Клиберном исполнением Рахманинова Концерта № 3 , Рихтер плакал от радости; он присвоил Клиберну 25 баллов, что является высшим баллом.
В 1960 году Рихтер, хотя и имел репутацию «равнодушного» к политике, бросил вызов властям, выступив на Бориса Пастернака . похоронах [ 19 ]
Получив Сталинскую и Ленинскую премии и став Народным артистом РСФСР , он дал свои первые гастрольные концерты в США в 1960 году, а также в Англии и Франции в 1961 году. [ 20 ]
Гастроли и записи
[ редактировать ]
В 1948 году Рихтер и Дорлиак дали сольные концерты в Бухаресте , Румыния , затем в 1950 году выступили в Праге и Братиславе , Чехословакия . В 1954 году Рихтер дал сольный концерт в Будапеште , Венгрия . В 1956 году он снова гастролировал по Чехословакии, затем в 1957 году гастролировал по Китаю , затем снова выступал в Праге, Софии и Варшаве. В 1958 году Рихтер записал Прокофьева Пятый фортепианный концерт с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Витольда Ровицкого – запись, сделавшая Рихтера известным в США. В 1959 году Рихтер сделал еще одну успешную запись Рахманинова Второго фортепианного концерта с Варшавским филармоническим оркестром на лейбле Deutsche Grammophon . Таким образом, Запад впервые узнал о Рихтере благодаря записям, сделанным в 1950-х годах. Одним из первых защитников Рихтера на Западе был Эмиль Гилельс , заявивший во время своего первого турне по Соединенным Штатам, что критикам (которые давали Гилельсу восторженные отзывы) следует «подождать, пока вы не услышите Рихтера». [ 21 ]
Первые концерты Рихтера на Западе состоялись в мае 1960 года, когда ему разрешили играть в Финляндии, и 15 октября 1960 года в Чикаго, где он исполнил Брамса 2- й фортепианный концерт с Чикагским симфоническим оркестром и Эрихом Лейнсдорфом , создав сенсация. В обзоре Chicago Tribune музыкальный критик Клаудия Кэссиди , известная своими недобрыми рецензиями на признанных артистов, вспоминает, как Рихтер сначала нерешительно выходил на сцену, выглядя уязвимым (как будто его собирались «сожрать»), но затем сел за пианино и диспетчеризация «спектакля на всю жизнь». [ 22 ] Тур Рихтера по США в 1960 году завершился серией концертов в Карнеги-холле . [ 23 ]
Рихтер не любил выступать в США. [ 24 ] После инцидента 1970 года в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда выступление Рихтера вместе с Дэвидом Ойстрахом было сорвано антисоветскими протестами, Рихтер поклялся никогда не возвращаться. [ 21 ] Слухи о запланированном возвращении в Карнеги-холл всплыли в последние годы жизни Рихтера, хотя неясно, была ли за ними какая-то правда. [ 25 ]
В 1961 году Рихтер впервые выступил в Лондоне. Его первый сольный концерт, сочетающий произведения Гайдна и Прокофьева , был встречен британскими критиками в штыки. Невилл Кардус пришел к выводу, что игра Рихтера была «провинциальной», и задался вопросом, почему Рихтера пригласили играть в Лондоне, учитывая, что в Лондоне было много собственных пианистов «второго класса». После концерта 18 июля 1961 года, на котором Рихтер исполнил оба фортепианных концерта Листа , критики изменили курс. [ 26 ]
В 1963 году, после поиска в долине Луары, Франция, места, подходящего для музыкального фестиваля, Рихтер обнаружил Ла Гранж де Месле , в нескольких километрах к северу от Тура. Фестиваль был основан Рихтером и стал ежегодным.
В 1970 году Рихтер впервые посетил Японию, путешествуя по Сибири по железной дороге и на корабле, так как не любил летать. С японскими оркестрами он исполнял Бетховена, Шумана, Мусоргского, Прокофьева, Бартока и Рахманинова, а также произведения Моцарта и Бетховена. Он посетил Японию восемь раз.
Спустя годы
[ редактировать ]Хотя ему очень нравилось выступать перед публикой, Рихтер ненавидел планировать концерты на годы вперед и в более позднем возрасте стал играть в короткие сроки в маленьких, чаще всего затемненных залах, и партитуру освещала только маленькая лампа. Рихтер сказал, что такая обстановка помогла аудитории сосредоточиться на исполняемой музыке, а не на посторонних и не относящихся к делу вещах, таких как гримасы и жесты исполнителя. [ 27 ]
Смерть
[ редактировать ]Рихтер умер в Центральной клинической больнице в Москве от сердечного приступа 1 августа 1997 года в возрасте 82 лет. Он страдал депрессией из-за неспособности выступать, вызванной изменениями в слухе, которые изменили его восприятие звука. [ 28 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1981 году Рихтер инициировал международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», проходивший в Пушкинском музее , который после его смерти в 1997 году был переименован в «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» .
В 1986 году Рихтер отправился в шестимесячное турне по Сибири со своим любимым фортепиано Yamaha , дав примерно 150 сольных концертов, временами выступая в маленьких городках, где даже не было концертного зала. Рассказывают, что после одного из таких концертов зрители, никогда раньше не слышавшие исполнения классической музыки, собрались посреди зала и начали раскачиваться из стороны в сторону, прославляя исполнителя. [ 29 ]
В последние годы своей жизни Рихтер дал несколько бесплатных концертов для студентов (14 февраля 1990 г.: Театр Ромеа, Мурсия, Испания, а также 1 марта 1990 г.: утренний концерт в Муниципальном театре Жироны, Испания). [ 30 ] [ 31 ]
Анекдот иллюстрирует подход Рихтера к перформансу в последнее десятилетие его жизни. Прочитав биографию Карла Великого (он был заядлым читателем), Рихтер приказал своему секретарю отправить телеграмму директору театра в Аахене , любимом городе проживания Карла Великого и месте его захоронения, в которой говорилось: «Маэстро прочитал биографию Карла Великого и хотел бы сыграть в «Акисгране» ( Аахен )». Выступление состоялось вскоре после этого. [ 32 ]
Еще в 1995 году Рихтер продолжал исполнять некоторые из самых требовательных произведений фортепианного репертуара, в том числе , цикл « Мируары» Вторую и Прокофьева сонату этюды , Шопена Равеля Балладу № и Шумана Токкату 4 . [ 33 ] [ 34 ]
Последним записанным оркестровым выступлением Рихтера были три концерта Моцарта в 1994 году с Японским симфоническим оркестром Синсэй под управлением его старого друга Рудольфа Баршая . [ 35 ]
Последний концерт Рихтера состоялся на частном собрании в Любеке , Германия, 30 марта 1995 года. Программа состояла из двух Гайдна сонат и фуги Регера , а также « Вариаций на тему Бетховена» , пьесы для двух фортепиано, которую Рихтер исполнил с пианистом Андреасом. Луцевич . [ 36 ]
На момент смерти он репетировал « Шуберта » Пять фортепианных пьес , D. 459. [ 37 ]
Репертуар
[ редактировать ]Как однажды сказал Рихтер: «Мой репертуар насчитывает около восьмидесяти различных программ, не считая камерных произведений». [ 38 ] Его репертуар варьировался от Генделя и Баха до Чайковского , Скрябина , Шимановского , Берга , Веберна , Стравинского , Бартока , Хиндемита , Бриттена и Гершвина .
Рихтер неустанно работал над изучением новых произведений. Например, в конце 1980-х он выучил , Дебюсси и пьес Гершвина а произведения также «Паганини» и «Вариации Генделя» Брамса, а в 1990-х — несколько этюдов Баха и Моцарта, которые он ранее не включал в свои программы.
Центральное место в его репертуаре занимали произведения Шуберта, Шумана , Бетховена, И.С. Баха, Шопена, Листа, Прокофьева и Дебюсси. [ 39 ] Говорят, что он выучил и выучил наизусть вторую книгу Баха « Хорошо темперированный клавир» за один месяц. [ 40 ]
Он дал премьеру Сонаты Прокофьева № 7 , которую выучил за четыре дня, и № 9 , которую Прокофьев посвятил Рихтеру. Помимо сольной карьеры, он также исполнял камерную музыку с такими партнерами, как Мстислав Ростропович , Рудольф Баршай , Давид Ойстрах , Олег Каган , Юрий Башмет , Наталья Гутман , Золтан Кочиш , Элизабет Леонская , Бенджамин Бриттен и участники квартета имени Бородина . Рихтер также часто аккомпанировал таким певцам, как Дитрих Фишер-Дискау , Петер Шрайер , Галина Писаренко и его жена и давняя соратница по творчеству Нина Дорлиак . [ 41 ]
Рихтер также дирижировал премьерой Симфонии-концерта Прокофьева для виолончели с оркестром. Это было его единственное выступление в качестве дирижера. Солировал Ростропович, которому было посвящено произведение. Прокофьев также написал для Ростроповича свою сонату для виолончели до мажор в 1949 году, и они с Рихтером представили ее в 1950 году. Сам Рихтер был неплохим виолончелистом, а Ростропович - хорошим пианистом; на одном концерте в Москве, на котором он аккомпанировал Ростроповичу на фортепиано, они поменялись инструментами для части программы. [ нужна ссылка ]
Подход к производительности
[ редактировать ]Свой подход к исполнению Рихтер объяснял следующим образом: «Интерпретатор – это действительно исполнитель, дословно выполняющий замысел композитора. Он не добавляет ничего такого, чего еще нет в произведении. Если он талантлив, он позволяет нам взглянуть на истину произведения, которое само по себе является гениальным и которое отражено в нем. Он не должен доминировать над музыкой, но должен растворяться в ней». [ 42 ] Или аналогично: [ по мнению кого? ] «Я не полный идиот, но то ли от слабости, то ли от лени не имею таланта к мышлению. Я умею только размышлять: я зеркало... Логика для меня не существует. Я плыву по волнам искусства и жизни. и никогда толком не умею различить, что принадлежит тому и другому или что общее для того и другого. мое сердце." [ 43 ]
Вера Рихтера в то, что музыканты должны «осуществлять… намерения композитора в буквальном смысле», привела его к критике других и, чаще всего, самого себя. [ 42 ] После посещения концерта Мюррея Перахии Шопена , где Перахия исполнил Третью фортепианную сонату , не наблюдая повтора первой части, Рихтер попросил его за кулисами объяснить упущение. [ 44 ] Точно так же, после того как Рихтер осознал, что на протяжении десятилетий он играл неправильную ноту в Итальянском концерте Баха , он настоял на том, чтобы на компакт-диске, содержащем его исполнение, было напечатано следующее заявление об отказе от ответственности/извинения: «Только что Святослав Рихтер, к своему большому сожалению, понял: что он всегда допускал ошибку в третьем такте перед концом второй части «Итальянского концерта». Фактически, за сорок лет – и ни один музыкант или техник так и не указал ему на это – он. играла «фа-диез», а не «фа». Ту же ошибку можно найти в предыдущей записи, сделанной маэстро Рихтером в пятидесятые годы». [ 45 ]
Записи
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
Несмотря на свою большую дискографию, Рихтер не любил делать студийные записи. [ 46 ] и большинство его записей основаны на живых выступлениях. Так, его живые концерты в Москве (1948), Варшаве (1954 и 1972), Софии (1958), Нью-Йорке (1960), Лейпциге (1963), Альдебурге (несколько лет), Ла Гранж-де-Месле возле Тура (несколько лет) ), Прага (несколько лет), Зальцбург (1977) и Амстердам (1986) считаются одними из лучших документов его игры, как и другие концертные записи, выпущенные при его жизни и после его смерти на таких лейблах, как Music & Arts, BBC Legends, Philips, Russia Revelation, Parnassus и Ankh Productions.
Среди других концертных записей Рихтера, получивших признание критиков, - исполнение Скрябина избранных этюдов, прелюдий и сонат Шумана (несколько исполнений), Фантазия до мажор Москва соната Бетховена (несколько исполнений), Аппассионата- ( , 1960), Шуберта Си . Соната-бемоль (многократное исполнение), ( » Мусоргского «Картинки с выставки София, 1958), Равеля » « Мируары (Прага, 1965), Листа Соната си минор Бетховена (несколько исполнений, 1965–66), «Хаммерклавирная соната» (несколько исполнений, 1975) и избранные прелюдии Рахманинова (несколько исполнений) и Дебюсси (несколько исполнений). выступления). [ 47 ]
Несмотря на явное отвращение к студии, Рихтер серьезно отнесся к процессу записи. [ 48 ] Например, после долгой записи « Фантазии о страннике» Шуберта , для которой он использовал пианино Bösendorfer , Рихтер прослушал записи и, неудовлетворенный своим исполнением, сказал звукоинженеру: «Ну, я думаю, мы переделаем ее на В конце концов, Стейнвей ». [ 49 ] Точно так же во время записи Шумана » « Токкаты Рихтер, как сообщается, решил сыграть это произведение (которое сам Шуман считал «одним из самых сложных произведений, когда-либо написанных»). [ 50 ] несколько раз подряд, не делая перерывов, чтобы сохранить непосредственность своей интерпретации. [ нужна ссылка ]
Согласно статье Фалька Шварца и Джона Берри 1983 года «Святослав Рихтер - Дискография», [ 51 ] в 1970-х Рихтер объявил о своем намерении записать свой полный сольный репертуар «примерно на 50 дисках». Однако этот «полный» проект Рихтера не был реализован, хотя в период с 1970 по 1973 год было записано двенадцать пластинок, которые впоследствии были переизданы (в формате компакт-диска) компаниями Olympia (разные композиторы, 10 компакт-дисков) и RCA Victor (« The Bach» Хорошо темперированный клавир ).
В 1961 году запись RCA Victor Рихтера с Эрихом Лейнсдорфом и Чикагским симфоническим оркестром Фортепианного Брамса концерта № 2 получила премию Грэмми за лучшее классическое исполнение - концерт или солист-инструментал . Эту запись до сих пор считают знаковой (несмотря на недовольство ею Рихтера). [ 52 ] Шуберта как и его студийные записи «Фантазии странника» , двух фортепианных концертов Листа, Второго фортепианного концерта Рахманинова и Токкаты Шумана и многих других. [ 53 ]
В фильме
[ редактировать ]Richter appeared in a 1952 Soviet film , playing Liszt in Kompozitor Glinka ( The Composer Glinka ; Russian: Композитор Глинка ).
Прием
[ редактировать ]Памятные высказывания о Рихтере
[ редактировать ]
Итальянский критик Пьеро Ратталино утверждал, что единственными пианистами, сравнимыми с Рихтером в истории фортепианного исполнительства, были Ференц Лист и Ферруччо Бузони . [ 54 ]
Гленн Гулд назвал Рихтера «одним из самых мощных коммуникаторов, которых мир музыки создал в наше время». [ 55 ]
Натан Мильштейн описал Рихтера в своих мемуарах «Из России на Запад» следующим образом: «Рихтер, конечно, был замечательным пианистом, но не таким безупречным, как его считали. Его музыкальное творчество было для меня слишком сухим. В интерпретации Рихтером Равеля произведений Jeux d'eau , вместо текущей воды слышны замерзшие сосульки». [ 56 ]
Ван Клиберн присутствовал на сольном концерте Рихтера в 1958 году в Советском Союзе. Сообщается, что он плакал во время концерта и, вернувшись в Соединенные Штаты, описал игру Рихтера как «самую мощную игру на фортепиано, которую я когда-либо слышал». [ 57 ]
Артур Рубинштейн так описал свое первое знакомство с Рихтером: «На самом деле в этом не было ничего необычного. Потом в какой-то момент я заметил, что мои глаза увлажнились: слезы начали катиться по моим щекам». [ 55 ]
Генрих Нейгауз так описывал Рихтера: «Его исключительная способность схватывать целое и в то же время не упускать ни одной мельчайшей детали композиции наводит на мысль о сравнении с орлом, который со своей огромной высоты может видеть до самого горизонта и, тем не менее, единично». выделить мельчайшие детали пейзажа». [ 58 ]
Дмитрий Шостакович писал о Рихтере: «Рихтер — явление необыкновенное. Громадность его таланта потрясает и восхищает. Ему доступны все явления музыкального искусства». [ 59 ]
Владимир Софроницкий провозгласил Рихтера «гением», что побудило Рихтера ответить, что Софроницкий был «богом». [ 60 ]
Владимир Горовиц говорил: «Из русских пианистов мне нравится только один, Рихтер». [ 61 ]
Пьер Булез писал о Рихтере: «Его личность была больше, чем возможности, предоставляемые ему фортепиано, шире, чем само понятие полного владения инструментом». [ 62 ]
Марлен Дитрих , подруга Рихтера, написала в своей автобиографии « Марлен» : «Однажды вечером публика сидела вокруг него на сцене. Пока он играл пьесу, женщина, стоявшая прямо за ним, упала в обморок и умерла на месте. Ее вынесли. из зала, я был глубоко впечатлен этим происшествием и подумал про себя: «Какая завидная судьба – умереть, пока играет Рихтер! Какое сильное чувство к музыке, должно быть, было у этой женщины, когда она выдохнула свою жизнь!" Но Рихтер не разделял этого мнения, он был потрясен".
Граммофонный критик Брайс Моррисон описал Рихтера следующим образом: «Идиосинкразический, откровенный, героический, сдержанный, лирический, виртуозный и, возможно, прежде всего, глубоко загадочный, Святослав Рихтер остается одним из величайших художников-развлекателей всех времен». [ 63 ]
Памятные высказывания Рихтера
[ редактировать ]О прослушивании Баха : «Время от времени слушать Баха не повредит, хотя бы с гигиенической точки зрения». [ 64 ]
О Скрябине : «Скрябин — не тот композитор, которого можно считать хлебом насущным, а тяжелый ликер, от которого можно периодически опьянеть, поэтический наркотик, легко разбиваемый кристалл». [ 65 ]
О выборе небольших площадок для выступлений: «Положите маленькое пианино в грузовик и поезжайте по проселочным дорогам; найдите время, чтобы открыть для себя новые пейзажи; остановитесь в красивом месте, где есть хорошая церковь; выгрузите пианино и расскажите об этом жителям; подарите концерт; подарите цветы людям, которые были так любезны, что пришли снова». [ 66 ]
О своем плане выступать без гонорара: "Музыку надо давать тем, кто ее любит. Я хочу давать бесплатные концерты, вот и ответ". [ 67 ]
О Нейгаузе : «Я многому у него научился, хотя он все время говорил, что ничему не может меня научить. Музыка пишется для того, чтобы ее играли и слушали, и мне всегда казалось, что можно обойтись без слов... Именно так было с Генрихом Нейгаузом. В его присутствии я почти всегда погружался в полную тишину. Это было чрезвычайно хорошо, поскольку это означало, что мы концентрировались исключительно на музыке. Прежде всего, он научил меня значению тишины. смысл пения. Он сказал, что я невероятно упрям. и делал только то, что хотел. Это правда, что я всегда играл только то, что хотел. И поэтому он предоставил мне делать то, что мне хотелось». [ 68 ]
Об игре: «Я не играю для публики, я играю для себя, и если я получаю от этого какое-то удовлетворение, то и публика довольна». [ 69 ]
После долгих уговоров интервьюера и смущения с собственной стороны, сыграв Гайдна в телевизионной программе во время гастролей по США, Рихтер сказал, что Гайдн «лучше Моцарта ».
Почести и награды
[ редактировать ]- Сталинская премия (1950);
- Народный артист РСФСР (1955);
- Премия «Грэмми» (1960);
- Ленинская премия (1961);
- Народный артист СССР (1961);
- Премия Роберта Шумана города Цвикау (1968);
- Почетный доктор Страсбургского университета (1977 г.);
- Музыкальная премия Леони Соннинг (1986; Дания);
- Герой Социалистического Труда (1975);
- Три ордена Ленина (1965, 1975, 1985);
- Орден Октябрьской Революции (1980 г.);
- Государственная премия РСФСР имени Глинки (1987) – за концертные программы в 1986 году, исполненные в городах Сибири и Дальнего Востока;
- Орден «За заслуги перед Отечеством » 4-й степени (1995 г.);
- Государственная премия Российской Федерации (1996 г.);
- Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция);
- доктор музыки, почетный доктор Оксфордского университета ; [ 70 ]
- В 2012 году избран в граммофонов ; Зал славы [ 71 ]
- малая планета Его 9014 Святогорихтер . именем названа [ 72 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Russian : Святослав Теофилович Рихтер , romanized : Sviatoslav Teofilovich Rikhter , IPA: [svʲɪtɐsˈɫaf tʲɪɐˈfʲiləvʲɪtɕ ˈrʲixtər]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Время. Фрэнсис Мерсон, «10 величайших пианистов всех времен - 3. Святослав Рихтер (1915–1997)» , 5 июля 2012 г. Проверено 11 августа 2020 г.
- ^ Виглер, Стивен (11 февраля 1996 г.). «Гений Рихтера по-прежнему вызывает уважение. Настроено: два новых сборника превосходят прошлогоднее поздравление пианисту из 21 компакт-диска от Philips Records» . Балтимор Сан . Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ Великие пианисты 20 века.
- ^ «20 величайших пианистов всех времен» . Классическая музыка . Проверено 24 октября 2021 г.
- ^ Меллор, Дэвид. «Гений Святослава Рихтера» . Классический ФМ . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ Фаннинг, Дэвид (2001). «Святослав (Теофилович) Рихтер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Валентина Чемберджи (2004) . О Рихтере своими словами. — Москва: Аграф, стр. 217—226. ISBN 978-5-17-101111-6
- ^ Монсенжон 2001, стр. 12–14.
- ^ Монсенжон 2001, с. 20
- ^ Кевин Базжана - Святослав Рихтер (1915–1997), Записки Рихтера в Лейпциге, CD 1025 Music & Arts.
- ^ Расмуссен, Карл (2010). Пианист Святослава Рихтера . Ливан, Нью-Хэмпшир: Издательство Северо-Восточного университета. п. 260. ИСБН 978-1-55553-710-4 .
- ^ Dmitry Dorliak, Andrei Zolotov (2005) . Transiences of Sviatoslav Richter. — Moscow: Khudoznik i kniga, p. 5 ISBN 978-5-901685-95-2
- ^ «В дуэте с Рихтером» Нины Дорлиак // Вспоминая Святослава Рихтера. Святослав Рихтер глазами коллег, друзей и поклонников (2000). — Москва: Константа, с. 68–70. ISBN 978-5-93123-010-8
- ^ Бенджамин Иври (5 января 2005 г.). «из России с (запретной) любовью» . салон . Проверено 8 сентября 2007 г.
- ↑ письмо Николая Набокова Игорю Стравинскому, 3 февраля 1963 г., Стравинский, избранная переписка, Том II. ISBN 978-0-394-52813-7 «Пишем Вам с концерта Святослава Рихтера, который блестяще играет Баха и Шуберта. Он пламенный педик».
- ^ «Монстр за клавиатурой» . Хранитель . 7 января 1999 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Хронология Святослава Рихтера – 1950» . trovar.com. 22 февраля 2001 года. Архивировано из оригинала 24 марта 2007 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ Примечания к Deutsche Grammophon 449 821–2.
- ^ Коулман, Александр (октябрь 1997 г.). «Святослав Рихтер, 1915–1997» . Новый критерий . 16 (2). Архивировано из оригинала 19 марта 2006 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Vadim Mogilnitsky, "Sviatoslav Richter" / Вадим Могильницкий, из книги "Святослав Рихтер", (see link: http://www.sviatoslavrichter.ru/chronograph.php )
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Киммельман (22 июня 1997 г.). «Репутация легендарна, игра непредсказуема» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 августа 2007 г.
- ^ Клаудия Кэссиди, Чикаго Трибьюн, 1960.
- ^ http://www.trovar.com/str/dates/a1960.html Архивировано 8 апреля 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ «Америка стандартизирована. Все одно и то же. Мне это не нравится», - говорит Ричер в документальном фильме Монсенжона «Рихтер, загадка», op.cit.
- ↑ Кевин Баззана – Святослав Рихтер (1915–1997), Записки Рихтера в Лейпциге, CD «Музыка и искусство» 1025
- ↑ Дэвид Фэннинг, «Записки к Святославу Рихтеру в исполнении Шопена и Листа», компакт-диск BBC Legends 2000.
- ^ Монсенжон, с. 108: «Поэтому я теперь играю в темноте, чтобы освободить голову от всех несущественных мыслей и позволить слушателю сосредоточиться на музыке, а не на исполнителе. Какой смысл смотреть на руки или лицо пианиста, когда они только выразить усилия, затраченные на произведение?»
- ^ Монсенньон
- ^ Транссибирский экспресс, Le Monde de la musique , май 1989 г.
- ^ Кевин Баззана - Святослав Рихтер (1915–1997); Брюно Монсенжон: Знакомство со Святославом Рихтером – Записные книжки и беседы с. ХХ.
- ^ «Святослав Рихтер – Хронология выступлений IV» . 11 апреля 2022 г.
- ^ Пьеро Ратталино, Святослав Рихтер – Провидец.
- ^ "Sviatoslav Richter Recital, Museo Del Prado, Madrid" . Sviatoslav Richter Chronology . trovar.com. February 16, 1995 . Retrieved September 8, 2007 .
- ^ «Сольный концерт Святослава Рихтера, Сантуарио-де-ла-Бьен-Апаресида, Сантандер, Испания» . Святослав Рихтер Хронология . trovar.com. 18 января 1995 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
- ^ «Хронология Святослава Рихтера – 1994» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ "Sviatoslav Richter Chronology – 1995" .
- ^ Международный конкурс пианистов Рихтера
- ^ Монсенжон, с. 143.
- ^ Монсенжон, стр. 383–406.
- ^ Монсенжон, с. 48
- ^ Монсенжон, с. 413.
- ^ Перейти обратно: а б Монсенжон, с. 153.
- ^ Хордер, Мервин (1 мая 1994 г.). «Репетиция Рихтера в Барбакане» . Современный обзор . Том. 264. с. 265. Архивировано из оригинала 27 мая 2024 года . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Монсенжон, с. 313 («Когда я спросил его, почему он не повторил изложение Сонаты си минор, он, казалось, удивился и воскликнул: «Но никто этого не делает»».).
- ↑ Комментарий Рихтера о внутренней обложке компакт-диска Stradivarius 33323.
- ^ Фальк Шварц и Джон Берри, Святослав Рихтер - Дискография, записанный звук, июль 1983 г. («[Рихтер] неоднократно утверждал, что ему не нравится студия звукозаписи»).
- ^ «Сборник рецензий на спектакли Святослава Рихтера» . Классика сегодня . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 8 сентября 2007 г.
- ↑ Фальк Шварц и Джон Берри, Святослав Рихтер – Дискография, записанный звук, июль 1983 г.
- ^ Арнольд, Сью (11 марта 2001 г.). «Я уже нашла свою программу года – все пять часов» . Хранитель . Лондон . Проверено 24 мая 2010 г.
- ↑ Переписка Роберта Шумана, около 1832 г.
- ↑ Запись звука, июль 1983 г.
- ^ Брюно Монсенжон, Святослав Рихтер – Записные книжки и беседы, с. 108 («А еще была запись Второго концерта Брамса с Эрихом Лейнсдорфом, одна из моих худших пластинок, хотя люди до сих пор восхваляют ее до небес. Я этого не вынесу».)
- ^ См., например, www.classicstoday.com.
- ^ См. Пьеро Ратталино, Pianisti e Fortisti, Il terzo Uomo («Сколько пианистов сегодня могут претендовать на то, чтобы быть на уровне [Рихтера]? Сколько его сверстников за всю историю игры на фортепиано? Хотя я могу показаться излишне избирательным, только на ум приходят два имени: Ференц Лист и Феруччо Бузони. Первый родился в 1811 году, второй — в 1866 году, пятьдесят один год спустя. А Рихтер родился в 1915 году, через сорок девять лет после Бузони.).
- ^ Перейти обратно: а б Брюно Монсенжон, «Загадка» (кинобиография Рихтера).
- ^ Мильштейн, Натан. Из России на Запад музыкальные мемуары и воспоминания Натана Мильштейна. Нью-Йорк: Х. Холт, 1990. с. 222
- ^ «Подведение итогов года — Искусство и культура» . CNN . Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 года.
- ^ Портрет художника Генриха Нейгауза, доступно на http://www.trovar.com/str/neuhaus.html.
- ↑ Предисловие к В.И. Дельсону, Святославу Рихтеру, Москва, 1961, частичный перевод доступен по адресу «Святослав Рихтер о SONY BMG Masterworks» . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
- ^ "Владимир Софроницкий" . www.sofronitsky.ru . Archived from the original on July 15, 2010.
- ^ Гарольд К. Шенберг, Горовиц – Его жизнь и музыка, Саймон и Шустер, 1992.
- ^ Музыкальная комната , Международный конкурс пианистов Рихтера
- ^ Брайс Моррисон, Граммофонный обзор компакт-диска EMI Шумана Святослава Рихтера 62961.
- ^ Монсенжон, с. 196.
- ^ Монсенжон, с. 267.
- ^ Ален Ломпек - Свободный дух среди художников, изменчивый пианист, Примечания к Рихтеру, исполняющему Бетховена, Philips 438 624–2.
- ^ Брюно Монсенжон: Знакомство со Святославом Рихтером - Записные книжки и беседы с. ХХ.
- ^ Монсенжон, стр.28/9.
- ^ Монсенжон, стр.61.
- ^ Веб-сайт почетных докторов музыки музыкального факультета Оксфордского университета. Проверено 10 ноября 2022 г. (Текст презентации оксфордского публичного оратора Годфри Бонда здесь [ в архиве .)
- ^ «Святослав Рихтер (пианист)» . Граммофон . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Шмадель, Лутц Д. (2003). Словарь названий малых планет (5-е изд.). Нью-Йорк: Springer Verlag. стр. 675. ИСБН 978-3-540-00238-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хант, Джон (2009). Святослав Рихтер: Пианист века. Дискография . Лондон: Трэвис и Эмери. ISBN 978-1-901395-99-0 .
- Монсенжон, Бруно (2001). Святослав Рихтер: Записные книжки и беседы . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-571-20553-0 .
- Монсенжон, Бруно (1998), Рихтер, Загадка . Видеоинтервью-документальный фильм. ОСЛК 41148757
- Расмуссен, Карл Оге (2007). Святослав Рихтер – пианист . Копенгаген: Гильдендаль. ISBN 978-87-02-03430-1 .
- Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер — Пианист . Будапешт: Розаволги и Тарса. ISBN 978-963-87764-8-8 .
- Расмуссен, Карл Оге (2010). Святослав Рихтер – пианист . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-55553-710-4 .
- Ратталино, Пьеро (2005). Святослав Рихтер: Провидец . Издательство Зеккини. ISBN 978-88-87203-35-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Sviatoslav Richter в IMDb
- Сайт, посвященный Святославу Рихтеру, включает обширную дискографию.
- RECORDED RICHTER, полная дискография, включающая недоступные в настоящее время записи и частные записи.
- Краткий некролог Нины Дорлиак
- Paul Geffen, 1999: Vita of Sviatoslav Richter
- Пит Тейлор, 2010 г.: Программа списка концертов с картами Google Earth.
- Sviatoslav Richter's memorial website (in Ukrainian)
- Сайт квартиры Мемориала Рихтера
- 1915 рождений
- 1997 смертей
- Классические пианисты 20 века
- Композиторы 20 века
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Классические фортепианные дуэты
- Немецкие граммофонисты
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Кавалеры Ордена Искусств и литературы
- Глинки лауреатов Государственной премии РСФСР.
- Лауреаты премии Грэмми
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Ленинской премии
- Выпускники Московской консерватории.
- Народные артисты СССР.
- Народные артисты РСФСР.
- Музыканты из Одессы
- Лауреаты Музыкальной премии Леони Соннинг
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
- Кавалеры ордена Ленина
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Русские классические пианисты
- Мужские классические пианисты
- Русские люди немецкого происхождения
- Советские классические пианисты
- Лауреаты Государственной премии Российской Федерации
- Лауреаты Сталинской премии
- Украинцы немецкого происхождения
- Украинцы русского происхождения
- Исполнители музыки и искусства
- Русские музыканты-мужчины ХХ века