XLR81
![]() Стандартная Agena D 108 Доставка до окончательной сборки для Gemini целевого транспортного средства Agena 5003. [ 1 ] | |
Страна происхождения | ![]() |
---|---|
Первый полет | 12 июля 1963 г. |
Последний рейс | 17 апреля 1984 г. |
Производитель | Компания Bell Aerosystems |
Приложение | Верхняя стадия |
Асвязанный LV | Тор , Торад , Атлас и Титан |
Предшественник | Белл 8081 |
Преемник | Белл 8247 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкий топливный двигатель | |
Пропеллент | Rfna / udmh |
Соотношение смеси | 2.55 |
Цикл | Газо-генератор |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Коэффициент сопла | 45 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 71,2 кН (16 000 фунтов F ) |
камеры Давление | 3,49 МПа (506 фунтов на квадратный дюйм) |
Конкретный импульс , вакуум | 293 с (2,87 км/с) |
Время сжигания | 265 секунд |
Перезагружается | 2 |
Диапазон карда | ±2.5° |
Размеры | |
Длина | 2,11 м (83,2 дюйма) |
Диаметр | 0,90 м (35,5 дюйма) |
Сухая масса | 134 кг (296 фунтов) |
Используется в | |
RM-81 Agen | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |

Компания Bell Aerosystems xlr81 ( Model 8096 ) была американским жидко-пропеллантным ракетным двигателем , который использовался на верхней стадии Agena . Он сгорел UDMH и RFNA , питаемый турбонадцем в цикле генератора с богатым топливом . У турбопумпа была одна турбина с коробкой передач для передачи питания на окислитель и топливные насосы. Камера тяги была все- алюминиевой и регенеративно охлаждается окислителем, протекающим через просвещенные пистолетыми пассажами в камере сгорания и стенках горла. Сопло цитановый представляло собой радиативно охлажденный удлинитель. Двигатель был монтирован на гидравлическом карданке, который позволил векторинге тяги управлять шагом и рысканием . Отношение тяги двигателя и смеси контролировали кавитационным потоком Venturis на цепи потока газового генератора. Запуск двигателя был достигнут с помощью твердого патрона стартового топлива. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]Начиная с воздушного ракетного двигателя и заканчивающего в качестве многоцелевого общего движения для космической эры, базовый дизайн прошел через серию итераций и версий, которые позволили ему иметь долгую и продуктивную карьеру.
- Модель Bell 117 : ВВС США Обозначение XLR81 . [ 6 ] Также известен как ракетный двигатель Bell Hustler . Двигатель был разработан для B-58 одноразовой бомбы . Он достиг зрелости разработки, где его производительность была подтверждена с помощью результата рейтинга полетов. Тем не менее, проект был отменен до того, как он мог быть проверен на полете. Он сгорел JP-4 керосин в качестве топлива и использовал красную азотную кислоту (RFNA) в качестве окислителя, чтобы подать тягу 67 кН (15 000 фунтов). [ 5 ]
- Bell Model 8001 : назначение ВВС США XLR81-BA-3 . [ 2 ] Он использовался на прототипе Agena-A . Он был основан на модели колокола 117. Он нуждался только в креплении для опорта , чтобы обеспечить векторинг тяги , перемещая выпускной порт газового генератора, чтобы позволить движению картины и добавление закрытия сопла в качестве основных модификаций. Как его предшественник, он сгорел RFNA и JP-4 пропеллента и имел тягу 67 кН (15 000 фунтов) с I SP 265,5 с (2,604 км/с) с соотношением расширения 15: 1. Его оценка составила 100 секунд и только запустилась дважды. Первый рейс был 28 февраля 1959 года. [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
- Bell Model 8048 : также известный как XLR81-BA-5 . [ 2 ] Используемый на Agena-A, он переключил топливо с гиперголической RFNA и UDMH . Поскольку смесь самогринации при контакте, двигатель может быть значительно упрощен. Например, система зажигания камеры сгорания была устранена. Наиболее важной системой была система регулирования пассивной тяги. Использование ряда отверстий Вентури в газовом генераторе позволило ему поставлять 67 кН (15 000 фунтов) с изменчивостью 1,6 кН (350 фунтов) без движущихся частей. Кроме того, коэффициент расширения был увеличен до 20: 1, что позволило ему достичь I SP 276 с (2,71 км/с). Впервые пролетел 21 января 1959 года и последний раз полетел 31 января 1961 года. Он использовался для первого американского опыта на вакууме, запустив двигатель, поскольку в то время двигателями полагалось, что двигатели потребуют атмосферного давления для запуска. [ 2 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 8 ]
- Bell Model 8081 : эта версия была первой, разработанной, чтобы иметь две возможности перезапуска, с использованием трех картриджей зажигания и обширной проверки начального поведения вакуума. Уточнение было увеличено до 71 кН (16 000 фунтов), а коэффициент расширения до 45: 1 для I SP 293 с (2,87 км/с). Обозначение ВВС США XLR81-BA-7 . Используемый на Agena-B , он впервые пролетел 20 декабря 1960 года, а последний рейс был 15 мая 1966 года. [ 9 ]
- Bell Model 8096 : обозначение ВВС США XLR81-BA-11 , а затем и YLR81-BA-11 . [ 4 ] [ 5 ] Основная производственная версия, используемая на Agena-D . Он добавил к 8081 титану с , молибденам расширением сопла что позволило ему достичь I SP 280 с (2,7 км/с). Он также добавил индукторы к турбоземам, уменьшив требования к давлению в резервуарах. В 1968 году возможность перезапуска была увеличена до трех перезапусков. [ 2 ] [ 10 ] [ 5 ] [ 7 ]
- Bell Model 8096-39 : Это была версия, которая переключилась на окислитель на MIL-P-7254F азотной кислоты типа IV, известная как HDA (кислота высокой плотности)-смесь 55% IRFNA и 44% N 2 O 4 с некоторым водородной фторидом ингибитор коррозии. [ 11 ] Он достиг тяги 76 кН (17 000 фунтов) с I SP 300 с (2,9 км/с). [ 7 ]
- Bell Model 8096A : предлагаемое улучшение по сравнению с 8096-39, которое увеличит размер расширения сопла при коэффициенте расширения 75: 1, достигнув I SP 312 с (3,06 км/с). [ 7 ]
- Bell Model 8096B : предлагаемая версия для использования с верхней ступенью на основе Agena для космического челнока . Он переключится на топливо на MMH плюс гексаметидисилазон (HMZ) и N 2 O 4 на соотношении смеси 1,78 и добавит форсунок Niobium с соотношением расширения 100: 1 для увеличения I SP до 327 с (3,21 км/с), или или или или 330 с (3,2 км/с) с сопло 150: 1. Изменение топлива потребует модификации газового генератора Venturi Horles для достижения баланса мощности с новой производительностью без модернизации турбонасона. Давление камеры будет уменьшено до 3,35 МПа (486 фунтов на квадратный дюйм). В рамках тех же приводов это позволяет увеличить угол картины до 3 градусов, измените складывание двигателя, чтобы уменьшить утечку масла. Это уменьшит диаметр прохода охлаждающей жидкости, поскольку новый окислитель мог бы оставаться в пределах спецификации при более высокой скорости потока. Инжектор будет переключаться с плоской на 5-ногационную перегородку, уплотнения насоса будут улучшены, а клапан окислителя изменится на конструкцию крутящего момента. Это также внедрило бы некоторые изменения материала в подшипниках турбопумма, которые устранят кипение окисления, которое предотвращало перезапуск в течение 15 -минутного периода после зажигания. Многочисленные возможности 8247 были бы перенесены. Это позволило бы до 200 стартов. Кроме того, срок службы сжигания была расширена до 1200 секунд. [ 12 ] [ 13 ]
- Bell Model 8096L : Поскольку 8096B потребует дорогостоящих изменений в обработке топлива, был предложен средний шаг. Это переключилось бы на топливо на MMH плюс гексаметидисилазон (HMZ) , сохраняя при этом тот же окислитель, что и 8096-39, и изменить соотношение смеси на 2,03. Остальные изменения были такими же, как и 8096B, за исключением того, что он сохранит тот же диаметр охлаждающего канала, что и 8096, давление в камере будет уменьшено до 3,34 МПа (484 фунтов на квадратный дюйм), а сопло Ниобия будет иметь 150: 1 Коэффициент расширения. Возможности перезапуска составят от 10 до 100 стартов в зависимости от усилий по сертификации. [ 3 ] [ 12 ] [ 14 ]
- Bell Model 8247 : обозначение ВВС США XLR81-BA-13 . Используется на целевом носителе Agena и в качестве чистой верхней стадии в форме восхождения Agena . Он добавил новую систему, которая позволила несколько перезагрузков. Система заменила запуск картриджей для двух металлических сильфонов на окислитель и топливном баке, что может обеспечить достаточное давление для запуска. После того, как турбозм достиг своей пиковой мощности, давление на выходе использовалось для пополнения этих сильфонов, и, таким образом, оно перезарядилось. В то время как он был оценен в 15 перезапусках, на практике он никогда не делал более 8, которые были выполнены во время миссии Близнецов XI . [ 5 ] [ 7 ] [ 15 ]
- Bell Model 8533 : Программа по разработке обновленной версии 8247. Она переключила пропелленты на UDMH и N 2 O 4 и имел общие улучшения производительности. Переключатель Popellant не только обеспечил лучшую производительность, но и позволил ему оставаться питаемым на прокладке в течение периодов времени более 15 дней. [ 5 ] [ 16 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- RM-81 Agen
- Тор -гана
- Торад-Агена
- Атлас-Агена
- Титан (ракета)
- Ракетный двигатель с использованием жидкого топлива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Атлас Агена D SLV-3" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано из оригинала 2013-10-17 . Получено 2015-06-24 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и Брюгге, Норберт. «Движение и история верхней стадии Агены Агена» . www.b14643.de . Получено 2015-06-17 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Картер, WK; Piper, Je; Дуглас, да; Уоллер, EW; Хопкинс, CV; Фицджеральд, et; Sagawa, SS; Картер, SA; Дженсен, HL (1974-03-15). "Раздел 3.2.3". Постоянный отчет об исследовании Agena (технический том II) (PDF) . С. 3–8 . Получено 2015-06-17 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Раздел II - Агена и системы поддержки». Athena Power загрузки Пользовательская справочник (PDF) . Lockheed Riseile & Space Company. 1971-03-01. С. 2–4 . Получено 2015-06-17 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час Роуч, Роберт Д. Ракетный двигатель Агены ... Шесть поколений надежности в космическом движении (PDF) . Получено 2015-06-17 .
- ^ Травя, Сара А. "Введение". Агена история полетов по состоянию на 31 декабря 1967 года (PDF) . ВВС США . п. IX . Получено 2015-06-18 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон «Космические двигатели Bell/Texton (1935 г.-предложение)» . www.alternatewars.com/bbow/ . Большая книга войны . Получено 2015-06-17 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный "Bell 8048" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2015-06-17 .
- ^ «Белл 8081» . Энциклопедия Астронавца. Архивировано с оригинала 2017-02-04 . Получено 2015-06-17 .
- ^ «Белл 8096» . Энциклопедия Астронавца. Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2015-06-17 .
- ^ "1.1 General". Справочник по пропеллеру ВВС США по объему II - азотная кислота/азот -тетроксид окислятор (PDF) . Февраль 1977. С. 1–3. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июня 2015 года . Получено 2015-06-17 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Картер, WK; Piper, Je; Дуглас, да; Уоллер, EW; Хопкинс, CV; Фицджеральд, et; Sagawa, SS; Картер, SA; Дженсен, HL (1974-03-15). «3.3.2 Системные системы». Постоянный отчет об исследовании Agena (технический том II) (PDF) . С. 3–37 . Получено 2015-06-17 .
- ^ Картер, WK; Piper, Je; Дуглас, да; Уоллер, EW; Хопкинс, CV; Фицджеральд, et; Sagawa, SS; Картер, SA; Дженсен, HL (1974-03-15). «4.5 Альтернативные концепции». Постоянный отчет об исследовании Agena (технический том II) (PDF) . С. 4–20 . Получено 2015-06-17 .
- ^ Картер, WK; Piper, Je; Дуглас, да; Уоллер, EW; Хопкинс, CV; Фицджеральд, et; Sagawa, SS; Картер, SA; Дженсен, HL (1974-03-15). «2.3 Номинальная концепция шаттла/верхняя часть Агена». Постоянный отчет об исследовании Agena (технический том II) (PDF) . С. 2–4 . Получено 2015-06-17 .
- ^ «Белл 8247» . Энциклопедия Астронавца. Архивировано из оригинала 2017-02-05 . Получено 2015-06-17 .
- ^ «Приложение E». SP-4212 "на Марсе: исследование красной планеты. 1958-1978" . НАСА. С. 465–469 . Получено 2015-06-17 .