Ангелус

![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Ангелус « ( / ˈ æ n dʒ əl ə s / ; по латыни ») — католическое посвящение, посвященное Воплощению Христа ангел . Как и во многих католических молитвах, имя Ангелус происходит от инципита — первых нескольких слов текста: Angelus Domini nuntiavit Mariæ (« Ангел Господень возвестил Марии »). Преданность практикуется путем чтения стихов и ответов на три библейских стиха, повествующих о тайне , чередующихся с молитвой « Радуйся, Мария ». Ангелус представляет собой разновидность молитв, называемую «молитвой преданного». [ 1 ]
Поклонение традиционно читается в римско-католических церквях, женских монастырях и монастырях верующими три раза в день: [ 2 ] утром, в полдень и вечером (обычно незадолго до или после Вечерни ). Преданность также соблюдается некоторыми церквями западного обряда православными , лютеранскими и англиканскими . [ 3 ]
Ангелус обычно сопровождается звоном церковных колоколов Ангелуса, что является призывом к молитве и распространению доброй воли ко всем. Ангел, о котором идет речь в молитве, — это Гавриил , посланник Божий, который открыл Деве Марии , что она зачнет ребенка, чтобы родиться Сын Божий (Луки 1:26–38). [ 4 ] В Пасху Ангелуса заменяет Регина Коэли .
История
[ редактировать ]По словам Герберта Терстона , Ангелус возник из монашеского обычая XI века читать три слова «Радуйся, Мария» в вечерний или повечерний колокол. [ 5 ]
Первая письменная документация принадлежит итальянскому монаху-францисканцу Синигарди ди Ареццо (умер в 1282 г.). [ 6 ] Францисканские монастыри в Италии документально подтверждают ее использование в 1263 и 1295 годах. Нынешняя форма молитвы Ангелус включена в венецианский катехизис 1560 года. Судя по всему, более старые обычаи отмечали утреннее воскресение Христа, его страдания в полдень и Благовещение вечером. [ 6 ] В 1269 году святой Бонавентура призвал верующих перенять францисканский обычай произносить три слова «Радуйся, Мария» при звонке колокола повечерия. [ 7 ]
Ангелус не идентичен «полуденному колоколу», заказанному Папой Каликстом III (1455–1458) в 1456 году, который просил долгий полуденный звон и молитву о защите от турецких вторжений своего времени. В своем Апостольском послании Dum Maerenti Animo 1956 года о преследовании католической церкви в Восточной Европе и Китае стороны Папа Пий XII вспоминает 500-летие «полуденного звонка», молитвенного крестового похода, организованного его предшественниками против того, что они считали опасностями со Восток. Он снова просит верующих всего мира молиться за гонимую Церковь на Востоке во время полуденного Ангелуса. [ нужна ссылка ]
Обычай читать его по утрам, по-видимому, произошел от монашеского обычая произносить три слова «Радуйся, Мария», пока в Прайме звонил колокол . Обычай полуденного времени, очевидно, возник из полуденного празднования Страстей по пятницам. Учреждение Ангелуса некоторые приписывают папе Урбану II , некоторые — папе Иоанну XXII в 1317 году. [ 7 ] Тройное чтение приписывается Людовику XI Французскому , который в 1472 году приказал читать его трижды в день. [ 8 ] Форма молитвы была стандартизирована к 17 веку. [ 7 ]
Способ звонка в Ангелус — тройной удар, повторяемый три раза с паузой между каждыми тремя ударами (всего девять ударов), за которым иногда следует более продолжительный звонок, как во время комендантского часа, — кажется, давно установлен. Конституция Сиона XV века требует, чтобы брат-мирянин «должен звонить в колокол Аве девять ударов три раза, сохраняя расстояние в один Патер и Аве между каждыми тремя ударами». [ 9 ] Схема звонка на ирландском RTÉ Radio One и телевидении RTÉ One состоит из трех групп по три звонка, каждая группа разделена паузой, за которой следует группа из девяти звонков, всего восемнадцать звонков. [ 10 ] [ 11 ]
В своем Апостольском послании Marialis Cultus (1974) Папа Павел VI поощрял молитву Ангелуса, считая ее важной и напоминанием верным католикам о Пасхальной Тайне , в которой, вспоминая воплощение Сына Божьего, они молятся, чтобы они могли быть привел «через свои страсти и крест к славе своего воскресения». [ 12 ]
Часть серии статей о |
Мариология |
---|
![]() |
Общий вид |
Конкретные взгляды |
|
Молитвы и молитвы |
Экуменический |
![]() |
Современное использование
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2021 г. ) |
Обычно во время чтения молитвы Ангелус для строк «И Слово стало плотью / И обитало среди нас» те, кто читает молитвенный поклон или преклоняют колени . Любое из этих действий обращает внимание на момент Воплощения Христа в человеческую плоть.
Во время Пасхалиды и молитвой . вместо Ангелуса произносится Марианский антифон Регина Цели со стихами [ 5 ]
В некоторых католических школах Ангелус периодически читают. В большинстве францисканских и созерцательных монастырей Ангелусу молятся три раза в день.
Ангелус вещает
[ редактировать ]В Германии «Анжелюс» транслируют отдельные епархии и их радиостанции. Кроме того, римско-католические церкви (и некоторые протестантские) звонят в колокол Ангелуса трижды в день. [ 9 ]
В Ирландии в настоящее «Ангелус» время транслируется каждый вечер перед главными вечерними новостями в 18:00 на главном национальном телеканале RTÉ One . [ 10 ] и на дочерней радиостанции Radio 1 в полдень и 18:00. В 2015 году, рекламируя заказ независимым кинематографистам на создание версий Ангелуса, RTÉ описал игру Ангелуса следующим образом:
Ежедневная трансляция «Ангелуса» на RTÉ One на сегодняшний день является самой продолжительной и самой просматриваемой религиозной программой RTÉ. Это также, возможно, самое противоречивое. Для некоторых светоотражающий слот, который выходит в эфир всего одну минуту из 1440 в день и только на одном телеканале RTÉ, является такой же частью уникальной культурной самобытности Ирландии, как арфа в паспорте; для других это анахронизм – напоминание о более гомогенных и соблюдаемых христианских временах. [ 10 ]
По состоянию на 2015 год исследование аудитории RTÉ показало, что явное большинство ирландских зрителей по-прежнему предпочитают сохранение передач «Ангелуса», колокольчиков и всего остального. Один из зрителей резюмировал его привлекательность следующим образом: «Для верующего человека это момент благодати; для человека без веры это момент покоя. Что может не нравиться?» Радиостанция также отмечает, что сама молитва никогда не транслируется ни в устной, ни в текстовой форме. [ 10 ]
«Ангелус» транслируется ежедневно по радио в городе Монтеррей , Мексика , в 06:00, 12:00 и 18:00. [ нужна ссылка ]
В Бразилии радиостанции, связанные с Католической радиосетью ( Rede Católica de Rádio на португальском языке ), транслируют «Ангелус» ежедневно в 18:00; радиостанции, не связанные с сетью, но управляемые католиками, также транслируют молитву в тот же час.
На Филиппинах радио- и телевизионные станции Филиппинской католической церкви и некоторых религиозных орденов транслируют Ангелус в 06:00, 12:00 и 18:00 по тихоокеанскому времени ( GMT+8 ). Богослужение также транслируется по системе громкой связи в полдень и 18:00 в некоторых торговых центрах, а также во многих католических учебных заведениях в полдень в школьные дни. Отдельные приходские церкви также звонят в колокола в 18:00. Когда-то к вечеру в семье было принято возвращаться домой, Ангелус, где его читают, стоя на коленях перед домашним алтарем.
В США и Канаде некоторые католические радиостанции, управляемые мирянами, ежедневно транслируют «Ангелус». Американские траппистские монастыри и монастыри часто сочетают Ангелус с полуденными молитвами или вечерней и молятся ими вместе в церкви. В Римско-католическом университете Портленда колокольня рядом с центром кампуса звонит в Ангелус в полдень и 18:00.
Словацкое католическое радио Lumen транслирует Ангелус и другие молитвы ежедневно в течение 10 минут в полдень. [ 13 ] Кроме того, TV Lux регулярно транслирует «Анжелюс». [ 14 ]
Индульгенции
[ редактировать ]Единственная молитва Ангелуса дарует частичное снисхождение. Раккольта в 1968 году (замененная Enchiridion Indulgentiarum ) включает в себя послабление на ежемесячную молитву Ангелусу. Первоначально он был предоставлен Папой Бенедиктом XIII в 1724 году в качестве полной индульгенции. [ 15 ]
Папский обычай
[ редактировать ]
В Ватикане со времен Папы Иоанна XXIII Папа . произносит речь на итальянском языке каждое воскресенье в полдень (кроме пасхального воскресенья, когда вместо этого речь произносится в пасхальный понедельник) Папа Иоанн говорил об Ангелусе «как о кратком изложении «христианского эпоса» в трех книгах: божественное приглашение и инициатива; человеческий ответ послушания, указ ; и результат этого послушания — Слово, ставшее плотью». [ 16 ]
Неофициально известный как «Обращение Ангелуса» («Обращение Регины Цели» во время Пасхи), короткий ритуал транслируется в прямом эфире в 12 часов дня (полдень по центральноевропейскому времени ) на онлайн-платформах ( Новости Ватикана — с синхронным переводом), общественном телевидении ( Рай 1) . ) и через сеть Евровидения . В конце обращения Папа читает «Ангелуса» или «Регину Цели» и завершает благословением толпы на площади Святого Петра и телезрителей.
Англиканская практика
[ редактировать ]Ангелус можно найти в двух популярных англо-католических руководствах двадцатого века по молитве. «Религиозная практика: краткое руководство по наставлениям и посвящениям» в книге Арчибальд Кэмпбелл Ноулз , впервые опубликованной в 1908 году, называет Ангелуса «памятником Воплощения» и отмечает, что «В Тайне Воплощения мы поклоняемся и поклоняемся нашему Господу как Бог Божий, мы чтим и почитаем Святую Марию как «Блаженную среди женщин». Почитая Марию, Орудие Воплощения, мы действительно чтим Христа, воплотившегося». [ 17 ]
Ангелус также встречается в «Молитвеннике Святого Августина: Книга преданности для членов епископальной церкви» , впервые опубликованном в 1947 году (пересмотренное издание, 1967 г.). [ 18 ]
Во многих англо-католических общинах Англиканской общины существует традиция пения Ангелуса, [ 19 ] особенно до или после воскресной приходской мессы. [ 20 ] [ 21 ] Эта практика более широко распространилась в римском католицизме через юрисдикции Ординариата для бывших англиканцев. [ 22 ]
Текст
[ редактировать ]латинский
[ редактировать ]℣℣ Ангел Господень сказал Марии:
℟℟ И он зачал Святого Духа.
Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобою. Блаженна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего, Иисус. * Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей. Аминь.
℣℣ Вот Раба Господня.
℟℟ Да будет мне по слову Твоему.
Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобою. Блаженна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего, Иисус. * Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей. Аминь.
℣℣ И Слово стало плотью.
℟℟ И он жил среди нас.
Радуйся, Мария, благодатная, Господь с Тобою. Блаженна Ты среди женщин, и благословен плод чрева Твоего, Иисус. * Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей. Аминь.
℣℣ Молись о нас, Святая Богородица.
℟℟ Чтобы мы могли стать достойными обещаний Христа.
помолимся Давайте
Излей Твою благодать, просим, Господи, в наши умы; чтобы мы, через возвещение Ангела, познавшие воплощение Твоего Сына Христа, могли быть приведены к славе воскресения через Его страсти и Крест. Через того же Христа, Господа нашего.
℟ : Аминь. [ 23 ]
Английский
[ редактировать ]℣ . Ангел Господень : возвестил Марии
℟ . И она зачала от Святого Духа .
Радуйся, Мария, полная благодати; Господь с Тобою : благословенна Ты среди жен, и благословен Плод чрева Твоего, Иисус.* Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей.
℣ . Господня Вот Раба .
℟ . Да будет мне по слову Твоему.
Радуйся, Мария, полная благодати; Господь с Тобою : благословенна Ты среди жен, и благословен Плод чрева Твоего, Иисус.* Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей.
℣ . И Слово стало плотью.
℟ . И обитал среди нас.
Радуйся, Мария, полная благодати; Господь с Тобою : благословенна Ты среди жен, и благословен Плод чрева Твоего, Иисус.* Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас грешных, ныне и в час кончины нашей.
℣ . Молись о нас, Святая Богородица.
℟ . Чтобы мы могли стать достойными обещаний Христа.
Давайте помолимся,
Излей, мы умоляем Тебя, ОЛ ОРД , милость Твою в наши сердца; чтобы мы, которым посредством ангельской вести было возвещено Воплощение Христа, Сына Твоего, могли посредством Его Страстей и Креста быть приведены к славе Его Воскресения . Через того же Христа, Господа нашего.
℟ . Аминь. [ 23 ]
В некоторых местах Gloria Patri добавляется один или три раза.
℣ . Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
℟ . Как было в начале, так и будет сейчас и всегда будет, мир без конца .
Аминь.
В опубликованных англиканских версиях «Ангелуса» текст заключительного сборника гласит:
Молим Тебя, Господи, излей благодать Твою в сердца наши; чтобы, как мы познали Воплощение Сына Твоего, Иисуса Христа, через послание ангела, так Его Крестом и Страстями мы можем быть приведены к славе Его Воскресения. Через того же Иисуса Христа, Господа нашего.
Снисходительность
[ редактировать ]Папа Бенедикт XIII 14 сентября 1724 года добавил к чтению Ангелуса 100-дневную отсрочку для верующих, которые читали его на коленях (стоя в субботу вечером и в воскресенье) на рассвете, в полдень и на закате, при звоне колокол. [ 24 ] Лев XIII (1878-1903) изменил, упростив, условия получения дара индульгенции. До реформы индульгенций, проведенной Папой Павлом VI в 1967 году. [ 25 ] ему по-прежнему предоставлялась индульгенция в 100 и полное собрание один раз в месяц при условии, что он читал ее каждый день в три предписанных времени дня (рассвет, полдень, закат), а также исповедовался и причащался. [ 26 ]
Enchiridion Indulgentiarum включает частичное послабление для верующих, читающих Ангелус в три предписанных раза. [ 27 ] Как и во всех индульгенциях, необходимо находиться в состоянии благодати ; притом индульгенция применима к самому себе или к душам усопших, но не применима к другим живущим на земле людям. [ 28 ]
Ангелус колокол
[ редактировать ]
Ангелус на всех стадиях своего развития был тесно связан со звоном церковного колокола . и считают его остатком В некоторые английские деревенские церкви до сих пор звонят в колокол, и его часто принимают за колокол комендантского часа . [ 8 ] В колокол Ангелуса не звонят в Страстную пятницу и Великую субботу.
Там, где городской колокол и колокола главной церкви или монастыря были разными, комендантский час обычно звонили в городской колокол. Там, где церковный колокол служил обеим целям, авеню и комендантский час, вероятно, звонили в один и тот же колокол в разные часы. [ нужна ссылка ]
Звон Ангелуса в XIV и даже в XIII веке, должно быть, был очень распространенным. [ 29 ] Число сохранившихся колоколов этих двух столетий относительно невелико, но на значительной их части есть надписи, которые позволяют предположить, что изначально они предназначались для использования в качестве колоколов Аве. На таких колокольчиках написаны такие слова, как Missi de coelis nomen habeo Gabrielis («Я ношу имя Гавриила, посланного с небес») или Missus vero pie Gabriel Fert laeta Mariae («Гавриил-вестник приносит радостную весть святой Марии»). [ 30 ]
Колокола с надписью «Аве Мария» также многочисленны в Англии, но там колокола Ангелуса, кажется, в очень большом количестве случаев были посвящены Святому Гавриилу , ангелу, упомянутому в молитве (Луки 1:26–27). Только в Линкольнской епархии сохранилось девятнадцать средневековых колоколов, носящих имя Габриэля, тогда как только шесть носят имя Михаила , гораздо более популярного покровителя в других отношениях. [ нужна ссылка ]
Во Франции Аве Мария , по-видимому, была обычной этикеткой для колоколов Ангелуса; но в Германии самой распространенной надписью, даже на многих колоколах XIII века, являются слова O Rex Gloriæ Veni Cum Pace («О Царь Славы, приди с миром»). В Германии, Нидерландах и в некоторых частях Франции колокол Ангелуса регулярно называли Колоколом мира , а фраза pro Pape schlagen (звонить в знак мира) широко использовалась для звонка в Ангелус. [ нужна ссылка ]
В Италии три концерта Ангелуса называются avemmaria , отсюда L'avemmaria del giorno , L'avemmaria del mezzo giorno и L'avemmaria della sera . Одно время было принято исчислять часы суток от вечернего Ангелуса, или авеммарии сокращенно . Отсюда и происхождение фразы, которая появляется в опере Леонкавалло « Паяцы» : «venti tre ore» («двадцать третий час») относится к часу перед вечерним Ангелусом. [ нужна ссылка ]
В Словакии в основном полдень Ангелус обычно называли «на Анжел Пана» (в Ангелусе), что похоже на чешское «на Андел Пане». Эти термины также были частью их современных художественных произведений. [ 31 ]
Поэзия
[ редактировать ]«Прощание ирландского юниониста» В стихотворении сэра Джона Бетджемана есть строчка «и Ангелус зовет». [ 32 ]
Фрэнсис Брет Харт написал «Ангелус», ссылаясь на сумеречный звон колокола Ангелуса в калифорнийской миссии. [ 33 ]
В стихотворении Дени Флоренс Маккарти «Основатель колоколов» описывается изготовление колоколов Ангелуса. [ 34 ]
Ангелус упоминается в 11-й книге «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича .
Фрэнсиса Жемса Самый известный сборник стихов — «От утра Ангелуса к вечернему Ангелюсу» 1897 года. [ 35 ]
В «Анжелюсе» поэтесса из Донегола Элизабет Шейн изображает пожилую пару, рубящую торф, что напоминает сцену на картине Милле. [ 36 ]
В стихотворении « Туманная роса », положенном на музыку примерно в 1919 году, каноник Чарльз О'Нил (1887–1963) увековечил память Пасхального восстания, также известного как Пасхальное восстание 1916 года. Одна из строк гласит: «Но Колокол Ангелуса о «Эх, зыбь Лиффи звенела в туманной росе». [ 37 ]
Стихотворение Эдгара Аллана По «Католический гимн» и различные подобные названия в 1835 году как часть рассказа и снова в 1845 году. Очевидно, написано после того, как он услышал звон колоколов Ангелуса, проходя мимо церкви. [ 38 ]
В « Сухих трофеях » Т. С. Элиот сравнивает туманный колокол, плавающий в океане, с «вечным Ангелусом». [ 39 ]
Музыка
[ редактировать ]Франц Библь установил молитву для двух мужских хоров под названием «Аве Мария» (Angelus Domini) , опубликованную также в версиях для смешанных хоров.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Залески, Филип (2005). Молитва: история . п. 128. ИСБН 0-618-15288-1 .
- ^ «Анжелюс» . Preces-latinae.org . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Машек, Джозеф (15 июня 2023 г.). Вера в искусство: религия, эстетика и ранняя абстракция . Издательство Блумсбери . п. 26. ISBN 978-1-350-21698-3 .
Здесь Кадинки относится к Ангелусу, краткому поклонению, которое иногда используется в англиканских или лютеранских церквях, а также в католической; практикуется, где бы человек ни находился на открытом воздухе, о нем сигнализирует звон церковного колокола, и он включает в себя напоминание о Благовещении путем произнесения «Аве Мария» и специальной молитвы.
- ^ Луки 1:26–38.
- ^ Перейти обратно: а б Терстон, Герберт (1907). Ангелус . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 27 апреля 2020 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б Шауэрле 1967 , с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б с Шауэрле 1967 , с. 220.
- ^ Перейти обратно: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Анжелюс ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 8. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Перейти обратно: а б Шауэрле 1967 , с. 221.
- ^ Перейти обратно: а б с д «RTÉ Independent Productions» . РТЭ . Архивировано из оригинала 12 мая 2015 года . Проверено 6 ноября 2023 г.
- ^ «Запись Ангелуса на ирландском телевидении» . Ютуб . Проверено 2 января 2007 г.
- ^ «Мариалис Культус (2 февраля 1974) — Павел VI» . Ватикан.ва . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ «Молитва Ангелу Господню + размышление» . Радио Люмен (на словацком языке) . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «АНГЕЛ ГОСПОДА» . ТВ Люкс (на словацком языке) . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Catholic.Org Неофициальный английский перевод Энхиридиона индульгенций
- ^ Хебблтуэйт, Питер. Мариология трех пап (PDF) . п. 55.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Ноулз, Арчибальд Кэмпбелл (1935). Религиозная практика: Краткое руководство по наставлениям и посвящениям (7-е изд.). Нью-Йорк: Morehouse-Gorham Co., с. 183.
- ^ Гавитт, Лорен, изд. (1967). Молитвенник Святого Августина: Книга преданности для членов епископальной церкви . Вест-Парк, Нью-Йорк: Публикации Святого Креста, исправленное издание. п. 18.
- ^ «Пример из англиканской церкви в Линкольншире, Англия» – через YouTube.
- ^ «Демонстрационное видео англиканского священника» – через YouTube.
- ^ «Пение Ангелуса как часть англиканского наследия» . Английский римско-католический ординариат . 25 октября 2013 г.
- ^ о. Эдвин Барнс (7 октября 2011 г.). «Мария и вотчина» . Обычный сайт . Архивировано из оригинала 13 октября 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б «ЛАТИНСКИЕ МОЛИТВЫ» . Ewtn.com . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Герберт Терстон, voce Angelus, в книге Чарльза Джорджа Гербермана (a cura di), Католическая энциклопедия, Robert Appleton Company, Нью-Йорк, том. Я, 1907, с. 486 .
- ^ См. Павел VI, vi_apc_01011967_indulgentiarum-doctrina.html Апостольская конституция «Доктрина индульгенций» , Святейший Престол , 1 января 1967 г.
- ^ См. Вечные максимы , 80-е издание, Libreria Editrice «Aquileia», Удине , 1922, стр. 8.
- ^ См. Апостольскую тюрьму , apost_penit/documents/rc_trib_appen_doc_20020826_enchiridion-indulgentiarum_lt.html Enchiridion Indulgentiarum , четвертое издание, 16 июля 1999 г., на html Святой Престол , Концессии 17, § 2.
- ^ См. Апостольская тюрьма, Дар индульгенции , on content/romancuria/it/court/apostolic-penitentiary/documents.html Святой Престол , Рим, 29 января 2000 г., nn. 3.7. URL проверен 11 февраля.
- ^ «Ангелус Белл» . Католическая энциклопедия . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Гриффин, Эмили (10 марта 2003 г.). «Анжелюс» . Журнал Америки . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ «Ферко Урбанек: Драматическая литература 2. Пьесы (Седлачек В. — Пршиборский Фр.: И когда звонил Ангел Господень) — электронная библиотека» . zlatyfond.sme.sk Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Бетджеман, Джон (1922). «Прощание ирландского юниониста с Гретой Хелластром» .
- ^ «Ангелус» Фрэнсиса Брета Харта . Allpoetry.com . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ «Основатель колокола, часть II - Триумф и награда (Стихи Дени Флоренс Маккарти) - известные вдохновляющие стихи, поэзия, цитаты» . Вдохновляющие истории.com . 21 марта 2012 года . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^
Работы, связанные с «От Ангелуса рассвета до Ангелуса вечера» в Wikisource
- ^ Шейн, Элизабет. «Анжелу» . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года.
- ^ «История – Пасхальное восстание 1916 года – Повстанческие песни (Часть 4)» . Би-би-си .
- ^ Гимн Э. А. По, 1835 г.
- ^ «Сухие отходы Т. С. Элиота» . ДэвидГорман.com . Проверено 22 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]

- «Колокол Ангелуса» в Католической энциклопедии Нового Адвента
- Линч, Брайан. «Происхождение Ангелуса на Radio Éireann» , История Ирландии
- «Живопись Ангелуса» в книге «Все о Мэри» в Марианской библиотеке Дейтонского университета / Международном научно-исследовательском институте Мариан (IMRI)