Налоговая гармонизация
Часть серии о |
Налогообложение |
---|
![]() |
Аспект фискальной политики |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Гармонизация налогообложения обычно понимается как процесс корректировки налоговых систем различных юрисдикций для достижения общей политической цели. Гармонизация налогообложения предполагает устранение налоговых искажений, влияющих на движение товаров и факторов производства, чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов в рамках интегрированного рынка. Гармонизация налогообложения может служить альтернативным целям, таким как обеспечение справедливости или стабилизации. Ее также можно отнести, наряду с гармонизацией государственных расходов, к более широкой концепции бюджетной гармонизации. В узком смысле гармонизация налогообложения, направленная на достижение этой цели политики, подразумевает — при упрощении предположений о других политических инструментах и экономической структуре — конвергенцию в сторону более единообразного эффективного налогового бремени на сырьевые товары или факторы производства. Конвергенция может быть достигнута путем согласования одного или нескольких элементов, входящих в определение эффективных налоговых ставок: установленной налоговой ставки и налоговой базы , а также практики правоприменения. Вероятно, наиболее широко принятый аргумент в пользу гармонизации связан с сближением определений стоимости продукта или дохода для целей налогообложения. Такая гармонизация налоговой базы будет способствовать прозрачности принятия экономических решений и, таким образом, повышению эффективности распределения ресурсов. В частности, общая база подоходного налога для транснациональных компаний, работающих в разных юрисдикциях, будет способствовать не только повышению эффективности, но и предотвращению дублирования или пробелов в налоговых требованиях разных стран. [ 1 ] Гармонизация налогообложения является важной частью процесса налогово-бюджетной интеграции. Бюджетная интеграция – это процесс, посредством которого группа стран договаривается о принятии мер, ведущих к более высокому уровню бюджетной конвергенции, конечной целью которого является формирование финансового союза. Налоговая гармонизация не приводит автоматически к формированию финансового союза. Вторая часть предполагает гораздо более масштабный проект, включающий финансовые трансферты, полностью гармонизированное законодательство и, возможно, некоторые надзорные институты, помимо долгосрочного соглашения. Исходя из определения, данного процессу налогово-бюджетной интеграции, мы можем легко сказать, что гармонизация налогов – это процесс, посредством которого разнородная группа стран, федеральных штатов или даже местных органов власти договаривается об установлении минимального и максимального уровня своих налоговых ставок, включая также более высокая степень гармонизации налогового законодательства с целью привлечения иностранных инвесторов и поощрения местного развития и инвестиций. [ 2 ]
Налоговая гармонизация против налоговой конкуренции
[ редактировать ]Существует компромисс между налоговой гармонизацией и налоговой конкуренцией. Контроль налоговых ставок не только стабилизирует налоговые поступления, но также иногда необходим для продвижения вперед в экономической и политической интеграции. С другой стороны, дерегулирование налоговых ставок сохраняет автономию стран-членов в налоговых вопросах для их собственных краткосрочных целей экономической и социальной политики. Кроме того, это смягчает политические искажения. [ 2 ]
Преимущества налоговой гармонизации
[ редактировать ]- Не приводит к гонке на дно
Поскольку регионы гармонизировали налоговые ставки, они не конкурируют за капитал, снижая налоговые ставки. Это мешает всем регионам снижать свои налоговые ставки с целью сделать свою страну наиболее привлекательной с точки зрения налоговых издержек. Однако у этой битвы есть своя цена: снижение налоговых ставок влечет за собой сокращение налоговых поступлений.
- Меньшие затраты на ставки налога на государственные доходы являются общепринятыми и не ставят в невыгодное положение или не приносят пользу только одному региону;
- Гармонизация законодательства принесет с собой меньше затрат для транснациональных компаний;
- Позволяет использовать финансовые трансферты между регионами, снижая стоимость заимствований на рынках капитала или у частных или международных кредиторов.
Недостатки налоговой гармонизации
[ редактировать ]- Подразумевает сотрудничество между различными регионами, что не всегда возможно, учитывая тот факт, что политики и широкая общественность скептически относятся к финансовой интеграции;
- Необходим институт координации и надзора, что влечет за собой дополнительные расходы;
- Необходимо решить проблему дефицита демократии;
- Учитывая тот факт, что в некоторых регионах налоговые ставки повысятся, уклонение от уплаты налогов может распространиться;
- Останавливает налоговую конкуренцию, которая помогает малым странам привлекать транснациональные компании.
Гармонизация налогообложения в ЕС
[ редактировать ]В ЕС политика гармонизации налогов не является регулярной в сфере налогообложения, однако для создания хорошо функционирующего единого рынка ключевым моментом является изменение национальной налогово-бюджетной политики. Гармонизация налогообложения может быть достигнута посредством действий европейских институтов (координация налогово-бюджетной политики, гармонизация налогового законодательства и т. д.) или действий Европейского суда (запрещение определенных национальных налоговых правил, которые нарушают правила ЕС). [ 3 ]
НДС
[ редактировать ]Налог на добавленную стоимость (НДС) является частью acquis communautaire, а две директивы (1977 и 2006 гг.) тщательно кодифицируют режим НДС в государствах-членах ЕС с минимальной стандартной ставкой 15% и ограниченным списком пониженных ставок. Акцизные сборы также облагаются минимальными ставками в соответствии со статьями 191-192 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU). Эта договорная база позволяет Совету и Парламенту принимать решения, в том числе по налогам, для защиты здоровья людей, охраны окружающей среды и содействия «рациональному использованию природных ресурсов». [ 4 ]
Налог на доход с капитала
[ редактировать ]В 1990 году директива о материнских и дочерних компаниях решила вопрос двойного налогообложения репатриированной прибыли материнской компании из ее дочерних компаний. (частичная кредитная система). Цель заключалась в том, чтобы избежать дискриминации иностранных дочерних компаний (облагаемых налогом дважды) по отношению к чисто отечественным фирмам (облагаемым налогом только один раз). В 2003 году Директива о процентах и роялти еще больше снизила частоту двойного налогообложения за счет отмены налогов, удерживаемых у источника выплаты трансграничных процентов и роялти в пределах ЕС. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Размывание базы и перемещение прибыли
- Налоговая конкуренция
- Минимальная ставка корпоративного налога
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Копиц, Георгий (1992). Гармонизация налогообложения в Европейском сообществе: проблемы политики и анализ . Вашингтон, округ Колумбия: Международный валютный фонд. стр. 22–23. ISBN 9781452734842 .
- ^ Перейти обратно: а б Флорин, Александру (декабрь 2016 г.). «Налоговая гармонизация против финансовой конкуренции». USV Анналы экономики и государственного управления .
- ^ Пирву, Даниэла (2011). «Причины гармонизации налогообложения в ЕС». 1 (13): 66–75.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Бенасси-Кере, Аньес (июль 2014 г.). «Налоговая гармонизация в Европе: движение вперед». Записки Совета экономического анализа .