Бензайтен
Бензайтен | |
---|---|
Богиня всего, что течет: воды, музыки, искусства, любви, мудрости, богатства, удачи. | |
Член Семи Богов Удачи | |
![]() | |
Другие имена | Бензайтеннё (Бэнзай Тендзё) Дайбензайтен Бентен Мёнтэн (美音天) Бионтен Сарасабакутей Сарасабаттей (Сарасабаттей) Сарасантей (Сарасантей) |
японский | Бензайтен, Бензайтен ( синдзитай ) Бьянкаитиан, Бьянкаитиан, Бьянкаитиан ( кюдзитай ) |
Принадлежность | Дева Гадгадашвара Бодхисаттва (предполагаемые черты) Киссётэн (предполагаемые черты) Итикисимахиме (вместе с) Угаджин (вместе с) |
Мантра | Ом Сарасватьяи Сваха ( О Сорасобатиеи соваке ) |
Животные | змея , дракон |
Символы | лютня ( бива ), меч, шпага |
Супруга | Никто Дайкокутен (некоторые традиции) |
Эквиваленты | |
Индуистский эквивалент | в Сарасвати Дурга (восьмирукая форма) Лакшми (через Киссётен) |
Бензайтен ( синдзитай : 弁才天 или 弁弁天 ; кюдзитай : богиня красноречия, красноречия или красноречия, букв. « богиня красноречия», Бентен , китайский : богиня красноречия, Бьянкаитян ) — восточноазиатский буддист. богиня (технически Дхармапала , «защитница Дхармы»), которая произошла главным образом от индуистской Сарасвати , богини речи, искусства и обучения. Поклонение Бензайтен пришло в Японию в период с шестого по восемнадцатый века, в основном через классические китайские переводы Сутры Золотого Света ( санскрит : Суварнапрабхаса Сутра ), в которой ей посвящен раздел. [ 1 ] Бензайтен также была принята в синтоистскую религию несколько синтоистских святилищ , и ей посвящено .
Хотя Бензайтен сохраняет многие индийские атрибуты Сарасвати (покровительница музыки, искусства, красноречия, знаний), у нее также есть много уникальных аспектов, ролей и функций, которые никогда не применялись к индийской богине. Таким образом, Бензайтен теперь также ассоциируется с драконами, змеями, местными японскими божествами, богатством, удачей, защитой от болезней и опасностей, а также защитой государства.
Этимология
[ редактировать ]Английский | японско-китайский | Тай-Брахми | Деванагари-санскрит | |
Литература | Сарасвати | Бензайтен | Сарасвати | Сарасвати |
Источник: [ 2 ] |
Индийское божество
[ редактировать ]

Сарасвати (санскрит: Сарасвати ; пали : Сарасати ) первоначально была в Ригведе речной богиней, обожествлением реки Сарасвати . Ее отождествляли с Вак (санскр. Вак ), ведийской богиней речи, и с этого момента она стала считаться покровительницей музыки и искусств, знаний и обучения. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Помимо красноречия и речи, и Сарасвати, и Вак также проявляют черты воина: Сарасвати, например, назывался « Убийцей Вритры » ( Vṛtraghnī ) в Ригведе (6.61.7) и был связан с Марутами . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Она также была связана с Ашвинами , с которыми она сотрудничает, чтобы укрепить силу Индры , рассказывая ему, как убить асура Намучи . [ 6 ] В гимне в книге 10 Ригведы ( 10.125.6) Вак заявляет: «Я натягиваю лук для Рудры , чтобы его стрела могла поразить и убить ненавистника преданности. Я пробуждаю и приказываю людям сражаться, и я проник Земля и Небо». [ 9 ] [ 6 ]
Сарасвати, как и многие другие индуистские божества, в конечном итоге был принят в буддизм, фигурируя главным образом в текстах Махаяны . В 15-й главе Сутры перевода Ицзин « Золотого Света» ( Suvarṇaprabhāsa Sūtra ) на классический китайский язык ( Taishō Tripitaka 885) Сарасвати (大辯才天女, пиньинь : Dàbiàncáitiānnǚ ; японский: Дайбензаитеннио , букв. «Великая богиня красноречия»). ) появляется перед собранием Будды и клянется защищать всех, кто верит в сутру, читает ее или копирует. Кроме того, она обещает повысить интеллект тех, кто читает сутру, чтобы они могли понимать и запоминать различные дхарани .
Затем она обучает собрание различным мантрам, с помощью которых можно исцелить все болезни и избежать всевозможных несчастий. Один из учеников Будды, брамин Каундинья , затем восхваляет Сарасвати, сравнивая ее с супругой Вишну Нараяни ( Лакшми ) и заявляя, что она может проявлять себя не только как доброжелательное божество, но и как Ями , сестра Ямы . Затем он описывает ее восьмирукую форму со всеми ее атрибутами — луком, стрелой, мечом, копьем, топором, ваджрой , железным колесом и петлей . [ 10 ] [ 11 ]
В стихотворении Сарасвати описывается как тот, кто «обладает суверенитетом в мире», как тот, кто несет «удачу, успех и душевное спокойствие». В нем также говорится, что она сражается на полях сражений и всегда побеждает. [ 12 ]
Одной из ключевых задач « Сутры Золотого Света» является защита государства, и поэтому Сарасвати здесь также принимает некую форму богини-воительницы, похожей на Дургу . [ 13 ] Бернар Фор также отмечает, что у ваков уже были боевые качества, которые, возможно, сохранились в той или иной форме. [ 14 ]
Бенкайтиан/Бензайтен
[ редактировать ]
Сарасвати стал китайским 辯才天 (Bencaitian) или «великим божеством красноречия» (大辯天). Это стало японским 弁財天 (Бэнзайтен). В восточноазиатском буддизме она является одним из двадцати четырёх божеств-защитников ( китайский : 二十四諸天; пиньинь : Èrshísì Zūtiān ). Она по-прежнему ассоциировалась с богатством, музыкой и красноречием, а также приняла аспекты яростного защитника государства (из-за влияния Сутры Золотого Света , которая обещает защитить страну, где поют эту сутру).
В период средневековья Бензайтен стал ассоциироваться или даже отождествляться с рядом буддийских и местных божеств, включая богиню Киссётен (буддийскую версию индуистской Лакшми , роль которой как богини удачи в конечном итоге стала приписывать Бензайтен в народном поверье). ). Таким образом, в конечном итоге ей также поклонялись как дарительнице денежного состояния, и она стала частью множества популярных божеств, известных как Семь богов удачи ( шичифукудзин ).
Бензайтен изображается в японском искусстве по-разному. Ее часто изображают держащей биву (традиционную японскую лютню), подобно тому, как Сарасвати изображается с виной в индийском искусстве, хотя ее также можно изображать с мечом и драгоценностью, исполняющей желания ( чинтамани ). Между тем считается, что иконографическая формула, изображающая Бензайтена с восемью руками, держащим различное оружие (основанная на Сутре Золотого Света ), происходит от иконографии Дурги. Как Уга Бензайтен, она также может быть изображена с Угаджином (белой змеей с человеческой головой) над головой. Наконец, ее также изображают (хотя и редко) с головой змеи или дракона.
Стоит отметить, что поклонение Бензайтен также распространилось на Тайвань во время японского колониального периода, и ее до сих пор почитают в некоторых местах Тайваня, таких как храм Сиань Донг Янь в городе Килунг .
Синкретизм с синтоистскими ками
[ редактировать ]Из-за своего статуса водного божества Бензайтен также была связана с нагами , драконами и змеями . Со временем Бензайтен стал отождествляться с японской змеей ками Угаджин . Ее также стали отождествлять с ками Итикишима-химэ .
Бензайтен также была принята как женщина -ками в синтоизме - микото под именем Итикишима-химэ- но . [ 15 ] Эта ками - одна из трех ками, считающихся дочерьми богини солнца Аматэрасу , прародительницы императорской семьи .
также считают ее Буддисты Тэндай сущностью ками Угадзина , чье изображение она иногда носит на голове вместе с тории (см. фото ниже). [ 16 ] Она также известна как Уга ( 宇賀 ) Бензайтен или Уга Бентен. [ 17 ]
Биджа и мантра
[ редактировать ]
Биджа , или семенной слог , используемый для обозначения Бензайтена в японском эзотерическом буддизме, — это су (सु, традиционно читается по-японски как таковой ), написанный письмом Сиддхам . [ 18 ]
В японском эзотерическом буддизме ( миккё Бензайтена ) основная мантра звучит следующим образом: [ 19 ]
санскрит | Китайско-японское произношение | Хирагана |
---|---|---|
Ом Сарасватьяи Сваха [ 20 ] | О Сарасабатей-эй Соваке | Пожалуйста, оставьте меня в покое. |
Храмы и святыни
[ редактировать ]

В Японии места поклонения, посвященные Бэнзайтену, часто называют «辯天堂» ( бентен-до ) или бэнтен-ша ( 弁天社 ) . Синтоистские святилища, посвященные ей, также называются этим именем. Ей могут быть посвящены целые синтоистские святилища, как в случае со святилищем Дзениарай Бензайтен Угафуку в Камакуре или святилищем Кавахара в Нагое . Храмы или святыни Бензайтен обычно располагаются рядом с водоемами, такими как реки, пруды или источники, из-за ее связи с водой. Поклонение Бензайтен стало интегрированным с коренными японскими верованиями, включая символику змеи и дракона, поскольку изначально она была речной богиней.
Бензайтен хранится во многих местах по всей Японии; например, остров Эносима в заливе Сагами , остров Тикубу в озере Бива и остров Ицукусима во Внутреннем море Сето (три великих святилища Бэнзайтен в Японии); и она и пятиглавый дракон являются центральными фигурами Эносима Энги , истории святынь на Эносиме, написанной японским буддийским монахом Кокеем (皇慶) в 1047 году. Согласно Кокею, Бензайтен - третья дочь дракона. — царь Мунецучи (無熱池; буквально «озеро без тепла»), известный на санскрите как Анаватапта , озеро, лежащее в центре мира, согласно древней буддийской космологической точке зрения.
Рёходзи , также известный как «Храм Мо», хранит в себе святилище Бензайтен. Он известен аниме . изображениями буддийских божеств в стиле [ 21 ]
Буддийские храмы Бензайтен
[ редактировать ]- Храм Хогон-дзи (город Нагахама, префектура Сига, Тикубусима, три главных бэнзайтен Японии)
- Храм Дайган-дзи (город Хёккаити, префектура Хиросима, Миядзима, три крупнейших Бенсайтэн Японии)
- Храм Яотоми (город Гамагори, префектура Айти, Такэсима (префектура Айти), Япония Ситибентен)
- Храм Энкё-дзи (город Химэдзи, префектура Хёго, в день Киши каждые 60 дней практикуется Уга Бэнзай Теню Шуку)
- Храм Такиан-дзи (город Мино, префектура Осака)
- Храм Синдзю-дзи (город Нисиномия, префектура Хёго)
- Храм Синфуку-дзи (город Цуяма, префектура Окаяма)
- Храм Токай-дзи Фусэ Бэнтэн (город Касива, префектура Тиба)
- Храм Сэнсо-дзи Бентензан (район Тайто, Токио) [11]
- Храм Канэй-дзи Пруд Синобадзу Бензайтен (район Тайто, Токио, Эдо Ситибентен)
- Храм Мёко-дзи Ицукусима Бенсайтэн (город Уэда, префектура Нагано, посвящение Камехимэ-сама)
- Togo-ji Temple (Nagoya City, Aichi Prefecture)
- Храм Кофуку-дзи Кубо Бензайтен (город Нара, префектура Нара, в трехэтажной пагоде спрятан Будда)
- Храм Рёдзэн-дзи Дайбенсай Тендо (город Нара, префектура Нара)
- Храм Тёкенджи (район Фусими, город Киото)
- Фукасава Дзенараи Бентен (Тоносава, Хаконэ-чо, уезд Асигасимо, префектура Канагава)
- Храм Сайфуку-дзи (город Кагосима, префектура Кагосима, самый большой деревянный Будда в Японии)
- Храм Икко-дзи, пещера Бентен (город Инаги, Токио)
- Храм Дайсэй-дзи Инокашира Бензайтен (город Митака, Токио)
- Храм Хонко-дзи , Сусе Бензай Котоку Тендзё (город Итикава, префектура Тиба)
- Пещера Хасэ-дера Бентендо Бентен (город Камакура, префектура Канагава)
- Храм Кайко-дзи , Изумияма Юцу Бензайтен (Ямаути храма Сенвакудзи, район Хигасияма, город Киото, префектура Киото, статуя Хатиби с Денкё Дайси Сайто Саку, Скрытый Будда)
- Храм Рёхо-дзи Синго Бензайтен (город Хатиодзи, Токио, построенный в 1489 году, известный как «Храм Моэ-дзи» из-за использования изображений буддийских божеств в стиле аниме)
- Обнаженный Бензайтен в храме Момо-дзи (2-16 Ёцуя-дори, Тикуса-ку, город Нагоя)
- есть святыня . На плавучем острове, выступающем в Танара-нуме, в храме Онрин-дзи (Оура-чо, префектура Гунма)
- Храм Эйан-дзи (город Канадзава, префектура Исикава). Расположен в Бентендо, где ярко-красный Хитен танцует с Бисямонтэном и Дайкокутеном (открывается несколько раз в год).
- Храм Мёен-дзи Ивая Рейдзё Цучия Дзени Бентен (город Хирацука, префектура Канагава)
- Дзюсёин Мацумото Бентен (Эдогава-ку, Токио)
- Ходзю-ин Кайун Сузусато-сайтен (Минато-ку, Токио)
- Храм Мэйо-дзи (город Ибараки, префектура Осака, штаб-квартира секты Бэнтэн)
- Храм Нёй-дзи (главный храм секты Бентен в городе Годзё, префектура Нара, бодхисаттва Гёки, как говорят, был вырезан в период Нара)
Синтоистские святилища, в которых хранится Бензайтен
[ редактировать ]- Храм Эносима (город Фудзисава, префектура Канагава, Эносима, три крупнейших бэнзайтен Японии)
- Храм Коами (Нихонбаши, Токио)
- Храм Дзениарай Бензайтен Угафуку (город Камакура, префектура Канагава)
- Симидзу Бензайтенша (город Саку, префектура Нагано)
- Тенкава Дайбензайтенся (Тэнкава-мура, уезд Ёсино, префектура Нара, три главных бэнзайтена Японии) [Примечание 6]
- Храм Коганэяма (город Исиномаки, префектура Мияги, гора Кинка)
Бензайтен также почитается как Итикишима Химэ-но-Микото в храме Мунаката Тайся .
См. также
[ редактировать ]- Буддийские божества Тенбу
- Дайкокутен
- Дакини
- Индуизм в Японии
- Семь богов удачи
- Синбуцу-сюго
- Три великих святилища Бензайтена
- Вайшравана
- Тенджин (ками)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Людвик, Екатерина (2007). Сарасвати: речная богиня знаний. От Вина-игрока, несущего Манускрипты, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . Брилл. стр. 1–3.
- ^ Раджеш Верма (январь 2005 г.). «Вклад индуистов в японскую религию» (PDF) . Фонд индуистского образования. Архивировано из оригинала (PDF) 21 октября 2006 г. Проверено 14 мая 2020 г.
- ^ Кинсли, Дэвид (1998). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 10–13.
- ^ Людвик (2007). стр. 35-39.
- ^ Фор, Бернар (2015). Защитники и хищники: Боги средневековой Японии, Том 2 . Издательство Гавайского университета. п. 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Форе (2015). стр. 164-165.
- ^ Людвик (2007). стр. 48.
- ^ Гриффит, Ральф Т.Х. (пер.). «Ригведа, Книга 6: Гимн LXI. Сарасвати» . Священные тексты . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Гриффит, Ральф Т.Х. (пер.). «Ригведа, Книга 10: Гимн CXXV. Вак» . Священные тексты . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Золотая Гуанминская сутра, том 7» . Китайская электронная коллекция трипитака CBETA (китайская трипитака) Проверено 21 мая 2022 г. .
- ^ Фор (2015). стр. 165-166.
- ^ Людвик, Екатерина (2004). «Гимн Харивамши в китайском переводе Сутры Золотого Света Ицзин» . Журнал Американского восточного общества . 124 (4): 707–734. дои : 10.2307/4132114 . JSTOR 4132114 .
- ^ Людвик (2007). стр. 265-267.
- ^ Фор (2015). стр. 168-169.
- ^ Бокинг, Брайан (1997). Популярный синтоистский словарь - «Бензайтен» . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1051-5 .
- ^ Ито, Сатоши: «Угаджин» . Энциклопедия синтоизма , Университет Кокугакуин , получено 15 августа 2011 г.
- ^ Людвик, Кэтрин. «Уга-Бензайтен: Богиня и Змея». Впечатления, нет. 33, 2012, стр. 94–109. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/42597966.
- ^ «Развлечения (Бензайтен) » Летающее Божество Тобифудо (официальный сайт Рюко-дзан Сёбо-ин) . Получено 2 мая 2022 г.
- ^ «Богиня Бензайтен, А-до-Я словарь японских буддийских/синтоистских статуй» . www.onmarkproductions.com . Проверено 4 ноября 2023 г.
- ^ Сародж Кумар Чаудхури (2003). Индуистские боги и богини в Японии, с. 54. Ведамс электронные книги (П) Лтд.
- ^ «Поклонение отаку в храме Рёходзи» . 30 января 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Фор, Бернар (2015). Защитники и хищники: Боги средневековой Японии, Том 2 . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824857721 .
- Кинсли, Дэвид (1998). Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8-1208-0394-7 .
- Людвик, Екатерина (2004). «Гимн Харивамши в китайском переводе Сутры Золотого Света Ицзин» . Журнал Американского восточного общества . 124 (4): 707–734. дои : 10.2307/4132114 . JSTOR 4132114 .
- Людвик, Екатерина (2007). Сарасвати: речная богиня знаний. От Вина-игрока, несущего Манускрипты, до Защитника Дхармы, владеющего оружием . Брилл. ISBN 978-9-0474-2036-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Исследование Эносима Энги, заархивированное 19 декабря 2016 г. в Wayback Machine.
- Священные тексты, рассказ о Бензайтене
- Богини искусств
- Игроки Бива
- Буддийские богини
- Богини торговли
- Богини изобилия
- Богини удачи
- Японские драконы
- Японские богини
- Богини знаний
- Морские и речные богини
- Водные богини
- Синбуцу сюго
- Синтоистские ками
- Богини мудрости
- Буддизм в период Мэйдзи
- Музыка и пение богинь
- Двадцать четыре божества-защитника
- Японский буддизм Ваджраяны
- Формы Сарасвати