Гран-при по мотогонкам
Чемпионат мира МотоGP | |
---|---|
Категория | Гонки на мотоциклах |
Область | Международный |
Первый сезон | 2002 г. (первоначально в 1949 г. , 500cc) |
Конструкторы | Априлия , Дукати , Хонда , КТМ , Ямаха |
Поставщики шин | Мишлен |
Чемпион по наездникам | Франческо Баньяйя |
Чемпион конструкторов | Дукати |
Чемпион команды | Прима Прамак Гонки |
Официальный сайт | motogp.com |
Текущий сезон | |
Чемпионат мира по мото2 | |
Категория | Гонки на мотоциклах |
Область | Международный |
Первый сезон | 2010 г. (первоначально в 1949 г. , 250cc) |
Конструкторы | Боскоскуро , Нападающий , Калекс |
Поставщики шин | Пирелли |
Чемпион по наездникам | Педро Акоста |
Чемпион конструкторов | Калекс |
Чемпион команды | Ред Булл КТМ Аджо |
Официальный сайт | motogp.com |
Текущий сезон | |
Чемпионат мира по мото3 | |
Категория | Гонки на мотоциклах |
Область | Международный |
Первый сезон | 2012 г. (первоначально в 1949 г. , 125cc) |
Конструкторы | CFMoto , Газ Газ , Honda , Husqvarna , KTM |
Поставщики шин | Пирелли |
Чемпион по наездникам | Жауме Масия |
Чемпион конструкторов | КТМ |
Чемпион команды | Liqui Moly Husqvarna Intact GP |
Официальный сайт | motogp.com |
Текущий сезон | |
Чемпионат мира по мотоЕ | |
Категория | Гонки на мотоциклах |
Область | Европа |
Первый сезон | 2023 г. (первоначально в 2019 г. как чемпионат мира) |
Конструкторы | Дукати |
Поставщики шин | Мишлен |
Чемпион по наездникам | Маттиа Касадей |
Чемпион команды | HP Понс Лос40 |
Официальный сайт | motogp.com |
Текущий сезон |
Международная федерация де Мотоциклизм Гран-при по мотогонкам |
---|
Итоги текущего сезона |
Связанный |
Списки |
Гонки на мотоциклах Гран-при — это соревнования высшего класса по шоссейным гонкам на мотоциклах, проводимые на дорожных трассах, санкционированные Международной федерацией мотоциклистов (FIM). Независимые соревнования по мотогонкам проводятся с начала двадцатого века. [ 1 ] а крупные национальные мероприятия часто получали титул Гран-при. [ 2 ] Основание Международной федерации мотоциклистов в качестве международного руководящего органа мотоспорта в 1949 году предоставило возможность координировать правила и положения, чтобы отдельные соревнования могли засчитываться в официальные чемпионаты мира. Это старейший чемпионат мира по автоспорту . [ 3 ]
Мотоциклы Гран-при — это специально созданные гоночные машины, которые недоступны для широкой публики и на которых нельзя легально ездить по дорогам общего пользования . Это контрастирует с различными категориями гонок, основанными на производстве, такими как чемпионат мира по супербайку и гонки TT на острове Мэн , в которых представлены модифицированные версии дорожных мотоциклов, доступные для широкой публики. Нынешний высший дивизион известен как MotoGP с 2002 года , когда началась эра четырехтактных двигателей. До этого самым большим классом был 500сс , оба из которых образуют исторический континуум как официальный чемпионат мира, хотя все классы имеют официальный статус. [ нужна ссылка ]
На данный момент чемпионат разделен на четыре класса: одноименные MotoGP, Moto2, Moto3 и MotoE. В первых трёх классах используются четырёхтактные двигатели , а в классе MotoE используются электрические мотоциклы .
Самым успешным гонщиком в истории Гран-при является Джакомо Агостини с 15 титулами и 122 победами в гонках. В высшей серии рекорд титула принадлежит Агостини с восемью гонками, за ним следуют Валентино Росси с семью и действующий гонщик Марк Маркес с шестью. По состоянию на 2023 год Росси является рекордсменом по количеству побед в высших гонках - 89.
История
[ редактировать ]Гран-при чемпионата мира по шоссейным гонкам FIM был впервые организован Международной федерацией мотоциклистов в 1949 году. Коммерческие права в настоящее время принадлежат Dorna Sports , а FIM остается органом, санкционирующим спорт. Команды представлены Международной ассоциацией команд шоссейных гонок (IRTA), а производители - Ассоциацией производителей мотоспорта (MSMA). Правила и изменения в положениях определяются между четырьмя организациями, при этом Дорна имеет решающее число голосов. В случае технических модификаций MSMA может в одностороннем порядке принять изменения или наложить вето на них единогласным голосованием своих членов. [ 4 ] Эти четыре организации составляют Комиссию Гран-при.
На каждом мероприятии традиционно проводилось несколько гонок для различных классов мотоциклов в зависимости от объема двигателя и один класс для колясок . классы одиночных машин с объемом двигателя 50 Какое-то время существовали , 80, 125, 250, 350, 500 и 750 куб.см, а также колясок с объемом двигателя 350 и 500 куб.см. В течение 1950-х и большей части 1960-х годов четырехтактные двигатели доминировали во всех классах. В 1960-х годах, благодаря достижениям в конструкции и технологии двигателей, двухтактные двигатели начали приживаться в меньших классах.
В 1969 году FIM, ссылаясь на высокие затраты на разработку для нерабочих команд из-за правил, которые допускали использование нескольких цилиндров (то есть поршней меньшего размера, обеспечивающих более высокие обороты) и множества передач (что давало более узкие диапазоны мощности, обеспечивая более высокую степень настройки). - введены новые правила, ограничивающие все классы шестью передачами и большинство - двумя цилиндрами (четыре цилиндра в случае классов 350 куб.см и 500 куб.см). Это привело к массовому уходу из спорта ранее весьма успешных команд производителей Honda , Suzuki и Yamaha , что исказило таблицы результатов на следующие несколько лет, при этом MV Agusta фактически была единственной заводской командой, оставшейся в спорте до Yamaha (1973). ) и Suzuki (1974) вернулись с новой двухтактной конструкцией. К этому времени двухтактники полностью затмили четырехтактники во всех классах. В 1979 году Honda , вернувшись в гонки GP, предприняла попытку вернуть четырёхтактный двигатель в высший класс с NR500 , но этот проект провалился, и в 1983 году даже Honda побеждала с двухтактным 500.
Раньше в чемпионате участвовал класс 50сс с 1962 по 1983 год, позже он был изменен на класс 80сс с 1984 по 1989 год. В сезоне 1990 года этот класс был исключен из-за того, что в нем доминировали в основном испанские и итальянские марки. В нем также участвовал класс 350 куб.см с 1949 по 1982 год и класс 750 куб.см с 1977 по 1979 год. Коляски были исключены из чемпионатов мира в 1990-х годах (см. Чемпионат мира с колясками ).
С середины 1970-х по 2001 год высший класс гонок GP допускал объем двигателя 500 куб.см и максимум четыре цилиндра, независимо от того, был ли двигатель двухтактным или четырехтактным . Это отличается от TT Formula или мотокросса , где двух- и четырехтактные двигатели имели разные ограничения по объему двигателя в одном классе, чтобы обеспечить одинаковые характеристики. Следовательно, все машины были двухтактными, поскольку они производят мощность при каждом обороте кривошипа, тогда как четырехтактные двигатели производят мощность только при каждом втором обороте. Были замечены некоторые двух- и трехцилиндровые двухтактные модели 500, но, хотя по правилам они имели преимущество в минимальном весе, обычно достигали более высокой скорости на поворотах и могли хорошо квалифицироваться, им не хватало мощности четырехцилиндровых машин .
В 2002 году были внесены изменения в правила, чтобы облегчить отказ от двухтактных двигателей объемом 500 куб.см. Премьер-класс был переименован в MotoGP, поскольку производители должны были выбирать между двухтактными двигателями объемом до 500 куб.см или четырехтактными двигателями объемом до 990 куб.см или меньше. Производителям также было разрешено использовать конфигурацию двигателя по своему выбору . Несмотря на возросшую стоимость новых четырехтактных двигателей, вскоре они смогли доминировать над своими двухтактными соперниками. В результате к 2003 году на ниве MotoGP не осталось двухтактных машин. Классы 125cc и 250cc по-прежнему состояли исключительно из двухтактных машин.
В 2007 году в классе MotoGP максимальный объем двигателя был снижен до 800 куб.см как минимум на пять лет. В результате финансового кризиса 2008–2009 годов в MotoGP произошли изменения, направленные на сокращение расходов. Среди них — сокращение пятничных тренировок и тестовых сессий, продление срока службы двигателей, переход на одного производителя шин, а также запрет квалификационных шин, активной подвески, системы управления запуском и керамических композитных тормозов. [ 5 ] В сезоне 2010 года карбоновые тормозные диски были запрещены.
В сезоне 2012 года объем двигателя MotoGP был снова увеличен до 1000 куб.см. [ 6 ] Также были введены команды по правилам претензий (CRT), которым давалось больше двигателей в сезон и топливные баки большего размера, чем заводским командам, но при этом заводская команда покупала («претендовала») трансмиссию своего соперника по фиксированной цене. [ 7 ] Руководящий орган спорта получил заявки от шестнадцати новых команд, желающих присоединиться к классу MotoGP. [ 8 ] В сезоне 2014 года подкласс CRT был переименован в Open, поскольку правило подачи заявок было удалено. Кроме того, во всех заявках использовался стандартный блок управления двигателем, при этом заводским командам было разрешено запускать любое программное обеспечение, а в открытых заявках использовалось стандартное программное обеспечение. В сезоне 2016 года подкласс Open был исключен, а заводские записи были переключены на стандартное программное обеспечение блока управления двигателем.
В 2010 году класс двухтактных двигателей объемом 250 куб.см был заменен новым классом четырехтактных двигателей Moto2 объемом 600 куб.см. [ 9 ] В 2012 году класс двухтактных двигателей объемом 125 куб.см был заменен классом четырехтактных двигателей Moto3 объемом 250 куб.см с ограничением веса 65 кг с топливом. [ 10 ] В сезоне 2019 года Moto2 представила 3-цилиндровый серийный двигатель Triumph объемом 765 куб.см, в то время как Moto3 и MotoGP по-прежнему используют прототипы двигателей.
Хронология
[ редактировать ]ДоMotoGP эпоха
[ редактировать ]- 1949: Старт чемпионата мира по мотогонкам Гран-при в пяти отдельных категориях: 125cc, 250cc, 350cc, 500cc и коляски. [ 1 ] Гарольд Дэниел выиграл первую в истории гонку Гран-при класса 500сс, проходившую на острове Мэн TT . [ 11 ]
- 1951: Объем двигателя колясок уменьшен с 600 куб.см до 500 куб.см.
- 1952: Кен Кавана выигрывает Гран-при Ольстера 1952 года на автомобиле 350сс и становится первым австралийским гонщиком, выигравшим гонку Гран-при чемпионата мира. Рэй Амм выигрывает Гран-при Наций 350cc 1952 года и становится первым африканским участником, выигравшим гонку Гран-при чемпионата мира.
- 1957: Гилера , Мондиаль и Мото Гуцци отказываются от участия в конце сезона, сославшись на рост затрат. Боб Макинтайр выигрывает самую длинную гонку Гран-при в истории - 301,84 мили, проходившую на острове Мэн на протяжении 8 кругов. [ 11 ]
- 1958: MV Agusta выигрывает чемпионаты конструкторов и гонщиков во всех четырех сольных классах. Команда повторила этот подвиг в 1959 и 1960 годах. [ 1 ]
- 1959: Honda выезжает на турнир TT на острове Мэн . впервые
- 1961: Гран-при Аргентины 1961 года — первая гонка чемпионата мира, проводимая за пределами Европы. Кунимицу Такахаси выигрывает Гран-при Германии в классе 250сс 1961 года и становится первым азиатским спортсменом, выигравшим гонку Гран-при чемпионата мира.
- 1963: Гран-при Японии 1963 года — первая гонка чемпионата мира, проводимая в Азии.
- 1964: Гран-при США 1964 года — первая гонка чемпионата мира, проводимая в Северной Америке.
- 1966: Хонда выигрывает Кубок конструкторов во всех пяти сольных классах. Джим Редман выигрывает первый в истории Honda Гран-при 500cc в Хоккенхайме , что также является первой победой японского завода в премьер-классе. [ 11 ]
- 1967: Последний год неограниченного количества цилиндров и шестерен. Хонда отказывается от участия в знак протеста.
- 1968: Джакомо Агостини (MV Agusta) выигрывает титулы в классе 350cc и 500cc.
- 1969: Годфри Нэш на Norton Manx становится последним гонщиком, выигравшим Гран-при объемом 500 куб.см на одноцилиндровой машине. [ 11 ]
- 1971: Джек Финдли на Suzuki TR500 одержал первую в истории победу в классе 500сс среди двухтактных машин. [ 11 ]
- 1972: как и 1968. Смерть Жилберто Парлотти на TT на острове Мэн вынудила многократного чемпиона мира Джакомо Агостини и других гонщиков бойкотировать следующие четыре этапа по соображениям безопасности.
- 1972: Последний год 500-кубовых колясок.
- 1972: Джакомо Агостини выигрывает свой седьмой подряд чемпионат в классе 500сс, все на MV Agusta .
- погибли 1973: Ярно Сааринен и Ренцо Пазолини на итальянском этапе в Монце и отменены.
- 1974: Suzuki RG 500 — первый четырехцилиндровый двигатель в классе 500 куб.см. Титул конструкторов впервые завоевал японский бренд и двухтактник ( Yamaha ).
- 1975: Джакомо Агостини (Yamaha) побеждает в классе 500 куб.см, что делает Yamaha первой неевропейской маркой, принявшей участие в чемпионате гонщиков в высшем классе с двухтактным двигателем.
- 1976: Барри Шин выигрывает первый чемпионат в классе 500cc для Suzuki. После TT на острове Мэн 1976 года FIM уступает бойкоту гонщиков и удаляет это соревнование из календаря Гран-при.
- 1977: Формула 750 становится чемпионатом мира для машин с двигателем объемом 750 куб.см. [ 12 ] Барри Шин выигрывает в классе 500сс. Гран-при Великобритании перенесется с острова Мэн на трассу Сильверстоун на материковой части Великобритании.
- 1978: Кенни Робертс (Yamaha) побеждает в классе 500cc, став первым американцем, сделавшим это.
- 1979: Кенни Робертс возглавляет бунт гонщиков, угрожая организовать гоночную серию, которая будет соревноваться с чемпионатом мира FIM, разрушая гегемонию FIM и увеличивая политическое влияние гонщиков Гран-при, что впоследствии привело к повышению стандартов безопасности и новой эре профессионализма. в спорте. [ 13 ]
- 1979: Последний год участия в классе Формулы 750.
- 1982: Антонио Кобас разрабатывает более прочное и легкое алюминиевое двухбалочное шасси для замены стальной несущей рамы, использовавшейся с 1950-х годов, а к 1990-м годам все основные гоночные команды, участвующие в соревнованиях Гран-при, использовали конструкцию алюминиевой рамы. [ 14 ]
- 1982: Последний год в классе 350сс.
- 1983: Фредди Спенсер (Honda) выигрывает в классе 500сс. Спенсер и Кенни Робертс вместе выиграли все гонки класса 500сс в сезоне.
- 1984: Michelin представляет радиальные шины для GP.
- 1984: класс 50cc заменен на 80cc.
- 1985: Фредди Спенсер (Honda) выигрывает титулы в классе 250cc и 500cc.
- 1987: Упразднен запуск нажатием.
- 1987: Уэйн Гарднер (Honda) побеждает в классе 500cc, став первым австралийцем, сделавшим это.
- 1988: Уэйн Рейни выигрывает первую гонку объемом 500 куб.см с карбоновыми тормозами на Гран-при Великобритании.
- 1989: Последний год в классе 80сс.
- 1990: Сетка класса 500сс меняется с пяти на четыре мотоцикла в ряду.
- 1992: Honda представляет NSR500 с мощным двигателем .
- 1993: Шиничи Ито и его инжекторный NSR500 преодолевают барьер в 200 миль в час (320 км/ч) во время Гран-при Германии на Хоккенхаймринге .
- 1998: класс 500 куб.см переходит на неэтилированное топливо.
- 1998: Мик Духан выигрывает свой пятый подряд титул в классе 500сс, все с Honda .
- 1999: Алекс Кривилле (Honda) побеждает в классе 500cc, став первым испанцем, сделавшим это.
- 2000: Кенни Робертс-младший (Сузуки) побеждает в классе 500сс. Он присоединяется к своему отцу Кенни Робертсу , чтобы завоевать чемпионство и, таким образом, делает их единственными отцом и сыном, выигравшими чемпионат 500сс.
- 2001: Валентино Росси выигрывает свой первый титул в премьер-классе и становится последним чемпионом по двухтактному катанию в премиум-классе.
МотоГП был
[ редактировать ]2000-е
[ редактировать ]- 2002: MotoGP заменяет класс 500cc; вновь представлены четырехтактные двигатели, объем которых увеличен до 990 куб.см. Двухтактные двигатели объемом 500 куб.см остаются приемлемыми для независимых команд на переходный период.
- 2003: Ducati дебютирует в Гран-при в классе новых четырехтактных двигателей MotoGP.
- 2003: Дайдзиро Като погиб во время своего домашнего Гран-при Японии в классе MotoGP на трассе Сузука , когда он врезался в барьер на скорости 130R прямо перед финальной шиканой.
- 2003: Последний старт двухтактного мотоцикла в MotoGP происходит на Гран-при Чехии .
- 2004: Сетка MotoGP меняется с четырех на три мотоцикла в ряду, в то время как классы 250cc и 125cc остаются по четыре мотоцикла в ряду.
- 2004: Макото Тамада принес Bridgestone первую победу в MotoGP на Гран-при Бразилии.
- 2005: MotoGP принимает правило «от флага к флагу», позволяющее гонщикам выходить на пит-стоп и переключаться на мотоциклы, оснащенные шинами для влажной погоды, и продолжать гонку, если в середине гонки начнется дождь.
- 2005: Валентино Росси выигрывает свой пятый подряд титул MotoGP.
- 2007: Объем двигателя MotoGP ограничен четырехтактным двигателем объемом 800 куб.см.
- 2007: Ducati выигрывает чемпионат гонщиков вместе с Кейси Стоунером , а также титул конструкторов, став первой европейской маркой, сделавшей это в премьер-классе за 30 лет. Стоунер выиграл 10 из 17 гонок за сезон.
- 2008: MotoGP проводит свою первую ночную гонку в Катаре .
- 2008: Данлоп выбывает из MotoGP.
- 2009: Michelin выходит из MotoGP, а Bridgestone становится единственным поставщиком шин. [ 15 ] [ 16 ]
- 2009: Kawasaki управляла одиночным мотоциклом в составе Hayate Racing Team после того, как заводская команда объявила о выходе из серии.
- 2009: Валентино Росси выигрывает свой седьмой и последний титул MotoGP в возрасте 30 лет.
2010-е годы
[ редактировать ]- 2010: Moto2 заменяет класс 250cc. Все двигатели созданы для Moto2 компанией Honda и представляют собой четырехтактные рядные четырехцилиндровые двигатели объемом 600 куб. См (36,6 куб. Дюймов) на базе дорожного мотоцикла CBR600RR , мощностью около 140 л.с. по состоянию на 2015 год (125 л.с.).
- 2010: Гонщик Moto2 Сёя Томизава убит в Мисано .
- 2010: Впервые Испания принимает четыре Гран-при за год.
- 2010: Введено «правило новичков», запрещающее любому новичку чемпионата MotoGP выступать за заводскую команду, если только у указанного производителя нет вспомогательной команды. [ 17 ]
- 2010: Kawasaki объявляет о своем уходе из-за переговоров с Dorna, заявляя, что продолжит гоночную деятельность с использованием мотоциклов массового производства, а также будет поддерживать обычных потребителей, ориентированных на гонки.
- 2011: Гонщик MotoGP Марко Симончелли убит в Сепанге . [ 18 ]
- 2011: Suzuki приостанавливает участие в MotoGP в конце сезона.
- 2012: Новый класс четырехтактных одноцилиндровых двигателей Moto3 объемом 250 куб.см (15,2 куб.см) заменяет класс двухтактных двигателей объемом 125 куб.см.
- 2012: MotoGP увеличивает максимальный объём двигателя до 1000 куб.см. [ 19 ] (61 у.е. дюйм) и вводит команды, претендующие на правила .
- 2012: Aprilia возвращается в класс MotoGP в качестве команды, претендующей на правила (CRT).
- 2012: После пятилетнего отсутствия титула Honda в предыдущем сезоне двукратный чемпион мира Кейси Стоунер уходит из спорта в возрасте 27 лет, и его заменяет подросток Марк Маркес . в команде
- 2013: Введен формат квалификации на выбывание. [ 20 ]
- 2013: «Правило новичков», введенное в сезоне 2010 года, отменено.
- 2013: Марк Маркес становится первым новичком, выигравшим чемпионат в эпоху MotoGP, и самым молодым чемпионом мира в премьер-классе.
- 2014: Удаление команд, претендующих на правила, и введение категории «Открытый класс». Марк Маркес доминирует в сезоне, выиграв первые 10 гонок сезона.
- 2015: Suzuki возвращается в MotoGP в качестве конструктора после четырехлетнего перерыва.
- 2015: Aprilia возвращается с полной заводской командой под управлением Gresini Racing .
- 2015: Yamaha из Хорхе Лоренцо отстает на семь очков и побеждает коллегу по команде Валентино Росси и выигрывает свой третий и последний титул MotoGP с преимуществом в пять очков. Это произошло после того, как Росси получил крупный штраф на сетке в последнем раунде после того, как ему было приказано выбить Марка Маркеса в предпоследнем раунде.
- 2016: Michelin возвращается в качестве поставщика шин после ухода Bridgestone.
- 2016: Луис Салом погиб во время тренировки Moto2 на Гран-при Каталонии после удара на высокой скорости о собственный разбитый мотоцикл.
- 2017: KTM впервые присоединяется к премьер-классу с командой, поддерживаемой заводом.
- 2018: Впервые в MotoGP некоторые команды-сателлиты, такие как Pramac Ducati и LCR Honda, получают доступ к современным заводским мотоциклам.
- 2019: Triumph Motorcycles заменяет Honda в качестве единственного поставщика двигателей Moto2. Новые двигатели представляют собой тройные двигатели объемом 765 куб. См (46,7 куб. Дюймов), основанные на Street Triple RS 765 .
- 2019: И Moto2, и Moto3 принимают формат квалификации, используемый MotoGP.
- 2019: Представлен класс MotoE с использованием электрических мотоциклов (представлен как «Кубок мира»).
- 2019: Новый штраф под названием «Длинный круг». [ 21 ] вводится для гонщиков, превышающих ограничения трассы во время гонок, а также используется в качестве наказания за умеренное безрассудное вождение.
- 2019: Марк Маркес выигрывает свой шестой титул MotoGP в возрасте 26 лет, став самым молодым гонщиком и первым гонщиком неитальянского происхождения, сделавшим это.
- 2019: Семикратный чемпион MotoGP Валентино Росси становится первым гонщиком, принявшим участие в своем 400-м Гран-при в возрасте 40 лет.
2020-е годы
[ редактировать ]- 2020: Первая половина сезона перенесена или отменена из-за пандемии COVID-19 .
- 2020: Брэд Биндер и Мигель Оливейра становятся первыми гонщиками, выигравшими Гран-при высшего класса в своих странах; ЮАР и Португалия. Они также одержали первые победы для KTM и Tech3 в классе MotoGP.
- 2020: Жоан Мир выигрывает чемпионат мира, и это первый раз для Suzuki с 2000 года.
- 2021: гонщик Moto3 Джейсон Дюпаскье погиб в результате аварии во время второй квалификационной сессии Гран-при Италии на трассе Муджелло .
- 2021: Валентино Росси , подтвердивший свой уход перед этапом в Австрии, стал последним гонщиком, участвовавшим в классе 500сс и принявшим участие в гонках MotoGP.
- 2021: Фабио Куартараро стал чемпионом мира 2021 года , став первым французским гонщиком, выигравшим чемпионат высшего класса.
- 2022: Suzuki приостановила участие в MotoGP в конце сезона.
- 2022: Франческо Баньяйя стал чемпионом мира 2022 года , став первым итальянским гонщиком, выигравшим чемпионат высшего класса после Валентино Росси в 2009 году.
- 2023: MotoGP посетил 17 разных стран, включая Индию в качестве нового дополнения в календаре. [ 22 ]
- 2023: Спринтерские гонки были введены на всех Гран-при в классе MotoGP.
- 2023: Класс MotoE получил статус чемпионата мира.
- 2023: На Гран-при Италии по мотоциклам 2023 года Брэд Биндер достиг скорости 366,1 км/ч на своем KTM RC16 , что стало новым рекордом максимальной скорости в премьер-классе.
- 2024: Pirelli стала официальным поставщиком шин для классов Moto2 и Moto3.
- 2024: MotoGP покупает компания Liberty Media , владелец Формулы-1 . [ 23 ] [ 24 ]
Формат мероприятия
[ редактировать ]Стартовая сетка состоит из трех столбцов и содержит около 20 гонщиков. Позиции на стартовой решетке определяются в порядке убывания квалификационной скорости, при этом самый быстрый занимает поул или первое место. Гонки длятся примерно 45 минут, каждая гонка представляет собой спринт от старта до финиша без ямок для топлива и шин.
В 2005 году в MotoGP было введено правило «от флага к флагу». Раньше, если гонка начиналась в сухую погоду и шел дождь, официальные лица могли сигнализировать (остановить) гонку и либо возобновить гонку, либо возобновить ее на «мокрых» шинах. Теперь, когда идет дождь, отображается белый флаг, указывающий, что гонщики могут поменять мотоцикл, на котором они начали гонку, на идентичный, при условии, что шины разные (то есть промежуточные или «мокрые» вместо сликов). . [ 25 ] Помимо различных шин, велосипеды для влажной погоды имеют стальные тормозные диски и другие тормозные колодки вместо карбоновых дисков и колодок, используемых на «сухих» велосипедах. Это связано с тем, что для правильной работы карбоновые тормоза должны быть очень горячими, а вода слишком сильно их охлаждает. Подвеска также несколько «смягчена» для влажной погоды.
Когда гонщик попадает в аварию, маршалы трассы от места происшествия машут желтыми флажками, запрещающими обгон в этой зоне; в одном углу трассы виден неподвижный желтый флаг. Если упавшего гонщика невозможно безопасно эвакуировать с трассы, гонка отмечается красным флажком. Аварии мотоцикла обычно бывают двух типов: lowside , когда мотоцикл теряет сцепление с дорогой передними или задними шинами и выскальзывает на «низкую» сторону, и более опасный highside , когда шины не полностью выскальзывают, а вместо этого цепляются за поверхность. поверхность трассы, переворачивая мотоцикл на «высокую сторону», обычно катапультируя гонщика через верх. Более широкое использование контроля тяги сделало хайсайды гораздо менее частыми.
В 2023 году были введены гонки «Спринт»; эти гонки проводятся в субботу гоночного уик-энда, а традиционный Гран-при проходит в воскресенье. Гонки «Спринт» короче — примерно вдвое короче Гран-при. В этих гонках гонщики набирают примерно половину очков. [ 26 ] [ 27 ]
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 25 | 20 | 16 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 12 | 9 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Всадники
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]Имя | Страна | Конструктор | Команда | Нет. |
---|---|---|---|---|
Франческо Баньяйя | Италия | Дукати | Команда Дукати Леново | 1 |
Иоганн Зарко | Франция | Хонда | Кастрол Хонда LCR | 5 |
Лука Марини | Италия | Хонда | Репсоль Хонда Команда | 10 |
Маверик Виньялес | Испания | Априлия | Априлия Гонки | 12 |
Фабио Куартараро | Франция | Ямаха | Команда Monster Energy Yamaha MotoGP | 20 |
Франко Морбиделли | Италия | Дукати | Прима Прамак Гонки | 21 |
Энеа Бастианини | Италия | Дукати | Команда Дукати Леново | 23 |
Рауль Фернандес | Испания | Априлия | Гонки на трекхаусе | 25 |
Такааки Накагами | Япония | Хонда | Идемицу Хонда LCR | 30 |
Педро Акоста | Испания | КТМ | Ред Булл ГазГаз Тех3 | 31 |
Брэд Биндер | ЮАР | КТМ | Заводские гонки Red Bull KTM | 33 |
Джоан Мир | Испания | Хонда | Репсоль Хонда Команда | 36 |
Аугусто Фернандес | Испания | КТМ | Ред Булл ГазГаз Тех3 | 37 |
Алейш Эспаргаро | Испания | Априлия | Априлия Гонки | 41 |
Алекс Ринс | Испания | Ямаха | Команда Monster Energy Yamaha MotoGP | 42 |
Джек Миллер | Австралия | КТМ | Заводские гонки Red Bull KTM | 43 |
Фабио Ди Джаннантонио | Италия | Дукати | Гоночная команда Pertamina Enduro VR46 | 49 |
Марко Безсекки | Италия | Дукати | Гоночная команда Pertamina Enduro VR46 | 72 |
Алекс Маркес | Испания | Дукати | Грезини Рейсинг MotoGP | 73 |
Мигель Оливейра | Португалия | Априлия | Гонки на трекхаусе | 88 |
Хорхе Мартин | Испания | Дукати | Прима Прамак Гонки | 89 |
Марк Маркес | Испания | Дукати | Грезини Рейсинг MotoGP | 93 |
Чемпионы
[ редактировать ]Чемпионат мира среди гонщиков присуждается самому успешному гонщику за сезон, что определяется системой начисления очков, основанной на результатах Гран-при.
Джакомо Агостини — самый успешный чемпион в истории Гран-при, на его счету 15 титулов (8 в классе 500сс и 7 в классе 350сс). Самым доминирующим гонщиком всех времен был Майк Хейлвуд , выигравший 10 из 12 (83%) гонок в классе 250сс в сезоне 1966 года. Мик Духан , выигравший 12 из 15 (80%) гонок класса 500сс в сезоне Гран-при 1997 года Почетного упоминания заслуживает и . Валентино Росси - самый успешный современный гонщик, выигравший девять титулов, в том числе семь титулов 500cc/MotoGP (2001–2005, 2008–2009) и по одному на уровнях 250cc и 125cc. [ 28 ] Действующим чемпионом является итальянский гонщик Франческо Баньяйя .
Схемы
[ редактировать ]Чемпионат мира MotoGP 2024 года состоит из 19 трасс.
- Катар , Лусаил , Международная автодрома Лусаил
- Португалия , Портиман , Международная автодрома Алгарве
- США , Остин , Автодром Америк
- Испания , Херес де ла Фронтера , трасса Херес – Анхель Ньето
- Франция , Ле-Ман , трасса Бугатти
- Испания , Монтмело , Трасса Барселона-Каталония
- Италия , Скарперия и Сан-Пьеро , Международная трасса Муджелло
- Нидерланды , Ассен , TT Circuit Assen
- Германия , Хоэнштайн-Эрнстталь , Заксенринг
- Великобритания , Сильверстоун , трасса Сильверстоун
- Австрия , Спилберг , Ред Булл Ринг
- Испания , Альканьис , MotorLand Aragón
- Италия , Мизано Адриатико , Мировая трасса Мизано Марко Симончелли
- Индонезия , Центральный Ломбок , Международная уличная трасса Пертамина Мандалика
- Япония , Мотеги , Mobility Resort Motegi
- Австралия , остров Филлип , трасса Гран-при острова Филлип
- Таиланд , Бурирам , Международная трасса Чанг
- Малайзия , Сепанг , Международная автодрома Петронас Сепанг
- Испания , Валенсия , автодром Рикардо Тормо
Технические регламенты
[ редактировать ]Ниже приведены ключевые технические регламенты для каждого класса. В 2005 году также было введено правило 2.10.5: «Температура топлива на мотоцикле не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 15 °C» . Запрещается использование на мотоцикле каких-либо устройств для искусственного снижения температуры топлива ниже температуры окружающей среды. Ни один мотоцикл не может иметь такого устройства». Это останавливает искусственный «наддув», получаемый за счет увеличения плотности топлива за счет его охлаждения.
класс МотоГП
[ редактировать ]В начале новой эры MotoGP в 2002 году для гонок были предназначены двухтактные мотоциклы объемом 500 куб.см или четырехтактные 990 куб.см. Огромное преимущество в мощности четырехтактного двигателя вдвое большего объема по сравнению с двухтактным двигателем вдвое меньшего размера означало, что к следующему сезону двухтактные мотоциклы не участвовали в гонках. В 2007 году максимальный объем двигателя был снижен до 800 куб.см без снижения существующего ограничения по весу.
Мотоциклы класса MotoGP не ограничены какой-либо конкретной конфигурацией двигателя. Однако количество цилиндров двигателя определяет разрешенный минимальный вес мотоцикла; вес дополнительных баллонов действует как своего рода помеха . Это необходимо, поскольку при заданной мощности двигатель с большим количеством цилиндров способен выдавать большую мощность. Если используются сопоставимые соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, двигатель с большим количеством цилиндров будет иметь большую площадь поршня и более короткий ход. Увеличенная площадь поршня позволяет увеличить общую площадь клапана, позволяя всасывать в двигатель больше воздуха и топлива, а более короткий ход обеспечивает более высокие обороты при той же скорости поршня, позволяя двигателю перекачивать еще больше воздуха и топлива при потенциал для производства большей мощности, но с большим расходом топлива. В 2004 году были представлены мотоциклы с трех-, четырех- и пятицилиндровыми двигателями. Шестицилиндровый двигатель был предложен Блатой, но до сеток MotoGP он не дошел. В настоящее время четырехцилиндровые двигатели предлагают наилучший компромисс между весом, мощностью и расходом топлива, поскольку все конкуренты серии 2009 года использовали это решение либо в V-образной, либо в рядной конфигурации.
В 2002 году FIM обеспокоилась достижениями в области дизайна и техники, которые привели к увеличению скорости на гоночной трассе ; внесены изменения в регламент, касающиеся веса, количества доступного топлива и мощности двигателя. В измененных правилах объем двигателя уменьшен с 990 куб.см до 800 куб.см и ограничен объем доступного топлива для гоночной дистанции с 26 литров (5,7 имп галлонов; 6,9 галлонов США) в 2004 году до 21 литра (4,6 имп галлонов; 5,5 галлонов США) в 2007 году. и далее. Кроме того, минимальный вес четырехцилиндровых велосипедов, используемых всеми участвующими командами, был увеличен на 3 кг (6,6 фунта).
Самая высокая скорость мотоцикла MotoGP в категории 125 куб.см составляет 249,76 км/ч (155,19 миль в час), установленная Валентино Росси в 1996 году для Aprilia, а максимальная скорость в истории MotoGP составляет 366,1 км/ч (227,5 миль в час), установленная Брэдом Биндером во время «Спринтерская» гонка Гран-при Италии 2023 года на KTM RC16 .
11 декабря 2009 года Комиссия Гран-при объявила, что класс MotoGP перейдет на лимит двигателей в 1000 куб.см, начиная с сезона 2012 года. Максимальный рабочий объем был ограничен 1000 куб. См, максимальное количество цилиндров - четырьмя, а максимальный диаметр цилиндра - 81 мм (3,2 дюйма). [ 29 ] Кармело Эзпелета, генеральный директор Dorna Sports , отметил, что запланированные изменения были восприняты командами положительно. [ 30 ]
С 2012 года команды, не заявленные ни одним из крупных производителей, могли претендовать на статус «команды, претендующей на правила» (CRT). Команда, претендующая на правила, была призвана позволить независимым командам быть конкурентоспособными с меньшими затратами и увеличить количество участников в MotoGP. Команды, претендующие на правила, получили выгоду от менее строгих правил в отношении количества двигателей, которые можно было использовать в сезоне, а также от большего количества топлива во время гонок. В соответствии с правилом подачи заявок, CRT соглашаются разрешить заявку до четырех своих двигателей за сезон после гонки одной из основных команд-производителей по цене 20 000 евро каждая, включая трансмиссию, или 15 000 евро каждая за один только двигатель. . [ 31 ] С сезона 2014 года класс CRT был заменен спецификацией «Открытый класс», что позволило командам, использующим аппаратное и программное обеспечение ЭБУ управления, получить определенные преимущества для повышения своей конкурентоспособности. [ 32 ]
С 2023 года устройства переднего дорожного просвета (или холшот) были запрещены. Эти устройства стали обычным явлением в MotoGP с конца 2018 года, когда Ducati впервые представила систему, которая могла опускать заднюю часть мотоцикла, чтобы облегчить ускорение перед стартом гонки. [ 33 ]
класс Мото2
[ редактировать ]Первоначально Moto2 представлял собой класс четырехтактных двигателей объемом 600 куб.см, представленный в 2010 году для замены традиционного класса двухтактных двигателей объемом 250 куб.см. Двигатели поставлялись исключительно Honda, шины Dunlop , а электроника ограничена и поставляется только производителями, санкционированными FIM. Карбоновые тормозные диски запрещены, разрешены только стальные тормозные диски. Однако ограничений по шасси нет. До 2019 года разрешалось использовать только четырехтактные машины Moto2 объемом 600 куб.см. [ 34 ]
В 2019 году Triumph заменил Honda в качестве единственного поставщика двигателей Moto2. [ 35 ] Конфигурация двигателя Triumph представляет собой трехцилиндровый двигатель объемом 765 куб.см, в отличие от рядного четырехцилиндрового двигателя предыдущей Honda объемом 600 куб.см. В 2024 году Pirelli стала единственным поставщиком шин в Moto2 и Moto3, заменив Dunlop. [ 36 ]
Мото3 класс
[ редактировать ]Класс 125cc был заменен в 2012 году классом Moto3. Этот класс ограничен одноцилиндровыми четырехтактными двигателями объемом 250 куб.см и максимальным диаметром цилиндра 81 мм (3,2 дюйма). Минимальный общий вес мотоцикла и водителя составляет 148 кг (326 фунтов). Традиционно возрастные ограничения для Moto3 составляли 16–28 лет, с верхним пределом в 25 лет для новых гонщиков, заключивших контракт и участвующих впервые, и для участников с групповыми картами. В 2014 году было введено изменение правил, позволяющее несовершеннолетним чемпионам FIM CEV Repsol Moto3 (юниоры) участвовать в последующей серии Moto3 на уровне чемпионата мира. [ 37 ] Первым бенефициаром этого изменения правил стал двукратный (2013 и 2014 годы) чемпион CEV Фабио Куартараро . Однако после ряда инцидентов со смертельным исходом молодых гонщиков в низших классах FIM установила минимальный возраст в 18 лет, начиная с сезона 2023 года.
МотоЕ класс
[ редактировать ]Чемпионат мира по MotoE был представлен в 2019 году и включает в себя полностью электрические мотоциклы. В сериале используется мотоцикл Energica Ego Corsa производства Energica Motor Company . [ 38 ] [ 39 ] Первый сезон проводился в 6 туров (4 уик-энда Гран-при).
Класс MotoE получил статус чемпионата мира в 2023 году, а также перешёл на мотоциклы Ducati . [ 40 ]
Технические характеристики силового агрегата
[ редактировать ]Спецификация | МотоГП | Мото2 | Мото3 | МотоЕ |
---|---|---|---|---|
Производитель | Различный | Хонда (2010–2018) Триумф (с 2019 г.) |
Различный | Дукати |
Конфигурация | 75,5°-90° V-4 / рядная четверка | Рядная четверка (2010–2018) Рядная тройка (с 2019 г.) |
одноцилиндровый | синхронный электродвигатель с постоянными магнитами , литий-ионный аккумулятор |
Смещение | 1000 куб.см (61 куб.дюйм ) | 600 куб. См (37 куб. Дюймов ) (2010–2018 гг.) 765 куб.см (47 куб. дюймов ) (с 2019 г.) |
250 куб. См (15 куб. Дюймов ) | н/д |
Горение | Четырехтактный (с 2012 г.) | |||
Клапанный механизм | DOHC , четыре клапана на цилиндр | |||
Топливо | Неэтилированный с октановым бензин числом 95-102 (без контрольного топлива) | Неэтилированный бензин числом 98 с октановым (2016–2019 гг.), позже Неэтилированный бензин Petronas Primax с октановым числом 97 (с 2020 г. по настоящее время) | ||
Доставка топлива | Электронный непрямой многоточечный впрыск топлива | |||
Стремление | Безнаддувный | |||
Власть | > 290 л.с. (220 кВт) [ 41 ] | 120–150 л.с. (89–112 кВт) (2010–2018 гг.) [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] > 140 л.с. (100 кВт) (2019 – настоящее время) [ 46 ] |
< 55 л.с. (41 кВт) | 147–161 л.с. (110–120 кВт) |
Крутящий момент | > 120 Нм (89 фунт-сила-фут) [ 47 ] | 55–70 N⋅m (41–52 lbf⋅ft) (2010–2018) 80 Нм (59 фунт-сила-фут) (2019 – настоящее время) [ 48 ] |
28 N⋅m (21 lbf⋅ft) [ 49 ] [ 50 ] | > 220 Нм (160 фунт-сила-фут) [ 51 ] |
Соотношение мощности и веса | 1,85 л.с./кг (0,84 л.с./фунт) | ~1 л.с./кг (0,45 л.с./фунт) [ 52 ] | ~0,6 л.с./кг (0,27 л.с./фунт) [ 52 ] | 0,6 л.с./кг (0,27 л.с./фунт) |
Смазка | Мокрый картер | н/д | ||
Предел оборотов | 17 500–18 000 об/мин | 13500 об/мин | ||
Максимальная скорость | 366,1 км/ч (227 миль в час ) (Брэд Биндер Муджелло, 2023) |
301,8 км/ч (188 миль в час ) (Стефано Манци, Остров Филиппа, 2019 г.) |
255,9 км/ч (159 миль в час ) (Даниэль Хольгадо, Барселона, 2023) |
260–270 км/ч (160–170 миль в час) |
Охлаждение | Одиночный водяной насос | с масляным охлаждением (двигатель) с воздушным охлаждением (аккумуляторный блок) | ||
Свечи зажигания | НГК | н/д |
Веса
[ редактировать ]Количество цилиндры |
минимум 2002 г. | минимум 2007 г. | минимум 2010 г. |
---|---|---|---|
2 | 135 кг (298 фунтов) | 137 кг (302 фунта) | 135 кг (298 фунтов) |
3 | 135 кг (298 фунтов) | 140,5 кг (310 фунтов) | 142,5 кг (314 фунтов) |
4 | 145 кг (320 фунтов) | 148 кг (326 фунтов) | 150 кг (330 фунтов) |
5 | 145 кг (320 фунтов) | 155,5 кг (343 фунта) | 157,5 кг (347 фунтов) |
6 | 155 кг (342 фунта) | 163 кг (359 фунтов) | 165 кг (364 фунта) |
- В 2005 году емкость топливного бака была увеличена с 20 литров (4,4 имп галлона; 5,3 галлона США) до 24 литров (5,3 имп галлона; 6,3 галлона США).
- В 2006 году емкость топливного бака была немного уменьшена с 24 до 22 литров (4,8 имп галлона; 5,8 галлона США).
- Начиная с 2007 года и в течение как минимум пяти лет FIM установила в классе MotoGP запрет на использование двухтактных мотоциклов. Максимальный запас топлива должен составлять 21 литр (4,6 имп галлона; 5,5 галлона США).
- С 2007 по 2011 год двигатели ограничивались четырехтактными двигателями объемом 800 куб.см.
- В 2012 году объём двигателя был увеличен до 1000 куб.см. [ 53 ]
- В сезоне 2013 года минимальный вес был увеличен до 160 кг (350 фунтов).
- В сезоне 2015 года минимальный вес был снижен до 158 кг (348 фунтов). [ 54 ]
Шины
[ редактировать ]Выбор шин имеет решающее значение, обычно он делается отдельным гонщиком на основе «чувства мотоцикла» во время тренировок, квалификации и разминки перед гонкой утром в день гонки, а также прогнозируемой погоды. Типичный компромисс – между сцеплением и долговечностью: более мягкие составные шины имеют большее сцепление с дорогой, но изнашиваются быстрее; шины из более твердого состава имеют меньшее сцепление с дорогой, но с большей вероятностью прослужат всю гонку. Экономия резины на протяжении всей гонки — это особый навык, который приобретают гонщики-победители. Специальные шины «Q», или квалификационные шины с чрезвычайной мягкостью и сцеплением, обычно использовались во время квалификационных сессий, пока их использование не было прекращено в конце сезона 2008 года, но они обычно прослужили не дольше одного или двух кругов, хотя могли обеспечить более высокие результаты. квалификационные скорости. Во влажных условиях используются специальные шины («мокрые») с полным протектором, но они сильно изнашиваются, если трасса высыхает.
В 2007 году новые правила MotoGP ограничили количество шин, которые любой гонщик мог использовать в период тренировок, квалификации и самой гонки, максимум 31 шиной (14 передних и 17 задних) на гонщика. Это привело к возникновению проблемы выбора шин в зависимости от погоды (помимо других факторов), которая заставляет гонщиков и команды оптимизировать свои результаты в день гонки. Этот фактор был встречен участниками с разной степенью энтузиазма. Bridgestone доминировала в 2007 году, и Michelin гонщики Валентино Росси , Ники Хайден , Дэни Педроса и Колин Эдвардс признали недостатки гоночных шин Michelin по сравнению с Bridgestone. Росси, разочарованный и критически настроенный по отношению к характеристикам своих шин Michelin, перешел на Bridgestone в 2008 году и уверенно выиграл чемпионат мира. Педроса перешел в Bridgestones в сезоне 2008 года.
В 2008 году в правила были внесены поправки, позволяющие использовать больше шин за гоночный уик-энд: 18 передних и 22 задних, всего 40 шин. Меньшее количество шин за уик-энд считалось недостатком для гонщиков Michelin. Единственная команда MotoGP, использовавшая шины Dunlop в 2007 году, Yamaha Tech 3, не использовала их в 2008 году, а перешла на Michelin.
На 2009, 2010 и 2011 годы FIM назначила поставщика «специальных» шин Bridgestone (при этом Michelin больше не поставляет шины для MotoGP и возвращается в эту категорию в 2016 году). За весь сезон Bridgestone предоставила четыре спецификации передних шин, шесть — задних и одну спецификацию для мокрого покрытия — без каких-либо квалификационных спецификаций. Для каждого круга Bridgestone предоставила только две спецификации для передней и задней части. Шины распределяются между гонщиками случайным образом, чтобы обеспечить беспристрастность. [ 55 ] Хорхе Лоренцо публично поддержал правило моношины. [ 56 ]
В конце сезона 2015 года Bridgestone вышла из состава поставщика шин MotoGP. [ 57 ] После официального тендера французский производитель шин Michelin стал официальным поставщиком шин в сезоне 2016 года, что ознаменовало их возвращение в серию, а испытания начались в Арагоне сразу после окончания сезона 2015 года. [ 58 ]
В СМИ
[ редактировать ]- MotoGP «Hiting the Apex» о Документальный фильм вышел в 2015 году и теперь доступен на DVD.
- «Быстрее» , документальный фильм о MotoGP, вышел в 2003 году и сейчас доступен на DVD.
- «Самый быстрый» , документальный фильм о MotoGP, вышел в 2011 году и теперь доступен на DVD.
- MotoGP Unlimited — документальный фильм о MotoGP, вышедший в прокат в 2022 году. [ 59 ]
Видеоигры
[ редактировать ]Ранние видеоигры Гран-при включают Grand Prix 500cc (1987), Cycles: International GP Racing (1989), Grand Prix 500 2 (1991) и GP-1 (1993). Первым симулятором стал GP 500 , выпущенный в 1999 году. В начале 2000-х THQ выпустила пять видеоигр для платформ Windows и Xbox, тогда как Namco опубликовала пять видеоигр для платформ PlayStation. В 2007 году новым издателем PlayStation стала Capcom. В 2008 году THQ лишилась лицензии MotoGP, и эксклюзивным издателем стала Capcom. [ 60 ]
MotoGP 2010 — игра для iOS, созданная в 2010 году компанией I-Play, выпущенная 3 сентября 2010 года и не получившая одобрения критиков после того, как получила рейтинг 43% на Metacritic. MotoGP 10/11 был выпущен Capcom 15 марта 2011 года для PlayStation 3 и Xbox 360. Metacritic дал игре рейтинг 72%. [ 61 ]
По состоянию на 2013 год у Milestone srl была лицензия на видеоигры MotoGP, контракт, который теперь будет действовать как минимум до 2026 года. [ 62 ] [ 63 ] Первой игрой в рамках их контракта стала MotoGP 13 , выпущенная 21 июня 2013 года на PlayStation Vita, PlayStation 3 и Xbox 360. Игра получила неоднозначные отзывы и набрала 73%. [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]- Новичок года MotoGP
- Очертания мотоциклов и мотоспорта
- Спонсорские ливреи Гран-при по мотогонкам
- Список мотогонок Гран-при
- Список чемпионов мира по гонкам 500сс/MotoGP
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Морис Бюла, изд. (2001). Континентальный цирк 1949-2000 гг . Жан-Клод Шертенлейб. Chronosports SA с. 18. ISBN 2940125767 .
- ^ «Оружейный магазин и велосипеды Pioneer значительно увеличились в размерах». Бейкерсфилд, Калифорния . Heritage Microfilm, Inc.#NewspaperArchive . 26 апреля 1913 года.
Самым заметным триумфом Индии 1912 года стала победа во французском соревновании по классическим мотоциклам - Гран-при.
- ^ «Внутри MotoGP. История» . motogp.com . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Нойес, Деннис (21 декабря 2007 г.). «MOTOGP: Генеральный директор Dorna выступает за ограничение использования электроники в MotoGP» . SPEEDTV.com. Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 4 марта 2008 г.
- ^ «FIM объявляет об изменениях в правилах 2009 года» . MotoGP.com. 18 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 г. Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «MotoGP увеличивает объем двигателя до 1000 куб.см в 2012 году» . Би-би-си Спорт . 10 января 2010 г.
- ^ «Коррадо Чеккинелли рассказывает о правилах CRT» . MotoGP.com . Дорна Спорт . 3 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 г. Проверено 9 ноября 2011 г.
- ^ Бир, Мэтт (1 мая 2011 г.). «Новые команды выстраиваются на MotoGP 2012» . Автоспорт . Публикации Хеймаркет . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ «Справочная информация о Moto2» . Отдел новостей Хонды . 27 июля 2010 г. Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «Honda представляет новый мотоцикл Moto3» . www.motorcyclenews.com . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Вехи MotoGP» . краш.нет. 22 мая 2003 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ «Вспышка истории FIM, 1796–1979» . FIM-live.com . Архивировано из оригинала 18 февраля 2017 года . Проверено 10 сентября 2017 г.
- ^ Деннис, Нойес; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ «Формируя будущее: наследие Антонио Кобаса» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 2 сентября 2004 года . Проверено 14 декабря 2010 г.
- ^ «Bridgestone делает предложение стать единственным поставщиком шин в 2009 году» . МотоГП. 4 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 г. . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ «Michelin не будет участвовать в тендере на контракт на единый поставщик шин для чемпионата мира MotoGP» . Мишлен. 4 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 16 ноября 2008 г. . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ «Изменения правил не позволяют заводским гонщикам-новичкам» . краш.нет . 28 марта 2009 года . Проверено 26 июля 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Симончелли умирает от травм» . Яху!. 23 октября 2011 года . Проверено 23 октября 2011 г.
- ^ «Изменения MotoGP в 2012 году» . МотоГП. 11 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 7 июня 2013 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ «MotoGP объявляет квалификацию на выбывание» . Краш.нет . Крэш Медиа Групп. 14 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 14 октября 2012 г.
- ^ «Введен штраф за длинный круг» . motogp.com. Архивировано из оригинала 27 июля 2019 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ «Календарь MotoGP 2023: 21 этап, 42 гонки – «Моя жена поменяет замки!» " . Крушение . 12 октября 2022 г. Проверено 12 октября 2022 г.
- ^ «Liberty Media объявляет о приобретении MotoGP™» . MotoGP.com . 1 апреля 2024 г.
- ^ Пучдемон, Ориоль (1 апреля 2024 г.). «Владелец Формулы-1 Liberty Media приобретает MotoGP в рамках сделки с Dorna стоимостью 4 миллиона долларов» . Motorsport.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Honda Worldwide | MotoGP 2005, этап 02: Гран-при Португалии» . world.honda.com . Проверено 11 июня 2018 г.
- ^ «Спринтерские гонки будут представлены на всех Гран-при с 2023 года» . MotoGP.com . Дорна Спорт. 20 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 20 августа 2022 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ . «Спринтерские гонки MotoGP 2023: все, что вам нужно знать» . Motorsport.com . Сеть автоспорта. 20 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ МотоГП. «Валентино Росси» . Профили гонщиков MotoGP . Dorna Sports SL Архивировано из оригинала 1 мая 2013 г. Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ «MotoGP возвращается к 1000cc в 2012 году» . Мотоцикл-США.com. Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 г. Проверено 27 мая 2014 г.
- ^ «MOTOGP: Росси быстрее всех по итогам испытаний в Сепанге» . SPEEDtv.com . 2010. Архивировано из оригинала 31 июля 2010 г.
- ^ «Коррадо Чеккинелли рассказывает о правилах CRT» . MotoGP.com . 03 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 г. Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ «Обновление правил MotoGP: название «CRT» удалено и заменено на «Open» » . Мотоматерс . 17 октября 2013 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «MotoGP запрещает передние устройства дорожного просвета с 2023 года» . au.motorsport.com . 22 марта 2022 г. Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ «Moto2: объявлены правила замены класса 250 куб.см» . motogp.com. 11 декабря 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Триумф объявлен поставщиком двигателей Moto2 с 2019 года» . motogp.com. 03.06.2017. Архивировано из оригинала 24 июня 2017 г. Проверено 26 июня 2017 г.
- ^ «Pirelli станет эксклюзивным поставщиком шин для Moto2 и Moto3» . motogp.com. 2023-06-29. Архивировано из оригинала 27 сентября 2023 г. Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ «В Moto3™ введено исключение из возрастного ограничения» . MotoGP.com . 19 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2019 г. Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ «Dorna запускает в Италии мотоцикл для чемпионата мира FIM Enel MotoE» . Cycleworld.com. Архивировано из оригинала 08 февраля 2018 г. Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ «Откройте для себя мотоцикл Energica Ego Corsa MotoE!» . МотоГП . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 5 ноября 2018 г.
- ↑ Ducati подтверждена как единственный производитель MotoE™ motogp.com, 21 октября 2021 г. Дата обращения 19 мая 2023 г.
- ^ «801 и продолжает расти: путешествие Honda в MotoGP продолжается» . МотоГП . 5 марта 2022 г. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Мотор Moto2 Spec будет сильно модифицирован CBR 600 — асфальт и резина» . Asphaltandrubber.com. 14 марта 2022 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ Бернс, Джон (26 ноября 2018 г.). «Сколько л.с. вырабатывает двигатель Triumph Moto2?» . Мотоцикл.com . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «ЦБР600РР» . Хонда . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ «Двигатели Moto2 будут на базе CBR600RR» . Rideapart.com. 27 мая 2009 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Двигатель Moto2 | Для езды» . Triumphmotorcycles.com . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Desmosedici Stradale: двигатель V4 для спортивных мотоциклов Ducati» . МотоГП . 7 сентября 2019 года . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Вахид Ои Абдулла (27 ноября 2018 г.). «Какую мощность выдает двигатель Triumph Moto2 2019 года? - Новости мотоциклов, обзоры мотоциклов из Малайзии, Азии и мира» . BikesRepublic.com . Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Машины класса Мото3» . Циклический мир. 14 августа 2012 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Трехцилиндровый двигатель Triumph будет использоваться в чемпионате Moto2 начиная с 2019 года — асфальт и резина» . Asphaltandrubber.com. 3 июня 2017 г. Проверено 19 марта 2022 г.
- ^ «Откройте для себя мотоцикл Energica Ego Corsa MotoE» . МотоГП . 7 февраля 2020 г. Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Внутри мотоциклов MotoGP» . www.motogp.com . Дорна Спорт. Архивировано из оригинала 8 апреля 2016 г. Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ «Основы MotoGP» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2013 г. Проверено 08 апреля 2013 г.
- ^ «Заморозка разработки программного обеспечения MotoGP на середину 2015 года» . Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ «Bridgestone: как будут работать шины MotoGP» . SuperbikePlanet.com. 04 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ «Хорхе Лоренцо доволен правилом одной шины» . новости мотоциклов . Архивировано из оригинала 5 сентября 2012 года.
- ^ «Bridgestone покинет MotoGP после сезона 2015 года» . MotoGP.com. Архивировано из оригинала 20 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ «Michelin станет официальным поставщиком шин MotoGP» . MotoGP.com. Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ «Прайм Видео: Moto GP Unlimited — Сезон 1» . www.primevideo.com . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ «Capcom приобретает права на игры MotoGP» . Мотоцикл.com . 01.01.2010 . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ «МотоГП 10/11» . Метакритик . Проверено 13 марта 2019 г.
- ^ «Milestone объявляет MotoGP13» . МотоГП . 2012 . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ «MotoGP и Milestone продлевают сотрудничество как минимум до 2026 года» . МотоГП . 17 марта 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ «МОТОГП 13» . метакритик.com . Проверено 24 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]