Jump to content

Иосиф Сталин и антисемитизм

(Перенаправлено со сталинизма и антисемитизма )

Обвинение Иосифа Сталина в антисемитизме широко обсуждается историками. Хотя он был частью движения, включавшего евреев и отвергавшего антисемитизм, в частном порядке он проявлял презрительное отношение к евреям в различных случаях, свидетелями которых были его современники и которые документированы историческими источниками. [1] Сталин утверждал, что евреи обладают «национальным характером», но не являются «нацией» и поэтому не ассимилируются. Он утверждал, что еврейский национализм, особенно сионизм , враждебен социализму. [2] В 1939 году он изменил коммунистическую политику и начал сотрудничество с нацистской Германией , которое включало изгнание высокопоставленных евреев из Кремля. Будучи диктатором Советского Союза, он продвигал репрессивную политику, которая заметно повлияла на евреев вскоре после Второй мировой войны , особенно во время антикосмополитической кампании . На момент своей смерти Сталин планировал еще более масштабную кампанию против евреев. [3] [4] [5] По словам его преемника Никиты Хрущева , Сталин разжигал заговор врачей как предлог для дальнейших антиеврейских репрессий. [6]

Сталин публично осудил антисемитизм. [7] хотя его неоднократно в этом обвиняли . [8] Люди, знавшие его, такие как Хрущев, предположили, что он долгое время питал негативные чувства к евреям. [9] и утверждалось, что антисемитские тенденции в его политике были подпитаны борьбой Сталина против Троцкого. [10] После смерти Сталина Хрущев утверждал, что Сталин поощрял его разжигать антисемитизм в Украине, якобы говоря ему, что «хорошим рабочим на заводе следует давать дубинки, чтобы они могли избить этих евреев до чертиков». [11] В 1946 году Сталин якобы сказал в частном порядке, что «каждый еврей является потенциальным шпионом». [12] Конквест заявил, что, хотя у Сталина были соратники-евреи, он пропагандировал антисемитизм. [13] Сервис предупредил, что в опубликованных работах Сталина «нет неопровержимых доказательств» антисемитизма, хотя его частные заявления и публичные действия «несомненно напоминали грубый антагонизм по отношению к евреям»; [14] он добавил, что на протяжении всей жизни Сталина грузин «будет другом, соратником или лидером бесчисленного множества отдельных евреев». [15] По версии Берии, у Сталина были романы с еврейками. [16]

Ранние годы

[ редактировать ]

Ни один из аспектов воспитания Сталина в Гори (Грузия) , его образования в православной семинарии в Тифлисе или его политической деятельности до 1906 года не может служить мотивом для последующего антисемитизма. Взаимодействия с евреями были нечастыми и вряд ли касались его как такового. он стал чаще встречаться с евреями На Стокгольмском конгрессе , в том числе с ревностными революционерами, конкуренция которых, возможно, его не устраивала. [17]

Самая ранняя антисемитская риторика Сталина появляется в связи с соперничеством между большевистскими и меньшевистскими политическими фракциями. Евреи были активны в обеих группах, но более заметны среди меньшевиков. Сталин обратил внимание на этнические пропорции, представленные с каждой стороны, как это видно из отчета о съезде 1907 года, опубликованного в Бакинском « », приписываемая Сталину рабочем », в котором цитировалась грубая шутка о «маленьком погроме тогдашнему Большевик Григорий Алексинский :

Не менее интересен и национальный состав съезда. Статистика показала, что большинство фракции меньшевиков составляют евреи — и это, конечно, не считая бундовцев , — после которых шли грузины, а затем русские. С другой стороны, подавляющее большинство большевистской фракции состоит из русских, после которых идут евреи, не считая, конечно, поляков и латышей , а затем грузины и т. д. По этой причине один из большевиков в шутку заметил (кажется, тов. Алексинский), что меньшевики — еврейская фракция, а большевики — настоящая русская фракция, поэтому нам, большевикам, было бы неплохо устроить в партии небольшой погром. [17]

1917-1930 гг.

[ редактировать ]

Хотя большевики считали всю религиозную деятельность контрнаучным суеверием и пережитком старого докоммунистического порядка, новый политический порядок, установленный ленинским Советом после русской революции, противоречил многовековому антисемитизму при Романовых . Совет Народных Комиссаров принял в 1918 году декрет, осуждавший всякий антисемитизм и призывавший рабочих и крестьян бороться с ним. [18] Ленин продолжал выступать против антисемитизма. [19] и на рабочих местах проводились информационные кампании против антисемитизма В Красной Армии , а частью советского законодательства стало положение, запрещающее разжигание пропаганды против какой-либо этнической принадлежности. [18] спонсируемые государством учреждения светской идишской культуры, такие как Московский государственный еврейский театр В это время в Советской России и Советском Союзе были созданы , а также учреждения для других меньшинств.

Будучи наркомом по делам национальностей , Сталин был членом кабинета министров, ответственным за дела меньшинств. В 1922 году Сталин был избран первым в истории Генеральным секретарем партии — пост, который еще не считался высшим в советском правительстве. Вскоре после этого Ленин начал критиковать Сталина. В своих письмах в декабре 1922 года больной Ленин (чье здоровье сделало его недееспособным в 1923–1924 годах) критиковал Сталина и Дзержинского за их шовинистическое отношение к грузинскому народу во время « Грузинского дела» . [20] В конце концов, письма и рекомендации 1922 года были обнародованы как часть «Завещания Ленина », в котором партии рекомендовалось отстранить Сталина от поста Генерального секретаря. Советский Союз до десталинизации 1956 года. [21]

ЦК После смерти выведенного из строя Ленина 21 января 1924 года партия официально сохранила принцип коллективного руководства, но Сталин вскоре переиграл своих соперников в Политбюро . Поначалу сотрудничая с евреями и полуевреями-членами Политбюро Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым против своего главного соперника-еврея Льва Троцкого , Сталин преуспел в маргинализации Троцкого. К 1929 году Сталин также фактически маргинализировал Зиновьева и Каменева, вынудив обоих подчиниться его власти. Непримиримый Троцкий был вынужден покинуть страну. По мнению польского историка Мариана Камиля Дзевановского , Каменеву было отказано в должности председателя Советского Союза по предложению Сталина из-за его еврейского происхождения. Сталин отдавал предпочтение Алексею Рыкову и поставил его на эту должность из-за его русского крестьянского происхождения. [22] Когда Борис Бажанов , личный секретарь Сталина, перебежавший во Францию ​​в 1928 году, опубликовал в 1930 году мемуары с критикой Сталина, он утверждал, что Сталин совершал грубые антисемитские высказывания еще до смерти Ленина. [23]

1930-1940-е годы

[ редактировать ]

Осуждение Сталиным антисемитизма в 1931 году

[ редактировать ]

по поводу советского отношения к антисемитизму 12 января 1931 года Сталин дал следующий ответ на запрос Еврейского информационного агентства в США :

Национальный и расовый шовинизм — пережиток человеконенавистнических обычаев, характерных для периода каннибализма . Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.

Антисемитизм выгоден эксплуататорам как громоотвод , отражающий удары трудящихся по капитализму. Антисемитизм опасен для трудящихся как ложный путь, сбивающий их с правильного пути и приводящий их в джунгли. Следовательно, коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми, заклятыми врагами антисемитизма.

В СССР антисемитизм карается по всей строгости закона как явление, глубоко враждебное советскому строю. По законам СССР активные антисемиты подлежат смертной казни. [24]

Создание Еврейской автономной области.

[ редактировать ]

Чтобы компенсировать растущие еврейские национальные и религиозные устремления сионизма была создана альтернатива Земле Израиля. с помощью Комзета и ОЗЕТа и успешно классифицировать советских евреев в рамках сталинской национальной политики, в 1928 году Еврейская автономная область с центром в Биробиджане. на Дальнем Востоке России должен был стать «Советский Сион». Идиш , а не «реакционный» иврит , станет национальным языком , а пролетарская социалистическая литература и искусство заменят иудаизм как квинтэссенцию культуры. Несмотря на масштабную государственную пропагандистскую кампанию внутри страны и за рубежом, еврейское население там так и не достигло 30% (по состоянию на 2003 год оно составляло всего около 1,2%). Эксперимент застопорился в середине 1930-х годов, во время первой сталинской кампании чисток, поскольку чистки не пощадили местных лидеров.

Великая чистка

[ редактировать ]

Самый жестокий период сталинских массовых репрессий, « Большая чистка» (или «Большой террор»), начался в 1936–1937 годах и включал в себя казнь более полумиллиона советских граждан, обвиненных в измене, терроризме и других антисоветских преступлениях. Кампания чисток в первую очередь была нацелена на бывших противников Сталина и других старых большевиков и включала крупномасштабную чистку Коммунистической партии Советского Союза , репрессии против кулацких крестьян, лидеров Красной Армии и простых граждан, обвиненных в заговоре против администрации Сталина. [25] Хотя многие из жертв Великой чистки были этническими или религиозными евреями, по словам Михаила Байтальского, во время этой кампании они не подвергались конкретному нападению как этническая группа: [26] Геннадий Костырченко, [27] Дэвид Пристленд, [28] Джеффри Вейдлингер, [29] Roy Medvedev [30] и Эдвард Радзинский . [31]

Германо-советское сближение и пакт Молотова-Риббентропа.

[ редактировать ]

Во время встречи с министром иностранных дел нацистской Германии Иоахимом фон Риббентропом Сталин пообещал ему избавиться от «еврейского засилья», особенно среди интеллигенции. [32] После увольнения Максима Литвинова с поста министра иностранных дел в 1939 г. [33] Сталин немедленно поручил новому министру иностранных дел Вячеславу Молотову «очистить министерство от евреев», умиротворить Гитлера и дать сигнал нацистской Германии, что СССР готов к переговорам о ненападении. [34] [35] [36] Многие еврейские деятели, такие как Александр Вайсберг-Цыбульский и Фриц Хоутерманс, были арестованы в 1937 году НКВД и переданы немецкому гестапо. [37]

Антисемитские тенденции в политике Сталина подпитывались его борьбой против Льва Троцкого и его глобальной базой поддержки. [38] [39] В конце 1930-х, 1940-х и 1950-х годах на руководящие должности в государственном аппарате было назначено гораздо меньше евреев, чем раньше, при этом резкое падение еврейского представительства на руководящих должностях стало очевидным примерно с момента начала в конце 1930-х годов сближения с нацистами. Германия. Процент евреев на руководящих постах упал до 6% в 1938 году и до 5% в 1940 году. [40]

Переселение и депортация евреев во время войны

[ редактировать ]

После советского вторжения в Польшу Сталин начал политику депортации евреев в Еврейскую автономную область и другие части Сибири. На протяжении всей войны аналогичные движения осуществлялись в регионах, считавшихся уязвимыми для нацистского вторжения, где были различные этнические группы, ставшие объектом нацистского геноцида. Когда эти группы населения достигали пунктов назначения, работа часто была тяжелой, и они находились в плохих условиях из-за нехватки ресурсов, вызванной военными действиями. [41]

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

Опыт Холокоста , в результате которого были убиты около шести миллионов евреев в Европе, находившейся под нацистской оккупацией , а еще миллионы остались без крова и перемещенными лицами , способствовал растущей обеспокоенности по поводу положения еврейского народа во всем мире. Однако травма вдохнула новую жизнь в традиционную идею единого еврейского народа и стала катализатором возрождения сионистской идеи создания еврейского государства на Ближнем Востоке . Еврейская автономная область пережила возрождение, поскольку советское правительство спонсировало миграцию около 10 000 восточноевропейских евреев в Биробиджан в 1946–1948 годах. [42] В начале 1946 года Совет Министров СССР объявил о плане строительства новой инфраструктуры, а Михаил Калинин , поборник Биробиджанского проекта с конца 1920-х годов, заявил, что по-прежнему считает регион «еврейским национальным государством», которое можно было возродить «творческим трудом». [42]

С конца 1944 года Иосиф Сталин проводил просионистскую внешнюю политику, очевидно, полагая, что новая страна будет социалистической и ускорит падение британского влияния на Ближнем Востоке. [43] Соответственно, в ноябре 1947 года Советский Союз вместе с другими странами советского блока проголосовал за План ООН по разделу Палестины . [44] что проложило путь к созданию Государства Израиль. 17 мая 1948 года, через три дня после провозглашения независимости Израиля , Советский Союз стал первым государством, официально признавшим Израиль. [45] Во время арабо-израильской войны 1948 года Советский Союз поддержал Израиль оружием, поставляемым через Чехословакию . [46]

Тем не менее, Сталин начал новую чистку, репрессировав своих союзников во время войны, Еврейский антифашистский комитет . В январе 1948 года Соломон Михоэлс был убит по личному приказу Сталина в Минске . Его убийство было замаскировано под автомобильную аварию. Михоэлса отвезли на дачу МГБ и убили вместе со своим коллегой-неевреем Голубовым-Потаповым под присмотром сталинского заместителя министра госбезопасности Сергея Огольцова . Затем их тела выбросили на обочине дороги в Минске. [47] [48]

Несмотря на первоначальную готовность Сталина поддержать Израиль, различные историки предполагают, что антисемитизм в конце 1940-х и начале 1950-х годов был мотивирован возможным восприятием Сталиным евреев как потенциальной « пятой колонны » в свете прозападного Израиля на Ближнем Востоке. Орландо Файджес предполагает, что

«После основания Израиля в мае 1948 года и его союза с США в холодной войне, 2 миллиона советских евреев, которые всегда оставались верными советской системе, сталинистский режим изображал как потенциальную пятую колонну. Из-за своей личной неприязни к евреям, Сталин был одним из первых сторонников еврейского государства в Палестине, которое он надеялся превратить в советского сателлита на Ближнем Востоке. Но поскольку руководство нового государства оказалось враждебным к подходам Советского Союза. Сталин все больше боялся произраильских настроений среди советских евреев. Его опасения усилились в результате прибытия Голды Меир в Москву осенью 1948 года в качестве первого посла Израиля в СССР во время ее визита в московскую синагогу. В Йом-Кипур (13 октября) тысячи людей выстроились вдоль улиц, многие из них кричали «Ам Исроэль Хай!» («Народ Израиля жив!») — традиционное подтверждение национального обновления для евреев всего мира, но для Сталина — опасный знак. буржуазный еврейский национализм», подрывавший авторитет Советского государства». [49]

Историки Альберт С. Линдеманн и Ричард С. Леви отмечают: «Когда в октябре 1948 года, во время великих святых дней, тысячи евреев собрались вокруг центральной синагоги Москвы, чтобы почтить память Голды Меир, первого израильского посла, власти были особенно встревожены этим событием. признаки еврейского недовольства. [50] Джеффри Вейдлингер пишет: «К октябрю 1948 года стало очевидно, что Михоэлс ни в коем случае не был единственным защитником сионизма среди советских евреев. Возрождение еврейского культурного самовыражения во время войны способствовало общему чувству смелости среди еврейских масс. Многие евреи не обращал внимания на растущую ждановщину и угрозу советским евреям, о которой сигнализировала назревающая кампания против « безродных космополитов ». Действительно, официальное отношение к еврейской культуре в этот период было двойственным. На первый взгляд казалось, что еврейская культура поддерживалась государством: после смерти Михоэлса были предприняты общественные усилия по сохранению идишского театра, «Эйникайт» все еще публиковался по графику, и, что самое важное, Советский Союз признал создание еврейского государства в Палестине. Для большинства московских евреев государство советского еврейства было признано. никогда не было лучше». [51]

В ноябре 1948 года советские власти начали кампанию по ликвидации того, что осталось от еврейской культуры. Руководители Еврейского антифашистского комитета были арестованы. Их обвинили в государственной измене, буржуазном национализме и планировании создания еврейской республики в Крыму для обслуживания американских интересов. В 1948 году были закрыты Музей экологических знаний Еврейской автономной области (создан в ноябре 1944 г.) и Еврейский музей в Вильнюсе (создан в конце войны). [52] Историко-этнографический музей грузинского еврейства, созданный в 1933 году, был закрыт в конце 1951 года. [52]

В Биробиджане различные еврейские культурные учреждения, которые были созданы в рамках прежней сталинской политики поддержки «пролетарской еврейской культуры» в 1930-е годы, были закрыты в период с конца 1948 по начало 1949 . года газета «Биробиджан» , библиотека книг на идише и иврите, местные еврейские школы. [53] То же самое произошло с идишскими театрами по всему Советскому Союзу, начиная с Одесского идишского театра и заканчивая Московским государственным еврейским театром.

В начале февраля 1949 года Сталинской премии лауреат микробиолог Николай Гамалея , пионер бактериологии , член Академии наук , написал личное письмо Сталину, протестуя против растущего антисемитизма: «Судя по совершенно бесспорным и очевидным признакам, новое появление антисемитизм исходит не снизу, не из масс, а направляется сверху, чьей-то невидимой рукой. Антисемитизм исходит от некоторых высокопоставленных лиц, занявших посты в руководящих органах партии». [54] В середине февраля девяностолетний ученый снова написал Сталину, снова упомянув о растущем антисемитизме. В марте Гамалея скончалась, так и не получив ответа. [55]

В ночь с 12 на 13 августа 1952 года, запомнившуюся как « Ночь убитых поэтов », тринадцать самых выдающихся идишских писателей Советского Союза были казнены по приказу Сталина. Среди жертв были Перец Маркиш , Давид Бергельсон и Ицик Фефер .

На заседании Политбюро 1 декабря 1952 года Сталин заявил: «Каждый еврейский националист является агентом американской разведки. Еврейские националисты думают, что их нация была спасена США... Они думают, что они в долгу перед американцами. есть много еврейских националистов». [56] В своей речи он также процитировал фразу Жан-Жака Руссо «Ешь богатых». [ нужна ссылка ] .

Заметная кампания по тихому смещению евреев с руководящих постов в службах государственной безопасности была проведена в 1952–1953 годах. Российские историки Жорес и Рой Медведевы писали, что, по словам МВД генерала Судоплатова , «одновременно все евреи были отстранены от руководства службами безопасности, даже те, кто занимал очень высокие посты. В феврале антиеврейские высылки были распространены на региональные отделения спецслужб». МГБ 22 февраля была распространена секретная директива по всем региональным управлениям МГБ, предписывающая немедленно уволить всех еврейских сотрудников МГБ, независимо от звания, возраста и стажа. [57]

Внешний мир не остался в стороне от этих событий, и даже ведущие члены Коммунистической партии США жаловались на ситуацию. В мемуарах «Быть ​​красным » американский писатель и видный коммунист Говард Фаст вспоминает встречу с советским писателем и Всемирного конгресса мира делегатом Александром Фадеевым в это время. Фадеев настаивал на том, что «в Советском Союзе нет антисемитизма», несмотря на доказательства того, что «по крайней мере восемь ведущих еврейских деятелей в Красной Армии и в правительстве были арестованы по, казалось бы, сфабрикованным обвинениям». газеты были закрыты. Школы, в которых преподавали иврит, были закрыты». [58]

Заговор врачей

[ редактировать ]

Во вторичных свидетельствах и мемуарах существует мнение, что дело о заговоре врачей было призвано спровоцировать массовые репрессии и депортации евреев, аналогичные переселению в Советский Союз многих других этнических меньшинств, но план не был реализован, поскольку о внезапной смерти Сталина. Жорес Медведев написал, что документов, подтверждающих план депортации, не обнаружено. [59] и Геннадий Костырченко пишет то же самое. Тем не менее, вопрос остается открытым. [60]

По словам Луи Рапопорта , геноцид планировалось начать с публичной казни заключенных врачей, а затем «последуют следующие инциденты», такие как «нападения на евреев, организованные тайной полицией, публикация заявления видного Евреев и поток других писем с требованием принять меры. Будет реализована трехэтапная программа геноцида. Во-первых, почти все советские евреи... будут отправлены в лагеря к востоку от Урала... Во-вторых, власти. настроит еврейских лидеров на всех уровнях друг против друга... Также МГБ [Тайная полиция] начнет убивать элиту в лагерях, так же, как они убили идишских писателей... в прошлом году. ... заключительный этап. было бы «избавиться от остального». [61]

Незадолго до смерти Сталина в 1953 году в Южной и Западной Сибири были построены четыре больших лагеря, и ходили слухи, что они предназначались для евреев. [62] Якобы была создана специальная комиссия по депортации для планирования депортации евреев в эти лагеря. [63] [64] [65] Николай Поляков, секретарь комиссии по депортации, спустя годы заявил, что согласно первоначальному плану Сталина депортация должна была начаться в середине февраля 1953 года, но монументальная задача по составлению списков евреев еще не была завершена. [63] [65] должны были быть депортированы «чистокровные» евреи, а затем « полукровки » В первую очередь . [63] Перед своей смертью в марте 1953 года Сталин якобы планировал казнить обвиняемых по заговору врачей, которые уже находились под судом на Красной площади в марте 1953 года, а затем он объявил себя спасителем советских евреев, отправив их в лагеря вдали от якобы разъяренных людей. Русское население. [63] [66] [67] Есть и другие заявления, описывающие некоторые аспекты такой запланированной депортации. [65]

Подобные чистки против евреев были организованы в странах Восточного блока, например, во время Пражского процесса . В это время советских евреев называли лицами еврейской национальности . Декан факультета марксизма-ленинизма советского университета объяснил эту политику своим студентам: «Один из вас спросил, можно ли считать нашу нынешнюю политическую кампанию антисемитской. Товарищ Сталин сказал: «Мы ненавидим нацистов не потому, что они немцы, а потому, что они немцы». потому что они принесли огромные страдания на нашу землю. То же самое можно сказать и о евреях». [68] Также говорилось, что на момент смерти Сталина «ни один еврей в России не мог чувствовать себя в безопасности». [69] Все это время советские СМИ избегали открытого антисемитизма и продолжали сообщать о наказаниях чиновников за антисемитское поведение. [70]

Партнеры и семья

[ редактировать ]
Сталин с Лазарем Кагановичем (слева).

У Сталина были родственники и внуки-евреи. [71] Некоторые из ближайших соратников Сталина также были евреями или имели еврейских супругов, в том числе Лазарь Каганович , Максим Литвинов и Лев Мехлис . [72] Many of them were purged, including Nikolai Yezhov 's wife and Polina Zhemchuzhina , who was Vyacheslav Molotov 's wife, and also Bronislava Poskrebysheva . [72] Историк Джеффри Робертс отмечает, что Сталин «продолжал чествовать еврейских писателей и художников даже в разгар антисионистской кампании начала 1950-х годов». [73] Однако, когда маленькая дочь Сталина Светлана влюбилась в известного советского кинорежиссера Алексея Каплера , еврея, который был на двадцать три года старше ее, Сталина эти отношения сильно раздражали. По словам Светланы, Сталина «более всего на свете раздражало то, что Каплер был евреем». [74] [75] Каплера приговорили к десяти годам каторжных работ в ГУЛАГе по обвинению в том, что он «английский шпион». Дочь Сталина позже влюбилась в Григория Морозова, другого еврея, и вышла за него замуж. Сталин после долгих уговоров Светланы согласился на их брак, но отказался присутствовать на свадьбе. Сын Сталина Яков также женился на еврейке Юлии Мельцер, и хотя Сталин поначалу не одобрял этого, он начал полюбить ее. Биограф Сталина Саймон Себаг Монтефиоре писал, что сын Лаврентия Берии отмечал, что его отец мог перечислить связи Сталина с еврейскими женщинами. [76]

В своих воспоминаниях Никита Хрущев писал: «Враждебное отношение к еврейской нации было крупным недостатком Сталина. В его речах и трудах как руководителя и теоретика не было даже намека на это. Не дай Бог, чтобы кто-нибудь утверждал, что Его высказывание попахивало антисемитизмом. Внешне все выглядело правильно и прилично. Но в своем ближайшем окружении, когда ему приходилось говорить о каком-нибудь еврее, он всегда употреблял подчеркнуто искаженное произношение. Так поступали отсталые люди, лишенные политического сознания. выражать себя в повседневной жизни — люди с презрительным отношением к евреям намеренно искажали русский язык, придавая еврейский акцент или имитируя определенные отрицательные характеристики [приписываемые евреям]. Сталин любил это делать, и это стало одним из его занятий. характерные черты». [77] Хрущев далее заявил, что Сталин часто делал антисемитские комментарии после Второй мировой войны. [78]

Анализируя различные объяснения воспринимаемого Сталиным антисемитизма в своей книге «Маленький террор: Советская государственная безопасность, 1939–1953» , историк Майкл Пэрриш писал: «Было высказано предположение, что Сталин, который на протяжении всей своей жизни оставался в первую очередь грузином , каким-то образом стал ' Великоросс » и решил, что евреи станут козлами отпущения за беды Советского Союза. Другие, такие как польский писатель Александр Ват (сам жертва), утверждают, что Сталин был не антисемитом по натуре, а проамериканистом . Советские евреи вынудили его проводить целенаправленную политику антисемитизма, однако, взгляды Вата окрашены тем фактом, что Сталин, по очевидным причинам, сначала зависел от еврейских коммунистов в проведении своей послевоенной политики в Польше. Лучшим объяснением было чувство зависти, которое охватывало Сталина на протяжении всей его жизни. Он также нашел в евреях удобную мишень. К концу 1930 года Сталин, как показывают мемуары [его дочери], страдал от полномасштабного антисемитизма». [79]

В книге «Слёзы Исава: современный антисемитизм и рост евреев » историк Альберт С. Линдеманн писал: «Определить истинное отношение Сталина к евреям сложно. Он не только неоднократно выступал против антисемитизма, но и его сын и дочь поженились. Евреи, а некоторые из его ближайших и наиболее преданных соратников с конца 1920-х по 1930-е годы были еврейского происхождения, например Лазарь Моисеевич Каганович, Максим Литвинов и пресловутый руководитель тайной полиции Генрих Ягода . Евреев было не так много. были союзниками Сталина на правом фланге партии, как были союзники Троцкого на левом фланге, но важность таких людей, как Каганович, Литвинов и Ягода, не позволяет поверить, что Сталин питал категорическую ненависть ко всем евреям как к расе в партии. Ученые, столь разные во мнениях, как Исаак Дойчер и Роберт Конквест, отрицали, что что-то столь грубое и догматичное, как антисемитизм в нацистском стиле, мотивировало Сталина. Возможно, достаточно просто отметить, что Сталин был человеком с огромной ненавистью. , разъедающие подозрения и непроницаемая двуличность. Он видел врагов повсюду, и так уж случилось, что многие из его врагов – практически все его враги – были, прежде всего, евреями. враг , Троцкий». Линдеманн добавил, что «евреи в партии часто были ловкими в устной речи, многоязычными и широко образованными - всех качеств, которых не хватало Сталину. Заметить, как это сделала его дочь Светлана, что «Сталин не любил евреев», мало что нам говорит, поскольку он «не любил» ни одну группу: его ненависть и подозрения не знали границ; даже члены партии из его родной Грузии не были освобождены от налога. Неясно, ненавидел ли он евреев с особой силой или качеством». [80]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Толстой, Николай (1981). Тайная война Сталина . Холт, Райнхарт и Уинстон. п. 27ф.
  2. ^ Овери 2004 , с. 565.
  3. ^ Джонсон, ИО (2021). Фаустова сделка: советско-германское партнерство и истоки Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета.
  4. ^ Мурхаус, Р. (14 октября 2014 г.). Альянс дьяволов: пакт Гитлера со Сталиным, 1939-1941 гг . Основные книги.
  5. ^ Владимир П. Брент, J. & N. (2003). Последнее преступление Сталина: Дело доктора . Харпер Коллинз.
  6. ^ Хорнсби, Р. (2023). «Глава 3: Время поговорить о Сталине». Советские шестидесятые . Издательство Йельского университета.
  7. ^ Montefiore 2007 , стр. 319, 637.
  8. ^ Сервис 2004 , с. 55.
  9. ^ Этингер 1995 , с. 103 ; Монтефиоре 2007 , с. Ошибка 165 .
  10. ^ Этингер 1995 , с. 103 ; Раппапорт 1999 , с. 297 .
  11. ^ Pinkus 1984 , стр. 107–108. ; Брэкман 2001 , с. 390.
  12. ^ Brent & Naumov 2004 , p. 184.
  13. ^ Завоевание 1991 , с. 8.
  14. ^ Служба 2004 , стр. 567–568.
  15. ^ Сервис 2004 , с. 77.
  16. ^ Монтефиоре 2003 , с. 237.
  17. ^ Перейти обратно: а б Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 143–144. ISBN   978-0-521-38926-6 .
  18. ^ Перейти обратно: а б Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 85. ISBN   978-0-521-38926-6 .
  19. ^ Ленин, VI (1919). «Антиеврейские погромы». Собрание сочинений Ленина , 4-е английское издание. Пер. Джордж Ханна. Издательство «Прогресс», Москва, 1972 Том 29, страницы 252–253. http://www.marxists.org/archive/lenin/works/1919/mar/x10.htm Интернет-архив марксистов . Проверено 23 февраля 2011 г.
  20. ^ Ленин, В.И. «Вопрос о национальностях или «автономизации». В Ленинском собрании сочинений , Том 36. Москва: Издательство «Прогресс». С. 593–611. Интернет-архив марксистов . Проверено 23 февраля 2011.
  21. ^ Ленин, В.И. «Письма «Последнего завета» к съезду». В Ленинском собрании сочинений , том 36. Москва: Издательство «Прогресс». стр. 593–611. Интернет-архив марксистов . Проверено 23 февраля 2011 г.
  22. ^ Дзевановский, МК (2003). Россия в ХХ веке . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. п. 162. ИСБН  978-0-13-097852-3 .
  23. ^ Кун, Миклош, Сталин: Неизвестный портрет , Central European University Press, 2003, ISBN   963-9241-19-9 , с. 287.
  24. ^ Иосиф Сталин. «Ответ на запрос Еврейского информационного агентства в США». Сочинения , Том. 13 июля 1930 – январь 1934. Москва: Издательство иностранных языков, 1954. с. 30.
  25. ^ Файджес, Орландо (2007). Шепчущиеся: частная жизнь в сталинской России . Нью-Йорк: Метрополитен. стр. 227–315. ISBN   0-312-42803-0 .
  26. ^ Байтальский, Михаил "Русский евреев вчера и сегодня", неопубликованная рукопись. Цитируется по Рою Медведеву (1989). Пусть история рассудит: истоки и последствия сталинизма . Пер. Джордж Шрайвер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 563. ISBN   978-0-231-06350-0 .
  27. ^ Igolkin, Alexander (2002). "Умение ставить вопросы". "Наш современник" N5. Retrieved 4 February 2011. (in Russian)
  28. ^ Пристленд, Дэвид (2009). Красный флаг: история коммунизма . Нью-Йорк: Гроув Пресс. п. 282. ISBN   978-0-8021-1924-7 .
  29. ^ Вейдлингер, Джеффри (2000). Московский государственный идиш-театр: еврейская культура на советской сцене . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 10–11. ISBN   978-0-253-33784-9 .
  30. ^ Медведев, Рой. (1989). Пусть история рассудит: истоки и последствия сталинизма . Пер. Джордж Шрайвер. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 562. ISBN   978-0-231-06350-0 .
  31. ^ Эдвард Радзинский . Сталин (на русском языке). Москва, Вагриус, 1997. ISBN   5-264-00574-5 ; доступен онлайн . Переводная версия: «Сталин», 1996 г., ISBN   0-385-47397-4 (твердый переплет), 1997 г., ISBN   0-385-47954-9 (мягкая обложка) Гл. 24
  32. ^ Alexander Nikolaevich Yakovlev Twilight , Moscow, 2003, ISBN  5-85646-097-9 , page 208 (Russian: Яковлев А. Сумерки. Москва: Материк 2003 г.
  33. ^ Херф, Джеффри (2006), Еврейский враг: нацистская пропаганда во время Второй мировой войны и Холокоста , издательство Гарвардского университета, стр. 56, ISBN  0-674-02175-4
  34. ^ Аластер Кочо-Уильямс, «Советский дипломатический корпус и сталинские чистки». Славянское и восточноевропейское обозрение 86.1 (2008): 90-110.
  35. ^ Ресис, Альберт (2000), «Падение Литвинова: предвестник германо-советского пакта о ненападении», Europe-Asia Studies , 52 (1): 35, doi : 10.1080/09668130098253 , JSTOR   153750 , S2CID   153557275
  36. ^ Мосс, Уолтер, История России: с 1855 года , Anthem Press, 2005, ISBN   1-84331-034-1 , с. 283.
  37. ^ Шихан, Хелена (23 января 2018 г.). Марксизм и философия науки: критическая история . Книги Версо. стр. 416–417. ISBN  978-1-78663-426-9 .
  38. ^ Этингер, Яков (1995). «Дело врачей: Сталинское решение еврейского вопроса». В книге Яакова Рои « Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе» . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN   0-7146-4619-9 , стр. 103–6.
  39. Раппапорт, Хелен, Иосиф Сталин: биографический спутник , ABC-CLIO, 1999. ISBN   1-57607-084-0 , с. 297.
  40. ^ Gennady Коstyrchenko "Stalin's secret policy: Power and Antisemitism"("Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм" Москва, "Международные отношения", 2003)
  41. ^ Как Иосиф Сталин (непреднамеренно) спас некоторых польских евреев, http://www.ibtimes.com/how-joseph-stalin-inadvertenti-saved-some-polands-jews-1099571
  42. ^ Перейти обратно: а б Вайнберг, Роберт (1998). Забытый Сталиным Сион: Биробиджан и создание советской еврейской родины . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 72–75. ISBN   978-0-520-20990-9 .
  43. ^ Пол Джонсон , История евреев (1987), с. 527
  44. ^ Резолюция 181 Генеральной Ассамблеи ООН, Министерство иностранных дел Израиля.
  45. ^ Признание Израиля JSTOR - Американский журнал международного права , Vol. 4, № 3, июль 1948 г.
  46. ^ Норман Бердичевский (20 сентября 2010 г.). «Союзники Израиля в 1948 году; СССР, Чехословакия, американские основные церкви и левые» .
  47. ^ Роберт Конквест . Размышления о разрушенном веке , Нортон, (2000) ISBN   0-393-04818-7 , стр. 101
  48. ^ Дойч, Марк (6 сентября 2005 г.). «Как убивали Михоэлса» . Московский комсомолец (на русском языке). Архивировано из оригинала 27 мая 2007 года.
  49. ^ Файджес, Орландо (2008). Шепчущиеся: частная жизнь в сталинской России . Нью-Йорк: Пикадор США. п. 493. ISBN   978-0-312-42803-7 .
  50. ^ Линдеманн, Альберт С. и Ричард С. Леви (2010). Антисемитизм: история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 187. ISBN   978-0-19-923503-2 .
  51. ^ Вейдлингер, Джеффри (2000). Московский государственный идиш-театр: еврейская культура на советской сцене . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. п. 266. ISBN   978-0-253-33784-9
  52. ^ Перейти обратно: а б Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 205. ISBN   978-0-521-38926-6 .
  53. ^ Пинкус, Бенджамин (1990). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 193. ISBN   978-0-521-38926-6 .
  54. ^ Gamaleya, Nikolay. Letter to J. V. Stalin, Archive of the President of the Russian Federation . Quoted in Vaksberg, Arkady (2003). Iz ada v ray i obratno: yevreyskiy vopros po Leninu, Stalinu i Solzhenitsynu . Moscow: Olimp. pp. 344–346. ISBN   978-5-7390-1235-7 . (на русском языке)
  55. ^ Vaksberg, Arkady (2003). Iz ada v ray i obratno: yevreyskiy vopros po Leninu, Stalinu i Solzhenitsynu . Moscow: Olimp. pp. 344–346. ISBN   978-5-7390-1235-7 . (на русском языке)
  56. ^ Линдеманн, Альберт С. и Ричард С. Леви (2010). Антисемитизм: история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 187–188. ISBN   978-0-19-923503-2 .
  57. ^ Медведев, Жорес А. и Рой А. Медведев (2006). Неизвестный Сталин . Лондон: ИБ Таурис. п. 43. ISBN   978-1-85043-980-6 .
  58. ^ Фаст, Ховард (1994). Быть красным: Мемуары . Армон, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. стр. 217–218. ISBN   978-1-56324-499-5 .
  59. ^ Медведев, стр. 238–239.
  60. ^ Samson Madiyevsky, "1953 год: ПредстоЯла ли советским евреЯм депортациЯ?"
  61. ^ Марк Кларфилд (2002). «Советский «дел врачей» — 50 лет спустя» . Британский медицинский журнал . 325 (7378): 1487–1489. дои : 10.1136/bmj.325.7378.1487 . ПМК   139050 . ПМИД   12493677 .
  62. ^ Brent & Naumov 2003 , p. 295.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д Брэкман, Роман (2001). Секретное дело Иосифа Сталина: тайная жизнь . Издательство Фрэнка Касса. п. 388. ИСБН  978-0-7146-5050-0 .
  64. ^ Brent & Naumov 2003 , pp. 47–48, 295.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Айзенштадт, Яаков, Запланированный Сталиным геноцид , 22 Адара 5762 года, 6 марта 2002 г.
  66. ^ Brent & Naumov 2003 , pp. 298–300.
  67. ^ Солженицын, Александр, Архипелаг ГУЛАГ , 1973.
  68. ^ Бенедикт Сарнов , Наш советский новояз: Краткая энциклопедия реального социализма. , Москва: 2002, ISBN  5-85646-059-6 (Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма.), "Persons of Jewish ethnicity", pages 287–293.
  69. ^ Крис Корин; Терри Фин (31 июля 2015 г.). AQA A-level История: Царская и коммунистическая Россия 1855–1964 гг . Ходдерское образование. ISBN  978-1-4718-3782-1 .
  70. ^ Шейла Фицпатрик (2015). В команде Сталина . Карлтон: Издательство Мельбурнского университета. п. 217.
  71. См. также: Борис Березовский , Искусство невозможного (Фалмут, Массачусетс: Terra-USA, 2006), 3 тома, «Был сосед по имени Мороз, который был женат на дочери Сталина Светлане Аллилуевой. Наши семьи проводили много времени Сейчас моя дочь Лиза вышла замуж за сына Светланы и Мороза, родив мне внука, который также является правнуком Иосифа Сталина».
  72. ^ Перейти обратно: а б Сталин: Суд Красного царя . Нью-Йорк: Random House Inc., 2003.
  73. ^ Робертс, Джеффри (2006). Сталинские войны: от мировой войны к холодной войне, 1939–1953 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 341. ISBN   978-0-300-11204-7 .
  74. ^ "То, что Каплер – еврей, раздражало его, кажется, больше всего."
  75. ^ Н. Толстой, там же, с. 24.
  76. ^ Себаг-Монтефиоре, Саймон (2005). Сталин: Суд Красного царя . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 267. ISBN   978-1-4000-7678-9 .
  77. ^ Хрущев, Никита и Сергей Хрущевы (ред.) (2006). Мемуары Никиты Хрущева , Том 2. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 47. ISBN   978-0-271-02861-3
  78. ^ Хрущев, Никита и Сергей Хрущевы (ред.) (2006). Мемуары Никиты Хрущева , Том 2. Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета. п. 50. ISBN   978-0-271-02861-3
  79. ^ Пэрриш, Майкл. Малый террор: Советская государственная безопасность, 1939–1953 гг . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 197. ISBN   978-0-275-95113-9 .
  80. ^ Линдеманн, Альберт (2000). Слезы Исава: современный антисемитизм и рост евреев . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 454. ISBN   978-0-521-79538-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d1b484c4ec9bf141a9cd5fa9696769c__1721841780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/9c/5d1b484c4ec9bf141a9cd5fa9696769c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joseph Stalin and antisemitism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)