Неолютеранство
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Нео-лютеранство движением возрождения лютеранства 19-го века , которое началось с пиетистского было Erweckung , или Пробуждения , и развилось в ответ на богословский рационализм и пиетизм . [ 1 ]
Движение последовало за старолютеранским движением и сосредоточилось на восстановлении идентичности лютеран как отдельной группы в более широком сообществе христиан , с новым акцентом на лютеранские исповедания как ключевой источник лютеранской доктрины. С этими изменениями было связано возобновление внимания евангелистов-католиков к традиционным доктринам и литургии, что происходило параллельно с ростом англо-католицизма в Англии. [ 2 ] Иногда его даже называли «немецким пьюзизмом ». [ 3 ] В Римско-католической церкви в Германии неолютеранству придерживался Иоганн Адам Мёлер . Главным литературным органом неолютеранства был Evangelische Kirchenzeitung под редакцией Эрнста Вильгельма Хенгстенберга .
Репристинация против Эрлангенской школы
[ редактировать ]Неолютеранство возникло как реакция на Прусский союз. [ 4 ] аналогично развитию трактарианства против решения британского правительства сократить количество ирландских епископств . Этот термин определялся по-разному, чтобы отличить его от движения старых лютеран, которое представляло собой раскол в регионах, где царил церковный союз.
В неолютеранстве сложилось различие, согласно которому одна сторона придерживалась теологии репририсации, которая пыталась восстановить историческое лютеранство , в то время как другая придерживалась теологии Эрлангенской школы, вышедшей из университета в Эрлангене . Группу теологии репристинации представляли Эрнст Вильгельм Хенгстенберг , Карл Пауль Каспари , Фридрих Адольф Филиппи , CFW Вальтер и другие. [ 4 ] Теология репристинации больше похожа на более позднее исповедальное лютеранство . Напротив, конфессионализм Эрлангенской школы должен был быть не статичным, а динамичным. Школа Эрлангена пыталась объединить Реформации теологию с новым обучением и включала Франца Германа Рейнгольда фон Франка , Теодосия Гарнака , Франца Делича , Иоганна Христиана Конрада фон Хофмана , Карла Фридриха Августа Каниса , Кристофа Эрнста Лутхардта и Готфрида Томасиуса . [ 4 ]
Высшая церковь лютеранство
[ редактировать ]Неолютеранство иногда ограничивается лишь богословием и деятельностью, представленной Теодором Фридрихом Детлофом Клифотом , Августом Фридрихом Кристианом Вильмаром , Иоганном Конрадом Вильгельмом Лёэ , Августом Фридрихом Отто Мюнхмайером и Фридрихом Юлиусом Шталем , имевшими особенно высокую экклезиологию . Они были против идеи невидимой церкви , решительно утверждая, что церковь является внешним, видимым институтом спасения.
Они подчеркивали рукоположенное служение, установленное Христом, и значение таинств над Словом как средством благодати . Однако, в отличие от Эрлангенской школы, этот тип неолютеранства не оказал длительного влияния на лютеранское богословие. Собственно говоря, лютеранство высокой церкви зародилось в Германии гораздо позже, с созданием Hochkirchliche Vereinigung Augsburgischen Bekenntnisses в 1918 году, вдохновленным 95 тезисами Stimuli et Clavi 1917 года, ровно через 100 лет после Клауса Хармса 95 тезисов .
Нео-лютеранство отличается от термина «неопротестантизм», который представляет собой исключительно либеральную теологию, представленную, например, Адольфом фон Гарнаком и его последователями.
См. также
[ редактировать ]- Евангелический католик
- Готлиб Кристоф Адольф фон Харлесс
- Фредрик Габриэль Хедберг
- Жизель Джонсон
- УФ Корен
- Чарльз Портерфилд Краут
- Людвиг Адольф Петри
- Герман Амберг Пройс
- Андреас Готтлоб Рудельбах
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шуберт, Ансельм; Мюлинг, Маркус (2011). «Неолютеранство» . Религия прошлого и настоящего . дои : 10.1163/1877-5888_rpp_COM_024078 .
- ^ Шерер, Джеймс А. (1993). «Триумф конфессионализма в немецких лютеранских миссиях девятнадцатого века» (PDF) . Миссио Апостольская . 2 : 71–78. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2005 года. Отрывок из докторской диссертации Шерера 1968 года. диссертация «Миссия и единство в лютеранстве». Шерер был профессором всемирной миссии и истории церкви в Лютеранской теологической школе в Чикаго до выхода на пенсию.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Перейти обратно: а б с «Лютеранское богословие после 1580 года» , Христианская циклопедия , LCMS
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли II, Джеймс Эмброуз (2022). Конфессиональное лютеранство и немецкая богословская наука: Адольф Харлесс, Август Вильмар и Йоханнес Кристиан Конрад фон Хофманн , Берлин, Бостон: Де Грюйтер. 978-3110760538.