Виа Долороза

Виа Долороза ( лат. «Скорбный путь», часто переводится как «Путь страданий»; арабский : طريق الآلام ; иврит : ויה דולורוזה ) — маршрут процессий в Старом городе Иерусалима . Он представляет собой путь, который Иисус прошел, проталкиваемый римскими солдатами, на пути к своему распятию . Извилистый маршрут от бывшей крепости Антония до Храма Гроба Господня — расстояние около 600 метров (2000 футов). [ 1 ] — знаменитое место христианского паломничества . Нынешний маршрут проложен с 18 века, заменив различные более ранние версии. [ 2 ] Сегодня он отмечен 14 станциями Креста , [ 2 ] девять из которых находятся снаружи, на улицах, а остальные пять станций в настоящее время находятся внутри Храма Гроба Господня. [ 3 ]
Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |
История
[ редактировать ]События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |
Виа Долороза – это не одна улица, а маршрут, состоящий из сегментов нескольких улиц. Один из основных сегментов — современный остаток одного из двух главных маршрутов восток-запад ( Decumanus Maximus ) через римский город Элия Капитолина , построенный Адрианом . В стандартном римском городском проекте главная дорога с востока на запад проходит через центр города, но наличие Храмовой горы вдоль большей части восточной части города потребовало от планировщиков Адриана добавить дополнительную дорогу с востока на запад на севере. В дополнение к обычной центральной дороге с севера на юг ( Кардо Максимус ), которая в Иерусалиме шла прямо вверх по западному холму, вдоль линии долины Тиропеон была добавлена вторая крупная дорога с севера на юг ; эти две стороны сходятся возле Дамасских ворот , недалеко от Виа Долороза . Если бы Виа Долороза шла на запад по прямой линии, пересекая два маршрута, она образовала бы треугольный квартал, слишком узкий для строительства стандартных зданий; Декуманус (ныне Виа Долороза ) к западу от Кардо был построен к югу от [ сомнительно – обсудить ] ее восточной части, создавая разрыв в дороге, который существует и сегодня. [ нужна ссылка ]
Первые сообщения о маршруте паломничества, соответствующем библейским событиям, относятся к византийской эпохе; в это время процессия Великого Четверга стартовала с вершины Елеонской горы , остановилась в Гефсимании , вошла в Старый город у Львиных ворот и следовала примерно нынешним маршрутом к Храму Гроба Господня; [ 4 ] однако на маршруте по Виа Долороза фактических остановок не было . [ 2 ] Однако к 8 веку маршрут пролегал через западный холм; начиная с Гефсимании, он продолжался до предполагаемого Дома Каиафы на горе Сион , затем до собора Святой Софии (рассматриваемого как место претория ) и, наконец, до Храма Гроба Господня. [ 2 ]
В средние века , [ нужны разъяснения ] католики ; Иерусалима разделились на две фракции: одна контролировала церкви на западном холме, другая — церкви на восточном холме [ нужны разъяснения ] каждый из них поддерживал маршрут, который вел паломников мимо церквей, контролируемых соответствующей фракцией, [ 2 ] один утверждал, что особняк римского наместника ( Преторий ) находился на горе Сион (где у них были церкви), другой – что недалеко от крепости Антония (где у них были церкви).
крестоносцев То, что Иерусалимское королевство называло улицей Иосафата ( Виа Иосафат ), находилось там, где частично находится нынешняя Виа Долороза . [ 5 ] (Сегодняшняя Виа Долороза простирается на запад от западной части этой улицы.) Рядом с разрушенной крепостью Антония и к северу от района Темплум Домини улица Иосафата вела на восток к Воротам Иосафата (рядом или возле Львиных ворот на улице Львиных ворот ), с долиной Иосафата (около или в долине Кедрон ) за воротами. [ 6 ]
В 14 веке папа Климент VI добился некоторой последовательности в своем пути с буллой Nuper Carissimae , учредив францисканскую опеку над Святой Землей и поручив монахам «руководство, обучение и заботу о латинских паломниках, а также опеку над ними». , содержание, защита и ритуалы католических святынь Святой Земли». [ 7 ] Начиная примерно с 1350 года, монахи-францисканцы проводили официальные экскурсии по Виа Долороза, от Гроба Господня до Дома Пилата — в противоположном направлении, в котором следовал Иисус в Библии. [ 8 ] Маршрут не менялся до тех пор, пока c. 1517 год , когда францисканцы начали следить за событиями Страстей Иисуса в хронологическом порядке — начиная с дома Пилата и заканчивая распятием на Голгофе. [ 9 ]
С самого начала правления францисканцев развитие Виа Долороза было тесно связано с религиозной практикой в Европе. Младшие братья были горячими сторонниками религиозной медитации как средства доступа к Страстям и их понимания. Выпускаемые ими часы и руководства, такие как Meditaciones vite Christi ( MVC ), широко распространялись в Европе.

Такая религиозная литература неизбежно расширяла краткие описания Виа Долороза в Библии; Период времени между сразу после осуждения Иисуса Пилатом и незадолго до его распятия занимает в канонических евангелиях не более нескольких стихов . ряд событий, отмеченных станциями на Виа Долороза На протяжении XIV века в религиозной литературе и на территории Иерусалима появился .
Первыми станциями, упомянутыми в отчетах о паломничестве, были «Встреча с Симоном Киринеянином и дочерьми Иерусалима». За ними последовало множество других, более или менее эфемерных стоянок, таких как Дом Вероники, Дом Симона-фарисея, Дом злого богача, который не подавал милостыню бедным, Дом Ирод. [ 10 ] В своей книге «Крестные остановки » Герберт Тёрстон отмечает: «Взираем ли мы на места, которые, по свидетельствам путешественников, пользовались почетом в самом Иерусалиме, или на имитацию паломничества, высеченную в камнями или записанными в книгах для поклонения верующим дома, мы должны признать, что в перечислении станций отсутствовало какое-либо единообразие». [ 11 ]

Эти переговоры о станциях между европейским воображением и физическим местом будут продолжаться в течение следующих шести столетий. Лишь в XIX веке было достигнуто общее согласие по поводу положения первой, четвертой, пятой и восьмой станций. По иронии судьбы, археологические открытия, сделанные в 20 веке, теперь показывают, что ранний маршрут Виа Долороза на Западном холме на самом деле был более реалистичным. [ 12 ]
Уравнение нынешней Виа Долороза с библейским маршрутом основано на предположении, что Преторий примыкал к крепости Антония . Однако, как и Филон , писатель конца I века Иосиф Флавий свидетельствует, что римские наместники римской Иудеи , правившие из Кесарии Приморской на побережье, останавливались во дворце Ирода , пока были в Иерусалиме. [ 13 ] выносили свои приговоры на тротуаре непосредственно перед ним, и там же пороли признанных виновными; [ 14 ] Иосиф Флавий указывает, что дворец Ирода находится на западном холме. [ 15 ] в 2001 году он был заново открыт под углом цитадели Яффских ворот . [ 16 ] Кроме того, археологическая реконструкция показала, что до изменений Адриана во 2-м веке (см. Элию Капитолину ) территория, прилегающая к крепости Антония, представляла собой большой открытый бассейн с водой. [ 12 ]
В 2009 году израильский археолог Шимон Гибсон обнаружил остатки большого мощеного двора к югу от Яффских ворот между двумя крепостными стенами, с внешними и внутренними воротами, ведущими в казармы. Во дворе была приподнятая платформа площадью около 2 квадратных метров (22 квадратных фута). Осмотр руин претория , который долгое время считался римскими казармами, показал, что это была не более чем сторожевая башня. Вместе эти находки «полностью соответствуют» маршруту, описанному в Евангелиях, и соответствуют деталям, найденным в других древних писаниях.
Маршрут, проложенный Гибсоном, начинается на стоянке в Армянском квартале, затем проходит через османские стены Старого города рядом с Башней Давида возле Яффских ворот и поворачивает в сторону Храма Гроба Господня . Новое исследование также показывает, что место распятия находится примерно в 20 метрах (66 футов) от традиционно принятого места. [ 17 ] [ 18 ]
14 станций
[ редактировать ]Традиционный маршрут начинается примерно в 200 метрах (660 футов) внутри (к западу от) Львиных ворот (ворот Святого Стефана) в мусульманском квартале , в начальной школе Умария , недалеко от места бывшей крепости Антония . Продолжая путь от улицы Лайонс-Гейт , маршрут ведет на запад через Старый город к Храму Гроба Господня в Христианском квартале . Текущее перечисление частично основано на круговой религиозной прогулке, организованной францисканцами в 14 веке; их религиозный маршрут, направлявшийся на восток по Виа Долороза (направление, противоположное обычному паломничеству на запад), начинался и заканчивался у Храма Гроба Господня, а также проходил через Гефсиманию и гору Сион .
В то время как названия многих дорог в Иерусалиме переведены на английский , иврит и арабский язык по указателям, на иврите используется транслитерированное название Via Dolorosa . Арабское название является переводом слова «путь боли» ( طريق الآلام Ṭarīq al-ʀlām ).
Серия из 14 станций в настоящее время посвящена четырнадцати следующим эпизодам: [ 19 ]
- Место, где Иисус был приговорен к смерти;
- Иисуса заставляют нести свой крест ( Церковь Бичевания / Церковь Возложения Креста и Церковь Ecce Homo );
- Иисус падает в первый раз;
£Иисус встречает свою мать ( Церковь Скорбящей Богоматери );
- Симона Киринеянина заставляют нести крест ( Часовня Симона Киринеянина );
- Вероника вытирает лицо Иисуса;
- Иисус падает во второй раз;
- Женщины Иерусалима плачут об Иисусе;
- Иисус падает в третий раз;
- С Иисуса снимают одежду;
- Иисуса пригвождают к кресту;
- Иисус умирает на кресте;
- Иисуса снимают с креста; и
- Иисуса помещают в гробницу. [ 19 ]
Суд Пилата: первая и вторая станции
[ редактировать ]
Первая и вторая станции посвящены событиям встречи Иисуса с Понтием Пилатом , первая — в память о библейском повествовании о суде и последующем бичевании Иисуса, а вторая — в память о речи Ecce homo , приписываемой Евангелию от Иоанна. к Пилату. [ 20 ] Некоторые исследователи Библии предполагают, что Пилат, вероятно, приводил в исполнение свои приговоры в ныне разрушенном дворце Антония , в юго-западной части города, на территории нынешней начальной школы Умария . [ 12 ] Хотя другие предлагают [ 21 ] что это произошло во дворце Ирода, расположенном недалеко от нынешней Башни Давида к западу от Гроба Господня. [ 22 ] Рядом с ним находятся два католических комплекса, получившие свои названия в честь этих событий: францисканский монастырь, включающий церковь Осуждения и Возложения Креста и церковь Бичевания , и монастырь сестер Сиона, включающий церковь Ecce Homo ; большая площадь римского мощения под этими сооружениями традиционно считалась Гавватой , или «мостом», описанным в Библии как место суда Пилата над Иисусом. [ 23 ]
Археологические исследования подтвердили, что арка на этих двух традиционных станциях была построена Адрианом как тройные арочные ворота восточного из двух форумов . [ 12 ] До строительства Адриана на этом месте находился большой открытый бассейн с водой, бассейн Струтион, упомянутый Иосифом Флавием . [ 12 ] Когда более поздние строительные работы сузили Виа Долороза , две арки по обе стороны от центральной арки стали частью череды зданий; Церковь Ecce Homo теперь сохраняет северную арку.
Три северные церкви были постепенно построены после того, как это место было частично приобретено в 1857 году Мари-Альфонсом Ратисбоном , иезуитом , который намеревался использовать его в качестве базы для обращения евреев в свою веру. [ 24 ] Самая последняя из трех церквей - Церковь Бичевания - была построена в 1920-х годах; над главным алтарем, под центральным куполом, находится мозаика на золотом фоне с изображением тернового венца, пронзенного звездами, а также в церкви имеются современные витражи с изображением Христа, бичуемого у столпа , Пилата, моющего руки, и Освобождение Вараввы . Монастырь, в который входит церковь Ecce Homo , был первой построенной частью комплекса и содержит самые обширные археологические находки. До покупки Ратисбонна это место на протяжении многих столетий лежало в руинах; Крестоносцы . ранее построили здесь ряд зданий, но позже они были заброшены [ нужны разъяснения ]
Три водопада: третья, седьмая и девятая станции.
[ редактировать ]
Христианская традиция гласит, что Иисус трижды споткнулся во время своего пути по маршруту; [ 25 ] [ 26 ] это убеждение в настоящее время проявляется в определении трех станций, на которых произошли эти падения. Традиция гласит, что Мария, мать Иисуса своего сына , установила каменные указатели в своем доме за пределами Иерусалима, чтобы проследить шаги Страстей , но происхождение преданности в ее нынешней форме неясно. [ 26 ]
Первый водопад представлен нынешней третьей станцией, расположенной в западном конце восточной части Виа Долороза , рядом с польской католической часовней XIX века; эта часовня была построена армянскими католиками . Реконструкция часовни XIX века в 1947–48 годах была проведена с помощью крупного финансового гранта польской армии . Ранее на этом месте находилась одна из городских турецких бань .
Второй водопад представлен нынешней седьмой станцией, расположенной на главном перекрестке, рядом с францисканской часовней, построенной в 1875 году. В эпоху Адриана это было соединение главной дороги Кардо (дорога с севера на юг) с декуманусом. (дорога с востока на запад), которая стала Виа Долороза ; остатки тетрапилона , обозначавшего этот римский перекресток, можно увидеть на нижнем уровне францисканской часовни. До 16 века это место было восьмой и последней станцией. [ 2 ]
Третий водопад представлен нынешней девятой станцией, которая на самом деле не расположена на Виа Долороза , а расположена у входа в Эфиопский православный монастырь и Коптский православный монастырь Святого Антония , которые вместе образуют конструкцию крыши подземного этажа. Часовня Святой Елены в Храме Гроба Господня; Коптская и Эфиопская православные церкви разделились в 1959 году, и до этого времени монастырские постройки считались единым монастырем. Однако в начале XVI века третий водопад располагался у входного двора в храм Гроба Господня, и на месте остался каменный выгравированный крест, обозначающий это . До 15 века конечная станция располагалась до того, как была достигнута эта точка. [ 2 ]
Встречи
[ редактировать ]Четыре станции посвящены встречам Иисуса с другими людьми на улицах города.
С Марией, матерью Иисуса: четвертая станция
[ редактировать ]Христианская традиция гласит, что Мария приблизилась к своему сыну во время его крестного пути. Четвертая станция, где находится Армянская католическая церковь Скорбящей Богоматери , посвящена этим событиям; Люнет над входом в часовню напоминает об этих событиях посредством барельефа, вырезанного польским художником Зелиенским . Ораторий, получивший название «Богоматерь Спазма», был построен в 1881 году, но в его склепе сохранились некоторые археологические находки бывших византийских построек на этом месте, в том числе мозаичный пол.
С Симоном Киринеянином: пятая станция
[ редактировать ]Пятая станция относится к библейскому эпизоду, в котором Симон Киринеянин берет крест Иисуса и несет его за него. [ 27 ] Это повествование включено в три синоптических Евангелия . [ 28 ] Нынешнее традиционное место станции расположено в восточной части западной части Виа Долороза , рядом с часовней Симона Кириненского , францисканской постройкой, построенной в 1895 году. Надпись на архитраве одной из дверей часовни. , ссылается на синоптические события.
До 15 века это место считалось Домом бедняка и по этой причине считалось пятой станцией; [ 29 ] название отсылает к сказке Лукана о Лазаре и Диве , [ 30 ] этот Лазарь - нищий, а ныряние - латинское слово, означающее «[тот, кто] богат». Рядом с предполагаемым Домом бедняка находится арка над дорогой; Считалось, что дом на арке соответствует дому богача. [ 29 ] Однако дома, о которых идет речь, датируются только средневековьем. [ 31 ] а рассказ о Лазаре и богаче сейчас широко считается притчей . [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
С Вероникой: шестая станция
[ редактировать ]
Средневековая католическая легенда считала, что на определенном куске ткани, известном как Покров Вероники , был сверхъестественным образом запечатлен образ Иисуса в результате физического контакта с лицом Иисуса. Путем метатезы латинских ( слов vera icon что означает «истинный образ») в Веронику , [ 35 ] Говорили, что Покров Вероники приобрел свой образ, когда Святая Вероника встретила Иисуса и вытерла тканью пот с Его лица; ни одного элемента этой легенды в Библии нет, хотя подобный Образ Эдессы упоминается в «Посланиях Иисуса Христа и Абгара, царя Эдессы» , позднем фрагменте новозаветных апокрифов . Покров Вероники относится к изображению до Распятия и отличается от изображения Святого Лика после Распятия , часто связанного с Туринской Плащаницей .
Нынешняя шестая станция Виа Долороза отмечает этот момент, когда, как говорят, женщина вытерла тряпкой пот с лица Иисуса. Это место было идентифицировано как место встречи в 19 веке; В 1883 году греко-католики приобрели на этом месте руины XII века и построили на них церковь Святого Лика и Святой Вероники, утверждая, что Вероника встретила Иисуса возле своего дома и что дом раньше располагался на этом месте. место. Церковь включает в себя некоторые остатки зданий XII века, которые ранее находились на этом месте, в том числе арки монастыря Святого Космы , построенного крестоносцами . Нынешнее здание находится в ведении Маленьких сестер Иисуса и обычно не открыто для публики. [ 36 ]
С благочестивыми женщинами: восьмая станция
[ редактировать ]Восьмая станция посвящена эпизоду, описанному в Евангелии от Луки , единственном среди канонических Евангелий, в котором Иисус встречает на своем пути благочестивых женщин и может остановиться и поговорить с ними. [ 37 ] Однако до 15-го века считалось, что конечная остановка пути Иисуса произошла в более раннем месте на Виа Долороза , до того, как это место было достигнуто. Нынешняя восьмая станция примыкает к греческому православному монастырю Святого Харалампия ; буквами IC XC / Ника он отмечен вырезанными на стене и рельефным крестом.
Современные шествия
[ редактировать ]Каждую пятницу католическая процессия проходит по маршруту Виа Долороза , начиная с монастырского комплекса у первой станции; шествие организуют францисканцы этого монастыря, которые также возглавляют шествие. На маршруте также регулярно проходят актерские реконструкции: от любительских постановок, например, с солдатами в пластиковых шлемах и ярко-красных полиэстеровых повязках, до более профессиональных драм с исторически точной одеждой и реквизитом. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
Резиденция Коптского Православного Патриархата в Иерусалиме расположена на крыше Храма Гроба Господня. У входа в Патриархию стоит колонна с крестом, обозначающая 9-ю станцию Виа Долороза . [ 41 ] В 1980 году Папа Александрийский Шенуда III (3 августа 1923 г. – 17 марта 2012 г.) запретил коптским верующим совершать паломничество в Иерусалим до разрешения израильско-палестинского конфликта. Однако, несмотря на запрет, десятки коптских паломников ежегодно приезжают в Иерусалим, особенно во время пасхальных каникул. [ 42 ]
Галерея изображений четырнадцати станций
[ редактировать ]-
1-я станция – Иисус приговорен к смерти
-
2-я станция – Иисус несет свой крест.
-
3-я станция – Иисус падает в первый раз
-
4-я станция – Иисус встречает свою мать.
-
5-я станция – Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест.
-
6-я станция – Вероника вытирает лицо Иисуса.
-
7-я станция – Иисус падает во второй раз.
-
8-я станция – Иисус встречает женщин Иерусалима.
-
9-я станция – Иисус падает в третий раз
-
10-я станция – С Иисуса снимают одежду.
-
11-я станция – Распятие: Иисуса пригвождают к кресту.
-
12-я станция – Иисус умирает на кресте.
-
13-я станция – католический бюст Скорбящей Богоматери.
-
альтернативная 13-я станция, Камень помазания
-
14-я станция – Иисуса кладут во гроб.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мубарак, Андре (2017). Одна пятница в Иерусалиме . Иерусалим, Израиль: Twin Tours & Travel Ltd. 13. ISBN 978-0-9992494-2-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джером Мерфи-О'Коннор , Святая Земля , (2008), с. 37
- ^ Кейтхолил. com, Внутри храма Гроба Господня в Иерусалиме , заархивировано из оригинала 19 августа 2019 г. , получено 28 декабря 2018 г.
- ^ Оксфордский археологический справочник: Святая Земля (мягкая обложка, 4-е издание, 1998 г.), стр. 34–36.
- ^ Прингл, Денис (1993). Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев . Том. 3. Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-39038-5 .
на северном краю территории Храма, привело к развитию альтернативного Крестного пути, начинающегося на улице Иосафата, нынешней Виа Долороза.
(Карта на стр. 479) - ^ Вильней, Зев (1963). Святая Земля в старых гравюрах и картах . Р. Масс. 9.
Улица Св. Стефана соединяется с улицей Иосафата – Виа Иосафата, которая ведет к Иосафатовским воротам – Порта Иосафата, в восточной стене.
- ^ Уортон, Аннабель Джейн. Продажа Иерусалима: реликвии, копии, тематические парки. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2006. с. 109.
- ^ Терстон 1914 , с. 34.
- ^ Терстон 1914 , с. 55.
- ^ Терстон 1914 , с. 21.
- ^ Терстон 1914 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д и Бенуа, Пьер (1976). «Археологическая реконструкция крепости Антония». В Ядине, Игаэль (ред.). Иерусалим раскрыт . Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01965-3 .
- ^ Бенуа, Пьер (1976). «Археологическая реконструкция крепости Антония». В Ядине, Игаэль (ред.). Иерусалим раскрыт . Издательство Йельского университета. п. 87. ИСБН 0-300-01965-3 .
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские войны , 2:14:8
- ^ Иосиф Флавий, Еврейские войны , 5:2.
- ↑ См. презентацию Гектора Патмора по некоторым вопросам на канале NBC News. Иисус, возможно, не ходил по Иерусалимской Виа Долороза: ученые.
- ↑ Шимон Гибсон: Последние дни Иисуса. Архивировано 25 июля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ Археолог: Иисус пошел другим путем. Архивировано 3 сентября 2009 г. в Wayback Machine 4VF News, 10 апреля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Крестный путь | Определение, описание, история и практика | Британника» . www.britanica.com . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Джон 19.5
- ^ Общество библейской археологии
- ^ «Как пройти по Виа Долороза: самый популярный маршрут в Иерусалиме» . Рюкзак Израиль . 15 марта 2022 г. Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ Иоанна 19:13
- ↑ Энциклопедия иудаики , Ratisbonne Brothers, том 13, стр. 1570–1571, издательство Keter, Иерусалим, 1972.
- ^ «Крестный путь | Определение, описание, история и практика | Британника» . www.britanica.com . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Крестный путь» . www.newadvent.org . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Марка 15:21
- ^ «Симон Киринеянин – Изучение Библии» . Thebiblestudy.co.uk. 19 августа 2016 г. Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Дэйв Винтер, Справочник по Израилю , стр. 126
- ^ Луки 16:19–31.
- ^ Католическая энциклопедия , статья для дайвинга.
- ^ Библейский комментарий IVP
- ^ NT Райт , Люк для всех
- ^ Иоахим Иеремиас , Притчи Иисуса.
- ^ Католическая энциклопедия , Св. Вероника.
- ^ Прингл, Денис (28 июня 2007 г.). «Церковь Святого Косьмы» . Церкви Иерусалимского королевства крестоносцев: Том 3, Город Иерусалим . Издательство Кембриджского университета . п. 160. ИСБН 978-0-521-39038-5 . Проверено 15 августа 2016 г.
- ^ Луки 23:27–31.
- ^ Небесный Иерусалим: Вечный город с высоты птичьего полета, автор: Иегуда Саломон, Моше Мильнер, 1993 г. ISBN 965-474-000-1 стр. 187
- ↑ «Иерусалим Фроммера день за днем» , Баззи Гордон, 2010 г. ISBN 0-470-67636-1 стр. 12
- ^ Израиль Фроммера Роберта Уллиана, 2010 г. ISBN 0-470-61820-5 стр. 179
- ^ « Коптская Церковь в Иерусалиме», Коптский Православный Патриархат, Иерусалим» . Проверено 15 января 2019 г.
- ^ Киссаб, Эвен. «Коптская церковь: никакого паломничества в Иерусалим до освобождения», Аль-Ахбар , 20 апреля 2012 г.
Источники
[ редактировать ]
- Терстон, Герберт (1914). Крестные станции . Лондон: Бернс и Оутс.
31 ° 46'45,84 "N 35 ° 13'55,46" E / 31,7794000 ° N 35,2320722 ° E