Трувер

Часть серии о |
Средневековая музыка |
---|
Обзор |
|
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Трувер ( / truːːvɛər uːˈvɛər / , Французский: [tʁuvɛʁ] ), иногда пишется findeur ( / t r uː ˈ v ɜːr / , Французский: [tʁuvœʁ] ), — северофранцузская ( langue d'oïl ) форма langue d'oc (окситанского) слова «тробадор» , предшественника современного французского слова «трубадур» . Трувер относится к поэтам-композиторам, которые были примерно современниками тробадоров и находились под их влиянием , сочиняя и исполняя лирическую поэзию в эпоху Высокого Средневековья , но в то время как тробадоры сочиняли и исполняли на старом окситанском языке , труверы использовали северные диалекты Франции . Одним из первых известных труверов был Кретьен де Труа ( е гг. ). 1160–1180- [ 1 ] и труверы продолжали процветать примерно до 1300 года. труверов Сохранилось около 2130 стихотворений ; из них как минимум две трети имеют мелодии.
Этимология
[ редактировать ]Этимология слова трубадур и его родственных слов в других языках оспаривается, но может быть связана со словом trobar , «сочинять, обсуждать, изобретать», родственным старофранцузскому trover , «сочинять что-то в стихах». (Обсуждение этимологии слова «трубадур» и родственных ему слов см. в разделе «трубадур — этимология» .)
История
[ редактировать ]Современный популярный образ трубадура или трувера — это образ странствующего музыканта, странствующего из города в город с лютней на спине. Существовали странствующие певцы и артисты, но их называли жонглерами и менестрелями — профессиональными артистами, обычно несколько более низкого социального статуса. трубадуры и труверы С другой стороны, часто принадлежали к более высокому социальному классу и обычно не полагались на создание музыки как на профессию. Это были либо поэты и композиторы, которых поддерживала аристократия, либо, что нередко, сами аристократы, для которых создание и исполнение музыки было частью куртуазной традиции. Однако эти различия не всегда были четкими и различались в зависимости от сообщества. [ 2 ]
Тексты этих песен являются естественным отражением общества, создавшего их. Они часто вращаются вокруг идеализированных трактовок куртуазной любви («прекрасная любовь», см. «Великое пение» ) и религиозной преданности, хотя можно найти многие, которые смотрят на любовь более откровенно и приземленно. Другими жанрами, хорошо представленными в сохранившихся произведениях труверов , являются песни-дебаты, известные как jeu-partis , пастурели , танцевальные песни и chansons de femme (песни с женской точки зрения). [ 2 ]
Иоганнес де Грошейо , парижский теоретик музыки начала XIV века, считал, что самые возвышенные песни- труверы , известные как grand chants , вдохновляли королей и дворян на свершения великих дел: «Такого рода песни обычно сочиняют короли и дворяне и поют в присутствии царей и князей страны, чтобы это могло побудить их умы к смелости и силе духа, великодушию и щедрости...». [ 3 ]
Сохранившаяся музыка Трувера представляет собой вокальную музыку, монофоническую и в основном слоговую , то есть была записана только одна мелодическая линия, а текст представлен просто одной или несколькими нотами на слог текста. Для большинства песен не записывается ритм, и инструменты не указаны. Поскольку повествовательные и визуальные свидетельства говорят нам о том, что инструменты широко использовались, вполне вероятно, что в некоторых случаях инструменты использовались, но песни трувера , вероятно, также исполнялись без сопровождения. [ 4 ] Современные ученые и исполнители используют различные подходы к ритмической интерпретации, в том числе используют свободный ритмический подход или относительно равные значения нот, извлекая ритмические идеи из текста или применяя ритмические режимы, встречающиеся в современной полифонической музыке. [ 5 ]
Большая часть трувера музыки строфична : один куплет повторяется с несколькими куплетами текста. В некоторых в каждой строфе используется повторяющийся одно- или двухстрочный припев. Некоторые припевы трувера также использовались в различных песнях и других литературных произведениях, создавая сеть отсылок. [ 6 ]
Искатели женщин
[ редактировать ]Не существует дошедших до нас песен трувера , «в которых женщина прямо заявляет о своем авторстве, называя себя». [ 7 ] Однако есть стихотворения, в которых женщина названа автором в рубрике или оглавлении рукописи, а также другие, в которых женский голос, по имени или без имени, участвует в jeu parti (стихотворении-дебате). Многие другие написаны с женской точки зрения и, возможно, написаны женщинами-авторами. [ 7 ] Хотя ранние ученые часто отрицали существование женщин- труверов, с 1980-х годов их существование было общепринятым, и были предприняты попытки идентифицировать анонимные песни, написанные женщинами, на основе текстов и контекстуальных подсказок. [ 8 ] В последней монографии о женщинах- труверах указаны восемь известных по имени или титулу, а также еще шесть названных женщин, которые судили jeux partis . [ 9 ]
Термин «тровересс» иногда использовался для обозначения женщин-труверов. [ 9 ] Лексикограф Фредерик Годфруа определил старофранцузское слово trouverresse как «та, которая сочиняет, изобретает», цитируя рукопись продолжения « Робера Осерского » Хроник . Написание troverresse конца XIV века также появляется во французско- латинском словаре Aalma , где оно соответствует латинскому inuentrix (изобретатель). [ 10 ]
Восемь названных женщин-труверов: [ 9 ]
- Бланка Кастильская (1188–1252)
- Леди Чоси
- Леди Госнаи
- Гертруда, герцогиня Лотарингии (1205–1225)
- Лорете
- Марго
- Маруа де Диргнау
- Святая Преза
Список труверов
[ редактировать ]Это лишь неполный список. Известно 256 именных труверов-мужчин. [ 9 ]
- Адам де Живанши
- Адам де ла Галль ( ок. 1240–88 )
- Аденет Король ( ок. 1240 – ок. 1300 )
- Андрие Контрадикт из Арраса († ок. 1248 г. )
- Обертен д'Эрен
- Обен де Сезанн
- Одефруа ле Бастарт ( ок . 1200–1230 )
- Болдуин из авторов
- Бенедикт Сент-Мор
- Сбитый с толку
- Блондель де Несль ( ок . 1175–1210 )
- Каразай
- Шастелен де Куси ( ок . 1170–1203 ; †1203)
- Крест Чертополох
- Карл Анжуйский
- Шательен Аррасский
- Кристиан из Труа ( эт. 1160–80-е гг .)
- Кольарт ле Бутелье
- Коларт-изменитель
- Колен Мюзе ( ок . 1200–1250 гг .)
- Конон из Бетьюна ( ок . 1180 – ок. 1220 ; †1220)
- Купарт
- Эрнул Капэн
- Эрнул Старший
- Стивен Мо
- Эсташ, художник из Реймса.
- Гейс Брюле ( ок. 1159 - после 1212 г.)
- Самолет Гайдифер
- Готье де Куэнси (1177/8–1236)
- Готье де Даржи ( ок. 1170 - после 1236 г.)
- Готье д'Эспиналь († до июля 1272 г.)
- Жильбер де Берневиль ( ок. г. 1255 )
- Жиль де Бомон
- Жиль де Вье-Мезон
- Жиль ле Винье
- Гобен из Реймса
- Гонтье де Суаньи ( ок . 1180–1220 )
- Гвиберт Каукесель
- Вильгельм Амьенский
- Гийом де Ферьер (записан как Видам де Шартр )
- Уильям ле Винье ( ок . 1220–45 ; †1245)
- Гийом Во
- Гио Дижонский ( ок. гг 1200–1230 .)
- Гио де Провен
- Генри Амион
- Генрих Добродушный
- Анри де Лейси (1249–1311)
- Хюэ де ла Ферте
- Хьюг де Берзе ( ок . 1150–1220 )
- Юон д'Оиси
- Юон Сен-Кантен
- Джек Дампьер
- Жак Бретель
- Жак де Камбре
- Жак де Сюсуан
- Жак ле Винье
- Жан Бодель
- Жан Рено
- Жан де Брейн
- Жеан Бретель ( ок. 1200–1272 )
- Жеан ле Кювелье из Арраса ( ок. гг 1240–1270 .)
- Жеан Эрарт († ок. 1259 г. )
- Жан Фремо
- Жан де Гривилер
- Жан де Лувуа
- Жан ле Ру
- Жеан де Нуэвиле
- Жан де Три
- Жослен из Дижона
- Ламберт Ферри
- Лоррис Акот
- Махье де Гант
- Махье еврей
- Монио д'Аррас ( ок . 1250–1275 гг .)
- Монио де Пари ( ок . 1250–1278 )
- Оэде де ла Курьери
- внук Отон
- Перрен Анжикурский ( ок. 1245–1250 гг . )
- Попугай Нила
- Филипп де Нантей
- Филипп де Реми ( ок. 1205 – ок. 1265 )
- Пьер де Корби
- Пьер де Молен
- Пьеркин де ла Купель
- Рауль де Бове
- Рауль де Ферье
- Рауль де Суассон ( ок. 1215–1272 )
- Ришар де Фурниваль (1201– ок. 1260 )
- Ричард де Семилли
- Ричард I Англии
- Робер де Блуа
- Робер де Кастель
- Роберт Реймсский
- Робер де ла Пьер
- Рютбеф
- Саймон д'Оти
- Соваж д'Арраз
- Тибо де Бар
- Тибо де Блазон
- Тибо Шансонье (1201–1253 гг.)
- Тьерри Суассонский
- Томас де Херье
- Вьелар де Корби
- Уолтер Биббсворт
Список шансонье
[ редактировать ]Ниже приводится список шансонье, содержащих труверные тексты и / или музыку, перечисленные сиглой (обычно буквой). Это не завершено. Одни и те же рукописи могут обозначаться разными сиглами в разных контекстах (например, труабдурами или мотетами), если они содержат произведения разного рода. Эти сиглы являются стандартными в исследованиях труверов. [ 11 ]
- А — Аррас, Муниципальная библиотека, 657, Шансонье д’Аррас.
- Б — Берн, Городская и университетская библиотека, 231.
- C — Берн, Городская и университетская библиотека, 389.
- D — Франкфурт, Университетская библиотека, латинская страница. 7
- E — Лондон, Британская библиотека, Эгертон 274.
- F — Флоренция, Библиотека Медичи-Лауренциана, Плутей 29.1.
- G — Лондон, Ламбетский дворец, разное. Роллы 1435
- H — Модена, Библиотека Эстенсе, α.R.4.4
- I — Оксфорд, Бодлианская библиотека, Дус 308.
- K — Париж, Библиотека Арсенала, 5198, Шансонье Арсенала.
- L — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 765
- М — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 844, Шансонье дю Руа
- N — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 845
- О — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 846, Шансонье Канже
- P — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 847
- Вопрос — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 1109
- R — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 1591 г.
- S — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 12581
- Т — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 12615, Шансонье де Ноай.
- U — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 20050, Шансонье Сен-Жермен-де-Пре
- V — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 24406
- W — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 25566
- X — Париж, Национальная библиотека Франции, новая. акк. фр. 1050 год, Шансонье де Клерамбо.
- Z — Сиена, Муниципальная библиотека, HX36.
- а — Рим, Апостольская библиотека Ватикана, лат. 1490 г.
- б — Рим, Апостольская библиотека Ватикана, лат. 1522
- в — Берн, Городская и университетская библиотека, А. 95.
- d — Кембридж, Колледж Корпус-Кристи, 450.
- е — Монпелье, медицинский факультет, 236
- ж — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 1593 г.
- i — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 12483
- j — Париж, Национальная библиотека Франции, новая. акк. фр. 21677
- k — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 12786
- л — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 22495
- м — Париж, Национальная библиотека Франции, лат. 11412
- n — Париж, Национальная библиотека Франции, лат. 11724
- o — Лондон, Британская библиотека, Харлей, 1717 г.
- p — Павия, Университетская библиотека, CXXX.E.5
- u — Рим, Апостольская библиотека Ватикана, лат. 1725 г.
- v — Париж, Национальная библиотека Франции, фр. 1553 г.
- za — Загреб, Столичная библиотека, MR 92
- α — Мадрид, Библиотека монастыря Эскориал, SI3
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Баттерфилд 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б Стивенс, Джон; Баттерфилд, Ардис (20 января 2001 г.). «Трубадуры, труверы: поэзия труверов» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28468 . Проверено 27 октября 2022 г.
- ^ Страница 1997 .
- ^ МакГи, Тимоти (1985). Музыка Средневековья и Возрождения: Руководство исполнителя . Торонто: Университет Торонто Press. стр. 87–89. ISBN 0802025315 .
- ^ Корриган, Винсент. «Модальный ритм и интерпретация труверской песни». в Культурная среда трубадуров и труверов . Музыковедческие исследования/Wissenschaftliche Abhandlungen, No. 62:1. Институт средневековой музыки, Оттава, Онтарио, Канада, 1994; Страницы: 125-132.
- ^ Зальцштейн, Дженнифер (2013). Припев и рост просторечия в средневековой французской музыке и поэзии . Вудбридж, Саффолк, Великобритания: DS Brewer. п. 1. ISBN 978-1-84384-349-8 . OCLC 812067579 .
- ^ Перейти обратно: а б Досс-Куинби и др. 2001 , с. 6.
- ^ Досс-Куинби и др. 2001 , стр. 1–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Досс-Куинби и др. 2001 , с. 26.
- ^ Досс-Куинби и др. 2001 , с. 70 п.17.
- ^ На основе Элизабет Евы Лич, «Чудеса Галлики: некоторые источники Трубадура и Трувера» (2012 г., получено 31 октября 2022 г.), которая предоставляет ссылки на оцифрованные изображения и этот PDF-файл .
Библиография
[ редактировать ]- Акехерст, ФРП; Дэвис, Джудит М., ред. (1995). Справочник трубадуров . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-07976-0 .
- Баттерфилд, Ардис (1997). «Омонофоническая песня: вопросы категории». Компаньон средневековой и ренессансной музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816540-4 .
- Досс-Куинби, Эглал; Таскер Гримберт, Джоан; Пфеффер, Венди; Обри, Элизабет (2001). Песни женщин-труверов . Нью-Хейвен: Йельский университет. ISBN 978-0-300-08413-9 .
- Лирика трубадуров и труверов: антология и история . Перевод Голдина, Фредерика. Глостер, Массачусетс: Питер Смит. 1983. ISBN 0-8446-5036-6 . .
- Хасенор, Женевьева; Цинк, Мишель, ред. (1992). Словарь французских букв: Средние века . Коллекция: La Pochothèque (на французском языке). Париж: Файард. ISBN 2-253-05662-6 .
- О'Нил, Мэри (2006). Куртуазные любовные песни средневековой Франции: передача и стиль в репертуаре Трувера . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816547-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пейдж, Кристофер (ноябрь 1997 г.). «Слушая труверов». Ранняя музыка . 25 (4): 639–660. дои : 10.1093/earlyj/XXV.4.639 . JSTOR 3128410 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . Британская энциклопедия . Том 27 (11-е изд.). стр. 312–313.
- «Средневековая романтическая лирика» . литератураeuropea.let.uniroma1.it .