Jump to content

Эли (библейский персонаж)

(Перенаправлено с Эли (библия) )

Или
пестик
Фрагмент Илая из «Самуэля», относящегося к Илию, «Суды Божьи над домом Илия» (1780 г.), автор Джон Синглтон Копли
Персональный
Религия авраамический
Дети Офни и Финеес

Эли ( иврит : עֵלִי ‎, современный :   ʿЭли , тиверийский :   ʿĒli , букв. « восхождение » или « выше » ; Древнегреческий : Ἠλί , латинизированный : Ēli ; Латынь : Хели , эт. в. 11 век до н. э.) был, согласно Книге Самуила , священником и судьей израильтян Израиле в городе Силом , древнем . Когда Ханна пришла в Силом, чтобы помолиться за сына, Илай сначала обвинил ее в пьянстве , но когда она заявила о своей невиновности, Илай пожелал ей всего наилучшего. Будущий ребенок Анны, Самуил , был воспитан Илием в скинии . Когда Илию не удалось обуздать оскорбительное поведение своих сыновей, Бог пообещал наказать его семью, что привело к гибели сыновей Илия в битве при Афеке , где также был захвачен Ковчег Завета . Когда Илий услышал новость о захваченном Ковчеге, он упал со своего места, сломал себе шею и умер. В более поздних библейских отрывках упоминаются судьбы нескольких потомков Илия.

Илий занимает видное место в самаритянской религиозной традиции , поскольку самаритяне объясняют раскол между своей общиной и евреями основанием Илием конкурирующей святыни в Силоме , бросая вызов тому, что они считают первоначальным священным местом Израиля, горой Гаризим .

Библейское повествование

[ редактировать ]

Илий был священником ( коэном ) Силома, предпоследним израильским судьей (после него только Самуил [ 1 ] ) до правления царей Израиля и Иудеи .

Эта история об Анне, с которой начинаются Книги Самуила , касается Илия. Ханна была женой Елканы . Она была бездетной. У Елканы была еще одна жена ( Фенинна ), которая родила ему детей. Пенинна при каждом удобном случае дразнила и критиковала Ханну за ее бесплодие, доводя Ханну до глубокого отчаяния . Их муж Елкана увидел горе Анны и попытался выяснить причину ее страдания, спросив: «Анна, почему ты плачешь? Почему ты не ешь? Почему твое сердце печально? Разве я не больше для тебя, чем десять сыновей?» [ 2 ]

История показывает, что Анна не ответила на вопросы, а вместо этого встала и предстала перед Богом. Она горько плакала в храме Силоме . В отчаянии Ханна молилась Богу о ребенке и обещала, что, если ее молитва будет услышана, она посвятит своего сына Богу. Когда Илий нашел Анну в храме, она молча молилась, шевеля губами. Эли стал свидетелем этого необычного поведения и пришел к выводу, что Ханна была в состоянии алкогольного опьянения . После того, как Ханна объяснила свою трезвость , Илий сказал: «Идите с миром, и пусть Бог Израиля дарует вам то, что вы просили». [ 3 ] Ханна вернулась домой, полная надежды. Впоследствии Ханна забеременела; ее ребенка назвали Сэмюэлем . Во время принесения ежегодной жертвы в храме Анна осталась дома. Она пообещала пойти в храм, когда Самуил будет отнят от груди и планировала оставить его с Илием для обучения назорею .

Сыновья Илия

[ редактировать ]
Картина Яна Викторса 1645 года, изображающая Ханну , представляющую ее сына Самуила Эли, сидящему справа.

Тем временем сыновья Илия, Офни и Финеес вели себя нечестиво, например, забирая себе все лучшие куски мяса из жертвоприношений и совершая прелюбодеяние с женщинами, служащими у входа в святилище. Илай знал об их поведении, но слишком легкомысленно упрекал их и в конечном итоге не остановил их. Сыновья продолжали свое греховное поведение, и «человек Божий» пророчествовал Илию, что Илий и его семья будут наказаны за это, при этом все потомки мужского пола умрут, не достигнув старости, и будут помещены в должности, подчиненные пророкам из других линий. [ 4 ] Проклятие намекает на предыдущее обещание Бога о происхождении Илия, продолжающееся вечно (Или был потомком Аарона , которому первоначально было дано обещание [Исход 28] ) (ср. аналогичные обещания царю Давиду и Ионадаву ). Хотя это продолжение не было отменено, проклятие было навсегда наложено на всех потомков мужского пола Илия. В знак точности этого будущего Илию было сказано, что его сыновья умрут в тот же день. [ 5 ]

Обучение Сэмюэля

[ редактировать ]

Илий продолжил обучение Самуила. Когда Самуил услышал Бога, говорящего с ним, он сначала принял Бога за Илия; Илий, который не слышал, как Бог зовет Самуила, в конце концов осознал истину и научил Самуила, как реагировать. Самуилу было сказано, что угроза Бога будет осуществлена ​​над Илием и его семьей. Илий спросил Самуила, что ему сказали, настаивая на том, чтобы ему сказали всю правду, и Самуил так и сделал; Илий отреагировал, сказав, что Бог поступит так, как Он считает лучшим. [ 6 ]

Нападение филистимлян и смерть Илия

[ редактировать ]
Смерть Эли , гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, 1860 год.

Несколько лет спустя филистимляне напали на Эбен-Эзера , в конечном итоге захватив Ковчег Завета у израильтян и убив сыновей Илия, которые сопровождали Ковчег в битве. Израильтяне взяли с собой Ковчег в битву, полагая, что он принесет им победу. Эли, который был почти слеп, сидел у главных ворот и слышал, как возвращаются возвращающиеся солдаты, и не знал об этом событии, пока не спросил обо всех волнениях в городе. Солдат вернулся и принес людям весть о битве. В ответ на известие о захвате Ковчега Божьего Илий упал со стула навзничь и ударился головой, после чего скончался. [ 7 ]

Он был судьей Израиля в общей сложности 40 лет. Невестка его, жена Финееса , была беременна и приближалась пора родов. Когда она услышала новость о том, что ковчег Божий захвачен и что ее свекор и муж умерли, у нее начались схватки и родила, но ее одолели родовые схватки. Умирая, она назвала мальчика Икаводом , сказав, что Слава покинула Израиль из -за захвата Ковчега Божьего и смерти ее тестя и ее мужа. [ 8 ]

Самсон , сражавшийся с нашествием филистимлян, был судьей Израиля 20 лет. Некоторые учёные, например Кесслер, [ 9 ] и Новак [ 10 ] утверждали, что, вероятно, существовало некоторое совпадение между временем Самсона и временем Илия. Однако в Книге Судей всегда упоминаются годы притеснений в отличие от периода судейского устроения; поскольку первые периоды правления Илия, похоже, не происходили во времена угнетения, это, по-видимому, исключает какое-либо совпадение с угнетением филистимлян, под которым жил Самсон, предыдущий судья. [ 7 ]

Генеалогия

[ редактировать ]

Хотя его собственная генеалогия не приводится в тексте, ряд ученых определили, что Илий происходил от Итамара, сына Аарона, на основании генеалогий, приведенных в других местах относительно его различных потомков. [ 7 ] Ахимелех принадлежал к дому Итамара, [ 11 ] и также происходил от Ахитуба , [ 12 ] который происходил от Илия. [ 13 ]

В состав Дома Илии входили:

  • Ахимелех , правнук Илия: убит Доиком Идумеянином , исполнив часть проклятия дома Илия, согласно которому ни один из его потомков мужского пола не доживет до старости. [ 14 ]
  • Авиафар , сын Ахимелеха: праправнук Илия; единственный выживший после резни в Номе и последний первосвященник дома Илия, свергнутый с должности царем Соломоном, выполнив таким образом другую часть проклятия дома Илия, которое священство перешло от его семьи. [ 15 ]

В раввинской литературе

[ редактировать ]

Талмуд Илия называет пророком . [ 16 ]

Раввины описали Самуила , ученика Илия, как постановившего, что мирянам разрешено приносить жертвы, поскольку галаха только настаивала на том, чтобы священники приносили кровь (ср. Левит 1:5 , Зевахим 32а). [ 17 ] Говорят, что Илий отреагировал на эту логику Самуила, заявив, что она правильна, но Самуила следует казнить за то, что он делал юридические заявления в присутствии Илия (его наставника). [ 17 ]

Споры между Финеасом и Итамаром

[ редактировать ]

Комментаторы-раввины объясняют, что преемственность первосвященства предлагается потомкам Финеаса из Чисел 25:13 . [ 18 ] По мнению некоторых раввинских комментаторов, Финес согрешил, не предоставив массам инструкции по Торе перед битвой при Гиве . [ 19 ] и не сумев освободить Иеффая от его обета . [ 20 ] Как следствие, первосвященство было отнято у него и передано (временно) потомкам Ифамара , а именно Илию и его сыновьям.

Однако после греха сыновей Илия Офни и Финееса было предсказано, что первосвященство будет возвращено другому священнику, который будет более лояльным:

И я поставлю себе надежного священника, который будет действовать сердцем моим, и душой моей будет делать, и построю ему дом надежный, и он будет ходить пред Помазанником Моим во все дни. [ 21 ]

Ряд ученых указывают, что Садок был предметом этого пророчества, когда Садок, который, как говорят, был потомком Елеазара, в конечном итоге был назначен первосвященником. [ 22 ] [ 23 ]

Помимо людей, чье происхождение от Эли можно определить из библейского текста, раввинская литература называет потомками Илия других людей.

  • Иеремия : предполагается, что Иеремия происходил от Авиафара. [ 24 ] (Когда царь Соломон отстранил Авиафара от священства, он сослал его на свои поля в Анафоте (3 Царств 2:26-27). Иеремия был одним из священников, живших в Анафоте (Иеремия 1:1), поэтому это предложение может показаться вполне разумно).
  • Рабба бар Нахмани , вавилонский еврейский талмудист (Амора). [ 25 ]
  • Абайе , вавилонский еврейский талмудист, племянник Раббы бар Нахмани
  • Бебай бен Абайе , вавилонский еврейский талмудист, сын Абая

Рабба умер в 40 лет, а его племянник Абайе умер в 60 лет. [ 26 ] [ 27 ] [ 25 ]

Самаритянские источники

[ редактировать ]

Самаритяне утверждают , что гора Гаризим была первоначальным святым местом Израиля с тех пор, как Иисус Навин завоевал Израиль и десять колен заселили эту землю. Согласно Библии, история горы Гаризим возвращает нас к истории того времени, когда Моисей приказал Иисусу Навину вывести двенадцать колен Израилевых в горы у Сихема и разместить половину колен, числом шесть, на вершине горы. Гора Гаризим (Гора Благословения), а другая половина - на горе Эвал (Гора Проклятия). Две горы символизировали значение заповедей и служили предупреждением для тех, кто их не подчинялся.

Самаритяне настаивали на том, что они являются прямыми потомками северных израильских племен Ефрема и Манассии , переживших разрушение Северного израильского царства ассирийцами в 722 году до нашей эры. Надпись Саргона II фиксирует депортацию относительно небольшой части израильтян (27 290 человек, согласно летописям), поэтому вполне возможно, что осталось значительное население, которое могло идентифицировать себя как израильтяне - термин, который самаритяне предпочитают для себя. . Самаритянская историография определила основной раскол от оставшейся части Израиля после того, как двенадцать колен под предводительством Яхшуа завоевали землю Ханаанскую. После смерти Яхшуа священник Илий оставил скинию, которую Моисей воздвиг в пустыне и установил на горе Гаризим, и построил еще одну под своим правлением на холмах Шило (1 Царств 1:1-3; 2:12-17). . Таким образом, он установил как незаконное священство, так и незаконное место поклонения. [ 28 ]

Абу ль-Фатх , написавший в четырнадцатом веке нашей эры крупный труд по самаритянской истории, так комментирует самаритянское происхождение:

Между Илием, сыном Яфни, из рода Итамара, и сыновьями Финеаса разразилась ужасная гражданская война, потому что Илий, сын Яфни, решил узурпировать Первосвященство у потомков Финеаса. Он приносил жертвы на каменном алтаре. Ему было 50 лет, он был наделен богатством и распоряжался сокровищницей сынов Израилевых...

Он принес жертву на жертвенник, но без соли, как будто был невнимателен. Когда Великий Первосвященник Оззи узнал об этом и обнаружил, что жертва не была принята, он полностью отрекся от нее; и (даже) сказано, что он упрекнул его.

Вслед за этим он и группа, которая сочувствовала ему, подняли восстание, и он, его последователи и его животные сразу же отправились в Силом. Таким образом, Израиль раскололся на фракции. Он послал к их вождям сказать им: кто хочет увидеть чудеса, пусть приходит ко мне. Затем он собрал вокруг себя большую группу людей в Силоме и построил там себе Храм; он построил место, подобное Храму (на горе Гризим). Он построил жертвенник, не упустив ни одной детали – все соответствовало оригиналу, деталь за деталью.

В это время Дети Израиля разделились на три фракции. Верная фракция на горе Гризим; еретическая фракция, последовавшая за ложными богами; и фракция, которая следовала за Илием, сыном Яфни, на Силоме. [ 29 ]

Кроме того, Самаритянская хроника Адлера , или Новая хроника, предположительно была составлена ​​в 18 веке с использованием более ранних хроник, как утверждают источники:

И дети Израиля в его дни разделились на три группы. Один поступал по мерзостям язычников и служил другим богам; другой последовал за Илием, сыном Яфни, хотя многие из них отвернулись от него после того, как он открыл свои намерения; а третий остался у первосвященника Уззи бен Букки, на избранном месте, горе Гаризим, Вефиле, в священном городе Сихеме. [ 30 ]

По мнению самаритян, это ознаменовало конец эпохи Божественного благоволения, называемой רידון (Ридхван) или רהוּתה (Рахута), которая началась с Моисея. Так началась פנוּתה (Фанута) Эра Божественной немилости, когда Бог отворачивается от людей. По мнению самаритян, эпоха божественного благоволения вернется только с приходом Тахеба (Мессии или Восстановителя). [ 31 ]

Аналогичным образом, согласно самаритянским источникам, священническая линия сыновей Финеаса угасла в 1624 году со смертью 112-го первосвященника Шломья бен Пинхаса, после чего священство перешло к сыновьям Итамара . [ 32 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ 1 Царств 7:15
  2. ^ 1 Царств 1: 1-8
  3. ^ 1 Царств 1:17
  4. ^ 1 Царств 2:31.
  5. ^ 1 Царств 2: 12–36.
  6. ^ 1 Царств 3: 1-18.
  7. ^ Jump up to: а б с Хирш, Эмиль Г. и Кениг, Эдуард, «Эли» , Еврейская энциклопедия , 1906 г.
  8. ^ 1 Царств 4:18-22.
  9. ^ Кесслер, Хронология иудаизма и Первый из царей
  10. ^ Новак, Рихтер-Рут
  11. ^ 1 Паралипоменон 24:3
  12. ^ 1 Царств 22:20
  13. ^ 1 Царств 14:3
  14. Ор Сомаяч, Два столпа для долгой жизни , по состоянию на 22 мая 2017 г.
  15. ^ 3 Царств 2: 26–27.
  16. ^ «Сколько было пророков и кто они? – философия, пророчества, история, пророки, Тора, Библия, пророки» . www.askmoses.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Jump up to: а б Берахота 31б
  18. ^ Маггид Мейшарим (из Р. Йосефа Каро ) с. 55б; Раши Зевахиму 101б
  19. ^ Ялкут Шимони , 19,19.
  20. ^ Бытие Раба , 60,3
  21. ^ 1 Царств 2:35
  22. ^ См. «Торат ха-Коханим», Мнахем Рисикофф , второстепенная глава. 200
  23. ^ Роберт Альтер , История Дэвида (Нью-Йорк: WW Norton, 2000), 15.
  24. ^ «ИЕРЕМИЯ — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
  25. ^ Jump up to: а б Ор Сомаяч, Два столпа для долгой жизни , по состоянию на 8 мая 2019 г.
  26. ^ «Евамот 100–106 раввина Менделя Вайнбаха зт'л» .
  27. ^ «Аббайе – (4040–4100, 280–340)» . www.chabad.org .
  28. ^ Возникновение самаритянской общины (лекция профессора Авраама Таля в Доме Мандельбаума, август 2001 г.) [1]
  29. ^ Хранители, Введение в историю и культуру самаритян , Роберт Т. Андерсон и Терри Джайлз, Hendrickson Publishing, 2002, страницы 11-12.
  30. ^ Хранители , страница 12.
  31. ^ Хранители , страница 13.
  32. ^ См. Самаритянский первосвященник.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эли». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

[ редактировать ]
Эли (библейский персонаж)
Предшественник Судья Израиля Преемник
Предшественник Первосвященник Израиля Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 908718e28eb68c3ddc4f7d5b999a8204__1720657080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/04/908718e28eb68c3ddc4f7d5b999a8204.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Eli (biblical figure) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)