Внешняя политика Китая
китайский портал |
Китайская Народная Республика возникла как великая держава и один из трёх крупных игроков трёхполярной геополитики (КНР-США-СССР) во время Холодной войны , после Корейской войны 1950-1953 годов и советско-китайского раскола в 1950-1953 годах. 1960-е годы, со статусом признанного государства, обладающего ядерным оружием, в 1960-е годы. В настоящее время Китай имеет одно из крупнейших в мире население, второй по величине ВВП (номинальный) и крупнейшую экономику в мире по ППС .
В 1950-1953 годах она вела необъявленную войну в Корее против США . До конца 1950-х годов она была союзником Советского Союза , но к 1960 году между ними началась ожесточенная борьба за контроль над местным коммунистическим движением во многих странах. В 1972 году страна достигла разрядки в отношениях с Соединенными Штатами. После смерти председателя Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна в 1976 году Дэн Сяопин возглавил масштабный процесс индустриализации и сделал упор на торговые отношения с миром, сохраняя при этом сдержанную, менее идеологическую внешнюю политику, широко описываемую как по фразе таогуан яньхуэй , или «скрывать свой талант и выжидать». [ 1 ] Китайская экономика росла очень быстро, что придавало ей неуклонно возрастающую мощь и амбиции.
С тех пор как Си Цзиньпин стал генеральным секретарем Коммунистической партии Китая в 2012 году, Китай расширил свои внешнеполитические амбиции в глобальном масштабе, уделив особое внимание Восточно-Китайскому морю. Китай вкладывает значительные средства в глобальную инфраструктуру, ссылаясь на стремление к экономической интеграции . Он также инвестирует в стратегические объекты для защиты своих интересов в сфере торговли и безопасности. Он называет эти программы « Инициативой «Пояс и путь» (ранее «Один пояс, один путь») и « Морской шелковый путь », который он рассматривает как часть своей цели по достижению самодостаточности. [ 2 ]
С 2017 года она ведет крупномасштабную торговую войну с США. Он также бросает вызов доминированию США в Тихом и Индийском океане, расширяя свои военно-морские и дипломатические усилия. [ 3 ] Частью этого является стратегия «Жемчужной нити», обеспечивающая безопасность стратегических объектов в Индийском океане и регионе Малаккского пролива . [ 4 ]
Внешнеполитические институты
[ редактировать ]Основными институтами внешней политики являются Центральная комиссия по иностранным делам Коммунистической партии Китая (КПК), Министерство иностранных дел , Отдел международных связей КПК и Рабочий отдел Объединенного фронта КПК . [ 5 ] Как правило, глава аппарата Комиссии по иностранным делам имеет больший авторитет, чем министр иностранных дел. [ 6 ] : 77–78
Исторически сложилось так, что Народно-освободительная армия имела большее влияние во внешней политике Китая, особенно в первые годы существования КНР. [ 7 ] : 17 Влияние Министерства иностранных дел во внешнеполитическом истеблишменте Китая возросло с 2009 года. [ 7 ] : 7
центрального руководства по иностранным делам Небольшая группа (FALSG) исторически была полуинституциональным органом по координации внешней политики. [ 8 ] : 177–178 Созданная в 1958 году, она была распущена во время Культурной революции и восстановлена в 1981 году, когда Дэн Сяопин увеличил число заинтересованных сторон, участвующих в разработке внешней политики. [ 8 ] : 177 Он стал форумом, где центральное руководство, отвечающее за внешнюю политику, могло регулярно встречаться с высшими бюрократами для обсуждения приоритетов, достижения консенсуса и подготовки рекомендаций для Политбюро . [ 8 ] : 178 Это был единственный действующий орган по координации внешней политики до тех пор, пока Соединённые Штаты не взорвали китайское посольство в Белграде , что побудило к созданию в 2000 году Малой группы центрального руководства национальной безопасности (NSLSG) для координации реагирования на кризисы национальной безопасности. [ 8 ] : 178 В 2018 году FALSG была переименована в Центральную комиссию по иностранным делам, что стало политически значимым шагом, поскольку комиссия имеет более высокий рейтинг, чем ведущая небольшая группа. [ 7 ] : 8
Для обеспечения координации политики по морским вопросам Ху Цзиньтао в 2012 году создал Орган местного самоуправления по защите морских прав и интересов. [ 8 ] : 179
Стремясь создать дополнительный институциональный потенциал для координации внешней политики, Си Цзиньпин создал Комиссию национальной безопасности (КНБ), в которую вошла НКГЛ. [ 8 ] : 180 В центре внимания СНБ находится комплексная национальная безопасность, и он занимается вопросами как внешней, так и внутренней безопасности. [ 8 ] : 180 В 2014 году Си Цзиньпин представил концепцию целостной безопасности , которую он определил как «безопасность людей как компас, политическую безопасность как ее основу, экономическую безопасность как ее опору, военную безопасность, культурную безопасность и культурную безопасность как ее защиту, и что опирается на содействие международной безопасности». [ 9 ] : 3
Хотя различные игроки в китайской партийно-государственной системе оспаривают принятие внешнеполитических решений, китайская внешняя политика в подавляющем большинстве случаев принимается сверху вниз в плане принятия и реализации решений. [ 10 ] : 2
В Китае традиционно действуют отдельные каналы межправительственных и межпартийных отношений, последние, например, через Отдел международных связей КПК. [ 11 ] : 137
В вопросах безопасности Китай обычно отдает приоритет обмену военными. [ 9 ] : 217 Китай обычно рассматривает военных как более эффективных собеседников по вопросам безопасности, чем гражданский персонал. [ 9 ] : 217
Рамки международных отношений
[ редактировать ]Китайские ученые отмечают, что международные отношения страны различаются между крупными державами, государствами на стратегической периферии Китая, развивающимися странами и многосторонними международными форумами. [ 9 ] : 4 Эти категории не являются строгими, и их может быть несколько. [ 9 ] : 4 Крупнейшими державами являются экономически развитые государства, в том числе США, Россия, Япония, Великобритания и различные государства Европейского Союза, а также Европейский Союз в целом. [ 9 ] : 4 Страны стратегической периферии, как правило, географически близки и традиционно включают Россию, Восточную Азию, Центральную Азию, Южную Азию и Юго-Восточную Азию. [ 9 ] : 4 Китай начал уделять больше внимания периферийной дипломатии в эпоху Ху Цзиньтао. [ 12 ] : 35 В эпоху Си Цзиньпина инициатива «Один пояс, один путь» тесно связана с периферийной дипломатией Китая. [ 12 ] : 35
В целом Китай склонен встать на сторону развивающихся стран. [ 13 ] : 26 В более широкой категории развивающихся стран Китай различает крупные развивающиеся государства, новые развивающиеся державы и другие развивающиеся государства. [ 9 ] : 5
Китай устанавливает двусторонние партнерские отношения с другими странами, которые варьируются от широкого стратегического партнерства до более дискретных областей сотрудничества. [ 9 ] : 25 «Всеобъемлющее стратегическое партнерство» является самым широким, при этом «стратегическое партнерство» и «всеобъемлющее партнерство на основе сотрудничества» используются для описания отношений с менее широким сотрудничеством. [ 9 ] : 25 Китай обычно избегает подписания официальных союзов и двусторонних договоров. [ 14 ] : 107
Документы по внешней политике Китая, в которых страны, которые он считает стратегическими партнерами, часто утверждают концепции обоснованности различных путей развития, различного понимания демократии или прав человека, а также невмешательства во внутренние дела. [ 9 ] : 4 В своих соглашениях о свободной торговле и глобальном участии в вопросах интеллектуальной собственности он занимает позицию ненавязывания вопросов интеллектуальной собственности . [ 13 ] : 28 Хотя Китай сам готов принять повышенные стандарты, он, как правило, не стремится навязывать стандарты, выходящие за рамки Соглашения ТРИПС . [ 13 ] : 28
В рамках Глобального Юга Китай уделяет особое внимание странам, которые он считает центральными государствами в каждом регионе. [ 9 ] : 5 Хотя дипломатические договоренности Китая со временем меняются, в число узловых государств часто входили Индонезия, Сингапур и Таиланд (в Юго-Восточной Азии); Индия и Пакистан (в Южной Азии); Казахстан в Центральной Азии; Египет, Эфиопия и Нигерия (в Африке), Иран и Саудовская Аравия (на Ближнем Востоке); и Аргентина и Бразилия (в Латинской Америке). [ 9 ] : 5 Китай поддерживает хорошие отношения, в том числе с центральными государствами, которые являются региональными соперниками друг друга, часто стремясь использовать дипломатию на высшем уровне и форумы регионального сотрудничества в попытке снизить напряженность. [ 10 ] : 150
Китай предоставляет иностранную помощь для достижения как внешнеполитических целей, так и целей внешней торговли . [ 15 ] : 18 С момента создания в 2018 году Китайского агентства по международному сотрудничеству и развитию для координации помощи Китай уделяет больше внимания помощи для содействия внешней политике и меньше внимания помощи для развития внешней торговли. [ 15 ] : 18
Во время правления Си Цзиньпина Китай стремится формировать международные нормы и правила в новых областях политики, где Китай имеет преимущество как ранний участник. [ 16 ] : 188 Си Цзиньпин называет такие области «новыми рубежами», и они включают в себя такие области политики, как космос, глубокое море, полярные регионы, Интернет, ядерная безопасность, борьба с коррупцией и изменение климата. [ 16 ] : 188
Долгосрочные цели
[ редактировать ]С конца 1970-х годов основными целями внешней политики Китая являются защита его независимости, суверенитета, территориальной целостности и формирование международной среды, благоприятной для его модернизации, реформ и открытости . [ 17 ] : 51
Китай использует термин «основные интересы» для определения основных целей, определяющих выбор его внешней политики. [ 18 ] : 193 Эту концепцию разработал дипломат Дай Бинго во время правления Ху Цзиньтао. [ 18 ] : 193 Основные интересы: сохранение власти КПК, продолжение социального и экономического роста Китая, а также сохранение суверенитета и территориальной целостности Китая. [ 18 ] : 193 Китай также рассматривает эти основные интересы как красные линии, которые поведение других стран не должно пересекать. [ 18 ] : 193 Акцент Китая на национальном суверенитете проистекает из его исторического опыта после опиумных войн . [ 17 ] : 51
В эпоху Си Цзиньпина Сообщество общей судьбы стало важнейшей формулировкой международных отношений Китая. [ 9 ] : 6
Политолог Дмитрий Шлапентох утверждает, что Си Цзиньпин и его высшее руководство разрабатывают планы глобального доминирования, основанные на быстро растущей экономической мощи. Идеологическая основа представляет собой специализированную смесь марксизма-ленинизма в сочетании с историческими претензиями Китая на мировое господство до 1800 года. Китая Торговая политика и его стремление получить доступ к жизненно важным природным ресурсам, таким как газ, сформулированы в терминах этих идеологических подходов. Пекин балансирует как чисто экономические цели, так и геополитические стратегии в отношении США, России и других держав. Балансирование этих двух сил дает Китаю явное преимущество, поскольку его тоталитарное правительство может планировать на протяжении нескольких поколений и может менять курс независимо от желаний электората или четко определенных групп интересов, как это происходит на современном капиталистическом Западе. [ 19 ]
Лоуэлл Диттмер утверждает, что, преследуя цель доминирования в Восточной Азии, Пекин должен жонглировать своими отношениями с Соединенными Штатами, которые обладают большей военной и экономической мощью в регионе из-за тесных связей США с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Вьетнамом. , Австралия и другие страны. [ 20 ]
Аналитики утверждают, что Пекин пока не готов стать главной силой в формировании региональной политики на Ближнем Востоке. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Хотя Китай имеет крупные коммерческие интересы на Ближнем Востоке и имеет долгую историю отношений со странами Совета сотрудничества стран Персидского залива , его участие в вопросах безопасности в Персидском заливе началось сравнительно недавно. [ 24 ] : 30 Китай формулирует «политику нулевого врага» в регионе Персидского залива, занимая сбалансированную позицию как по отношению к действующим правительствам, так и к оппозиционным силам, суннитам и шиитам, республикам и монархиям, а также Ирану и арабским странам. [ 24 ] : 32
С конца 1990-х годов Китай сформулировал свою новую концепцию безопасности , основополагающий принцип которой заключается в том, что ни одно государство, даже самое мощное, не способно справиться со всеми вызовами безопасности в одиночку. [ 8 ] : 71
В последние годы Китай проявлял умеренный интерес к Карибскому региону, но далеко не в таком масштабе, как его интерес к Азии и Африке. Развиваются связи с Кубой, Багамскими островами, Ямайкой, Доминиканской Республикой и Гаити, а также Колумбией. Эти небольшие страны к 2019 году заметно не изменили свою внешнюю и внутреннюю политику из-за новых экономических связей с Китаем. Тем не менее, правительства уделяют больше внимания взглядам Пекина. С другой стороны, продвижение Китая в Карибский бассейн вызывает все большее негодование со стороны Соединенных Штатов, и в регионе возможна дальнейшая эскалация отношений между двумя крупными державами. [ 25 ] [ 26 ]
В 2014 году Си Цзиньпин объявил о Новой концепции азиатской безопасности на саммите Совещания по взаимодействию и укреплению доверия в Азии (СВМДА). [ 8 ] : 97 Подразумевая, что азиатские страны могут обеспечить свою безопасность без участия Соединенных Штатов, суть Новой концепции азиатской безопасности заключается в том, что «азиаты должны заботиться об азиатских проблемах, а азиатская безопасность должна поддерживаться азиатами». [ 8 ] : 97
Китай в целом скептически относится к эффективности санкций, часто характеризуя их как западный инструмент угнетения, который приводит к эскалации напряженности. [ 17 ] : 107–108 Китай выступает против использования односторонних санкций и торговой дискриминации для достижения внешнеполитических целей и в целом позиционирует себя как сторонник глобальной свободной торговли. [ 27 ] Китай выступает за роль ВТО как главного многостороннего торгового форума. [ 13 ] : 153 Темп двусторонних переговоров по соглашению о свободной торговле КПК в Китае ускорился с 2007 года, когда соглашения о свободной торговле были определены в качестве национального приоритета после Семнадцатого национального конгресса . [ 13 ]
Невмешательство
[ редактировать ]В своей внешней политике Китай подчеркивает принцип невмешательства . [ 9 ] : 336 Ее упор на невмешательство основан на закрепленной в Уставе ООН идее уважения суверенитета государств-членов. [ 10 ] : 71 Китай сформулировал принцип невмешательства после подписания в 1950 году китайско-советского договора о дружбе, союзе и взаимной помощи и сделал его центральным компонентом внешней политики после его включения в « Пять принципов мирного сосуществования» 1953 года . [ 17 ] : 56 По мнению Китая, международное вмешательство, особенно применение силы в соответствии с главой IV Устава ООН, является законным только при наличии санкции Совета Безопасности и согласия вовлеченных сторон. [ 17 ] : 107
Китай также утверждает, что многие внутренние кризисы и конфликты выходят за рамки мандата Совета Безопасности. [ 17 ] : 107 В качестве следствия китайских принципов невмешательства Китай утверждает, что другие страны не должны вмешиваться в дела, которые Китай считает своими внутренними делами. [ 9 ] : 336
В рамках своей политики невмешательства Китай не поддерживает оппозиционные движения в других странах, особенно те, которые пропагандируют сепаратизм. [ 10 ] : 71
Когда Китай обеспечивает облегчение долгового бремени, он, как правило, не требует от стран-получателей изменения своей внутренней макроэкономической политики. [ 15 ] : 134–135 Китай считает свою позицию в этом отношении соответствующей его принципу невмешательства. [ 15 ] : 134–135
Подход Китая к невмешательству был особенно хорошо принят в его отношениях с африканскими странами . [ 9 ] : 336 2018 года На Форуме китайско-африканского сотрудничества Си Цзиньпин подчеркнул «Пять «Нет», которые определяют его внешнюю политику в отношениях с африканскими и другими развивающимися странами: (1) невмешательство в стремление других стран к пути развития, подходящему для их стран; национальные условия, (2) невмешательство во внутренние дела, (3) не навязывание воли Китая другим, (4) не привязывание политических условий к иностранной помощи и (5) не стремление к политическим личным интересам в инвестициях и финансировании. [ 17 ] : 108–109
Время от времени Китай менял свой подход к невмешательству, особенно из-за политических проблем, касающихся Африки. [ 9 ] : 336–338 Эти изменения начались в 2006 году, когда под давлением западных правительств и летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине Китай изменил свою позицию по конфликту в Дарфуре . [ 9 ] : 338 Председатель Китая Ху Цзиньтао посетил Судан и встретился с президентом Судана Омаром аль-Баширом , который впоследствии принял миротворческую миссию ООН и Африканского союза в Дарфуре . [ 9 ] : 338
Китай также изменил свой типично невмешательный подход во время ливийского кризиса 2011 года, когда давление со стороны Африканского союза и Лиги арабских государств побудило Китай поддержать эмбарго на поставки оружия, запрет на поездки и замораживание активов, а также воздержаться от голосования по резолюции Совета Безопасности ООН. 1973 года , установивший бесполётную зону. [ 9 ] : 338 Необходимость эвакуации более 35 000 китайских граждан в течение десяти дней во время кризиса также сформировала политический подход Китая к зонам конфликтов. [ 17 ] : 78
Сотрудничество Юг-Юг
[ редактировать ]Акцент Китая на сотрудничестве Юг-Юг развился после Бандунгской конференции 1955 года , на которой он развивал связи с другими развивающимися странами в качестве защиты от Соединенных Штатов и Советского Союза. [ 28 ] : 74
Во время президентства Ху Цзиньтао Китай начал увеличивать значение, которое он придает отношениям со странами Глобального Юга. [ 10 ] : 79 Эта тенденция продолжалась и во время правления Си Цзиньпина. [ 10 ] : 79 В рамках своего взгляда на сотрудничество Юг-Юг Китай часто голосует в Организации Объединенных Наций, основываясь на позиции региональных групп, таких как Африканский союз или Лига арабских государств. [ 17 ] : 82
Китай играет важную роль в развитии сотрудничества между странами Юга мира в области изменения климата и чистой энергетики. [ 29 ] : 18 Китай участвовал в сотрудничестве Юг-Юг в области климата и чистой энергетики посредством: (1) двусторонних соглашений о чистой энергетике, (2) многостороннего сотрудничества в области чистой энергетики, (3) расширения экспорта своих технологий чистой энергии в другие развивающиеся страны и (4) зарубежной энергетики. развитие инфраструктуры в рамках инициативы «Пояс и путь». [ 29 ] : 221 Большая часть общего сотрудничества Китая по линии Юг-Юг теперь напрямую связана с инициативой BRI. [ 29 ] : 226 Инициатива «Пояс и путь» также связана с концепциями китайской мечты и Сообщества общей судьбы. [ 12 ] : 35
Программа «Десять, сто, тысячи» является всеобъемлющей инициативой Китая по сотрудничеству Юг-Юг в решении проблем изменения климата. [ 29 ] : 224 По состоянию на 2023 год [update]В рамках этой инициативы Китай подписал партнерские соглашения как минимум с 27 другими развивающимися странами. [ 29 ] : 224 Рассматривая BRI и другие экономические механизмы как сотрудничество Юг-Юг, Китай стремится позиционировать себя как глобального лидера Юга и создать контраст со странами глобального Севера. [ 10 ] : 125
БРИКС является еще одним механизмом сотрудничества Китая с глобальным югом и функционирует как форум для координации политики между его членами. [ 30 ] : 249
Дипломатический стиль
[ редактировать ]Китайский дипломатический стиль обычно преуменьшает значение отдельных дипломатов и их личностей. [ 7 ] : 138
С 2008 года Китай в целом стал более напористым во внешней политике, особенно в отношениях с Соединенными Штатами, Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. [ 7 ] : 15 По мнению академика Суйшэна Чжао , Китай частично мотивирован желанием выйти из состояния жертвы в международных делах. [ 7 ] : 15
Дипломатия воина-волка — это стиль публичной дипломатии, предполагающий принуждение, Си Цзиньпина принятый китайскими дипломатами при администрации . [ 31 ] Дипломатия воинов-волков носит конфронтационный и воинственный характер, а ее сторонники громко осуждают любую предполагаемую критику китайского правительства и его политики в социальных сетях и в интервью. [ 32 ] В качестве попытки получить «дискурсивную силу» в международной политике, дипломатия воинов-волков является частью новой внешнеполитической стратегии под названием «Дипломатия большой страны» Си Цзиньпина ( китайский : 大国外交 ; пиньинь : Dàguó Wàijiāo ), которая узаконила более активную политику. роль Китая на мировой арене, включая участие в открытой идеологической борьбе с Западом. [ 33 ] [ 34 ]
Статус Тайваня
[ редактировать ]Китайская Народная Республика (КНР) считает территорию Тайваня, находящуюся под управлением Китайской Республики (КР), частью своей неприкосновенной суверенной территории. Китайская республика была основана в материковом Китае в 1912 году для свержения китайской монархии, в то время как Тайвань находился под властью Японии с 1895 года и восстановился в 1945 году, но Тайвань стал резиденцией центрального правительства Китайской Республики с 1949 года, а затем потерял свое международное представительство как «Китай» в Китае. ООН в 1971 году в КНР. [ нужна ссылка ]
Наряду с Китайской республикой, с точки зрения КНР, Тайвань описывается как сепаратистская , отколовшаяся провинция , которую необходимо воссоединить , при необходимости силой. В соответствии с политикой одного Китая любое государство прилагает усилия к тому, чтобы страны, признающие либо КНР, либо Китайскую республику, переключили свое признание на другую сторону. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
КНР приняла Закон о борьбе с сепаратизмом, разрешающий применение военной силы в случае односторонней сепаратистской деятельности Демократической прогрессивной партией , возглавляемой Пан-зеленой коалиции . [ 41 ] как указано в § Условии КНР о военном вмешательстве .
Южно-Китайское море
[ редактировать ]Китай обозначил свои территориальные претензии в спорном Южно-Китайском море линией из девяти пунктов . Его претензии оспариваются другими странами. [ 42 ] Спорная территория в Южно-Китайском море включает Парасельские острова , острова Спратли , [ 43 ] и различные другие районы, включая остров Пратас и банки Верекер, банку Маклсфилд и мелководье Скарборо . Иск охватывает территорию китайской мелиорации , известную как « Великая песчаная стена ». [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]
ВМС США провели операции по обеспечению свободы судоходства, утверждая свою позицию, согласно которой некоторые воды, на которые претендует Китай, являются международными водами . [ 47 ]
12 июля 2016 года арбитражный суд, созданный в соответствии с Приложением VII к Конвенции ООН по морскому праву 1982 года , постановил, что Китай не имеет юридических оснований требовать «исторических прав» в пределах своей девятипунктирной линии по делу, возбужденному Филиппины . Трибунал постановил, что нет никаких доказательств того, что Китай исторически осуществлял исключительный контроль над водами или ресурсами в пределах «линии девяти пунктиров». [ 48 ]
Решение было отклонено как Тайванем, так и Китаем. [ 49 ] [ 50 ] Китайская Народная Республика и Китайская Республика (Тайвань) заявили, что не признают трибунал, и настаивали на том, что вопрос должен быть решен путем двусторонних переговоров с другими истцами. [ 51 ] Однако трибунал не вынес решения о принадлежности островов и не разграничил морские границы. [ 52 ] [ 48 ]
Ученые исследуют китайские мотивы и долгосрочные ожидания. Один из подходов заключается в сравнении тенденций в многосторонних переговорах по Кодексу поведения в период с 1992 по 2016 год. В целом, вопрос суверенитета в отношении оспариваемых вод больше не является главной проблемой. По трем причинам: непоследовательность официальных претензий Китая с течением времени, возросшая переговорная сила Китая и важность отложенной аксиомы суверенитета со времен Дэн Сяопина. [ 53 ] [ 54 ]
См. также
[ редактировать ]- Споры в Южно-Китайском море
- Морской Шелковый путь
- Нитка жемчуга (Индийский океан)
- Политический статус Тайваня
- История внешних связей Китая
- Старые друзья китайского народа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В своей речи 1990 года Дэн Сяопин кратко изложил свою внешнюю политику так: «Спокойно наблюдайте за делами, сохраняйте свою позицию, реагируйте обдуманно, скрывайте свой талант и выжидайте , маскируйте свои слабости, никогда не ищите лидерства и действуйте намеренно». Оригинальный китайский: «Наблюдайте спокойно, стойте на своем, справляйтесь с этим спокойно, скрывайте свою силу и выжидайте , умейте скрывать свои слабости, никогда не берите на себя инициативу и меняйте ситуацию».)
- ^ Подробную историю см. Джон В. Гарвер, « Китайские поиски: история международных отношений Народной Республики» (2-е изд. 2018 г.).
- ^ «Деньги и мускулы прокладывают Китаю путь к глобальной власти» . Нью-Йорк Таймс . 25 ноября 2018 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 25 декабря 2018 г.
- ^ Бич, Ханна (20 августа 2018 г.). « Мы не можем себе этого позволить»: Малайзия сопротивляется взглядам Китая» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ Скрипач, Коннор (3 февраля 2021 г.). «Три столпа китайской внешней политики: государство, партия, народ» . Дипломат . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Шебок, Филипп (2023). «Политическая система Китая». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ло, Дилан М.Х. (2024). Растущее министерство иностранных дел Китая: практика и проявления напористой дипломатии . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9781503638204 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Чжао, Суйшэн (2023). Дракон ревет в ответ: трансформационные лидеры и динамика внешней политики Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . дои : 10.1515/9781503634152 . ISBN 978-1-5036-3088-8 . OCLC 1331741429 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Шинн, Дэвид Х .; Эйзенман, Джошуа (2023). Отношения Китая с Африкой: новая эра стратегического взаимодействия . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21001-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чеснок, Джереми (2024). Преимущество Китая: проводник перемен в эпоху глобальных потрясений . Академик Блумсбери . ISBN 978-1-350-25231-8 .
- ^ Онг, Эндрю (2023). Тупик: автономия и повстанческое движение на границе Китая и Мьянмы . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-7071-5 . JSTOR 10.7591/j.ctv2t8b78b .
- ^ Jump up to: а б с Кертис, Саймон; Клаус, Ян (2024). Город «Один пояс, один путь»: геополитика, урбанизация и поиск Китаем нового международного порядка . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300266900 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ченг, Вентин (2023). Китай в глобальном управлении интеллектуальной собственностью: последствия для глобальной распределительной справедливости . Серия социально-правовых исследований Пэлгрейва. Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-3-031-24369-1 .
- ^ Браун, Керри (2023). China Incorporated: Политика мира, где Китай — номер один . Лондон: Bloomsbury Academic . ISBN 978-1-350-26724-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Чен, Муян (2024). Восстание опоздавших: политические банки и глобализация финансирования развития Китая . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501775857 .
- ^ Jump up to: а б Цанг, Стив ; Чунг, Оливия (2024). Политическая мысль Си Цзиньпина . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780197689363 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мэн, Вентинг (2024). Мир развития: теоретизирование подхода Китая к международному миростроительству . Там же. Издательство Колумбийского университета . ISBN 9783838219073 .
- ^ Jump up to: а б с д Шимальчик, Матей (2023). «Китай в мире». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ Шлапентох Дмитрий (2 января 2020 г.). «Китай в поисках глобального господства». Перспективы политической науки . 49 (1): 12–26. дои : 10.1080/10457097.2019.1612507 . ISSN 1045-7097 . S2CID 199771734 .
- ^ Диттмер, Лоуэлл (2018). Азия Китая: трехсторонняя динамика со времен холодной войны . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-3755-1 .
- ^ Понижилова, Мартина (2 ноября 2019 г.). «Внешнеполитическая деятельность Китая на Ближнем Востоке: установление энергетической безопасности или роль ответственной развивающейся державы?». Журнал балканских и ближневосточных исследований . 21 (6): 643–662. дои : 10.1080/19448953.2018.1506292 . ISSN 1944-8953 . S2CID 149641488 .
- ^ Мансур, Имад (сентябрь 2019 г.). «Действовать осторожно: многомерное вмешательство Китая в регионе Персидского залива». Китайский ежеквартальный журнал . 239 : 656–678. дои : 10.1017/S0305741018001777 . ISSN 0305-7410 . S2CID 159131464 .
- ^ Шичор, Ицхак (январь 1992 г.). «Китай и Ближний Восток после Тяньаньмэнь». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 519 (1): 86–100. дои : 10.1177/0002716292519001007 . ISSN 0002-7162 . S2CID 145084038 .
- ^ Jump up to: а б Ли-Чен Сим; Джонатан Фултон, ред. (2022). Азиатское восприятие безопасности в Персидском заливе . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-1-003-22737-3 . OCLC 1347700067 .
- ^ Макдональд, Скотт (15 января 2019 г.). «Китайско-карибские отношения в меняющемся геополитическом море». Журнал китайской политической науки . 24 (4): 665–684. дои : 10.1007/s11366-018-09590-y . ISSN 1080-6954 . S2CID 255160749 .
- ^ Велоса, Эдуардо (17 декабря 2018 г.). «Рассказ о том, что должно быть, но нет: политические и экономические причины ограниченных китайских инвестиций в Колумбии». Журнал китайской политической науки . 24 (4): 643–663. дои : 10.1007/s11366-018-09589-5 . ISSN 1080-6954 . S2CID 255164621 .
- ^ Королев, Александр С. (2023). «Политическая и экономическая безопасность в многополярной Евразии». Китай и евразийские державы в многополярном мировом порядке 2.0: безопасность, дипломатия, экономика и киберпространство . Мгер Саакян. Нью-Йорк: Рутледж . п. 16. ISBN 978-1-003-35258-7 . OCLC 1353290533 .
- ^ Лайкван, Панг (2024). Один и все: логика китайского суверенитета . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 9781503638815 .
- ^ Jump up to: а б с д и Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-54482-5 .
- ^ Турчани, Ричард Дж. (2023). «Отношения с Европой и Россией». В Киронской, Кристина; Турскани, Ричард К. (ред.). Современный Китай: новая сверхдержава? . Рутледж . ISBN 978-1-03-239508-1 .
- ^ «Европа и США должны сказать «нет» китайской дипломатии «воинов-волков», - посол ЕС» . Рейтер . 10 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2021 года . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Цзян, Стивен; Уэсткотт, Бен. «Китай принимает новый вид внешней политики. Вот что означает дипломатия воинов-волков» . CNN . Архивировано из оригинала 29 мая 2020 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ «Китайская дипломатия «воина-волка» в условиях кризиса Covid-19» . Форум Асан . 15 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Смит, Стивен (16 февраля 2021 г.). «Дипломатия великой страны Китая » . Анализ внешней политики . дои : 10.1093/fpa/orab002 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2021 года . Проверено 21 сентября 2021 г.
- ^ «Сенегал предпочитает Китай Тайваню» . Новости Би-би-си . 26 октября 2005 г.
- ^ Ву, Дебби (14 января 2008 г.). «Малави разрывает связи с Тайванем ради Китая» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс. Архивировано из оригинала 7 апреля 2012 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ «Тайвань теряет второго союзника за месяц из-за давления Китая» . Канал NewsAsia . Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Разрыв отношений Тайваня с Сальвадором» . Тайваньское понимание . 19 сентября 2018 года . Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ «Критическая битва Тайваня за то, чтобы удержать своих дипломатических союзников от перехода на другую сторону» . Южно-Китайская Морнинг Пост . 18 июня 2018 г. Проверено 28 декабря 2018 г.
- ^ Ши, Сю-цюань (17 июня 2015 г.). «Конституция не допускает независимости, — говорит Хун» . Тайбэй Таймс . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Канцелярия министра обороны (6 мая 2011 г.). События в военной сфере и сфере безопасности с участием Китайской Народной Республики, 2011 г. (PDF) . Годовой отчет Конгрессу (Отчет). Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2015 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Микаэла дель Каллар (26 июля 2013 г.). «Новая «карта Китая из 10 штрихов» въедается на территорию Филиппин» . Новости ГМА . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Джамандре, Тесса (14 апреля 2011 г.). «PH протестует против заявления Спратли о «9-пунктирной линии» Китая» . Малая . Архивировано из оригинала 19 апреля 2011 года . Проверено 2 июня 2011 г.
- ^ «Китай строит «великую стену из песка» в Южно-Китайском море» . Новости Би-би-си . 1 апреля 2015 года . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «ВМС США: Пекин создает «великую стену песка» в Южно-Китайском море» . Хранитель . 31 марта 2015 г. ISSN 0261-3077 . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Маркус, Джонатан (29 мая 2015 г.). «Напряженность между США и Китаем растет из-за «Великой песчаной стены» в Пекине » . Новости Би-би-си . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «США отстаивают свободу судоходства в Южно-Китайском море» . Азиатская инициатива по обеспечению прозрачности морских перевозок . 27 октября 2015 года . Проверено 27 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Перлес, Джейн (12 июля 2016 г.). «Трибунал отклонил претензии Пекина в Южно-Китайском море» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «Южно-Китайское море: Трибунал поддержал дело против Китая, возбужденное Филиппинами» . Новости Би-би-си . 12 июля 2016 г. Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Джун Май; Ши Цзянтао (12 июля 2016 г.). «Остров Тайпин, контролируемый Тайванем, — это скала, — заявил международный суд по делу Южно-Китайского моря» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Дэвид Твид; Тин Ши (12 июля 2016 г.). «Претензии Китая в отношении Южно-Китайского моря опровергнуты решением Гаагского суда» . Блумберг . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ «Пресс-релиз PCA: Арбитраж по Южно-Китайскому морю (Республика Филиппины против Китайской Народной Республики) | PCA-CPA» . pca-cpa.org . 12 июля 2016 г. Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Ким, Джие; Друкман, Дэниел (2 января 2020 г.). «Отложенный суверенитет или недействительный суверенитет? Переговоры по Южно-Китайскому морю, 1992–2016 годы». Тихоокеанский обзор . 33 (1): 32–60. дои : 10.1080/09512748.2018.1535520 . ISSN 0951-2748 . S2CID 158607834 .
- ^ Да, Энди (1 июня 2011 г.). «Морские территориальные споры в Восточной Азии: сравнительный анализ Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей» . Журнал текущих событий Китая . 40 (2): 165–193. дои : 10.1177/186810261104000207 . ISSN 1868-1026 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фенби, Джонатан. Популярная история пингвинов в современном Китае: падение и возвышение великой державы с 1850 года по настоящее время (3-е изд. 2019 г.).
- Фердинанд, Питер. «Хо на запад — китайская мечта и «один пояс, один путь»: внешняя политика Китая при Си Цзиньпине». Международные отношения 92.4 (2016): 941–957. онлайн
- Гарвер, Джон В. В поисках Китая: история международных отношений Народной Республики (2-е изд. 2018 г.), всеобъемлющая научная история. отрывок
- Гарвер, Джон В. Международные отношения Китайской Народной Республики (1992) онлайн
- Ху, Вэйсин. «Дипломатия великой страны Си Цзиньпина: роль лидерства в трансформации внешней политики». Журнал современного Китая 28.115 (2019): 1–14.
- Лэмптон, Дэвид М. Следуя за лидером: правя Китаем, от Дэн Сяопина до Си Цзиньпина (U of California Press, 2014).
- Лю, Гуоли, редактор « Внешняя политика Китая в переходный период» . (Сделка, 2004). ISBN 0-202-30752-2
- Лу, Нин. Динамика принятия внешнеполитических решений в Китае (Routledge, 2018).
- Саттер, Роберт Г. Исторический словарь внешней политики Китая (2011), отрывок и текстовый поиск
- Саттер, Роберт Г. Международные отношения КНР: наследие и ограничения международной политики Китая с 1949 года (Rowman & Littlefield; 2013) Отрывок на 355 страниц и текстовый поиск
- Вестад, Одд Арне . Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года (Basic Books; 2012) 515 страниц; всеобъемлющая научная история
- Яхуда, Майкл. Конец изоляционизма: внешняя политика Китая после Мао (Macmillan International Higher Education, 2016)