Историческая достоверность Деяний апостолов
Историческая достоверность Деяний апостолов , главного исторического источника апостольской эпохи , представляет интерес для библеистов и историков раннего христианства в рамках дебатов по поводу историчности Библии . Историческая достоверность не зависит от безошибочности или отсутствия содержания источника, поскольку существуют источники, которые считаются в целом надежными, несмотря на наличие таких характеристик (например, Иосиф Флавий ). [ 1 ]
Археологические надписи и другие независимые источники показывают, что Деяния Апостолов («Деяния») содержат некоторые точные детали общества I века в отношении титулов чиновников, административных единиц, городских собраний и правил Второго Храма в Иерусалиме . Однако историчность изображения апостола Павла в Деяниях оспаривается. Деяния описывают Павла иначе, чем Павел описывает себя, как фактически, так и богословски . [ 2 ] Книга Деяний отличается от посланий Павла по таким важным вопросам, как Закон Павла , апостольство и его отношение к Иерусалимской церкви . [ 2 ] Ученые обычно предпочитают повествование Павла изложению Деяний. [ 3 ] : 316 [ 4 ] : 10 Однако римские историки обычно считали основную историчность Деяний само собой разумеющейся. [ 5 ]
Состав
[ редактировать ]Повествование
[ редактировать ]Лука-Деяния — это исторический рассказ, состоящий из двух частей, традиционно приписываемый Луке Евангелисту , который считался последователем Павла. Автор книги «Лука – Деяния» отметил, что на момент написания книги в обращении было много сообщений, утверждая, что это свидетельства очевидцев. Он заявил, что исследовал «все с самого начала» и редактировал материалы в один отчет от рождения Иисуса до своего времени. Как и другие историки его времени, [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] он определил свои действия, заявив, что читатель может положиться на «достоверность» приведенных фактов. Однако большинство ученых считают, что книга Луки – Деяния принадлежит традиции эллинской историографии . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Использование источников
[ редактировать ]Утверждалось, что автор Деяний использовал сочинения Иосифа Флавия (в частности, «Иудейские древности ») в качестве исторического источника. [ 13 ] [ 14 ] Большинство ученых отвергают как это утверждение, так и утверждение, что Иосиф Флавий заимствовал из Деяний: [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] вместо этого утверждая, что Лука и Иосиф Флавий опирались на общие традиции и исторические источники. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
Несколько ученых [ ВОЗ? ] раскритиковали использование автором исходных материалов. Например, Ричард Херд писал, что «в своем повествовании в начале Деяний он, кажется, связывает воедино, насколько это возможно, ряд различных историй и повествований, некоторые из которых появляются к тому времени, когда они доходят до него». , что сообщение было серьезно искажено». [ 24 ] [ нужна страница ]
Текстовые традиции
[ редактировать ]Как и большинство книг Нового Завета, самые ранние сохранившиеся рукописи Деяний имеют существенные различия. В случае с Деяниями различия между сохранившимися рукописями особенно существенны. Вероятно, двумя самыми ранними версиями рукописей являются западный текстовый тип (представленный Кодексом Беза ) и александрийский текстовый тип (представленный Ватиканским кодексом и Синайским кодексом, который не встречался в Европе до 1859 года). Версия Деяний, сохранившаяся в западных рукописях, содержит около 6,2–8,5%. [ 25 ] больше содержания, чем александрийская версия Деяний (в зависимости от определения варианта). [ 4 ] : 5–6
Современные ученые утверждают, что более короткий александрийский текст ближе к оригиналу, а более длинный западный текст является результатом более позднего включения в текст дополнительного материала. [ 4 ] : 5–6
Третий класс рукописей, известный как византийский текстовый тип , часто считается развившимся после западного и александрийского типов. Отличаясь от обоих других типов, византийский тип имеет больше сходства с александрийским, чем с западным типом. Сохранившиеся рукописи этого типа датируются V веком или позже; однако фрагменты папируса показывают, что этот тип текста может датироваться еще александрийскими или западными типами текста. [ 26 ] : 45–48 Византийский текстовый шрифт послужил основой для Textus Receptus 16-го века , созданного Эразмом , первого печатного издания Нового Завета на греческом языке. Textus Receptus, в свою очередь, послужил основой Нового Завета в англоязычной Библии короля Иакова . Сегодня византийский текстовый тип является предметом возобновленного интереса как возможная оригинальная форма текста, из которого произошли западный и александрийский текстовые типы. [ 27 ] [ нужна страница ]
Историчность
[ редактировать ]Споры об историчности Деяний стали наиболее ожесточенными в период с 1895 по 1915 год. [ 28 ] Фердинанд Кристиан Баур считал это ненадежным и главным образом попыткой примирить языческие и еврейские формы христианства. [ 4 ] : 10 Адольф фон Гарнак , в частности, был известен своей резкой критикой точности Деяний, хотя его утверждения о неточностях были описаны некоторыми как «преувеличенная гиперкритика». [ 29 ] Ведущий ученый и археолог того времени Уильям Митчелл Рамзи считал Деяния чрезвычайно надежным историческим документом. [ 30 ] Отношение к историчности Деяний сильно различается в научных кругах разных стран. [ 31 ]
По словам Хайди Дж. Хорник и Майкала К. Парсонса, «акты необходимо тщательно анализировать и искать историческую информацию». [ 4 ] : 10
Отрывки, соответствующие историческому фону
[ редактировать ]Деяния содержат некоторые точные детали общества I века, особенно в отношении титулов должностных лиц, административных единиц, городских собраний и правил еврейского храма в Иерусалиме. [ 32 ] включая:
- Надписи подтверждают, что городские власти в Фессалониках в I веке назывались политархами ( Деяния 17:6–8 ).
- Согласно надписям, грамматеус — правильный титул главного магистрата в Эфесе ( Деяния 19:35 ).
- Марк Антоний Феликс и Порций Фест правильно называются прокураторами Иудеи .
- мимолетное замечание об изгнании евреев из Рима Клавдием и ( Деяния 18:2 ) независимо засвидетельствовано Светонием в Клавдии 25 из «Двенадцати цезарей» , Кассием Дио в «Римской истории» христианским писателем пятого века Павлом Орозием в его «Истории против Язычники . [ 33 ] [ 34 ]
- правильно упоминается В Деяниях Корнилий как сотник , а Клавдий Лисий как трибун ( Деяния 21:31 и Деяния 23:26 ).
- Титул проконсул ( антипатос ) правильно используется для наместников двух сенаторских провинций, названных в Деяниях ( Деяния 13:7–8 и Деяния 18:12 ).
- Луция Юния Галлиона Аннеана Пребывание на посту проконсула Ахеи подтверждается Дельфийской надписью ( Деяния 18:12-17 ).
- Надписи говорят о запрете язычникам находиться во внутренних помещениях Храма (как в Деяниях 21:27–36 ); см. также Суд язычников
- Функция городских собраний в управлении городскими делами точно описана в Деяниях 19:29–41.
- Римские солдаты постоянно размещались в башне Антонии и отвечали за наблюдение и подавление любых беспорядков на еврейских праздниках; чтобы добраться до пострадавшего района, им придется спуститься по лестнице на территорию храма, как отмечено в Деяниях 21: 31–37.
Чарльз Х. Талберт заключает, что исторические неточности в Деяниях «немногочисленны и незначительны по сравнению с подавляющим совпадением Деяний и их времени [до 64 г. н.э.] и места [Палестины и более широкой Римской империи]». [ 32 ] Тем не менее Тальберт предупреждает, что «точное описание обстановки не доказывает историчность рассказанного события». [ 35 ]
Относясь к описанию истории ранней церкви скептически, такие критически настроенные ученые, как Герд Людеманн , Александр Веддерберн, Ганс Конзельманн и Мартин Хенгель , по-прежнему считают, что Деяния содержат ценные исторически точные отчеты о первых христианах.
Людеманн признает историчность явлений Христа после воскресения. [ 36 ] имена первых учеников, [ 37 ] женщины-ученицы, [ 38 ] и Иуда Искариот. [ 39 ] Уэддерберн говорит, что ученики, несомненно, верили, что Христос действительно воскрес. [ 40 ] Конзельманн отвергает предполагаемое противоречие между Деяниями 13:31 и Деяниями 1:3 . [ 41 ] Хенгель считает, что Деяния были написаны раньше [ 42 ] Лукой как частичным очевидцем, [ 43 ] восхваляя знание Лукой Палестины, [ 44 ] и еврейских обычаев в Деяниях 1:12. [ 45 ] Что касается Деяний 1:15–26 , Людеманн скептически относится к назначению Матиаса, но не к его историческому существованию. [ 46 ] Уэддерберн отвергает теорию, отрицающую историчность учеников: [ 47 ] [ 48 ] Конзельманн считает собрание в горнице историческим событием, которое Лука знал по преданию: [ 49 ] а Хенгель считает «Поле крови» подлинным историческим названием. [ 50 ]
Что касается 2-й главы Деяний , Людеманн считает собрание Пятидесятницы вполне возможным: [ 51 ] и апостольское наставление должно быть исторически достоверным. [ 52 ] Уэддерберн признает возможность «массового экстатического опыта». [ 53 ] и отмечает, что трудно объяснить, почему ранние христиане позже приняли этот еврейский праздник, если не было первоначального события Пятидесятницы, как описано в Деяниях. [ 54 ] Он также считает достоверным описание ранней общины в Деяниях 2. [ 55 ] [ 56 ]
Людеманн считает Деяния 3:1–4:31 историческими. [ 57 ] Уэддерберн отмечает то, что он считает чертами идеализированного описания: [ 58 ] но, тем не менее, предостерегает от отклонения этого отчета как от неисторического. [ 59 ] Хенгель также настаивает на том, что Лука описывал подлинные исторические события, даже если он их идеализировал. [ 60 ] [ 61 ]
Уэддерберн поддерживает историчность общинной собственности среди первых последователей Христа (Деяния 4:32–37). [ 62 ] Конзельманн, хотя и настроен скептически, считает, что Лука взял свое описание Деяний 6:1–15 из письменной записи; [ 63 ] В более позитивном плане Уэддерберн защищает историчность повествования от скептицизма. [ 64 ] Людеманн считает, что эта история имеет историческую основу. [ 65 ]
Отрывки спорной исторической точности
[ редактировать ]Деяния 2:41 и 4:4 – обращения Петра
[ редактировать ]В Деяниях 4:4 говорится о обращении Петра к аудитории, в результате чего число обращенных христиан выросло до 5000 человек. Профессор Нового Завета Роберт М. Грант говорит: «Лука, очевидно, считал себя историком, но можно задать много вопросов относительно достоверности его истории [...] Его «статистика» невозможна; Петр не мог обратился к трем тысячам слушателей [например, в Деяниях 2:41 ] без микрофона, а поскольку население Иерусалима составляло около 25–30 000 человек, число христиан не могло составлять пять тысяч [например, Деяния 4:4]». [ 66 ] Однако, как показывает профессор И. Говард Маршалл, верующие могли быть и из других стран (см. Деян. 2:9-10). Что касается того, чтобы быть услышанным, недавняя история показывает, что можно обратиться к многотысячной толпе; например, в отчете Бенджамина Франклина о Джордже Уайтфилде отмечается, что один оратор может обращаться к тысячам толп без помощи технических средств. [ 67 ]
Деяния 5:33–39: Теус
[ редактировать ]В Деяниях 5:33–39 приводится отчет о речи фарисея Гамалиила I века (ум. ~50 г. н.э.), в которой он ссылается на два движения первого века. Одним из них руководил Теудас . [ 68 ] Впоследствии другого возглавил Иуда Галилеянин . [ 69 ] Иосиф Флавий поместил Иуду при переписи Квириния 6-го года, а Теудаса под прокуратора Фада. [ 70 ] в 44–46. Если предположить, что в Деяниях упоминается тот же Феуда, что и Иосиф Флавий, возникают две проблемы. Во-первых, в Деяниях 5 порядок Иуды и Теуды меняется на противоположный. Во-вторых, движение Теуды может произойти после того, как говорит Гамалиил. Возможно, что Феуда у Иосифа Флавия не тот, что в Деяниях, или что это Иосиф Флавий перепутал даты. [ 71 ] Писатель III века Ориген упомянул Теудаса, действовавшего до рождения Иисуса: [ 72 ] хотя возможно, что это просто основано на описании в Деяниях .
Деяния 10:1: Римские войска в Кесарии
[ редактировать ]В Деяниях 10:1 говорится о римском центурионе по имени Корнилий, принадлежавшем к «итальянскому полку» и находившемся в Кесарии около 37 г. н.э. Роберт М. Грант утверждает, что во время правления Ирода Агриппы (41–44) на его территории не размещалось никаких римских войск. [ 73 ] Уэддерберн также считает это повествование «исторически подозрительным». [ 74 ] и ввиду отсутствия письменных и литературных свидетельств, подтверждающих Деяния, историк де Блуа предполагает, что эта единица либо не существовала, либо была более поздней единицей, которую автор Деяний отнес к более раннему времени. [ 75 ]
Отмечая, что «итальянский полк» обычно называют когорой II Italica civium Romanorum , подразделением, присутствие которого в Иудее засвидетельствовано не ранее 69 года нашей эры, [ 76 ] историк Э. Мэри Смоллвуд отмечает, что события, описанные от Деяний 9:32 до главы 11, возможно, не находятся в хронологическом порядке с остальной частью главы, но на самом деле происходят после смерти Агриппы в главе 12, и что «Итальянский полк», возможно, был завезен в Кесарию еще в 44 году нашей эры. [ 77 ] Уэддерберн отмечает это предложение о хронологической перестановке, а также предположение, что Корнелий жил в Кесарии, вдали от своего отряда. [ 78 ] Такие историки, как Бонд, [ 79 ] Шпайдель, [ 80 ] и Саддингтон, [ 81 ] не вижу никаких затруднений в записи Деяний 10:1.
Деяния 15: Иерусалимский собор
[ редактировать ]Описание « Апостольского Собора » в Деяниях 15 обычно считается тем же событием, которое описано во 2-й главе Послания к Галатам . [ 82 ] считается некоторыми учеными противоречащим сообщению Галатам. [ 83 ] Историчность повествования Луки подвергается сомнению. [ 84 ] [ 85 ] [ 86 ] и был полностью отвергнут некоторыми учеными в середине-конце 20 века. [ 87 ] Однако более поздние ученые склоняются к тому, чтобы рассматривать Иерусалимский совет и его решения как историческое событие. [ 88 ] хотя иногда это выражается с осторожностью. [ 89 ]
Деяния 15:16–18: речь Иакова.
[ редактировать ]В Деяниях 15:16–18 , Иаков лидер евреев-христиан в Иерусалиме, произносит речь, в которой цитирует отрывки из греческой Септуагинты ( Амос 9:11–12 ). Некоторые считают, что это несовместимо с портретом Иакова как еврея, который, предположительно, говорил по-арамейски, а не по-гречески. Например, Ричард Перво отмечает: «Цитирование из Священных Писаний сильно отличается от МТ , которое не имеет ничего общего с включением язычников. Это жизненно важный элемент в цитате, который исключает возможность того, что исторический Иаков (который не цитировал бы LXX ) использовал этот отрывок». [ 90 ]
Возможное объяснение состоит в том, что перевод Септуагинты лучше отражает точку зрения Иакова о включении язычников в число людей Божьих. [ 91 ]
Деяния 21:38: Сикарии и египтянин
[ редактировать ]В Деяниях 21:38 римлянин спрашивает Павла, был ли он « египтянином отряд « сикариев », который повел в пустыню » (буквально: «людей с кинжалами»). В обеих «Еврейских войнах» [ 92 ] и древности евреев , [ 93 ] Иосиф Флавий говорит о еврейских националистических повстанцах, называемых сикариями, непосредственно перед тем, как рассказать о египтянине, который привел некоторых последователей на Елеонскую гору . Ричард Перво полагает, что это демонстрирует, что Лука использовал Иосифа Флавия в качестве источника и ошибочно полагал, что сикарии были последователями Египтянина. [ 94 ] [ 95 ]
Другие источники по ранней истории Церкви
[ редактировать ]Двумя ранними источниками, в которых упоминается истоки христианства , являются «Иудейские древности» римско-еврейского историка Иосифа Флавия и «Церковная история » Евсевия . Считается, что Иосиф Флавий и Деяния Луки были написаны примерно в одно время, примерно в 90 году нашей эры, а Евсевий написал их примерно на два с четвертью века позже.
Более косвенные доказательства можно получить из других писаний Нового Завета, раннехристианских апокрифов и нехристианских источников, таких как переписка между Плинием и Траяном (112 г. н.э.). Даже христианские псевдоэпиграфы иногда дают потенциальное представление о том, как формировались и функционировали ранние христианские общины, с какими проблемами они сталкивались и какие убеждения они развили. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрман, Барт Д.; Эванс, Крейг А.; Стюарт, Роберт Б. (2020). Можем ли мы доверять Библии относительно Исторического Иисуса? (1-е изд.). Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 12–18. ISBN 9780664265854 .
- ^ Jump up to: а б Каин, Сеймур; и др. «Библейская литература» . Британская онлайн-энциклопедия .
- ^ Харрис, Стивен (1985). Понимание Библии: Введение для читателя (2-е изд.). Издательская компания Мэйфилдрасположение=. ISBN 978-0874846966 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хорник, Хайди Дж.; Парсонс, Майкал К. (2017). Деяния апостолов на протяжении веков (1-е изд.). Джон Вили и сыновья, ООО ISBN 9781118597873 .
- ^ Ликона, Майкл Р. (2010). Воскресение Иисуса: новый историографический подход . Межвузовская пресса. п. 18. ISBN 978-0-8308-2719-0 .
- ^ Ауне, Дэвид (1988). Новый Завет в его литературной среде . Джеймс Кларк и Ко, стр. 77–. ISBN 978-0-227-67910-4 .
- ^ Даниэль Маргерат (5 сентября 2002 г.). Первый христианский историк: написание «Деяний апостолов» . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–. ISBN 978-1-139-43630-4 .
- ^ Клэр К. Ротшильд (2004). Лука-Деяния и риторика истории: исследование раннехристианской историографии . Мор Зибек. стр. 216–. ISBN 978-3-16-148203-8 .
- ^ Тодд Пеннер (2004). Похвала христианскому происхождению: Стефан и эллинисты в апологетической историографии Лукана . Академик Блумсбери. стр. 45–. ISBN 978-0-567-02620-0 .
- ^ Грант, Роберт М., «Историческое введение в Новый Завет» (Харпер и Роу, 1963). «Историческое введение в Новый Завет» . Архивировано из оригинала 21 июня 2010 г. Проверено 24 ноября 2009 г.
- ^ Филлипс, Томас Э. «Жанр действий: движение к консенсусу?» Течения библейских исследований 4 [2006] 365–396.
- ^ «Хенгель классифицирует Деяния как «историческую монографию», столь же точную, как и работа любого другого древнего историка. Кэдбери считает, что автор ближе всего к историку, но пишет на популярном уровне. Другие сравнивают автора с древним историком Фукидидом. , особенно в плане составленных речей, стремящихся к правдоподобию, Л. Донельсон характеризует автора как историка культа, путешествующего с места на место, собирающего традиции, фиксирующего происхождение секты. Перво отмечает, что даже такие ученые, как Хенхен, которые оценивают автора как крайне ненадежного, тем не менее классифицируют его как историка». Сетцер, «Еврейские ответы ранним христианам: история и полемика, 30–150 гг. Н. Э.» (1994). Крепость Пресс.
- ^ «Эта теория была поддержана Ф.К. Беркиттом («История Евангелия и ее передача», 1911, стр. 105–110), следуя аргументам Кренкеля «Иосиф и Лукас» (1894).», Гатри, «Введение в Новый Завет», стр. 363 (4-е изд. 1996 г.). Тиндейл Пресс.
- ^ «Очевидно, что Лука широко использует LXX как в Евангелиях, так и в Деяниях. Кроме того, часто утверждается, что он использовал писания Иосифа Флавия и послания Павла. Использование LXX не подлежит обсуждению, но влияние Иосифа Флавия и Павла было и остается предметом серьезных дискуссий», Тайсон, «Маркион и Лука – Деяния: определяющая борьба», с. 14 (2006). Издательство Калифорнийского университета.
- ^ «Ни одна из позиций сегодня не пользуется большой популярностью из-за существенных различий между двумя работами в их описаниях одних и тех же событий», Мейсон, «Иосиф и Новый Завет», стр. 185 (1992). Издательская группа Бейкер.
- ^ «После самостоятельного изучения текстов я должен прийти к выводу вместе с большинством ученых, что невозможно установить зависимость Деяний Луки от Древних». Стерлинг, «Историография и самоопределение: Иосиф Флавий, Деяния Луки и Деяния Луки» Апологетическая историография», «Дополнения к Novum Testum», стр. 365–366 (1992). Брилл.
- ^ «Большинство ученых сегодня так или иначе отрицают какую-либо зависимость, и мы считаем, что это суждение правильное», Хейлер, «Изучение еврейской литературы периода Второго Храма: Руководство для исследователей Нового Завета», стр. 362 (2002). Межвузовская пресса.
- ^ «Стерлинг заключает, что, хотя невозможно установить литературную зависимость «Деяний Луки» от сочинений Иосифа Флавия, разумно утверждать, что оба автора не только имели доступ к схожим историческим традициям, но также разделяли одни и те же историографические методы и точки зрения. .», Верхейден, «Единство Деяний Луки», с. 678 (1990). Издательство Питерс.
- ^ «Кажется вероятным, что Лука и Иосиф Флавий писали независимо друг от друга; поскольку каждый, безусловно, мог иметь доступ к источникам и информации, которые он затем использовал в соответствии со своими собственными взглядами. Характерный конгломерат деталей, которые частично совпадают, частично отражают большое сходство, но также частично кажутся несходными и происходят из различного происхождения, согласуется с этим анализом». Шрекенберг и Шуберт, «Еврейская историография и иконография в раннем и Средневековая христианская литература», Compendia Rerum Iudicarum Ad Novum Testum, том 2, стр. 51 (1992). Уитгеверий Ван Горкум.
- ^ «Отношения между Лукой и Иосифом Флавием породили обширную литературу, в которой пытались показать литературную зависимость одного от другого. Я не верю, что такая зависимость может быть доказана». Маргера, «Первый христианский историк: написание «Деяний апостолов», стр. 79 (2002). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Аргументы в пользу зависимости отрывков из Деяний от Иосифа Флавия (особенно ссылка на Феуда в Деяниях, ст. 37) столь же неубедительны. Факт таков, как сказал Шурер: «Либо Лука не читал Иосифа Флавия, либо он совсем забыл о прочитанном», Гельденхейс, «Комментарий к Евангелию от Луки», стр. 31 (1950). Тиндейл Пресс.
- ^ «Изучив сами тексты, я должен вместе с большинством ученых заключить, что невозможно установить зависимость Луки-Деяний от антиквитатов. Совершенно очевидно, что Лука-Деяния и Иосиф Флавий разделяли некоторые общие традиции в отношении недавней истории Палестины. 365–366 (1992). Брилл.
- ^ «Когда мы рассматриваем как различия, так и совпадение во многих деталях информации в двух отчетах [о смерти Ирода Агриппы I], несомненно, лучше предположить существование общего источника, на котором Лука и Иосиф Флавий независимо друг от друга черпали информацию. .», Клаук и Макнил, «Магия и язычество в раннем христианстве: мир Деяний апостолов», стр. 43 (2003). Международная издательская группа «Континуум».
- ↑ Херд, Ричард: Введение в Новый Завет, глава 13: Деяния апостолов, Harper & Brothers, 1950
- ^ Никлас, Тобиас (2003). Книга Деяний как история Церкви . Нью-Йорк: Немецкая библиотека. стр. 32–33. ISBN 978-3-11-017717-6 .
- ^ Колвелл, Эрнест К. (1969). Исследования по методологии текстологической критики Нового Завета . Инструменты, исследования и документы Нового Завета. Том. 9. Брилл. ISBN 9789004015555 .
- ^ Робинсон, Морис А.; Пирпонт, Уильям Г. (2005). Новый Завет в оригинальном греческом: византийская текстовая форма (1-е изд.). Книжное издательство Чилтон. ISBN 0-7598-0077-4 .
- ^ «Примерно в период 1895–1915 гг. На высоком уровне шли далеко идущие, многосторонние дебаты по поводу историчности Деяний», Хемер и Гемпф, «Книга Деяний в контексте эллинистической истории», стр. 3 (1990). Мор Зибек.
- ^ «Трудно оправдать здесь Харнака в преувеличенной гиперкритике. Он составил длинный список неточностей (Гарнак, Деяния, стр. 203–31), но большинство записей до странности тривиальны:», Hemer & Gempf, «Книга Действий в контексте эллинистической истории», с. 7 (1990). Мор Зибек.
- ^ Рамзи, Уильям (1915). Влияние недавнего открытия на достоверность Нового Завета . Лондон: Ходдер и Стоутон. п. 85, 89.
Дальнейшее изучение… показало, что книга [Деяний] может выдержать самое тщательное изучение как авторитетный источник фактов Эгейского мира и что она была написана с таким суждением, мастерством, искусством и восприятием истины, что быть образцом исторического высказывания. . . . Я отправился искать истину на границе, где встречаются Греция и Азия, и нашел ее [в Деяниях]. Вы можете настаивать на словах Луки в большей степени, чем слова любого другого историка, и они выдерживают самое пристальное внимание и самое суровое обращение.
- ^ «Британские ученые относительно положительно оценили историчность Деяний, от Лайтфута и Рамзи до У.Л. Нокса и Брюса. Немецкие ученые, по большей части, отрицательно оценили историческую ценность Деяний, от Баура и его школы до Дибелиуса, Конзельмана, и Хенхен, североамериканские ученые придерживаются различных мнений. точная историчность», Сетцер, «Еврейские ответы ранним христианам: история и полемика, 30–150 гг. н.э.», стр. 94 (1994). Крепость Пресс.
- ^ Jump up to: а б Талберт, «Чтение Деяний Луки в средиземноморской среде», стр. 198–200 (2003). Брилл.
- ^ Райнер Риснер «Хронология Полины» в книге Стивена Вестерхольма «Спутник Пола из Блэквелла» (16 мая 2011 г.) ISBN 1405188448 стр. 13–14.
- ^ Андреас Дж. Кёстенбергер, Л. Скотт Келлум, Колыбель, крест и корона: Введение в Новый Завет (2009) ISBN 978-0-8054-4365-3 стр. 110, 400
- ^ Тальберт, «Чтение Деяний Луки в средиземноморской среде», с. 201 (2003)
- ^ «На самом деле были явления небесного Иисуса в Иерусалиме (после явлений в Галилее)» (там же, 29–30)», Людеманн цитирует Мэтьюза, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», стр. 164 (2004); он приписывает это явление галлюцинациям.
- ^ «Имена учеников Иисуса по большей части определенно исторические [»].», Людеманн цитирует Мэтьюза, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в Кэмероне и Миллере (ред.), ' Переописывая христианское происхождение», с. 164 (2004).
- ^ «[«]Существование женщин-учениц как членов древнейшей иерусалимской общины также является историческим фактом» (там же, 31).», Людеманн, цитируемый Мэтьюзом, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», стр. 164 (2004).
- ^ «Ученик Искариот, без сомнения, является исторической личностью... [которая] внесла решающий вклад в передачу Иисуса в руки еврейских властей» (там же, 35–36).', Людеманн цитирует Мэтьюза, ' Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в книге Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», с. 165 (2004)
- ^ «Что бы ни думали о воскресении Иисуса5, нельзя отрицать, что его последователи пришли к убеждению, что он был воскрешен Богом из мертвых, что тот, кто, по-видимому, умер позорной смертью, оставленный и даже проклятый своим Богом , впоследствии были подтверждены тем же самым Богом», Wedderburn, «A History of the First Christians», p. 17 (2004).
- ^ «Согласно этому стиху, Иисус, кажется, является только апостолам (по Луке, Двенадцати), в то время как параллель в 13:31* говорит, что он явился всем, кто сопровождал его в пути из Галилеи в Иерусалим. Однако противоречие не является серьезным, и нет никакой реальной разницы между сорока днями, упомянутыми в этом тексте, и ἡμέρας πλείους, «многими днями», из 13:31*.', Conzelmann, Limber (пер.), Эпп и Мэтьюз (ред.), «Деяния апостолов: комментарий к Деяниям апостолов», Герменея, п. 5 (1987).
- ^ «То еще более поразительно, что в Деяниях ничего не говорится об авторе писем Павле. На мой взгляд, это предполагает относительно раннюю дату написания Деяний, когда еще была яркая память о Павле-миссионере, но автор письма не был известен так же». Хенгель и Швемер, «Павел между Дамаском и Антиохией: неизвестные годы», с. 3 (1997).
- ^ «Вопреки широко распространенной антилуканской схоластике, которая часто относительно невежественна в древней историографии, я рассматриваю Деяния как произведение, написанное вскоре после Третьего Евангелия Лукой, «любимым врачом» (Кол. 4:14), который сопровождал Павел во время своего путешествия из путешествия со сбором в Иерусалим. Другими словами, поскольку, по крайней мере частично, рассказ очевидца о позднем периоде жизни апостола, о котором мы больше не имеем никакой информации из писем, он является источником из первых рук». Хенгель и Швемер, «Павел Между Дамаском и Антиохией: неизвестные годы», с. 7 (1997).
- ^ «Итак, Лука-Деяния оглядывается назад на разрушение Иерусалима, которое произошло еще сравнительно недавно и, кроме того, превосходно хорошо осведомлено о еврейских обстоятельствах в Палестине, в этом отношении сравнимое только с его современником Иосифом Флавием. Как свидетельствуют Мэтью и Джон, примерно 15–25 лет спустя это уже было не так; достаточно сравнить исторические ошибки бывшего философа-платона Юстина из Неаполя в Самарии, родившегося около 100 г. н. э.», Хенгель и Швемер, «Павел между Дамаском и Антиохией: неизвестные годы», стр. 7–8 (1997). ).
- ^ «Термин «субботнее путешествие», который появляется только здесь, в Новом Завете, предполагает удивительно глубокое знание — для грека — еврейских обычаев». Хенгель, «Между Иисусом и Павлом: исследования древнейшей истории Христианство», с. 107 (1983).
- ^ «Многие... склонны оспаривать историчность избрания Матиаса... Однако это не означает, что иерусалимские христиане Матиас и Иосиф не были историческими личностями» (там же, 37).', Людеманн цитируется Мэтьюзом, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в книге Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», стр. 166 (2004)
- ^ «Однако не является ли такая теория актом отчаяния? 21 Не проще ли признать, что Двенадцать существовали при жизни Иисуса и что Иуда был одним из них?», Веддерберн, «История первых христиан». ', с. 22 (2004).
- ^ «Присутствие некоторых имен в списке, учитывая их относительную неизвестность, легче всего объяснить тем, что они действительно были членами этой группы». Веддерберн, «История первых христиан», стр. 22 (2004).
- ^ 'Местная традиция относительно места встречи все еще можно обнаружить. Горница — место для молитвы и беседы (20:8*; ср. Дан 6:11*), а также для уединения (Март. Пол. 7.1). Список имен согласуется с Луки 6:13–16*.», Конзельманн, Лимбер (перевод), Эпп и Мэтьюз (ред.), «Деяния апостолов: комментарий к Деяниям апостолов», Герменея. , стр. 8–9 (1987); тем не менее он считает, что ожидание духа - это выдумка Люка.
- ^ «Арамейское обозначение Akeldamakc, обозначающее «поле крови», правильно передано в Деяниях 1:19; это топоним, который также известен в Матфея 27:8», Хенгель, «География Палестины в Деяниях», в Бокэме (ред.), «Книга Деяний в ее палестинской обстановке», стр. 47 (1995).
- ^ 'Хотя Людеманн и сомневается в том, что определение «Пятидесятница» принадлежит традиции, он предполагает, на основании ссылок на глоссолалию в письмах Павла и экстатического пророчества дочерей Филиппа (Деяния 21:9), что «мы, конечно, можем рассматривать происходящее того типа, который описан в традиции, лежащей в стихах 1–4, как очень возможный». Людеманн цитирует Мэтьюза, «Деяния и история древнейшего Иерусалима». Церковь», в Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», стр. 166 (2004)
- ^ '"Наставление апостолов также следует принять как историческое, поскольку в ранний период существования иерусалимской общины апостолы играли ведущую роль. Поэтому Павел может говорить о тех, кто был апостолами до него (в Иерусалиме!, Гал. 1.17)» (40.)», Людеманн цитируется Мэтьюзом, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианства». происхождение», с. 166 (2004).
- ^ «Возможно также, что в какой-то момент времени, хотя и не обязательно в этот день, произошел какой-то массовый экстатический опыт», Веддерберн, «История первых христиан», стр. 26 (2004).
- ^ «В любом случае, как отмечают Вайзер и Джервелл,39 необходимо объяснить, почему ранние христиане приняли Пятидесятницу в качестве одного из своих праздников, полагая, что повествование в Деяниях не было достаточной причиной». Веддерберн, «История первых» Христиане», с. 27 (2004).
- ^ «Многие из их особенностей слишком вероятны, чтобы их можно было легко отмахнуться от изобретения автора. Например, весьма вероятно, что самая ранняя община обучалась апостолами (2:42) — по крайней мере, ими среди других». Веддерберн, «История первых христиан», стр. 30 (2004).
- ^ 'Опять же, если бы совместные трапезы играли важную роль в служении Иисуса и действительно служили тогда демонстрацией всеобъемлющего характера царского правления Бога, то можно было бы ожидать, что такие трапезы и дальше будут составлять заметную часть жизни его последователей (Деян. 2:42, 46), даже если они и их символическое и богословское значение были темой, особенно дорогой сердцу «Луки».47 Столь же вероятно, что такие трапезы действительно имели место. должно было происходить в частных домах или в частном доме (2:46), и поэтому эта община зависела, как и павлинские церкви на более позднем этапе, от щедрости по крайней мере одного члена или сочувствующего, который имел дом в Иерусалиме, который мог бы быть предоставлен в распоряжение группы. В то же время может показаться излишним отрицать еще одну особенность повествования в Деяниях, а именно то, что первые последователи Иисуса также посещали богослужение в Храме (2:46; 3:1; 5:21, 25, 42), даже если они также использовали возможность своего посещения святыни, чтобы распространить свое послание среди своих единоверцев. Ибо, без сомнения, они бы все еще чувствовали себя частью Израиля». Уэддерберн, «История первых христиан», с. 30 (2004).
- ^ «Несмотря на то, что в других отношениях исторический анализ традиции в Деяниях 3–4:31 является отрицательным результатом, остается вопрос, имеют ли общие знания Луки об этом периоде самой ранней общины историческую ценность. Вероятно, нам следует ответить на этот вопрос. утвердительно, потому что его описание конфликта между древнейшей общиной и жреческой знатью основано на правильных исторических предположениях. Ведь миссионерская деятельность древнейшей общины в Иерусалиме вскоре после распятия Иисуса могла встревожать саддукеев. круги... чтобы они, по крайней мере, могли побудить к размышлениям о действиях против общины Иисуса». Людеманн цитирует Мэтьюза, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в книге Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание Христианское происхождение», стр. 168–169 (2004).
- ^ «Наличие таких идеализирующих черт, однако, не означает, что эти отчеты бесполезны или не содержат никакой информации о самой ранней христианской общине в Иерусалиме.46 Многие из них слишком вероятны по своей сути, чтобы их можно было легко отвергнуть как изобретение автора .», Веддерберн, «История первых христиан», стр. 30 (2004).
- ^ «В то же время может показаться излишним отрицать еще одну особенность повествования в Деяниях, а именно то, что первые последователи Иисуса также посещали богослужение в Храме (2:46; 3:1; 5:21, 25, 42). ), даже если они также использовали возможность посещения святыни для распространения своего послания среди единоверцев. Ибо, вне всякого сомнения, они все еще чувствовали бы себя частью Израиля.48 Самая ранняя община была полностью еврейской; даже если Деяния 2:5 отражают более раннюю традицию, которая говорила об этнически смешанной аудитории в Пятидесятницу,49 ясно, что для автора Деяний только еврейские слушатели подвергаются сомнению на этом этапе, и в этом вопросе он, по всей вероятности, был прав. ', Веддерберн, «История первых христиан», с. 30 (2004).
- ^ «За описанием истории Пятидесятницы в Деяниях и проповедями Петра стоит исторический повод, даже если Лука изобразил их с относительной свободой». Хенгель и Швемер, «Павел между Дамаском и Антиохией: неизвестные годы», стр. . 28 (1997).
- ^ «Идеальное изображение Луки в витражах в Деяниях 2–5, таким образом, имеет вполне реальный фон, на котором события следовали одно за другим быстро и, конечно, были гораздо более бурными, чем их изображает Деяния». Хенгель и Швемер, «Павел между Дамаском и Антиохия: неизвестные годы», с. 29 (1997).
- ^ «Но есть ли правда в неоднократных упоминаниях Деяний о разделе имущества или это просто идеализирующая черта, придуманная автором?» Во-первых, неясно, предполагает ли он продажу собственности и распределение доходов нуждающимся (как в 2:45; 4:34–5, 37), или же собственность сохраняется, но ее использование делится с другими людьми. члены общества (ср. 2:44, «все общее»). Однако даже эта неопределенность наиболее понятна, если хотя бы один из этих вариантов является традиционным; если что-то и следует отнести к идеализирующей тенденции автора, так это мотив «всего общего», но, как мы видели, упоминание в 12:12 о доме Марии, матери Иоанна Марка, указывает на конкретный пример. чего-то, что не продается, но находится в общем пользовании. С другой стороны, если бы Варнава владел полем (4:37), то вряд ли оно принесло бы столь непосредственную пользу иерусалимской общине, особенно если бы оно находилось на его родном Кипре; тем не менее, предполагалось, что он находился недалеко от Иерусалима (и, возможно, впервые был продан, когда Варнава был отправлен или отправлен в Антиохию — Деяния 11:22). , как продукт воображения автора, но следует отметить, что не только то, что он воображает, не совсем ясно, но также и то, что существуют современные параллели, которые предполагают, что такое разделение ни в коем случае не является немыслимым». Веддерберн, «История первых христиан», стр. 31–33 (2004).
- ^ «За этим рассказом лежит часть традиции, которая, должно быть, была у Луки в письменной форме; обратите внимание на то, как представлены «эллинисты» и «евреи». Конзельманн, Лимбер (пер.), Эпп и Мэтьюз (ред.), «Деяния апостолов: комментарий к Деяниям апостолов». , Гермения, с. 44 (1987).
- ^ «Ссора возникла из-за того, что вдовы «эллинистов» пренебрегали ежедневным распределением помощи. Это изображается как внутренняя ссора, которую необходимо было урегулировать внутри христианской общины, и это подразумевает, что самая ранняя христианская община уже имела свою собственную систему помощи бедным. Некоторые усомнились в этом и поэтому считают этот рассказ анахронизмом.10 Однако следует отметить, что он согласуется с рассказом об объединении ресурсов, упомянутым ранее в Деяниях: у церкви были не использовал то, что ему предлагалось, таким образом, трудно представить, как бы он в противном случае использовал такие средства». Уэддерберн, «История первых христиан», с. 44 (2004).
- ^ «Традиция присутствия в Иерусалиме групп, названных в ст. 9, может многое сказать исторически...», Людеманн цитирует Мэтьюза, «Деяния и история древнейшей Иерусалимской церкви», в Кэмерон и Миллер (ред.), «Переописание христианского происхождения», стр. 171 (2004).
- ^ Грант, Роберт М., «Историческое введение в Новый Завет», стр. 145 (Харпер и Роу, 1963)
- ^ Маршалл, И. Ховард, «Комментарии Тиндейла к Новому Завету: Деяния», стр. 75-76 и 87-88
- ↑ Деяния, 5:36.
- ^ Деяния 5:37.
- ^ Еврейская энциклопедия: Теудас : «Библиография: Иосиф Флавий, Ant. xx. 5, § 1; Евсевий, Hist. Eccl. II. ii; Шмидт, в Herzog-Plitt, Real-Encyc. xv. 553–557; Кляйн, в Шенкеле, «Библейский лексикон», т. 510–513; 566 и примечание 6».
- ^ AJM Веддерберн, История первых христиан , Continuum, 2004, стр.14.
- ^ Контра Цельсия 1.57
- ^ Грант, Роберт М., Историческое введение в Новый Завет, стр. 145 (Харпер и Роу, 1963)
- ^ «Однако ссылка на присутствие в Кесарии центуриона «итальянской» когорты исторически подозрительна. Если имеется в виду когорта Italica civium Romanorum, то есть когорта римских вспомогательных войск, состоящая в основном из римских граждан из Италии, то такая отряд, возможно, находился в Сирии незадолго до 69 г. (ср. Хемер, Книга, 164), но его можно было найти в Кесарии незадолго до Ирода. Смерть Агриппы I (ср. Хэнхен, Деяния, 346, п. 2 и 360, История 1, 366, п. 54)?», Веддерберн; [ ВОЗ? ] , «История первых христиан», с. 217 (2004). Издательская группа «Континуум».
- ^ «Что касается итальянской когорты, Шпайдель утверждает, что это cohors civium Romanorum . Шпайдель на самом деле идентифицирует когорту II Italica cR, которая находилась в Сирии еще в 63 году нашей эры, хотя она переехала в Норикум до еврейской войны. Как он утверждает, эта единица могла быть той, что в Новозаветных Деяниях Апостолов называлась speire tes kaloumenes Italike. Эта единица не упоминается Иосифом Флавием. нет эпиграфических свидетельств его существования ни в Кесарии, ни где-либо еще в Иудее. Вполне возможно, что это подразделение не существовало или было более поздним сирийским подразделением, перемещенным в другое место и в более раннее время». де Блуа и др. (ред.), «. Влияние римской армии (200 г. до н.э. – 476 г. н.э.): экономические, социальные, политические, религиозные и культурные аспекты: материалы шестого семинара по международному сетевому влиянию империи (Римская империя, 200 г. до н.э. – 476 г. н.э.), Капри, Италия, 29 марта – 2 апреля 2005 г.», с. 412 (2005). Брилл.
- ^ «Существуют письменные свидетельства присутствия в Сирии в 69 году нашей эры вспомогательных когор II Italica civium Romanorum (Дессау, ILS 9168); но у нас нет прямых доказательств идентичности воинских частей в Иудее между 6 и 41 годами нашей эры. с 41 по 44 г. н. э., когда Агриппа I правил Иудеей (см. на 12:1), один важный корпус состоял из войск Кесарии и Sebaste, Kaisareis kai Sebasthnoi (Jos. Ant. 19.356, 361, 364 и далее), который не одобрял повеление иудейского царя.», Брюс, «Деяния апостолов: греческий текст с введением и комментариями». , с. 252 (1990). Эрдманс.
- ^ " Деяния x, 1, speirh Italikh, обычно отождествляются с когорами II Italica c. R., которые, вероятно, находились в Сирии к 69 г. - Габба, Iscr. Bibbia 25-6 (= ILS 9168; CIL XI, 6117); ср. P .-W., sv cohors , 304. Джексон и Лейк, Начало V, 467-9, утверждают, что события Деяний IX, 32-XI неуместны и относятся к периоду после смерти Агриппы I (гл. XII), то когоры Италики могли появиться вместе с восстановлением провинции в 44 г. (ниже, стр. 256)». , Смоллвуд, «Евреи под римским правлением: от Помпея до Диоклетиана: исследование политических отношений», стр. 147 (2001). Брилл.
- ^ «Другие датируют этот инцидент либо до правления Ирода (так Брюс, История, 261, следуя последовательности Деяний), либо, что более вероятно, после него, если только не предположить, что этот офицер был прикомандирован в Кесарию без остальной части своего подразделения (ср. также Хенгель, «География», 203-4, стр. 111).», Веддерберн, «История первых христиан», с. 217 (2004). Издательская группа «Континуум».
- ^ «Одна из этих пехотных когорт вполне могла быть когорой II Italica civium romanorum voluntariorum, упомянутой в Деяниях 10; см. Хенгель, Между, стр. 203, № 111.», Бонд, «Понтий Пилат в истории и интерпретации», п. 13 (1998). Издательство Кембриджского университета.
- ^ "Конечно, после еврейской войны Тита императоры Флавиев обновили иудейскую армию, и в то же время когоры II Италика, кажется, были переброшены на север, в Сирию, как и ала и когоры I Себастенорум той же провинциальной армии, но на время у прокураторов нет оснований сомневаться в точности Деяний 10.», Шпайдель, «Исследования римской армии», том 2, стр. 228. (1992).
- ^ " Кох. Италика и, возможно, также Кох. Августа были престижными полками. Их действия в Иудее не могут быть отнесены к 40 г. н. э., согласно имеющимся свидетельствам, но, конечно, возможно, что они были отправлены туда раньше, даже под первым префектом после падения Архелая», Саддингтон, «Военный и административный персонал в Новой Зеландии», в «Aufstieg und Niedergang der römischen Welt», стр. 2417–2418 (1996). Вальтер де Грюйтер.
- ^ «Несмотря на наличие расхождений между этими двумя отчетами, большинство ученых согласны с тем, что на самом деле они относятся к одному и тому же событию», Пейджет, «Еврейское христианство», в Хорбери и др., «Кембриджская история иудаизма». : Раннеримский период», том 3, с. 744 (2008). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Рассказ Павла об Иерусалимском соборе в Послании к Галатам 2 и рассказ о нем, записанный в Деяниях, рассматриваются некоторыми учеными как находящиеся в открытом противоречии». Пейджет, «Еврейское христианство», в Хорбери и др., «Кембриджский университет» История иудаизма: раннеримский период», том 3, с. 744 (2008). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Существуют очень веские доводы против историчности рассказа Луки об Апостольском соборе», Эслер, «Сообщество и Евангелие в Деяниях Луки: социальные и политические мотивы теологии Лукана», стр. 97 (1989). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Историчность рассказа Луки в Деяниях 15 подвергается сомнению по ряду причин», Пейджет, «Еврейское христианство», в Хорбери и др., «Кембриджская история иудаизма: раннеримский период», том 3 , с. 744 (2008). Издательство Кембриджского университета.
- ^ «Однако многие ученые оспаривают историчность Иерусалимского Собора, о которой говорится в Деяниях, присутствие там Павла в манере, описанной Лукой, проблему идолопоклонства, навязываемую языческой миссии Павла, и историческую достоверность Деяний в целом. .», Fotopolous, «Еда, предложенная идолам в римском Коринфе: социально-риторический пересмотр», стр. 181–182 (2003). Мор Зибек.
- Ссылки . 463). Взгляд Дибелиуса (Исследования Деяний апостолов [Engtr 1956], стр. 93–101) заключается в том, что трактовка Луки была литературно-теологической и не может претендовать на историческую ценность». Маунс, «Апостольский совет», в Бромили (ред.) «Международная стандартная библейская энциклопедия», том 1, стр. . 200 (ред. 2001 г.). Вм. Б. Эрдманс.
- ^ «Среди ученых наблюдается растущая тенденция рассматривать Иерусалимский собор как историческое событие. Подавляющее большинство отождествляет упоминание Иерусалимского собора в Деяниях 15 с рассказом Павла в Гал. 2.1–10, и это согласие не ограничивается только историчность только собрания, но распространяется также на подлинность аргументов, исходящих из самой Иерусалимской церкви.», Филип, «Истоки пневматологии Павла: эсхатологическое посвящение Духа», Wissenschaftliche Untersuruchungen zum Neuen Assessment 2, Reihe, p. 205 (2005). Мор Зибек.
- ^ «Настоящий автор признает его основную историчность, то есть то, что в Иерусалиме произошло событие, касающееся вступления язычников в христианское сообщество, но с осторожностью пойдет дальше этого. Для надежной защиты его историчности см. Бокэм, «Джеймс», и соответствующую литературу, цитированную там.», Пэджет, «Еврейское христианство», в Хорбери и др., «Кембриджская история иудаизма: раннеримский период», том 3, стр. 744 (2008). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перво, Ричард И., Деяния – комментарий , Fortress Press, Миннеаполис, 2009, стр. 375-376
- ^ Эванс, Крейг А., Справочный комментарий к библейским знаниям , Cook Communications Ministries, Колорадо-Спрингс, Колорадо, 2004, 102.
- ^ Еврейская война 2.259–263
- ^ Еврейские древности 20.169–171.
- ^ Стив Мейсон, Иосиф Флавий и Лука-Деяния, Иосиф Флавий и Новый Завет (Hendrickson Publishers: Peabody, Массачусетс, 1992), стр. 185–229.
- ^ Перво, Ричард, Деяния свиданий: между евангелистами и апологетами (Polebridge Press, 2006), стр. 161-66
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- I. Говард Маршалл. Лука: историк и богослов . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press 1970.
- ФФ Брюс. Речи в Деяниях апостолов. Архивировано 31 мая 2012 г. в Wayback Machine в Лондоне: The Tyndale Press, 1942.
- Гельмут Кестер. Древние христианские Евангелия . Гаррисберг, Пенсильвания: Trinity Press International, 1999.
- Колин Дж. Хемер. Книга Деяний в контексте эллинистической истории . Тюбинген: Мор Зибек, 1989.
- Дж. Уэнам, «Идентификация Луки», Evangelical Quarterly 63 (1991), 3–44.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. См. раздел « Возражения против подлинности» . .
- Еврейская энциклопедия: Новый Завет: Деяния апостолов