Танец в Китае
Танец в Китае — это очень разнообразный вид искусства, состоящий из множества современных и традиционных танцевальных жанров. Танцы охватывают широкий диапазон, от народных танцев до представлений в опере и балете , и могут использоваться в общественных праздниках, ритуалах и церемониях. В Китае также насчитывается 56 официально признанных этнических групп , и каждое этническое меньшинство в Китае также имеет свои собственные народные танцы. За пределами Китая самыми известными китайскими танцами сегодня являются танец дракона и танец льва .
История
[ редактировать ]В Китае существует долгая записанная история различных форм танца. Самый ранний китайский иероглиф «танец» (舞). , написанное на костях оракула , само по себе представляет собой танцора, держащего в каждой руке бычьи хвосты. [ 1 ] Некоторые современные китайские танцы, такие как танцы с длинными рукавами, были записаны с самых ранних периодов, начиная, по крайней мере, с династии Чжоу . Самыми важными танцами раннего периода были ритуальная и церемониальная музыка и танцы, называемые яюэ , и эти танцы исполнялись при императорском дворе до династии Цин, но сохранились до наших дней только как выступления в конфуцианских церемониях.
При императорском дворе, начиная с династии Цинь, были созданы различные отделы, ответственные за сбор музыки и танцев, обучение исполнителей, а также их выступления при дворе, такие как Музыкальное бюро и Королевская академия . [ 2 ] В эпоху Шести династий (220–589 гг. н. э.) наблюдалось сильное влияние Центральной Азии в музыке и танцах . Искусство танца достигло расцвета во времена династии Тан , и танцы того периода были весьма разнообразны и космополитичны, особенно популярны были танцы из Центральной Азии. Во времена династии Тан было записано большое количество танцев. Например, только существует более 60 «Больших композиций», представляющих собой масштабные представления при дворе Тан, а в императорских дворцах выступали десятки тысяч музыкантов и танцоров. [ 3 ]
Однако после династии Тан танец как самостоятельный вид искусства пришел в упадок. Танец начал проникать в китайскую оперу , которая начала формироваться во времена династий Сун и Юань, заменяя песни и танцы Суй и Тан . [ 4 ] Кроме того, начиная с династии Сун, практика связывания ног , которая, возможно, сначала возникла у самих танцовщиц, становилась все более популярной, что ограничивало движения женщин, когда связывание становилось все туже, а после династии Сун знаменитые танцовщицы становились все более редкими. [ 5 ] Большие социальные ограничения, налагаемые на женщин, возможно, также привели к фактическому уничтожению танцовщиц династией Цин . [ 6 ] [ 7 ] Танец как отдельное исполнительское искусство во многом сохранился в народных традициях. В последнее время искусство танца в Китае пережило возрождение, и современные разработки в китайских танцах продолжаются быстрыми темпами.
Традиционные танцы
[ редактировать ]Многие традиционные китайские танцы имеют долгую историю. Это могут быть народные танцы или танцы, которые когда-то исполнялись в качестве ритуалов или развлекательных зрелищ, а некоторые из них могли исполняться при императорском дворе. Среди самых известных китайских традиционных танцев — танец дракона и танец льва , и оба танца были известны в различных формах во времена более ранних династий. Форма танца льва, подобная сегодняшнему танцу льва, была описана еще во времена династии Тан, однако современная форма танца дракона может быть более поздней разработкой.
В некоторых из самых ранних танцев, зафиксированных в Китае, танцоры могли быть одеты как животные и мифические звери, а во времена династии Хань упоминались некоторые формы танца дракона. Однако танцы драконов династии Хань не похожи на современную форму танца. Упомянутые танцы дракона включают танец, исполняемый во время ритуала, призывающего к дождю во время засухи, поскольку китайский дракон ассоциировался с дождем. [ 8 ] [ 9 ] выступает в варьете Байси , где артисты переодеваются зеленым драконом, играющим на флейте, и выступает, где рыба превращается в дракона. [ 10 ] [ 11 ] В современном танце дракона используется легкая конструкция, которой манипулируют около дюжины мужчин, использующих шесты через равные промежутки времени по длине дракона, а некоторые формы дракона могут быть очень длинными и включать в себя сотни исполнителей. В Китае существует более 700 различных танцев драконов. [ 12 ]
Было высказано предположение, что танец льва был завезен из-за пределов Китая, поскольку лев не является родным для Китая. [ 13 ] Предполагаемое происхождение танца включает Индию и Персию, хотя некоторые также предполагают, что танец имеет исконное китайское происхождение. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Подробное описание танца льва появилось во времена династии Тан, и тогда он был признан импортированным из-за границы, но танец, возможно, существовал в Китае еще в третьем веке нашей эры. [ 17 ] Во времена Северной и Южной династий он был связан с буддизмом. Версия танца льва, напоминающая современный танец льва, была описана танским поэтом Бай Цзюйи в его стихотворении «Искусства Западного Лян» (西凉伎), где танцоры носят костюм льва, состоящий из деревянной головы, шелкового хвоста и пушистого тела. , с глазами, позолоченными золотом, и зубами, покрытыми серебром, и подвижными ушами. [ 18 ] Существует две основные формы китайского танца льва: Северный лев и Южный лев. Разновидность Танца Льва также встречается в Тибете , где его называют Танцем Снежного Льва . [ 19 ]
Народные танцы ханьцев.
[ редактировать ]Народные танцы исторически сыграли важную роль в развитии танца в Китае. Некоторые из самых ранних танцев в придворных ритуалах и церемониях, возможно, произошли от народных танцев. Правители разных династий собирали народные танцы, многие из которых со временем стали придворными. Однако в разное время к некоторым народным танцам существовала и антипатия, и некоторые императоры пытались их запретить.
Многие народные танцы связаны со сбором урожая и охотой, а также с древними богами, связанными с ними. Например, Танец Созвездий исполнялся для того, чтобы собрать столько семян, сколько звезд на небе, а Танец с гарпуном был связан с Фуси, который, согласно мифологии, дал народу Хань рыбную сеть, а Танец с плугом был связан с ним. Шэннуну , богу земледелия. [ 12 ]
Некоторые примеры китайских народных танцев:
- Янге (秧歌) — танец, распространенный в Северном Китае.
- Танец фонарей — танец, распространенный в Южном Китае.
- Эржэньчжуань (Errenzhuan) — танец из Северо-Восточного Китая.
Танцы этнических меньшинств в Китае
[ редактировать ]В Китае насчитывается 56 этнических групп, и каждая этническая группа имеет свой танец с этническими особенностями, таким образом интерпретируя в танце свою местную культуру, образ жизни и этнические обычаи. Помимо повседневной жизни, каждая этническая группа больше всего любит выражать свои внутренние чувства посредством танца. Каждый раз, когда проводится фестиваль, люди собираются вместе, чтобы вызвать радость в сердце каждого в форме танца. Поэтому танец прекрасно может передать внутренние эмоции каждой нации и народа. [ 20 ]
Несколько примеров их танцев:
- Танец Байшоу — танец народа Туцзя .
- Монгольский танец с чашами (頂碗舞) - танец, в котором танцовщицы во время танца балансируют на голове несколько чаш.
- Длинный танец с барабанами (長鼓舞) — танец народа яо , вдохновивший оркестровую композицию «Танец народа яо» .
- Санам – уйгурский танец.
- Лхамо – тибетская опера с танцами и пением.
Танец в театре
[ редактировать ]В развлекательных центрах, называемых вази во времена династии Сун, процветали различные театральные формы, китайская опера начала формироваться , а танец начал сливаться с оперой. Такие танцы, как «Танец приговора» (舞判, также называемый «Танец Чжун Куя» , 跳鐘馗), стали оперными пьесами династии Мин, а также танцами династии Сун, такими как «Хлопанье флага» (撲旗子). Другие танцы, встречающиеся в опере, включают Танец с мечами . Китайская опера стала очень популярной во времена династии Юань , и в последующие столетия танцы стали частью оперы.
Ритуальный танец
[ редактировать ]Самые ранние записи танцев в Китае были ритуальными или церемониальными танцами, и эти танцы образовали яюэ , которые считались имеющими большое значение при дворе. Эти танцы в значительной степени исчезли из современной ханьской китайской культуры, хотя ритуальные танцы все еще встречаются в некоторых народных традициях и культурах этнических меньшинств Китая.
- Танец И ( 佾舞 , буквально «танец рядов») изначально был придворным танцем, но затем стал частью конфуцианской церемонии. Этот древний танец может исполняться рядами танцоров, держащих фазаньи перья и красные флейты в квадрате (гражданский танец), или они могут держать щит и боевой топор (военный танец). Традиция танцевать с такими предметами, как перья в руках, восходит к династии Шан. [ 21 ] Самая важная церемония проводится в 8 рядов по 8 танцоров (Танец Восемь И, всего 64 танцора). Первоначально в конфуцианских храмах танцы исполнялись только в 6 рядов танцоров (всего 36 танцоров), поскольку 8 рядов были ограничены императорским двором. [ 22 ] [ 23 ] но позже было дано разрешение на исполнение танца в 8 рядов на том основании, что император дал ему титул короля. [ 24 ] Модернизированные версии подобных представлений представлены туристам в конфуцианском храме в Цюйфу . [ 25 ] Этот конфуцианский танец также исполняется на Тайване и в Корее.
- Танцы Нуо (儺舞) - танец с масками, который можно исполнять в опере Нуо или в качестве ритуалов во время фестивалей, чтобы отогнать злых духов. [ 26 ]
- Танец Чам – тибетский буддийский танец.
Упражнение танец
[ редактировать ]По словам Люши Чунцю , во времена императора Яо танец был создан как упражнение, позволяющее людям сохранить здоровье после продолжительного периода влажной погоды. [ 27 ] Традиционно некоторые китайские танцы могут также иметь связь с боевыми искусствами, которые использовались для тренировки боевых навыков, а также для фитнеса, а некоторые упражнения боевых искусств, такие как тай-чи или цигун, похожи на хореографический танец. [ 28 ] В современном Китае люди часто используют танец как форму упражнений в парках.
Танцевальная труппа
[ редактировать ]Современные и западные танцы
[ редактировать ]Балет
[ редактировать ]Первая балетная школа в Китае, Пекинская школа танца, была основана в 1954 году под Дай Айляня руководством и в ней работали выдающиеся русские педагоги, в том числе Петр Гусев , который основал российскую систему обучения. [ 29 ] В последующие годы такие балеты, как «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» . были поставлены [ 30 ] Национальный балет Китая был основан в последний день 1959 года как Экспериментальная балетная труппа Пекинской школы танца. [ 29 ] Во время Культурной революции под контролем мадам Мао на первый план вышли драмы «Революционного образца» , а репертуар со временем сократился до двух идеологических балетов — «Красный отряд женщин» и «Седовласая девушка» . После падения «Банды четырех » балетная труппа начала реформироваться и менять направление, возрождая классические западные балеты, а также расширила свой диапазон, включив в него более современные балеты со всего мира. [ 29 ]
Другие балетные труппы Китая:
- Шанхайская балетная труппа
- Гуанчжоуский балет
- Гонконгский балет
- Ляонинский балет
- Сучжоуский балет
- Тяньцзиньский балет
Современный танец
[ редактировать ]- ПекинДанс / LDTX
- Пекинская труппа современного танца
- Городская компания современного танца в Гонконге
- Компания современного танца Гуандун
- Живая танцевальная студия в Пекине
Большинство профессиональных форм народного и классического танца в Китае вдохновлены традициями, но на самом деле представляют собой современные интерпретации. Многие танцы, представленные как традиционные в театрах и на телевидении, представляют собой современное воображение древних танцев с использованием современной хореографии, например, знаменитый танец в платье с радужными перьями династии Тан.
- Дуньхуанский танец — современная композиция, вдохновленная фресками из пещер Дуньхуана .
Социальные танцы
Западные бальные танцы ( китайский : 交谊舞 ) стали популярными в 20 веке. Раньше мужчинам и женщинам из порядочных семей не разрешалось танцевать вместе. [ 31 ] Он был популярен в ночных клубах Шанхая 1940-х годов, а ранние лидеры коммунистов, такие как Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай, также были заядлыми танцорами бальных танцев в советском стиле. Бальные танцы, однако, позже исчезли после Культурной революции и были заменены массовыми групповыми танцами, такими как танец янге . Однако бальные танцы вновь появились после либерализации Китая в конце этого столетия, и теперь многие люди часто исполняют их по утрам в общественных парках в качестве упражнения. [ 32 ]
Школа танцев
[ редактировать ]- Пекинская академия танца
- Колледж танца Китайского университета Минцзу
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. п. 7. ISBN 978-0835111867 .
- ^ Диллон, Майкл (24 февраля 1998 г.). Китай: Историко-культурный словарь . Рутледж. стр. 224–225. ISBN 978-0700704392 .
- ^ Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Press. 2007. с. 458. ИСБН 978-9629371401 .
- ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. стр. 78–81. ISBN 978-0835111867 .
- ^ Роберт Ханс ван Гулик (1961). Сексуальная жизнь в древнем Китае: предварительный обзор китайского пола и общества, ок. 1500 г. до н.э. - 1644 г. н.э. Брилл. п. 222. ИСБН 9004039171 .
- ^ Андерс Ханссон (1996). Китайские изгои: дискриминация и эмансипация в позднем императорском Китае . Брилл. п. 46. ИСБН 978-9004105966 .
- ^ Шэрон Э. Фридлер; Сьюзан Глейзер, ред. (2003). Танцующая женщина: жизнь и проблемы женщин в современном танце . Рутледж. ISBN 978-9057020261 .
- ^ Лихуэй Ян, Деминг Ан (2008). Справочник китайской мифологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–108. ISBN 978-0195332636 .
- ^ «Молись о дожде» . Текстовый проект на китайском языке .
- ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. п. 104. ИСБН 978-0313361180 .
- ^ «Сицзин Фу» .
- ^ Jump up to: а б Джанет Декатнер (2010). Азиатский танец . Издательство Челси Хаус. стр. 99–100. ISBN 978-1604134780 .
- ^ Лоуренс Э. Р. Пикен (1984). Музыка к танцу льва времен династии Сун . Musica Asiatica: том 4. Издательство Кембриджского университета. п. 201. ИСБН 978-0521278379 .
- ^ Бертольд Лауфер (1976). Меньшие сочинения: публикации периода с 1911 по 1925 год. 2 т . п. 1444. ИСБН 978-3515026512 .
- ^ Мона Шремпф (2002), «Глава 6 - Земля-Бык и Снежный лев» , в Тони Хубере (редактор), Тибетцы Амдо в переходный период: общество и культура в эпоху пост-Мао , Брилл, стр. 164, ISBN 9004125965 Во время персидского Нового года Навруз
мальчики, некоторые из которых, по-видимому, были обнажены, исполняли танец льва, которого обрызгивали холодной водой. Таким образом, они должны были изгнать злые силы и зимний холод.
- ^ «Hinc sunt leones — новый взгляд на два древних евразийских миграционных термина на китайском языке» (PDF) . Международный журнал исследований Центральной Азии . 9 . 2004. ISSN 1226-4490 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2016 г. Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Уилт Л. Идема, изд. (1985). Драматическое творчество Чу Юй-Туна: 1379–1439 гг . Брилл. п. 52. ИСБН 9789004072916 .
- ^ «"Силианг Опера"» Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 г. Проверено 14 января 2014 г. Силианг
Опера, варвар в маске и фальшивый лев. Голова и хвост из резного дерева сделаны из шелка, с позолоченными глазами и посеребренными зубами. Свитер Фэнь Сюня лежал на его ушах, как будто он проделал путь за тысячи миль от зыбучих песков. С фиолетовой бородой и глубокими глазами он произнес речь перед тем, как танцевать на балке.
- ^ Мона Шремпф (2002), Тони Хубер (редактор), Тибетцы Амдо в переходный период: общество и культура в эпоху после Мао (PDF) , Брилл, стр. 147–169, ISBN 9004125965
- ^ Ли Бэйда (2006). Танцы китайских меньшинств . Китайская межконтинентальная пресса. ISBN 978-7508510057 .
- ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. п. 104. ИСБН 978-0313361180 .
- ^ Ба И (八佾) Согласно древним текстам, этот танец следует предлагать только в суде. Конфуций однажды пожаловался на одно такое представление в доме знатного человека: «Предполагается, что танец 8 И должен исполняться в суде, если он может это вынести, что еще он может вынести?»
- ^ Сигэки Кайдзука (2002). Конфуций: его жизнь и мысли . Дуврские публикации. п. 134 . ISBN 978-0486421391 .
- ^ Джозеф Суй Чинг Лам (1998). Государственные жертвоприношения и музыка в минском Китае: православие, творчество и выразительность . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 35–36. ISBN 978-0791437063 .
- ^ Синди Суи (1 сентября 2011 г.). «Мелодии императоров» . Тайвань сегодня . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ «Древний ритуальный танец в Восточном Китае» . Народная газета . 10 февраля 2012 г.
- ^ Чжэньго Ван, Бэйпин Се (1997). Пин Чен (ред.). История и развитие традиционной китайской медицины . ИОС Пресс. п. 8. ISBN 978-9051993240 .
- ^ Гарриполи, Гарри (1999). Цигун: суть исцеляющего танца . ХКИ. ISBN 1-55874-674-9 .
- ^ Jump up to: а б с Санджой Рой (11 августа 2011 г.). «Пошаговое руководство по танцу: Национальный балет Китая» . Хранитель .
- ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. стр. 108–109. ISBN 978-0313361180 .
- ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. стр. 110–112. ISBN 978-0313361180 .
- ^ Кан Лю (2003). Глобализация и культурные тенденции в Китае . Издательство Гавайского университета. стр. 87–88. ISBN 978-0824827595 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. ISBN 978-0835111867 .
- Лоуренс Пикен, изд. (1985–2007). Музыка при дворе Тан: Том 1–7 . Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Янге - представление из Шаньбея в Шэньси, которое длилось весь день.
- Официальная презентация модернизированных народных танцев меньшинств Китая.