Парламент Новой Зеландии
Парламент Новой Зеландии Парламент Новой Зеландии | |
---|---|
54-й парламент | |
![]() | |
Тип | |
Тип | |
Дома | Палата представителей |
Суверенный | Король Новой Зеландии |
История | |
Основан | 24 мая 1854 г. [ 1 ] | (первое заседание)
Лидерство | |
Карл III с 8 сентября 2022 г. | |
Леди Синди Киро с 21 октября 2021 г. | |
Структура | |
Сиденья | 123 |
![]() | |
Домашние политические группы | Правительство (68)
Перекладина (21)
|
Выборы | |
в доме Система голосования | Смешанное пропорциональное представительство |
Последние выборы в Палату представителей | 14 октября 2023 г. |
Место встречи | |
Здание парламента, Веллингтон | |
Веб-сайт | |
www |
![]() |
---|
![]() |
Парламент Новой Зеландии ( маори : Pāremata Aotearoa ) — однопалатный законодательный орган Новой Зеландии , состоящий из Суверена ( короля в парламенте ) и Палаты представителей Новой Зеландии . Короля обычно представляет его генерал-губернатор . [ 2 ] До 1951 года существовала верхняя палата — Законодательный совет Новой Зеландии . Парламент Новой Зеландии был основан в 1854 году и является одним из старейших постоянно действующих законодательных органов в мире. [ 3 ] Он собирается в Веллингтоне , столице Новой Зеландии , с 1865 года и в своем нынешнем здании с 1922 года.
Палата представителей обычно состоит из 120 членов парламента (депутатов), хотя иногда и больше из-за выступающих мест . 72 депутата избираются прямым голосованием по электорату , а остальные места распределяются по спискам депутатов на основе доли каждой партии в общем количестве партийных голосов. Маори были представлены в парламенте с 1867 года, а в 1893 году женщины получили право голоса . [ 3 ] Хотя выборы могут быть назначены досрочно, каждые три года парламент распускается и идет на переизбрание.
Парламент имеет верховенство над всеми другими государственными институтами. Законодательная власть тесно связана с исполнительной . Правительство Новой Зеландии состоит из премьер-министра (главы правительства) и других министров ; в соответствии с принципом ответственного правительства они всегда избираются из Палаты представителей и подотчетны ей.
Ни монарх (в настоящее время король Карл III ), ни его генерал-губернатор не участвуют в законодательном процессе, за исключением подтверждения одобрения королем законопроекта, принятого Палатой представителей, известного как предоставление королевского согласия , которое необходимо для того, чтобы законопроект был принят. быть принят в качестве закона. Генерал-губернатор формально созывает и распускает парламент — последний для того, чтобы назначить всеобщие выборы .
Терминология
[ редактировать ]В Новой Зеландии термин «парламент» используется в нескольких разных значениях. Во-первых, этот термин относится ко всей законодательной власти, состоящей из Короля (чья конституционная роль в законодательном процессе ограничена) и Палаты представителей. Во-вторых, это может означать, что каждая группа депутатов проголосовала за свой пост после всеобщих выборов. В этом смысле первый парламент заседал с 24 мая 1854 г. по 15 сентября 1855 г. [ 1 ] Нынешний парламент , который начал работу 5 декабря 2023 года, является 54-м по счету. [ 4 ]
Наконец, «парламент» может также относиться к физическому месту: в частности, к дискуссионной палате, где встречаются депутаты, а также к зданию, в котором расположена палата (обычно здание парламента в Веллингтоне). [ 5 ] ), а в более общем плане - это здание и несколько других зданий , в которых расположены офисы депутатов. [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Вестминстерская модель
[ редактировать ]Парламент Новой Зеландии построен по образцу Вестминстерской системы парламентского представительства , разработанной в Соединенном Королевстве Великобритании и Ирландии . Эту систему можно проследить до « Модельного парламента » 1295 года. [ 8 ]
На протяжении веков парламенты постепенно ограничивали власть монархии ( конституционной монархии ). Билль о правах 1688 г. (ратифицированный как закон в Новой Зеландии) [ 9 ] установила систему, при которой парламенты будут регулярно избираться. Среди его положений он определял роль парламента в вопросах налогообложения и снабжения . Билль о правах также подтвердил абсолютную привилегию свободы слова в парламенте. [ 8 ]
Учреждение
[ редактировать ]Еще в 1846 году британские поселенцы в Новой Зеландии подали прошение о предоставлении самоуправления . [ 10 ] Парламент Новой Зеландии был создан в соответствии с Конституционным актом Новой Зеландии 1852 года , актом британского парламента . [ 11 ] который учредил двухпалатный законодательный орган, официально названный Генеральной Ассамблеей, [ 12 ] позже обычно называемый Парламентом. [ 13 ] [ 14 ] У него была нижняя палата, называемая Палатой представителей, и верхняя палата, называемая Законодательным советом. [ 11 ] Члены Палаты избирались по системе голосования «первым большинством голосов » (FPP), а члены Совета назначались губернатором. Первые члены были приведены к присяге 24 мая 1854 года в Окленде. [ 1 ]
Верхняя палата упразднена
[ редактировать ]
Первоначально члены законодательного совета назначались пожизненно, но с 1890-х годов они назначались на возобновляемый семилетний срок. [ 15 ] Это изменение в сочетании с ответственным правительством (в соответствии с которым премьер-министр консультировал губернатора по вопросам назначения в Совет) и партийной политикой означало, что к 20 веку правительство обычно контролировало Совет, а также Палату представителей, а также прохождение законопроектов через верхнюю палату. стало простой формальностью. [ 16 ] В 1951 году Совет был полностью распущен, в результате чего законодательный орган Новой Зеландии стал однопалатным . [ 17 ] В последний раз Совет заседал 1 декабря 1950 года, прежде чем он был официально упразднен 1 января 1951 года. [ 15 ]
На момент упразднения верхняя палата насчитывала пятьдесят четыре члена, включая собственного спикера . [ 18 ]
Правительство провинции
[ редактировать ]В соответствии с Законом о Конституции законодательная власть была также предоставлена провинциям Новой Зеландии (первоначально их было шесть), каждая из которых имела свой собственный избранный провинциальный совет. [ 11 ] Эти провинциальные советы могли принимать законы для своих провинций по большинству вопросов. Новая Зеландия никогда не была федерацией , сравнимой с Канадой или Австралией; Парламент мог принимать законы одновременно с провинциями по любому вопросу, и в случае конфликта закон, принятый парламентом, имел преимущественную силу. [ 19 ] В течение двадцати лет политическая власть постепенно централизовалась, а в 1876 году провинции были полностью упразднены. [ 12 ]
Представительство маори
[ редактировать ]имела в своем парламенте представителей коренного населения Новая Зеландия с самого начала , в отличие от многих других колониальных государств. Зарезервированные места маори были созданы в 1867 году во время работы 4-го парламента ; [ 11 ] Мужчины-маори в возрасте 21 года и старше, независимо от того, владели ли они собственностью или нет, могли голосовать за избрание четырех членов-маори в Палату представителей. [ 12 ]
Электораты маори продержались гораздо дольше, чем предполагалось, пять лет. В 2002 году число мест увеличилось до семи. [ 20 ]
Страновая квота
[ редактировать ]Одной из исторических особенностей парламента Новой Зеландии была квота страны , которая давала большее представительство сельской политике. С 1889 года (и даже раньше, в более неформальных формах) районы взвешивались в соответствии с их разделением на город и сельскую местность (при этом любой населенный пункт с населением менее 2000 человек считался сельским). Те округа, в которых большая доля сельского населения, получили большее количество номинальных голосов, чем они фактически содержали избирателей - например, в 1927 году Вайпава , округ, в котором вообще не было городского населения, получил дополнительно 4153 номинальных голоса к своим фактическим 14 838 - имея максимальный коэффициент дополнительного представительства 28%. Страновая квота действовала до тех пор, пока она не была отменена в 1945 году лейбористским правительством , избираемым преимущественно в городах, которое перешло на систему «один голос на человека» . [ 21 ]
Современный независимый законодательный орган
[ редактировать ]
Первоначально парламент Новой Зеландии оставался подчиненным британскому парламенту, высшему законодательному органу всей Британской империи, хотя на практике с 1890-х годов роль Великобритании была минимальной. [ 16 ] Парламент Новой Зеландии получал все больший контроль над делами Новой Зеландии благодаря принятию имперских (британских) законов, таких как Закон о действительности колониальных законов 1865 года , поправок к конституции и все более невмешательства со стороны британского правительства. В 1947 году парламент Новой Зеландии принял Закон об усыновлении Вестминстерского статута , предоставив этому парламенту полную власть над законодательством Новой Зеландии. [ 16 ] и Закон о внесении поправок в конституцию Новой Зеландии 1947 года , акт британского парламента, позволил парламенту Новой Зеландии регулировать свой собственный состав. В 1973 году еще одна поправка, Закон о внесении поправок в Конституцию Новой Зеландии 1973 года , расширила территориальную юрисдикцию парламента Новой Зеландии. [ 22 ]
В 1986 году был принят новый Конституционный закон , окончательно лишив британский парламент права принимать законы, затрагивающие Новую Зеландию (что к тому времени происходило только с согласия Новой Зеландии), вновь закрепив несколько оставшихся положений Закона 1852 года, объединив законодательство, учреждающее парламент. и официально заменил название «Генеральная Ассамблея» на «Парламент». [ 23 ] [ 14 ]
Начиная с 1890-х годов, когда Либеральная партия Новой Зеландии была создана как первая официальная политическая партия в Новой Зеландии , политическая власть перешла от Палаты представителей к выборам, партиям и лидерам. Консервативная Партия реформ была сформирована в 1909 году, а Лейбористская партия Новой Зеландии — в 1916 году. Национальная партия Новой Зеландии возникла в 1936 году в результате слияния Реформистской партии и остатка либералов — Объединённой партии . [ 16 ] По состоянию на всеобщие выборы 2023 г. [update]В настоящее время в Палате представителей представлены партии «Национальная», «Лейбористская партия», «Зеленые» , «ACT» , «Те Пати Маори » и «Первая Новая Зеландия» . [ 24 ]
Член парламента от Лейбористской партии Вету Тирикатене-Салливан была женщиной-депутатом, находившейся на посту дольше всех (1967–1996), а также первой женщиной-депутатом, родившей ребенка во время пребывания в должности. Национальный депутат Рут Ричардсон была первым депутатом, который принес своего ребенка в зал для дискуссий, а коллега по национальному парламенту Кэтрин Рич была первым депутатом, который кормил своего ребенка в Палате представителей. В 1990-е годы был создан детский сад для детей депутатов и сотрудников парламента. [ 25 ] [ 26 ] В ноябре 2017 года спикер палаты представителей Тревор Маллард объявил, что парламент станет более «дружественным к детям». [ 25 ] [ 27 ] Политика, ориентированная на семью, включала в себя обеспечение доступности атриума рядом с палатой парламента для детей депутатов, предоставление опекунам и супругам тех же допусков к безопасности, что и депутаты, открытие парламентского бассейна для семей депутатов и сотрудников, а также обновление семейной комнаты для рождения детей. помещения для кормления и переодевания, а также игровая площадка на лужайке перед парламентом. [ 26 ] [ 28 ] [ 29 ]
![]() | Этот раздел , кажется, ориентирован на недавние события . ( Май 2024 г. ) |
10 февраля 2021 года Маллард объявил, что галстуки больше не являются обязательными в парламенте после заседания Регламента, на котором большинство проголосовало за предложение Те Пати Маори , призывающее к отмене галстуков как части обязательной деловой одежды парламента. Это заявление последовало за ссорой между Маллардом и сопредседателем Те Пати Маори Равири Вайтити , который был исключен из парламента за отказ носить галстук в пользу деловой одежды маори. [ 30 ]
В 2024 году Регламент на 2023 год ввел в парламентский календарь две новые «недели проверки», которые позволяют избранным комитетам тщательно проверять планы расходов правительства и государственного сектора. Первая неделя проверки в 2024 году прошла с 17 по 21 июня, а вторую планируется провести 2 и 6 декабря 2024 года. [ 31 ] [ 32 ]
Суверенитет
[ редактировать ]По Вестминстерской системе , [ 33 ] Парламент Новой Зеландии является высшим, и ни одно другое правительственное учреждение не может отменить его решения. [ 8 ] Как таковое законодательное действие не подлежит судебному рассмотрению — оно не может быть оспорено в судебном порядке . [ 33 ] : 604 Способность парламента действовать с юридической точки зрения беспрепятственна. [ 34 ] Например, новозеландский Закон о Билле о правах 1990 года является обычным законодательным актом, а не высшим законом, как кодифицированные конституции в некоторых других странах.
Палата представителей обладает исключительными полномочиями регулировать свои собственные процедуры. Палата представителей « закрепила » некоторые вопросы, связанные с выборами. К ним относятся продолжительность парламентского срока, решение о том, кто может голосовать, как они голосуют (посредством тайного голосования ), как страна должна быть разделена на электораты, а также состав Представительской комиссии, которая принимает решения по этим электоратам. [ 35 ] Эти вопросы требуют либо поддержки законопроекта 75% всех депутатов, либо референдума по этому вопросу. [ 34 ] Поскольку механизм закрепления сам по себе не является устоявшимся, он может быть отменен простым большинством голосов, что позволит также простым большинством отменить устоявшиеся положения Закона о выборах. [ 36 ] [ 37 ]
Монарх
[ редактировать ]
Монарх Новой Зеландии – в настоящее время король Карл III, представленный в Новой Зеландии генерал-губернатором , в настоящее время дамой Синди Киро – является одним из компонентов парламента. Это вытекает из роли монарха по подписанию закона (т.е. даче королевского согласия ) законопроектов , принятых Палатой представителей. [ 2 ] Депутаты должны выразить свою лояльность королю и подчиниться его власти, поскольку присягу на верность, прежде чем они смогут занять свое место. все новые парламентарии должны произнести [ 38 ] а официальную оппозицию традиционно называют « Верной оппозицией Его Величества» . [ 39 ]
Дома
[ редактировать ]Палата представителей
[ редактировать ]
Палата представителей была создана как нижняя палата парламента и является единственной палатой с 1951 года. [ 3 ] С момента введения MMP в 1996 году Палата состоит из 120 членов парламента (депутатов), избираемых на трехлетний срок. В парламентских выборах используется смешанная пропорциональная система (MMP), представляющая собой гибрид пропорционального представительства по принципу «первый прошедший пост» и закрытого партийного списка ; 71 депутат представляет одномандатные избиратели примерно одинакового населения. [ 40 ] а остальные являются депутатами по спискам . [ 41 ] Эти депутаты собираются, чтобы представлять народ, принимать законы и контролировать работу правительства. [ 42 ] [ 43 ] Члены также образуют избранные комитеты Палаты представителей , назначаемые для решения определенных областей или вопросов. [ 44 ]
Министры в правительстве Новой Зеландии выбираются из числа членов Палаты представителей (за возможным исключением коротких периодов времени после выборов). [ 45 ] Действующее правительство и, как следствие, премьер-министр должны добиться и сохранить поддержку Палаты представителей, чтобы получить и остаться у власти. [ 3 ] Правительство зависит от парламента в реализации своей законодательной программы и всегда требовало одобрения Палаты представителей для расходования денег . [ 42 ]
Верхняя палата
[ редактировать ]Парламент не имеет верхней палаты ; Верхняя палата существовала до 1951 года, и время от времени высказывались предложения о создании новой. [ 44 ] Зал Законодательного совета продолжает использоваться во время открытия парламента. [ 18 ] Это соответствует британской традиции, согласно которой монарху запрещено входить в нижнюю палату. [ 46 ] [ 8 ]
Законодательный совет
[ редактировать ]Первоначальный Законодательный совет был создан Хартией о создании колонии Новой Зеландии 16 ноября 1840 года. [ 47 ] В результате 1 июля 1841 года Новая Зеландия стала колонией Короны, отдельной от Нового Южного Уэльса. [ 47 ] Первоначально Законодательный совет состоял из губернатора, колониального секретаря и колониального казначея (которые входили в Исполнительный совет), а также трех мировых судей, назначаемых губернатором. [ 48 ] Законодательный совет имел право издавать постановления (постановления). [ 49 ]
С принятием Закона о Конституции Новой Зеландии 1852 года Законодательный совет был преобразован в верхнюю палату Генеральной Ассамблеи. Совет предназначался для тщательного изучения и внесения поправок в законопроекты, принятые Палатой представителей, хотя он не мог инициировать законодательство или вносить поправки в денежные законопроекты. Несмотря на периодические предложения об избрании Совета, члены Законодательного совета (ЗМС) назначались губернатором, как правило, по рекомендации премьер-министра. [ 16 ] В конце концов было решено, что Совет не оказывает существенного влияния на законодательный процесс Новой Зеландии; его последнее заседание состоялось 1 декабря 1950 года. [ 50 ]
предложения Сената
[ редактировать ]В сентябре 1950 года национальное правительство Сиднея Холланда создало комитет по конституционной реформе для рассмотрения альтернативной второй палаты под председательством Рональда Элджи . В отчете, подготовленном комитетом в 1952 году, предлагался номинированный Сенат из 32 членов, назначаемых лидерами партий в Палате представителей в соответствии с силой партий в этой Палате. Сенаторы будут избираться на трехлетний срок и иметь право на повторное назначение. [ 51 ] Сенат будет иметь право пересматривать, инициировать или откладывать законодательство, рассматривать петиции и тщательно проверять постановления и указы в Совете , но это предложение было отклонено премьер-министром и лейбористской оппозицией , которая отказалась номинировать членов в Сенат. комитет. [ 52 ]
После выборов 1990 года национальное правительство Джима Болджера предложило создать выборный Сенат, тем самым восстановив двухпалатную систему, и был разработан законопроект о Сенате. Согласно законопроекту, Сенат будет состоять из 30 членов, избираемых STV от шести сенатских округов: четырех от Северного острова и двух от Южного острова . Как и старый Законодательный совет, он не имел полномочий вносить поправки или откладывать денежные законопроекты. [ 53 ] Намерение состояло в том, чтобы включить вопрос о Сенате во второй референдум по избирательной реформе . Избирателей спросят, не хотят ли они новой системы голосования, хотят ли они Сенат или нет. [ 54 ] Однако после возражений со стороны лейбористской оппозиции, которая высмеивала это как отвлекающий маневр , [ 55 ] и другие сторонники смешанной пропорциональной системы представительства (MMP), [ 56 ] Вопрос Сената был снят Специальным комитетом по избирательной реформе. [ 53 ]
В 2010 году отдел новозеландской политики Центра независимых исследований предложил создать Сенат в контексте референдума 2011 года по MMP . Они предложили пропорционально избираемую верхнюю палату, состоящую из 31 места, избираемых по пропорциональному списку по регионам, с Палатой представителей, избираемой FPP и состоящей из 79 мест. [ 57 ]
Срок
[ редактировать ]
Срок полномочий парламента Новой Зеландии не может длиться более трех лет. В Законе о Конституции 1986 года указано, что генерал-губернатор несет ответственность за роспуск парламента. [ примечание 1 ] [ 23 ] что и делается королевским указом . [ 58 ] Роспуск завершает срок полномочий парламента, после чего приказ о всеобщих выборах . издается [ 59 ] По завершении выборов генерал-губернатор по рекомендации премьер-министра издает прокламацию, призывающую парламент собраться. [ 58 ] В указанную дату новые депутаты приносят присягу , а затем их вместе с вернувшимися депутатами вызывают в старую палату Законодательного совета, где им поручают выбрать спикера и вернуться в Палату представителей, чтобы сделать это до закрытия заседания. [ 46 ]
Новая парламентская сессия ознаменовывается открытием парламента , во время которого генерал-губернатор зачитывает тронную речь от имени короля. Эта речь произносится в начале каждого нового парламента и объясняет, почему был собран парламент. В нем изложена законодательная повестка дня правительства. [ 46 ] Иногда монарх может открыть парламент и лично произнести речь; например, королева Елизавета II лично присутствовала на открытии парламента в 1954 году (в ознаменование столетия законодательного собрания), [ 1 ] [ 60 ] и совсем недавно в 1986 и 1990 годах. [ 61 ] [ 62 ]
Члены парламента получают королевский вызов на эти мероприятия от пристава Черного Жезла после того, как пристав стучит в захлопнувшиеся двери палаты представителей Палаты представителей, чтобы проиллюстрировать право депутатов отказывать во входе кому-либо, включая монарха. . [ 63 ] [ 46 ]
Принятие законодательства
[ редактировать ]
Прежде чем какой-либо закон будет принят, он сначала вносится в парламент в виде проекта, известного как законопроект . [ 64 ] Большинство законопроектов обнародуются нынешним правительством. Редко бывает так, чтобы правительственные законопроекты были отклонены (первый проект был отклонен в 20 веке в 1998 году). [ 64 ] Отдельные депутаты также могут продвигать свои собственные законопроекты, называемые законопроектами членов ; их обычно выдвигают оппозиционные партии или депутаты, желающие разобраться с вопросом, по которому партии не занимают позиций. Все законопроекты должны пройти три чтения в Палате представителей, прежде чем получить королевскую санкцию , чтобы стать актом парламента (см. списки актов парламента Новой Зеландии ). [ 64 ]
Дом и комитеты
[ редактировать ]Прежде чем стать законом, каждый законопроект проходит несколько стадий. Первый этап – первое чтение , на котором депутаты обсуждают законопроект в принципе. Обычно его направляют в специальный комитет, где общественность имеет возможность внести предложения по законопроекту, а комитет может рекомендовать поправки к законопроекту. За стадией специального комитета следует второе чтение, во время которого депутаты снова обсуждают законопроект в принципе и рекомендации специального комитета. Затем следует комитет всей палаты, где депутаты обсуждают отдельные статьи или части и вносят поправки. В третьем чтении депутаты обсуждают окончательную форму законопроекта. Если большинство депутатов проголосуют за законопроект в третьем чтении, законопроект будет принят. Если большинство депутатов проголосуют против законопроекта при любом чтении, законопроект отклоняется и не проходит дальше процесса. [ 3 ]
Королевское согласие
[ редактировать ]
Если законопроект проходит третье чтение, он передается генерал-губернатору секретарем Палаты представителей , который, при условии конституционного собрания соблюдения дает королевскую санкцию , в порядке вещей . Некоторые юристы-конституционисты, такие как профессор Филип Джозеф, полагают, что генерал-губернатор сохраняет за собой право отказать в королевской санкционировании законопроектов в исключительных обстоятельствах, особенно если демократия будет отменена. [ 65 ] Другие, такие как бывший профессор права и премьер-министр сэр Джеффри Палмер и профессор Мэтью Палмер, утверждают, что любой отказ в королевской санкции приведет к конституционному кризису . [ 66 ]
На практике, поскольку королевское одобрение законопроекта должно последовать сразу же после его принятия Палатой представителей, если возникает какой-либо существенный вопрос относительно конституционной действительности законопроекта, этот вопрос должен быть рассмотрен генеральным прокурором до того, как он будет принят Палатой представителей. законопроект внесен в палату. [ 67 ] [ примечание 2 ]
Список парламентов
[ редактировать ]Парламент в настоящее время находится на своем 54-м сроке.
См. также
[ редактировать ]- Беллами Кейтеринговая служба
- Конституция Новой Зеландии
- Выборы в Новой Зеландии
- Независимость Новой Зеландии
- Список законодательных органов по странам
- Списки законов Новой Зеландии
- Политика Новой Зеландии
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сама Палата представителей считается существующей всегда, несмотря на то, что парламент был распущен.
- ^ Раздел 7 Закона о Билле о правах Новой Зеландии 1990 года (NZBORA) требует, чтобы генеральный прокурор сообщал парламенту Новой Зеландии о любых законопроектах, которые содержат положения, которые кажутся несовместимыми с NZBORA. [ 68 ] См. законопроекты, которые считаются несоответствующими новозеландскому Закону о Билле о правах 1990 года .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Первое заседание, 1854 год» . История Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . 19 августа 2014 года . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Маклин, Гэвин (28 сентября 2016 г.). «Губернаторы и генерал-губернаторы – конституционные обязанности» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин, Джон Э. (17 февраля 2015 г.). «Парламент» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ «Открытие 54-го парламента – Парламента Новой Зеландии» . www.parliament.nz . Проверено 27 ноября 2023 г.
- ^ «Глава 11 Палата, здания и территория» . www.parliament.nz . Парламент Новой Зеландии. 8 июня 2017 г. Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Стидс, Бернард (май – июнь 2003 г.). «В коридорах власти» . Новозеландский географический . № 63 . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Краймер, Люси (23 августа 2022 г.). «Антиправительственные протестующие собираются возле парламента Новой Зеландии» . Рейтер . Проверено 2 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Краткая информация о парламенте: что такое парламент?» . Парламент Новой Зеландии. 21 марта 2014 года . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ «Билль о правах 1688 № 2 (по состоянию на 26 марта 2015 г.), Имперский акт» . Парламентская прокуратура. 16 декабря 1689 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Макинтайр, У. Дэвид (20 июня 2012 г.). «Самоуправление и независимость – Королевская колония» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Макинтайр, У. Дэвид (20 июня 2012 г.). «Самоуправление и независимость – Конституционный Акт 1852 года» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Мартин, Джон Э. (1 февраля 2015 г.). «Парламент – Эволюция парламента, 19 век» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Уайлдинг, Норман В.; Лаунди, Филип (1972). Энциклопедия парламента . Касселл. п. 491. ИСБН 978-0-304-93689-2 .
- ^ Jump up to: а б Парламент Новой Зеландии (29 апреля 1986 г.). Законопроект о Конституции 1986 года . Парламентские дебаты (Хансард) . п. 1345.
...переименовать в «Парламент» орган, ныне известный как «Генеральная Ассамблея». «Парламент» — это общепринятый и используемый термин.
- ^ Jump up to: а б «Законодательный совет упразднен» . История Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мартин, Джон Э. (1 февраля 2015 г.). «Парламент – Структурные изменения, 1890-1950-е годы» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 2 июля 2018 г.
- ^ Палмер, Джеффри . «Конституционное значение упразднения Законодательного совета в 1950 году». Новозеландский журнал публичного и международного права 15, вып. 1 (2017): 123–47.
- ^ Jump up to: а б «Палата Законодательного Совета» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Маклинток, Александр Хэйр , изд. (1966). «Конституционная история - Конституция 1852 года и ответственное правительство» . Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ «Количество электоратов и электорального населения: перепись 2013 года» . Статистика Новой Зеландии.
- ^ Маккиннон, Малькольм, изд. (1997). Исторический атлас Новой Зеландии . Дэвид Бейтман. Табличка 90.
- ^ «Закон о внесении поправок в Конституцию Новой Зеландии 1973 года» (PDF) . Новозеландский институт правовой информации . 1973 год . Проверено 15 февраля 2020 г.
Генеральная Ассамблея имеет полное право принимать законы, имеющие силу в Новой Зеландии или в отношении Новой Зеландии или любой ее части, а также законы, имеющие силу за пределами Новой Зеландии.
- ^ Jump up to: а б «Конституционный закон 1986 года» . Парламентская прокуратура. 13 декабря 1986 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ «Парламентские партии» . Парламент Новой Зеландии. Декабрь 2023 года . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Парламент становится более дружелюбным к семье» . Парламент Новой Зеландии. 15 ноября 2017 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Ниссен, Вендил (5 февраля 2019 г.). «Дети и улей: большие планы Тревора Малларда по созданию парламента, дружелюбного к детям» . Женский еженедельник Новой Зеландии . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Уолтерс, Лаура (9 ноября 2017 г.). «Новый парламент друзей Новой Зеландии» . Вещи . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Брамвелл, Крис (5 июня 2018 г.). «Первый взгляд: на лужайке перед парламентом появится игровая площадка» . Радио Новой Зеландии . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Малпасс, Люк; Уиттон, Брайди (23 июня 2022 г.). «Здания парламента официально открываются после оккупации и беспорядков» . Вещи . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ «Галстуки теперь не являются обязательными в парламенте после того, как Равири Вайтити был исключен из партии за то, что не носил их» . Новозеландский Вестник . 10 февраля 2021 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 года . Проверено 10 февраля 2021 г.
- ^ «Представляем: недели проверки» . Парламент Новой Зеландии . 6 июня 2024 года. Архивировано из оригинала 13 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Рассел, Алексия (24 июня 2024 г.). «Таблица недели проверок» . РНЗ . Архивировано из оригинала 24 июня 2024 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Бевир, Марк (2008). «Вестминстерская модель, управление и судебная реформа» . Парламентские дела . 61 (4): 559–577. дои : 10.1093/pa/gsn025 .
- ^ Jump up to: а б «Глоссарий» . Ourconstitution.org.nz . Конституционная консультативная группа. Архивировано из оригинала 6 апреля 2017 года . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ «Закон о выборах № 87 1993 г. (по состоянию на 1 мая 2017 г.), Публичный закон № 268 «Ограничение на изменение или отмену некоторых положений» . www.legal.govt.nz . Законодательство Новой Зеландии . Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ «Глава 2 Основы парламентской процедуры - Парламент Новой Зеландии» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ Элкинд, Джером Б. (1987). «Новый взгляд на оккупацию» . Обзор современного права . 50 (2): 158–175. дои : 10.1111/j.1468-2230.1987.tb02570.x . ISSN 0026-7961 . JSTOR 1096137 .
- ^ Елизавета II (24 октября 1957 г.), Закон о клятвах и декларациях 1957 г. , 17, Веллингтон: королевский принтер для Новой Зеландии , получено 1 января 2010 г.
- ^ Кайзер, Андре (2008). «Парламентская оппозиция в Вестминстерских демократиях: Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия» . Журнал законодательных исследований . 14 (1–2): 20–45. дои : 10.1080/13572330801920887 . S2CID 154663945 . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Количество электоратов и электорального населения: перепись 2013 года» . Статистика Новой Зеландии. 2013 . Проверено 1 июля 2017 года .
- ^ «Депутаты и электорат» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Роль парламента» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Вуд и Радд 2004 , стр. 52–55.
- ^ Jump up to: а б Уилсон 1985 , с. 147.
- ^ «Министры» . Руководство по кабинету . Департамент премьер-министра и кабинета министров . Проверено 18 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Церемонии открытия парламента 8 и 9 декабря 2008 года» . Парламент Новой Зеландии. 5 декабря 2008 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Пол Мун (2010). Свидетельства о рождении Новой Зеландии – 50 учредительных документов Новой Зеландии . АУТ Медиа. ISBN 9780958299718 .
- ^ «Эпоха коронной колонии – генерал-губернатор» . Министерство культуры и наследия. 30 августа 2012 года . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ «№ 21. — Хартия о создании колонии Новая Зеландия, а также о создании и учреждении Законодательного совета и Исполнительного совета, а также о предоставлении определенных полномочий и полномочий губернатору на время указанной колонии» . Университет Виктории в Веллингтоне . Проверено 13 октября 2012 г.
- ^ «Последнее заседание Законодательного совета, 1950 год» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ Законодательный совет Новой Зеландии: исследование создания, краха и отмены верхней палаты , Уильям Кейт Джексон, University of Otago Press , стр. 200
- ↑ Мемуары: 1912–1960 , сэр Джон Маршалл , Коллинз, 1984, 159–60.
- ^ Jump up to: а б «Сенатский законопроект: отчет комитета по избирательному праву» . 7 июня 1994 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Законодательство Новой Зеландии о референдуме 1993 года об избирательной системе» . Информационный бюллетень Общества пропорционального представительства Австралии (69). Март 1993 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г.
- ^ «Новозеландский Хансард: вторник, 15 декабря 1992 г., законопроект о реформе избирательной системы: Введение» . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- ^ Представление: Законопроект о реформе избирательной системы (февраль 1993 г.)
- ^ Люк Малпасс; Оливер Марк Хартвич (24 марта 2010 г.). «Замена MMP: настоящая избирательная реформа в Новой Зеландии» (PDF) . Центр независимых исследований . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июня 2010 года.
- ^ Jump up to: а б «Созыв, перерыв и роспуск парламента» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 29 августа 2019 г.
- ^ «Написанное десять в звездах» . Парламент Новой Зеландии. 23 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2017 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ↑ Архивные кадры (1954) из British Pathé на YouTube.
- ^ «Государственное открытие парламента, 1986 год» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 21 мая 2018 г.
- ^ «Показ королевских памятных вещей» . Парламент Новой Зеландии. 29 апреля 2011 года . Проверено 12 ноября 2018 г.
Во время ее первого долгожданного турне летом 1953–1954 годов парламент был созван на специальную короткую сессию в январе, чтобы позволить ей открыть парламент и произнести тронную речь. Она снова открыла специальную сессию парламента в феврале 1963 года. Она также открыла парламент в марте 1970 года и феврале 1974 года. В феврале 1977 года она открыла еще одну специальную сессию одновременно с формальным открытием «Улей» (исполнительного крыла). Совсем недавно она открывала парламент в феврале 1986 и феврале 1990 годов.
- ^ «Роли и регалии на открытии парламента» . Парламент Новой Зеландии. 13 октября 2014 г. Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Глава 7 Партии и правительство» . Парламент Новой Зеландии. 14 октября 2010 года . Проверено 23 ноября 2017 г.
- ^ Филип Джозеф (2002). Конституционное и административное право в Новой Зеландии (2-е изд.). Брукеры. ISBN 978-0-86472-399-4 .
- ^ Сэр Джеффри Палмер и Мэтью Палмер (2004). Обузданная власть: Конституция и правительство Новой Зеландии (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-558463-9 .
- ^ «Закон о Билле о правах Новой Зеландии 1990 года - Консультативный комитет по разработке законодательства» . Новозеландский комитет по разработке законодательства и консультативный комитет. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Патель, Нилай Б. (весна 2007 г.). «Усиление раздела 7 Закона о Билле о правах Новой Зеландии» (PDF) . Австралазийское парламентское обозрение . 22 (2): 59–71 . Проверено 13 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- МакРоби, Алан (1989). Избирательный атлас Новой Зеландии . Веллингтон, Новая Зеландия: GP Books. ISBN 978-0-477-01384-0 .
- Филлипс, Джок , изд. (2014). Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 20 ноября 2020 г.
- Уилсон, Джеймс Окли (1985) [1-е изд. опубликовано в 1913 г.]. Парламентские отчеты Новой Зеландии, 1840–1984 гг. (4-е изд.). Веллингтон, Новая Зеландия: VR Ward, правительство. Принтер. OCLC 154283103 .
- Вуд, Джорджия; Радд, Крис (2004). Политика и правительство Новой Зеландии: сильные, новаторские и сложные . Университет Отаго Пресс. ISBN 1877276464 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Парламент Новой Зеландии
- Знакомство с парламентом – часовое руководство о том, как работает парламент Новой Зеландии
- Изображения вокруг зданий парламента
- Парламент сегодня
- Парламент на Радио Новой Зеландии
- Оцифрованные отчеты из избранных томов Приложения к журналам Палаты представителей