Религия в Боснии и Герцеговине
Наиболее широко исповедуемой религией в Боснии и Герцеговине является ислам , а второй по величине религией является христианство . все мусульмане Боснии ; являются последователями суннитской конфессии ислама Почти большинство суннитов следуют ханафитской юридической школе мысли ( фикх ) и Матуриди теологической школе мысли ( калам ). [ 2 ] Боснийцы обычно ассоциируются с исламом, хорваты Боснии и Герцеговины — с Римско-католической церковью , а боснийские сербы — с Сербской православной церковью . Конституция Государства Босния и Герцеговина (БиГ) и конституции образований Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской предусматривают свободу религии , и правительство обычно уважает это право в этнически интегрированных районах или в районах, где государственные чиновники имеют религия большинства; Закон штата о свободе вероисповедания также предоставляет всеобъемлющие права религиозным общинам. Однако местные власти иногда ограничивали право на богослужения приверженцев религиозных групп в районах, где такие лица составляют меньшинство.
Государственная защита свободы вероисповедания снизилась, особенно в период предвыборной кампании перед общенациональными выборами в октябре 2006 года , из-за избирательного правоприменения и безразличия некоторых правительственных чиновников. В конце периода, охватываемого настоящим отчетом, правительство реализовало Государственный закон о свободе вероисповедания для защиты прав религиозных общин и создания государственного реестра, позволяющего им установить правовой статус.
Социальные злоупотребления и дискриминация на основе религиозных убеждений и обычаев сохранялись. Религиозная нетерпимость напрямую отражает этническую нетерпимость из-за практически неотличимой идентификации этнической принадлежности с религиозной принадлежностью. Дискриминация религиозных меньшинств произошла почти во всех частях страны. В некоторых общинах местные религиозные лидеры и политики своими публичными заявлениями и проповедями способствовали распространению нетерпимости и росту национализма. Ряд незаконно построенных религиозных объектов продолжал вызывать этническую/религиозную напряженность и конфликты в различных общинах. Религиозные символы часто использовались в политических целях.
По данным опроса Gallup 2009 года, 77% респондентов в Боснии и Герцеговине ответили утвердительно на вопрос «Является ли религия важной частью вашей повседневной жизни?», а 21% ответили отрицательно. [ 3 ] Согласно опросу Pew Research, проведенному в 2017 году, 26% боснийских мусульман, 85% православных христиан и 43% католиков сообщили, что посещают религиозные службы один или несколько раз в неделю. [ 4 ]
Религиозная демография
[ редактировать ]Ислам достиг своего пика в 1600 (52%) боснийцев, последовавших за ним. В Боснии 30% боснийцев были мусульманами-суннитами и около 38–40% — христианами. Боснийцы обычно ассоциируются с исламом, хорваты Боснии и Герцеговины — с Римско-католической церковью , а боснийские сербы — с Сербской православной церковью . Согласно последней переписи населения , проведенной в 2013 году и результаты которой были опубликованы в 2016 году, сегодня мусульмане составляют 50,70% населения; традиционные местные христиане (католики и православные) составляют 45,94%; и другие группы, включая протестантов, евреев и нерелигиозных лиц, составляют 3,36%, [ 5 ] хотя эти цифры часто оспариваются сербской общиной Боснии. [ 6 ] В 2022 году еврейская община насчитывала почти 1000 верующих. [ 7 ]
Уровень соблюдения религиозных обрядов среди традиционных религиозных групп относительно низок; однако существуют некоторые области со значительно большим соблюдением правил, например, среди хорватов-католиков в регионе Герцеговины и среди боснийских мусульман в центральной Боснии. Для многих боснийских мусульман религия часто служит общинным или этническим идентификатором, а религиозная практика ограничивается редким посещением мечети или важными обрядами посвящения, такими как рождение, бракосочетание и смерть. Тем не менее, религиозные лидеры мусульманских, католических и православных общин утверждали, что все формы соблюдения религиозных обрядов среди молодежи растут как выражение возросшей идентификации со своим этническим наследием, во многом благодаря национальному религиозному возрождению, произошедшему в результате Боснийская война 1992–95 годов. Более молодые верующие, выросшие в посткоммунистический период, также имеют больше свободы исповедовать свою религию и имеют больший доступ к религиозному образованию. Лидеры трех крупнейших религиозных общин отметили, что они пользуются большей поддержкой со стороны верующих в сельских районах Боснии, чем со стороны верующих в городских центрах, таких как Сараево или Баня-Лука .
Этнические чистки во время войны 1992–1995 годов вызвали внутреннюю миграцию и потоки беженцев , которые разделили население на отдельные этнорелигиозные территории. Рост уровня возвращения, достигший пика в 2002 году, продолжал значительно замедляться, в результате чего большинство приверженцев сербской православной церкви проживало в РС , а большинство мусульман и католиков - в Федерации . Внутри Федерации сохраняются отдельные территории мусульманского и католического большинства. Однако возвращение в последние годы приверженцев сербской православной церкви и мусульман в свои довоенные дома в западной Боснии, а также мусульман в свои довоенные дома в восточной Боснии, изменило этнорелигиозный состав в обеих областях. Например, довоенное население города Братунац на востоке РС составляло 64% боснийцев. В 1995 году население было почти полностью сербским; в 2007 году, после возвращения 6500 боснийцев, боснийцы составляли 38%. Аналогичным образом, в муниципалитет Приедор в РС вернулась примерно половина довоенного боснийского населения, составлявшего 49 500 человек, что частично компенсировало последствия этнической чистки. Христиане, с другой стороны, похоже, редко возвращаются в свои старые города; число католиков, вернувшихся в центральную Боснию и РС, а также сербов, вернувшихся в Федерацию, было незначительным.
Религия по стране |
---|
Религиозный портал |
Католическая община поддерживает свою Конференцию епископов как всеобъемлющую организационную и региональную структуру, епископы которой проживают в Мостаре, Баня-Луке и Сараево; Орден францисканцев сохраняет свое самое сильное присутствие в центральной Боснии, в Сараево, [ 9 ] и в Герцеговине. Сербская Православная Церковь сохраняет свое наибольшее влияние в РС, при этом наиболее влиятельные епископы проживают в Баня-Луке, Требине и Биелине. Еврейская община, как и большинство других небольших религиозных групп в Боснии, включая протестантов , имеет самое большое количество членов в Сараево. По всей стране существует несколько небольших христианских конфессий. В конце 2011 года в стране было создано родноверское объединение « Сварожи Круг » как часть панславянского движения Праскозорье . [ 10 ]
Большинство религий
[ редактировать ]ислам
[ редактировать ]Ислам является самой крупной из трех основных религий в Боснии и Герцеговине , составляя чуть более половины населения страны. Первые мусульмане были зарегистрированы в конце 14 века, хотя ислам начал распространяться в 15 веке. Восемь муфтиев (учёных-исламистов) расположены в крупных муниципалитетах: Сараево , Бихач , Травник , Тузла , Горажде , Зеница , Мостар и Баня-Лука . Более консервативные исламские общины в Боснии расположены в таких городах, как Травник, Завидовичи , Тешань , Маглай , Бугойно и Зеница. 45% мусульман Герцеговины и Боснии назвали себя мусульманами-суннитами, а 47% назвали себя просто мусульманами. Однако 7% мусульман либо отказались отвечать, к какой мусульманской ветви они принадлежат, либо заявили, что не принадлежат ни к одной мусульманской ветви, либо сказали, что не знают. [ 13 ]
христианство
[ редактировать ]Восточное православие
[ редактировать ]Восточное православие — вторая по величине религия в Боснии и Герцеговине, составляющая почти треть населения страны. По данным ЦРУ Всемирной книги фактов , православные христиане составляют 30,7% населения страны. [ 14 ] Однако опрос Pew Research, проведенный в 2017 году в Центральной и Восточной Европе, показал, что 35% населения заявили о своей принадлежности к Восточной Православной Церкви. [ 8 ] За ним в основном следует сербское население страны и в составе Республики Сербской . Юрисдикция Сербской Православной Церкви в Боснии разделена на пять подразделений, состоящих из одной митрополии и четырех епархий. [ 15 ]
-
Храм Христа Спасителя в Баня- Луке
католицизм
[ редактировать ]Католическая церковь в Боснии и Герцеговине является третьей по величине религией в Боснии и Герцеговине, составляя менее восьмой части населения страны. Католицизму обычно следует хорватское население, которое в основном проживает в Западной Герцеговине . Католическая церковь в Боснии и Герцеговине — старейшая сохранившаяся церковь в Боснии. Она существовала с момента распространения католицизма в Европе и была крупнейшей ветвью христианства вплоть до XII века, когда знаменитые Богумили стали крупнейшей религиозной группой в средневековой Боснии . [ нужна ссылка ]
Год | ислам | Процент | Восточное православие | Процент | католицизм | Процент | иудаизм | Процент | Другой | Процент |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1872 | 630,456 | 51% | 612,000 | 49% | ||||||
1879 | 448,613 | 38.73% | 496,485 | 42.88% | 209,391 | 18.08% | 3,426 | 0.29% | 249 | 0.02% |
1885 | 492,710 | 36.88% | 571,250 | 42.76% | 265,788 | 19.89% | 5,805 | 0.43% | 538 | 0.02% |
1895 | 548,632 | 34.99% | 673,246 | 42.94% | 334,142 | 21.31% | 8,213 | 0.52% | 3,859 | 0.24% |
1910 | 612,137 | 32.25% | 825,418 | 43.49% | 434,061 | 22.87% | 11,868 | 0.62% | 14,560 | 0.77% |
1921 | 588,244 | 31.07% | 829,290 | 43.87% | 444,308 | 23.58% | 28,595 | 1.58% | ||
1931 | 718,079 | 30.9% | 1,028,139 | 44.25% | 547,949 | 23.58% | 29,388 | 1.27% | ||
1948 | 788,403* | 30.73% | 1,136,116* | 44.29% | 614,123* | 23.94% | 26,635* | 1.04% | ||
1953 | 891,800* | 31.32% | 1,264,372* | 44.40% | 654,229* | 22.97% | 39,398* | 1.34% | ||
1961 | 842,247* | 25.69% | 1,406,053* | 42.89% | 711,660* | 21.72% | 42,092* | 1.28% | ||
1971 | 1,482,430* | 39.57% | 1,393,148* | 37.19% | 772,491 | 20.62% | 98,042* | 1.62% | ||
1981 | 1,630,033* | 39.52% | 1,320,738* | 32.02% | 758,140* | 18.38%* | 343* | 0.01% | ||
1991 | 1,902,956* | 43.47% | 1,366,104* | 31.21% | 760,852* | 17.38%* | 426* | 0.01% | ||
2013 | 1,790,454 | 50.70% | 1,085,760 | 30.75% | 536,333 | 15.19% | 281 | 0.01% | 130,054 | 3.61% |
Религии меньшинств
[ редактировать ]Вера Бахаи
[ редактировать ]В межвоенный период между мировыми войнами, когда Босния и Герцеговина стала частью Королевства Югославия , несколько членов югославской королевской семьи имели контакты с видными представителями Веры Бахаи . [ 18 ] В июле 1938 года Мария Эдинбургская , член религии [ 19 ] и королева Румынии умерли. От имени всех общин бахаи на Востоке и Западе было передано послание соболезнования ее дочери Марии , тогдашней королеве Югославии, на что она ответила, выразив «искреннюю благодарность всем . последователям Бахауллы» [ 18 ] Позже принцесса Югославии Ольга , узнав о смерти Десницы Дела Марты Рут в 1939 году, заметила: «Она была такой доброй и нежной и настоящей сотрудницей мира. Я уверен, что ее будет очень не хватать в ее работе». [ 18 ]
После окончания Второй мировой войны в Югославии и создания Социалистической Федеративной Республики Югославии , номинально светского государства, находящегося под влиянием государственного атеизма , религии стали обескураживаться. Первым членом Веры Бахаи в Югославии был изолированный бахаи из Белграда , принявший эту религию в 1963 году. Активные планы по продвижению религии в бывшей Югославии были обозначены в Шестилетнем плане (который действовал с апреля 1986 года по апрель 1992 года). [ 20 ] и продлен в двухлетнем плане, в течение которого в регионе появилось несколько местных духовных собраний, все под общим руководством бахаи Австрии. [ 21 ] [ 22 ] Первое Местное Духовное Собрание бахаи было сформировано в ноябре 1990 года. [ 23 ]
После боснийской войны 1990-х годов и распада Югославии бахаи не избирали Национальное Духовное Собрание. [ 23 ] но в некоторых регионах страны у них небольшое население. [ 24 ] Отдельные комитеты в Австрии были созданы для региона бывшей Югославии. [ 21 ] Академии Ландегг, вдохновленная бахаи, В 2000 и 2001 годах Швейцарская школа бахаи направила преподавателей и студентов в регион, включая Боснию, предлагая обучение принципам мира на семинарах тысячам учеников и родителей, а также сотням учителей, школьных администраторов и персонал в Сараево , Баня-Луке и Травнике . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Деятельность активизировалась с растущей общиной бахаи. В 2001 году молодежь бахаи собралась на танцевальный мастер-класс (см. Оскар ДеГрюй ) в Зенице. [ 28 ] Программа Ландегга получила официальное название «Программа образования ради мира», и правительство Боснии и Герцеговины утвердило программу в 2002 году, намереваясь распространить ее по всей национальной школьной системе. [ 29 ] К 2003 году бахаи разделили Боснию и Герцеговину на 17 субрегионов, в четырех из которых был по крайней мере один бахаи, и Института Рухи . действовало несколько учебных кружков [ 24 ] В течение 2004–2004 годов пять послов, в том числе из Боснии и Герцеговины, были приняты во время официальных визитов во Всемирный Центр Бахаи в Хайфе, Израиль. [ 30 ] В том же году боснийцы приняли участие в летней школе бахаи, проходившей в Хорватии и Словении. [ 31 ]
Присутствие бахаи было отмечено до 2010 года. [ 32 ] хотя Ассоциация архивов религиозных данных к тому времени не зарегистрировала сообщество приверженцев, [ 33 ] или 2015. [ 34 ] Бахаи отметили религиозные собрания, состоявшиеся в Сараево и Бихаче, Босния. [ 35 ] Интернет-журнал сделал краткий обзор в 2018 году. [ 36 ] Небольшая община бахаи Боснии и Герцеговины продолжает принимать участие в событиях за пределами страны. В ноябре 2004 года членство бахаи вдохновило Генеральную ассамблею Международного форума по окружающей среде назвать одного члена. [ 37 ] В феврале 2008 года правительство Боснии и Герцеговины присоединилось к заявлению президента Словении от имени Европейского Союза об ухудшении положения бахаи в Иране. [ 38 ] См. «Преследование бахаи» .
индуизм
[ редактировать ]Индуизм — религия меньшинства в Боснии и Герцеговине, представленная в основном движением ИСККОН . В бывшей Югославии движение ИСККОН существует с 1970-х годов, а в Боснии и Герцеговине — с 1988 года. Официально оно зарегистрировано как религиозная община в 2005 году. Организованная община существует в Сараево , а также есть ее члены в других городах. . [ 39 ] [ 40 ] В ИСККОН около 300 [ 41 ] -500 [ 39 ] членов в стране.
иудаизм
[ редактировать ]Статус религиозной свободы
[ редактировать ]Правовая и политическая основа
[ редактировать ]Конституция штата предусматривает свободу религии; однако уважение к свободе вероисповедания снизилось из-за избирательного правоприменения и безразличия некоторых государственных чиновников, что позволило общественному насилию и угрозе насилия ограничить возможность поклоняться приверженцам религиозных групп в районах, где они составляют меньшинство. 16 октября 2006 г. Министерство по правам человека и делам беженцев издало инструкции по реализации Закона о свободе вероисповедания, который предусматривает свободу вероисповедания, обеспечивает правовой статус церквей и религиозных общин и запрещает любую форму дискриминации в отношении любой религиозной общины. . Закон также обеспечивает основу для установления отношений между государством и религиозными общинами.
Конституция штата защищает права трех основных этнических групп (боснийцев, сербов и хорватов ) и, соответственно, трех крупнейших религиозных общин, обеспечивая пропорциональное представительство каждой группы в правительстве и в вооруженных силах. В результате правительственной структуры, созданной Дейтонскими соглашениями , места в парламенте и большинство государственных должностей распределяются конкретно между представителями трех «составных народов». Эти положения часто приводят к конституционной дискриминации «других» и сторонников определенных религиозных общин, которые не вписываются в эти три группы. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, члены общин боснийских евреев и цыган подали отдельные иски в Европейский суд по правам человека с целью рассмотрения этой дискриминации в отношении тех, кого Конституция штата считает «другими». Их претензии не были рассмотрены в течение отчетного периода.
Правительство Боснии на государственном уровне официально не признает религиозные праздники в качестве официальных праздников, а парламент продолжает не соглашаться с законом штата о национальных праздниках. Власти образований и кантонов обычно признают религиозные праздники, отмечаемые представителями основной религии региона, при этом правительственные и государственные учреждения в эти дни закрыты. В мае 2007 года Конституционный суд РС отклонил вето, наложенное боснийцами в Народном совете РС на соблюдение жизненно важных национальных интересов, что позволило Национальному собранию РС принять Закон о праздниках в РС, который включает соблюдение Дня РС 9 января. Соблюдается на местном уровне К святым дням относятся православная Пасха и Рождество в РС, католическая Пасха и Рождество в Герцеговине, а также Курбан Байрам и Рамадан Байрам в Сараево и центральной Боснии. 27 января 2007 года БиГ официально отметила День Холокоста впервые и отметила этот день серией выставок, лекций и дискуссий по всей стране.
Государственный закон о свободе вероисповедания регулирует религию и лицензирование религиозных групп, а также обеспечивает право на свободу совести и религии в Боснии. Он предоставляет церквям и религиозным общинам юридический статус и допускает уступки, характерные для неправительственных организаций (НПО). Закон также создает единый реестр для всех религиозных групп в Министерстве юстиции Боснии, а Министерству по правам человека и делам беженцев поручено документировать нарушения свободы вероисповедания.
Согласно закону, любая группа из 300 взрослых граждан может подать заявление о создании новой церкви или религиозной общины, направив письменное заявление в Министерство юстиции. Министерство юстиции вынесет решение в течение 30 дней с момента подачи заявления, а апелляция может быть подана в Совет министров Боснии. Закон позволяет организациям религиозных меньшинств регистрироваться на законных основаниях и действовать без необоснованных ограничений. В конце периода, охватываемого данным отчетом, Альянс баптистских церквей ожидал подтверждения регистрации.
Политические партии, в которых доминирует одна этническая группа, сохраняли власть и продолжали тесно идентифицировать себя с религией, связанной с их преобладающей этнической группой. Многие лидеры политических партий были бывшими коммунистами, которые манипулировали основными атрибутами своей конкретной этнической группы, включая религию, чтобы укрепить свой авторитет среди избирателей. Например, офисы местных мэров боснийских сербов в РС часто украшались религиозными иконами, хотя лишь немногие чиновники исповедовали религию в каком-либо значимом смысле. В последние годы многие боснийцы обратились к своим религиозным лидерам, чтобы заполнить пустоту, оставленную политиками, которых общественность воспринимает как апатичных или коррумпированных. Это позволило религиозным лидерам играть влиятельную политическую роль, часто продвигая националистические платформы, на национальных выборах 2006 года и последующем формировании правительства, а также в политических программах.
Границы, разделяющие политику, этническую идентичность и религию, часто были размыты, особенно в период до национальных выборов 2006 года и во время публичных дебатов по поводу предлагаемых изменений в Конституции Боснии. Некоторые религиозные лидеры в этот период становились все более политическими и громкими и использовали религиозные проповеди и службы в целях политической кампании. Политические кандидаты ухаживали за религиозными лидерами во время предвыборной кампании и часто фотографировались вместе в предвыборной пропаганде и в репортажах СМИ. Религиозные лидеры также использовали свое положение, чтобы повлиять на исход выборов, побуждая свои общины голосовать за определенных лиц или партии. Например, перед выборами католические епископы Боснии выпустили пастырское послание, которое 2 июля 2006 года было зачитано в каждой католической церкви вместо традиционной воскресной проповеди. Письмо напомнило верующим о важности их голосов и призвало хорватские партии сформировать коалиции, чтобы ни один хорватский голос не был потрачен зря. Он также призвал их выступить против внесенных при посредничестве США поправок к конституции, «благодаря которым военные ужасы будут легализованы, а хорватский народ будет маргинализирован». В предвыборный период средства массовой информации и другие лица часто критиковали главу исламской общины БиГ за его появление на публичных мероприятиях с кандидатом в президенты Харисом Силайджичем и за его публичные заявления, призывающие Силайджича «написать новую конституцию», чтобы боснийцы уважали его как они делают президента военного времени Алию Изетбеговича.
Государственный закон о свободе вероисповедания подтверждает право каждого гражданина на религиозное образование. Закон требует, чтобы официальный представитель различных церквей или религиозных общин отвечал за преподавание религиоведения во всех государственных и частных дошкольных учреждениях, начальных школах и университетах по всей Боснии. Эти люди являются сотрудниками муниципалитета, в котором они преподают, но были аккредитованы религиозным органом, регулирующим учебную программу. Однако закон не всегда полностью выполнялся, особенно в сегрегированных школьных системах или там, где наблюдалось политическое сопротивление со стороны чиновников националистических партий на муниципальном уровне. В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, власти образования, кантона и муниципалитета оказывали различную финансовую поддержку четырем традиционным религиозным общинам – мусульманской, сербской православной, католической и еврейской. Религиозные общины, как правило, получали наибольшее финансирование в тех регионах, где их приверженцы составляли большинство. Религиозное образование в значительной степени децентрализовано, как и система образования в целом. Государственные школы предлагают уроки религиозного образования, но, за некоторыми исключениями, школы обычно предлагают религиозное обучение только в рамках религии большинства муниципалитета. По закону учащиеся (или их родители, в случае учащихся начальной школы) могут отказаться посещать занятия. Однако студенты, принадлежащие к религии большинства, а иногда и к группам религиозных меньшинств, сталкивались с давлением со стороны учителей и сверстников, заставляя их посещать религиозные занятия, и большинство из них так и делали. Дети, которые не хотят, чтобы их отличали от одноклассников, часто посещают занятия по религии большинства, даже если это не та религия, которую они исповедуют дома. Если определенную школу посещает достаточное количество учащихся, принадлежащих к группам религиозных меньшинств (20 в РС, 15 в Федерации), школа должна организовать занятия по религии от их имени. Однако в сельской местности обычно нет квалифицированных религиозных представителей, которые могли бы преподавать религиоведение горстке студентов из числа меньшинств. Учащиеся из числа меньшинств часто разбросаны по отдаленным районам, что затрудняет организацию занятий даже при наличии учителя. В пяти кантонах Федерации, где преобладают боснийцы, школы предлагают исламское религиозное обучение в виде двухчасового факультативного курса в неделю. В кантонах с хорватским большинством все хорватские учащиеся посещают «факультативные» 1-часовые еженедельные курсы католической религии для начальных и средних школ. Использование религиозной символики группой большинства на уроках рисования, например, детям из числа меньшинств в районах с боснийским большинством было поручено рисовать мечети, или детям в районах с христианским большинством предлагалось нарисовать кресты, по-прежнему оставалось проблемой. Родители могут записать своих детей в частные школы по религиозным соображениям. В Сараево, Тузла , Травник , Високо , Мостар и Бихач , студенты-мусульмане могут посещать медресе . Эти исламские средние школы обеспечивают подготовку учащихся, которые хотят стать религиозными деятелями, а также общее образование для подготовки учащихся к учебе в университете. В Фоче есть одна сербская православная средняя школа. В Сараево, Тузле, Травнике, Зепце, Баня-Луке, Бихаче и Зенице учащиеся могут посещать католические школьные центры. Хотя эти школы в основном хорваты, они открыты для учащихся других национальностей и религиозных групп. В некоторых из этих центров есть как начальные, так и средние школы, и хотя директорами являются священники, большинство учителей не являются религиозными деятелями. Учебная программа представляет собой комбинацию боснийских и хорватских учебных программ, используемых в Федерации.
На университетском уровне также существуют помещения для трех крупнейших религиозных общин. Факультет исламских наук расположен в Сараево, Сербская православная семинария в Фоче в РС, а два факультета католической теологии (один под управлением францисканцев и один под управлением епархии) в Сараево.
Ограничения свободы вероисповедания
[ редактировать ]Слабая административная и судебная системы фактически ограничивали свободу вероисповедания и создавали серьезные препятствия для защиты прав религиозных меньшинств. В некоторых случаях местные органы власти улучшили защиту свободы вероисповедания; однако оставались серьезные проблемы, включая атмосферу, в которой происходили нарушения религиозной свободы. Например, местная полиция редко производила аресты в случаях вандализма в отношении религиозных зданий или насилия и преследований в отношении религиозных деятелей или верующих. Успешные судебные преследования были крайне редки. Местная полиция часто утверждала, что ответственность за эти нападения несут несовершеннолетние, люди в состоянии алкогольного опьянения или психически неуравновешенные люди.
Отсутствие единой защиты создавало препятствия для защиты прав меньшинств, несмотря на улучшение полицейской и судебной защиты меньшинств в некоторых частях страны. Этнические квоты, установленные для набора новых офицеров в полицейские академии, были соблюдены, но реформы, направленные на создание общенациональных эффективных, профессиональных и многоэтнических полицейских сил, провалились. Полицейские силы, а также органы власти образований и местные органы власти часто допускали или поощряли создание атмосферы, в которой могли иметь место нарушения свободы вероисповедания. В некоторых случаях нежелание полиции и прокуратуры активно расследовать и преследовать преступления против религиозных меньшинств оставалось основным препятствием на пути защиты прав религиозных меньшинств. Присвоение религиозных символов и зданий в политических целях в сочетании с ограничениями на религиозные службы и церемонии оказало негативное влияние на межрелигиозный диалог и межэтнические отношения во многих общинах. Власти религиозного или этнического большинства большинства часто дискриминировали представителей меньшинства в вопросах, связанных с муниципальными услугами, включая безопасность и образование.
Правительства на местном уровне ограничили религиозные службы и церемонии. В муниципалитете Братунац на востоке РС муниципальная ассамблея, в которой преобладают сербы, неоднократно отказывала исламской общине в разрешении построить кладбище и мемориал на своей территории вокруг мечети в центре города. Боснийские организаторы надеялись похоронить 98 опознанных жертв резни 1992 года в Братунаце, в которой погибло более 600 человек, включая местного имама. Организаторы планировали провести захоронения в мечети 12 мая 2007 года, в 15-ю годовщину резни, но сербские ветеранские ассоциации и местные жители выразили протест против запланированных захоронений. Мэр и собрание отказали в разрешении на строительство, заявив, что предлагаемое кладбище и мемориал не были предусмотрены городским планом города. После более чем года неоднократных запросов и обращений со стороны боснийских организаторов вмешались правительство РС и международное сообщество, и стороны в последнюю минуту достигли соглашения, которое позволило провести захоронения в другом месте в запланированную дату.
Религиозные представители меньшинств Сараево жаловались на дискриминацию со стороны местных властей в отношении использования религиозного имущества, обструкционизм в муниципальных службах и ежедневные преследования, такие как частая буксировка транспортных средств, припаркованных возле церквей и церковных офисов.
В сентябре 2006 года в городе Зворник на востоке РС начальная школа Святого Саввы открыла новый учебный год религиозной церемонией под председательством сербского православного священника в присутствии более 100 боснийских учеников и родителей. Инцидент вызвал резкое осуждение со стороны исламского сообщества, боснийских ассоциаций и министра образования и культуры РС, которые назвали это решение «неуместным». Однако руководство школы не увидело никаких проблем в этом мероприятии и отметило, что такое начало учебного года является 15-летней традицией и что посещение мероприятия не является обязательным.
Был ряд спорных и весьма политизированных дел, связанных с незаконным строительством религиозных зданий или памятников на частной или государственной земле. В этих случаях здания или памятники были построены, чтобы послать политический сигнал верующим меньшинствам о доминировании этнического и религиозного большинства в этом районе, создавая этническую напряженность и препятствуя процессу примирения.
Незаконно построенная сербская православная церковь осталась на земле репатрианта-боснийца в городе Коневич Поле на востоке РС, несмотря на решение Министерства городского планирования РС в 2004 году о сносе церкви. 11 сентября 2006 года второй год подряд местный православный священник отслужил в церкви мессу, на которой присутствовало большое количество прихожан, которые пели песни и были одеты в традиционную одежду. Присутствовала местная полиция, насилия не было. В июне 2007 года представители РС и Сербской православной церкви в принципе согласились переместить церковь, но к концу периода, охватываемого настоящим отчетом, не нашли другого места. Деревянная сербская православная церковь, незаконно построенная на частной земле, принадлежащей боснийцам в городе Которско, продолжала оставаться источником правовых и этнических конфликтов. Хотя власти установили сроки сноса церкви, к концу периода, охватываемого настоящим отчетом, никаких действий предпринято не было.
Наличие большого каменного креста и цементного фундамента для возможного добавления новых крестов в этнически разделенном городе Столац в Герцеговине также оставалось спорным. В 2004 году власти Федерации распорядились убрать крест и фундамент; однако высылка была отложена до завершения судебного процесса 2004 года о законности решения правительства Федерации. В сентябре 2006 года Конституционный суд Федерации подтвердил конституционность закона, и Министерство территориального планирования Федерации снова смогло выступить с инициативой удаления креста и фундамента. Хотя министерство территориального планирования Федерации имело законные полномочия предпринять такую инициативу, оно не хотело этого делать из-за опасений, что эта акция усилит межэтническую напряженность в год выборов. В мае 2007 года члены боснийской неправительственной организации незаконно разрушили дополнительные фундаменты, но крест остался.
Все традиционные религиозные общины предъявляли обширные требования о реституции собственности, которую коммунистическое правительство бывшей Югославии национализировало после Второй мировой войны. Государственный закон о свободе вероисповедания предоставляет религиозным общинам право на возвращение экспроприированного имущества на всей территории страны «в соответствии с законом». Специальная многоэтническая комиссия по реституции выполнила свой мандат и в начале 2007 года представила на утверждение Совету министров проект закона о реституции. Однако по состоянию на середину 2007 года никаких действий предпринято не было, и многие считали, что закон не будет принят без изменений. В отсутствие какого-либо государственного законодательства, конкретно регулирующего реституцию, возвращение бывшей религиозной собственности продолжалось на разовой основе по усмотрению муниципальных чиновников, но обычно завершалось только в пользу большинства.
Многие чиновники использовали дела о реституции собственности как инструмент политического покровительства, ставя религиозных лидеров в зависимость от политиков в вопросе возвращения собственности, отобранной у религиозных общин. Другие нерешенные требования о реституции были политически и юридически сложными. Например, Сербская православная церковь продолжала добиваться возвращения здания, в котором располагался экономический факультет Сараевского университета, и компенсации за землю, на которой расположено здание государственного парламента. Еврейская и мусульманская общины также заявили исторические претензии на многие коммерческие и жилые объекты в Сараево . Католическая община выдвинула большое количество подобных претензий в Баня-Луке .
В мае 2007 года исламское сообщество начало судебное разбирательство против города Баня-Лука РС, требуя возмещения ущерба в размере примерно 1,1 миллиона долларов (1,5 миллиона боснийских конвертируемых марок) за разрушение всех мечетей в городе во время войны. Исламское сообщество подало первоначальный иск в 2000 году, но начало разбирательство снова, когда внесудебное урегулирование не удалось, поскольку город не сделал запрошенного признания вины.
В течение периода, охватываемого настоящим отчетом, федеральный муниципалитет Травник частично выполнил решение 2003 года Палаты по правам человека (переименованной в Комиссию по правам человека Конституционного суда), предписывающее муниципальному правительству переместить государственную школу, расположенную в здании, ранее принадлежавшем католической архиепархии. Муниципалитет вернул половину здания архиепископии для использования в качестве части католического школьного центра. Однако другая половина оставалась государственной школой. Суд обязал государственную школу покинуть здание к 1 июля 2006 года, но к этому времени власти не выделили финансирование на строительство нового школьного здания, и здание продолжало использоваться как государственная школа.
Общины религиозных меньшинств также столкнулись с трудностями при получении разрешений на строительство новых церквей и мечетей. Католическая церковь продолжала добиваться разрешения, впервые полученного в 2000 году, на строительство новой церкви в сараевском районе Грбавица, но жаловалась, что местные власти, составляющие боснийское большинство, отказались дать разрешение.
Сообщений о религиозных заключенных или задержанных в стране, а также о принудительном обращении в религию не поступало.
В 2022 году страна набрала 3 балла из 4 по свободе вероисповедания. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- Ислам в Боснии и Герцеговине
- Восточное православие в Боснии и Герцеговине
- Католицизм в Боснии и Герцеговине
- Протестантизм в Боснии и Герцеговине
- Иудаизм в Боснии и Герцеговине
- Вера Бахаи в Боснии и Герцеговине
- Индуизм в Боснии и Герцеговине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Босния и Герцеговина» . Государственный департамент США . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ Оливер Шарбродт; Самим Акгонюль; Ахмет Алибашич; Йорген С. Нильсен ; Эгдунас Рациус, ред. (2016). Ежегодник мусульман Европы . Том 7. Брилл . п. 117. ИСБН 9789004308909 .
Боснийские мусульмане в подавляющем большинстве являются суннитами, которые следуют ханафитской школе исламского права и школе исламского учения Матуриди.
- ^ «Мир — тема Гэллапа» . Gallup.com . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Окончательный обзор религиозных убеждений и национальной принадлежности в Центральной и Восточной Европе» (PDF) . Assets.pewresearch.org . п. 118 . Проверено 4 января 2018 г.
- ^ «Предварительные результаты переписи населения, домохозяйств и жилищ в Боснии и Герцеговине 2013 года» (PDF) . Агентство статистики Боснии и Герцеговины. 5 ноября 2013 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ «Перепись показывает изменившуюся демографию Боснии и Герцеговины» . www.BalkanInsight.com. 30 июня 2016 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ↑ Сайт Еврейского телеграфного агентства, статья от 27 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Религиозные убеждения и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе, 2017 г.» (PDF) . pewresearch.org . Исследовательский центр Пью.
- ↑ Францисканская провинция Боснии Сребрена, Свяжитесь с нами (на боснийском языке), по состоянию на 21 августа 2022 г.
- ^ «Сварожский круг — Ассоциация религиозности Боснии и Герцеговины — Новости» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, ДОМОХОЗЯЙСТВ И ЖИЛЬЯ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ, 2013 Г.» (PDF) . Агентство по статистике Боснии и Герцеговины . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ, ДОМОХОЗЯЙСТВ И ЖИЛЬЯ В РЕСПУБЛИКЕ СРПСКА» (PDF) . Статистический институт Республики Сербской . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Глава 1: Религиозная принадлежность». Мусульмане мира: единство и разнообразие. Проект «Религия и общественная жизнь» Исследовательского центра Пью. 9 августа 2012 г. Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ «Всемирный справочник фактов: Босния и Герцеговина» . cia.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Чувало, Анте (2010). Босния и Герцеговина от А до Я Роуман и Литтлфилд. п. 103. ИСБН 978-0-81087-647-7 .
- ^ Карпат, К.Х. (1985). Османское население, 1830-1914 гг.: демографические и социальные характеристики . Мэдисон, Висконсин: Прес Университета Висконсина.
- ^ «Статистика.ба» .
- ^ Перейти обратно: а б с Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. стр. 389, 395. ISBN. 0-87743-020-9 .
- ^ Пакула, Ханна (1985). Последний романтик: Биография королевы Румынии Марии Лондон: Вайденфельд и Николсон. п. 337. ИСБН 0-297-78598-2 .
- ^ от имени Всемирного Дома Справедливости (1986). «Шестилетний план» . Проверено 1 августа 2022 г. - через Bahai-Library.com.
- ^ Перейти обратно: а б «Часть третья: Международный обзор деятельности бахаи; Югославия» . Мир Бахаи 1986-1992 гг . Международный рекорд. Том. 20. Хайфа, Иллинойс: Всемирный Дом Справедливости. 1998. с. 220. ИСБН 085398994X .
- ^ «Новые Национальные Духовные Собрания» . Мир Бахаи 1994-1995 гг . Международный рекорд. Том. 23. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. 1996. с. 35. ISBN 0853989907 .
- ^ Перейти обратно: а б Хассалл, Грэм; Фазель, Сина. «100 лет Веры Бахаи в Европе» . Обзор исследований бахаи . Том. 1998, нет. 8. С. 35–44.
- ^ Перейти обратно: а б Комитет по международному пионерству и обучению путешествиям (декабрь 2002 г.). «Отчет Комитета по международному пионерству и обучению путешествиям» (PDF) . Журнал бахаи Общины бахаи Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии . 19 (7).
- ^ «Культура и сознание». Мир Бахаи . Международный рекорд. Том. 29. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. 2002. с. 172. ИСБН 085398977X .
- ^ «Обзор года» . Мир Бахаи . Международный рекорд. Том. 29. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. 2002. с. 61. ИСБН 085398977X .
- ^ Джонсон, Барбара (2003). «Содействие духовному воспитанию детей» . В Энн Бойлс; Алекс МакГи (ред.). Мир Бахаи 2001-2002 гг . Международный рекорд. Том. 30. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. п. 190. ИСБН 0853989745 .
- ^ Международное сообщество бахаи . «Всемирное сообщество, национальные сообщества» . Босния и Герцеговина . Международное сообщество бахаи . Проверено 31 октября 2008 г.
- ^ Энн Бойлс; Алекс МакГи, ред. (2004). «Обзор года» . Мир Бахаи 2002-2003 гг . Международный рекорд. Том. 31. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. стр. 54–5. ISBN 0853989737 .
- ^ Энн Бойлс; Анджали Пала, ред. (2006). «Международное сообщество бахаи; общественная информация» . Мир Бахаи 2004-2005 гг . Международный рекорд. Том. 33. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. п. 158. ИСБН 0853989702 .
- ^ Энн Бойлс; Анджали Пала, ред. (2006). «Обзор года» . Мир Бахаи 2004-2005 гг . Международный рекорд. Том. 33. Хайфа, Иллинойс: Публикации Всемирного центра. п. 110. ИСБН 0853989702 .
- ^ Карчич, Харун (2010). «Глобализация и ислам в Боснии: иностранное влияние и их последствия». Тоталитарные движения и политические религии . 11 (2): 151–16. дои : 10.1080/14690764.2010.511467 . ISSN 1469-0764 . OCLC 663889195 . S2CID 143275568 .
- ^ Ассоциация архивов религиозных данных (2010). «Большинство наций бахаи (2010)» . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Ассоциация архивов религиозных данных (2015). «Босния и Герцеговина: религиозные приверженцы (2015)» . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ «Разнообразные торжества в Боснии» . Бахай.орг . 2017 . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Хаджимусич, Аида (13 декабря 2018 г.). «Кто такие религиозные меньшинства в Боснии и Герцеговине» . НОВОСТИ (на хорватском языке) . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Совет управляющих МЭФ (16 декабря 2005 г.). «9-я Генеральная ассамблея Международного экологического форума: Итоговый отчет» . Орландо, Флорида, США: Национальное Духовное Собрание бахаи США. Архивировано из оригинала 13 октября 2008 г.
- ^ «Заявление президента от имени Европейского Союза об ухудшении положения религиозного меньшинства бахаи в Иране» (пресс-релиз). Офис председательства Словении в Европейском Союзе. 07 февраля 2008 г. Проверено 24 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Общество сознания Кришны: религиозные меньшинства в Боснии и Герцеговине (Часть II)» . 26 февраля 2019 г.
- ^ «Познакомьтесь с последователями Харе Кришна в БиГ» . 9 декабря 2018 г.
- ^ «Каково быть кришнаитами в Сараево - ОП БХРТ» . op.bhrt.ba. Архивировано из оригинала 18 мая 2019 г.
- ^ Веб-сайт Freedom House, Босния и Герцеговина, 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бюро демократии, прав человека и труда США. Босния и Герцеговина: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .