Парадокс гедонизма
Часть серии о |
Утилитаризм |
---|
Философский портал |
Парадокс гедонизма , также называемый парадоксом удовольствия , относится к практическим трудностям, с которыми сталкиваются в поисках удовольствия . Для гедониста постоянный поиск удовольствий может не принести самого настоящего удовольствия или счастья в долгосрочной перспективе, когда сознательное стремление к удовольствию мешает его переживанию.
Философ-утилитарист Генри Сиджвик был первым, кто заметил в «Методах этики» , что парадокс гедонизма заключается в том , что удовольствие нельзя получить напрямую. [ 1 ] Вариации на эту тему появляются в области философии , психологии и экономики .
Обзор
[ редактировать ]Часть серии о |
Гедонизм |
---|
Неспособность достичь удовольствий при сознательном их поиске описывалась по-разному:
- Джон Стюарт Милль , философ- утилитарист , в своей автобиографии:
Но теперь я думал, что этой цели [счастья] можно достичь, только не делая ее прямой целью. Счастливы только те (думал я), кто сосредоточил свои мысли на каком-то объекте, отличном от собственного счастья [...]. Стремясь таким образом к чему-то другому, они находят счастье на своем пути [...] Спросите себя, счастливы ли вы, и ты перестанешь быть таковым. [ 2 ]
К счастью нельзя стремиться; оно должно наступить, и оно происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу более великому, чем он сам, или как побочный продукт капитуляции перед человеком, отличным от себя.
Чем больше мужчина пытается продемонстрировать свою сексуальную потенцию, а женщина – свою способность испытывать оргазм, тем меньше им это удается. Удовольствие является и должно оставаться побочным эффектом или побочным продуктом, и оно разрушается и портится в той степени, в которой оно становится самоцелью. [ 3 ]
Что такое хорошо? Все, что усиливает в человеке чувство власти, волю к власти, саму власть.
Что плохого? Всё, что рождается от слабости.
Что такое счастье? Ощущение, что сила увеличивается, что сопротивление преодолено. [ 4 ]
[...] существенно поучительно заменить индивидуальное «счастье» (к которому должно стремиться каждое живое существо) силой [...] радость — это лишь симптом ощущения достигнутой власти [...] (к радости не стремятся [...] радость сопровождает; радость не движется) [ 5 ]
- Психолог Альфред Адлер в «Невротической конституции» (1912):
«Воля к власти» и «воля казаться» Ницше охватывают многие наши взгляды, которые опять-таки в некоторых отношениях напоминают взгляды Фере и более старых писателей, согласно которым ощущение удовольствия возникает из чувства власти, чувства боли. в чувстве беспомощности. [ 6 ]
- Поэт и сатирик Эдвард Янг :
Любовь к похвале, хоть и скрытая искусством,
Царит более или менее верховно в каждом сердце;
Гордый тем, что достиг этого, терпит труд за трудом;
Скромные избегают этого, но чтобы быть уверенным! [ 7 ]
- Политик Уильям Беннетт :
Счастье похоже на кошку: если вы попытаетесь его уговорить или позвать, оно будет избегать вас; оно никогда не придет. Но если вы не обратите на него внимания и займетесь своими делами, вы обнаружите, что оно трётся о ваши ноги и прыгает к вам на колени. [ 8 ] [ 9 ]
- Писатель Жоау Гимарайнш Роса :
Счастье можно найти только в маленьких моментах невнимания. [ 10 ]
Предлагаемые объяснения
[ редактировать ]Счастье часто неточно приравнивают к удовольствию . Если по какой-то причине кто-то приравнивает счастье к удовольствию, возникает парадокс гедонизма. Когда человек стремится исключительно к самому удовольствию, его цель не достигается. Генри Сиджвик комментирует такое разочарование после обсуждения любви к себе в вышеупомянутой работе:
Однако я не должен делать из этого вывод, что стремление к удовольствиям обязательно обречено на провал и бесполезно; а лишь то, что принцип эгоистического гедонизма, когда он применяется с должным знанием законов человеческой природы, практически самоограничивается; то есть, что рациональный метод достижения цели, к которой он стремится, требует, чтобы мы в некоторой степени убрали ее из поля зрения, а не стремились к ней напрямую. [ 11 ]
Не обращаясь напрямую к парадоксу, Аристотель отметил тщетность стремления к удовольствию. Человеческие существа — это действующие лица, чьи усилия приводят к последствиям, и среди них есть удовольствие. Далее Аристотель рассуждает следующим образом:
Как же тогда получается, что никто не остается постоянно довольным? Неужели мы устаем? Конечно, все человеческие вещи неспособны к непрерывной деятельности. Поэтому удовольствие также не является непрерывным; ибо оно сопровождает деятельность. [ 12 ]
Рано или поздно конечные существа не смогут приобретать и расходовать ресурсы, необходимые для достижения своей единственной цели — удовольствия; таким образом, они оказываются в компании страданий. Эволюционная теория объясняет, что люди эволюционировали посредством естественного отбора и следуют генетическим императивам, направленным на максимальное воспроизводство . [ 13 ] не счастье . В результате такого давления отбора степень человеческого счастья ограничена биологически. [ нужна ссылка ] Дэвид Пирс в своем трактате «Гедонистический императив» утверждает , что люди могли бы использовать генную инженерию , нанотехнологии и нейробиологию, чтобы устранить страдания во всей человеческой жизни и обеспечить пиковые уровни счастья и удовольствия, которые в настоящее время невообразимы. [ нужна ссылка ]
Конкурирующие философии стремятся сбалансировать гедонизм с добрыми поступками и намерениями, таким образом «заслуживая» удовольствие. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Альтруизм
- Антипотребительство
- Когнитивный диссонанс
- Крабовый менталитет
- Парадокс Истерлина
- Ложное удовольствие
- Гедонистическая беговая дорожка
- Внутренняя ценность
- Удовлетворение от отдыха
- Психологический эгоизм
- Крысиные бега
- Тантал
- Парадокс силы воли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Парадокс гедонизма» . Общество софистов. 4 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 8 мая 2017 г. . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ Джон Стюарт Милль, Автобиография в Гарвардской классике, Том. 25, Чарльз Элиот Нортон, изд. (Нью-Йорк: PF Collier & Son Company, 1909 (стр. 94).
- ^ Виктор Франкл. Человек в поисках смысла .
- ^ Антихрист , § 2
- ^ Воля к власти , § 688
- ^ Адлер, Альфред (1912). «Невротическая конституция» . Нью-Йорк: Моффат, Ярд и компания. стр. ix.
- ^ Джеффри Бреннан. The Esteem Engine: ресурс для институционального дизайна. Архивировано 5 марта 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Цитаты Уильяма Беннета» . Thinkexist.com. 1999 . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ «Цитата Уильяма Дж. Беннета» . Гудридс Инк. 2013 . Проверено 27 апреля 2013 г.
- ^ Роза, Гимарайнш. Тутамейя – Третьи истории (8-е изд.). Рио-де-Жанейро: Ред. Нова Фронтейра, 2001, с. 60.
- ^ Генри Сиджвик. Методы этики . BookSurge Publishing (1 марта 2001 г.) (стр. 3)
- ^ Аристотель. Никомахова этика , книга X, стр. 4.
- ^ Раймонд Болин. «Социобиология: эволюция, гены и мораль» . Проверено 3 января 2007 г.
- ^ «Очерк 1 о гедонизме в Церкви плотского познания» . ChurchofCarnalknowledge.com . Проверено 24 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аристотель, Никомахова этика 1175, 3–6 в «Основных трудах Аристотеля» , изд. Ричарда Маккеона . (Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 1941)
- Джон Стюарт Милль, Автобиография в Гарвардской классике , Том. 25, Чарльз Элиот Нортон, изд. (Нью-Йорк: PF Collier & Son Company, 1909 г.)
- Генри Сиджвик, Методы этики (Лондон: Macmillan & Co. Ltd., 1874/1963)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Парадокс гедонизма» . Интернет-энциклопедия философии .
- Коноу, Джеймс и Джозеф Эрли. « Гедонистический парадокс: человек экономический счастливее? » Journal of Public Economics 92, 2008.