Закон о гражданстве Украины
О гражданстве Украины О гражданстве Украины | |
---|---|
Верховная Рада | |
Цитирование | 2235-III |
Территориальная протяженность | Украина |
Прошел мимо | 3rd Verkhovna Rada |
Прошедший | 18 января 2001 г. [ 1 ] |
Подписано | Президент Украины |
Началось | 1 марта 2001 г. |
Соответствующее законодательство | |
Конституция Украины | |
Статус: Изменено |
Закон о гражданстве Украины подробно описывает условия, на которых лицо сохраняет гражданство Украины . Основным законом, регулирующим эти требования, является закон «О гражданстве Украины», который вступил в силу 1 марта 2001 года.
Любой человек, рожденный хотя бы от одного родителя-украинца, автоматически получает украинское гражданство при рождении. Иностранные граждане могут натурализоваться после легального проживания в стране не менее пяти лет, демонстрации владения украинским языком и отказа от любого предыдущего гражданства.
Украина ранее была республикой Советского Союза , и местные жители были советскими гражданами . После распада Советского Союза в 1991 году все постсоветские государства приняли отдельные законы о гражданстве. Хотя украинцы больше не имеют советского гражданства, они по-прежнему имеют право на упрощенную натурализацию или смену гражданства в некоторых других бывших советских республиках.
Терминология
[ редактировать ]Различие между значением терминов гражданство и национальность не всегда четкое в английском языке и различается в зависимости от страны. Как правило, гражданство означает юридическую принадлежность человека к государству и является общим термином, используемым в международных договорах применительно к членам государства; гражданство относится к набору прав и обязанностей, которые человек имеет в этой стране. [ 2 ]
В советском контексте национальность использовалась для описания этнической принадлежности, а не численности населения государства. [ 3 ] Закон о советском гражданстве был чрезвычайно либеральным и позволял практически любому человеку в мире стать советским гражданином без каких-либо особых требований. [ 4 ] Союзные республики в позднюю советскую эпоху использовали разные методы для определения своих новых национальных округов, в основном на основе этнического состава большинства этого государства. [ 5 ] Постсоветское украинское определение национального членства опирается на привязку к территориальным границам современного государства по рождению, постоянному месту жительства или тесным семейным связям. Любой человек, подпадавший под это определение, становился частью украинской нации . [ 6 ]
История
[ редактировать ]Украина под имперской Россией
[ редактировать ]После третьего раздела Польши в 1795 году почти вся Малороссия (современная Украина) попала под контроль Российской империи . Область вошла в состав империи как « Малороссия ». [ 7 ] В то время не было никаких общих требований для того, чтобы стать подданным России, кроме крещения Русской Православной Церковью и принесения присяги на личную верность российскому монарху. [ 8 ]
Провинциальные правительства имели широкую свободу действий при определении того, кто мог натурализоваться в качестве российских подданных, до 10 февраля 1864 года, когда имперское правительство ввело требование о пятилетнем проживании и передало полномочия по натурализации от провинциальных властей Министерству внутренних дел Российской империи . Требование о проживании могло быть снижено для лиц, которые оказали исключительную услугу Российскому государству, были особенно талантливы или высококвалифицированны в научной области или сделали значительные инвестиции в империю. Термин «гражданство» был введен в рамках этой реформы как другое название понятия субъектности. [ 9 ]
Русские женщины, вышедшие замуж за иностранцев, автоматически теряли статус российской подданной. Бывшая русская вдова или разведенная женщина, потерявшая свой статус российской подданной в результате брака, могла обратиться к губернским властям с просьбой восстановить этот статус. Другие русские подданные могли отдельно ходатайствовать о прекращении своего подданства через Министерство внутренних дел с одобрения императора . Любой человек, ставший иностранным подданным или гражданином без предварительного разрешения правительства, мог быть наказан лишением прав или ссылкой в Сибирь . [ 10 ]
Революционная Украина
[ редактировать ]Украинская Народная Республика (УНР) впервые установила украинское гражданство, приняв законы о гражданстве 2 и 4 марта 1918 года, точно так же, как Советская Россия признала независимость УНР по Брест-Литовскому договору . Законы устанавливали принцип jus soli , запрещали двойное гражданство и требовали «регистрации гражданства путем доказывания своего права на гражданство через свидетелей». Законодательство было уязвимо для «недемократических» злоупотреблений, и многие положения были «неправильно сформулированы», что делало его соблюдение невозможным. Поэтому Центральный совет запланировал пересмотр. [ 11 ]
украинское Поддерживаемое Германией захватило контроль в апреле и 2 июля приняло закон , государство основанный на изменениях, предложенных УПО. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Этот закон признавал гражданами всех российских подданных, которые проживали на Украине и формально не отказывались от украинского гражданства. [ 12 ] [ 13 ] УНР возобновила власть в декабре. [ 14 ] В автономной Западной области УНР , территория которой оставалась спорной с Польшей области , 8 апреля 1919 года был принят закон о гражданстве. Этот закон также предоставлял гражданство каждому, кто принадлежал к одной из общин и не отвергал его. [ 13 ] [ 15 ]
К июлю Польша оккупировала большую часть территории Западной области, а в апреле 1920 года УНР признала эту территорию частью Польши. [ 16 ] [ 17 ] В сентябре того же года Министерство внутренних дел УНР, находившееся тогда в изгнании в Тарнове , в письме заявило, что закон Украинского государственного гражданства остается в силе. [ 13 ] К ноябрю УНР окончательно потеряла последнюю часть своей территории, которая была разделена в 1921 году между Польшей, Советской Россией и Украинской ССР . [ 18 ] [ 19 ]
Составная советская республика
[ редактировать ]Украинская Советская Социалистическая Республика стала одним из основателей Советского Союза (СССР) в 1922 году. [ 20 ] Положения о гражданстве были изменены под руководством Всесоюзного правительства после принятия Конституции Советского Союза 1924 года . Каждый человек, проживающий в границах СССР, являлся советским гражданином, если не заявлял себя иностранным гражданином. Советские граждане также имели гражданство Союзной Республики, в которой они постоянно проживали, хотя республиканское гражданство носило символический характер и не имело никакого существенного значения. Стандартные правила в других странах требовали, чтобы жены и дети имели то же гражданство, что и глава семьи-мужчина. Советское законодательство отклонялось от современных международных норм и позволяло советским женщинам, вышедшим замуж за иностранцев, сохранять советское гражданство после замужества. [ 21 ] Любые подданные Российской империи, навсегда покинувшие Российскую империю до 7 ноября 1917 года и получившие иностранное гражданство или обратившиеся за таким статусом, были лишены российского / советского гражданства указом 1933 года. [ 22 ]
Первым законодательным актом, регулирующим исключительно вопрос гражданства, был Закон о советском гражданстве 1938 года, который дал новое определение лицам, имеющим советское гражданство. В отличие от предыдущих постановлений, которые автоматически предоставляли гражданство практически всем жителям СССР, этот закон определял советских граждан как всех, кто был подданным России на момент основания Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1917 году и впоследствии не утратил советского гражданства. , а также те, кто иным законным образом получил гражданство. Все остальные лица, проживавшие в СССР и не имевшие советского гражданства и не могли доказать наличие иностранного гражданства, рассматривались как без гражданства лица . Гражданства по этому закону можно было лишить по решению суда или по указу Президиума Верховного Совета . Все советские евреи , постоянно мигрировавшие в Израиль, были лишены советского гражданства декретом, начиная с 1967 года. [ 23 ]
После принятия Конституции Советского Союза 1977 года , которая установила принцип, согласно которому все советские граждане будут пользоваться защитой за рубежом от советского правительства, 1 декабря 1978 года был принят новый закон о гражданстве. Этот закон запрещал выдачу советских граждан любым иностранным государствам. юрисдикции и формально запрещено иметь множественное гражданство . Гражданство считалось уникальными отношениями между гражданином и страной, и любое отклонение от этого считалось нарушением лояльности к государству, что приводило к потенциальному лишению гражданства. [ 24 ] Постановление Верховного Совета Украины 1981 года разрешало иностранным гражданам приобретать республиканское гражданство Украинской ССР (и, следовательно, советское гражданство), но не содержало механизма, позволяющего существующим советским гражданам преобразовать свое существующее республиканское гражданство. [ 20 ]
В период реформ гласности и перестройки советский закон о гражданстве был окончательно пересмотрен в 1990 году. Измененное законодательство передало ответственность за лишение гражданства от Президиума Верховного Совета Президенту Советского Союза и значительно ограничило обстоятельства, при которых эта власть будет реализована. Советского гражданства теперь могли быть лишены только лица, которые поступили на службу в иностранную армию или другие государственные органы, постоянно проживали за границей и не регистрировались в советском консульстве в течение как минимум пяти лет или получили гражданство обманным путем. [ 25 ]
Переходный и ближайший постсоветский период
[ редактировать ]На закате Союза Украинская ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины , которая установила отдельное от Союзного гражданство. Требования для получения этого статуса были подробно описаны в законе о гражданстве 1991 года, который определил первоначальное гражданство нового государства. Дебаты по поводу этого закона в Верховном Совете разделились между националистами и коммунистами, выступающими против реформ . [ 26 ] В то время как националисты видели будущую украинскую нацию как многонациональное государство с основным ядром этнических украинских граждан, коммунисты придерживались единой панвосточнославянской идентичности, состоящей из всех украинцев, русских и белорусов. Коммунисты настаивали на формулировках, подчеркивающих связи с остальной частью Советского Союза, но националисты выступали за более сильное разделение союзного и украинского гражданств, чтобы ускорить процесс достижения независимости. [ 27 ]
После августовского переворота Украины в Москве и последующей Декларации независимости вероятность реформирования Советского Союза значительно уменьшилась. Коммунисты в Верховной Раде перешли к поддержке двойного гражданства , чтобы облегчить поддержание тесных политических связей с Россией и возможность будущего союзного государства. [ 28 ] Однако националисты опасались, что распространение российской юрисдикции на украинцев через гражданство подорвет вновь обретенную независимость Украины. [ 29 ] Предложение о добавлении положений, разрешающих двойное гражданство, было отклонено всего двумя голосами в законодательном органе. В окончательной версии закона о гражданстве, вступившей в силу 13 ноября 1991 года, говорилось, что двойное гражданство будет разрешено на основании двустороннего соглашения с другой страной, но такой договор так и не был подписан. Вступив в силу до распада Советского Союза , этот закон сохранил положение, которое прямо давало украинским гражданам право сохранять советское гражданство. [ 30 ]
Любое лицо, которое было постоянным жителем Украины и не имело другого гражданства, автоматически становилось гражданством Украины 13 ноября 1991 года. Лица, родившиеся в стране или чьи родители, бабушки и дедушки родились в Украине, также имели право получить гражданство. Иностранные жители, которые работали на государственной службе или учились за рубежом и родились или иным образом постоянно проживали в Украине, могли зарегистрироваться в качестве граждан Украины в течение одного года с даты вступления закона в силу (этот срок несколько раз продлевался до 31 декабря 1999 года). Право на регистрацию было позже расширено в 1997 году и теперь включает любого человека, который не проживал в Украине на 13 ноября 1991 года, но родился или постоянно проживал в стране и не имел другого иностранного гражданства. Любые потомки кого-то, кто зарегистрировался как гражданин Украины, также получили гражданство в рамках этого положения. Квалифицированные лица, которые не смогли зарегистрироваться до конца 1999 года, тем не менее, продолжают иметь право на упрощенное приобретение гражданства без каких-либо требований к месту проживания или языку. [ 31 ]
Соглашения о гражданстве с другими бывшими советскими государствами
[ редактировать ]В результате распада Советского Союза большое количество этнических русских стали проживать за пределами Российского государства. [ 32 ] Чтобы дать этому населению и другим бывшим советским гражданам возможность выбирать страну своей новой принадлежности, в 1992 году было установлено безвизовое передвижение на всей территории Содружества Независимых Государств (СНГ). [ 33 ] Одной из целей России при заключении соглашений о двойном гражданстве со странами-членами СНГ в 1990-е годы было дать россиянам, проживающим на территории бывшего Советского Союза, некоторое чувство безопасности со стороны российского государства, чтобы у них было меньше шансов переселиться в Россию в этот период. длительный экономический кризис и реструктуризация. Украина и другие постсоветские государства с опаской относились к намерениям России предоставить гражданство людям, находящимся на их территории, и не хотели в дальнейшем подвергать себя российскому влиянию. [ 34 ] России Несмотря на некоторую поддержку в Государственной Думе автоматического распространения российского гражданства на всех бывших советских граждан, законодательный орган в конечном итоге отклонил это предложение, чтобы не создавать ненужной напряженности. [ 35 ] Соглашение о свободном передвижении на территории СНГ истекло в 2000 году. [ 36 ]
Украина и Россия несколько раз пытались договориться о двойном гражданстве в течение 1990-х и в 2004 году, но в конечном итоге это закончилось отсутствием соглашения. [ 37 ] Вместо этого непризнание двойного гражданства в Украине было закреплено во внутреннем законодательстве поправкой к конституции 1996 года, которая заявила о приверженности страны доктрине единого гражданства. Внесенные в 1997 году изменения в законе о гражданстве удалили пункт, разрешавший двойное гражданство на основании двустороннего соглашения с другой страной. [ 38 ]
Вместо того чтобы поддержать схему двойного гражданства, Украина в конце 1990-х и 2000-х годов подписала двусторонние соглашения, которые упростили процесс смены гражданства с Беларусью , Грузией , Казахстаном , Кыргызстаном , Таджикистаном и Узбекистаном . Эти договоры были заключены с целью предотвращения безгражданства и двойного гражданства. Лицо, у которого был близкий родственник, родившийся или проживавший в договаривающемся государстве, могло получить гражданство этой другой страны и автоматически отказаться от гражданства своего первоначального государства. Эти соглашения оказали заметное влияние на возвращение ранее депортированных крымских татар . Хотя около 150 000 бывших депортированных вернулись в Украину к 1991 году и автоматически стали гражданами Украины после обретения независимости, те, кто въехал в страну после 1991 года и отменил прописку в своей предыдущей стране проживания, фактически стали лицами без гражданства. Двусторонние соглашения о натурализации позволили еще 112 000 репатриантам стать гражданами Украины. Несмотря на предложение Украины, Россия отказалась участвовать в подобном двустороннем соглашении. [ 39 ]
Политика в независимой Украине
[ редактировать ]Пересмотр закона о гражданстве Украины в 2001 году еще больше расширил доступ к гражданству. Право на регистрацию было расширено и теперь включает любого человека, у которого были бабушки и дедушки, родители или родные братья и сестры, родившиеся или проживавшие в стране до 16 июня 1990 года, при условии, что они отказались от любого другого гражданства, которым они обладали, в течение одного года с момента регистрации. Лица, у которых сводные братья и сестры родились или проживают в стране, также могли зарегистрироваться, начиная с 2005 года, а требование об отказе от регистрации после регистрации также было продлено до двух лет. поставили штамп «гражданин Украины», Бывшие советские граждане, постоянно поселившиеся в Украине после 13 ноября 1991 года и в советских паспортах которых сотрудники МВД были включены в первоначальное определение граждан Украины после обретения независимости. Другие бывшие советские граждане, имевшие украинскую прописку, были освобождены от получения постоянного места жительства до натурализации. [ 1 ]
Хотя первоначальный закон 1991 года в значительной степени предотвращал безгражданство, включая всех постоянных жителей Украины в первоначальную группу граждан, его неспособность предотвратить то же самое с крымскотатарским населением побудила к участию Верховного комиссара ООН по делам беженцев , Организации по безопасности и сотрудничеству. -работа в Европе и Совете Европы в более поздних редакциях. В соответствии с Европейской конвенцией о гражданстве реформы 2001 года установили ограниченное признание двойного гражданства в ситуациях, когда украинец принудительно приобрел другое гражданство. Сюда входят любые украинцы, приобретающие иностранное гражданство: одновременно при рождении, если они усыновлены иностранными гражданами, и в результате брака с супругом-иностранцем. Позже Украина подписала Конвенцию Совета Европы об избежании безгражданства в связи с правопреемством государств в 2006 году и присоединилась как к Конвенции о статусе апатридов, так и к Конвенции о сокращении безгражданства. в 2013 году. [ 40 ]
Приобретение и утрата гражданства
[ редактировать ]Физические лица автоматически получают украинское гражданство при рождении, если хотя бы один из родителей является гражданином Украины, независимо от того, родились они на территории Украины или за рубежом. Дети, рожденные в стране, но не приобретающие гражданства от своих родителей при рождении (или приобретающие гражданство только той страны, из которой родитель бежал в качестве признанного беженца), также являются гражданами Украины по рождению. К брошенным детям относятся как к рожденным от украинских родителей, если их происхождение невозможно установить. Гражданство может получить и ребенок, который усыновлен или находится под законной опекой гражданина Украины. [ 41 ]
Также могут претендовать лица, которые не являются гражданами Украины, но родились или постоянно проживали до 24 августа 1991 года на земле, которая впоследствии стала территорией современной Украины или входила в состав территории бывших украинских государств, таких как Украинская Народная Республика. Гражданство Украины по признаку территориального происхождения. Это право распространяется на детей, внуков, чистокровных братьев и сестер и родителей лица, родившегося или проживавшего на территории Украины до 1991 года. Это право сохраняется за лицами, отказавшимися от предыдущего гражданства или являющимися гражданами страны. которая не позволяет своим гражданам отказываться от своего гражданства, как, например, в Аргентине.
Иностранцы могут натурализоваться в качестве граждан Украины после непрерывного проживания в стране не менее пяти лет. Заявители должны иметь разрешение на иммиграцию, продемонстрировать знание украинского языка и отказаться от любого иностранного гражданства. Требование о проживании сокращается до двух лет, если заявитель состоит в браке с гражданином Украины или имеет статус беженца или лица, получившего убежище. [ 42 ] Кандидаты на натурализацию дополнительно должны пройти тест на гражданство с 21 апреля 2023 года. [ 43 ]
Граждане, постоянно проживающие за границей, могут добровольно отказаться от украинского гражданства, подав заявление об отказе, при условии, что заявитель уже имеет другое гражданство или юридический документ иностранного государства, в котором указано, что другое гражданство будет предоставлено в случае утраты украинского гражданства. Признание заграничного проживания лица требует прохождения административной процедуры для того, чтобы стать законным нерезидентом Украины. Этот процесс обычно выполняется только тогда, когда выезжающие эмигранты покидают страну с явным намерением поселиться за границей, и его сложно выполнить для граждан, выехавших по неиммиграционным визам. Украинцам, которые не прошли эту процедуру до переезда за границу и которые больше не имеют документов на прописку (легальное проживание), на практике запрещено успешно отказываться от украинского гражданства. [ 44 ]
Гражданства могут быть принудительно лишены лица, которые приобрели иностранное гражданство без отказа от украинского гражданства, натурализованные лица, которые обманным путем приобрели украинское гражданство, а также добровольно поступившие на военную службу в другом государстве без обязательного призыва на военную службу. Утрата гражданства при этих условиях не происходит автоматически. Министерство внутренних дел должно официально представить документальные доказательства того, что лица, подпадающие под соответствующую категорию, уже имеют иностранное гражданство, а все окончательные решения о лишении гражданства должны утверждаться Президентом . Правительство редко инициирует этот формальный процесс депривации из-за его продолжительности и стоимости. [ 45 ]
С 2005 по середину 2017 года украинское гражданство потеряли 87 376 человек. Подавляющее большинство из них потеряли гражданство добровольно или в рамках упрощенной процедуры смены гражданства посредством двусторонних соглашений с другими странами. За этот период времени принудительно лишили гражданства только 333 человека. [ 46 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Shevel 2013 , p. 7.
- ^ Кондо 2001 , стр. 2–3.
- ^ Filatova 1997 , p. 95.
- ^ Shevel 2009 , p. 277.
- ^ Shevel 2009 , pp. 278–279.
- ^ Shevel 2009 , p. 280.
- ^ Сроковски и Кеннеди 1931 , стр. 588–589.
- ^ Саленко 2012 , с. 3.
- ^ Саленко 2012 , стр. 3–4.
- ^ Саленко 2012 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Усенко, Игорь Борысових (2005). Smoliy, VA(ed.). Законы о гражданстве Украинской Народной Республики [ Законы о гражданстве Украинской Народной Республики ]. Энциклопедия истории Украины (в Украину). Vol. 3. Наукова Думка . Retrieved 21 января 2021 .
{{cite encyclopedia}}
:|trans-website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б Закон "О гражданстве Украинского государства" 1918 г. [Закон о гражданстве Украинского государства 1918 года]. Павел Гай-Нижник: личный сайт [ Pavlo Hai-Nyzhnyk: Personal Site ] (в Russian). Павло Хай-Ныжник . Retrieved 1 января 2021 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Петриченко 2018 , с. 215.
- ^ Стахив, Матвий (1984). «Директория Украинской Народной Республики» . Энциклопедия Украины . Том. 1 . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Stakhiv, M.; Markus, V. (1957). Кубиёвых, Volodymyr; Hlobenko, Mykola (eds.). Гражданство [ Гражданство ]. Энциклопедия украиноведения. Словарная часть . Том. 2. С. 445–46 . Проверено 21 января 2021 г.
{{cite encyclopedia}}
:|trans-website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Стахив, Матвий (1993). «Западноукраинская Народная Республика» . Энциклопедия Украины . Том. 5 . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Хойновский, Анджей (1993). «Варшавский договор» . Энциклопедия Украины . Том. 5 . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Жуковский, Аркадий (1993). «Украинско-советская война 1917–21» . Энциклопедия Украины . Том. 5 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Субтельный 2000 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б Shevel 2013 , p. 3.
- ^ Саленко 2012 , с. 5.
- ^ Сандифер 1936 , с. 617.
- ^ Саленко 2012 , стр. 5–6.
- ^ Саленко 2012 , стр. 6–7.
- ^ Саленко 2012 , с. 7.
- ^ Shevel 2013 , pp. 3–4.
- ^ Shevel 2009 , p. 281.
- ^ Shevel 2013 , p. 4.
- ^ Shevel 2009 , p. 283.
- ^ Shevel 2013 , pp. 3–5.
- ^ Shevel 2013 , pp. 6–7.
- ↑ Molodikova 2017 , p. 99.
- ↑ Molodikova 2017 , pp. 103-104.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 19–20.
- ^ Shevel 2012 , pp. 124–127.
- ^ Брави, Юреав и Янич 2012 , стр. 14.
- ^ Зевелев 2021 , стр. 20–21.
- ^ Shevel 2013 , p. 12.
- ^ Shevel 2013 , pp. 14–16.
- ^ Shevel 2013 , pp. 13, 15–16.
- ^ Shevel 2013 , p. 9.
- ^ Shevel 2013 , p. 10.
- ^ Мазуренко, Алёна (21 апреля 2023 г.). "Зеленский подписывает закон о получении украинского гражданства: экзамен по истории Украины и Конституции теперь обязателен" . Украинская правда . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Shevel 2013 , pp. 17–18.
- ^ Shevel 2013 , pp. 10–12.
- ^ " За 11 лет гражданства лишили почти 90 тысяч украинцев". Украинская Pravda (в Украину). 31 июля 2017 . Retrieved 1 марта 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Брави, Алессандра; Джуреав, Алишер; Янич, Александра (2012). «Динамика мобильности рабочей силы в Восточной Европе и Центральной Азии». В Вернере, Ян; Отстой, Эрик; Битан, Нильс; Грубе, Герд (ред.). Мобильность в глобализированном мире . Университет Бамберга . ISBN 978-3-86309-063-0 .
- Филатова, Ирина (1997). «Интерпретации догмы: советские концепции нации и этнической принадлежности». Теория: журнал социальной и политической теории . 44 (90). Книги Бергана : 94–120. JSTOR 41802081 .
- Кондо, Атуши, изд. (2001). Гражданство в глобальном мире . Пэлгрейв Макмиллан . дои : 10.1057/9780333993880 . ISBN 978-0-333-80266-3 .
- Молодикова, Ирина (2017). «Трансформация российской политики гражданства в контексте европейского или евразийского выбора: региональные перспективы». Обзор миграции в Центральной и Восточной Европе . 6 (1). Варшавский университет : 98–119. doi : 10.17467/ceemr.2017.15 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Петрыченко, Катерина (2018). Украинские загранпаспорта граждан УНР (по документам архивных и музейных фондов Украины) Украинские загранпаспорта граждан УНР (по документам украинских архивных и музейных фондов ). Научные записки Национального университета «Острожская академия» [ Scientific Notes of Ostroh Academy National University ]. [Historical Sciences Исторические науки ] (in Russian). 1 (27): 213–219. doi : 10.25264/2409-6806-2018-27-213-219 . Retrieved 20 January 2021 .
- Саленко, Александр (июль 2012 г.). Страновой отчет: Россия (Отчет). Европейский университетский институт . hdl : 1814/60230 .
- Сандифер, Дурвард В. (октябрь 1936 г.). «Советское гражданство». Американский журнал международного права . 30 (4). Американское общество международного права : 614–631. дои : 10.2307/2191124 . JSTOR 2191124 . S2CID 246003387 .
- Шевель, Оксана (апрель 2009 г.). «Политика гражданства в новых штатах». Сравнительная политика . 41 (3). Городской университет Нью-Йорка : 273–291. дои : 10.5129/001041509X12911362972197 . JSTOR 40599225 .
- Шевель, Оксана (2012). «Политика гражданства в постсоветской России». Постсоветские дела . 28 (1). Тейлор и Фрэнсис : 111–147. дои : 10.2747/1060-586X.28.1.111 . S2CID 144918332 .
- Shevel, Oxana (April 2013). Country report: Ukraine (Report). European University Institute . hdl : 1814/19641 .
- Сроковский, Станислав; Кеннеди, HE (1931). «Украинский вопрос в Польше: польский взгляд». Славянское и восточноевропейское обозрение . 9 (27): 588–597. JSTOR 4202562 .
- Subtelny, Orest (2000). Ukraine: A History (3rd ed.). Toronto : University of Toronto Press . ISBN 0802083900 . Проверено 19 февраля 2021 г.
- Зевелёв, Игорь А. (2021). «Россия на постсоветском пространстве: двойное гражданство как инструмент внешней политики» . Россия в глобальной политике . 19 (2). Фонд исследований внешней политики: 10–37. дои : 10.31278/1810-6374-2021-19-2-10-37 . S2CID 238032672 .