Jump to content

Культура Наска

(Перенаправлено из культуры Наска )
Наска
Карта, показывающая масштабы культуры Наска
Область контроля и влияния Наски.
Период Ранний средний уровень
Даты 100 г. до н.э. – 800 г. н.э.
Предшественник Чавинская культура ,
Культура Паракас
С последующим Вы были культурными
Женская фигурка Наска, сделанная из кашалота . зуба, панциря и волос

Культура Наска (также Наска ) была археологической культурой , которая процветала с ок. 100 г. до н.э. - 800 г. н.э. , рядом с засушливым южным побережьем Перу , в долинах рек Рио -Гранде-де-Наска и долине Ика . [1] Находясь под сильным влиянием предшествующей культуры Паракас , [2] Наска, известная своим чрезвычайно сложным текстилем, создала множество ремесел и технологий, таких как керамика, текстиль и геоглифы .

Они известны двумя обширными строительными проектами, которые потребовали бы координации больших групп рабочих: линии Наска , огромные конструкции в пустыне, цель которых неизвестна, и пукиос , подземные акведуки для обеспечения водой для орошения и бытовых целей в засушливых районах. среда. Несколько десятков функционируют и по сей день. Провинция Наска в регионе Ика была названа в честь этого народа.

Временные рамки

[ редактировать ]

Общество Наска развилось в ранний промежуточный период и обычно делится на Прото-Наска (фаза 1, 100 г. до н.э. – 1 г. н.э.), Раннюю Наску (фазы 2–4, 1–450 гг. н.э.), Среднюю Наску (фаза 5, 450–450 гг. н.э.). 550 г. н. э.) и культуры позднего Наска (фазы 6–7, 550–750 гг. н.э.). [3]

Упадок и падение цивилизации

[ редактировать ]

С 500 г. н.э. цивилизация начала приходить в упадок, а к 750 г. н.э. цивилизация пала полностью. Считается, что это произошло, когда Эль-Ниньо спровоцировало масштабные и разрушительные наводнения. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что жители Наска, возможно, усугубили последствия этих наводнений, постепенно вырубая деревья Prosopis pallida , чтобы освободить место для выращивания кукурузы и хлопка. Эти деревья играют чрезвычайно важную роль в качестве экологического краеугольного камня этого ландшафта: в частности, предотвращая речную и ветровую эрозию . Постепенное вырубка деревьев подвергло бы ландшафт воздействию климатических возмущений, таких как Эль-Ниньо , что привело бы к эрозии и оставило бы ирригационные системы высокими и сухими. [4]

Общество

[ редактировать ]

Социальная структура

[ редактировать ]

Раннее общество Наска состояло из местных вождеств и региональных центров власти, которые развивались вокруг Кауачи , негородского церемониального места с земляными курганами и площадями. [5] Ученые разработали теории, основанные на различных раскопках в Кауачи. Они предполагают, что это место было центром ритуалов и пиров, связанных с сельским хозяйством, водой и плодородием . [5]

Кауачи расположен в нижней части долины Наска и первоначально был заселен в конце периода Паракас . Он уникален среди всех других объектов Наска в регионе и является наиболее важным местом для изучения древней культуры Наска. [5] Люди превратили естественные уака (холмы) в курганы -пирамиды для церемониальных и религиозных целей.

Чаша с рыбой ( Музей Виктории и Альберта )

Раскопки в Кауачи дали археологам ключевое представление об этой культуре . Материальные останки, найденные на этом месте, включали большое количество полихромной керамики, простого и причудливого текстиля , незначительное количество золота и раковин спондилов , а также множество ритуальных принадлежностей. Остатки керамики , найденные в Кауачи, заставили археологов поверить, что это место носило исключительно негородской и церемониальный характер. Соотношение простой утилитарной керамики и тонкой полихромной керамики составляло от 30% до 70%. [6] Если бы это был городской центр, доля утилитарной керамики , вероятно, была бы выше. Среди найденных продуктов питания были « Три сестры» : кукуруза , тыква и фасоль; а также арахис и немного рыбы.

Строительство в Кауачи прекратилось. Похоже, что Кауачи был заброшен в самом конце Наски 3/начале Наски 4. Хотя существует множество возможных причин распада Кауачи, большинство ученых полагают, что прекращение церемониального использования этого места связано с панандийской засухой. . [5] Позже (после Кауачи) общество Наска было структурировано так же, как и раньше, но строительству крупных архитектурных комплексов, таких как комплексы в Кауачи, уделялось меньше внимания. [1]

Религиозные верования Наска, вероятно, связанные с засушливым и экстремальным характером окружающей среды, были основаны на сельском хозяйстве и плодородии. Большая часть произведений искусства Наска изображает могущественных богов природы, таких как косатка , жнецы, мифическая пятнистая кошка , змееподобное существо и, наиболее распространенная из почитаемых фигур, антропоморфное мифическое существо. Во многом это похоже на современную культуру моче, базирующуюся на северо-западе Перу. Шаманы , очевидно, использовали галлюциногенные препараты , такие как экстракты кактуса Сан-Педро ( Echinopsis pachanoi ), чтобы вызвать видения. [7] Использование таких веществ также изображено в произведениях искусства, найденных на керамике, связанной с Наской. [1] проходили религиозные мероприятия и церемонии В Кауачи . Люди поклонялись богам природы, чтобы помочь развитию сельского хозяйства.

Захоронения Наска на кладбище Чаучилья
место захоронения Наска

За это время все члены общества из окрестных деревень мигрировали в центр и также участвовали в пиршестве. Неэлиты могли получить ценные товары, такие как изысканная полихромная керамика, посредством пиршества. В обмен элиты могли повысить свою политическую власть и статус, одновременно привлекая простых людей к работе и строительству объекта. [6]

Трофейные головы

[ редактировать ]

Наска использовала отрубленные головы, известные как трофейные головы, в различных религиозных ритуалах и появлялась в качестве мотива в керамической иконографии . [8] Визуальные изображения обезглавливания часто ассоциируются с оружием и военной одеждой, но такую ​​одежду можно было носить и в чисто церемониальных обстоятельствах. [9]

Термин «трофейная голова» был придуман археологом Максом Уле , который считал, что изображение отрубленных голов в древнем перуанском искусстве соответствует военным трофеям. [1] Исследователи отметили, что все головы имели одну общую модификацию — отверстие во лбу, через которое можно было продеть веревку, предположительно для того, чтобы отрубленную голову можно было выставлять напоказ или носить с собой. Эта деталь способствовала единому мнению, что это были трофейные головы. [10] Другими распространенными модификациями были сломанное основание черепа и шипы, закрывающие рот. [11] Более 100 из обнаруженных голов были мумифицированы, что уникально для культуры Наска и предшествующей культуры Паракас. [12]

Многие захоронения людей Наска известны как «частичные захоронения». Частичные захоронения обычно включают связки конечностей, тайники с отрубленными головами или тела, у которых отсутствуют некоторые части. [9] Было обнаружено несколько захоронений, в которых голова скелета отсутствует и заменена тем, что чаще всего называют «кувшином для головы». Кувшин для головы представляет собой керамический сосуд с нарисованной на нем человеческой головой, а также деревьями и растениями, прорастающими из головы, что известно как мотив прорастающей головы. [13] Фактический внешний вид банок с головами может сильно различаться: некоторые из них имеют вид трофейных голов, а другие потенциально могут быть портретом похороненного там человека. [12]

Керамика раннего периода Наска указывает на то, что первоначальное назначение трофейных голов могло быть связано с сельским хозяйством, а иконография, такая как «Прорастающая голова», изображала трофейные головы и растущие растения, а некоторые растения имели форму трофейных голов. [11] [13] Захоронение голов предполагает, что трофейные головы могли принадлежать народу Наска, а не другим народам. [14] В период Средней Наски количество отрубленных голов, по-видимому, увеличилось, возможно, это связано с панандийской засухой. [11] [14] В поздний период Наска количество трофейных голов достигает своего пика, при этом повреждения черепа увеличиваются по сравнению с предыдущими периодами. [14] Судя по останкам, в период Средней Наски количество отрубленных голов резко возросло. В поздний период Наска их число сократилось, хотя практика обезглавливания в этот период оставалась популярной. [9] позднего периода Наска Иконография предполагает, что престиж лидеров общества позднего Наска был повышен благодаря успешной охоте за головами . [10]

Экономика

[ редактировать ]
Косатка , Культура Наска, керамика, Музей Ларко ( Лима , Перу )

Существование Наски основывалось в основном на сельском хозяйстве . Иконография на керамике и раскопанных останках указывает на то, что у народа Наска была разнообразная диета, состоящая из кукурузы , тыквы, сладкого картофеля, маниока и ачиры , а также небольшого количества различной рыбы. Они также использовали несколько непродовольственных культур, таких как хлопок для производства текстиля, кока , кактус Сан-Педро и тыквы. Последние были украшены для иллюстрации повседневной деятельности.

Свидетельства присутствия коки в обществе можно увидеть не только в останках, но и в рисунках на керамике. Точно так же галлюциногенный кактус Сан-Педро был изображен на церемониях на нескольких полихромных горшках и чашах. Что касается животных ресурсов, Наска приносила в жертву лам . и морских свинок в Кауачи Лам также обычно эксплуатировали как вьючных животных, стригли ради шерсти и употребляли в пищу в качестве источника мяса. [1]

Согласно археологическим данным, где-то в период Средней Наски люди Наска создали систему акведуков для поддержания жизни в чрезвычайно засушливой среде. Точная дата постройки пукиоса обсуждается уже некоторое время. Датировать пукио довольно сложно из-за материалов, из которых они были построены. Попытки датировать траншеи также оказались трудными, поскольку пукио были обнаружены при раскопках . Это разрушило ранний контекст, с помощью которого можно было интерпретировать их даты. [15]

Наиболее многообещающими методами, использованными для их датировки до сих пор, был анализ AMS ( масс-спектрометрия на ускорителе ) лака, скопившегося на камнях внутри пукиоса , а также изучение закономерностей заселения в этом районе. [16] Эти методы позволили отнести первоначальную конструкцию пукио к периоду Средней Наски, как указано выше.

Ирригационная пукиос система состояла из подземных каналов, известных как , которые поступали в подземные воды . Каналы были прорыты в склоне горы, пока не достигли водоносных горизонтов под поверхностью. Каналы были выложены речными камнями. Они не использовали никакой раствор, чтобы вода поступала в каналы. Воду транспортировали в ирригационные каналы ( асекьяс ) для непосредственной подачи воды для сельскохозяйственных целей, либо воду помещали в небольшие резервуары ( кочас ) для последующего бытового использования. [15] Многочисленные отверстия для доступа или оджо (глаза) располагались вдоль поверхности подземных каналов и работали почти так же, как современные люки . Люди спускались в пукиос , чтобы расчистить препятствия или сделать ремонт. [15]

Трудно сказать, какова длина этих подземных каналов, поскольку сохранившиеся пукио были изменены. Многие из пукио слишком опасны, чтобы исследовать их под землей. Длина пукио оценивается путем измерения расстояний, пройденных между соответствующими охо. [15]

Многие каналы используются и по сей день. Это также свидетельствует об их важности для поколений древних людей в засушливой среде. Благодаря современному использованию люди изменили пукиос , чтобы их можно было использовать более эффективно, в том числе установили насосы с электроприводом. В некоторых случаях кочас заливали бетоном, чтобы лучше удерживать воду. [15] Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся каналов расположены в Канталлоке . [6]

Искусство и технологии

[ редактировать ]

Керамика

[ редактировать ]
Двойной носик, сосуд с мостовой ручкой, Бруклинский музей

Культура Наска характеризуется своей полихромной керамикой, окрашенной как минимум в 12 различных цветов. Переход от живописи смолой после пожара к живописи до пожара ознаменовал конец керамики в стиле Паракас и начало керамики в стиле Наска. [2] Количество керамики, производимой народом Наска, больше по сравнению с предыдущей культурой Паракас. Потенциальная причина этого связана с относительно меньшим количеством времени, необходимым для производства керамики по сравнению с текстилем, который предпочитали Паракас. [13]

Использование окраски перед обжигом означало, что ремесленники экспериментировали, чтобы узнать, какие листы дают определенные цвета. Основные формы керамики включают бутылки с двойным носиком , миски, чашки, вазы, чучела и мифические существа. Археологи раскопали ценную полихромную керамику среди всех классов общества Наска, доказывая, что не только элита имела к ней доступ. Простолюдины могли получить эти товары посредством пиршеств и паломничества в Кауачи . Такое распространение керамики было полезно для распространения культуры правящего класса. [13] Кроме того, недалеко от Кауачи были обнаружены глины, соответствующие химическим характеристикам полихромной керамики, найденной по всему южному региону Наска. Однако существенных свидетельств гончарного производства в Кауачи нет. Скорее всего, это место было центром перераспределения керамики. [17]

керамики Наска Последовательность была разделена на девять этапов. Визуальные изображения, найденные на керамике Фазы 1 (также называемой Прото-Наска), включали реалистичные предметы, такие как фрукты, растения, люди и животные. Индикатором фазы является керамика, на которой вырезаны мотивы, очень похоже на предыдущую керамику в стиле Паракас, но с использованием шликерной живописи вместо живописи смолой. [11] Важность реализма возросла в следующих трех фазах (2, 3, 4), называемых монументальными фазами. [2] Керамика этих этапов включает в себя изображения основного предмета на ярком красном, черном или белом фоне.

На следующем этапе, Наска 5, были проведены значительные эксперименты, включая добавление лучей, завитков и других «многочисленных» дополнений к сверхъестественным мотивам на сосудах. Фаза 5 называется переходной, поскольку она соединяет изменение стиля между натурализмом фаз 2–4 и богатыми элементами, добавленными к мотивам в фазах 6 и 7. В Наске 5 также милитаристские мотивы становятся все более распространенными из-за засухи, вызывающей конфликт. . [2]

Сосуд с изображением омара, фазы III-IV, 300-600 гг. н.э. Художественный музей Уолтерса

Наска 6 и 7 включают некоторые из более ранних мотивов, но также подчеркивают милитаристские мотивы, предполагая сдвиг в социальной организации. Мотивы на этих этапах включают абстрактные элементы как часть дизайна. Ко многим рисункам, особенно тем, которые изображают мифические сюжеты, прилагается большое количество лучей и кисточек, что создает визуальное впечатление почти бесконечно умножающихся элементов, впечатление, которое объясняет использование термина «плодородный». [18] Гончарное искусство фаз 6 и 7 Наски также демонстрирует влияние культуры моче северного побережья Перу .

Наконец, во время Наски были представлены 8 разрозненных фигур и геометрическая иконография, которую трудно расшифровать. Сейчас считается, что фазы 8 и 9 относятся к Среднему горизонту. Этот период был периодом перехода власти от побережья к горной местности с появлением культуры Уари около 650 г. н.э. [1]

Наска, как и все другие доколумбовые Южной Америки, включая инков , не имела письменности , в отличие от современных майя Мезоамерики общества . Иконография или символы на их керамике служили средством общения. Мотивы, изображенные на керамике Наска, делятся на две основные категории: священные и светские. Наска верили в могущественных духов природы, которые, как считалось, управляли большинством аспектов жизни. Наска визуализировала этих духов природы в форме мифических существ, существ, сочетающих в себе характеристики человека и животного/птицы/рыбы, и рисовала их на своей керамике. К этим мифическим существам относятся такие разновидности, как антропоморфное мифическое существо, ужасная птица, мифическая косатка, пятнистая кошка, кошачий человек и лучистое лицо. [19] [20]

Сцены войны, обезглавливания и ритуального использования шаманами человеческих трофейных голов были обычными мотивами в керамике Наска. [11]

Текстиль

[ редактировать ]
Мантия Наска из Паракас некрополя , 0–100 гг. н.э. Это конструкция в виде «двойной рыбы» (вероятно, акулы). Бруклинского музея . Коллекции

Наска также известна своим технически сложным текстилем . Ткани, скорее всего, ткали женщины на местах проживания из хлопчатобумажной и шерстяной пряжи . [1] Текстиль изготавливался на ткацком станке. Это похоже на то, как сегодня ткут текстиль в этом регионе. [1] Текстильные изделия с распространенными мотивами ткали раньше, чем они появлялись на керамике. В сухой пустыне сохранились ткани как культур Наска, так и Паракас , которые составляют большую часть того, что известно о раннем текстиле в регионе.

Деталь «Ткани Паракас», показывающая часть переплетенного края с петлями и некоторые лучистые головки в среднем тканом полотне.

Платки, платья, туники, ремни и сумки были найдены при раскопках в Кауачи и других местах. Многие ткани, связанные с культурой Наска, представляют собой одежду, которая была включена в погребальный инвентарь, найденный на местах захоронений. Почти каждое найденное тело завернуто (иногда частично) в ткань в рамках погребального ритуала. Эти ткани встречаются и в частичных захоронениях. Часто находят груды костей, завернутых в текстильную одежду. [9] В залежах платьев и шалей содержались как статусные предметы одежды (с перьями, росписью, вышивкой ), так и простые одежды, предполагающие разные социальные роли или обязанности.

«Текстиль Паракас» — прекрасно сохранившийся текстиль раннего промежуточного периода (300 г. до н. э. – 100 г. н. э.) — один из лучших известных текстильных изделий. Этот текстиль, также известный как BMT (Текстиль Бруклинского музея), находится в коллекции Бруклинского музея. Мантия размером 62х148 см связана из хлопка и верблюжьих волокон в нескольких различных техниках. Средняя часть представляет собой очень тонкое марлевое переплетение, скорее всего, сотканное на ткацком станке с ремешком в типичном четырехкромочном полотне, основа и уток которого изготовлены из хлопка. Эта центральная паутина украшена 32 повторяющимися головками с лучами шести разных цветов. Окраска была достигнута с помощью кропотливого метода обертывания основы, при котором основа частично покрывается окрашенным верблюжьим флисом. Простое плетение на обернутых участках создает двустороннюю ткань, которая идеально отражает друг друга. Абсолютная симметрия дизайна нарушена на длинных краях, где одна сторона украшена дополнительными спиральными мотивами, а другая отделана ступенчатыми треугольниками. Если сложить полупрозрачную ткань по длине, эти края соединятся, образуя ступенчатый лад, широко используемый элемент как в Андском, так и в мезоамериканском дизайне. Трехмерная окантовка представляет собой красочную процессию из 90 высокодетализированных красочных персонажей. Край связан верблюжьей пряжей методом поперечной вязки. Воины или лорды с военной атрибутикой, женщины и шаманы с добавлением двух лам ходят по краю на красной полосе, которая прикреплена к центральной сплетенной паутине с ритмично повторяющимися цветными цветами. Спинка и передняя часть фигурок являются зеркальными изображениями, за исключением трех фигур. [21] Помимо фигур представлено обилие растительности, характерное для текстильных работ Наска. [22] Трехмерная окантовка, прикрепленная к легкой средней части, позволяет предположить, что этот камин никогда не висел и, скорее всего, использовался разложенным на земле в качестве поля для гадания. Лоис Мартин, которая тщательно изучала камин, предполагает, что, возможно, он использовался в качестве календаря для отслеживания времени ритуалов. [21]

Обширный анализ тканей из Кауачи, проведенный Мэри Фрейм, позволил узнать больше о женщинах Наска. Она отметила, что, хотя женщины редко упоминаются в археологических данных, они имели свободный доступ к материалам высокого статуса и право носить священные или могущественные изображения на своей одежде. [23] Это давало представление об их статусе. На значительной части платьев были обнаружены изображения птиц с крапчатым телом, двуглавых змеевидных фигур и антропоморфных фигур.

Линии Наска

[ редактировать ]
«Собака» с воздуха

Геоглифы . Наски или « Линии Наска » представляют собой серию геометрических фигур, километров линий и больших рисунков фигур животных (некоторые размером с футбольное поле), построенных на дне пустыни в регионе Наска [24] По поводу великих геоглифов возникло множество теорий. Считается, что они были построены большими, скоординированными рабочими группами множества людей в течение длительного периода времени, что указывает на сложную культуру, которая могла организовать такие проекты. Исследователи продемонстрировали методы, позволяющие понять, как это было сделано.

Протянув веревку между двумя столбами и убрав красную гальку с поверхности пустыни вдоль веревки, можно было построить линии. Контраст красной гальки пустыни и более светлой земли под ней сделает линии видимыми с большой высоты. Из-за упрощенной конструкции геоглифов регулярное количество осадков легко могло разрушить рисунки, но сухая пустыня сохраняла линии на протяжении сотен лет.

Назначение линий продолжает обсуждаться. Некоторые исследователи предполагают, что они были созданы для того, чтобы боги могли смотреть на них сверху, в то время как другие предполагают, что это был своего рода календарь с астрономическими координатами, который помогал при посадке и сборе урожая. Другие считали, что эти линии были тропами для важных церемониальных процессий. [24] Линии изучались экспертами нескольких дисциплин. Антропологи , археологи и астрономы изучали эти линии. [1] но не нашли убедительных доказательств ни одной из теорий относительно цели. [24]

Трепанация и краниальные манипуляции

[ редактировать ]

Трепанация была примитивной операцией на черепе, используемой народом Наска для снятия давления на мозг при боевых ранах или в ритуальных целях. Оно влечет за собой удаление одного или нескольких участков кости из черепа (пока человек еще жив). Доказательства трепанации были обнаружены при анализе раскопанных черепов. На некоторых черепах видны следы заживления, что свидетельствует о том, что человек пережил операцию.

Удлиненные черепа, возникшие в результате манипуляций с черепом , также были замечены при раскопках в Кауачи. Этот эффект был достигнут путем привязывания подушки ко лбу ребенка и доски к затылку. Археологи могут только предполагать, почему это было сделано с некоторыми черепами. Некоторые теории предполагают, что манипуляции с черепом создали этническую идентичность, превратили человека в социальное существо или, возможно, проиллюстрировали социальный статус. [1]

Некоторые исторические индейские культуры Северной Америки также практиковали такую ​​форму черепов, например, народы Змей , Коулиц и Чинук , большинство из которых жили к западу от реки Колумбия на северо-западе Тихого океана. Неофициально они были известны как народы плоскоголовых. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Наска» Хелейн Сильверман и Дональда А. Пру. Издательство Блэквелл. Молден. 2002.
  2. ^ Jump up to: а б с д Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, стр. 563–585, doi : 10.1007. /978-0-387-74907-5_29 , ISBN  978-0-387-74906-8 , получено 7 февраля 2022 г.
  3. ^ «Производство керамики в древней Наске: анализ происхождения керамики из ранних культур Наска и Тиза через INNA», Кевин Дж. Вон, Журнал археологической науки (2006), том 33, выпуск 5: 681–689
  4. ^ «Роль Prosopis в экологических и ландшафтных изменениях в бассейне Самака, нижняя часть долины Ики, южное побережье Перу, от раннего горизонта до позднего промежуточного периода» Бересфорд-Джонс, Д., С. Арсе, О.К. Уэйли и А. Чепстоу-Ласти (2009). Латиноамериканская древность Том. 20 стр. 303–330.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Кауачи: новые свидетельства ранней церемониальной роли Наска», Лидио М. Вальдес, Current Anthropology 35, вып. 5 (декабрь 1994 г.): 675–679.
  6. ^ Jump up to: а б с «Кауачи: негородская культурная сложность на южном побережье Перу», Хелейн Сильверман, Журнал полевой археологии (1988), том 15, № 4: 403–430.
  7. ^ Соча, Дагмара М.; Сикутера, Марзена; Орефичи, Джузеппе (01 декабря 2022 г.). «Использование психоактивных и стимулирующих растений на южном побережье Перу от раннего промежуточного до позднего промежуточного периода» . Журнал археологической науки . 148 : 105688. Бибкод : 2022JArSc.148j5688S . дои : 10.1016/j.jas.2022.105688 . ISSN   0305-4403 . S2CID   252954052 .
  8. ^ Дженнифер, Налевицки (31 октября 2022 г.). «Ребенок Наска проглотил психоактивный кактус незадолго до церемониальной смерти в древнем Перу» . www.livscience.com . Проверено 22 ноября 2022 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д «Контекст тела: интерпретация ранних захоронений с обезглавливанием в Наске» ДеЛеонардис, Лиза. Латиноамериканская древность . 2000. Том. 11, № 4, стр. 363–368.
  10. ^ Jump up to: а б «Тайник с 48 трофейными головами Наска из Серро Карапо, Перу» Дэвида Брауна, Хелейн Сильверман и Рубена Гарсии, «Латиноамериканские древности» (1993), том 4, № 3: 274–294.
  11. ^ Jump up to: а б с д и Пру, Дональд А. (2008), Сильверман, Хелейн; Исбелл, Уильям Х. (ред.), «Паракас и Наска: региональные культуры на южном побережье Перу» , Справочник по южноамериканской археологии , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Springer New York, стр. 563–585, doi : 10.1007. /978-0-387-74907-5_29 , ISBN  978-0-387-74906-8 , получено 7 февраля 2022 г.
  12. ^ Jump up to: а б Прочее., Бенсон, Элизабет П. Прочее. Бурже, Стив. Другие. Кук, Анита Г. Другие. Корди Коллинз, Алана и другие. Фрейм, Мэри Другой. Пру, Дональд А. Другие. Верано, Джон В. Ритуальные жертвоприношения в Древнем Перу . ISBN  978-0-292-79821-2 . OCLC   1289780576 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Jump up to: а б с д Вон, Кевин Дж. (28 июня 2008 г.). «Ремесла и материализация власти вождей в Наске» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 14 (1): 113–130. дои : 10.1525/ap3a.2004.14.113 . ISSN   1551-823X .
  14. ^ Jump up to: а б с Мари., Келлнер, Корина. Решение экологических и социальных проблем в доисторическом Перу: биоархеологический анализ популяций Наска . OCLC   52536451 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: а б с д и «Пукиос из Наски», Шрайбер, Катарина Дж. и Рохас, Хосуэ Ланчо. (1995) Латиноамериканская древность . Том. 6, № 3, стр. 229–254.
  16. ^ «Новые хронометрические даты для Пукио из Наски, Перу», Кларксон, Персис Б. и Дорн, Рональд И. (1995) Латиноамериканские древности , Том. 6, № 1, стр. 56–69.
  17. ^ «Выходя за рамки иконографии: нейтронно-активационный анализ керамики из Маркайи, Перу». Вон, Кевин Дж. и Нефф, Гектор. Журнал полевой археологии . (2000) Том. 27, № 1, стр. 75–90.
  18. ^ От монументального к плодовитому в керамике Наска Ричарда Рорка (1965) Навпа Пача 3:2
  19. ^ Справочник по керамической иконографии Наска Дональда А. Пру (2006) University of Iowa Press
  20. ^ Кладос, Кристиана (2001). Иконный комплекс Наска: его мифические образы и их развитие, раскрытые в репрезентациях репрезентативных изображений/иконографии Наски. Его мифические фигуры и их эволюция, установленные на основе живописных произведений . Свободный университет Берлина: Свободный университет Берлина. стр. 98–105.
  21. ^ Jump up to: а б Мартин, Лоис (2006). «Наска: сотканный космос и зацикленное время Крооса». Текстиль . 4 (3): 312–339. дои : 10.2752/147597506778691530 . S2CID   192122146 .
  22. ^ Стоун-Миллер, Ребекка (1992). Ткать для Солнца Древний андский текстиль . Темза Гудзон. ISBN  0-500-27793-1 .
  23. ^ «Во что были одеты женщины» Мэри Фрейм, Журнал Текстильного музея (2003/04), том 42-43: 13–53
  24. ^ Jump up to: а б с Между строк: Тайна гигантских наземных рисунков древней Наски, Перу . Авени, Энтони Ф., Издательство Техасского университета. Остин. 2000.
  25. ^ Муссулман, Джозеф (2006). «Плоские головы» . Открытие Льюиса и Кларка . Проверено 12 июля 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Местные различия и разница во времени в керамике Наска Дональда А. Пру (1968) University of California Press
  • Инки и их предки: археология Перу Майкла Э. Мозли. 1992.
  • Кауачи в древнем мире Наска Сильверман, Хелейн. Университет Айовы Пресс. Айова Сити. 1993.
  • «Археологическая идентификация древнего перуанского паломнического центра», Хелейн Сильверман, World Archeology 26, вып. 1 (июнь 1994 г.): 1–18.
  • «Паракас в Наске: новые данные о заселении раннего горизонта дренажного бассейна Рио-Гранде, Перу» Сильверман, Хелейн. (1994) Латиноамериканская древность , Том. 5, № 4, стр. 359–382.
  • Раннее рукоделие Наска Алана Р. (1996) Сойер Лоуренс Кинг. ISBN   1-85669-088-1
  • Иконный комплекс Наска: его мифические образы и их развитие, раскрытые в репрезентациях репрезентативных изображений/иконографии Наски. Его мифические фигуры и их эволюция, созданные на основе живописных работ, Кристиана Кладос, диссертация, Свободный университет Берлина.
  • «Наска» Хелейн Сильверман и Дональда А. Пру. Издательство Блэквелл. Молден. 2002.
  • Древнее поселение и общество Наска , Хелейн Сильверман (2002) University of Iowa Press
  • Ирригация и общество в перуанской пустыне: Пукиос в Наске , Кэтрин Х. Шрайбер, Хосуэ Ланчо Рохас, Lexington Books, Лэнхэм, Мэриленд, 2003 г., ISBN   978-0739106419
  • «Во что носили женщины» Мэри Фрейм, Журнал Текстильного музея (2003/04), том 42-43: 13–53
  • «Домохозяйства, ремесла и пиршества в древних Андах: деревенский контекст раннего потребления ремесленных изделий Наска», Кевин Дж. Вон, Латиноамериканские древности (2004), том 15, № 1: 61–88
  • «Схемы захоронений и социально-политическая организация в обществе Наска 5» Уильяма Харриса и Хелейн Сильверман, Андская археология III (2006), том 3: 374–400
  • «Композиционный взгляд на истоки культа Наска в Кауачи», Кевин Дж. Вон, Журнал археологических наук (2007), том 34, выпуск 5: 814–822.
  • Древний мир Наска. Новые идеи науки и археологии , Роза Ласапонара, Никола Масини , Джузеппе Орефичи , Springer International Publishing, 2016, дои : 10.1007/978-3-319-47052-8
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dafd183c750b00d990e0bcd19798367f__1720763160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/7f/dafd183c750b00d990e0bcd19798367f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nazca culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)