Jump to content

Утра

(Перенаправлен от SAR и SARWAN )

Утра oṯrɔ или ʿutra ( классическая мандайская : ࡏࡅࡕࡓࡀ , нео-мандайский , традиционно транслитерированная эвра ; множественное число: ʿuthrē , традиционно транслитерированная эврия ) является «божественным посланником света» в мандаизме . [ 1 ] Чарльз Г. Хеберл и Джеймс Ф. МакГрат переводят его как «Превосходительство». [ 2 ] Йорунн Якобсен Бакли определяет их как «Lightworld существа, называемые« UTRAS (Sing.: «Утра», но означает «ангел» или «опекун») ». [ 3 ] Aldihisi (2008) сравнивает их язатой зороастризма . с [ 4 ] По словам Эс -Роуэра , «Утра - это эфирное существо, дух света и жизни». [ 5 ] : 2 

Uthras-это доброжелательные существа, которые живут в Шкинасе ( ࡔࡊࡉࡍࡀ , «Небесных жилищах») в мире света ( альма ḏ-нхура ) и общаются друг с другом с помощью телепатии . [ 4 ] Утра также иногда упоминаются как находящиеся в Анане («Облако»; например, в правой книге Джинза 17, Глава 1), которая также может быть истолкована как женские супруги. [ 6 ] Многие UTHRAS также служат опекунами ( Naṭra ); [ 7 ] Например, Шилмай и Нидбай являются хранителями Пириависа , великого Иордана ( Ярд ) жизни. Другие UTHRAS - это гуфна или небесная виноградная лоза. [ 6 ]

Uthras, которые сопровождают людей или души, известны как Parwanqa ( ࡐࡀࡓࡅࡀࡍࡒࡀ ), которые могут быть переведены как «путеводитель», «посланник» или «мессенджер». [ 8 ]

Этимология

[ редактировать ]

Устра , как правило, считается родственной с арамейским « богатством», полученным из полутового корня *Wtr ', чтобы превзойти ». [ 9 ] Основываясь на этой этимологии, Эс -Рауэр предлагает параллель с Богом Южной Аравийской штормом , который предоставляет ирригацию для людей. [ 4 ]

Тем не менее, эта этимология оспаривается Чарльзом Дж. Хеберлом (2017), который предполагает, что это существительное ʾaqtal switer *awtərā "Превосходительство". [ 9 ]

Утры часто имеют термин Ziwa / Ziua ( ࡆࡉࡅࡀ прикрепленный после их имен, из -за их происхождения из мира света . В манихеизме сирийский «сияние») , термин Ziwa ( ܙܝܘܐ ) также используется для обозначения Иисуса как Ишог Зива ( Сирийский : ܝܫܘܥ ܙܝܘܐ ܙܝܘܐ , Иисус великолепие ), которого послали разбудить Адама и Евы к источнику духовного света, пойманного в ловушку в их физических телах.

Пары Uthras также обычно имеют рифмованные имена. Имена могут быть аллитеративными (например, Адатан и Ядатан ), или одно имя может иметь введенный согласный или слог (например, Капан и Канпан). В манихэизме пары небесных существ также могут иметь рифмованные имена, такие как Xroshtag и Padvaxtag . Гарднер (2010) обсуждает другие параллели с манихеизмом. [ 10 ]

Список Uthras

[ редактировать ]

Обычно упоминается UTHRAS

[ редактировать ]

Ниже приведен частичный список Uthras. Некоторые имена UTHRAS всегда перечислены вместе как пары.

В Джинзе Рабба

[ редактировать ]

Другие Uthras, упомянутые в Джинза Раббе : [ 11 ] [ 6 ]

  • Барбаг (бара), также называемый Азазиил -упомянутым в правой Гинзе 4 как «глава 444 Шкинта ».
  • Bhaq ziwa - uthra; Также Абатур
  • Бирам - Утра крещения
  • Бхир (это означает «выбранный, проверенный, доказанный») - упоминается как часть пары с бихруном в правой гинзе 8.
  • Бихрун - '[Жизнь] выбрала меня ». Упоминается в молитвах Куласта 105 и 168, правой Джинза 8 и Мандан Книге Иоанна 62.
  • Din Likh - Uthra, которая прилагается на откровение Dinanukht
  • Губран и Губан - упомянутые в правой Гинзе 5.1. В Манданской книге Джона Губран Утра помогает Нбаху возглавить восстание против Юшамина и его 21 сыновья.
  • Хэм озеро и озеро Нхур
  • Когда и Канпан
  • Nbaṭ ( классическая мандайс : ࡍࡁࡀࡈ , Lit. 'roprout') - король воздуха, первое великое сияние
  • Nṣab ( классический : ࡍࡑࡀࡁ , Lit мандайс Сын Юшамина . Часто упоминается с Anan-nṣab («облако nṣab», женский супруг) в качестве пары. Упоминается в правых молитвах Ginza 8 и 17.1, и Qulasta 25 , 71 , 105 , 145, 168, 186, 353 и 379.
  • NBAZ (NBAZ HAILA) - упоминается в правых Ginza 1.4 и 6 как опекун матарты . Он упоминается в правом Гинзе 6 как «Нбаз-Хайла, Властелин Тьмы, Великая Анавиль Земли».
  • Нурнил и Нурий - упомянуто в правом Гинза 5.1.
  • Piriawis Yardna - также небесный поток и персонифицированная лоза ( Gufna )
  • Рахзил-упоминается в правой Гинзе 11, в которой его называют «хорошо вооруженным, кто (является) самым маленьким из своих братьев».
  • Сэм Мана Смира (Смира Зива «Чистое первое сияние», или Сэм Смир Зива; Смира означает «сохраненный») - один из двенадцати. Сэм Мана Смира упоминается в Qulasta молитвах 9 , 14 , 28 , 77 и 171, а также в правой Ginza 3 и 5.4. Явар Мана Смира и Сэм Смира Зива упоминаются в правой Гинзе 14. Лидцбарски (1920) переводит Сэм Мана Смиру как «Сам, хорошо сохранившийся мана». [ 12 ]
  • SAR и SARWAN - упомянуты в Qulasta молитвах 25 , 105 , 168 и 378, а также в правой Ginza 5.1, 8 и 17.1.
  • Ṣaureil (ṣaurhil) - ангел смерти; Также эпитет для Луны (Сен)
  • Шихлун (Lit. '[Жизнь] прислала меня')
  • Симат Хайи - сокровище жизни; Обычно считается женой Утра Явар Зива
  • Тар и Тарван . Тарван упоминается в правой Ginza 8 и в Qulasta Prayer 105 . «Земля Тарвана» упоминается в молитвах Куласта 190 и 379 и правом Гинза 15.17, в то время как «Чистый Тарван» ( Таруан Дакита ), или иногда «чистая земля Тарвана» упоминается как небесное место в правом Гинза 15.2, 15.8, 15.16 и 16.1. «Тарван-Нхура» (Тарван света) упоминается в молитвах Qulasta 4 и 25 .
  • Арпжил и Марпшил
  • Ясана - упоминается в правой Гинзе 12.1 как «ворота Ясаны».
  • Yathrun - отец Шилмаи
  • Yawar Ziba - Akazzling Radio, Alawa, известная как Espapers или Yawar Rabba; Муж Симата Хейи . Ярар также может «помощник».
  • Yuphin-yufafin (Юпин-Юпаппин)
  • Юкабар (Юкбр; Классическая Мандаика : ࡉࡅࡊࡀࡁࡀࡓ )-упоминается в Куласта молитвах 74 , 77 , 173 и 379, и в правом Гинза 15.6 (как Юкабар-Куша), 16.4 и 17.1 (как Юкабар-Зива). Юкабар помогает Нбаху бороться с восстанием против Юшамина в книге Мандан Джона .
  • Юкашар (Юкхашр; Классическая Мандаика : ࡉࡅࡊࡀࡔࡀࡓ ) - Источник сияния. Упоминается в Qulasta молитвах 53 , 54 , 55 , 64 , 77 и 343, а в правой Ginza 4 как Юкашар-Кана ( Кана означает «место» или «Источник»). В Манданской книге Иоанна он изображается как сын Птахила .
  • Юр (также Юр-Яхур)-один из опекунов Матарты . Qulasta Player 12 начинается с имени Юр, сын Барита. Юр также упоминается в молитвах Куласта 18 и 171.
  • Юра - "Жемчужина". Упоминается в правой Ginza 15.7, 15.8, 16.1 и 17.1 как юра Rba ganzibra (буквально «великая юра ганзибра » или «великая юра, казначей»). Юра упоминается в молитвах Qulasta 214 и 379.
  • Urba (Speeld Jōrabba от Lidzbarski ) - также называется TheFatter. Юрбарная идентифицирована с Шамишем , Солнцем. [ 13 ] Книга 18 Правой Гинзы приравнивает Юрбур к иудаизму , в то время как Гелберт (2017) идентифицирует Юрбур с Яо . [ 14 ] Упоминается в правой Ginza 3, 5.3 (в котором упоминается Юрбар как опекун Мартта ), 8, 12,1, 15,5 и 18 и левша Джинза 2,22 и 3,45. Манданская книга Иоанна 52 - это повествование, посвященное Юрбуре. Иурба часто упоминается как разговор с Руха.
  • Зарзеил озеро (озеро Зарцшил) - упомянуто в правой Ginza 5.1 и 15.8.
  • Чжир (это означает «защищен») - часто упоминается как часть пары с Zihrun
  • Зихрун (иногда пишется как Захрун; буквально означает «жизнь предупреждала меня») -Зихрун упоминается в правом Джинзе 4 как Зиррун -Утра (также называемый Юсмир -Кана) и правой Джинза 8, и в Мандайской книге Иоанна 62 как « Утренняя звезда. " Молитвы Qulasta 2 , 3 , 240 и 319 упоминают его как Zihrun Raza («Zihrun The Mystery»). Он описывается как утра сияния, света и славы в молитвах 2 и 3, с молитвой 2, упоминающей Манда Д.-Хайи как эмуляцию Зирнуна. Молитвы Qulasta 332, 340, 341 и 374 упоминают его как имя для Драбши (баннер), и молитва 347 упоминает его как Зихрун-Шашаламиэль. Он является предметом Zihrun Raza Kasia .


В правой Ginza 5.1 Yawar Ziwa назначает четыре UTHRAS в четырех направлениях, чтобы наблюдать за UR ( см. Также Стражи направлений ):

  • Запад : Азазил , Азазиазил, Такпил и Маргазшил Великий
  • Восток : ʿurpʿil , Marpʿil , Taqpʿil и Hananʿil
  • Север Капан : я иду в
  • Юг : Hailʿil, Qarbʿil, Nurʿil и Nuriaʿil

В нескольких молитвах Qulasta перечислены имена менее известных Uthras в наборах четырех. Марк Дж. Лофтс (2010) считает их параллельными четырем светилам в гностицизме сэтиана . Молитвы Куласта 17 и 77 перечислили их как: [ 15 ]

  • Rhum-hai ("Mercy")
  • Īn-hai («Wellspring» или «Источник жизни» [ 6 ] )
  • Šum-hai ("имя")
  • Замар-Хай («Певица»)

Qulasta Player 49 перечисляет «четыре Uthras» как:

  • Хикан-Хай
  • Шум-хай ( šum может означать как SHEM , так и «имя»)
  • Ziw -hai ("сияние")
  • Нхур-хай («Свет»)

Эти четыре UTHR считаются королями ( Малкией ) Северной Звезды , которые дают силу и жизнь солнцу. Вместе с Малкой Зива (другое имя для Хайи Раввин ) они составляют «пять первичных существ света». И наоборот, мандайцы считают, что «пять лордов мира тьмы »-Zartai -Zartanai , Hag and Mag , Gap и Gapan, šdum и Krun (парные демоны считаются правящими вместе как одинокие лорды). [ 16 ] (См. Manichaeism § Мир света для аналогичных параллелей.)

В Qulasta молитвах, таких как Asut Malkia , слово Niṭufta (написание niṭupta ), которое изначально означает «падение» и иногда также переводится как «облако», также часто используется в качестве наименования для обозначения супругов Uthras. [ 17 ] Его также можно интерпретировать как сперму или семя отца (рабби Хайи) или олицетворенную каплю «воды жизни». [ 5 ] : 13  ( См. Также Анана (Мандеизм) .)

Другие незначительные Uthras, упомянутые в Qulasta : [ 18 ]

  • Хамгай-Зива, сын Хамгагай-Зива-упомянутый в Qulasta Prayer 3 и правый Джинза 15.5.
  • Хэш (Хаш) - упомянуто в Qulasta Players 77
  • Hauran и Hauraran - упомянутые в Qulasta Players 14 , 27 и 28 . В молитве 27 Hauran описывается как область, а Hauraran описывается как покрытие. Hauraran также упоминается в правой Ginza 15.2, Left Ginza 3.60 и Mandaean Book of John 70.
  • Хазазбан (Хаза-Збан)-упоминается в молитвах 19 и 27 Куласта как утры, который ставит венок ( Клила ) на головы мандайцев, которые исполняют Масбуту . Иногда сама Клила также называется Хазазбан. Также упоминается в Гинза Раббе в качестве Матарты охранника Зан-Хазазбан в правых Гинза 5.3 и 6 . Хазазбан, возможно, означает «на этот раз». [ 19 ]
  • ʿIt ʿibat ʿutria (или ʿit yawar bar ʿnshit ʿutria-упомянутая в молитве Qulasta 5. Молитва 46 упоминает ʿniṣbat-ʿutria.
  • Канфиль - упомянуто в Qulasta Player 168
  • Карва -Зия - Mittionsed в Qulasta Prayer 49
  • Piriafil -Malaka -упоминается вместе с Пириависом -ziwa в Qulasta Players 13 и 17
  • Рам и Рамиэль-Утра, упомянутые в Qulasta Prayer 378
  • Ṣanaṣiel - упоминается в Qulasta Players 77 и 105
  • Шихлбун - упомянуто в Qulasta Player 105
  • Ṣihiun, Wand и Kanfun - в то время как в Qlasta 77
  • S'haq Ziwa (произносится [Sʰāq zīwā]) - упоминается в молитвах Qulasta 18 , 105 и 173. šhhaq также упоминается в правой Ginza 15.5. В вопросах 1012 года С'Ххак Зива или Адам С'Хак Зива (буквально «Адам был ярким сиянием» [ 5 ] : 75  ) приравнивается к Адам Касии . [ 20 ]
  • Шингилан (или Шинглан-Этра)-упомянутый в Qulasta Prayer 105 и Mandaean Книга Иоанна 1 и 69. Согласно Книге Мандана Иоанна 1: «Шинглан-утра берет держателя ладана и приносит его перед маной ». [ 14 ]
  • ʿUṣar, также известный как ʿurhar-hiia или ʿurhar-hai («сокровище жизни»), а также ʿuṣar-nhura («Сокровище света»)-упоминается в молитвах Куласта 17 , 27 , 40 , 42 , 49 , 75 ,, и 77 ; упоминается вместе с PTA-HAI в молитвах 27 , 49 и 77 .
  • Юкашар - упомянуто в Qulasta Players 53 , 54 , 55 , 64 , 77 и 343
  • Yaha-Aaha-упомянутый в Qulasta Prayer 15
  • Yaluz-Yaluz-упомянуто в Qulasta Players 22 и 50
  • Zha-Zha – mentioned in Qulasta prayer 15
  • Zhir – mentioned in Qulasta prayer 26

В других текстах

[ редактировать ]

В Книге Джона Мандана» Этиншиб Зива ( классическая мандайс : ࡏࡕࡉࡍࡑࡉࡁ , Lit. ࡆࡉࡅࡀ « ࡆࡉࡅࡀ [ 13 ]

Некоторые Uthras, упомянутые в Diwan Abatur, включают: [ 19 ]

  • Arspan, Uthra, связанная с водой и крещением; Также название трона в Диване Абатур
  • Бихдад, Утра, которая помогает Абатуру в весах в Диване Абатура
  • ʿQiimate
  • Rahmihil - часто упоминается в Love Charms
  • SamandarHil - цветок и цветок духа; Также упоминается в Qulasta Player 105
  • Шхак - Сын Птахила и правитель матарты; означает «облако (ы)»

В различных текстах мандайцев несколько небесных существ описываются как персонифицированные виноградные лозы ( гуфна или гупна ) в мире света.

Приводимый в действие

[ редактировать ]

Мандайский термин «Анана» ( классическая мандайка : ࡀࡍࡀࡍࡀ ) обычно переводится как «облако», но также может быть истолкован как женский супруг утры и, следовательно, также утра. [ 6 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лидцбарски, Марк (1906). Утра и Малаха . А. Тёпельманн (ранее Дж. Рикер). ( Интернет -архив )
  1. ^ «Манданские Священные Писания и Фрагменты» . Библиотека гностического общества . Получено 9 мая 2022 года .
  2. ^ Häberl, Charles G .; МакГрат, Джеймс Ф. (2019). Манданская книга Джона: текст и перевод (PDF) . Версия открытого доступа. Берлин/Бостон: де Грюйтер.
  3. ^ Бакли, Джорунн Якобсен (2002). Мандайцы: древние тексты и современные люди . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-515385-5 Полем OCLC   65198443 . P8
  4. ^ Jump up to: а беременный в Aldihisi, Sabah (2008). История творения в Священной книге Мандан в Гинза РБА (докторская степень). Университетский колледж Лондон.
  5. ^ Jump up to: а беременный в Drower, ES (1960). Секретный Адам: исследование Nasoraean Gnosis . Оксфорд: Clarendon Press.
  6. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гелберт, Карлос (2011). Джинза РБА . Сидней: Живая вода книги. ISBN  9780958034630 .
  7. ^ «Комплексная арамейская лексика» . Cal.huc.edu .
  8. ^ Гелберт, Карлос (2023). Ключ ко всем загадкам Гинза RBA . Сидней: Живая вода книги. ISBN  9780648795414 .
  9. ^ Jump up to: а беременный Häberl, Charles G. (весна 2017). «Происхождение и значение Мандаика ࡏࡅࡕࡓࡀ» . Журнал семитских исследований . 62 (1). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/jss/fgw044 . Научный консенсус, который развивался за последние пятнадцати десятилетий, а именно о том, что CM EUTRA связана с арамейскими богатствами «богатства» и, следовательно, означает «богатства», не оправдан ни внутренними доказательствами из мандайской литературы, либо сравнительными доказательствами. Другие семитские языки. Сравнивая его современную разговорную форму, nm oṯrɔ, со связанными словами во всех других ветвях семита, я продемонстрировал, что CM Eutra явно вытекает из корня PS *Wtr ', чтобы превзойти, что это один из чрезвычайно маленьких класса реликвий C-Stem Девербальные прилагательные в арамейском, что его первоначальное значение со ссылкой на божественные существа «превосходно», и что в классической мандайке (и только в классической мандайке) Во -вторых, стало использоваться в качестве существительного, относящегося к целой категории сверхъестественных существ («Превосходительства»).
  10. ^ Гарднер, Иэн (2010). «Поиск следов« Утрия в коптской маничайке » . ARAM периодически . 22 : 87–96. doi : 10.2143/aram.22.0.2131033 .
  11. ^ Аль-Сади, Qais mughashhhh; Al-Sadi, Hamed Mughashhhhhhh (2019). "Глоссарий" Джинза Рабба: Великое сокровище. Эквивалентный перевод Святой книги Мандаана (2 изд.). Драбша.
  12. ^ Лидцбарски, Марк. 1920. Мандеан Литургии . Трактуки Королевского общества наук в Геттингене, Фил-Хист. Класс, NF 17.1. Берлин.
  13. ^ Jump up to: а беременный Хаберл, Чарльз и МакГрат, Джеймс (2020). Манданская книга Джона: критическое издание, перевод и комментарий . Берлин: де Грютер. ISBN  978-3-11-048651-3 Полем OCLC   1129155601 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Jump up to: а беременный Гелберт, Карлос (2017). Учения Мандан Джона Крестителя . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс, Австралия: Живые водные книги. ISBN  9780958034678 Полем OCLC   1000148487 .
  15. ^ Лофтс, Марк Дж. (2010). «Мандеизм: единственная существующая традиция сетианского гностицизма». ARAM периодически . 22 : 31–59. doi : 10.2143/aram.22.0.2131031 .
  16. ^ Drower, Этель Стефана (1937). Мандаи из Ирака и Ирана . Оксфорд в прессе Кларендона.
  17. ^ Макун, Рудольф (1965). Справочник по классическому и современному мандайе . Берлин: Грулитер.
  18. ^ Drower, ES (1959). Каноническая молитва мандайцев . Лейден: EJ Brill.
  19. ^ Jump up to: а беременный Drower, Ethel S. (1950). Диван Абатуру или прогрессировать через чистки . Studi E Testi. Тол. 151. Ватикан. Город: Biblioteca apostolica vaticana.
  20. ^ Drower, Ethel S. (1960). Тысяча и двенадцать вопросов: текст Мандана (Alf Trisar ushuialia) . Берлин: Академие Верлаг. п. 228, сноска 3.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1109608b3e064752bd47c4afb9f2edd__1724732580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/dd/e1109608b3e064752bd47c4afb9f2edd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Uthra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)