Мануэлин
![]() | Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( сентябрь 2018 г. ) |

Мануэлин мануэлин ( португальский : стиль , IPA: [ɨʃˈtilu mɐnweˈlinu] ), иногда известный как португальская поздняя готика , представляет собой роскошный, сложный португальский архитектурный стиль, возникший в 16 веке, во времена португальского Возрождения и эпохи географических открытий . Архитектура мануэлино включает в себя морские элементы и изображения открытий, сделанных во время путешествий Васко да Гамы и Педро Альвареша Кабрала . Этот инновационный стиль синтезирует аспекты яркой архитектуры поздней готики с оригинальными мотивами и влиянием платереско , мудехарской , итальянской и фламандской архитектуры . Он знаменует собой переход от поздней готики к ренессансу . Строительство церквей и монастырей в Мануэлине в основном финансировалось за счет доходов от прибыльной торговли пряностями с Африкой и Индией.
Свое название стилю дал много лет спустя Франсиско Адольфо де Варнхаген , виконт Порто-Сегуро, в его книге 1842 года « Исторические и описательные новости монастыря Белем» с глоссарием нескольких терминов, относящихся главным образом к готической архитектуре , в его описании. монастыря Жеронимуш . Варнхаген назвал стиль в честь короля Мануэля I , правление которого (1495–1521) совпадает с его развитием. На стиль большое влияние оказали поразительные успехи открытий португальских мореплавателей, от прибрежных районов Африки до открытия Бразилии и океанских путей на Дальний Восток.
Хотя период этого стиля длился недолго (с 1490 по 1520 годы), он сыграл важную роль в развитии португальского искусства. Влияние стиля пережило короля. Прославляя новую морскую державу, она проявилась в архитектуре (церкви, монастыри, дворцы, замки) и распространилась на другие искусства, такие как скульптура, живопись, произведения искусства из драгоценных металлов, фаянса и мебели.
Характеристики
[ редактировать ]
Для этого декоративного стиля характерен виртуозный сложный орнамент порталов, окон, колонн и аркад. В последний период он имел тенденцию становиться чрезмерно буйным, как в случае с Томаром .
В этих каменных конструкциях с замысловатой резьбой регулярно появляются несколько элементов:
- элементы, используемые на кораблях: армиллярная сфера (навигационный прибор и личная эмблема Мануила I, а также символ космоса ) , сферы, якоря, якорные цепи, канаты и тросы.
- элементы моря, такие как ракушки, жемчуг и нити морских водорослей.
- ботанические мотивы, такие как лавровые ветви, дубовые листья, желуди, коробочки мака, кукурузные початки и чертополох.
- символы христианства, такие как крест Ордена Христа (бывших рыцарей-тамплиеров), военного ордена, сыгравшего заметную роль и помогшего финансировать первые открытия. Крест этого ордена украшал паруса португальских кораблей.
- элементы из недавно открытых земель (например, узор в Королевском монастыре монастыря Баталья , предполагающий исламскую филигранную работу, находящуюся под влиянием зданий в Индии)
- колонны, вырезанные как скрученные пряди веревки
- полукруглые арки (вместо готических остроконечных арок) дверей и окон, иногда состоящие из трех и более выпуклых кривых
- несколько столпов
- восьмигранные капиталы
- отсутствие симметрии
- конические вершины
- скошенные зубцы
- богато украшенные порталы с нишами или навесами .
Примеры
[ редактировать ]
Когда король Мануэль I умер в 1521 году, он объединил 62 строительных проекта. Однако большая часть оригинальной архитектуры мануэлино в Португалии была потеряна или повреждена без возможности восстановления во время землетрясения в Лиссабоне 1755 года и последующего цунами . В Лиссабоне были разрушены дворец Рибейра , резиденция короля Мануэля I, и Королевская больница Тодос-ус-Сантос , а также несколько церквей. В городе, однако, до сих пор сохранились выдающиеся образцы этого стиля в монастыре Жеронимуш (в основном спроектированном Диого Бойтаком и Жуаном де Кастильо ) и в небольшой крепости Башни Белен (спроектированной Франсиско де Арруда ). Оба расположены недалеко друг от друга в районе Белен . Портал церкви Носса-Сеньора-да-Законсейсан-Велья в центре Лиссабона также пережил разрушение.

За пределами Лиссабона церковь и дом капитула монастыря Христа в Томаре (спроектированный Диого де Арруда ) являются главным памятником мануэлино. В частности, большое окно капитула с его фантастическими скульптурными органическими формами и витыми веревками является одним из самых выдающихся достижений стиля мануэлино.
Другие крупные памятники мануэлино включают аркадные экраны Королевского монастыря (спроектированные Диого Бойтаком ) и Незаконченные часовни (спроектированные Матеушем Фернандесом ) в монастыре Баталья и Королевском дворце Синтры .
Другие известные здания мануэлино включают церковь монастыря Иисуса Сетубала (одна из самых ранних церквей мануэлино, также спроектированная Диого Бойтаком), монастырь Санта-Крус в Коимбре , главные церкви в Голегане , Вила-ду-Конде , Моуре , Каминье , Оливенса и части соборов Браги (главная часовня), Визеу (ребристый свод нефа) и Гуарды (главный портал, колонны, свод). Гражданские здания в стиле мануэлино существуют в Эворе (где находится Королевский дворец Эворы 1525 года, построенный Педро де Трилло, Диого де Арруда и Франсиско де Арруда) и замке Эворамонте 1531 года), Виана-ду-Каштелу , Гимарайнше и некоторых других городах.
Стиль был распространен на декоративное искусство и распространился по всей Португальской империи , на острова Азорских островов , Мадейру , анклавы в Северной Африке , Бразилию , Гоа в португальской Индии и даже Макао в Китае. Его влияние очевидно на юге Испании, Канарских островах, Северной Африке и бывших испанских колониях Перу и Мексике.
Знаменитые художники мануэлино
[ редактировать ]Архитекторы
[ редактировать ]Художники
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]
-
Дверной проем в Университете Коимбры
-
Дверной косяк в церкви в Элваше
-
Дверной косяк церкви в Голегане
-
Королевский дворец в Эворе
-
Королевский дворец в Эворе, галерея
-
Мануэлиновая обстановка португальского загородного дома XVI века.
-
Оконные рамы Manueline в Pinhel
-
Оконная рама в Эворе
-
«Двуглавый фонтан», изображающий головы короля Мануэля и королевы, а также армиллярную сферу, королевскую эмблему.
-
Декоративные мотивы монастыря Томар
-
Клойстер в монастыре Баталья
-
Деталь декоративных мотивов монастыря Баталья.
-
Монастырь Баталья
-
Деталь часовни в Белене
-
Замок Альвито с элементами мануэлино
-
Поместье Всегда Невесты
-
Поместье Энрикесов де Трастамарас в Алворе
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
Мануэлиновая архитектура .
- Атанасио, Искусство Мануэлино , Лиссабон, Пресенса, 1984.
- Тернер Дж., Художественный словарь Гроува , Macmillan Publishers Ltd., 1996; ISBN 0-19-517068-7
- The Rough Guide to Portugal , март 2005 г., 11-е издание, ISBN 1-84353-438-X
- Смит, Роберт К., Искусство Португалии 1500–1800 гг .; Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1968 г. ISBN 0-297-76096-3