Jump to content

Мануэлин

(Перенаправлено из стиля Мануэлин )
Башня Белен в Лиссабоне – один из наиболее представительных примеров стиля мануэлино.
Орнамент мануэлино в монастырях монастыря Жеронимуш , Белен (Лиссабон)

Мануэлин мануэлин ( португальский : стиль , IPA: [ɨʃˈtilu mɐnweˈlinu] ), иногда известный как португальская поздняя готика , представляет собой роскошный, сложный португальский архитектурный стиль, возникший в 16 веке, во времена португальского Возрождения и эпохи географических открытий . Архитектура мануэлино включает в себя морские элементы и изображения открытий, сделанных во время путешествий Васко да Гамы и Педро Альвареша Кабрала . Этот инновационный стиль синтезирует аспекты яркой архитектуры поздней готики с оригинальными мотивами и влиянием платереско , мудехарской , итальянской и фламандской архитектуры . Он знаменует собой переход от поздней готики к ренессансу . Строительство церквей и монастырей в Мануэлине в основном финансировалось за счет доходов от прибыльной торговли пряностями с Африкой и Индией.

Свое название стилю дал много лет спустя Франсиско Адольфо де Варнхаген , виконт Порто-Сегуро, в его книге 1842 года « Исторические и описательные новости монастыря Белем» с глоссарием нескольких терминов, относящихся главным образом к готической архитектуре , в его описании. монастыря Жеронимуш . Варнхаген назвал стиль в честь короля Мануэля I , правление которого (1495–1521) совпадает с его развитием. На стиль большое влияние оказали поразительные успехи открытий португальских мореплавателей, от прибрежных районов Африки до открытия Бразилии и океанских путей на Дальний Восток.

Хотя период этого стиля длился недолго (с 1490 по 1520 годы), он сыграл важную роль в развитии португальского искусства. Влияние стиля пережило короля. Прославляя новую морскую державу, она проявилась в архитектуре (церкви, монастыри, дворцы, замки) и распространилась на другие искусства, такие как скульптура, живопись, произведения искусства из драгоценных металлов, фаянса и мебели.

Характеристики

[ редактировать ]
Бывший королевский дворец в Эворе

Для этого декоративного стиля характерен виртуозный сложный орнамент порталов, окон, колонн и аркад. В последний период он имел тенденцию становиться чрезмерно буйным, как в случае с Томаром .

В этих каменных конструкциях с замысловатой резьбой регулярно появляются несколько элементов:

  • элементы, используемые на кораблях: армиллярная сфера (навигационный прибор и личная эмблема Мануила I, а также символ космоса ) , сферы, якоря, якорные цепи, канаты и тросы.
  • элементы моря, такие как ракушки, жемчуг и нити морских водорослей.
  • ботанические мотивы, такие как лавровые ветви, дубовые листья, желуди, коробочки мака, кукурузные початки и чертополох.
  • символы христианства, такие как крест Ордена Христа (бывших рыцарей-тамплиеров), военного ордена, сыгравшего заметную роль и помогшего финансировать первые открытия. Крест этого ордена украшал паруса португальских кораблей.
  • элементы из недавно открытых земель (например, узор в Королевском монастыре монастыря Баталья , предполагающий исламскую филигранную работу, находящуюся под влиянием зданий в Индии)
  • колонны, вырезанные как скрученные пряди веревки
  • полукруглые арки (вместо готических остроконечных арок) дверей и окон, иногда состоящие из трех и более выпуклых кривых
  • несколько столпов
  • восьмигранные капиталы
  • отсутствие симметрии
  • конические вершины
  • скошенные зубцы
  • богато украшенные порталы с нишами или навесами .
Окно монастыря Христа в Томаре — известный образец стиля мануэлино.

Когда король Мануэль I умер в 1521 году, он объединил 62 строительных проекта. Однако большая часть оригинальной архитектуры мануэлино в Португалии была потеряна или повреждена без возможности восстановления во время землетрясения в Лиссабоне 1755 года и последующего цунами . В Лиссабоне были разрушены дворец Рибейра , резиденция короля Мануэля I, и Королевская больница Тодос-ус-Сантос , а также несколько церквей. В городе, однако, до сих пор сохранились выдающиеся образцы этого стиля в монастыре Жеронимуш (в основном спроектированном Диого Бойтаком и Жуаном де Кастильо ) и в небольшой крепости Башни Белен (спроектированной Франсиско де Арруда ). Оба расположены недалеко друг от друга в районе Белен . Портал церкви Носса-Сеньора-да-Законсейсан-Велья в центре Лиссабона также пережил разрушение.

Мануэлино снаружи монастыря Жеронимуш в Лиссабоне

За пределами Лиссабона церковь и дом капитула монастыря Христа в Томаре (спроектированный Диого де Арруда ) являются главным памятником мануэлино. В частности, большое окно капитула с его фантастическими скульптурными органическими формами и витыми веревками является одним из самых выдающихся достижений стиля мануэлино.

Другие крупные памятники мануэлино включают аркадные экраны Королевского монастыря (спроектированные Диого Бойтаком ) и Незаконченные часовни (спроектированные Матеушем Фернандесом ) в монастыре Баталья и Королевском дворце Синтры .

Другие известные здания мануэлино включают церковь монастыря Иисуса Сетубала (одна из самых ранних церквей мануэлино, также спроектированная Диого Бойтаком), монастырь Санта-Крус в Коимбре , главные церкви в Голегане , Вила-ду-Конде , Моуре , Каминье , Оливенса и части соборов Браги (главная часовня), Визеу (ребристый свод нефа) и Гуарды (главный портал, колонны, свод). Гражданские здания в стиле мануэлино существуют в Эворе (где находится Королевский дворец Эворы 1525 года, построенный Педро де Трилло, Диого де Арруда и Франсиско де Арруда) и замке Эворамонте 1531 года), Виана-ду-Каштелу , Гимарайнше и некоторых других городах.

Стиль был распространен на декоративное искусство и распространился по всей Португальской империи , на острова Азорских островов , Мадейру , анклавы в Северной Африке , Бразилию , Гоа в португальской Индии и даже Макао в Китае. Его влияние очевидно на юге Испании, Канарских островах, Северной Африке и бывших испанских колониях Перу и Мексике.

Знаменитые художники мануэлино

[ редактировать ]

Архитекторы

[ редактировать ]

Художники

[ редактировать ]
Оконная рама королевского дворца Синтры

См. также

[ редактировать ]
  • Атанасио, Искусство Мануэлино , Лиссабон, Пресенса, 1984.
  • Тернер Дж., Художественный словарь Гроува , Macmillan Publishers Ltd., 1996; ISBN   0-19-517068-7
  • The Rough Guide to Portugal , март 2005 г., 11-е издание, ISBN   1-84353-438-X
  • Смит, Роберт К., Искусство Португалии 1500–1800 гг .; Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1968 г. ISBN   0-297-76096-3
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e686a8a9f5e21defe1c2148726f67b1a__1723159200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/1a/e686a8a9f5e21defe1c2148726f67b1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manueline - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)