Jump to content

Ганеш Чатурти

(Перенаправлено с Ганеша Висарджана )

Ганеш Чатурти
Официальное название Чатур/Винаяка Чатурти/Винаяка Чавити
Также называется Чавити, Чути, Ганешотсав
Наблюдается Индусы
Тип Религиозный
Торжества Пение ведических гимнов и индуистских текстов, молитвы, шествия, погружение в идолов.
Заканчивается 11 дней после начала
Дата Бхадра Шукла Чатурти
Дата 2023 года 19 сентября [1]
Дата 2024 года 7 сентября [2]
Частота Ежегодный
Пояснительная записка
Даты индуистских фестивалей

Ганеш Чатурти ( ISO : Ганеша Чатурти ), также известный как Винаяка Чатурти ( Винайака Чатурти ), Винаяка Чавити ( Винайака Кавити ) или Винаягар Чатурти ( Винайагар Чатурти ), — индуистский фестиваль , посвященный индуистскому божеству Ганеше . [3] Фестиваль отмечен установкой глиняных мурти Ганеши (религиозных изображений божества) в частном порядке в домах и публично на тщательно продуманных пандалах (временных сценах). Обряды включают пение ведических гимнов и индуистских текстов, таких как молитвы и врата (пост). [3] Подношения и прасад от ежедневных молитв, которые раздаются из пандала общине, включают такие сладости , как модак , который считается любимым блюдом Господа Ганеши. [4] [5] Фестиваль заканчивается на десятый день после начала, когда Мурти несут в публичной процессии под музыку и групповое пение, а затем погружают в ближайший водоем, например реку или море, называемый висарджана в день Ананта Чатурдаши . Только в Мумбаи ежегодно погружаются около 150 000 мурти. [6] После этого глина Мурти растворяется, и считается, что Ганеша возвращается в свою небесную обитель. [3] [7]

Фестиваль прославляет Ганешу как Бога новых начинаний и Устранителя препятствий, а также бога мудрости и интеллекта. [8] [9] и наблюдается на всей территории Индийского субконтинента индуистами, особенно в таких штатах, как Махараштра , Мадхья-Прадеш , Карнатака , Керала , Одиша , Телангана , Андхра-Прадеш , Тамил Наду и Гоа , а также в Непале . [3] [10] Ганеш Чатурти также наблюдается индуистской диаспорой в других странах, например, в Австралии , Новой Зеландии , Канаде , Сингапуре , Малайзии , Тринидаде и Тобаго , Гайане , Суринаме , других частях Карибского бассейна , Фиджи , Маврикии , Южной Африке , [11] Соединенные Штаты и Европа . По григорианскому календарю Ганеш Чатурти ежегодно приходится на период с 22 августа по 20 сентября. [7] [12] [13]

Хотя происхождение Ганеша Чатурти остается неизвестным, оно становилось все более популярным после того, как известный борец за антиколониальную свободу Локаманья Бал Гангадхар Тилак организовал публичное празднование в Махараштре в 1893 году. Это было средством формирования «индуистского националистического движения». идентичность» и восстать против британского правления. [14] На общественных площадках проводятся чтение текстов, застолья, соревнования по атлетике и боевым искусствам. [15]

Ганеша, миниатюра Басохли, около 1730 года.

Хотя это не намек на классическую форму Ганапати, самое раннее упоминание о Ганапати встречается в Ригведе . Оно появляется дважды в Ригведе : один раз в шлоке 2.23.1, а также в шлоке 10.112.9. [16] [17] [18] Обе эти шлоки подразумевают роль Ганапати как «провидца среди провидцев, сверх меры изобилующего едой, председательствующего среди старших и являющегося господином призыва», в то время как шлока в мандале 10 утверждает, что без Ганапати «ничего поблизости или вдали». исполняется без тебя", - поделился Майкл. [16] [19] Однако нет уверенности в том, что ведический термин Ганапати , который буквально означает «хранитель множества», относится конкретно к Ганеше более поздней эпохи, а в ведических текстах Ганеша Чатурти не упоминается. [20] Он появляется в постведических текстах, таких как « Грхья-сутры» , а затем в древних санскритских текстах, таких как « Ваджасанейи-самхита» , «Яджнавалкья-смрити» и « Махабхарата», упоминается Ганапати как Ганешвара и Винаяка . Ганеша появляется в средневековых Пуранах в образе «бога успеха, устранителя препятствий». « Сканда -пурана» , «Нарада-пурана» и «Брахма-вайварта-пурана» . В частности, его прославляют [21] Помимо текстовых интерпретаций, археологические и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что Ганеша стал популярным, его почитали до 8-го века нашей эры, а многочисленные его изображения относятся к 7-му веку или ранее.

Например, резные изображения в индуистских, буддийских и джайнских храмах, таких как пещеры Эллора , датированные V и VIII веками, изображают Ганешу, почтительно восседающего с главной индуистской богиней ( Шакти ). [22]

Фестиваль

[ редактировать ]
Ганеш Агман

Хотя неизвестно, когда (и как) впервые был замечен Ганеш Чатурти. [23] фестиваль публично отмечается в Пуне со времен короля Шиваджи (1630–1680, основателя империи маратхов ). [23] [ нужен лучший источник ] Пешва в 18 веке были преданными Ганеши и начинались как публичный фестиваль Ганеши в их столице Пуне в месяц Бхадрапад. [24] После прихода к власти британского владычества фестиваль Ганеша утратил государственное покровительство и стал частным семейным праздником в Махараштре , пока его не возродил индийский борец за свободу и социальный реформатор Локманья Тилак . [23] [25] Индийский борец за свободу Локманья Тилак, [26] отстаивал его как средство обойти запрет колониального британского правительства на собрания индуистов посредством своего законодательства, направленного против публичных собраний в 1892 году. Локманья Тилак основал фестиваль в Пуне и Гиргаоне, Мумбаи. [27] [28] [29]

Я с величайшим любопытством следовал за толпой, которая несла в процессии бесконечное количество идолов Бога Ганеши. Каждый квартал города, каждая семья со своими сторонниками, я почти могу сказать, каждый угол улочки организует собственную процессию, и можно увидеть самых бедных, несущих на простой доске своего маленького идола или папье-маше... Толпа, более или менее многочисленная, сопровождает идола, хлопая в ладоши и поднимая радостные крики, а идолу обычно предшествует небольшой оркестр.
- Анджело де Губернатис, Bombay Gazette (1886) [30] [31]

По словам других, таких как Каур, фестиваль стал публичным мероприятием позже, в 1892 году, когда Бхаусахеб Лакшман Джавале (также известный как Бхау Рангари) установил в Пуне первого сарваджаника (публичного) идола Ганеши. [32] В 1893 году индийский борец за свободу Локманья Тилак высоко оценил празднование Сарваяника Ганеша Утсава в своей газете «Кесари» и посвятил свои усилия превращению ежегодного внутреннего фестиваля в большое, хорошо организованное общественное мероприятие. [33] Тилак признал призыв Ганеши «богом для всех». [34] и, по словам Роберта Брауна, он выбрал Ганешу в качестве бога, который преодолел «разрыв между браминами и небраминами», тем самым построив среди них массовое единство для противостояния британскому колониальному правлению. [35]

Другие ученые утверждают, что Британская империя после 1870 года из-за страха перед подстрекательскими собраниями приняла ряд постановлений, которые запрещали публичные собрания в социальных и политических целях более чем 20 человек в Британской Индии, но освобождали от религиозных собраний для пятничных молитв в мечетях согласно давление со стороны индийской мусульманской общины. Тилак считал, что это фактически заблокировало публичные собрания индуистов, чья религия не требует ежедневных молитв или еженедельных собраний, и использовал это религиозное исключение, чтобы заставить Ганеша Чатурти обойти британский колониальный закон о больших публичных собраниях. [26] [27] [29] Он был первым, кто установил большие публичные изображения Ганеши в павильонах Президентства Бомбея и на других праздничных мероприятиях фестиваля. [36]

Бог Ганеша: устранитель политических препятствий

Почему бы нам не преобразовать крупные религиозные праздники
на массовые политические митинги?

- Локманья Тилак, Кесари , 8 сентября 1896 г. [37]

[примечание 1]

По словам Ричарда Кэшмана, Тилак завербовал и страстно посвятил себя богу Ганеше после межобщинного насилия между индуистами и мусульманами в Бомбее в 1893 году и беспорядков в Декане, когда он почувствовал, что правительство Британской Индии под руководством лорда Харриса неоднократно принимало чью-либо сторону и несправедливо относилось к индуистам, потому что Индусы не были хорошо организованы. [42] По оценке Тилака, поклонение и процессии Ганеши уже были популярны среди сельского и городского индуистского населения, среди социальных каст и классов в Бароде, Гвалиоре, Пуне и большей части региона Маратхов в 18 веке. [43] В 1893 году Тилак помог превратить фестиваль Ганеш Чатурти в массовое общественное мероприятие и скрытое средство для политической активности, интеллектуального дискурса, поэтических концертов, пьес, концертов и народных танцев. [44]

В Гоа Ганеш Чатурти появился еще до эпохи Кадамбы . Инквизиция Гоа запретила индуистские фестивали, а индусы, не принявшие христианство, были строго ограничены. Однако гоанцы-индуисты продолжали исповедовать свою религию, несмотря на ограничения. Многие семьи поклоняются Ганеше в форме патри (листьев, используемых для поклонения Ганеше или другим богам), на бумаге рисуется изображение или маленькие серебряные идолы. В некоторых домах спрятаны идолы Ганеши - особенность, уникальная для Ганеша Чатурти в Гоа из-за запрета на глиняные идолы Ганеши и фестивали, проводимые иезуитами в рамках инквизиции. [45]

Праздник в Индии

[ редактировать ]
Мужчина рисует Мурти Ганеши
Художник готовит изображение Ганеши для фестиваля в Маргао , Гоа.

В Индии Ганеш Чатурти в основном празднуется дома и публично местными общественными группами в центральных и западных штатах Махараштра , Мадхья-Прадеш , Гуджарат , Раджастхан и Гоа , а также в южных штатах Карнатака , Андхра-Прадеш , Телангана , Тамил Наду и восточных штатах. штатах Западная Бенгалия и Одиша, а также в северо-восточном штате Ассам .

В тот же день фестиваль Чаурчан отмечается в Митхила регионе в Бихаре , который связан с Ганешей и богом луны Чандрой . [46] [47]

Дата фестиваля обычно определяется присутствием Чатурти Титхи. Фестиваль проводится во время «Бхадрапада Мадьяхана Пурвабаддха». Если Чатуртхи Тити начинается ночью предыдущего дня и заканчивается к утру следующего дня, то следующий день считается Винаяка Чатуртхи.Во время церемонии освящения священник совершает Прана Пратиштха , чтобы пригласить Ганешу в качестве гостя. Далее следует 16-ступенчатый ритуал Шодашопачара. [48] (санскрит: Шодаш , 16; Упачара , процесс), во время которого цветут кокос, неочищенный сахар , модаки , дурва трава и красный гибискус (Джасванд). [49] предлагаются идолу. В зависимости от региона и часового пояса церемония начинается с гимнов из Ригведы , Ганапати Атхарваширсы , Упанишад и Ганеш- стотры (молитвы) из Нарада-пураны . В Махараштре, а также в Гоа аарти проводится с друзьями и семьей, обычно утром и вечером.

Готовясь к фестивалю, ремесленники создают для продажи глиняные модели Ганеши. изображений ( мурти ) варьируются от Размеры От 20 мм ( 3 дюйма ) для домов до более 20 м (70 футов) для крупных общественных торжеств. [50]

В последний день фестиваля проводится традиция Ганеша висарджана или нимаджанама (буквально «погружение»), когда изображения Ганеши погружаются в реку, море или водоем. В последний день преданные выходят процессиями с идолами Ганеши, кульминацией которых является погружение в воду. Считается, что бог, пришедший в земное царство на Ганеша Чатурти, после погружения возвращается в свою небесную обитель. Празднование Ганеша Чатурти также указывает на значение цикла рождения, жизни и смерти. Считается, что когда идола Ганеши выносят для погружения, он уносит с собой и различные препятствия дома и эти препятствия разрушаются вместе с погружением. Каждый год люди с большим нетерпением ждут праздника Ганеша Чатурти. [51]

Домашний праздник

[ редактировать ]
Домашний праздник Ганеши во время Ганеш Чатурти в доме Махараштры.

В Махараштре Ганеш Чатурти известен как Ганешотсав. Во время фестиваля семьи устанавливают маленькие глиняные мурти для поклонения. [52] Дома подготовка к фестивалю включает в себя закупку предметов или аксессуаров для пуджи за несколько дней и заказ мурти Ганеша уже за месяц (у местных мастеров). Мурти приносят домой либо накануне, либо в день самого Ганеша Чатурти. Перед установкой идола семьи украшают небольшую чистую часть дома цветами и другими яркими предметами. Когда Мурти устанавливается, его и его святыню украшают цветами и другими материалами. В день фестиваля церемония установки глиняного мурти в определенный благоприятный период дня проводится (идола) вместе с пением священных мантр и пуджей, включая бхаджаны. Мурти поклоняются утром и вечером с подношениями цветов, дурвы (пучков молодой травы), каранджи и модаков (неочищенного пальмового сахара и кокосовой стружки, завернутых в клецки из рисовой муки). [4] [53] Поклонение заканчивается пением аарти в честь Ганеши, других богов и святых.

маратхи- аарти « Сукхакарта Дукхарта », сочиненная святым 17-го века Самартом Рамдасом . В Махараштре поется [54] Семейные традиции расходятся во мнениях относительно того, когда следует заканчивать праздник. Домашние торжества заканчиваются после 1 + 1 2 , 3, 5, 7 или 11 дней. В это время Мурти торжественно подносят к водоему (например, озеру, реке или морю) для погружения. В Махараштре Ганешотсав также включает в себя другие фестивали, а именно Харталику и фестиваль Гаури, первый соблюдается женщинами с постом за день до Ганеша Чатурти, а второй - с установкой Муртиса Гауриса. [55] В некоторых общинах, таких как Читпаван и CKP , галька, собранная с берега реки, установлена ​​как изображение Гаури. [56]

В Гоа Ганеш Чатурти известен как Чават на языках Конкани и Параб или Парва («благоприятный праздник»); [57] в третий день лунного месяца Бхадрапада . он начинается В этот день Парвати и Шиве. постящиеся женщины поклоняются [58] Во время ритуалов играют на таких инструментах, как гумоты , крэш-цимбалы (ताळ(таал) в Конкани) и пахавадж (индийский бочкообразный двуглавый барабан). [59] На следующий день отмечается праздник урожая Навиачи Панчам; свежесобранный рис приносят домой с полей (или из храмов) и пуджу проводят . Сообщества, которые обычно едят морепродукты, воздерживаются от этого во время фестиваля. [58]

В Карнатаке фестиваль Гоури предшествует Ганеш Чатурти, и люди по всему штату желают друг другу добра. В Андхра-Прадеше Ганеша Мурти из глины ( Матти Винаякуду ) и куркумы ( Сиддхи Винаякуду ) обычно поклоняются дома с гипсом Пэрис Мурти. [ нужна ссылка ]

Публичное празднование

[ редактировать ]
Большой Мурти Ганеши на воде, в окружении людей
Ганеш Висарджан в Мумбаи
Глава Мусти Ганеши
Идол Ганпати в Пуне

Публичные празднования фестиваля пользуются популярностью и организуются местными молодежными группами, соседскими ассоциациями или группами торговцев. Средства на проведение общественного праздника собираются от членов ассоциации, организующей праздник, местных жителей и бизнеса. [60] Идолы Ганеши и сопровождающий их Мусти устанавливаются во временных убежищах, известных как мандапы или пандалы. Публичная подготовка начинается за несколько месяцев. Создание Мурти в Махараштре обычно начинается с «Падья пуджи» или поклонения стопам Ганеши. Мурти привозят в «пандалы» за день или за день до начала фестиваля. Пандалы имеют тщательно продуманный декор и освещение. [61]

Фестиваль включает в себя культурные мероприятия, такие как пение, театральные и оркестровые выступления, а также общественные мероприятия, такие как бесплатные медицинские осмотры, места сдачи крови и пожертвования бедным. Ганеш Чатурти, помимо своих религиозных аспектов, представляет собой важную экономическую деятельность в Мумбаи , Пуне , Нагпуре , Нашике , Колхапуре , Аурангабаде , Индауре , Сурате , Хайдарабаде , Вишакхапатнаме , Бангалоре , Ченнаи и Курнуле . Многие художники, отрасли и предприятия зарабатывают значительную часть своего существования на фестивале, который является сценой для начинающих артистов. В празднике также принимают участие представители других религий. [62] [63] [64]

В Тамилнаде фестиваль, также известный как Винаяка Чатурти или Пиллаяр Чатурти , приходится на четвертый день после новолуния в месяце Авани по тамильскому календарю. Идолы обычно изготавливаются из глины или папье-маше . [65] с тех пор, как идолы из гипса Парижа были запрещены правительством штата, [66] [67] но часто сообщается о нарушениях этого правила. [68] Идолы также изготавливаются из кокосов и других органических продуктов. Им поклоняются в течение нескольких дней в пандалах, а их погружают в Бенгальский залив в следующее воскресенье . В Керале фестиваль также известен как Ламбудхара Пираналу , который приходится на месяц Чингам . [69] В Тируванантапураме процессия марширует от храма Пажавангади Ганапати до пляжа Шанкумугам с высоким мурти Ганеши, сделанным из органических продуктов и молока, погруженным в море. [70]

В известных храмах

[ редактировать ]

В храме Варасидхи Винаяка Свами в Канипакаме , штат Андхра-Прадеш, ежегодные брахмотсавамы будут отмечаться в течение 21 дня, начиная со дня Винаяка Чавити. В эти дни процессийное божество Винаяки (Ганеш) будет сопровождаться процессией по разным ваханамам среди большого количества паломников по всей стране. [71]

Праздник за пределами Индии

[ редактировать ]
Ганешу Мурти уносят в Северное море в Клактон-он-Си, Великобритания.
Преданный несет коробку Ганеши Мурти в Северное море в Клактон-он-Си, Великобритания.

В Пакистане празднование Ганеша Чатуртхи проводит Шри Махараштра Панчаят, организация махараштрийцев в Карачи. [72]

Ганеш Чатурти празднуется в Великобритании британским индуистским населением, проживающим там. Общество индуистской культуры и наследия, организация из Саутхолла , впервые прославило Ганеша Чатурти в Лондоне в 2005 году в индуистском храме Вишва; и идол был погружен в Темзу на пирсе Патни. [ нужна ссылка ] . Еще один праздник, организованный группой гуджаратцев , прошел в Саутенд-он-Си и собрал около 18 000 преданных. [73] Ежегодные торжества также проводятся на реке Мерси в Ливерпуле . [74] [75] в Северном море в Клактон-он-Си, [76] и озеро Калдекотт в Милтон-Кинсе. [77]

Фестиваль Ганеши в Филадельфии — один из самых популярных праздников Ганеша Чатурти в Северной Америке. [78] его также отмечают в Канаде (особенно в районе Торонто ), столичном регионе Детройта и Государственном университете Уэйна, на Маврикии, в Малайзии и Сингапуре. Фестиваль Маврикия берет свое начало в 1896 году. [79] и правительство Маврикия объявило его государственным праздником. [80] В Малайзии и Сингапуре фестиваль более известен как Винаягар Чатурти из-за большого количества индуистского меньшинства, говорящего на тамильском языке. [81]

В Гане этнические африканские индуисты празднуют Ганеш Чатурти. [82]

Продукты питания

[ редактировать ]
Модака — сладкие пельмени, традиционные подношения и прасад в Ганеша Чатуртхи. Слева: приготовленное на пару с начинкой, справа: жареное.

Основное сладкое блюдо во время фестиваля — модак ( модак на маратхи и конкани, модакам или кудуму на телугу , модака или кадубу на каннаде , кожакатта или модаккам на малаялам и кожукаттай или модагам на тамильском языке ). Модак это клецки из рисовой или пшеничной муки, начиненные тертым кокосом, неочищенным пальмовым сахаром, сухофруктами и другими приправами, приготовленные на пару или обжаренные. Еще одно популярное сладкое блюдо — каранджи ( карджикай на каннаде ), похожее на модак по составу и вкусу, но имеющее полукруглую форму. Это сладкое блюдо в Гоа называется Неври и является синонимом фестиваля Ганеша среди гоанцев и диаспоры конкани . [83]

В Андхра-Прадеше и Телангане модак , ладду , вундраллу (приготовленные на пару шарики из рисовой муки грубого помола), панакам (напиток со вкусом неочищенного пальмового сахара, черного перца и кардамона), вадапаппу (замоченная мунг чечевица ) и чаливиди (приготовленная рисовая мука). и смесь пальмового сахара) предлагаются Ганеше. Эти подношения известны как найведья , и на тарелке модака традиционно помещается 21 кусочек сладости. В Гоа модак и версия идли гоанская ( санна ). популярен [84]

Панчакаджая — это подношение Господу Ганеше во время этого фестиваля в некоторых частях Карнатаки. Это смесь сушеного кокоса, жареного порошка бенгальского грамма, сахара, топленого масла и кунжута. разные версии панчакаджая Создаются жареный бенгальский грамм, зеленый грамм, жареный чана дал ( путани ) или аваль. . Можно использовать [85]

Воздействие на окружающую среду

[ редактировать ]

В 2004 году Высокий суд Мадраса постановил, что погружение идолов Ганеши в воду является незаконным, поскольку оно содержит химические вещества, загрязняющие морскую воду. [86] В Гоа продажа гипсовых идолов Ганеши была запрещена правительством штата, а празднующим рекомендуется покупать традиционные глиняные идолы, изготовленные вручную. [87] Недавние инициативы по изготовлению традиционных глиняных идолов Ганеши в Хайдарабаде были спонсированы Советом по контролю за загрязнением штата Андхра-Прадеш . [88] [89] Забота об окружающей среде также заставляет людей в Гуджарате выбирать идолов Ганеши, сделанных из смеси коровьего навоза и глины. Организация, производящая их, продает их как «Ведические идолы Ганеши». [90]

Из-за экологических проблем некоторые семьи теперь избегают водоемов и позволяют глиняным муртисам разлагаться в бочке с водой дома. Через несколько дней глину раскладывают в саду. В некоторых городах для погружения используется общественный экологически чистый процесс. [91]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Превращение Ганеша Чатурти в крупное ежегодное религиозное и политически значимое шествие началось в 1894 году. По словам Аслама Сайеда, ритуал погружения в Ганеша Мурти в западных штатах Индии, возможно, разросся из-за ежегодного сбора и шествия мусульман-шиитов в Мухарраме. было разрешено колониальным британским правительством в 19 и начале 20 века, и после ритуального оплакивания смерти имама 7 века они погружали Тазию (Табуты) в реку или океан. [38] Индусы расширили свои шествия Ганеши, прогуливаясь по улицам, радостно танцуя и читая стихи из Священных Писаний, и завершили свое шествие церемониальным погружением Ганеши. Колониальное британское правительство попыталось ввести лицензию на шествие только для мусульман, что индуистские лидеры представили как свидетельство дискриминационного притеснения со стороны мусульман и британцев. Индуистские лидеры, такие как Тилак, игнорировали любые попытки выборочно остановить собрания индуистских общин и шествия, связанные с Ганешем Чатурти. [38] [39] Право на организацию шествий и ритуалов погружения в воду Тазии для мусульман и Ганеша для индуистов с тех пор остается религиозным и равноправным вопросом, особенно когда религиозные календари совпадают. [40] [41]
  1. ^ «Национальный портал Индии» . www.india.gov.in . Проверено 28 апреля 2022 г.
  2. ^ «Календарь | Национальный портал Индии» . www.india.gov.in . Проверено 29 августа 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Ганеш Чатурти: Индуистский фестиваль , Британская энциклопедия (2014)
  4. ^ Перейти обратно: а б Дарра Гольдштейн (2015). Оксфордский справочник сахара и сладостей . Издательство Оксфордского университета. стр. 82, 254, 458. ISBN.  978-0-19-931361-7 .
  5. ^ КТ Ачая (2001). Исторический словарь индийской кухни . Издательство Оксфордского университета. стр. 68–69, 132. ISBN.  978-0-19-565868-2 .
  6. ^ «Ганеш Чатурти 2019 в Индии – даты и карта» . rove.me . 17 марта 2023 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. п. 332. ИСБН  978-0-252-09433-0 .
  8. ^ Герас 1972 , с. 58.
  9. ^ Гетти 1936 , с. 5.
  10. ^ Лоуренс А. Бэбб (1975). Божественная Иерархия: популярный индуизм в Центральной Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 62–63 . ISBN  978-0-231-08387-4 .
  11. ^ Рамеш Датт Рамдоял (1990). Фестивали Маврикия . Издания l'Océan Indien. стр. 21–22.
  12. ^ «Фестивали, культурные мероприятия и праздники на Маврикии» . Управление по туризму Маврикия. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 28 января 2012 г.
  13. ^ «Ганеш Чатурти – ФОТОКОНКУРС: МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИГРАЦИИ И ГРАНИЦЫ» . exploregacion.cchs.csic.es .
  14. ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Розен. стр. 237, 697. ISBN.  978-0-8239-3179-8 .
  15. ^ Ройина Греваль (2009). Книга Ганеши Книги о пингвинах. стр. 100-1 143–146. ISBN  978-0-14-306760-3 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Майкл 1983 , стр. 99–102.
  17. ^ Ригведа Мандала 2 , шлока 2.23.1, Wikisource, Цитата: Мы предлагаем вам Ганешу, повелителя воинств , поэта поэтов, самого известного из всех. О повелитель брахманов, старший царь брахманов, пожалуйста, услышь от нас новости о жертвоприношении. Перевод см. в Grimes (1995), стр. 17–19
  18. ^ Оригинал на санскрите: Ни Шу Сида, о Господь Ганов, среди воинств говорят, что Ты - самый брамин среди поэтов. Нагд Что делается кроме тебя в лесу? – Ригведа 10.112.9; Викиисточник
  19. ^ Ален Даниэлу (1954), Значение Ганапати, Бюллетень библиотеки Адьяра XV III. Мадрас: Санви!! Библиотека Адьяра, стр. 110–11.
  20. ^ Граймс 1995 , стр. 17–19, 201.
  21. ^ Майкл 1983 , стр. 107–09.
  22. ^ Майкл 1983 , стр. 109–10.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия . Публикации Космо. п. 2514. ИСБН  978-81-7755-257-7 .
  24. ^ Опыт индуизма: Очерки религии в Махараштре ; Под редакцией Элеоноры Зеллиот, Максин Бернтсен, стр. 76–94 («Фестиваль Ганеши в Махараштре: некоторые наблюдения» Пола Б. Кортрайта); 1988 год; СУНИ Пресс; ISBN   088706664X
  25. ^ Барноу, Виктор. «Изменение характера индуистского фестиваля». Американский антрополог 56, вып. 1 (1954): 74–86. http://www.jstor.org/stable/664633 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Пол Б. Кортрайт (1985). Ганеша . Издательство Оксфордского университета. стр. 230–37. ISBN  978-0-19-503572-8 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Тримбак Вишну Парвате (1958). Бал Гангадхар Тилак: повествовательный и интерпретирующий обзор его жизни, карьеры и современных событий . Навадживан. стр. 96–102.
  28. ^ Сохони, Ашутош (2011). «Храм Ганеша в Тасгаоне: апофеоз храмовой архитектуры маратхов». Исследования Южной Азии . 27 (1). Информа UK Limited: 51–73. дои : 10.1080/02666030.2011.556011 . S2CID   154444431 .
  29. ^ Перейти обратно: а б Кристиан Рой (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 178–80. ISBN  978-1-57607-089-5 .
  30. ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. п. 76 . ISBN  978-0-520-02407-6 .
  31. ^ Робин Джеффри (1990). Индия: восстание против республики, избранные произведения 1857–1990 гг . Стирлинг. стр. 40–41. ISBN  978-8120711075 .
  32. ^ Каур, Р. (2003). Перформативная политика и культуры индуизма: публичное использование религии в западной Индии. Anthem Press, стр. 38–48.
  33. ^ Меткалф, Томас Р.; Меткалф, Барбара Дейли (26 ноября 2001 г.). Краткая история Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-63027-4 . , Меткалф и Меткалф, с. 150.
  34. ^ Момин, А.Р., Наследие Г.С. Гурье: столетний праздничный сборник , стр. 95.
  35. ^ Браун, Роберт Л. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 9. ISBN  0-7914-0657-1 .
  36. ^ О Тилаке как о первом, кто использовал большие публичные изображения в мандапасах (павильонах или палатках), см.: Thapan, p. 225. Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN  81-7304-195-4 .
  37. ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. п. 75 со сноской 1. ISBN.  978-0-520-02407-6 .
  38. ^ Перейти обратно: а б Аслам Сайед (2014). Дэвид Джонс; Мишель Марион (ред.). Динамика культурного контрапункта в азиатских исследованиях . СУНИ Пресс. стр. 97–98. ISBN  978-1-4384-5191-6 .
  39. ^ Шабнум Теджани (2008). Индийский секуляризм: социальная и интеллектуальная история, 1890–1950 гг . Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 58–61. ISBN  978-0-253-22044-8 .
  40. ^ 2-часовая передышка с погружением HC для домашних пудж The Times of India (7 октября 2016 г.).
  41. ^ Питер ван дер Веер (2015). Справочник по религии и азиатским городам: стремления и урбанизация в XXI веке . Издательство Калифорнийского университета. стр. 95–100. ISBN  978-0-520-96108-1 .
  42. ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. С. 70–73 . ISBN  978-0-520-02407-6 .
  43. ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. С. 75–77 . ISBN  978-0-520-02407-6 .
  44. ^ Кэшман, Ричард И. (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–91 . ISBN  0-520-02407-9 .
  45. ^ «О рвении и традициях» . Таймс оф Индия . ТОЙ. 29 августа 2008 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  46. ^ «Проклятой Луне поклоняются в день Чаурчана, знайте ее значение, историю и благоприятное время. Джансатта» . www.jansatta.com (на хинди) . Проверено 28 августа 2022 г.
  47. ^ Раджеш (10 сентября 2021 г.). «Фестиваль Чаурчан 2021: Чаурчан Пуджа отмечается в день Ганеша Чатурти в Бихаре, знайте, что такое Чандра Дош» . Живые города . Проверено 28 августа 2022 г.
  48. ^ «Объяснение ритуалов» . thehindutemple.org . Проверено 21 сентября 2015 г.
  49. ^ Колте, Р.Р., Кулкарни, Р.С., Шинде, П.В., Падвекар, Х.К., Магадум, В.Г. и Апате, С.А., Исследования этномедицинских растений, используемых по случаю фестивалей, с особым упором на район Ратнагири штата Махараштра [1] .
  50. ^ «Изготовитель ладду из Андхры намерен побить собственный рекорд Гиннеса с ладду весом 8000 кг» . Ежедневные новости и анализ Индии . 16 сентября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г. ... готов к доставке завтра к Ганешу Мурти высотой 80 футов, установленному Ассоциацией комплексного социального обеспечения Вишакхи при поддержке NRI в районе Гаджувака в Вишакхапатнаме.
  51. ^ Саху, Маниш (21 августа 2020 г.). «Какова история традиции Ганеша Висарджана?» . Времена Индии .
  52. ^ «Основной путеводитель по фестивалю Ганеши в Индии» . TripSavvy .
  53. ^ Шарма, Уша (2008). Фестивали в индийском обществе (набор из 2 томов) . Нью-Дели: публикации Mittal. п. 144. ИСБН  978-81-8324-113-7 .
  54. ^ Шанбаг, Арун (2007). Прартхана: Книга индуистских псалмов . Арлингтон, Массачусетс: Арун Шанбаг. п. 163. ИСБН  978-0-9790081-0-8 .
  55. ^ Паттанаик, Девдатт (2011). 99 мыслей о Ганеше: [истории, символы и ритуалы любимого индийского божества с головой слона] . Мумбаи: Паб Jaico. п. 61. ИСБН  978-81-8495-152-3 . Проверено 29 августа 2016 г.
  56. ^ Бари, Прачи (2017). «Традиции со всей Махараштры сливаются, чтобы приветствовать Гаури в Пуне» . Индостан Таймс . № 30 август 2017 г. HT Media Limited . Проверено 28 августа 2019 г.
  57. ^ Гоа, Даман и Диу (Индия). Управление архивов, археологии и музеев. Пурабхилекх-пурататва: Журнал Управления архивов, археологии и музеев, Том 2 . Панаджи-Гоа: Управление, 1984. с. 94. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  58. ^ Перейти обратно: а б «Ганеш Чатурхи или Човот» . goatourism.gov.in . Правительство Гоа . Проверено 23 августа 2014 г.
  59. ^ Сингбал, Анвеша. «Возвращение местного ритма» . thegoan.net/ . Гоан. Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 23 августа 2014 г.
  60. ^ Кортрайт, ПБ (1988). «Фестиваль Ганеши в Махараштре: некоторые наблюдения». Опыт индуизма: очерки религии в Махараштре , 84–86.
  61. ^ «Ганеш Чатуртхи 2020: информация о Пудже Видхи, Шубх Мухурат, Пост, Врат Катха и Ганпати Висарджан - Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 22 августа 2020 г.
  62. ^ «Мусульмане Колхапура отмечают праздник Ганеша вместе с братьями-индуистами в мечети» . Онеиндия . 18 сентября 2010 г. Проверено 9 сентября 2015 г.
  63. ^ «Tv9 Гуджарат - индуистские мусульмане вместе празднуют Ганеш Чатурти, Ахмадабад» . TV9 (гуджарати). {{cite web}}: Отсутствует или пусто |url= ( помощь )
  64. ^ «Индуистские и мусульманские семьи празднуют Ганеш-пуджу» . Индия сегодня. Заголовки сегодня. 24 августа 2009 года . Проверено 9 сентября 2015 г.
  65. ^ «Изготовители идолов в Мадурае обращаются к экологически чистым Ганешам» . Таймс оф Индия . Проверено 11 сентября 2018 г.
  66. ^ «Правительственное постановление о правилах для Ганеша Чатурти не нарушает права, - говорит Мадрас ХК» . «Минута новостей» . 6 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
  67. ^ Специальный корреспондент (24 августа 2017 г.). «Гипсовые идолы Парижа Ганеши запрещены» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 11 сентября 2018 г.
  68. ^ «Набег на идолов из парижского гипса» . Таймс оф Индия . Проверено 11 сентября 2018 г.
  69. ^ «Ритуалы Ганеша Чатурти Пуджи» . ganeshchaturthigifts.com .
  70. ^ «ОМ ГАМ: ГАНАПАТАЙЕ НАМА» . Ganeshotsavam.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 17 сентября 2015 г.
  71. ^ «Все готово для храмового праздника Канипакам» . Ганс Индия . 4 сентября 2016 г. Проверено 7 сентября 2018 г.
  72. ^ Сутар, Камлеш Дамодар (13 сентября 2016 г.). «Карачи празднует Ганешотсав с большим энтузиазмом и рвением» . Индия сегодня . Проверено 18 декабря 2019 г.
  73. ^ «Тысячи людей пришли на индуистский фестиваль на Ист-Бич в Шубери» . Саутенд Стандарт . 1 сентября 2009 года . Проверено 25 сентября 2015 г. Считается, что на мероприятии присутствовало до 18 000 человек со всего Эссекса, Кента, Миддлсекса, Лондона, Мидлендса и даже Индии. Альтернативная ссылка
  74. ^ «Река знаменует собой религиозную церемонию» . bbc.co.uk. ​Новости Би-би-си. 14 сентября 2008 г.
  75. ^ «Ливерпульское эхо: последние новости Ливерпуля и Мерсисайда, спорт и все происходящее» . ливерпулехо .
  76. ^ «Красочные индуистские праздники с публичным шествием возвращаются на побережье» . Клактон и Фринтон Газетт . 14 сентября 2023 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
  77. ^ «Ганеш Утсав Самити Милтон Кейнс» . Ганеш Утсав Самити, Милтон Кейнс . Проверено 27 сентября 2023 г.
  78. ^ Кальяна Раманатан; Индира Каннан (11 сентября 2010 г.). «Иногородние боги» . Бизнес-стандарт . Проверено 14 октября 2015 г.
  79. ^ «Маврикий берет выходной в честь Ганеша Чатурти» . aglobalworld.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 29 мая 2017 г.
  80. ^ Эйзенлор, Патрик (2006). Маленькая Индия: диаспора, время и этнолингвистическая принадлежность на индуистском Маврикии . Издательство Калифорнийского университета. п. 153. ИСБН  9780520248793 . Проверено 14 октября 2015 г.
  81. ^ «Индусы празднуют Винаягар Чатурти» . Малазийская Таймс . 9 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2017 года . Проверено 14 октября 2015 г.
  82. ^ «Ганпати заседает каждый год в Гане, Африка, «Баппу» встречают с помпой вот уже 50 лет » . Zee News (на хинди). 11 сентября 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
  83. ^ «Праздник фестиваля Ганеш Чатурти охватывает Гоа» . Индийский экспресс . ПТИ. 29 августа 2014 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
  84. ^ Справочник союзной территории Гоа, Даман и Диу: окружной справочник, Том 1 . Гоа, Даман и Диу (Индия). Отдел справочника, 1979. с. 258.
  85. ^ Ферро-Луцци, GE , 1977. «Логика предложений еды в Южной Индии». Антропос , (H. 3./4), стр. 529–56.
  86. ^ «Погружение в Ганешу признано незаконным» . bbc.co.uk. ​BBC News – Южная Азия. 8 сентября 2004 г.
  87. ^ Специальный корреспондент (29 августа 2013 г.). «Гоа запрещает лепить парижских идолов Ганеши» . Индус .
  88. ^ «Экологически чистый Ганеша» . chakranews.com . 21 октября 2011 г.
  89. ^ «Погружение в Ганешу: кампания по повышению осведомленности о храме находит много желающих» . Индус . 11 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2006 г.
  90. ^ Саху, Маниш (21 августа 2020 г.). «Ганеш Чатурти 2020: Художники создают из коровьего навоза «ведических» идолов Ганпати в Гуджарате» . хиндустантаймс .
  91. ^ Жа, Багиш К. (20 сентября 2013 г.). «Экологичный «Ганеш Висарджан» спасает воду и почву от загрязнения в Индауре» . Таймс оф Индия . Проверено 12 февраля 2014 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0597e9d9f56521cc75f0773128728693__1716460200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/93/0597e9d9f56521cc75f0773128728693.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ganesh Chaturthi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)