Ганеш Чатурти
Ганеш Чатурти | |
---|---|
Официальное название | Чатур/Винаяка Чатурти/Винаяка Чавити |
Также называется | Чавити, Чути, Ганешотсав |
Наблюдается | Индусы |
Тип | Религиозный |
Торжества | Пение ведических гимнов и индуистских текстов, молитвы, шествия, погружение в идолов. |
Заканчивается | 11 дней после начала |
Дата | Бхадра Шукла Чатурти |
Дата 2023 года | 19 сентября [1] |
Дата 2024 года | 7 сентября [2] |
Частота | Ежегодный |
Даты индуистских фестивалей | |
Ганеш Чатурти ( ISO : Ганеша Чатурти ), также известный как Винаяка Чатурти ( Винайака Чатурти ), Винаяка Чавити ( Винайака Кавити ) или Винаягар Чатурти ( Винайагар Чатурти ), — индуистский фестиваль , посвященный индуистскому божеству Ганеше . [3] Фестиваль отмечен установкой глиняных мурти Ганеши (религиозных изображений божества) в частном порядке в домах и публично на тщательно продуманных пандалах (временных сценах). Обряды включают пение ведических гимнов и индуистских текстов, таких как молитвы и врата (пост). [3] Подношения и прасад от ежедневных молитв, которые раздаются из пандала общине, включают такие сладости , как модак , который считается любимым блюдом Господа Ганеши. [4] [5] Фестиваль заканчивается на десятый день после начала, когда Мурти несут в публичной процессии под музыку и групповое пение, а затем погружают в ближайший водоем, например реку или море, называемый висарджана в день Ананта Чатурдаши . Только в Мумбаи ежегодно погружаются около 150 000 мурти. [6] После этого глина Мурти растворяется, и считается, что Ганеша возвращается в свою небесную обитель. [3] [7]
Фестиваль прославляет Ганешу как Бога новых начинаний и Устранителя препятствий, а также бога мудрости и интеллекта. [8] [9] и наблюдается на всей территории Индийского субконтинента индуистами, особенно в таких штатах, как Махараштра , Мадхья-Прадеш , Карнатака , Керала , Одиша , Телангана , Андхра-Прадеш , Тамил Наду и Гоа , а также в Непале . [3] [10] Ганеш Чатурти также наблюдается индуистской диаспорой в других странах, например, в Австралии , Новой Зеландии , Канаде , Сингапуре , Малайзии , Тринидаде и Тобаго , Гайане , Суринаме , других частях Карибского бассейна , Фиджи , Маврикии , Южной Африке , [11] Соединенные Штаты и Европа . По григорианскому календарю Ганеш Чатурти ежегодно приходится на период с 22 августа по 20 сентября. [7] [12] [13]
Хотя происхождение Ганеша Чатурти остается неизвестным, оно становилось все более популярным после того, как известный борец за антиколониальную свободу Локаманья Бал Гангадхар Тилак организовал публичное празднование в Махараштре в 1893 году. Это было средством формирования «индуистского националистического движения». идентичность» и восстать против британского правления. [14] На общественных площадках проводятся чтение текстов, застолья, соревнования по атлетике и боевым искусствам. [15]
История
[ редактировать ]Ганеша
[ редактировать ]Хотя это не намек на классическую форму Ганапати, самое раннее упоминание о Ганапати встречается в Ригведе . Оно появляется дважды в Ригведе : один раз в шлоке 2.23.1, а также в шлоке 10.112.9. [16] [17] [18] Обе эти шлоки подразумевают роль Ганапати как «провидца среди провидцев, сверх меры изобилующего едой, председательствующего среди старших и являющегося господином призыва», в то время как шлока в мандале 10 утверждает, что без Ганапати «ничего поблизости или вдали». исполняется без тебя", - поделился Майкл. [16] [19] Однако нет уверенности в том, что ведический термин Ганапати , который буквально означает «хранитель множества», относится конкретно к Ганеше более поздней эпохи, а в ведических текстах Ганеша Чатурти не упоминается. [20] Он появляется в постведических текстах, таких как « Грхья-сутры» , а затем в древних санскритских текстах, таких как « Ваджасанейи-самхита» , «Яджнавалкья-смрити» и « Махабхарата», упоминается Ганапати как Ганешвара и Винаяка . Ганеша появляется в средневековых Пуранах в образе «бога успеха, устранителя препятствий». « Сканда -пурана» , «Нарада-пурана» и «Брахма-вайварта-пурана» . В частности, его прославляют [21] Помимо текстовых интерпретаций, археологические и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что Ганеша стал популярным, его почитали до 8-го века нашей эры, а многочисленные его изображения относятся к 7-му веку или ранее.
Например, резные изображения в индуистских, буддийских и джайнских храмах, таких как пещеры Эллора , датированные V и VIII веками, изображают Ганешу, почтительно восседающего с главной индуистской богиней ( Шакти ). [22]
Фестиваль
[ редактировать ]Хотя неизвестно, когда (и как) впервые был замечен Ганеш Чатурти. [23] фестиваль публично отмечается в Пуне со времен короля Шиваджи (1630–1680, основателя империи маратхов ). [23] [ нужен лучший источник ] Пешва в 18 веке были преданными Ганеши и начинались как публичный фестиваль Ганеши в их столице Пуне в месяц Бхадрапад. [24] После прихода к власти британского владычества фестиваль Ганеша утратил государственное покровительство и стал частным семейным праздником в Махараштре , пока его не возродил индийский борец за свободу и социальный реформатор Локманья Тилак . [23] [25] Индийский борец за свободу Локманья Тилак, [26] отстаивал его как средство обойти запрет колониального британского правительства на собрания индуистов посредством своего законодательства, направленного против публичных собраний в 1892 году. Локманья Тилак основал фестиваль в Пуне и Гиргаоне, Мумбаи. [27] [28] [29]
Я с величайшим любопытством следовал за толпой, которая несла в процессии бесконечное количество идолов Бога Ганеши. Каждый квартал города, каждая семья со своими сторонниками, я почти могу сказать, каждый угол улочки организует собственную процессию, и можно увидеть самых бедных, несущих на простой доске своего маленького идола или папье-маше... Толпа, более или менее многочисленная, сопровождает идола, хлопая в ладоши и поднимая радостные крики, а идолу обычно предшествует небольшой оркестр.
- Анджело де Губернатис, Bombay Gazette (1886) [30] [31]
По словам других, таких как Каур, фестиваль стал публичным мероприятием позже, в 1892 году, когда Бхаусахеб Лакшман Джавале (также известный как Бхау Рангари) установил в Пуне первого сарваджаника (публичного) идола Ганеши. [32] В 1893 году индийский борец за свободу Локманья Тилак высоко оценил празднование Сарваяника Ганеша Утсава в своей газете «Кесари» и посвятил свои усилия превращению ежегодного внутреннего фестиваля в большое, хорошо организованное общественное мероприятие. [33] Тилак признал призыв Ганеши «богом для всех». [34] и, по словам Роберта Брауна, он выбрал Ганешу в качестве бога, который преодолел «разрыв между браминами и небраминами», тем самым построив среди них массовое единство для противостояния британскому колониальному правлению. [35]
Другие ученые утверждают, что Британская империя после 1870 года из-за страха перед подстрекательскими собраниями приняла ряд постановлений, которые запрещали публичные собрания в социальных и политических целях более чем 20 человек в Британской Индии, но освобождали от религиозных собраний для пятничных молитв в мечетях согласно давление со стороны индийской мусульманской общины. Тилак считал, что это фактически заблокировало публичные собрания индуистов, чья религия не требует ежедневных молитв или еженедельных собраний, и использовал это религиозное исключение, чтобы заставить Ганеша Чатурти обойти британский колониальный закон о больших публичных собраниях. [26] [27] [29] Он был первым, кто установил большие публичные изображения Ганеши в павильонах Президентства Бомбея и на других праздничных мероприятиях фестиваля. [36]
Бог Ганеша: устранитель политических препятствий
Почему бы нам не преобразовать крупные религиозные праздники
на массовые политические митинги?
- Локманья Тилак, Кесари , 8 сентября 1896 г. [37]
По словам Ричарда Кэшмана, Тилак завербовал и страстно посвятил себя богу Ганеше после межобщинного насилия между индуистами и мусульманами в Бомбее в 1893 году и беспорядков в Декане, когда он почувствовал, что правительство Британской Индии под руководством лорда Харриса неоднократно принимало чью-либо сторону и несправедливо относилось к индуистам, потому что Индусы не были хорошо организованы. [42] По оценке Тилака, поклонение и процессии Ганеши уже были популярны среди сельского и городского индуистского населения, среди социальных каст и классов в Бароде, Гвалиоре, Пуне и большей части региона Маратхов в 18 веке. [43] В 1893 году Тилак помог превратить фестиваль Ганеш Чатурти в массовое общественное мероприятие и скрытое средство для политической активности, интеллектуального дискурса, поэтических концертов, пьес, концертов и народных танцев. [44]
В Гоа Ганеш Чатурти появился еще до эпохи Кадамбы . Инквизиция Гоа запретила индуистские фестивали, а индусы, не принявшие христианство, были строго ограничены. Однако гоанцы-индуисты продолжали исповедовать свою религию, несмотря на ограничения. Многие семьи поклоняются Ганеше в форме патри (листьев, используемых для поклонения Ганеше или другим богам), на бумаге рисуется изображение или маленькие серебряные идолы. В некоторых домах спрятаны идолы Ганеши - особенность, уникальная для Ганеша Чатурти в Гоа из-за запрета на глиняные идолы Ганеши и фестивали, проводимые иезуитами в рамках инквизиции. [45]
Праздник в Индии
[ редактировать ]В Индии Ганеш Чатурти в основном празднуется дома и публично местными общественными группами в центральных и западных штатах Махараштра , Мадхья-Прадеш , Гуджарат , Раджастхан и Гоа , а также в южных штатах Карнатака , Андхра-Прадеш , Телангана , Тамил Наду и восточных штатах. штатах Западная Бенгалия и Одиша, а также в северо-восточном штате Ассам .
В тот же день фестиваль Чаурчан отмечается в Митхила регионе в Бихаре , который связан с Ганешей и богом луны Чандрой . [46] [47]
Дата фестиваля обычно определяется присутствием Чатурти Титхи. Фестиваль проводится во время «Бхадрапада Мадьяхана Пурвабаддха». Если Чатуртхи Тити начинается ночью предыдущего дня и заканчивается к утру следующего дня, то следующий день считается Винаяка Чатуртхи.Во время церемонии освящения священник совершает Прана Пратиштха , чтобы пригласить Ганешу в качестве гостя. Далее следует 16-ступенчатый ритуал Шодашопачара. [48] (санскрит: Шодаш , 16; Упачара , процесс), во время которого цветут кокос, неочищенный сахар , модаки , дурва трава и красный гибискус (Джасванд). [49] предлагаются идолу. В зависимости от региона и часового пояса церемония начинается с гимнов из Ригведы , Ганапати Атхарваширсы , Упанишад и Ганеш- стотры (молитвы) из Нарада-пураны . В Махараштре, а также в Гоа аарти проводится с друзьями и семьей, обычно утром и вечером.
Готовясь к фестивалю, ремесленники создают для продажи глиняные модели Ганеши. изображений ( мурти ) варьируются от Размеры От 20 мм ( 3 ⁄ дюйма ) для домов до более 20 м (70 футов) для крупных общественных торжеств. [50]
В последний день фестиваля проводится традиция Ганеша висарджана или нимаджанама (буквально «погружение»), когда изображения Ганеши погружаются в реку, море или водоем. В последний день преданные выходят процессиями с идолами Ганеши, кульминацией которых является погружение в воду. Считается, что бог, пришедший в земное царство на Ганеша Чатурти, после погружения возвращается в свою небесную обитель. Празднование Ганеша Чатурти также указывает на значение цикла рождения, жизни и смерти. Считается, что когда идола Ганеши выносят для погружения, он уносит с собой и различные препятствия дома и эти препятствия разрушаются вместе с погружением. Каждый год люди с большим нетерпением ждут праздника Ганеша Чатурти. [51]
Домашний праздник
[ редактировать ]В Махараштре Ганеш Чатурти известен как Ганешотсав. Во время фестиваля семьи устанавливают маленькие глиняные мурти для поклонения. [52] Дома подготовка к фестивалю включает в себя закупку предметов или аксессуаров для пуджи за несколько дней и заказ мурти Ганеша уже за месяц (у местных мастеров). Мурти приносят домой либо накануне, либо в день самого Ганеша Чатурти. Перед установкой идола семьи украшают небольшую чистую часть дома цветами и другими яркими предметами. Когда Мурти устанавливается, его и его святыню украшают цветами и другими материалами. В день фестиваля церемония установки глиняного мурти в определенный благоприятный период дня проводится (идола) вместе с пением священных мантр и пуджей, включая бхаджаны. Мурти поклоняются утром и вечером с подношениями цветов, дурвы (пучков молодой травы), каранджи и модаков (неочищенного пальмового сахара и кокосовой стружки, завернутых в клецки из рисовой муки). [4] [53] Поклонение заканчивается пением аарти в честь Ганеши, других богов и святых.
маратхи- аарти « Сукхакарта Дукхарта », сочиненная святым 17-го века Самартом Рамдасом . В Махараштре поется [54] Семейные традиции расходятся во мнениях относительно того, когда следует заканчивать праздник. Домашние торжества заканчиваются после 1 + 1 ⁄ 2 , 3, 5, 7 или 11 дней. В это время Мурти торжественно подносят к водоему (например, озеру, реке или морю) для погружения. В Махараштре Ганешотсав также включает в себя другие фестивали, а именно Харталику и фестиваль Гаури, первый соблюдается женщинами с постом за день до Ганеша Чатурти, а второй - с установкой Муртиса Гауриса. [55] В некоторых общинах, таких как Читпаван и CKP , галька, собранная с берега реки, установлена как изображение Гаури. [56]
В Гоа Ганеш Чатурти известен как Чават на языках Конкани и Параб или Парва («благоприятный праздник»); [57] в третий день лунного месяца Бхадрапада . он начинается В этот день Парвати и Шиве. постящиеся женщины поклоняются [58] Во время ритуалов играют на таких инструментах, как гумоты , крэш-цимбалы (ताळ(таал) в Конкани) и пахавадж (индийский бочкообразный двуглавый барабан). [59] На следующий день отмечается праздник урожая Навиачи Панчам; свежесобранный рис приносят домой с полей (или из храмов) и пуджу проводят . Сообщества, которые обычно едят морепродукты, воздерживаются от этого во время фестиваля. [58]
В Карнатаке фестиваль Гоури предшествует Ганеш Чатурти, и люди по всему штату желают друг другу добра. В Андхра-Прадеше Ганеша Мурти из глины ( Матти Винаякуду ) и куркумы ( Сиддхи Винаякуду ) обычно поклоняются дома с гипсом Пэрис Мурти. [ нужна ссылка ]
Публичное празднование
[ редактировать ]Публичные празднования фестиваля пользуются популярностью и организуются местными молодежными группами, соседскими ассоциациями или группами торговцев. Средства на проведение общественного праздника собираются от членов ассоциации, организующей праздник, местных жителей и бизнеса. [60] Идолы Ганеши и сопровождающий их Мусти устанавливаются во временных убежищах, известных как мандапы или пандалы. Публичная подготовка начинается за несколько месяцев. Создание Мурти в Махараштре обычно начинается с «Падья пуджи» или поклонения стопам Ганеши. Мурти привозят в «пандалы» за день или за день до начала фестиваля. Пандалы имеют тщательно продуманный декор и освещение. [61]
Фестиваль включает в себя культурные мероприятия, такие как пение, театральные и оркестровые выступления, а также общественные мероприятия, такие как бесплатные медицинские осмотры, места сдачи крови и пожертвования бедным. Ганеш Чатурти, помимо своих религиозных аспектов, представляет собой важную экономическую деятельность в Мумбаи , Пуне , Нагпуре , Нашике , Колхапуре , Аурангабаде , Индауре , Сурате , Хайдарабаде , Вишакхапатнаме , Бангалоре , Ченнаи и Курнуле . Многие художники, отрасли и предприятия зарабатывают значительную часть своего существования на фестивале, который является сценой для начинающих артистов. В празднике также принимают участие представители других религий. [62] [63] [64]
В Тамилнаде фестиваль, также известный как Винаяка Чатурти или Пиллаяр Чатурти , приходится на четвертый день после новолуния в месяце Авани по тамильскому календарю. Идолы обычно изготавливаются из глины или папье-маше . [65] с тех пор, как идолы из гипса Парижа были запрещены правительством штата, [66] [67] но часто сообщается о нарушениях этого правила. [68] Идолы также изготавливаются из кокосов и других органических продуктов. Им поклоняются в течение нескольких дней в пандалах, а их погружают в Бенгальский залив в следующее воскресенье . В Керале фестиваль также известен как Ламбудхара Пираналу , который приходится на месяц Чингам . [69] В Тируванантапураме процессия марширует от храма Пажавангади Ганапати до пляжа Шанкумугам с высоким мурти Ганеши, сделанным из органических продуктов и молока, погруженным в море. [70]
В известных храмах
[ редактировать ]В храме Варасидхи Винаяка Свами в Канипакаме , штат Андхра-Прадеш, ежегодные брахмотсавамы будут отмечаться в течение 21 дня, начиная со дня Винаяка Чавити. В эти дни процессийное божество Винаяки (Ганеш) будет сопровождаться процессией по разным ваханамам среди большого количества паломников по всей стране. [71]
Праздник за пределами Индии
[ редактировать ]В Пакистане празднование Ганеша Чатуртхи проводит Шри Махараштра Панчаят, организация махараштрийцев в Карачи. [72]
Ганеш Чатурти празднуется в Великобритании британским индуистским населением, проживающим там. Общество индуистской культуры и наследия, организация из Саутхолла , впервые прославило Ганеша Чатурти в Лондоне в 2005 году в индуистском храме Вишва; и идол был погружен в Темзу на пирсе Патни. [ нужна ссылка ] . Еще один праздник, организованный группой гуджаратцев , прошел в Саутенд-он-Си и собрал около 18 000 преданных. [73] Ежегодные торжества также проводятся на реке Мерси в Ливерпуле . [74] [75] в Северном море в Клактон-он-Си, [76] и озеро Калдекотт в Милтон-Кинсе. [77]
Фестиваль Ганеши в Филадельфии — один из самых популярных праздников Ганеша Чатурти в Северной Америке. [78] его также отмечают в Канаде (особенно в районе Торонто ), столичном регионе Детройта и Государственном университете Уэйна, на Маврикии, в Малайзии и Сингапуре. Фестиваль Маврикия берет свое начало в 1896 году. [79] и правительство Маврикия объявило его государственным праздником. [80] В Малайзии и Сингапуре фестиваль более известен как Винаягар Чатурти из-за большого количества индуистского меньшинства, говорящего на тамильском языке. [81]
В Гане этнические африканские индуисты празднуют Ганеш Чатурти. [82]
Продукты питания
[ редактировать ]Основное сладкое блюдо во время фестиваля — модак ( модак на маратхи и конкани, модакам или кудуму на телугу , модака или кадубу на каннаде , кожакатта или модаккам на малаялам и кожукаттай или модагам на тамильском языке ). Модак — это клецки из рисовой или пшеничной муки, начиненные тертым кокосом, неочищенным пальмовым сахаром, сухофруктами и другими приправами, приготовленные на пару или обжаренные. Еще одно популярное сладкое блюдо — каранджи ( карджикай на каннаде ), похожее на модак по составу и вкусу, но имеющее полукруглую форму. Это сладкое блюдо в Гоа называется Неври и является синонимом фестиваля Ганеша среди гоанцев и диаспоры конкани . [83]
В Андхра-Прадеше и Телангане модак , ладду , вундраллу (приготовленные на пару шарики из рисовой муки грубого помола), панакам (напиток со вкусом неочищенного пальмового сахара, черного перца и кардамона), вадапаппу (замоченная мунг чечевица ) и чаливиди (приготовленная рисовая мука). и смесь пальмового сахара) предлагаются Ганеше. Эти подношения известны как найведья , и на тарелке модака традиционно помещается 21 кусочек сладости. В Гоа модак и версия идли гоанская ( санна ). популярен [84]
Панчакаджая — это подношение Господу Ганеше во время этого фестиваля в некоторых частях Карнатаки. Это смесь сушеного кокоса, жареного порошка бенгальского грамма, сахара, топленого масла и кунжута. разные версии панчакаджая Создаются жареный бенгальский грамм, зеленый грамм, жареный чана дал ( путани ) или аваль. . Можно использовать [85]
Воздействие на окружающую среду
[ редактировать ]В 2004 году Высокий суд Мадраса постановил, что погружение идолов Ганеши в воду является незаконным, поскольку оно содержит химические вещества, загрязняющие морскую воду. [86] В Гоа продажа гипсовых идолов Ганеши была запрещена правительством штата, а празднующим рекомендуется покупать традиционные глиняные идолы, изготовленные вручную. [87] Недавние инициативы по изготовлению традиционных глиняных идолов Ганеши в Хайдарабаде были спонсированы Советом по контролю за загрязнением штата Андхра-Прадеш . [88] [89] Забота об окружающей среде также заставляет людей в Гуджарате выбирать идолов Ганеши, сделанных из смеси коровьего навоза и глины. Организация, производящая их, продает их как «Ведические идолы Ганеши». [90]
Из-за экологических проблем некоторые семьи теперь избегают водоемов и позволяют глиняным муртисам разлагаться в бочке с водой дома. Через несколько дней глину раскладывают в саду. В некоторых городах для погружения используется общественный экологически чистый процесс. [91]
Галерея
[ редактировать ]- Идол Ганеши в доме во время фестиваля
- GSB Сарваяник Ганешотсав Самити Шри Рам Мандир, Вадала Мумбаи
- Шествие Лалбаугчи Раджи в Мумбаи
- Шествие в Пуне
- Шествие в Сурате
- Погружение в море, Ченнаи
- Погружение кумиров в Бангалоре
- Праздник в Пуне
- Джуинагарча-Раджа Нави Мумбаи
- Хасбаг Раджа Белгаум
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Превращение Ганеша Чатурти в крупное ежегодное религиозное и политически значимое шествие началось в 1894 году. По словам Аслама Сайеда, ритуал погружения в Ганеша Мурти в западных штатах Индии, возможно, разросся из-за ежегодного сбора и шествия мусульман-шиитов в Мухарраме. было разрешено колониальным британским правительством в 19 и начале 20 века, и после ритуального оплакивания смерти имама 7 века они погружали Тазию (Табуты) в реку или океан. [38] Индусы расширили свои шествия Ганеши, прогуливаясь по улицам, радостно танцуя и читая стихи из Священных Писаний, и завершили свое шествие церемониальным погружением Ганеши. Колониальное британское правительство попыталось ввести лицензию на шествие только для мусульман, что индуистские лидеры представили как свидетельство дискриминационного притеснения со стороны мусульман и британцев. Индуистские лидеры, такие как Тилак, игнорировали любые попытки выборочно остановить собрания индуистских общин и шествия, связанные с Ганешем Чатурти. [38] [39] Право на организацию шествий и ритуалов погружения в воду Тазии для мусульман и Ганеша для индуистов с тех пор остается религиозным и равноправным вопросом, особенно когда религиозные календари совпадают. [40] [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальный портал Индии» . www.india.gov.in . Проверено 28 апреля 2022 г.
- ^ «Календарь | Национальный портал Индии» . www.india.gov.in . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ганеш Чатурти: Индуистский фестиваль , Британская энциклопедия (2014)
- ^ Перейти обратно: а б Дарра Гольдштейн (2015). Оксфордский справочник сахара и сладостей . Издательство Оксфордского университета. стр. 82, 254, 458. ISBN. 978-0-19-931361-7 .
- ^ КТ Ачая (2001). Исторический словарь индийской кухни . Издательство Оксфордского университета. стр. 68–69, 132. ISBN. 978-0-19-565868-2 .
- ^ «Ганеш Чатурти 2019 в Индии – даты и карта» . rove.me . 17 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Патрик Тейлор; Фредерик И. Кейс (2013). Энциклопедия карибских религий . Издательство Университета Иллинойса. п. 332. ИСБН 978-0-252-09433-0 .
- ^ Герас 1972 , с. 58.
- ^ Гетти 1936 , с. 5.
- ^ Лоуренс А. Бэбб (1975). Божественная Иерархия: популярный индуизм в Центральной Индии . Издательство Колумбийского университета. стр. 62–63 . ISBN 978-0-231-08387-4 .
- ^ Рамеш Датт Рамдоял (1990). Фестивали Маврикия . Издания l'Océan Indien. стр. 21–22.
- ^ «Фестивали, культурные мероприятия и праздники на Маврикии» . Управление по туризму Маврикия. Архивировано из оригинала 20 января 2012 года . Проверено 28 января 2012 г.
- ^ «Ганеш Чатурти – ФОТОКОНКУРС: МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИГРАЦИИ И ГРАНИЦЫ» . exploregacion.cchs.csic.es .
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Розен. стр. 237, 697. ISBN. 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Ройина Греваль (2009). Книга Ганеши Книги о пингвинах. стр. 100-1 143–146. ISBN 978-0-14-306760-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл 1983 , стр. 99–102.
- ^ Ригведа Мандала 2 , шлока 2.23.1, Wikisource, Цитата: Мы предлагаем вам Ганешу, повелителя воинств , поэта поэтов, самого известного из всех. О повелитель брахманов, старший царь брахманов, пожалуйста, услышь от нас новости о жертвоприношении. Перевод см. в Grimes (1995), стр. 17–19
- ^ Оригинал на санскрите: Ни Шу Сида, о Господь Ганов, среди воинств говорят, что Ты - самый брамин среди поэтов. Нагд Что делается кроме тебя в лесу? – Ригведа 10.112.9; Викиисточник
- ^ Ален Даниэлу (1954), Значение Ганапати, Бюллетень библиотеки Адьяра XV III. Мадрас: Санви!! Библиотека Адьяра, стр. 110–11.
- ^ Граймс 1995 , стр. 17–19, 201.
- ^ Майкл 1983 , стр. 107–09.
- ^ Майкл 1983 , стр. 109–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Капур, Субодх (2002). Индийская энциклопедия . Публикации Космо. п. 2514. ИСБН 978-81-7755-257-7 .
- ^ Опыт индуизма: Очерки религии в Махараштре ; Под редакцией Элеоноры Зеллиот, Максин Бернтсен, стр. 76–94 («Фестиваль Ганеши в Махараштре: некоторые наблюдения» Пола Б. Кортрайта); 1988 год; СУНИ Пресс; ISBN 088706664X
- ^ Барноу, Виктор. «Изменение характера индуистского фестиваля». Американский антрополог 56, вып. 1 (1954): 74–86. http://www.jstor.org/stable/664633 .
- ^ Перейти обратно: а б Пол Б. Кортрайт (1985). Ганеша . Издательство Оксфордского университета. стр. 230–37. ISBN 978-0-19-503572-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Тримбак Вишну Парвате (1958). Бал Гангадхар Тилак: повествовательный и интерпретирующий обзор его жизни, карьеры и современных событий . Навадживан. стр. 96–102.
- ^ Сохони, Ашутош (2011). «Храм Ганеша в Тасгаоне: апофеоз храмовой архитектуры маратхов». Исследования Южной Азии . 27 (1). Информа UK Limited: 51–73. дои : 10.1080/02666030.2011.556011 . S2CID 154444431 .
- ^ Перейти обратно: а б Кристиан Рой (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 178–80. ISBN 978-1-57607-089-5 .
- ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. п. 76 . ISBN 978-0-520-02407-6 .
- ^ Робин Джеффри (1990). Индия: восстание против республики, избранные произведения 1857–1990 гг . Стирлинг. стр. 40–41. ISBN 978-8120711075 .
- ^ Каур, Р. (2003). Перформативная политика и культуры индуизма: публичное использование религии в западной Индии. Anthem Press, стр. 38–48.
- ^ Меткалф, Томас Р.; Меткалф, Барбара Дейли (26 ноября 2001 г.). Краткая история Индии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-63027-4 . , Меткалф и Меткалф, с. 150.
- ^ Момин, А.Р., Наследие Г.С. Гурье: столетний праздничный сборник , стр. 95.
- ^ Браун, Роберт Л. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 9. ISBN 0-7914-0657-1 .
- ^ О Тилаке как о первом, кто использовал большие публичные изображения в мандапасах (павильонах или палатках), см.: Thapan, p. 225. Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN 81-7304-195-4 .
- ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. п. 75 со сноской 1. ISBN. 978-0-520-02407-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Аслам Сайед (2014). Дэвид Джонс; Мишель Марион (ред.). Динамика культурного контрапункта в азиатских исследованиях . СУНИ Пресс. стр. 97–98. ISBN 978-1-4384-5191-6 .
- ^ Шабнум Теджани (2008). Индийский секуляризм: социальная и интеллектуальная история, 1890–1950 гг . Издательство Университета Индианы. стр. 100-1 58–61. ISBN 978-0-253-22044-8 .
- ^ 2-часовая передышка с погружением HC для домашних пудж The Times of India (7 октября 2016 г.).
- ^ Питер ван дер Веер (2015). Справочник по религии и азиатским городам: стремления и урбанизация в XXI веке . Издательство Калифорнийского университета. стр. 95–100. ISBN 978-0-520-96108-1 .
- ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. С. 70–73 . ISBN 978-0-520-02407-6 .
- ^ Ричард И. Кэшман (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Издательство Калифорнийского университета. С. 75–77 . ISBN 978-0-520-02407-6 .
- ^ Кэшман, Ричард И. (1975). Миф о Локаманья Тилаке и массовая политика в Махараштре . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 75–91 . ISBN 0-520-02407-9 .
- ^ «О рвении и традициях» . Таймс оф Индия . ТОЙ. 29 августа 2008 года . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ «Проклятой Луне поклоняются в день Чаурчана, знайте ее значение, историю и благоприятное время. Джансатта» . www.jansatta.com (на хинди) . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Раджеш (10 сентября 2021 г.). «Фестиваль Чаурчан 2021: Чаурчан Пуджа отмечается в день Ганеша Чатурти в Бихаре, знайте, что такое Чандра Дош» . Живые города . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ «Объяснение ритуалов» . thehindutemple.org . Проверено 21 сентября 2015 г.
- ^ Колте, Р.Р., Кулкарни, Р.С., Шинде, П.В., Падвекар, Х.К., Магадум, В.Г. и Апате, С.А., Исследования этномедицинских растений, используемых по случаю фестивалей, с особым упором на район Ратнагири штата Махараштра [1] .
- ^ «Изготовитель ладду из Андхры намерен побить собственный рекорд Гиннеса с ладду весом 8000 кг» . Ежедневные новости и анализ Индии . 16 сентября 2015 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
... готов к доставке завтра к Ганешу Мурти высотой 80 футов, установленному Ассоциацией комплексного социального обеспечения Вишакхи при поддержке NRI в районе Гаджувака в Вишакхапатнаме.
- ^ Саху, Маниш (21 августа 2020 г.). «Какова история традиции Ганеша Висарджана?» . Времена Индии .
- ^ «Основной путеводитель по фестивалю Ганеши в Индии» . TripSavvy .
- ^ Шарма, Уша (2008). Фестивали в индийском обществе (набор из 2 томов) . Нью-Дели: публикации Mittal. п. 144. ИСБН 978-81-8324-113-7 .
- ^ Шанбаг, Арун (2007). Прартхана: Книга индуистских псалмов . Арлингтон, Массачусетс: Арун Шанбаг. п. 163. ИСБН 978-0-9790081-0-8 .
- ^ Паттанаик, Девдатт (2011). 99 мыслей о Ганеше: [истории, символы и ритуалы любимого индийского божества с головой слона] . Мумбаи: Паб Jaico. п. 61. ИСБН 978-81-8495-152-3 . Проверено 29 августа 2016 г.
- ^ Бари, Прачи (2017). «Традиции со всей Махараштры сливаются, чтобы приветствовать Гаури в Пуне» . Индостан Таймс . № 30 август 2017 г. HT Media Limited . Проверено 28 августа 2019 г.
- ^ Гоа, Даман и Диу (Индия). Управление архивов, археологии и музеев. Пурабхилекх-пурататва: Журнал Управления архивов, археологии и музеев, Том 2 . Панаджи-Гоа: Управление, 1984. с. 94.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Ганеш Чатурхи или Човот» . goatourism.gov.in . Правительство Гоа . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Сингбал, Анвеша. «Возвращение местного ритма» . thegoan.net/ . Гоан. Архивировано из оригинала 26 августа 2014 года . Проверено 23 августа 2014 г.
- ^ Кортрайт, ПБ (1988). «Фестиваль Ганеши в Махараштре: некоторые наблюдения». Опыт индуизма: очерки религии в Махараштре , 84–86.
- ^ «Ганеш Чатуртхи 2020: информация о Пудже Видхи, Шубх Мухурат, Пост, Врат Катха и Ганпати Висарджан - Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Мусульмане Колхапура отмечают праздник Ганеша вместе с братьями-индуистами в мечети» . Онеиндия . 18 сентября 2010 г. Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ «Tv9 Гуджарат - индуистские мусульмане вместе празднуют Ганеш Чатурти, Ахмадабад» . TV9 (гуджарати).
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь ) - ^ «Индуистские и мусульманские семьи празднуют Ганеш-пуджу» . Индия сегодня. Заголовки сегодня. 24 августа 2009 года . Проверено 9 сентября 2015 г.
- ^ «Изготовители идолов в Мадурае обращаются к экологически чистым Ганешам» . Таймс оф Индия . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Правительственное постановление о правилах для Ганеша Чатурти не нарушает права, - говорит Мадрас ХК» . «Минута новостей» . 6 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Специальный корреспондент (24 августа 2017 г.). «Гипсовые идолы Парижа Ганеши запрещены» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Набег на идолов из парижского гипса» . Таймс оф Индия . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Ритуалы Ганеша Чатурти Пуджи» . ganeshchaturthigifts.com .
- ^ «ОМ ГАМ: ГАНАПАТАЙЕ НАМА» . Ganeshotsavam.org . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 17 сентября 2015 г.
- ^ «Все готово для храмового праздника Канипакам» . Ганс Индия . 4 сентября 2016 г. Проверено 7 сентября 2018 г.
- ^ Сутар, Камлеш Дамодар (13 сентября 2016 г.). «Карачи празднует Ганешотсав с большим энтузиазмом и рвением» . Индия сегодня . Проверено 18 декабря 2019 г.
- ^ «Тысячи людей пришли на индуистский фестиваль на Ист-Бич в Шубери» . Саутенд Стандарт . 1 сентября 2009 года . Проверено 25 сентября 2015 г.
Считается, что на мероприятии присутствовало до 18 000 человек со всего Эссекса, Кента, Миддлсекса, Лондона, Мидлендса и даже Индии.
Альтернативная ссылка - ^ «Река знаменует собой религиозную церемонию» . bbc.co.uk. Новости Би-би-си. 14 сентября 2008 г.
- ^ «Ливерпульское эхо: последние новости Ливерпуля и Мерсисайда, спорт и все происходящее» . ливерпулехо .
- ^ «Красочные индуистские праздники с публичным шествием возвращаются на побережье» . Клактон и Фринтон Газетт . 14 сентября 2023 г. Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ «Ганеш Утсав Самити Милтон Кейнс» . Ганеш Утсав Самити, Милтон Кейнс . Проверено 27 сентября 2023 г.
- ^ Кальяна Раманатан; Индира Каннан (11 сентября 2010 г.). «Иногородние боги» . Бизнес-стандарт . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Маврикий берет выходной в честь Ганеша Чатурти» . aglobalworld.com . Архивировано из оригинала 5 декабря 2017 года . Проверено 29 мая 2017 г.
- ^ Эйзенлор, Патрик (2006). Маленькая Индия: диаспора, время и этнолингвистическая принадлежность на индуистском Маврикии . Издательство Калифорнийского университета. п. 153. ИСБН 9780520248793 . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Индусы празднуют Винаягар Чатурти» . Малазийская Таймс . 9 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 29 августа 2017 года . Проверено 14 октября 2015 г.
- ^ «Ганпати заседает каждый год в Гане, Африка, «Баппу» встречают с помпой вот уже 50 лет » . Zee News (на хинди). 11 сентября 2019 года . Проверено 4 апреля 2020 г.
- ^ «Праздник фестиваля Ганеш Чатурти охватывает Гоа» . Индийский экспресс . ПТИ. 29 августа 2014 года . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Справочник союзной территории Гоа, Даман и Диу: окружной справочник, Том 1 . Гоа, Даман и Диу (Индия). Отдел справочника, 1979. с. 258.
- ^ Ферро-Луцци, GE , 1977. «Логика предложений еды в Южной Индии». Антропос , (H. 3./4), стр. 529–56.
- ^ «Погружение в Ганешу признано незаконным» . bbc.co.uk. BBC News – Южная Азия. 8 сентября 2004 г.
- ^ Специальный корреспондент (29 августа 2013 г.). «Гоа запрещает лепить парижских идолов Ганеши» . Индус .
- ^ «Экологически чистый Ганеша» . chakranews.com . 21 октября 2011 г.
- ^ «Погружение в Ганешу: кампания по повышению осведомленности о храме находит много желающих» . Индус . 11 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2006 г.
- ^ Саху, Маниш (21 августа 2020 г.). «Ганеш Чатурти 2020: Художники создают из коровьего навоза «ведических» идолов Ганпати в Гуджарате» . хиндустантаймс .
- ^ Жа, Багиш К. (20 сентября 2013 г.). «Экологичный «Ганеш Висарджан» спасает воду и почву от загрязнения в Индауре» . Таймс оф Индия . Проверено 12 февраля 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Гетти, Алиса (1936). Ганеша: Монография о Боге со слоновьим лицом (переиздание 1992 г.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-8121503778 .
- Граймс, Джон А. (1995), Ганапати: Песня о себе , Серия SUNY по религиоведению, Олбани: State University of New York Press, ISBN 0-7914-2440-5
- Герас, Х. (1972), Проблема Ганапати , Дели: Дом индологической книги.
- Майкл, С.М. (1983). «Происхождение культа Ганапати» (PDF) . Азиатское фольклористика . 42 (1): 91–116. дои : 10.2307/1178368 . JSTOR 1178368 . Альтернативная ссылка
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ганешем Чатурти , на Викискладе?