Древние египетские мифы о сотворении мира
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Древнеегипетские мифы о сотворении мира – это древнеегипетские рассказы о сотворении мира . Тексты пирамид , украшения стен гробниц и письмена, относящиеся к Древнему царству (ок. 2700–2200 гг. до н. э.), предоставили большую часть информации о древнеегипетских мифах о сотворении мира. [ 1 ] Эти мифы также составляют самые ранние записанные религиозные сборники в мире. [ 2 ] У древних египтян было много богов-творцов и связанных с ними легенд. Таким образом, мир или, точнее, Египет был создан по-разному в разных частях древнего Египта. [ 3 ] Некоторые версии мифа указывают на плевание , другие на мастурбацию как акт творения. Самый ранний бог, Ра и/или Атум (оба являлись богами- создателями / солнцем ), вышел из хаотического состояния мира и породил Шу ( воздух ) и Тефнут ( влага ), от союза которых произошли Геб ( земля ) и Нут. ( небо ), который в свою очередь создал Осириса , Исиду , Сета и Нефтиду . Расширением этой базовой структуры стал миф об Осирисе, в котором фигурировали Осирис, его супруга Исида и их сын Гор . Убийство Осириса Сетом и последующая борьба за власть, выигранная Гором, послужили мощным повествованием, связывающим древнеегипетскую идеологию царской власти с сотворением космоса.
Во всех этих мифах говорилось, что мир возник из бесконечного, безжизненного моря, когда солнце впервые взошло, в далекий период, известный как zp tpj (иногда транскрибируемый как Зеп Тепи), «первый случай». [ 4 ] Различные мифы приписывали создание разным богам: совокупности из восьми первобытных божеств, называемых Огдоадой , созерцательному божеству Птаху и загадочному, трансцендентному богу Амуну . Хотя эти разные космогонии в некоторой степени конкурировали, в других отношениях они дополняли друг друга, как разные аспекты египетского понимания творения.
Общие элементы
[ редактировать ]Различные мифы имеют некоторые общие элементы. Все они считали, что мир возник из безжизненных вод хаоса, называемого Ну . Среди них также был курган в форме пирамиды, называемый бенбен , который первым появился из воды. разливом реки Нил Эти элементы, вероятно, были вызваны ежегодным ; отступающие паводковые воды оставили после себя плодородную почву, и египтяне, возможно, приравнивали это к возникновению жизни из первобытного хаоса. Образ пирамидального холма возник из самых высоких земляных холмов, возникающих по мере отступления реки. [ 5 ]
Солнце также было тесно связано с творением, и считалось, что оно первым поднялось из кургана как главный бог солнца Ра или как бог Хепри , который олицетворял недавно взошедшее солнце. [ 6 ] Существовало множество версий появления солнца, и говорили, что оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка. [ 6 ] [ 7 ]
Другим общим элементом египетской космогонии является знакомая фигура космического яйца , заменителя первобытных вод или первобытного кургана. Один из вариантов версии космического яйца учит, что бог Солнца, как первобытная сила, вышел из первобытного кургана, стоявшего в хаосе первобытного моря. [ 8 ]
Космогонии
[ редактировать ]Каждый из различных рассказов о творении был связан с культом определенного бога в одном из крупнейших городов Египта: Гермополисе , Гелиополе , Мемфисе и Фивах . [ 9 ] В некоторой степени эти мифы представляют собой конкурирующие теологии, но они также представляют различные аспекты процесса творения. [ 10 ]
Гермополь
[ редактировать ]Миф о творении, пропагандируемый в городе Гермополисе, фокусировался на природе Вселенной до сотворения мира. Качества, присущие первобытным водам, были представлены набором из восьми богов, называемых Огдоадами . Богиня Наунет и ее коллега-мужчина Ну олицетворяли саму стоячую первобытную воду; Ха и его коллега Хауэ олицетворяли бесконечность воды; Кек и Каукет олицетворяли тьму, присутствующую внутри него; а Амон и Амаунет представляли его скрытую и непознаваемую природу, в отличие от осязаемого мира живых. Первобытные воды сами по себе были частью процесса творения, поэтому представляющие их божества можно было рассматривать как богов-творцов. [ 10 ] Согласно мифу, восемь богов изначально были разделены на мужскую и женскую группы. [ 11 ] Их символически изображали как водных существ, поскольку они обитали в воде: самцы изображались в виде лягушек, а самки — в виде змей . [ 12 ] Эти две группы в конечном итоге сошлись, что привело к большому перевороту, в результате которого образовался пирамидальный курган. Из него появилось солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир. [ 13 ]
Гелиополис
[ редактировать ]В Гелиополе творение приписывали Атуму , божеству, тесно связанному с Ра, которое, как говорили, существовало в водах Ну как инертное потенциальное существо. Атум был самопорожденным богом, источником всех элементов и сил в мире, и гелиопольский миф описывал процесс, посредством которого он «эволюционировал» из единого существа в это множество элементов. [ 14 ] [ 15 ] Процесс начался, когда на кургане появился Атум и породил бога воздуха Шу и его сестру Тефнут , [ 16 ] чье существование представляло собой появление пространства среди вод. [ 17 ] Чтобы объяснить, как Атум сделал это, в мифе используется метафора мастурбации , причем рука, которую он использовал в этом акте, представляет собой присущее ему женское начало. [ 18 ] Также говорят, что он «чихнул» и «плюнул», чтобы создать Шу и Тефнут - метафора, возникшая из каламбуров над их именами. [ 19 ] Затем Шу и Тефнут соединились, чтобы создать бога земли Геба и богиню неба Нут , которые определили границы мира. [ 20 ] Геб и Нут, в свою очередь, родили четверых детей, которые олицетворяли силы жизни: Осириса , бога плодородия и возрождения; Исида , богиня материнства; Сет , бог хаоса; и Нефтида , богиня защиты. Таким образом, миф представлял собой процесс, благодаря которому жизнь стала возможной. Эти девять богов теологически были объединены в Эннеаду , но восемь меньших богов и все остальные существа в мире в конечном итоге рассматривались как продолжения Атума. [ 21 ] [ 22 ]
Мемфис
[ редактировать ]Мемфисская версия творения была сосредоточена на Птахе , который был богом-покровителем ремесленников. Таким образом, он олицетворял способность мастера представить готовый продукт и придать форму сырью для создания этого продукта. Мемфисская теология гласила, что Птах аналогичным образом создал мир. [ 23 ] В отличие от других египетских творений, это было не физическое, а интеллектуальное творение Слова и Разума Бога. [ 24 ] Идеи, развивавшиеся в сердце Птаха (которое египтяне считали вместилищем человеческой мысли), обрели форму, когда он назвал их своим языком. Произнося эти имена, Птах создал богов и все остальное. [ 25 ]
Миф о сотворении Мемфита сосуществовал с мифом о Гелиополе , поскольку считалось, что творческая мысль и речь Птаха вызвали формирование Атума и Эннеады . [ 26 ] Птах также был связан с Татьененом , богом, олицетворявшим пирамидальный курган. [ 25 ]
Фивы
[ редактировать ]Фиванская теология утверждала, что Амон был не просто членом Огдоады , но и скрытой силой, стоящей за всем сущим. Происходит объединение всех представлений о творении в личности Амона , синтез, который подчеркивает, как Амон превосходит всех других божеств в своем существе «за пределами неба и глубже подземного мира». [ 27 ] В одном фиванском мифе акт творения Амона сравнивался с криком гуся, который нарушил тишину первобытных вод и вызвал формирование Огдоады и Эннеады. [ 28 ] Амон был отделен от мира, его истинная природа была скрыта даже от других богов. Однако в то же время, поскольку он был высшим источником творения, все боги, включая других создателей, были просто аспектами Амона. Амон в конечном итоге стал верховным богом египетского пантеона . Благодаря этой вере [ 29 ]
Амон является синонимом роста Фив как крупной религиозной столицы. Но именно колонные залы, обелиски, колоссальные статуи, настенные рельефы и иероглифические надписи фиванских храмов позволяют нам получить истинное впечатление о превосходстве Амона. Фивы считались местом возникновения первобытного кургана в начале времен. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг 2010 , с. 102.
- ^ Харт 2004 , стр. 9.
- ^ Сетон-Уильямс 1999 , с. 6.
- ^ Аллен 2000 , с. 466.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 24, 27,30.
- ^ Jump up to: а б Аллен 2000 , с. 144.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 206-207.
- ^ Лиминг 2010 , с. 104.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 24-28.
- ^ Jump up to: а б Аллен 2000 , с. 126.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 27.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 78.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 27-28.
- ^ Аллен 2000 , с. 143-145.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 99-100.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 24.
- ^ Аллен 2000 , с. 145.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 18, 99.
- ^ Аллен 2000 , с. 143.
- ^ Аллен 2000 , с. 44.
- ^ Аллен 2000 , с. 144-145.
- ^ Уилкинсон 2003 , с. 99.
- ^ Аллен 2000 , с. 172-173.
- ^ Сетон-Уильямс 1999 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Флеминг и Лотиан 1997 , с. 25.
- ^ Аллен 2000 , с. 172.
- ^ Харт 2004 , с. 22.
- ^ Флеминг и Лотиан 1997 , с. 28-29.
- ^ Аллен 2000 , с. 182-183.
- ^ Харт 2004 , с. 22-24.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. (2000). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77483-7 .
- Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (1997). Путь в вечность: египетский миф . Амстердам: Издательство Дункана Бэрда. ISBN 0-7054-3503-2 .
- Харт, Джордж (2004). Египетские мифы . Остин, Техас: Техасский университет.
- Лиминг, Дэвид Адамс (2010). Мифы о сотворении мира Святой Варвар: ABC-CLIO. ISBN 978-1-59884-174-9 .
- Сетон-Уильямс, М.В. (1999). Египетские легенды и рассказы . США: Barnes & Noble Publishing.
- Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 206–207 . ISBN 0-500-05120-8 .