Jump to content

Древние египетские мифы о сотворении мира

(Перенаправлено с Зеп Тепи )
Солнце поднимается над круглым холмом творения, когда богини изливают первобытные воды . вокруг него

Древнеегипетские мифы о сотворении мира – это древнеегипетские рассказы о сотворении мира . Тексты пирамид , украшения стен гробниц и письмена, относящиеся к Древнему царству (ок. 2700–2200 гг. до н. э.), предоставили большую часть информации о древнеегипетских мифах о сотворении мира. [ 1 ] Эти мифы также составляют самые ранние записанные религиозные сборники в мире. [ 2 ] У древних египтян было много богов-творцов и связанных с ними легенд. Таким образом, мир или, точнее, Египет был создан по-разному в разных частях древнего Египта. [ 3 ] Некоторые версии мифа указывают на плевание , другие на мастурбацию как акт творения. Самый ранний бог, Ра и/или Атум (оба являлись богами- создателями / солнцем ), вышел из хаотического состояния мира и породил Шу ( воздух ) и Тефнут ( влага ), от союза которых произошли Геб ( земля ) и Нут. ( небо ), который в свою очередь создал Осириса , Исиду , Сета и Нефтиду . Расширением этой базовой структуры стал миф об Осирисе, в котором фигурировали Осирис, его супруга Исида и их сын Гор . Убийство Осириса Сетом и последующая борьба за власть, выигранная Гором, послужили мощным повествованием, связывающим древнеегипетскую идеологию царской власти с сотворением космоса.

Во всех этих мифах говорилось, что мир возник из бесконечного, безжизненного моря, когда солнце впервые взошло, в далекий период, известный как zp tpj (иногда транскрибируемый как Зеп Тепи), «первый случай». [ 4 ] Различные мифы приписывали создание разным богам: совокупности из восьми первобытных божеств, называемых Огдоадой , созерцательному божеству Птаху и загадочному, трансцендентному богу Амуну . Хотя эти разные космогонии в некоторой степени конкурировали, в других отношениях они дополняли друг друга, как разные аспекты египетского понимания творения.

Общие элементы

[ редактировать ]
Нун поднимает солнечную ладью с новорожденным солнцем из вод творения.

Различные мифы имеют некоторые общие элементы. Все они считали, что мир возник из безжизненных вод хаоса, называемого Ну . Среди них также был курган в форме пирамиды, называемый бенбен , который первым появился из воды. разливом реки Нил Эти элементы, вероятно, были вызваны ежегодным ; отступающие паводковые воды оставили после себя плодородную почву, и египтяне, возможно, приравнивали это к возникновению жизни из первобытного хаоса. Образ пирамидального холма возник из самых высоких земляных холмов, возникающих по мере отступления реки. [ 5 ]

Солнце также было тесно связано с творением, и считалось, что оно первым поднялось из кургана как главный бог солнца Ра или как бог Хепри , который олицетворял недавно взошедшее солнце. [ 6 ] Существовало множество версий появления солнца, и говорили, что оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или человеческого ребенка. [ 6 ] [ 7 ]

Другим общим элементом египетской космогонии является знакомая фигура космического яйца , заменителя первобытных вод или первобытного кургана. Один из вариантов версии космического яйца учит, что бог Солнца, как первобытная сила, вышел из первобытного кургана, стоявшего в хаосе первобытного моря. [ 8 ]

Космогонии

[ редактировать ]

Каждый из различных рассказов о творении был связан с культом определенного бога в одном из крупнейших городов Египта: Гермополисе , Гелиополе , Мемфисе и Фивах . [ 9 ] В некоторой степени эти мифы представляют собой конкурирующие теологии, но они также представляют различные аспекты процесса творения. [ 10 ]

Гермополь

[ редактировать ]
Изображение Огдоады с рельефа римской эпохи в храме Хатор в Дендере , на котором у некоторых головы лягушки , а у других - змеиные головы.

Миф о творении, пропагандируемый в городе Гермополисе, фокусировался на природе Вселенной до сотворения мира. Качества, присущие первобытным водам, были представлены набором из восьми богов, называемых Огдоадами . Богиня Наунет и ее коллега-мужчина Ну олицетворяли саму стоячую первобытную воду; Ха и его коллега Хауэ олицетворяли бесконечность воды; Кек и Каукет олицетворяли тьму, присутствующую внутри него; а Амон и Амаунет представляли его скрытую и непознаваемую природу, в отличие от осязаемого мира живых. Первобытные воды сами по себе были частью процесса творения, поэтому представляющие их божества можно было рассматривать как богов-творцов. [ 10 ] Согласно мифу, восемь богов изначально были разделены на мужскую и женскую группы. [ 11 ] Их символически изображали как водных существ, поскольку они обитали в воде: самцы изображались в виде лягушек, а самки — в виде змей . [ 12 ] Эти две группы в конечном итоге сошлись, что привело к большому перевороту, в результате которого образовался пирамидальный курган. Из него появилось солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир. [ 13 ]

Гелиополис

[ редактировать ]

В Гелиополе творение приписывали Атуму , божеству, тесно связанному с Ра, которое, как говорили, существовало в водах Ну как инертное потенциальное существо. Атум был самопорожденным богом, источником всех элементов и сил в мире, и гелиопольский миф описывал процесс, посредством которого он «эволюционировал» из единого существа в это множество элементов. [ 14 ] [ 15 ] Процесс начался, когда на кургане появился Атум и породил бога воздуха Шу и его сестру Тефнут , [ 16 ] чье существование представляло собой появление пространства среди вод. [ 17 ] Чтобы объяснить, как Атум сделал это, в мифе используется метафора мастурбации , причем рука, которую он использовал в этом акте, представляет собой присущее ему женское начало. [ 18 ] Также говорят, что он «чихнул» и «плюнул», чтобы создать Шу и Тефнут - метафора, возникшая из каламбуров над их именами. [ 19 ] Затем Шу и Тефнут соединились, чтобы создать бога земли Геба и богиню неба Нут , которые определили границы мира. [ 20 ] Геб и Нут, в свою очередь, родили четверых детей, которые олицетворяли силы жизни: Осириса , бога плодородия и возрождения; Исида , богиня материнства; Сет , бог хаоса; и Нефтида , богиня защиты. Таким образом, миф представлял собой процесс, благодаря которому жизнь стала возможной. Эти девять богов теологически были объединены в Эннеаду , но восемь меньших богов и все остальные существа в мире в конечном итоге рассматривались как продолжения Атума. [ 21 ] [ 22 ]

Мемфисская версия творения была сосредоточена на Птахе , который был богом-покровителем ремесленников. Таким образом, он олицетворял способность мастера представить готовый продукт и придать форму сырью для создания этого продукта. Мемфисская теология гласила, что Птах аналогичным образом создал мир. [ 23 ] В отличие от других египетских творений, это было не физическое, а интеллектуальное творение Слова и Разума Бога. [ 24 ] Идеи, развивавшиеся в сердце Птаха (которое египтяне считали вместилищем человеческой мысли), обрели форму, когда он назвал их своим языком. Произнося эти имена, Птах создал богов и все остальное. [ 25 ]

Миф о сотворении Мемфита сосуществовал с мифом о Гелиополе , поскольку считалось, что творческая мысль и речь Птаха вызвали формирование Атума и Эннеады . [ 26 ] Птах также был связан с Татьененом , богом, олицетворявшим пирамидальный курган. [ 25 ]

Фиванская теология утверждала, что Амон был не просто членом Огдоады , но и скрытой силой, стоящей за всем сущим. Происходит объединение всех представлений о творении в личности Амона , синтез, который подчеркивает, как Амон превосходит всех других божеств в своем существе «за пределами неба и глубже подземного мира». [ 27 ] В одном фиванском мифе акт творения Амона сравнивался с криком гуся, который нарушил тишину первобытных вод и вызвал формирование Огдоады и Эннеады. [ 28 ] Амон был отделен от мира, его истинная природа была скрыта даже от других богов. Однако в то же время, поскольку он был высшим источником творения, все боги, включая других создателей, были просто аспектами Амона. Амон в конечном итоге стал верховным богом египетского пантеона . Благодаря этой вере [ 29 ]

Амон является синонимом роста Фив как крупной религиозной столицы. Но именно колонные залы, обелиски, колоссальные статуи, настенные рельефы и иероглифические надписи фиванских храмов позволяют нам получить истинное впечатление о превосходстве Амона. Фивы считались местом возникновения первобытного кургана в начале времен. [ 30 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс П. (2000). Среднеегипетский: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-77483-7 .
  • Флеминг, Фергюс; Лотиан, Алан (1997). Путь в вечность: египетский миф . Амстердам: Издательство Дункана Бэрда. ISBN  0-7054-3503-2 .
  • Харт, Джордж (2004). Египетские мифы . Остин, Техас: Техасский университет.
  • Лиминг, Дэвид Адамс (2010). Мифы о сотворении мира Святой Варвар: ABC-CLIO. ISBN  978-1-59884-174-9 .
  • Сетон-Уильямс, М.В. (1999). Египетские легенды и рассказы . США: Barnes & Noble Publishing.
  • Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон. стр. 206–207 . ISBN  0-500-05120-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 172124e0fcb31ee8b2de32d7e32006ae__1719890040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/ae/172124e0fcb31ee8b2de32d7e32006ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Egyptian creation myths - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)