Tupolev Tu-154
TU-154 | |
---|---|
![]() Иран Airtour TU-154 | |
Общая информация | |
Тип | Узкий реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз и Российская Федерация |
Производитель | Aviakor |
Дизайнер | |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Российские аэрокосмические силы |
Номер построен | 1,026 |
История | |
Производится | 1968–2013 [ 1 ] |
Дата введения | 7 февраля 1972 года с Aeroflot |
Первый полет | 4 октября 1968 года |
Варианты | Tupolev Tu-155 |
Tupolev TU-154 ( русский : Typolev ty-154 ; Nato Reporting naming : « Небрежный ») представляет собой трехмоторный средний изготовленный , с узким телом авиалайнер разработанный в середине 1960-х годов и Tupolev . Рабочая лошадка советских и (впоследствии) российских авиакомпаний в течение нескольких десятилетий, она несла половину всех пассажиров, которые летали Aeroflot и ее дочерними компаниями (137,5 миллиона/год или 243,8 миллиарда пассажиров в 1990 году), оставшиеся стандартный авиалайлер по домашнему автобусе России. и бывшие советские государства до середины 2000-х годов. Он был экспортирован в 17 неруссийских авиакомпании и использовался в качестве главы штата транспортом воздушными силами нескольких стран.
Самолет имеет крейсерскую скорость 850 км/ч (460 кН; 530 миль в час) [ 2 ] и диапазон 5280 км (3280 миль). Способный работать с грунтовых и гравийных аэродромов с только основными объектами, он широко использовался в экстремальных арктических условиях северных/восточных регионов России, где другие авиалайнеры не могли работать. Первоначально предназначенный для 45 000-часового срока службы (18 000 циклов), но способный на 80 000 часов с модернизацией, ожидалось, что он будет продолжаться до 2016 года, хотя правила шума ограничивают рейсы в Западную Европу и другие регионы.
Разработка
[ редактировать ]
TU-154 был разработан для удовлетворения потребностей Aeroflot, чтобы заменить TU гидроцикл -104 и Antonov AN-10 и Ilyushin IL-18 турбовинтовых . Требования, предусматривающие либо пропускную способность 16–18 т (35 000–40 000 фунтов), с диапазоном 2 850–4 000 км (1540–2160 нми) во время круиза со скоростью 900 км/ч (490 кН) или полезной нагрузки 5,8 T (13 000 фунтов) с диапазоном 5 800–7 000 км (3100–3800 нм) во время круиза при 850 км/ч (460 кН). Расстояние взлета 2600 м (8500 футов) при максимальном весе взлета также было предусмотрено в качестве требования. Концептуально похож на британского Хоукера Сиддели Тридент , который впервые пролетел в 1962 году, и американский Boeing 727 , который впервые пролетел в 1963 году, TU-154 среднего уровня продавался Tupolev в то же время, когда Ильюшин маркетинг своего долгосрочных Ilyushin IL-62 . Советское министерство авиационной промышленности выбрало TU-154, поскольку оно включило в себя новейший в дизайне советских самолетов и лучшие ожидаемые требования Aeroflot в 1970-х и 1980-х годах. [ 3 ]
Первым руководителем проекта был Сергей Йегер ; В 1964 году Дмитрий С. Марков занял эту позицию. В 1975 году роль ведущей проекта была передана Александру С. Шенгардту . [ 4 ]
TU-154 впервые пролетел 4 октября 1968 года. Первые поставки в Aeroflot были в 1970 году с услугами грузовых (почтовых), начиная с мая 1971 года и пассажирские услуги в феврале 1972 года. Ограниченное производство модели 154 м все еще происходило по состоянию на январь 2009 года, Несмотря на предыдущие объявления о конце производства в 2006 году. [ 5 ] В общей сложности было построено 1025 TU-154, 214 из которых все еще находились в эксплуатации по состоянию на 14 декабря 2009 года. [ 6 ] Последний сериал TU-154 был доставлен в российское министерство обороны 19 февраля 2013 года [ 7 ] С фабрики Aviakor, оснащенной модернизированной авионикой, VIP -интерьером и набором коммуникаций. На заводе есть четыре незаконченных планера в его инвентаре, которые могут быть выполнены, если будут получены новые заказы. [ 8 ]
Дизайн
[ редактировать ]
TU-154 оснащен тремя задними турбомированными двигателями с низким баллом , расположенными аналогично двигателям Boeing 727 , но он немного больше, чем его американский аналог. Как 727, так и TU-154 используют S-DUCT для среднего (номер-два) двигателя. Первоначальная модель была оснащена двигателями Kuznetsov NK-8-2 , которые были заменены Soloviev D-30KU-154s в TU-154M. Все модели самолетов TU-154 имеют относительно высокое соотношение тяги к весу , что дает тип превосходную производительность, хотя за счет более низкой топливной эффективности . Это стало важным фактором в последующие десятилетия по мере роста затрат на топливо. [ Цитация необходима ]

Кабина с двумя ими оснащена обычными колоннами управления . Поверхности управления полетом гидравлически эксплуатируются.
Кабина TU-154, хотя и из той же шести атлесовой макета сидений, создает впечатление овального интерьера, с более низким потолком, чем обычно на Boeing и Airbus авиалайнерах . Пассажирская каюта размещает 128 пассажиров в двухклассовом расположении и 164 пассажирах в одноклассном расположении и до 180 пассажиров в схеме высокой плотности. Макет можно изменить до зимней версии, где вынимаются некоторые места, и для пассажирских слоев установлен гардероб. Пассажирские двери меньше, чем на его коллегах Boeing и Airbus. Багажное пространство в верхних отсеках очень ограничено.
Как и Tupolev TU-134 , TU-154 имеет крыло, отнесенное на 35 ° на линии четверти аккорда . Британский Hawker Siddeley Trident имеет такой же угол обчитывания, в то время как Boeing 727 имеет немного меньший угол подметающей защиты 32 °. Крыло также имеет грандиозную (вниз), которая является отличительной чертой российских авиалайнеров с низким крылом, разработанным в эту эпоху. Большинство западных авиалайнеров с низким крылом, такие как современный Boeing 727, имеют двугранный (вверх). Анхедральный означает, что российские авиалайнеры имеют плохую боковую стабильность по сравнению с их западными коллегами, но также более устойчивы к голландским склонностям крена.
Значительно тяжелее, чем его предшественник, построенный по советскому авиалайнеру, Ilyushin IL-18 , TU-154 был оснащен негабаритным шасси , чтобы уменьшить нагрузку на землю, что позволяет ему работать с тех же взлетно-посадочных полос. Самолет имеет две шестиколесные основные бодря , оснащенные большими шинами низкого давления, которые втягиваются в стручки, простирающиеся от заднего края крыльев (обычная функция туполева), а также двухколесный носовой шестерен. Мягкие стойки Oleo ( амортизаторы ) обеспечивают гораздо более плавную езду на ухабистых аэродроме, чем большинство авиалайнеров, которые очень редко работают на таких плохих поверхностях.
Первоначальное требование состояло в том, чтобы иметь летный экипаж из трех человек - капитан , первого офицера и летный инженер -в отличие от команды из четырех или пяти человек, как и на других советских авиалайнерах. Вскоре было обнаружено , что четвертый член экипажа, навигатор , все еще был необходим, и на производственном самолете было добавлено место, хотя эта рабочая станция была скомпрометирована из -за ограничений первоначального дизайна. Навигаторы больше не обучаются, и эта профессия устарела от выхода на пенсию самых старых самолетов советской эпохи.
Последний вариант (TU-154M-100, введенный в 1998 году) включает в себя навигационную систему NVU-B3 Doppler , тройной автопилот , который обеспечивает автоматический подход ILS в соответствии с автоттроттлом Minima Category II Category II, , системой дрейфа доплеров и скорости скорости. и радиовигационный набор "Kurs-MP". [ Цитация необходима ] Система устойчивости и усиления управления улучшает характеристики обработки во время ручного полета. Современные модернизации обычно включают модернизированные TCA , GPS и другие системы (в основном американский или ЕС).
Ранние версии TU-154 не могут быть изменены в соответствии с текущими правилами шума III стадии , поэтому больше не разрешают летать в воздушное пространство, где такие правила применяются, такие как Европейский союз, но двигатели D-30 TU-154M могут Будьте оснащены наборами , позволяя им соответствовать нормам шума.
Варианты
[ редактировать ]




Многие варианты этого авиалайнера были построены. Как и его западный коллега, Boeing 727, многие из TU-154 в эксплуатации были замыкаются, а некоторые преобразованы в грузовые ».
- TU-154
- Производство TU-154 началось в 1970 году, и первый пассажирский рейс был выполнен 9 февраля 1972 года. Приводится в действие турбовениров Kuznetsov NK-8-2, в нем было 164 пассажира. Около 42 были построены.
- TU-154A
- Первая обновленная версия оригинальной TU-154, модель A, в производстве с 1974 года, добавила топливные баки в центральной части и больше аварийных выходов, в то время как двигатели были обновлены до более высокого уровня Kuznetsov NK-8-2U. Другие обновления включают автоматические лоскуты/планки и элементы управления стабилизаторами и модифицированную авионику. Максимум Вес взлета - 94 000 кг (207 000 фунтов). Было 15 различных внутренних макетов для различных внутренних и международных клиентов, размещающих от 144 до 152 пассажиров. Чтобы различить модель из базовой модели, отметьте всплеск на соединении плавника и хвоста. Это толстая пуля на модели A и тонкий всплеск базовой модели. [ 9 ]
- TU-154B
- Поскольку оригинальные TU-154 и TU-154A потерпели трещины крыльев после нескольких лет службы, версия с новым, более сильным крылом, обозначенным TU-154B, в 1975 году у него был дополнительный топливный бак Fuselage, дополнительный Аварийные выходы в хвосте. Кроме того, максимальный вес взлета увеличился до 98 000 кг (216 000 фунтов). Важным для Aeroflot был увеличенная мощность пассажиров, следовательно, снижение эксплуатационных расходов. С двигателями NK-8-2U единственный способ улучшить экономику самолета-распространять расходы на большее количество мест. [ 10 ] Автопилот был сертифицирован для автоматических подходов ICAO II. Большинство ранее построенных TU-154 и TU-154A были также модифицированы в этот вариант с заменой крыла. Максимальный вес взлета увеличился до 96 000 кг (212 000 фунтов). 111 были построены.
- TU-154B-1
- Aeroflot хотел эту версию для увеличения дохода на внутренних маршрутах. Он нес 160 пассажиров. Эта версия также имела некоторые незначительные изменения в топливной системе, авионике, кондиционере и шасси. 64 были построены с 1977 по 1978 год.
- TU-154B-2
- Незначительная модернизация TU-154B-1. Самолет был разработан для преобразования из 160 пассажирской версии в 180 пассажирскую версию, удалив камбуз. [ 11 ] Процедура приняла около 2 + 1 ~ 2 часа. Некоторые из более ранних TU-154B были изменены до этого стандарта. Максимальный вес взлета увеличился до 98 000 кг (216 000 фунтов), позже до 100 000 кг (220 000 фунтов). Было построено около 311 самолетов, включая VIP -версии. Несколько остаются в эксплуатации.
- TU-154s
- TU-154S-это версия TU-154B с полностью углеводом или грузовым судом, используя укрепленный пол и добавляя переднюю грузовую дверь на стороне порта фюзеляжа. Самолет может нести девять советских поддонов PAV-3. Максимальная полезная нагрузка - 20 000 кг (44 000 фунтов). Были планы на 20 самолетов, но только девять были преобразованы, два из моделей TU-154 и семь моделей TU-154B. Испытания были проведены в начале 1980 -х годов, и самолет был уполномочен регулярно в 1984 году. К 1997 году все были на пенсии. [ 12 ]
- TU-154M
- Люкс TU-154M и TU-154M-наиболее высоко обновляемые версии, которые впервые пролетели в 1982 году и вступили в массовое производство в 1984 году. В нем используются более экономичные топливные турбовины CU-154 KU-154. Вместе со значительным аэродинамическим уточнением это привело к гораздо более низкому потреблению топлива, следовательно, большему диапазону, а также к снижению эксплуатационных расходов. Самолет имеет новые двойные (вместо тройных) закрылки, с дополнительной позицией на 36 градусов (в дополнение к существующим позициям 15, 28 и 45 градусов в более старых версиях), что позволяет уменьшить шум при подходе. Он также имеет перемещенную вспомогательную силовую единицу и множество других улучшений. Максимальный вес взлета увеличился первым до 100 000 кг (220 000 фунтов), а затем до 102 000 кг (225 000 фунтов). Некоторые самолеты сертифицированы до 104 000 кг (229 000 фунтов). Около 320 были изготовлены. Массовое производство закончилось в 2006 году, хотя ограниченное производство продолжалось по состоянию на январь 2009 года. С начала 1990 -х годов не было построено новые планеры, и с тех пор производство включало сборку самолетов из компонентов. [ 13 ] Китайский самолет с китайскими TU-154MD имеет большой радар с синтетической апертой (SAR) большим размером (SAR). [ 14 ] [ 15 ]
- TU-154M-LK-1
- Тренер космонавта. Это был салон VIP -самолет, модифицированный для обучения космонавтов , чтобы вылететь на многоразовый космический корабль Буран , советский эквивалент космического челнока США . TU-154 был использован, потому что Буран нуждался в крутом спуска, который TU-154 был способен воспроизвести. В салоне были представлены рабочие станции -стажера, одна из которых была идентична Flightdeck Бурана. Передний багажный отсек был преобразован в отсеку для камеры, так как самолет использовался для обучения космонавтов в наблюдениях и фотографических методах. [ 16 ]
- TU-154M-на мониторинг-самолет
- Германия модифицировала один из Ту-154, которые он унаследовал от бывших Восточной Германии ВВС в самолет наблюдения. Этот самолет был связан с инспекционными рейсами Open Skies . Он был преобразован на самолете Эльбе (Elbe Flugzeugwerke) в Дрездене и пролетел в 1996 году. После 24 миссий по мониторингу он был потерян в результате столкновения в воздухе в 1997 году. [ 17 ]
- Русские также преобразовали ту TU-154 м, чтобы служить самолетом с открытым небом . Они использовали TU-154M-LK-1 и преобразовали его в TU-154M-ON. Когда он не летит над Северной Америкой, он используется для перевозки космонавтов. Китай считается [ Согласно кому? ] Чтобы преобразовать один TU-154 в электронные противодействия самолетам. [ 18 ]
- TU-154M-100
- Дизайн этого варианта начался в 1994 году, но первые самолеты не были доставлены до 1998 года. Это обновленная версия с западной авионикой, включая компьютер управления полетами , GPS , EGPWS , TCAS и другие современные системы. Самолет может нести до 157 пассажиров. В салоне была автоматическая кислородная система и более крупные баки. Три были произведены, как уплата долга, причитающихся Россией в Словакию . Три самолета были доставлены в 1998 году в Slovak Airlines и проданы обратно в Россию в 2003 году. [ 19 ]
- TU-155
- TU-154 превращен в испытательный стенд для альтернативного топлива. Сначала он пролетел в 1988 году и использовался до падения Советского Союза, когда он был помещен в хранение.
- TU-164
- Первоначальное обозначение TU-154M.
- TU-174
- Предложенная растянутая версия TU-154.
- TU-194
- Предложенная сокращенная версия TU-154.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]

По состоянию на август 2017 года было 44 самолета Tupolev TU-154 всех вариантов, которые все еще находятся на гражданской, правительственной или военной службе. [ 20 ] [ нуждается в обновлении ]
45 -й самолет был замечен в полете с Air Kyrgyzstan в 2017 году, [ 21 ] но не указан авиакомпанией как часть своего флота. [ Цитация необходима ]
46-й самолет, польский TU-154 с оперативным номером 102, в настоящее время находится на хранении в военном аэропорту в Миньском Мазовицке . Он управлял 36-м специальным авиационным полком , но после аварии в Польском ВВС 2010 года TU-154 в TU-154 101 полк был расформирован и самолет был заземлен. Это было полностью оперативно, но правительство решило не использовать и не продавать его до тех пор, пока не будет завершено расследование в результате аварии Смольанска. По состоянию на июнь 2021 года самолет не летит, и вряд ли он вернется на эксплуатацию, поскольку правительство управляет парком совершенно новых, более экономичных самолетов, таких как Gulfstream G550 и Boeing 737 Ng . В 2020 году она была выявлена исследовательской группой во главе с Антони Макиревич , что самолет был структурно поврежден. Доступ к самолету был ограничен общим прокурором, а ввод его ангара требует особого разрешения. [ Цитация необходима ]
По состоянию на июнь 2015 года оставшиеся операторы: [ 22 ] [ нуждается в обновлении ]
Авиакомпания | В эксплуатации | Примечания |
---|---|---|
![]() |
4 | Последний пассажирский оператор по всему миру. [ 20 ] |
![]() |
1 | |
![]() |
2 | |
![]() |
1 | |
![]() |
1 | |
![]() |
12 [ 23 ] | 6 из них являются версиями Elint с радаром синтетической апертуры . [ Цитация необходима ] |
![]() |
16 | |
![]() |
4 | действовал для правительства России |
![]() |
2 | |
![]() |
1 | |
![]() |
1 | |
Общий: | 45 |
Оперативная история
[ редактировать ]В январе 2010 года Russian Flag Carrier Aeroflot объявил о выходе на пенсию своего флота TU-154 после 40 лет, а последний запланированный рейс-рейс 736 Aeroflot из Екатеринбурга в Москву 31 декабря 2009 года. [ 24 ] В декабре 2010 года Uzbekistan Airways также заявила, что выходит на пенсию TU-154. [ 25 ] В феврале 2011 года все оставшиеся иранские TU-154 были основаны на двух инцидентах. [ 26 ] [ 27 ]
27 декабря 2016 года Министерство обороны России объявило, что он обосновал все свои TU-154 до конца расследования аварии в декабре 2016 года в Tupolev TU-154 1983 года. [ 28 ] За этим последовало основание всех TU-154 в России. [ 29 ] [ 30 ] TU-154 врезался в Черное море сразу после взлета из Сочи , Россия, 25 декабря 2016 года, убив всех 92 человек на борту, в том числе 64 члена Александровского ансамбля , официального армейского хора вооруженных сил России . [ 29 ] [ 30 ]
В октябре 2020 года Alrosa , последняя российская пассажирская авиакомпания для эксплуатации этого самолета, вышла на пенсию последнего оставшегося TU-154. [ 31 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]



Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Воздух через
- Балканские болгарские авиакомпании
- BH ON
- Болгарский воздушный чартер
- Правительство Болгарии
- Hemus Air
- CAAC Airlines
- Китай Northwest Airlines
- Китай юго -западные авиакомпании
- Китай United Airlines
- Китай Синьцзян Авиакомпании
- Sichuan Airlines
- CSA Czech Airlines
- Правительство Чешской Республики
- Умарт
- CSA Czechoslovak Airlines
- Правительство Чехословакии
- Малев Венгерские авиакомпании
- Pannon Airlines
- Хороший воздух
- Каспийские авиакомпании
- HESA (эксплуатационные лаборатории Armita, которые преобразуются TU-154 в летающие лаборатории) [ 33 ]
- Иранские туры
- Kish Air
- Махан воздух
- Taban Air
- Воздушный Казахстан
- AeroService Kazakhstan
- Atyrau Airways
- Казахстан авиакомпании
- Саяхат авиакомпании
- Правительство Румынии
- Тарон
- Абакан-Хэд
- Аэрофлот
- Аэро аренда
- Авиакомпании 400
- Вино (авиакомпания)
- Alrosa (авиакомпания)
- Aviaenergo
- Avial (авиакомпания)
- Авиапрад
- Baikal Airlines
- Bal Bashkirian Airlines
- Бурал
- Черномор Авия
- Континентальные воздушные пути
- Далавия
- Донвия
- Интроирование
- Газпромавия
- Jet-2000
- КД
- Kogalymavia (Metrojet)
- Krasair
- Kuban Airlines
- Mavial Magadan Airlines
- Нордавия
- Омскавия
- Оренар
- Perm Airlines
- Polet Airlines
- Pulkovo Aviation Enterprise
- Rossiya
- Русские авиакомпании
- Sayany Airlines
- S7 Airlines
- Sakha Avia
- Самара Авиакомпании
- Sibaviatrans
- Tatarstan Airlines
- Уральские авиакомпании
- Utair Aviation
- Vim Airlines
- Владивосток Воздух
- Vnukovo Airlines
- Авиакомпании
- Yamal Airlines
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Армения
- Армянские ВВС
Болгария
- Bulgarian Air Force One 154B в отставке в 1988 году; Один 154 млн. Апрель 2010 года, заменен на A319 CFM
Куба
- Кубинские ВВС
Чехословакия
- Чехословацкие ВВС (передача в государства -преемники)
Чешская Республика
- Чешские воздушные силы (заменены Airbus A319 CJ)
Восточная Германия
- Восточно -немецкие ВВС (перешли к FRG)
Германия
- Немецкие ВВС (взятые из Восточной Германии; один потерян в воздухе, другой продан)
Монголия
- Монгольские ВВС
Польша
- Польские ВВС -1 TU-154M был в отставке в 2011 году, 1 TU-154M разбился в 2010 году .
Словакия
- Словацкая правительственная летающая служба (заменена Airbus A319 CJ)
Советский Союз
- Советские ВВС (передача в государства -преемники)
Туркменистан
- ВВС Туркмен
Украина
- Украинские ВВС
Узбекистан
- Военные Узбекистана
Инциденты и несчастные случаи
[ редактировать ]В период с 1970 по декабрь 2016 года было 110 серьезных инцидентов с участием TU-154, [ 34 ] в том числе 73 потери корпуса, [ 35 ] с 2911 погибших. [ 36 ] Из фатальных инцидентов, пять, возникших в результате террористических или военных террористических действий (две другие потери военного времени были небывающими), несколько из плохих условий взлетно-посадочной полосы зимой (включая тот , в котором самолет ударил снежные плуги на взлетно-посадочной полосе), перегрузка груза в Расширение постсоветских федеральных стандартов безопасности и столкновения в воздухе из-за неисправного управления воздушным движением . Другие инциденты были связаны с механическими проблемами, не хватало топлива на незапланированных маршрутах, пилотных ошибках (включая неадекватное летное обучение для новых экипажей) и грузовые пожары; Несколько несчастных случаев остаются необъяснимыми.
2 января 2011 года Федеральное агентство по надзору за транспортом России посоветовало авиакомпаниям прекратить использование оставшихся примеров TU-154 (вариант B) до тех пор, пока инцидент с смертельным пожаром в Сургуте . не будет рассмотрен [ 37 ] Его операция в Иране прекратилась в феврале 2011 года из-за ряда аварий и инцидентов, связанных с типом (в Иране произошли почти 9% всех потерь TU-154). Это заземление усугубляло влияние эмбарго США на части гражданских самолетов, существенно уменьшив количество воздушных самолетов в иранском гражданском флоте. [ 38 ] В 2010 году в результате ошибки и/или погодных условий в 2010 году было две смертельные потери ТУ-154 (польский президентский самолет, пытающийся посадить в сельском аэродроме в тяжелом тумане, аварии в Польском ВВС 2010 года и российский зарегистрированный Самолет, который пострадал в прилавке двигателя после того, как член экипажа случайно деактивировал насос с переводом топлива). После этих несчастных случаев, в марте 2011 года Российское федеральное бюро авиации рекомендовало отказа от оставшихся Ту-154 мс с службы. [ 39 ]
27 декабря 2016 года министерство обороны ожидании расследования 25 декабря 2016 . Российское обосновыло все Ту года -154 в России в [ 28 ]
Список
[ редактировать ]Самолеты на дисплее
[ редактировать ]

- СССР-85020 в Украине Государственного авиационного музея . [ 40 ] [ неудачная проверка ]
- EW-85581 на территории Минского национального аэропорта в Беларуси. [ Цитация необходима ]
- HA-LCG в музее Aeropark в Будапеште . [ 41 ]
- HA-LCA в международном аэропорту Будапешта Ференка Листа
- LZ-BTU в музее Aviomuseum Burgas в Бургасе, Болгария . [ 42 ]
- OK-Byz в авиационном музее Kunovice , Чешская Республика [ 43 ]
- Ом-био в Музее авиации в Кошице , Словакия [ 44 ]
Спецификации
[ редактировать ]Измерение | TU-154B-2 | TU-154M |
---|---|---|
Команда кабины | 5 (TU-154B) -3 (TU-154M) [ 45 ] | |
Сиденья | 114–180 | |
Длина | 48,0 м (157 футов 6 дюймов) | |
Размах крыльев | 37,55 м (123 фута 2 дюйма) | |
Область крыла | 201.45 м 2 (2168,4 кв. Фута) | 202 м 2 (2170 кв. Футов) |
Высота | 11,4 м (37 футов 5 дюймов) | |
Ширина салона | 3,58 м (11 футов 9 дюймов) [ 46 ] | |
Mtow | 98 000–100 000 кг 216 000–220 000 фунтов |
102 000–104 000 кг 225 000–229 000 фунтов |
Пустой вес | 50 700 кг (111 800 фунтов) | 55 300 кг (121 900 фунтов) |
Максимальная скорость | 913 км/ч (493 кН) (Маха 0,86) [ 47 ] | |
Диапазон полностью загружен | 2500 км (1,300 нми) | 5,280 км (2,850 нм) |
Диапазон с максимальным топливом | 3,900 км (2100 нми) | 6600 км (3,600 нми) |
Потолок обслуживания | 12 100 м (39 700 футов) | |
Двигатель (x 3) | Kuznetsov NK-8-2U | Soloviev D-30KU-154 |
Максимум тяга (x 3) | 90 кН (20 000 фунтов) каждый [ 48 ] | 103 кН (23 000 фунтов) каждый [ 48 ] |
Максимум топливная емкость | 47 000 л (12 000 американских девушек) | 49 700 л (13 100 США, девочка) |
В популярной культуре
[ редактировать ]- Air Crew -это боевик 1979 года , вращающийся вокруг эксплойтов советской команды TU-154 на международном полете, первом советском фильме в жанре катастрофы .
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рабиновиц, Джейсон (26 февраля 2013 г.). «Последний Tupolev TU-154 доставлен-через 16 лет после прекращения производства» . Репортер авиакомпании . Архивировано с оригинала 12 декабря 2013 года . Получено 12 декабря 2013 года .
- ^ "Ту -154 - Туполев" . www.tupolev.ru . Архивировано с оригинала 20 декабря 2016 года . Получено 11 2017 года января
- ^ Komissarov, p. 8
- ^ Komissarov, pp. 5, 18
- ^ «Новости канал | домашняя страница» . FlightGlobal.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Получено 22 октября 2019 года .
- ^ "Aerotransport Data Bank" . Архивировано из оригинала 21 ноября 2002 года . Получено 26 декабря 2014 года .
- ^ «Последний сериал TU-154 был доставлен представителям Министерства обороны России» . Vzglyad.ru. 19 февраля 2013 года. Архивировано с оригинала 22 февраля 2013 года . Получено 19 февраля 2013 года .
- ^ "Наука и техника: Оружие: Шойгу получит последний самолет Ту-154М" . Lenta.ru. Archived from the original on 15 May 2013 . Retrieved 16 August 2013 .
- ^ Komissarov, p. 21
- ^ Okb Tupolev, История дизайнерского бюро и его самолета, Йефин Гордон и Владимир Ригмант, переведенный Александром Бойдом, под редакцией Дмитрия Комиссарова (Хинкли, Великобритания, 2005) ISBN 1-85780-214-4 с. 257
- ^ Komissarov, p. 27
- ^ Komissarov, pp. 29–31
- ^ Komissarov, p. 34
- ^ «Airforceworld.com TU154MD Электронный разведывательный самолет» . Airforceworld.com . Архивировано из оригинала 5 марта 2011 года . Получено 30 апреля 2011 года .
- ^ «Как стареющий российский пассажирский самолет стал ключевой частью сбора военной разведки Китая» . SCMP . 24 декабря 2017 года. Архивировано с оригинала 8 января 2020 года . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ Komissarov, pp. 36–37
- ^ Komissarov, pp. 38–39
- ^ Komissarov, p. 40
- ^ Komissarov, pp. 36, 144–145
- ^ Jump up to: а беременный "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Archived from the original on 13 March 2013 . Retrieved 26 December 2016 .
- ^ "✈ russianplanes.net ✈ naraшa aviaцipeaine" . Russianplanes.net . Архивировано из оригинала 15 августа 2017 года . Получено 15 августа 2017 года .
- ^ CH-AVIAIAN.COM-Aircraft Quick Search: TU-154 Архивировал 11 июня 2015 года на машине Wayback , полученной 10 июня 2015 г.
- ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" . russianplanes.net . Archived from the original on 11 December 2016 . Retrieved 26 December 2016 .
- ^ «Aeroflot выходит на пенсию легендарных TU-154» . Полет Global. 18 января 2010 года. Архивировано с оригинала 27 января 2010 года . Получено 17 декабря 2010 года .
- ^ «Uzbekistan Airways обновляет авиационный парк» . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года.
- ^ «Иранский флот авиакомпаний» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года.
- ^ Крамер, Эндрю Э. (21 июня 2011 г.). «Он танцевал один раз, но чаще это рухнет» . Нью -Йорк Таймс . Архивировано с оригинала 26 декабря 2016 года . Получено 20 февраля 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Россия обосновывает все свои самолеты TU-154 после аварии» . Rte.ie. 27 декабря 2016 года. Архивировано с оригинала 28 декабря 2016 года . Получено 27 декабря 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный «Россия может назвать самолеты Tupolev TU-154 после взрыва взлетно-посадочной полосы убивает три» . News.com.au. АФП 3 января 2021 года. Архивировано с оригинала 25 июня 2021 года . Получено 25 июня 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Чан, Минни (24 декабря 2017 г.). «Как стареющий российский пассажирский самолет стал ключевой частью сбора военной разведки Китая» . Южно -Китайский утренний пост . Архивировано из оригинала 8 января 2020 года . Получено 15 декабря 2020 года .
- ^ "Ту-154 совершил последний в России гражданский перелет" (in Russian). RIA Novosti. 28 October 2020. Archived from the original on 14 December 2020 . Retrieved 28 October 2020 .
- ^ BH Airlines Arackied 17 октября 2015 года на машине Wayback на rzjets.net, полученном 13 декабря 2014 года
- ^ «Иран представляет модернизированную ракету, пять кусочков военного оборудования» . Тегеран времена . Архивировано из оригинала 25 августа 2012 года . Получено 16 августа 2013 года .
- ^ Харро Рантер. «Авиационная сеть безопасности - результаты базы данных авиации ASN» . Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 26 декабря 2016 года .
- ^ Харро Рантер. «Авиационная сеть безопасности - результаты базы данных авиации ASN» . Архивировано с оригинала 24 апреля 2015 года . Получено 26 декабря 2014 года .
- ^ «Туполев TU-154 Статистика аварии» . Авиационная сеть безопасности. Архивировано из оригинала 8 февраля 2021 года . Получено 3 февраля 2021 года .
- ^ «Российские авиакомпании должны заземлять TU-154, говорит» . BBC News . 2 января 2011 года. Архивировано с оригинала 3 января 2011 года . Получено 2 января 2011 года .
- ^ «С 1 марта колесики смерти на небесах приземляются » . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Россия. Ту-154m может выйти из операции с 1 июля» . Rzeczpospolita . Архивировано с оригинала 2 апреля 2015 года . Получено 26 Deceke 2014 .
- ^ "TU-154" . Олег Антонов Государственный авиационный музей . Архивировано из оригинала 22 февраля 2020 года . Получено 8 мая 2020 года .
- ^ "TU-154B-2" . Aeropark Budapest (в венгерском). Архивировано из оригинала 9 августа 2020 года . Получено 10 апреля 2024 года .
- ^ «Туполев, Ту-154» . Aviomuseum burgas (в болгарском). Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Получено 10 апреля 2023 года .
- ^ "Туполев Ту-154 м" Наганский экспресс " . Авиационный человек в Куновице (в чешском). 9 июля 2019 года. Архивировано с оригинала 25 октября 2020 года . Получено 29 октября 2020 года .
- ^ Пухер, Филип (31 декабря 2017 г.). «Видео - последний рейс TU -154 до кохице» . Airliners.sk (в Словаки). Архивировано из оригинала 18 мая 2021 года . Получено 29 октября 2020 года .
- ^ "Ту -154 - Туполев" . www.tupolev.ru . Архивировано с оригинала 9 декабря 2018 года . Получено 26 2019 года января
- ^ «Ту-154 Небрежный» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 15 января 2019 года . Получено 14 января 2019 года .
- ^ «Руководство по эксплуатации летного экипажа TU-154B» . Архивировано с оригинала 22 сентября 2018 года . Получено 21 сентября 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный Первоначально измерено как 10500 кг .
Библиография
[ редактировать ]- Dmitriy Komissarov, Tupolev Tu-154, The USSR's Medium-Range Jet Airliner , (Hinckley, UK, 2007) ISBN 1857802411
- Yefin Gordon и Vladimir Rigmant, Okb Tupolev, история дизайнерского бюро и его самолета , переведенное Александром Бойдом, под редакцией Dmitriy Komissarov (Hinckley, UK, 2005) ISBN 1-85780-214-4