Jump to content

Золтан Кодай

(Перенаправлено с Золтана Кодая )
Золтан Кодай
Кодай в 1930-е годы
Рожденный ( 1882-12-16 ) 16 декабря 1882 г.
Умер 6 марта 1967 г. ) ( 1967-03-06 ) ( 84 года
Будапешт, Венгрия
Образование Музыкальная академия Ференца Листа
Занятия
Известный Метод Кодая
Подпись

Золтан Кодай (англ. Великобритания : / ˈ k d / , США : / k ˈ d / ; [1] [2] Венгерский : Золтан Кодай , произносится [ˈkodaːj ˈzoltaːn] ; 16 декабря 1882 — 6 марта 1967) — венгерский композитор, этномузыковед , музыкальный педагог , лингвист и философ . Он хорошо известен во всем мире как создатель метода Кодая музыкального образования .

Кодай родился в Кечкемете , Венгрия научился играть на скрипке , и в детстве . В 1900 году он поступил на языковой факультет Будапештского университета и одновременно в класс композиции Ганса фон Кёсслера в Венгерской королевской музыкальной академии. После завершения учебы он учился в Париже у Шарля Видора . год [3]

В 1905 году он посещал отдаленные деревни, чтобы собирать песни, записывая их на граммофонные цилиндры . В 1906 году он написал диссертацию по венгерской народной песне «Строфическая конструкция в венгерской народной песне». Примерно в это же время Кодай встретил коллегу-композитора и соотечественника Белу Бартока , которого он взял под свое крыло и познакомил с некоторыми методами сбора народных песен. Эти двое стали друзьями на всю жизнь и поборниками музыки друг друга.

Статуя Кодая на площади Святого Иштвана в Пече , Венгрия

Все эти работы [ нужны разъяснения ] демонстрируют большую оригинальность формы и содержания, сочетание утонченного мастерства западноевропейского музыкального стиля, [ нужна ссылка ] включая классические, позднеромантические, импрессионистические и модернистские традиции, и, с другой стороны, глубокое знание и уважение к народной музыке Венгрии (включая населенные венграми районы современной Словакии и Румынии , поскольку эти территории были частью Венгрии). ). Частично из-за Великой войны и последующих крупных геополитических изменений в регионе, а частично из-за довольно застенчивого темперамента в молодости, Кодай не имел большого общественного успеха до 1923 года. Это был год, когда появилось одно из его самых известных произведений, «Псалм». Hungaricus впервые выступила на концерте, посвященном пятидесятилетию союза Буды и Пешта Бартока (в тот же день состоялась премьера «Танцевальной сюиты» ).

Первой женой Кодая была Эмма Грубер (урожденная Шлезингер, позже Шандор) , посвященная Вальсу Эрно Донаньи для фортепиано в четыре руки, соч. 3, а также «Вариации и фуга на тему Э.Г.» , соч. 4 (1897 г.). [4] Эмма умерла в ноябре 1958 года, после 48 лет брака.

Тринадцать месяцев спустя, в декабре 1959 года, Кодай женился на Саролте Пецели [ ху ] , своей 19-летней студентке Музыкальной академии Ференца Листа , с которой он счастливо прожил до своей смерти в 1967 году в возрасте 84 лет в Будапеште . [5]

В 1966 году Кодай совершил поездку по Соединенным Штатам и прочитал специальную лекцию в Стэнфордском университете , где часть его музыки была исполнена в его присутствии. [6]

Кодай методика музыкального образования

[ редактировать ]

На протяжении всей своей взрослой жизни Кодай очень интересовался проблемами многих видов музыкального образования, написал большое количество материалов по методам обучения, а также сочинил много музыки, предназначенной для детей. Начиная с 1935 года, вместе со своим коллегой Ено Адамом (на 14 лет младше его) он приступил к долгосрочному проекту по реформированию преподавания музыки в младших и средних школах Венгрии. Результатом его работы стала публикация нескольких очень влиятельных книг.

Цели метода Кодая можно свести к следующим пунктам: [7]

  • Музыка для всех.
  • Обучение музыке должно быть последовательным и начинаться с учетом потребностей ребенка.
  • Детей следует приучать к музыке с раннего возраста.
  • Последовательность должна быть логичной и следовать одному и тому же процессу изучения языка детьми.
  • Занятия музыкой должны быть приятными и увлекательными.
  • Пение — первый и наиболее ценный инструмент для изучения музыкальных концепций.
  • Учителя должны использовать качественные материалы по народным песням на «родном языке» учащихся.

Венгерская программа музыкального образования, разработанная в 1940-х годах, стала основой метода Кодая . Хотя сам Кодай не записал всеобъемлющий метод, он установил ряд принципов, которым нужно следовать в музыкальном образовании, и эти принципы были широко подхвачены педагогами (прежде всего в Венгрии, но также и во многих других странах) после Второй мировой войны . . Его практика также привела к развитию жестов рук Кодая .

В фильме « Близкие контакты третьего рода » визуальное учебное пособие, распространенное среди участников конференции уфологов, называлось «Метод Кодая» и в нем музыкальные ноты использовались как сигналы руками.

Наследие и мемориалы

[ редактировать ]
Мемориальная доска на проспекте Андраши в Будапеште.

В 1976 году город Печ заказал в его честь на площади Святого Иштвана бронзовую статую в натуральную величину. Скульптор Имре Варга расположил статую спиной к собору и лицом к бывшей детской игровой площадке, отражая ключевое значение для Кодая музыкального образования детей. Он изображен пожилым мужчиной, прогуливающимся среди конских каштанов. [8]

В какой-то момент во время Венгерской революции 1956 года Рабочие советы предложили сформировать правительство с Кодаем в качестве президента «из-за его великой национальной и международной репутации». [9]

Избранные работы

[ редактировать ]
Сценические работы
Оркестровый
  • Идиллия летнего вечера (1906, переработка 1929)
  • Янош Хари Сюита (1926)
  • Танцы Марошека (1929; оркестровка фортепианного набора 1927 года)
  • Театральная увертюра (1931) (первоначально предназначалась для Яноша Хари )
  • Танцы галантности (1933)
  • Вариации на тему венгерской народной песни ( Fölszállott a páva , или «Павлин ревел» , 1939)
  • Концерт для оркестра (1940)
  • Симфония памяти Тосканини (1961)
Камерный или инструментальный
  • Адажио для скрипки (или альта, или виолончели) и фортепиано (1905)
  • Интермеццо для струнного трио (1905)
  • Семь пьес для фортепиано, соч. 11 (1918)
  • Струнный квартет № 1 до минор, соч. 2 (1909)
  • Соната для виолончели, соч. 4 (1910)
  • Дуэт для скрипки и виолончели, соч. 7 (1914)
  • Соната для виолончели соло , соч. 8 (1915)
  • Струнный квартет № 2, соч. 10 (1916–1918)
  • Серенада для 2-х скрипок и альта, соч. 12 (1920)
  • Танцы , Марошека фортепиано, 1927 г.
  • Органная прелюдия Pange lingua (1931)
  • Органоидное чтение для мессы ( Csendes mise , орган, 1944)
  • Эпиграммак (1954)
Хоровой
  • Вечер (1904)
  • Венгерский псалом , соч. 13 (1923)
  • Mátra Pictures (Матра Картинки) для хора а капелла (1931)
  • Иисус и торговцы для кепки для хора (1934)
  • Гимн святому Стефану (1938)
  • Te Deum для Будайской крепости (1936)
  • Te Deum Шандора Сика для хора а капелла (1961)
  • Missa brevis для хора и органа (1942, оркестровка 1948)
  • Laudes Organi для хора и органа (1966)
  • Адвентистская песня (Вени, вени, Эммануэль) для хора а капелла
Орган
  • Вход - Кирие
  • Глория
  • Я считаю
  • Святой
  • Благословенный
  • Агнус Деи
  • Это неправильно
  • 114. Женевский псалом
  • Язык болячки
  • Лаудес Органи

См. также

[ редактировать ]
  • Сольфеж — метод музыкального образования, используемый для обучения пению по высоте и с листа.
  1. ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN  978-1-4058-8118-0 .
  2. ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-15255-6 .
  3. ^ «Золтан Кодай (Композитор, Аранжировщик)» . Проверено 22 июля 2022 г.
  4. ^ Илона фон Донаньи; Джеймс А. Граймс (12 июля 2002 г.). Эрнст фон Донаньи: Песня жизни . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0253109286 .
  5. ^ Дэвид Мейсон Грин (2007). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Фонд воспроизведения фортепианного ролла. стр. 1122–1123. ISBN  978-0-385-14278-6 .
  6. ^ «Центр музыкального образования Кодай :: Философия Кодая» .
  7. ^ «Концепция Кодай - Организация американских преподавателей Кодай» . www.oake.org . Проверено 7 февраля 2023 г.
  8. ^ «Статуя Кодая – Печ» . www.iranypecs.hu . Проверено 14 июля 2018 г.
  9. ^ Джеймс, CLR (1974). Столкновение с реальностью . Бьюик/ред. п. 12. ISBN  0935590056 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брейер, Янош (1990) Путеводитель по Кодаю . Будапешт: Corvina Books
  • Далос, Анна (2020) Мир музыки Золтана Кодали ' Окленд: Издательство Калифорнийского университета'.
  • Эёше, Ласло, Мишель Хулахан и Филип Така), «Золтан Кодай (1882–1967)». Словарь музыки и музыкантов New Grove, том 13. Под ред. Стэнли Сэди. Лондон: Macmillan Publishers, 2002. стр. 716–26
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай сегодня: когнитивный подход к начальному музыкальному образованию. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2008, 2015), 644 стр.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в детском саду: развитие творческого мозга в XXI веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 576с.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе первого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 264с.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе второго класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 296с.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в третьем классе: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 328р.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе четвертого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 344с.
  • Хулахан, М. и Филип Така Кодай в классе пятого класса: развитие творческого мозга в двадцать первом веке. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2015). 376с.
  • Хулахан, М. и Филип Така От звука к символу: основы музыки. Второе издание, включая аудио-CD и интерактивный DVD-диск по развитию навыков, а также дополнительные веб-материалы для одиннадцати глав. (Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2009, 2011), 489 стр.
  • Народная музыка Венгрии , Нью-Йорк: Praeger, 1971.
  • Лендваи, Эрно (1983) Мастерская Бартока и Кодая . Будапешт: Editio Musica Будапешт
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e2cee76347f7e709f0dac0cce89dd37__1716916440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/37/3e2cee76347f7e709f0dac0cce89dd37.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoltán Kodály - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)