Проклятие Фауста
Проклятие Фауста | |
---|---|
Драматическая легенда Гектора Берлиоза | |
Английский | Проклятие Фауста |
Опус | 24 |
Язык | Французский |
На основе | Гете Фауст |
Составленный | 1845 |
Выполненный | 6 декабря 1846 г. |
Подсчет очков |
|
La проклятие Фауста (англ. The Damnation of Faust ), соч . «24» — произведение для четырех сольных голосов, полного семиголосного хора, большого детского хора и оркестра. [ 1 ] французского композитора Гектора Берлиоза . Он назвал это « legende Dramatique » ( драматическая легенда ). [ 2 ] Впервые она была исполнена в Комической опере в Париже 6 декабря 1846 года.
Предыстория и история состава
[ редактировать ]Французский композитор был вдохновлен переводом Гете драматической поэмы «Фауст» и создал музыкальное произведение, которое, как и шедевр, на котором оно основано, не поддается простой категоризации. свободной формы Задуманная в разное время как оратория и как опера (Берлиоз в конечном итоге назвал ее «драматической легендой»), ее форма рассказа о путешествиях и космическая перспектива сделали ее постановку оперы чрезвычайно сложной задачей. Сам Берлиоз очень хотел увидеть постановку произведения, но как только он это сделал, он признал, что методы производства его времени не соответствовали задаче воплощения произведения в драматическую жизнь. Большая часть известности к произведению пришла благодаря концертным выступлениям.
Берлиоз прочитал Гете « Фауста, часть первую» в 1828 году в Жерара де Нерваля переводе ; «Эта чудесная книга очаровала меня с первого взгляда», — вспоминал он в своих «Воспоминаниях » . «Я не мог оторваться. Читал беспрестанно, за едой, в театре, на улице». Он был настолько впечатлен, что сюита под названием «Восемь сцен из Фауста» стала его опусом 1 (1829), хотя позже он вспомнил все ее копии, которые смог найти. Он вернулся к этому материалу в 1845 году, чтобы создать более крупную работу с некоторым дополнительным текстом Альмира Гандоньера по спецификациям Берлиоза, которую он сначала назвал «концертной оперой», а по мере ее расширения, наконец, «драматической легендой».
Он работал над партитурой во время своего концертного турне 1845 года, добавив свой собственный текст к «Природе огромной, непроницаемой и огненной» — кульминационному обращению Фауста ко всей природе — и включив в него Марш Ракоци , имевший оглушительный успех на концерте в Пеште. , Венгрия, 15 февраля 1846 года. [ 3 ]
История выступлений
[ редактировать ]Его первое исполнение в Комической опере в Париже 6 декабря 1846 года не встретило одобрения критиков, возможно, из-за его промежуточного статуса между оперой и кантатой ; публика была апатична, и два выступления (и отмененное третье) нанесли Берлиозу финансовую неудачу: «Ничто в моей карьере художника не ранило меня глубже, чем это неожиданное безразличие», - вспоминал он. [ 4 ]
«Осуждение Фауста» регулярно исполняется в концертных залах с момента его первого успешного полного исполнения на концерте в Париже в 1877 году. Сэр Шарль Халле дал первое полное исполнение в Англии 5 февраля 1880 года. [ 5 ] Время от времени она ставится как опера, впервые в Опере Монте-Карло 18 февраля 1893 года, где ее поставил режиссер Рауль Гюнсбур , где Жан де Решке исполнял роль Фауста и Роуз Карон , Маргариты. Метрополитен -опера представила его сначала на концерте (2 февраля 1896 г.), а затем на сцене (премьера на сцене США 7 декабря 1906 г.) и возродила его на концерте в Карнеги-холле 10 ноября 1996 г. (повторно на гастролях в Токио в следующем году). . 7 ноября 2008 года компания представила постановку, поставленную и поставленную Робером Лепажем , с инновационными методами компьютерной сценической образности, которая реагирует на голоса исполнителей. [ 6 ] Режиссер Терри Гиллиам дебютировал в опере в лондонской Английской национальной опере в мае 2011 года, поставив «Осуждение Фауста» . [ 7 ] Спектакль получил положительные отзывы в британской прессе. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В 2015 году Парижская национальная опера переосмыслила роль Фауста, приняв на эту роль образ английского учёного Стивена Хокинга . Эта версия произведения также переосмысливает метафизическое путешествие Фауста, отправленное Мефистофелем в связи с проектом Mars One ; изображая дилемму человека, покидающего Землю, чтобы заселить Марс. [ 11 ] Парижская опера сотрудничала с НАСА , ЕКА , КНЕС . и кинокомпании, производящие экологические фильмы для производства произведений Берлиоза. [ 12 ]
Три инструментальных отрывка: Marche Hongroise (Венгерский марш), Ballet des sylphes и Menuet des follets иногда извлекаются и исполняются как «Три оркестровые пьесы из «Осуждения Фауста ». [ 13 ]
Роли
[ редактировать ]Роль [ 1 ] | Тип голоса [ 1 ] | Премьерный состав, [ 14 ] 6 декабря 1846 г. Дирижер: Гектор Берлиоз |
---|---|---|
Маргарита, молодая женщина | меццо-сопрано | Гортензия Дюфло-Майяр |
Фауст, стареющий учёный | тенор | Гюстав-Ипполит Роже |
Мефистофель, Дьявол, переодетый джентльменом | баритон или бас [ 1 ] [ 15 ] | Леонард Герман-Леон |
Брандер, студент | бас | Генри Дешейнс [ 16 ] |
Небесный Голос | сопрано | |
Крестьяне, гномы и сильфиды, солдаты и студенты, демоны и проклятые, небесные духи |
Инструментарий
[ редактировать ]Оркестровая партитура требует: [ 1 ]
- 3 флейты (все двойные пикколо ), 2 гобоя (второй дублирующий английский рожок ), 2 кларнета (в C/A/B ♭ ), бас-кларнет в B ♭ , 4 фагота
- 4 валторны (во всех тональностях), 2 трубы в C/D/F, 2 корнета в A/B ♭ , 3 тромбона , 2 тубы (первоначально рассчитаны на одну офиклеиду и одну тубу)
- литавры , малый барабан , большой барабан , тарелки , подвесная тарелка , треугольник , тамтам , колокольчик (звучание D, F ♯ , A или C)
- 2 арфы [ 17 ]
- Струны : 15 скрипок I, 15 скрипок II, 10 альтов , 10 виолончелей , 9 контрабасов.
Краткое содержание
[ редактировать ]Часть I
[ редактировать ]Стареющий ученый Фауст размышляет об обновлении природы. Слушая, как крестьяне поют и танцуют, он понимает, что их простого счастья он никогда не испытает. Вдалеке марширует армия (Венгерский марш). Фауст не понимает, почему солдаты так увлечены славой и славой.
Часть II
[ редактировать ]Подавленный, Фауст вернулся в свой кабинет. Даже поиск мудрости больше не может его вдохновлять. Устав от жизни, он собирается покончить жизнь самоубийством, когда звон церковных колоколов и пасхальный гимн напоминают ему о юности, когда он еще верил в религию. Внезапно появляется Мефистофель, иронично комментируя очевидное обращение Фауста. Он предлагает взять его в путешествие, обещая ему восстановление молодости, знаний и исполнение всех его желаний. Фауст соглашается.
Мефистофель и Фауст прибывают в таверну Ауэрбаха в Лейпциге, где студент Брандер поет песню о крысе, чьей светской жизни на кухне положила конец доза яда. Остальные гости иронично произносят «Аминь», а Мефистофель продолжает еще одну песню о блохе, которая заставляет его родственников наводнить весь королевский двор («Песня о блохе»). Разочарованный всей этой вульгарностью, Фауст требует, чтобы его отвезли куда-нибудь еще.
На лугу у Эльбы Мефистофель показывает Фаусту сон о красивой женщине по имени Маргарита, в результате чего Фауст влюбляется в нее. Он выкрикивает ее имя, и Мефистофель обещает привести к ней Фауста. Вместе с группой студентов и солдат они входят в город, где она живет.
Часть III
[ редактировать ]Фауст и Мефистофель прячутся в комнате Маргариты. Фауст чувствует, что найдет в ней свой идеал чистой и невинной женщины («Merci, doux crépuscule!»). Входит Маргарита и поет балладу о короле Туле, который всегда оставался печально верным своей потерянной любви («Autrefois, un roi de Thulé»). Мефистофель вызывает духов, чтобы очаровать и обмануть девушку, и поет за ее окном саркастическую серенаду, предсказывая ей утрату невинности. Когда духи исчезли, Фауст выходит вперед. Маргарита признается, что мечтал о нем так же, как и он мечтал о ней, и они признаются друг другу в любви. В этот момент врывается Мефистофель и предупреждает их, что репутацию девушки необходимо спасти: соседи узнали, что в комнате Маргариты мужчина, и вызвали на место ее мать. Поспешно прощаясь, Фауст и Мефистофель убегают.
Часть IV
[ редактировать ]Фауст соблазнил, а затем бросил Маргариту, которая все еще ждет его возвращения («D'amour l'ardente flamme»). Она слышит вдалеке солдат и студентов, что напоминает ей о той ночи, когда Фауст впервые пришел к ней домой. Но на этот раз его среди них нет.
Фауст призывает природу излечить его от усталости от мира («Природа огромная, непроницаемая и огненная»). Появляется Мефистофель и сообщает ему, что Маргарита находится в тюрьме. Ожидая возвращения Фауста, она дала своей матери снотворное, которое Фауст ранее давал ей, чтобы успокоить ее мать во время их ночей любви, и использовала его так часто, что убила старуху, и теперь ее должны повесить на следующий день. Фауст паникует, но Мефистофель утверждает, что может спасти ее, если Фауст отдаст ему свою душу. Не в силах думать ни о чем, кроме спасения Маргариты, Фауст соглашается. Они уезжают на паре вороных лошадей.
Думая, что они направляются к Маргарите, Фауст приходит в ужас, когда видит демонические видения. Пейзаж становится все более ужасным и гротескным, и Фауст наконец понимает, что Мефистофель унес его прямо в ад. Демоны и проклятые духи приветствуют Мефистофеля на таинственном инфернальном языке и приветствуют среди себя Фауста.
Ад замолчал после прибытия Фауста — муки, которые он терпит, невыразимы. Маргарита спасена и принята на небеса.
Записи
[ редактировать ]Полные записи включают (вокальные партии по порядку: Фауст, Маргарита, Мефистофель):
Дэвид Полери, Сюзанн Данко , Марсьяль Сингер , Дональд Грэмм , МакГенри Боутрайт
Бостонский симфонический оркестр , Гарвардский хоровой клуб , Хоровое общество Рэдклиффа
Дирижер: Чарльз Мунк
Записано: 21–22 февраля 1954 г., Симфонический зал, Бостон - Лейбл: RCA Red Seal Records. [ 18 ]
Ришар Верро , Консуэло Рубио, Мишель Ру , Пьер Молле
Оркестр Концертной ассоциации Ламуре, хорал Элизабет Брассер .
Дирижер: Игорь Маркевич
Записано Salle de la Mutualité, Париж, май 1959 г. - Лейбл: Deutsche Grammophon.
Андре Тёрп , Режин Креспен , Мишель Ру, Джон Ширли-Квирк
Лондонский симфонический оркестр и хор
Дирижёр: Пьер Монтё.
Запись Royal Festival Hall , 8 марта 1962 г. - BBC Legends BBCL 40062
Николай Гедда , Джанет Бэйкер , Габриэль Бакье , Пьер Тау, Мария Перонн
Парижский оркестр , Хоры Национального оперного театра
Дирижер: Жорж Претр
Запись: октябрь 1969 года, Ваграм-холл , Париж.
Лейбл: EMI Classics
Николай Гедда, Жозефина Визи , Жюль Бастен , Ричард Ван Аллан , Джиллиан Найт
Лондонский симфонический оркестр и хор , амброзианские певцы и хор школьников Уондсворта
Дирижер Колин Дэвис
Записано: Ратуша Уэмбли, июль 1973 г. - Philips.
Кеннет Ригель , Фредерика фон Штаде , Хосе ван Дам , Малкольм Кинг
Чикагский симфонический оркестр и хор
Дирижер: сэр Георг Шолти
Записано: май 1981 г., Храм Медина , Чикаго.
Лейбл: Decca / Лондон
Подробную информацию см. в «Осуждении Фауста» (запись Георга Шолти).
Томас Мозер , Сьюзэн Грэм , Хосе ван Дам , Фредерик Катон
Оркестр и хор Лионской оперы
Дирижер: Кент Нагано
Аудио компакт-диск (7 августа 1995 г.)
Лейбл: Warner Classics UK / Erato
Кит Льюис, Энн Софи фон Оттер , Брин Терфель , Виктор фон Халем
Филармонический оркестр и хор
Дирижёр: Мён Вун Чунг.
Аудио компакт-диск (11 августа 1998 г.)
Лейбл: Deutsche Grammophon
Брайан Хаймел , Карен Каргилл , Кристофер Пёрвс , Габор Бретц
Лондонский симфонический оркестр и хор
Дирижер: сэр Саймон Рэттл
Гибридный SACD (8 марта 2019 г.)
Лейбл: LSO Live!
Майкл Спайрс , Джойс ДиДонато , Николя Куржаль , Александр Дюамель
Страсбургский филармонический оркестр , Маленькие певцы Страсбурга, Мастер Национальной Рейнской оперы
Дирижер Джон Нельсон (25–27 апреля 2019 г.)
Классика лейбла Erato Warner
Пародии
[ редактировать ]- В пьесе «L'Eléphant» («Слон») из Камиля Сен-Санса » «Карнавала животных (1886) использована тема «Танца сильф», исполненная на контрабасе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Берлиоз, Гектор (1998). Осуждение Фауста: Драматическая легенда в полной партитуре . Минеола, Нью-Йорк: ISBN Dover Publications, Inc. 0-486-40169-3 .
- ^ Холоман, Д. Керн (2002). «Проклятие Фауста». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O002474 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Берлиоз, Мемуары в переводе Мишеля Остина, гл. 54 (отрывки) .
- ^ Мемуары , гл. 54.
- ^ Рэйчел Хоуэртон (сентябрь 2019 г.). «2. Сэр Чарльз Халле и его роль в доставке «Осуждения Фауста» в Британию: 1880–1895». Изменение британской концертной жизни: отслеживание истории исполнения « Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза в Великобритании девятнадцатого века (доктор филологии). Калифорнийский университет, Риверсайд . стр. 62–96.
- ^ «Техно-алхимия в опере» Дэниела Дж. Уокина, The New York Times , 7 ноября 2008 г.]
- ^ « Проклятие Фауста » . Английская национальная опера . Архивировано из оригинала 11 октября 2010 года . Проверено 23 октября 2010 г.
- ^ Руперт Кристиансен (9 мая 2011 г.). «Первая опера Терри Гиллиама — это чертовски прекрасный взгляд на бездну» . «Дейли телеграф» . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Эндрю Клементс (7 мая 2011 г.). « Проклятие Фауста – рецензия» . Хранитель . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Джессика Дючен (9 мая 2011 г.). «Проклятие Фауста», Английская национальная опера . Независимый . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ Стивен Дж. Мадж (декабрь 2015 г.). « Осуждение Фауста » . Оперные новости .
- ^ Саймон Хатаб (2018). «Портфолио | Кто такой Фауст 21 века?» . Operadeparis.fr .
- ^ « Осуждение Фауста : Три оркестровые пьесы» . Сайт Гектора Берлиоза . Проверено 25 октября 2010 г.
- ^ Если не указано иное, Казалья, Герардо (2005). « Осуждение Фауста , 6 декабря 1846 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Роль Мефистофеля написана с вариантами, подходящими для двух голосов.
- ^ Д. Керн Холоман , Берлиоз (Кембридж, Массачусетс, 1989), с. 340.
- ^ Для «Le Ciel» (предпоследний номер части IV) Берлиоз просит 4 или 5 инструментов на партию.
- ^ Проклятие Фауста (Мунк, 1954), полная запись RCA ОСЛК 9883790
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проклятие Фауста : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- (на французском языке) Либретто
- Берлиоза О проклятии Фауста» « Жак Барзун . Специальный тираж Disc Jockey записан осенью 1954 года.
- Осуждение Фауста 22 февраля – medici.TV – Национальный оркестр Капитолия – Винер Зингферайн – Туган Сохиев