Jump to content

Критика демократии

(Перенаправлено с «Оппозиции к демократии» )

Критика демократии или дебаты о демократии и различных аспектах того, как лучше всего реализовать демократию, широко обсуждались. Есть как внутренние критики (те, кто призывает конституционный режим быть верным своим высшим принципам ), так и внешние критики, отвергающие ценности, продвигаемые конституционной демократией . [1]

Критика демократии была ключевой частью демократии, ее функций и развития на протяжении всей истории. Платон , как известно, выступал против демократии, выступая за «правительство наиболее квалифицированных»; Джеймс Мэдисон тщательно изучил исторические попытки и аргументы в пользу демократии в своей подготовке к Конституционному съезду ; и Уинстон Черчилль заметил: «Никто не претендует на то, чтобы демократия была совершенной или универсальной. Действительно, было сказано, что демократия - худшая форма правления, за исключением всех тех других форм, которые время от времени пробовались». [2]

Критики демократии часто пытались подчеркнуть непоследовательность, парадоксы и ограничения демократии, противопоставляя ее другим формам правления, таким как менее демократическая эпистократия или более демократичная лотократия . Они охарактеризовали большинство современных демократий как демократические полиархии. [3] и демократическая аристократия ; [4] они выявили фашистские моменты в современных демократиях; они назвали общества, созданные современными демократиями, неофеодальными ; [5] и они противопоставили демократию фашизму , анархо-капитализму , теократии и абсолютной монархии .

Исторические дебаты

[ редактировать ]

Классическая античность

[ редактировать ]
Платон считается одним из наиболее важных противников демократического правления в Древней Греции .

Как пишет Роберт Даль : «Хотя практика современной демократии имеет лишь слабое сходство с политическими институтами классической Греции ... Греческие демократические идеи были более влиятельными... [и] то, что мы знаем об их идеях, в меньшей степени связано с сочинений и речей сторонников демократии, от которых сохранились лишь фрагменты, чем их критиков». [6]

Аристотель был мягким критиком, которому «не нравилась власть, которую, по его мнению, распространение демократии обязательно давало бедным». [6] Политическая философия Платона скептически относилась к демократии и выступала за «правление наиболее квалифицированных». [6] Современная либеральная демократия включила в себя некоторые из этих критических замечаний. [7] Например, Джеймс Мэдисон в молодости «строго обучался... древним знаниям», а идеи древних авторов объясняют «аспект зафиксированного отношения Мэдисона к природе человека ». [8] Влияние древней критики демократии проявляется в том, как Мэдисон провел месяцы перед Конституционным съездом, «изучая многовековую политическую философию и историю прошлых попыток создания республиканских форм правления». [9]

По мнению Даля, Аристотель и Платон согласились бы с большинством сторонников современной демократии в том, что целью общества является «производство хороших граждан » и « Добродетель , справедливость и счастье — спутники… [в] развитии граждан, стремящихся к общему благу». хороший ". [6]

Фукидид , знаменитый древнегреческий историк Пелопоннесской войны , был свидетелем падения афинской демократии и применил научную историю в своей критике демократического правительства. [10] В центре его критики было то, как демократия потерпела неудачу «в поисках истины » и как лидеры и граждане пытались «навязать свои собственные, зависящие от речи значения реальности ». [10] Фукидид обвинил « публичных ораторов » и демагогов в недостатке эпистемических знаний , позволив большинству афинян «верить в глупости о своем прошлом и институтах своих оппонентов». [10]

Конфуций с течением времени оказал большое влияние на восточноазиатские общества, а политические лидеры, такие как Ли Куан Ю , в Сингапуре и Китае сегодня часто говорят, что конфуцианство обеспечивает более «последовательную идеологическую основу для хорошо организованного азиатского общества, чем западные представления о свободе личности». [11]

Постклассический период

[ редактировать ]

С 500 по 1500 годы нашей эры философы и политические лидеры по всему миру часто выступали за традиционные системы управления обществом, критикующие демократию. [ нужна ссылка ]

Итальянский философ и теолог Фома Аквинский выступал за « смешанное правительство, сочетающее в себе элементы демократии, аристократии и королевской власти… [что] напоминает предпочтение Аристотеля смешанному правительству перед демократией или олигархией». [12] Ученые также считают, что «существенная средневековая литература в поддержку инквизиции» противостоит современным идеям демократии. [13]

Демократия существовала в нескольких « городах-государствах средневековой Италии… [которые] в конечном итоге оказались под имперским или олигархическим правлением ». [6] Идея «представительства не была изобретена демократами, а вместо этого развилась как средневековый институт монархического и аристократического правления» и зародилась в « собраниях, созываемых монархом, а иногда и самой знатью, для решения важных государственных вопросов». " [6] «Состояние военной технологии и организации» в средневековой Европе было «крайне неблагоприятным по своему воздействию» на демократию. [6]

Средневековая еврейская политическая философия находилась под влиянием Платона, мусульманской мысли и галахических концепций и была «монархической и по своей сути антидемократической». [14]

Как писал Амартия Сен о традиционных азиатских обществах: «Конечно, нетрудно найти авторитарные сочинения внутри азиатских традиций. Но нетрудно также найти их и в западной классике: стоит только поразмышлять над сочинениями Платона или Фомы Аквинского, чтобы увидеть, что преданность дисциплине не является особым азиатским вкусом». [13]

Начиная с постклассического периода, ислам был важной опорой общества для большей части мира, и некоторые критики защищали эту традицию от « светских предположений Просвещения » и «некритического универсализма », который «подрывает историческую преемственность и чувство общности , которое поддерживает традиционные общества ». [15] Сегодня во многих обществах верующие люди бросают вызов идее «атеизма как единственного « рационального » способа решения жизненных проблем». [15]

Ранний современный период

[ редактировать ]

Томас Гоббс , один из первых философов Просвещения , опубликовал «Левиафан» в 1651 году в защиту «абсолютного суверенитета » и поддержки роялистов в гражданской войне в Англии . [16] Гоббс был критиком демократии, потому что «суверен в условиях демократии (т.е. народ) может осуществлять свою власть только тогда, когда он действительно собран вместе... Только в монархии способность управлять всегда реализуется». [17] Гоббс также считал, что демократия приведет к нестабильности, конфликтам, стремлению к славе, недоверию и подрыву общественного договора . [17] Более поздние мыслители эпохи Просвещения, такие как Мэдисон , разделявший гоббсовские опасения по поводу «самых сильных страстей и самых опасных слабостей» человеческой природы , использовали некоторые из этих критических замечаний для улучшения современной демократии. [18] [8]

Романтическая эпоха

[ редактировать ]

Романтические критики демократии включают Томаса Карлайла , Джона Раскина , Мэтью Арнольда , Джеймса Фитцджеймса Стивена , Генри Мэна и Уильяма Леки . В своем исследовании Бенджамин Эванс Липпинкотт писал, что «они фундаментально выступали против демократии по той же причине, что и Платон: демократия вела к беспорядку». Их уникальный исторический вклад заключался в критике демократии при капитализме в современном индустриальном обществе . Они считали, что демократия порождает анархию в обществе, а не просто анархию внутри человека, как считал Платон. [19]

Липпинкотт предположил, что их тремя ведущими доктринами являются «неполноценность простого человека, право немногих управлять и власть». Основными источниками этих идей были пуританство , идеи власти среднего класса и классическое образование, которое они получили в юности. Три доктрины были «наиболее полно представлены в » Платона «Республике », в то время как классическая история, казалось, давала примеры «неполноценности простого человека», как в случаях Афин и Рима, «которые показали, что население обращается к беспорядкам». Эти три доктрины были разработаны во время Реформации и Просвещения такими авторами, как Джон Кальвин , Эдмунд Берк и Дэвид Юм . [20]

Аргументы в пользу дальнейшей демократизации

[ редактировать ]

Эти аргументы поддерживают усиление политического эгалитаризма за счет улучшения представительной демократии или большей опоры на такие механизмы, как собрания граждан, для более прямого и нефильтрованного делегирования власти через избирательный процесс.

Недостаточно демократично

[ редактировать ]

Роберт А. Даль определяет демократии как системы правления, которые почти полностью реагируют на нужды каждого из своих граждан. Затем он утверждает, что такой, полностью реагирующей системы сегодня не существует. [3] Однако это не означает, что частично демократических режимов не существует — они существуют. Таким образом, Даль отвергает дихотомию демократии в пользу спектра демократизации. Для Даля вопрос не в том, является ли страна демократической или нет. Вопрос в том, в какой степени страна переживает демократизацию на национальном уровне. Даль измеряет эту демократизацию с точки зрения поддержки страны и принятия общественного мнения. Полиархия, или «правление многих людей», — единственная существующая форма демократизированного правления; то есть именно внутри полиархий может процветать демократизация. Страны не сразу превращаются из гегемонии и конкурирующей олигархии в демократии. Вместо этого страна, принявшая демократию в качестве формы правления, может только утверждать, что перешла к полиархии, которая способствует, но не гарантирует демократизации. Спектр полиархии Даля заканчивается в тот момент, когда страна становится полной полиархией на национальном уровне и начинает демократизироваться на субнациональном уровне, в социальных и частных делах. Даля не слишком беспокоят пределы его спектра полиархии, поскольку он считает, что большинству стран сегодня еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они достигнут статуса полной полиархии. [21] По мнению Даля, все, что выходит за рамки полной полиархии, возможно и, следовательно, является предметом беспокойства только для развитых стран, таких как страны Западной Европы. [ нужна ссылка ]

По словам Боавентуры де Соуса Сантос , «демократия настолько лишается содержания, что ее могут инструментально защищать те, кто использует ее для ее уничтожения», заявив, что людей, призывающих к усилению демократизации и защите от фашизма, называют левыми. [22] Де Соуза Сантос говорит, что, хотя западный мир демонстрирует свою поддержку демократии, его одобрение свержения правительств является двойным стандартом. [22]

Явка избирателей

[ редактировать ]

Явка избирателей ниже желаемой в некоторых демократических странах объясняется несколькими причинами, в том числе снижением доверия к демократическим процессам, отсутствием обязательного голосования , политической эффективностью , включая потраченные впустую голоса , [23] тупик и высокие барьеры для входа новых политических движений. [24]

Подавление политических оппонентов

[ редактировать ]

Можно найти различные причины для устранения или подавления политических оппонентов. Такие методы, как ложные флаги , законы о борьбе с терроризмом , [25] размещение или создание компрометирующих материалов и увековечивание общественного страха могут быть использованы для подавления инакомыслия. После неудавшегося государственного переворота более 110 000 человек были подвергнуты чисткам и почти 40 000 были заключены в тюрьму в Турции, которая является или считалась демократической страной в ходе турецких чисток 2016 года . [26] [27] Фальшивые партии, фантомные политические соперники и «пугала» оппонентов могут быть использованы для подрыва оппозиции. [28]

Выборы дают олигархам слишком много власти

[ редактировать ]

Бернар Манен считает, что как представительная , так и прямая демократия способствуют «правлению народа», но выборы ведут к «правлению аристократов». Манин объясняет, что в странах с прямой демократией практически каждый гражданин имеет шанс быть избранным (иногда случайным образом ) в состав правительства, но в современных республиках только у элиты шанс быть избранным есть .

Манен опирается на Джеймса Харрингтона , Монтескье и Жан-Жака Руссо, чтобы предположить, что доминирующая форма правления, представительная, а не прямая, фактически является аристократической . [4] Он говорит, что современные представительные правительства осуществляют политическую власть посредством аристократических выборов, что, в свою очередь, противоречит «правлению народа». Что касается Монтескье, выборы благоприятствуют «лучшим» гражданам, которые, как отмечает Манин, обычно принадлежат к богатым и представителям высшего сословия . Что касается Руссо, выборы благоприятствуют действующим правительственным чиновникам или гражданам с наиболее сильными личностями, что приводит к наследственной аристократии . Манин далее демонстрирует аристократическую природу представительных правительств, противопоставляя им древний стиль избрания по жребию . Манен отмечает, что Монтескье считал, что лотереи предотвращают ревность и распределяют должности поровну (среди граждан разных рангов), в то время как Руссо считал, что лотереи выбирают индифферентно, не позволяя корысти и пристрастию загрязнять выбор гражданина (и тем самым предотвращают наследственную аристократию).

Однако Манин также критикует эксперимент афинян с прямой демократией или жребийным отбором. [4] Манен размышляет над вопросом Монтескье о том, в какой степени афинская прямая демократия была действительно прямой. Монтескье обнаруживает, что граждане, у которых были основания полагать, что они будут обвинены как «недостойные отбора», обычно отказывались от участия в лотерее, тем самым делая отбор по жребию уязвимым для предвзятости самоотбора и, таким образом, аристократическим. Манен не останавливается на потенциально аристократических элементах прямой демократии, возможно, потому, что он разделяет мнение Монтескье о том, что нет ничего тревожного в исключении граждан, которые могут быть некомпетентными; это исключение может быть неизбежным при любом методе отбора.

Кроме того, Манин заинтересован в объяснении несоответствия между XVIII века американских и французских революционеров декларацией о «равенстве всех граждан» и проведением ими (аристократических) выборов в их соответствующих демократических экспериментах. [4] Манин предполагает, что это несоответствие объясняется современной озабоченностью революционеров одной формой равенства над другой. Революционеры отдавали приоритетом получение равного права на согласие на выбор правительства (даже потенциально аристократической демократии) за счет стремления к равному праву быть лицом этой демократии. И именно выборы, а не жребий, предоставляют гражданам больше возможностей для согласия. На выборах граждане соглашаются как с процедурой выборов, так и с результатом выборов (даже если они производят выборы элит). В лотереях граждане соглашаются только на процедуру жеребьевки, но не на результат жеребьевки (даже если они производят выборы среднего человека). То есть, если революционеры отдали приоритет согласию на управление над равными возможностями служить в правительстве, тогда их выбор в пользу выборов, а не лотереи, имеет смысл.

Крупную научную атаку, основанную на демократии, предпринял немецко-итальянский политолог Роберт Михельс , который в 1911 году разработал основную политологическую теорию железного закона олигархии . [29] Михельс утверждал, что олигархия неизбежна как « железный закон » внутри любой организации как часть «тактических и технических потребностей» организации, а по теме демократии Михельс заявил: «Это организация, которая порождает господство избранных». над избирателями, мандатариями над мандататорами, делегатами над делегатами. Кто говорит «организация», тот говорит «олигархия» и далее заявляет: «Историческая эволюция высмеивает все профилактические меры, принятые для предотвращения олигархии». [29] Михельс заявил, что официальная цель демократии по устранению правления элиты невозможна, что демократия - это фасад , легитимизирующий правление определенной элиты, и что правление элиты, которое он называет олигархией, неизбежно. [29] Михельс раньше был марксистом, но увлекся синдикализмом Сореля, Эдуарда Берта, Артуро Лабриолы и Энрико Леоне и стал решительно выступать против парламентского, легалистического и бюрократического социализма социал-демократии и, напротив, поддерживал активиста, волюнтариста, анти- парламентский социализм. [30] Позже Михельс стал сторонником фашизма после прихода к власти Муссолини в 1922 году, сочувственно относясь к цели фашизма — уничтожить либеральную демократию. [30]

Лагардель

[ редактировать ]

Французский революционный синдикалист Юбер Лагардель утверждал, что французский революционный синдикализм возник в результате «реакции пролетариата против по его словам, была « популярной формой буржуазного идиотической демократии», которая , доминирования». Лагардель выступала против демократии из-за ее универсализма и верила в необходимость классового отделения пролетариата от буржуазии, поскольку демократия не признавала социальных различий между ними.

Ван Рейбрук

[ редактировать ]

Дэвид Ван Рейбрук , автор книги « Против выборов: аргументы в пользу демократии» , утверждает, что распределение власти посредством жеребьевки , например, в собраниях граждан , устраняет многие недостатки представительной демократии . «Демократия – это не правительство лучших в нашем обществе, потому что такая вещь называется аристократией , избранной или нет… Демократия, напротив, процветает именно благодаря тому, что позволяет услышать самые разные голоса. скажем, равное право определять, какие политические действия предпринимаются». [31]

Парето и Моска

[ редактировать ]

Итальянские мыслители XX века Вильфредо Парето и Гаэтано Моска (независимо) утверждали, что демократия была иллюзорной и служила лишь маскировкой реальности правления элиты. Действительно, они утверждали, что элитная олигархия является непреклонным законом человеческой природы, во многом обусловленным апатией и расколом масс (в отличие от стремления, инициативы и единства элит), и что демократические институты будут делать не более чем сдвиг осуществление власти от угнетения к манипулированию. [32]

Мартин Гиленс

[ редактировать ]

Исследование 2014 года, проведенное профессором Принстона Мартином Гиленсом и посвященное 1779 решениям правительства США, пришло к выводу, что «элиты и организованные группы, представляющие интересы бизнеса, оказывают существенное независимое влияние на политику правительства США, в то время как обычные граждане и массовые группы интересов имеют незначительное независимое влияние или вообще не имеют его». [33]

Предотвращение коррупции

[ редактировать ]

Неспособность правительств во всем мире успешно бороться с коррупцией вызывает глобальный кризис демократии. [34] В то время как страны с высоким уровнем демократии, как правило, имеют низкий уровень различных форм коррупции, также очевидно, что в странах с умеренным уровнем демократии коррупция высока, а в странах без демократии уровень коррупции очень низкий. [35] Различные типы демократической политики уменьшают коррупцию, но только высокий уровень и множество видов демократических институтов, таких как открытые и свободные выборы в сочетании с судебными и законодательными ограничениями, смогут эффективно снизить коррупцию. Одним из важных внутренних элементов демократии является избирательный процесс, который можно считать легко поддающимся коррупции. Например, в условиях демократии не обязательно, чтобы выборы были свободными и честными. Дача и получение взяток, угроза или применение насилия, обращения и выдачи себя за другое лицо являются распространенными способами коррупции в избирательном процессе. [36] Это означает, что демократия не является непроницаемой для внешних проблем и ее можно критиковать за то, что она позволяет ей существовать. М. С. Голвалкар в своей книге « Куча мыслей » описывает демократию как «... в значительной степени всего лишь миф на практике... Громкая концепция «индивидуальной свободы» означала только свободу тех немногих талантливых людей, которые могут эксплуатировать их». остальные". [ нужна ссылка ] Клептократия и отмывание денег могут подорвать демократию. [37] в том числе в глобальном масштабе. [38]

Эффект лоббирования

[ редактировать ]

Политические представители могут иметь тенденцию голосовать против своих избирателей и за группы с особыми интересами, поскольку деньги на лоббирование растут. [39] Некоторые аспекты лоббирования подверглись критике за то, что они способствуют дефициту демократии . [40]

Разрешение конфликтов

[ редактировать ]

Демократия имеет тенденцию улучшать разрешение конфликтов . [41] Пространственно сконцентрированные затраты и разбросанные выгоды вместе с издержками регулирующих транзакций могут привести к неэффективному разрешению конфликтов, как в случае с NIMBY . [42]

Транзакционные издержки

[ редактировать ]

Теорема Коуза утверждает, что ненулевые транзакционные издержки обычно приводят к неэффективному разрешению конфликтов. Дарон Аджемоглу утверждает, что теорема Коуза распространяется и на политику, где необходимо соблюдать «правила игры» в политике для достижения низких транзакционных издержек. Группы, обладающие политической властью, могут предпочитать неэффективную политику и неэффективные институты и выступать против дальнейшей демократизации. [43] Энтони Даунс утверждал, что политические рынки работают во многом так же, как экономический рынок, и что потенциально в системе может быть равновесие благодаря демократическому процессу. [44] Однако он утверждал, что несовершенные знания политиков и избирателей мешают полной реализации этого равновесия. [44]

Экономическое неравенство

[ редактировать ]

Низкое неравенство доходов и социально-экономическая мобильность могут привести к социальным волнениям и революциям. [45] Расширение демократического избирательного права можно рассматривать как обязательство политической элиты в пользу экономического перераспределения и политического перераспределения для предотвращения социальных волнений, что объясняет кривую Кузнеца . [46] Спорным является то, в каких ситуациях демократия уменьшает экономическое неравенство . [47]

Обсуждаемые аспекты демократии

[ редактировать ]

Мажоритаризм

[ редактировать ]

В отличие от консенсусной демократии или мажоритарных демократий, которые поддерживают политический эгалитаризм , теоретики демократии беспокоились об условиях, в которых большинство может стать тираническим. Платон и Джеймс Мэдисон, например, были обеспокоены тиранией большинства . [48] [49] Профессора Ричард Эллис из Университета Уилламетт и Майкл Нельсон из Родосского колледжа утверждают, что большая часть конституционной мысли, от Мэдисона до Линкольна и за его пределами, сосредоточена на «проблеме тирании большинства». Они заключают: «Принципы республиканского правления, заложенные в Конституции, представляют собой попытку ее создателей гарантировать, что неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью не будут попираться большинством». [50] Томас Джефферсон предупредил, что «выборный деспотизм — это не то правительство, за которое мы боролись». [51] Конституция [52] ограничило бы полномочия, которых может достичь простое большинство. [53] Либеральная демократия защищает от тирании большинства посредством прав личности , свободы , согласия управляемых , политического равенства , права на частную собственность и равенства перед законом . [54] [55]

Фирлбек (1998) считает, что правление большинства, которое может не отвечать интересам всех граждан, не обязательно связано с провалом демократического процесса, а, скорее, «потому что демократия все больше реагирует на желания большого среднего класса». готов игнорировать приглушенные голоса экономически маргинализированных групп внутри своих границ». [56]

Стабильность

[ редактировать ]

Мажоритарная демократия подверглась критике [ ВОЗ? ] за то, что он не обеспечивает достаточной политической стабильности. [ нужна ссылка ] Поскольку правительства часто избираются время от времени, в политике демократических стран обычно происходят частые изменения как внутри страны, так и за рубежом. [ нужна ссылка ] Причина Вафаварова утверждала в 2008 году, что жесткие подходы к демократии могут подорвать способность развивающейся страны достичь долгосрочной стабильности и демократии. [57] [ нужно обновить ]

СМИ были обвинены [ ВОЗ? ] вызвать политическую нестабильность и подорвать демократию. [58] [ нужна проверка ]

Выборы по принципу «победитель получает все»

[ редактировать ]

Согласно теореме о медианном избирателе , лишь несколько человек сохраняют баланс сил в двухпартийной системе , и многие могут быть недовольны их решениями. Таким образом, утверждают они, двухпартийные демократии неэффективны. [59] Такая система может привести к имущественному неравенству или расовой дискриминации.

Теорема Эрроу о невозможности предполагает, что выборы по принципу «победитель получает все» (в отличие от голосования с участием нескольких победителей, такого как пропорциональное представительство ) могут быть логически непоследовательными. Это основано на том, что определенный набор критериев демократического принятия решений по своей сути противоречив, то есть эти три критерия «справедливости»:

1) Если каждый избиратель предпочитает альтернативу X альтернативе Y, то группа предпочитает X альтернативе Y.

2) Если предпочтение каждого избирателя между X и Y останется неизменным, то предпочтение группы между X и Y также останется неизменным (даже если предпочтения избирателей между другими парами, такими как X и Z, Y и Z или Z и W, изменятся).

3) Не существует «диктатора»: ни один избиратель не обладает властью всегда определять предпочтения группы.

Кеннет Эрроу резюмировал выводы теоремы в нематематической форме, заявив, что «ни один метод голосования не является справедливым», «каждый метод ранжированного голосования ошибочен» и «единственный метод голосования, который не имеет недостатков, - это диктатура». [60] [ нужен контекст ] [ нужна проверка ] Однако формальные предпосылки Эрроу можно считать излишне строгими, а при их разумном ослаблении логическая непоследовательность демократии выглядит гораздо менее критичной. [61]

Эту ситуацию метафорически охарактеризовал Чарльз Плотт :

Тема началась с, казалось бы, незначительной проблемы правления большинства. «Это всего лишь математическая диковинка», — говорили некоторые... Но, заинтригованные и любопытные по поводу этой маленькой дырочки, исследователи, которых не остановило возможно несущественное, начали копать землю неподалеку... То, что они теперь, кажется, обнаружили, это гигантская пещера, в которую попадают почти все наши представления о социальных действиях. Почти все, что мы говорим и/или кто-либо когда-либо говорил о том, чего хочет или должно получить общество, находится под угрозой внутренней непоследовательности. Как будто люди годами говорили о вещи, которая «в принципе» не может существовать, и теперь нужны серьезные усилия, чтобы увидеть, что объективно осталось от разговоров.

- Чарльз Плотт (1976) Аксиоматическая теория социального выбора, с. 511 [62]

Верховенство закона

[ редактировать ]

Коммунистической партии Китая Политическая концепция комплексной народной демократии критикует либеральную демократию за чрезмерную опору на процедурные формальности или верховенство закона, не отражая, по мнению партии, по-настоящему интересов народа. [63] : 60–64  По мнению Ван Чжунюаня из Фуданьского университета , эта критика возникает как часть тенденции, сложившейся после 1990-х годов, когда различные страны пытались дать новое определение «демократии» способами, отличными от западных многопартийных демократических систем. [63] : 61  В рамках целостной народной демократии наиболее важным критерием демократии является то, может ли она «решить реальные проблемы людей», в то время как система, в которой «народ пробуждается только для голосования», считается не по-настоящему демократической. [63] : 60–64  Таким образом, эта концепция является одновременно способом критики либеральной демократии и уклонения от критики китайской системы. [63] : 64 

Долгосрочное мышление

[ редактировать ]

Различные системы голосования приводят к разным уровням краткосрочности в политике. [64]

Китайские политики утверждают, что политика в демократических системах в значительной степени ограничивается специальными вмешательствами, что делает социальное развитие уязвимым для рыночных сил. [65] : 144  Согласно этой точке зрения, формирование политики в демократических системах ограничивается специальными политическими вмешательствами. [65] : 144–145  Китайские специалисты по планированию утверждают, что такие меры неспособны справиться с фундаментальными проблемами, такими как деградация окружающей среды, дисфункция рынков капитала и демографические изменения. [65] : 145 

Влияние СМИ

[ редактировать ]

Податливость общественного мнения приводится Шумпетером как причина предпочтения технократии демократии, в то время как другие, обеспокоенные влиянием общественности, выступают за ограничение способности денег играть роль в демократии. [66] [67] Критики [ ВОЗ? ] утверждают, что средства массовой информации фактически формируют общественное мнение и, следовательно, могут использоваться для «контроля» демократии.

Дэн Слейтер и Лукан Ахмад Уэй раскритиковали ФБР за объявление о том, что агентство будет изучать потенциально компрометирующие доказательства против использования Хиллари Клинтон частного почтового сервера всего за 11 дней до выборов. [68] Утверждается, что дезинформация , такая как фейковые новости , стала центральной на выборах по всему миру. [68] В декабре 2016 года спецслужбы США выдвинули обвинения во вмешательстве России в выборы в США в 2016 году , стремясь «подорвать веру общества в демократический процесс в США, очернить госсекретаря [Хиллари] Клинтон и нанести ущерб ее избираемости и потенциальному президентству», в том числе материалы против демократов для WikiLeaks, чтобы дискредитировать выборы и поддержать Дональда Трампа . [68] [ неправильный синтез? ]

Социальные боты и другие формы онлайн-пропаганды , а также алгоритмы результатов поисковых систем могут использоваться для изменения восприятия и мнения избирателей. [69] [70] В 2016 году Андрес Сепульведа заявил, что манипулировал общественным мнением с целью фальсификации выборов в Латинской Америке. По его словам, с бюджетом в 600 000 долларов он возглавлял команду хакеров, которые крали стратегии предвыборной кампании, манипулировали социальными сетями, чтобы вызвать ложные волны энтузиазма и насмешек, а также устанавливали шпионское ПО в офисах оппозиции, чтобы помочь Энрике Пенья Ньето , правозащитнику. Кандидат от Центра, победит на выборах. [71] [72] Телевизионные дебаты [73] и, по словам Джорджа Бишопа, неточные опросы общественного мнения [74] также может изменить результаты выборов. [ неправильный синтез? ]

Наблюдение

[ редактировать ]

Хотя слежку в демократических странах оправдывают аргументами в пользу обеспечения верховенства закона , массовая слежка сама по себе может представлять риск для демократии в форме государства слежки . [75] полицейское государство , [76] или надзорный капитализм . [77] Существующий демократический надзор за надзором подвергался критике за контроль со стороны регулирующих органов , ограниченную независимость, как правило, от исполнительной власти, а также ограниченную систему сдержек и противовесов . [75] Предлагаемые улучшения включают создание независимого органа, подотчетного только законодательной власти. [75]

Антидемократическая мысль

[ редактировать ]

Эта критика в основном рассматривает людей как неспособных к самоуправлению, предпочитая расширение прав и возможностей религиозных или светских элит.

Теократии рассматривают божеств как высшую правящую власть, а не людей. [78] Теодемократия сочетает в себе власть как божества, так и народа. [79]

Салафизм (ислам)

[ редактировать ]

Практика ортодоксального ислама в форме салафизма может противоречить демократической системе. Основная заповедь ислама, принцип « таухид » («единство Бога»), может быть истолкована фундаменталистами как означающая, среди прочего, что демократия как политическая система несовместима с предполагаемым представлением о том, что законы, издаваемые не Бога не следует признавать. [80]

Тесты на грамотность избирателей

[ редактировать ]

Платон считал, что безрассудно позволять простым людям голосовать. Голос эксперта имеет равную ценность с голосом «некомпетентного». [81] Джейсон Бреннан считает, что избиратели с низким уровнем информированности являются серьезной проблемой в Америке и основным возражением против демократии в целом, поскольку система не стимулирует получение информации. [82] Бреннан цитирует исследование, согласно которому менее 30% американцев могут назвать два или более прав, перечисленных в Первой поправке к Биллю о правах. [82] Он считает, что информированный избиратель должен иметь обширные знания о нынешних и предыдущих политических убеждениях/тенденциях кандидата. Он предлагает эпистократию , которая давала бы право голоса только тем, кто обладает элитным политическим пониманием. [82]

Шарль Моррас , сторонник режима Виши и член крайне правой ФРС движения «Французское действие» , верил в биологическое неравенство и естественные иерархии и утверждал, что человек естественным образом подчинен социальным коллективам, таким как семья, общество и государство, которое, по его утверждению, обречено на провал, если оно основано на «мифе о равенстве» или «абстрактной свободе». Моррас критиковал демократию как «правительство в цифрах», в котором количество имеет большее значение, чем качество, и предпочитает худшее лучшему. Моррас осудил принципы либерализма , описанные в «Общественном договоре» Жан -Жака Руссо и в «Декларации прав человека и гражданина» , как основанные на ложном предположении свободы и ложном предположении равенства. Он заявил, что парламентская система подчиняет национальные интересы или общее благо частным интересам представителей парламента, где преобладают только недальновидные интересы отдельных лиц. [ нужна ссылка ] Попытки заменить демократическую меритократию авторитарной меритократией сталкиваются с проблемами, поскольку власть может преобладать над заслугами. [83]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Обер, Иосия (2005). «Демократические Афины как экспериментальная система: история и проект политической теории» . Рабочие документы Принстона/Стэнфорда в классической статье № 110512 . Рочестер, Нью-Йорк. дои : 10.2139/ssrn.1426841 . S2CID   146975709 . ССНН   1426841 .
  2. ^ «Парламентский законопроект» . api.parliament.uk . 11 ноября 1947 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Даль, Роберт А. (1972). Полиархия: участие и противостояние . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 1–16. ISBN  978-0300015652 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Манин, Бернар (1997). Принципы представительного правления . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 2 , 67–93, 132–160. ISBN  978-0521458917 .
  5. Том Хартманн, « Время убрать бананы… и вернуть нашу республику к демократии », CommonDreams.org , 6 ноября 2002 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Демократия и ее критики | Издательство Йельского университета» . yalebooks.yale.edu . Проверено 19 февраля 2022 г.
  7. ^ Арнхарт, Ларри (1 июня 2015 г.). «Лео Штраус и англо-американская демократия: консервативная критика Гранта Н. Хейверса» . Американская политическая мысль . 4 (3): 513–516. дои : 10.1086/682033 . ISSN   2161-1580 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Кетчем, Ральф Л. (1958). «Джеймс Мэдисон и природа человека» . Журнал истории идей . 19 (1): 62–76. дои : 10.2307/2707952 . ISSN   0022-5037 . JSTOR   2707952 .
  9. ^ «Жизнь Джеймса Мэдисона» . www.montpelier.org . Проверено 21 февраля 2022 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Обер, Иосия (1 января 1993 г.). «Критика демократического знания Фукидидом» . Номодейктес .
  11. ^ Фукуяма, Фрэнсис (1995). «Конфуцианство и демократия» . Журнал демократии . 6 (2): 20–33. дои : 10.1353/jod.1995.0029 . ISSN   1086-3214 . S2CID   11344823 .
  12. ^ Килкаллен, Джон; Робинсон, Джонатан (2019), «Средневековая политическая философия» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимы 2019 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 19 февраля 2022 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Сен, Амартия Кумар (1999). «Демократия как универсальная ценность» . Журнал демократии . 10 (3): 3–17. дои : 10.1353/jod.1999.0055 . ISSN   1086-3214 . S2CID   54556373 .
  14. ^ Меламед, Авраам (1993). «Отношение к демократии в средневековой еврейской философии» . Обзор еврейских политических исследований . 5 (1/2): 33–56. ISSN   0792-335X . JSTOR   25834254 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Маджид, Ануар (1995). «Может ли постколониальный критик говорить? Ориентализм и дело Рушди» . Культурная критика (32): 5–42. дои : 10.2307/1354529 . ISSN   0882-4371 . JSTOR   1354529 .
  16. ^ Дункан, Стюарт (2021), «Томас Гоббс» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осенью 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 20 февраля 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Апперли, Алан (1999). «Гоббс о демократии» . Политика . 19 (3): 165–171. дои : 10.1111/1467-9256.00101 . ISSN   1467-9256 . S2CID   143030006 .
  18. ^ Коулман, Фрэнк (12 июня 2017 г.). Гоббс и Америка . Университет Торонто Пресс. дои : 10.3138/9781442652989 . ISBN  978-1-4426-5298-9 .
  19. ^ Липпинкотт, Бенджамин Эванс (1938). Викторианские критики демократии . Издательство Университета Миннесоты. п. 5.
  20. ^ Липпинкотт, Бенджамин Эванс (1938). Викторианские критики демократии . Издательство Университета Миннесоты. п. 257.
  21. ^ Даль, Роберт А. (1970). После революции? Авторитет в хорошем обществе . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
  22. ^ Перейти обратно: а б Де Соуза Сантос, Боавентура (21 марта 2023 г.). «Молчание интеллектуалов» . Журнал исследований мировых систем . 29 (1): 219–226. дои : 10.5195/JWSR.2023.1177 . hdl : 10316/113738 .
  23. ^ Пак, Чанг Соп (2019). «Посредническая роль политических разговоров и политическая эффективность влияния использования новостей на выразительное и коллективное участие» . Коммуникация и общественность . 4 : 35–52. дои : 10.1177/2057047319829580 . S2CID   150474892 .
  24. ^ Таллок, Гордон (1965). «Входные барьеры в политику» . Американский экономический обзор . 55 (1/2): 458–466. JSTOR   1816288 .
  25. ^ Хроники . Рокфордский институт. 2003 . Проверено 22 января 2017 г.
  26. ^ «Подавление Турции инакомыслия зашло слишком далеко» . Файнэншл Таймс . 4 октября 2016 г. Проверено 22 января 2017 г.
  27. ^ Нортон, Бен (2 ноября 2016 г.). «Безжалостный, медленный переворот в Турции: 110 000 человек подвергнуты чистке, поскольку западный союзник подавляет инакомыслие и журналистику» . Салон . Проверено 22 января 2017 г.
  28. ^ Уилсон, Эндрю (2005). Виртуальная политика: фальшивая демократия в постсоветском мире (1-е изд.). Нью-Хейвен [ua]: Йельский университет. Пр. ISBN  9780300095456 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Л. Хайланд. Демократическая теория: философские основы . Манчестер, Англия, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Издательство Манчестерского университета, ND, 1995. Стр. 247.
  30. ^ Перейти обратно: а б Бламирес, Киприан (2006). Мировой фашизм: Историческая энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, Inc., стр. 418–419. ISBN  9781576079409 .
  31. ^ Рейбрук 2016 , с. 133.
  32. ^ Женщина 2001 .
  33. ^ «Тестирование теорий американской политики: элиты, группы интересов и средние граждане», М. Гиленс и Б.И. Пейдж (2014), Перспективы политики 12 , 564–581, [1]
  34. ^ «Как коррупция ослабляет демократию» . Трансперенси Интернешнл . Проверено 1 января 2020 г.
  35. ^ Макманн, Келли М.; Сейм, Бриджит; Теорелл, Ян; Линдберг, Стаффан (июль 2019 г.). «Почему низкий уровень демократии способствует коррупции, а высокий уровень ее уменьшает». Мудрец . 73 (4): 1. дои : 10.1177/1065912919862054 . S2CID   203150460 .
  36. ^ Уорд, Норман (февраль 1949 г.). «Избирательная коррупция и спорные выборы». Канадский журнал экономики и политических наук . 15 (1): 74–86. дои : 10.2307/137956 . JSTOR   137956 .
  37. ^ Деметриадес, Паникос; Васильева, Радосвета (17 августа 2020 г.). «Отмывание денег и управление центральными банками в Европейском Союзе». Журнал международного экономического права . 23 (2): 509–533. дои : 10.1093/jiel/jgaa011 . ISSN   1369-3034 .
  38. ^ Уокер, Кристофер; Атон, Мелисса (2018). «Взлет клептократии: вызов демократии». Журнал демократии . 29 (1): 20–24. дои : 10.1353/jod.2018.0001 . ISSN   1086-3214 .
  39. ^ Баллес, Патрик; Материя, Ульрих; Штутцер, Алоис (31 мая 2024 г.). «Группы с особыми интересами против избирателей и политическая экономия внимания». Экономический журнал . дои : 10.1093/ej/ueae020 . ISSN   0013-0133 .
  40. ^ Карр, Каролина (2007). Демократия и лоббирование в Европейском Союзе . Кампус Верлаг. п. 10. ISBN  9783593384122 .
  41. ^ Диксон, Уильям Дж. (1993). «Демократия и управление международными конфликтами» . Журнал разрешения конфликтов . 37 : 42–68. дои : 10.1177/0022002793037001002 .
  42. ^ Фостер, Дэвид; Уоррен, Джозеф (2022). «Проблема НИМБИ» . Журнал теоретической политики . 34 : 145–172. дои : 10.1177/09516298211044852 .
  43. ^ Аджемоглу, Дарон (2003). «Почему не политическая теорема Коуза? Социальный конфликт, обязательства и политика» . Журнал сравнительной экономики . 31 (4): 620–652. CiteSeerX   10.1.1.199.8045 . дои : 10.1016/j.jce.2003.09.003 .
  44. ^ Перейти обратно: а б Даунс, Энтони (апрель 1957 г.). «Экономическая теория политического действия в демократии». Журнал политической экономии . 65 (2): 135–150. дои : 10.1086/257897 . JSTOR   1827369 . S2CID   154363730 .
  45. ^ Парвин, Мануше (1973). «Экономические детерминанты политических волнений: эконометрический подход» . Журнал разрешения конфликтов . 17 (2): 271–296. дои : 10.1177/002200277301700205 . ISSN   0022-0027 .
  46. ^ Аджемоглу, Д.; Робинсон, Дж. А. (2000). «Почему Запад расширил избирательное право? Демократия, неравенство и рост в исторической перспективе» . Ежеквартальный экономический журнал . 115 (4): 1167–1199. дои : 10.1162/003355300555042 . ISSN   0033-5533 .
  47. ^ Тиммонс, Джеффри Ф. (2010). «Уменьшает ли демократия экономическое неравенство?» . Британский журнал политической науки . 40 (4): 741–757. дои : 10.1017/S0007123410000165 . ISSN   0007-1234 .
  48. ^ Михельс, Роберт. Политические партии - социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии, Джарролд и сыновья. Лондон, 1916 год.
  49. ^ «Записки федералиста: № 10» . Проект Авалон . 29 декабря 1998 года . Проверено 7 января 2022 г.
  50. ^ Ричард Дж. Эллис и Майкл Нельсон, Дебаты о президентстве (2009), с. 211
  51. ^ Дэвид Такер, Просвещенный республиканизм: исследование «Заметок Джефферсона о штате Вирджиния» (2008), стр. 109
  52. ^ Лоуэлл, А. Лоуренс. «Демократия и конституция», Очерки правительства, Houghton Mifflin & Co., Нью-Йорк, 1890 г.
  53. ^ Джеймс Мэдисон , федералист № 10
  54. ^ «Либерализм В целом, вера в то, что целью политики является сохранение прав личности и максимизация свободы выбора». Краткий Оксфордский политический словарь , Иэн Маклин и Алистер Макмиллан, третье издание, 2009 г., ISBN   978-0-19-920516-5 .
  55. ^ Янг, Шон (2002). Помимо Роулза: анализ концепции политического либерализма . Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки . п. 36. ISBN  978-0-7618-2240-0 .
  56. ^ Шраг, П. (1956), «Индия выбрала анархию». Неру , 289 (1734), 50-9.
  57. ^ Вафаварова, Разум (16 октября 2008 г.). «Мнение: лицом к лицу: африканская демократия» . Новости Би-би-си . Проверено 1 апреля 2010 г.
  58. ^ Обзор политических исследований, том 22, вопросы 1–3 , Организация политических исследований, Потомакский институт политических исследований . Блэквелл Паблишинг, 2005. с. 28
  59. ^ Мельцер, Аллан Х.; Ричард, Скотт Ф. (октябрь 1981 г.). «Рациональная теория размера правительства» . Журнал политической экономии . 89 (5): 914–927. дои : 10.1086/261013 . JSTOR   1830813 . S2CID   13083878 . Проверено 28 апреля 2014 г.
  60. ^ Рагунатан, Вишванатан (2010). Загадка коррупции и другие парадоксы и дилеммы . Книги о пингвинах. ISBN  978-0-670-08356-5 .
  61. ^ Тангиан, Андраник (2020). Аналитическая теория демократии: история, математика и приложения . Исследования выбора и благосостояния. Чам, Швейцария: Springer. дои : 10.1007/978-3-030-39691-6 . ISBN  978-3-030-39690-9 . S2CID   216190330 .
  62. ^ Плотт, Чарльз Р. (1976). «Аксиоматическая теория социального выбора». Американский журнал политической науки . 20 (3): 511–596. дои : 10.2307/2110686 . JSTOR   2110686 . S2CID   143366620 .
  63. ^ Перейти обратно: а б с д Ван, Чжунюань (2022). «Демократия с китайскими прилагательными: демократия всего процесса и политическое развитие Китая». В Пике, Фрэнк Н; Хофман, Берт (ред.). Фьючерсы КТК Новая эра социализма с китайской спецификой . Сингапур: Издательство Национального университета Сингапура . дои : 10.56159/eai.52060 . ISBN  978-981-18-5206-0 . OCLC   1354535847 .
  64. ^ Феррин, Моника; Эрнандес, Энрике (май 2021 г.). «Предпочтения консенсусу и мажоритарной демократии: долгосрочные и краткосрочные влияния» . Обзор европейской политической науки . 13 (2): 209–225. дои : 10.1017/S1755773921000047 . hdl : 2183/27899 . ISSN   1755-7739 .
  65. ^ Перейти обратно: а б с Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . дои : 10.2307/j.ctv2n7q6b . ISBN  978-962-996-827-4 . JSTOR   j.ctv2n7q6b . S2CID   158420253 .
  66. ^ Джейкобс, Лоуренс Р. (1 декабря 2001 г.). «Комментарий: Манипуляторы и манипуляции: общественное мнение в условиях представительной демократии» . Журнал политики, политики и права в области здравоохранения . 26 (6): 1361–1374. дои : 10.1215/03616878-26-6-1361 . ISSN   1527-1927 . ПМИД   11831584 . S2CID   5716232 . Проверено 22 января 2017 г.
  67. ^ Гортон, Уильям А. (2 января 2016 г.). «Манипулирование гражданами: как использование поведенческих социальных наук в политических кампаниях вредит демократии». Новая политология . 38 : 61–80. дои : 10.1080/07393148.2015.1125119 . S2CID   147145163 .
  68. ^ Перейти обратно: а б с Слейтер, Дэн; Уэй, Лукан Ахмад (12 января 2017 г.). «Были ли выборы в США в 2016 году демократическими? Вот семь серьезных недостатков» . Вашингтон Пост . Проверено 22 января 2017 г.
  69. ^ Копли, Кэролайн (24 ноября 2016 г.). «Меркель опасается, что социальные боты могут манипулировать выборами в Германии» . Рейтер . Проверено 22 января 2017 г.
  70. ^ Гайкен, Сандро (18 октября 2016 г.). «Новая сила манипуляции» . Немецкая волна . Проверено 22 января 2017 г.
  71. ^ Робертсон, Джордан; Райли, Майкл; Уиллис, Эндрю (31 марта 2016 г.). «Как взломать выборы» . Bloomberg.com . Блумберг . Проверено 22 января 2017 г.
  72. ^ Штауфенберг, Джесс (2 апреля 2016 г.). «Мужчина утверждает, что на протяжении 8 лет он фальсифицировал выборы в большинстве стран Латинской Америки» . Независимый . Проверено 22 января 2017 г.
  73. ^ Дэвис, Колин Дж.; Бауэрс, Джеффри С.; Мемон, Амина (30 марта 2011 г.). «Социальное влияние в телевизионных предвыборных дебатах: потенциальное искажение демократии» . ПЛОС ОДИН . 6 (3): e18154. Бибкод : 2011PLoSO...618154D . дои : 10.1371/journal.pone.0018154 . ISSN   1932-6203 . ПМК   3068183 . ПМИД   21479191 .
  74. ^ Епископ Георгий (30 ноября 2015 г.). «Опросы могут создать иллюзию общественного мнения» . Страницы мнений — The New York Times . Проверено 23 января 2017 г.
  75. ^ Перейти обратно: а б с Ван Бракел, Розамунде (25 июня 2021 г.). «Как следить за наблюдателями? Демократический надзор за алгоритмическим полицейским наблюдением в Бельгии». Наблюдение и общество . 19 (2): 228–240. дои : 10.24908/ss.v19i2.14325 . ISSN   1477-7487 .
  76. ^ Надзор и демократия . Рутледж-Кавендиш. 12 июля 2010 г. doi : 10.4324/9780203852156 . ISBN  978-1-136-97451-9 .
  77. ^ Зубофф, Шошана (2022). «Капитализм наблюдения или демократия? Смертельный матч институциональных порядков и политики знаний в нашей информационной цивилизации». Теория организации . 3 (3): 263178772211292. doi : 10.1177/26317877221129290 . ISSN   2631-7877 .
  78. ^ «Теократия, н.» . Оксфордский словарь английского языка . 2015. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 28 июня 2015 г.
  79. ^ Времена и времена года , 5:510.
  80. ^ Салафизм в Нидерландах: разнообразие и динамика (PDF) . Национальный координатор службы безопасности и борьбы с терроризмом (NCTV) Службы общей разведки и безопасности (AIVD). 2015. с. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2019 года . Проверено 5 января 2019 г.
  81. ^ «Платон | Критика демократии | Галерист» . Галерист . 23 января 2021 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б с Бреннан 2016 .
  83. ^ Он, Баоган; Уоррен, Марк Э. (2020). «Может ли меритократия заменить демократию? Концептуальная основа» . Философия и социальная критика . 46 (9): 1093–1112. дои : 10.1177/0191453720948388 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4372a1024b8e7f74870a35f427f02e57__1722195420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/57/4372a1024b8e7f74870a35f427f02e57.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Criticism of democracy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)