Доколумбовый Эквадор

История Эквадора |
---|
![]() |
![]() |
Предоколумбийский Эквадор включал в себя многочисленные культуры коренных народов , которые процветали за тысячи лет до восхождения империи инков . Культура в Лас -Вегасе прибрежного Эквадора, процветающая между 8000 и 4600 г. до н.э., является одной из старейших культур в Америке. [ 1 ] Последующая культура Вальдивии в регионе Тихоокеанского побережья является еще одной известной ранней эквадорской культурой. Древние Вальдивианские артефакты уже в 3500 г. до н.э. были найдены вдоль побережья к северу от провинции Гуаяс в современном городе Санта -Елена .
Несколько других культур, включая Quitus , Caras и Cañaris , появились в других частях Эквадора. есть и другие крупные археологические В прибрежных провинциях Манаби и Эсмеральдаса места , а также в провинциях Среднего Андского Хайленда Тунгурахуа и Чимборизо . Археологические данные установили, что Эквадор был заселен не менее 4500 лет до роста инков.
Большие трактаты Эквадора, в том числе почти все ориентации ( тропические леса Amazon ), остаются неизвестными археологам, что добавляет доверие к возможности раннего человеческого жилья. Ученые недавно изучили регион Амазонки, но лес настолько отдален и плотный, что исследовательским группам требуются годы, чтобы исследовать даже небольшую область. Их вера в то, что у речного бассейна были сложные культуры, подтверждается недавним открытием культурного комплекса Майо-Чинчипе в провинции Замора-Чинчип . [ 2 ]
Нынешняя Республика Эквадор находится в центре региона, где различные цивилизации развивались на протяжении тысячелетий. В период до инков люди жили в кланах, которые образовали большие племена, а некоторые союзнили друг с другом, чтобы сформировать мощные конфедерации, как Конфедерация Кито. Но ни одна из этих конфедераций не могло противостоять грозному импульсу Tawantinsuyu . Вторжение инков в 15 -м веке было очень болезненным и кровавым. Тем не менее, когда -то занятые хозяевами Quito Huayna Capac , инки развили обширное введение и начали колонизацию региона.
Предоколумбийская эпоха можно разделить на четыре эпохи:
- Прекаменный период;
- Формирующий период;
- Период регионального развития; и
- Период интеграции и прибытие инков.
Прекамный период
[ редактировать ]Период препарата начинается с первого населенного пункта в конце последнего ледникового и продолжается до 4200 г. до н.э. культуры Лас -Вегаса и Инга В этом периоде доминировали .
Лас -Вегас культура
[ редактировать ]Лас -Вегас - первая известная культура в Эквадоре. Они жили на полуострове Санта -Елена на побережье Эквадора между 9000 и 6000 г. до н.э. Остатки скелета и другие находки показывают, что культура, когда -то процветала в этом районе. Ученые классифицировали три этапа культурного развития. Самыми ранними были охотники-собиратели и рыбаки. г. н.э. до в Приблизительно 6000 Эти человеческие останки и другие предметы можно увидеть в Museo Los Amantes de Sumpa y Centro Cultural в Санта -Елене. [ 3 ]

Инга
[ редактировать ]Инга жила в Сьерре возле современного Кито . Доказательства из археологического места EL Inca Дата культуры до 9000–8000 г. до н.э. Несколько участков были раскопаны примерно в 1961 году. По оценкам, эта область является одной из самых важных в Южной Америке и существовала по древнему торговому маршруту. [ 4 ] Инструменты, используемые этими ранними кочевыми охотниками, обеспечили отношения с уровнем культуры Clovis I в пещере Фелл в южной части Чили, и технологические отношения с комплексами по поздней плейстоценовой «рифленной точке» в Северной Америке. [ 5 ]
Формирующий период
[ редактировать ]В течение периода формирования жители региона переехали от охоты и простого сельского хозяйства в более развитое общество, с постоянными событиями, увеличением сельского хозяйства и использованием керамики. Новые культуры включали в себя культуру Мачалиллы , Вальдивию , культуру Чорреры на побережье; Котоколлао и Чимба в Сьерре; и Mayo Chinchipe г. до н.э. - 1532 г. до 4500 ( н . Культура Cerro strío или Chaullabamba процветала с 2000 года до нашей эры до 600 г. н.э. в южном Каньар и Азуайских провинциях. [ 6 ]
Санта -Ана (La Florida) является важным археологическим местом в высокогорье Эквадора, возвращаясь еще в 3500 г. до н.э. Он расположен в провинции Замора-Чинчип и был обнаружен в 21 веке. Это принадлежит предлагаемой культуре майонео-синхейп-маранона . [ Цитация необходима ]
Вальдивия культура
[ редактировать ]Культура Вальдивии является первой культурой, где были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит еще в 3500 г. до н.э. Жизнь в этом районе недалеко от Вальдивии были первыми американцами, которые использовали керамику. Они создали чаши, банки и женские статуи из глины, как для повседневной жизни, так и для использования в религиозных церемониях. Они перемещали моря на плотах с парусами и создали торговую сеть с племенами в Андах и Амазонке. Вальдивия искусство и артефакты были найдены по всей стране. Обширная коллекция выставлена в Museo Fianco Banco Central в Кито и UEES в Гуаякиле. [ 7 ]
Махалилья культура
[ редактировать ]
Следуя Вальдивии, культура Махалилья была культурой фермерства, которая преодолела побережье Эквадора между 2 -м и 1 -м тысячелетним до нашей эры. Его керамика легко отличается от Вальдивии, так как они были окрашены в черный или белый с красными полосами, а фигурки были редко и грубо сделаны. Похоже, что это самые ранние люди, чтобы выращивать кукурузу в этой части Южной Америки. [ 8 ]
Коррера культура
[ редактировать ]Существующая в поздний период формирования, культура Chorrera жила в Андах и прибрежных районах Эквадора в период с 900 до 300 до н.э. [ 9 ] Они были наиболее известны своими полые керамические фигурки в форме животных и растений. [ 10 ]
Период регионального развития
[ редактировать ]Период регионального развития - это когда региональные различия, развивающиеся в территориальной или политической и социальной организации народов. Среди основных городов этого периода были культуры: Джамбели, Гуангала, Баия, Теджар-Дауле, Ла Толита, Джама Коак на побережье Эквадора, в Сьеррасе Серро Сорсио Алауси; и в эквадорских амазонских джунглях Tayos. [ Цитация необходима ]
Залив
[ редактировать ]Статуэтка культуры Баии (300 г. до н.э. - 500 г. н.э.), Ла -Чимба является местом самых ранних керамических северных Анд, к северу от Кито, и является репрезентативным периодом формирования на его последней стадии. Его жители связались с несколькими деревнями на побережье и в горах, сохраняя непосредственную близость к культуре Котоколлао , расположенной на плато Кито и его окружающих долинах. Культура Баия занимала район, который простирается от предгорья Анд до Тихого океана и от Бахиа -де -Каракес , к югу от Манаби. Культура Джама-коака населяла районы между Кабо-Сан-Франциско в Эсмеральдасе , до Бахиа-де-Каракес, в Манаби, в районе лесистых холмов и обширных пляжей их иммигранта, которые облегчали собирание ресурсов как джунглей, так и океана. [ Цитация необходима ]
Ла Толита культура
[ редактировать ]La Tolita развивалась в прибрежном регионе южной Колумбии и северного Эквадора между 600 г. до н.э. и CE 200. Были обнаружены многочисленные археологические места, которые показывают высоко художественную природу этой культуры. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, которые отражают иерархическое общество со сложными церемониями. [ 11 ] [ 12 ]
Упано река долина
[ редактировать ]Кластер городов в восточной части Эквадора появился в долине реки Упано между 500 г. до н.э. до 600 г. н.э. Хотя культура жителей этих городов еще не очень хорошо понята, считается, что десятки тысяч людей проживали в регионе в его высоте. [ 13 ]
Гуангала
[ редактировать ]
Культура Гуангала процветала с 100 до 800 года в провинции Манаби. [ 14 ]
Период интеграции и прибытие инков
[ редактировать ]
Племена по всему Эквадору интегрированы в течение этого периода. Они построили лучшее жилье, которое позволило им улучшить условия жизни и больше не подлежать климату. В горах Косгуа-Пилларо, Капули возникли культуры и Пиартал-туза; В восточном регионе была фаза Ясуни, в то время как культуры Милагро, Мантенья и Хуангавилька развивались на побережье, с 500 г. до н.э. [ 15 ]
Лос -Майнс
[ редактировать ]Manteños . были последними из доколумбовых культур в прибрежной области и процветали между 600 и 1534 годами. Они были первыми, кто стал свидетелем прибытия испанских кораблей, плавающих в окружающем Тихом океане Согласно археологическим данным и испанским хроникам, цивилизация простиралась от Бахии -де -Каракес до Серро -де -Ходжаса на юге. Это были превосходные ткачи, созданные текстиль, изделия из золота, серебряные раковины спондилу и мать жемчужина. Manteños освоил моря и подделали обширные торговые маршруты до современного Чили на юге и западной Мексике на севере. [ 16 ] Центр культуры находился в районе Манты , названный в их честь.
Huancavilcas
[ редактировать ]Huancavilcas представляют собой наиболее важную доколумбовую культуру Гуая, после Лас-Вегаса. Эти воины были отмечены своей внешностью. Культура Huancavilca рассказывает о легенде о гуайских и Quiles, для которой был назван город Гуаякил .
Инки
[ редактировать ]Расширение инков к северу от современного Перу в конце 15-го века встретило ожесточенное сопротивление несколькими эквадорскими племенами, особенно в Каньяри, в регионе вокруг современной Куэнки , которые сражались вместе с Киту , обитателями места современной столицы; Кара ( первоначально из Манаби) в Сьерре к северу от Кито . [ 17 ] Завоевание Эквадора началось в 1463 году под руководством девятого инков, великого воина Pachacuti Inca Yupanqui . В том же году его сын Тупак взял на себя командование армией и начал свой марш на север через Сьерру.
К 1500 году сын Тупака, Хуайна Капак , преодолел сопротивление этих популяций и сопротивления Кары и, таким образом, включила большую часть современного Эквадора в Тавантинсую , как была известна империя инков. [ 18 ] Различные племена также искали беженцев в тогдашних толстых внутренних джунглях. Влияние этих завоевателей, базирующихся в Куско (современное Перу), было ограничено около полувека или меньше в некоторых частях Эквадора. В течение этого периода некоторые аспекты жизни оставались неизменными. Например, традиционные религиозные убеждения сохранялись на протяжении всего периода правления инков. Однако в других областях, таких как сельское хозяйство, землепользование и социальная организация, правило инков оказало глубокое влияние, несмотря на его относительно короткую продолжительность. [ 19 ]
Император Хуайна Капак очень любил Кито, что сделало его вторичной столицей Тавантинсую и прожил там свои старшие годы перед своей смертью примерно в 1527 году. Внезапная смерть Хуайны Капак от странной болезни, описанная как один как Смолкопочка , Смолкопочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка , [ 20 ] ускорила горькую борьбу за власть между Хуаскаром , чья мать была Койя (имеющая в виду императрицу) мама Рахуа Оккольо и законным наследником, а Атахуалпа , сын, который родился у принцессы Киту, и, по мнению, «фаворит» его отца.
Эта борьба бушевала в полдесятилетия до прибытия завоевающей экспедиции Франциско Писарро в 1532 году. Ключевая битва этой гражданской войны велась на Эквадорской земле, недалеко от Риобамбы , где войска на север Хуаскара были встречены и побеждены военнослужащими Атахуальпы. Последняя победа Атахуалпы над Хуаскаром в дни незадолго до того, как испанские завоеватели пришли в значительной степени из -за лояльности двух лучших генералов Хуайны Капак, которые базировались в Кито вместе с Атаауальной. Победа остается источником национальной гордости для эквадорцев как редкий случай, когда «Эквадор» насильно улучшил «соседнюю страну».
Эквадор под правлением инков
[ редактировать ]
История Эквадора более известна с точки зрения инков расширения , чем в доколумбовую эпоху. В 1463 году воина инков Пачакути и его сын Тупак Юпанки начали включение Эквадора в правило инков. современный Кито Они начали с победы над народом Сьерры, включая племя Quitus (люди, для которых назван ). Они продолжили, направляясь на юго -запад к побережью, в конечном итоге подчинив эквадорцев, живущих недалеко от залива Гуаякиль и острова Пуна , правлению инков.
К концу 15-го века, несмотря на ожесточенное сопротивление нескольким эквадорским коренным племенам, Хуайна Капак , сын Тупака Юпанки с принцессой Каньари (народ из современной провинции Канар), смогла победить оставшихся племен, и к 1500 году большая часть Эквадора была включена в инвалид.
Хуайна Капак вырос в Эквадоре и любил землю, в отличие от своего родного Куско. Он назвал Quito второй столицей инков, и была построена дорога для соединения двух столиц. Города и храмы были построены по всей стране. Он женился на принцессе Quitu и оставался в стране до своей смерти. Когда Уэйна Капак умер, не было явного преемника, с тех пор, как назначенный наследник Нинан Куйочи умер вскоре после своего отца. [ 21 ]
Поскольку ни одному из братьев не понравилась идея разорванной империи, два сына искали трон. Huáscar , родившийся от сестры Хуайны Капак в Куско, был признан правителем знаком инков. Atahualpa , родившаяся в Кито, по словам Хуана де Веласко и Гарласо де ла -Вега , [ 22 ] [ 23 ] и в Куско в соответствии с наиболее надежными хрониками, [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] был любимым сыном Хуайны Капак и был очень популярен среди армий инков, размещенных на севере. Братья сражались в течение шести лет, убивая многих мужчин и ослабив империю. Наконец, в 1532 году недалеко от Чимборизо, Атахуалпа, с помощью двух генералов его отца, победил своего брата. Хуаскар был захвачен и попал в тюрьму. Атауальпа стал императором сильно ослабленной империи только для того, чтобы встретиться с испанским конкистадором в 1532 году. [ 28 ]
В течение периода присутствия инков эквадорские организации приняли практику сельского хозяйства и несколько социальных организаций жителей инков, но сохранили свои традиционные религиозные убеждения и многие обычаи.
Доминирование инков в Эквадоре было коротким (около 70 лет), но они оставили один из самых известных археологических мест Эквадора: Ингпирка . Они пытались покорить высокую амазонскую долину лишь частичным успехом, особенно на юге, где Бракаморос победил их три раза. [ 29 ]
Объекты и артефакты
[ редактировать ]Эдвард Уаймпер искал объекты каменного века , находясь в Эквадоре в 1880 году. Большинство предметов, которые он собрал из тех, кто принес ему, были камнем; Он думал, что большинство металлических артефактов были выплачены в поисках любого золота, которое они содержали. [ 30 ]
Маканы
[ редактировать ]
Безусловно, самым распространенным объектом была каменная звезда с отверстием через середину. Они были найдены повсюду между Ибаррой и Риобамбой . У большинства есть шесть лучей (и ни один не имеет больше), исходящих симметрично из центра, и все они созданы одинаково с каждой стороны. Определенное число имеет только пять лучей, а случайные примеры нерегулярны по форме. Все они пронзены дырой, которая была пробурена с двух сторон, и размер этого значительно варьируется. В размерах они варьируются от трех до пяти дюймов в диаметре и от трех четвертей дюйма до двух дюймов в толщину. Их вес от пяти до двадцати унций. Большая часть сделана из базальтовой скалы и Габбро. Объекты этого класса были также отлиты в металле, но теперь они редко встречаются в Эквадоре.
Хотя они обладают общими точками сходства, которые были упомянуты, едва ли какие -либо два идентичны по форме. Некоторые из них плоские и худые, другие толстые или поднимаются в центре с каждой стороны в форму, как центр колеса.
В отчете о военно -морской экспедиции США, [ 31 ] Цифры приведены из двух звезд в бронзе (обнаруженная в Cuzco, Peru), одна из которых имел шестой луча, продлившись в топоре, что предполагает, что это был военный клуб или боевой топор. В Сквайра о Перу, книге [ 32 ] В бронзе есть фигура с шестиэтальными объектами, которая, как говорят, была одним из нескольких, которые обозначены автором (очевидно, следуют каким-либо более ранним писателям) , и он говорит, что среди сломанных черепов, которые были обнаружены, « более крупная часть, казалось, была нарушена ударами из некоторых таких оружия». Монс. Винер, в своей книге о Перу и Боливии [ 33 ] дает фигуру звезды и была найдена в ANCON (археологическое место) около Лимы, показывающая палку, вставленную в центральную дыру; и еще одна фигура, похожая на бронзу, также обрабатывала. Как и Скюйер, он называет их кассой . Наконец, примечание врачей переиздания и Стюбеля в своей работе над перуанскими древностями, полученными в ANCON, [ 34 ] Это «немногие каменные предметы, найденные здесь, показывают, но небольшие следы изготовления, исключение-каменное оружие утренней звезды типа ... Каменная звезда с шестью лункой, здесь обнаруженная только однажды, в других местах в перуанских могилах ни в коем случае не редко».
Хотя все эти авторы, по-видимому, рассматривают эти объекты как своего рода боевой топор (и, вероятно, являются правильными, поскольку те, которые имели луч, продлившись в топор), есть несколько соображений, которые предполагают, что эти объекты обычно использовались в качестве оружия. Большие звезды (которые столь же тяжелые, как фунт и четверть), без сомнения, могут быть эффективно использоваться; Но меньшие, весом всего несколько унций, не были бы очень грозными; И принимая их в целом, они менее адаптированы либо в оскорбительных, так и для защитных целей, чем большинство других каменных орудий. К этому можно добавить, что многие не пострадали и, похоже, не были применены в любом использовании. Франциско Кампанья (полуиндийец, который присоединился к последней части путешествия Уаймпера) оказал помощь в осмотре могил в Перу и сказал, что эти звезды в камне были найдены там на груди трупов; И кажется вероятным, что они были для детей солнечных символов светильника, которым им поклонялось.
Это оружие известно как макана (ы), используемые армиями многих андских и мезоамериканских культур в течение веков до испанского завоевания. Они очень эффективны.
Орудия
[ редактировать ]
Было обнаружено большое количество каменных объектов, которые, несомненно, были реализованы.
Пять типов показаны на иллюстрации с белым фоном. В верхнем ряду, серии AE, все края округлены, за исключением нижних. В следующей строке (FJ) все имеют тип долота. Вершины и стороны их иногда плоские или угловаты, а иногда и округлые; и нижние, или режущие края, острые. Примеры в следующей серии (KO) имеют некоторое сходство с крючком счета; Верхние края плоские; И все они пронзены отверстиями, просверленными с двух сторон. Образцы в следующем ряду имеют аналогичные отверстия - в противном случае они приближаются к типу долота; В то время как тип, представленный в нижней серии, UY отличается от всех остальных в наличии выступающих плеч и (иногда) в наличии канавки вдоль длины верхнего края, по -видимому, для облегчения обработки.
Все эти пять типов были обнаружены в количестве, во многих местах, и, очевидно, были одними из наиболее распространенных и в целом используемых орудий в экваториальный каменный век. В незначительных отношениях они демонстрируют значительное разнообразие, и существуют большие различия в их размере, толщине и весе. Тип PT был самым многочисленным. В большей части есть отверстия, просверленные с каждой стороны (с отверстиями, имеющими меньше диаметром в середине, чем на их поверхностях), хотя в некоторых апертуру так же широко широко, как и внешнее. Позиции отверстий различаются, некоторые из которых являются центральными, хотя большинство из них ближайшие к вершине. Нижний край всегда самый острый; И, хотя многие не имеют масла, есть достаточно остро, чтобы разрезать древесину. Их вес колеблется от 3 до 29 унций, и, как и звезды камня, они были созданы из разнообразия камней.

Было получено большое количество орудий в камне, из которых выборы приведены на иллюстрации с черным фоном. Те, кто отмечен E, J, K, L, NT, являются уникальными, а другие формы более или менее редки. Центральный, отмеченный M, был единственным объектом, для которого эквадорские туземцы могли назначить применение, и это было объявлено, что он является кукурузным панциром . Этот весит пять с четвертью фунта, а другой из одиннадцати фунтов был получен. Несколько примеров формы I были найдены, считая Томасом Эубанком «пустым хмером для металла», сделав ручку с податливым деревянным стержнем. Возможно, эти отмеченные A, B и C использовались для той же цели. Объекты D, F, G и H более озадачивают. Два последних несколько напоминают два других, представленных здесь, но отличаются от них, не имея круговых полостей по бокам. Объекты такого типа очень созданы и созданы из твердого камня. Кажется, вряд ли они использовались для инструментов заточки, и что примеры G, H являются неиспользованными образцами. Они также были найдены М. Винером в Перу.
Среди отчетливо декоративных предметов в камне есть имитации кукурузных початок. Они были особенно упомянуты в работе Хуана и Уллоа в середине 18-го века. Испанские писатели говорят:
- "Кукуруза когда -либо была восхищением индейцев, поскольку, помимо того, что они были их едой, их любимая ликерная чича была из нее; индийские художники, следовательно, привыкли показать свое мастерство в том, чтобы сделать его в некого очень твердого камня; и настолько совершенным было сходство, что они вряд ли можно отличить глазом от природы; особенно ощутимого, что самое большее, что -то из -за того, что удивительно, что -то из самых удивленных ... Это способ их работы, который, когда мы рассматриваем их отсутствие инструментов и ужасную форму тех, которые у них были, кажется необъяснимой загадкой: поскольку они работали с медными инструментами, металл, способный сопротивляться твердости камней, или, чтобы придать приятным польским сговорным на своих работах, другие камни должны были использоваться в качестве инструментов ». [ 35 ]
Squier дает свою книгу на Перу [ 32 ] Плохое представление одного из этих каменных кукурузных голов и говорит, что они были специально упомянуты «Падре Арриага в его редкой книге об испроединении идолопоклонства в Перу под именем Зарамамы », и были домашними богами древних жителей.
Возраст объектов
[ редактировать ]То, что основная часть этих объектов и орудий на камне значительно или великого возраста, очевидно из того факта, что они едва упоминаются во время Пизарро. Garcilaso de la Vega говорит, что индейцы
- "Не знал изобретения, чтобы поставить ручку дерева в их молотки, но работали с определенными инструментами, которые они сделали из меди, смешаны с какой-то прекрасной . латуни Ни видели, ни авгр, ни планировали, ни какой-либо другой инструмент для работы плотника, так что они не могли сделать арки или порталы для дверей; Ногти, или используйте их, но привязали всю свою древесину с шнурами конопли. [ 36 ]
Из этого отрывка кажется, что во время Пизарроса индейцы использовали инструменты металла для большинства целей. Заключительное предложение, очевидно, относится исключительно к созданию камней для строительства. Пожилые писатели в целом не указывают, что у них было осознание каменного века.
Галерея
[ редактировать ]-
Wardivia-Machalilla Jaguar
-
Керамический сосуд с сидячей человеческой фигурой. Джама-коак культура, периода регионального развития (500 г. до н.э.-АД 500)
-
Керамические чаши культуры Карчи (800-1500)
-
Посылатель с фигурой из культуры Chorrera (900–300 г. до н.э.)
-
Постоянная фигура, La Tolita/Tumaco (1 -й век до н.э. - 1 век нашей эры)
-
Статуя из культуры Chorrera (1800–300 гг. До н.э.)
-
Статуя из культуры Chorrera (1800–300 гг. До н.э.)
-
Статуя из толиты/тумако
(в. 1 до н.э.) -
Керамическая скульптура Capulí of aectortortist (800–1500)
-
Кубок Cashaloma с капающей («пьяной») живописью, Музей аборигенов, Куэнка, Эквадор
-
Джама-коак-фигурки, 300 млрд. С.-АД 800
-
Манта культурное кресло
Смотрите также
[ редактировать ]
- Антропологический музей y de Современное искусство , Гуаякиль
- Чилийский до -колумбийский художественный музей
- История Эквадора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нативные культуры» . Изучение Эквадора. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Получено 5 января 2011 года .
- ^ "Arquología ecuatoriana" . Архивировано с оригинала 25 марта 2016 года . Получено 2 июня 2010 года . и "Майо-Чинчипе" . Proyecto Zamora-Chinchipe. 22 июня 2009 г. Архивировано с оригинала 29 ноября 2014 года . Получено 17 ноября 2014 года .
- ^ Стотерт, Карен Э. (июль 1985 г.). «Прекамическая культура Лас -Вегаса прибрежного Эквадора». Американская древность . 50 (3): 613–637. doi : 10.2307/280325 . JSTOR 280325 .
- ^ Деннис Джеймисон. Доисторические цивилизации в Эквадоре в древней истории .
- ^ Уильям Дж. Майер-Оукс; Роберт Э. Белл (17 июня 1960 года). «Ранний мужчина, найденный в Хайлендском Эквадоре». Наука . 131 (3416): 1805–1806. doi : 10.1126/science.131.3416.1805 . ISSN 0036-8075 . PMID 17753208 . S2CID 26234989 .
- ^ "Серро Сорсио" . Изучение Эквадора . Получено 5 января 2011 года .
- ^ Рудольф, Джеймс Д. (1989). «Историческая обстановка». В Деннисе М. Ханратти (ред.). Страновое исследование: Эквадор . Библиотека Конгресса Федеральное исследовательское отделение . Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе.
- ^ Краткий Оксфордский словарь археологии . Издательство Оксфордского университета. 2002.
- ^ "Чоррера" . Изучение Эквадора . Получено 5 января 2011 года .
- ^ Айала Эспарза, Массачусетс; Галлардо Карилло, GF; Molina-Alarcón, M (2019). «Песня воздуха и воды: акустические эксперименты с эквадорской бутылкой свистка (c.900 до н.э. - 100 г. до н.э.» . Интернет -археология (52). doi : 10.11141/ia.52.2 . HDL : 10251/157919 . Получено 18 ноября 2019 года .
- ^ Бушар, французский Джин; USSELMANN, Пьер (2003). Толита. Три тысячелетия цивилизации в Колумбии и Эквадоре Париж: издание CNRS.
- ^ Коу; Снег; Бенсон (1989). Старая Америка: доколумбовые цивилизации . Барселона: Круг читателей.
- ^ Раннард, Джорджина (11 января 2024 г.). «Огромный древний потерянный город, найденный в Амазонке» . Би -би -си . Получено 12 января 2024 года .
- ^ Фреска Антонио и каталог Центрального музея Эквадора
- ^ «Мантеньо - Хуанкавилка» . Используя Эквадор . Получено 5 Janogy 2011 .
- ^ Джеймс А. Зейдлер, Университет штата Колорадо
- ^ Rostworowski, Mary (2008). Великие инков инков Юпанк Париж: Талндье. ISBN 978-2-84734-462-2 .
- ^ Рудольф, Джеймс Д. (1991). Эквадор: исследование страны . Библиотека исследования страны . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. LCCN 91009494 .
- ^ Starn ; Детерори; Кирк (1995). Перу читатель: история, культура, политика . Герцогский издательство Университета Герцога. Цитата Педро де Сиза де Леон.
- ^ Ловелл, У. Джордж. (Сентябрь 1992). « Тяжелые тени и черная ночь: болезнь и депопуляция в колониальной испанской Америке». Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. doi : 10.1111/j.1467-8306.1992.tb01968.x . Америка до и после 1492 года: текущее географическое исследование.
- ^ Jump up to: а беременный Sarmiento de Gamboa, Pedro. История инков .
- ^ Веласко, Хуан. История Королевства Кито в Южной Америке .
- ^ De la Vega El Inca, Garcilaso. Королевский комментарий инков и общую историю Перу Перевод В. Ливмор, Гарольд.
- ^ Cieza de León, Pedro. Признаки инков .
- ^ От Бетанцоса, Хуан. Сумма и повествование об инков .
- ^ От Санта -Крус Пачакути Ямки Салкамайхуа, Хуан. Отношения антиквариата отлучения от Рейно дель Перу .
- ^ Бальбоа волосы, Мигель. Антарктика Разное .
- ^ Galapagosonline.com Incas в Эквадоре Архивировал 18 мая 2010 года на машине Wayback
- ^ "Сан Агустин " Proyecto Zamora-Chinchipe. Архивировано с оригинала октября 1 Получено 17 ноября
- ^ Уаймпер, Эдвард (1892). Путешествие среди великих Андов экватора . Лондон: Джон Мюррей. С. 268 –286.
- ^ Отчет о военно-морской астрономической экспедиции США в Южное полушарие в 1849-52 годах . 1855. стр. Vol. II, с. 138.
- ^ Jump up to: а беременный Squier, E. George (1877). Перу, Инциденты путешествий и разведки в земле инков . Нью-Йорк. п. 177.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892. - ^ Винер (1880). Перу и Боливия . Париж. стр. 685 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892. - ^ Reiss, W.; А. Стюбель (1880–1887). Некрополь Анкона в Перу . Лондон и Берлин.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892. - ^ "1047,1048". Relacion Historica of the Meridional Edition , Лондон изд. Мадрид. 1807 [1748]. 1892
- ^ Де Ла Вега, Гарлассо. Королевские комментарии Перу Стр. 52–3 Цитируется почему,