Jump to content

Доколумбовый Эквадор

(Перенаправлено из периода интеграции )

Джама-коак-статуэтка, 300 млрд. С.-АД 600.

Предоколумбийский Эквадор включал в себя многочисленные культуры коренных народов , которые процветали за тысячи лет до восхождения империи инков . Культура в Лас -Вегасе прибрежного Эквадора, процветающая между 8000 и 4600 г. до н.э., является одной из старейших культур в Америке. [ 1 ] Последующая культура Вальдивии в регионе Тихоокеанского побережья является еще одной известной ранней эквадорской культурой. Древние Вальдивианские артефакты уже в 3500 г. до н.э. были найдены вдоль побережья к северу от провинции Гуаяс в современном городе Санта -Елена .

Несколько других культур, включая Quitus , Caras и Cañaris , появились в других частях Эквадора. есть и другие крупные археологические В прибрежных провинциях Манаби и Эсмеральдаса места , а также в провинциях Среднего Андского Хайленда Тунгурахуа и Чимборизо . Археологические данные установили, что Эквадор был заселен не менее 4500 лет до роста инков.

Большие трактаты Эквадора, в том числе почти все ориентации ( тропические леса Amazon ), остаются неизвестными археологам, что добавляет доверие к возможности раннего человеческого жилья. Ученые недавно изучили регион Амазонки, но лес настолько отдален и плотный, что исследовательским группам требуются годы, чтобы исследовать даже небольшую область. Их вера в то, что у речного бассейна были сложные культуры, подтверждается недавним открытием культурного комплекса Майо-Чинчипе в провинции Замора-Чинчип . [ 2 ]

Нынешняя Республика Эквадор находится в центре региона, где различные цивилизации развивались на протяжении тысячелетий. В период до инков люди жили в кланах, которые образовали большие племена, а некоторые союзнили друг с другом, чтобы сформировать мощные конфедерации, как Конфедерация Кито. Но ни одна из этих конфедераций не могло противостоять грозному импульсу Tawantinsuyu . Вторжение инков в 15 -м веке было очень болезненным и кровавым. Тем не менее, когда -то занятые хозяевами Quito Huayna Capac , инки развили обширное введение и начали колонизацию региона.

Предоколумбийская эпоха можно разделить на четыре эпохи:

  • Прекаменный период;
  • Формирующий период;
  • Период регионального развития; и
  • Период интеграции и прибытие инков.

Прекамный период

[ редактировать ]

Период препарата начинается с первого населенного пункта в конце последнего ледникового и продолжается до 4200 г. до н.э. культуры Лас -Вегаса и Инга В этом периоде доминировали .

Лас -Вегас культура

[ редактировать ]

Лас -Вегас - первая известная культура в Эквадоре. Они жили на полуострове Санта -Елена на побережье Эквадора между 9000 и 6000 г. до н.э. Остатки скелета и другие находки показывают, что культура, когда -то процветала в этом районе. Ученые классифицировали три этапа культурного развития. Самыми ранними были охотники-собиратели и рыбаки. г. н.э. до в Приблизительно 6000 ​Эти человеческие останки и другие предметы можно увидеть в Museo Los Amantes de Sumpa y Centro Cultural в Санта -Елене. [ 3 ]

Керамическая мужская фигура, представляющая богато украшенного драгоценностями дворянина, от Эквадора. Культурные произведения Баии (500 г. до н.э. - 500 г. н.э.)

Инга жила в Сьерре возле современного Кито . Доказательства из археологического места EL Inca Дата культуры до 9000–8000 г. до н.э. Несколько участков были раскопаны примерно в 1961 году. По оценкам, эта область является одной из самых важных в Южной Америке и существовала по древнему торговому маршруту. [ 4 ] Инструменты, используемые этими ранними кочевыми охотниками, обеспечили отношения с уровнем культуры Clovis I в пещере Фелл в южной части Чили, и технологические отношения с комплексами по поздней плейстоценовой «рифленной точке» в Северной Америке. [ 5 ]

Формирующий период

[ редактировать ]

В течение периода формирования жители региона переехали от охоты и простого сельского хозяйства в более развитое общество, с постоянными событиями, увеличением сельского хозяйства и использованием керамики. Новые культуры включали в себя культуру Мачалиллы , Вальдивию , культуру Чорреры на побережье; Котоколлао и Чимба в Сьерре; и Mayo Chinchipe г. до н.э. - 1532 г. до 4500 ( н . Культура Cerro strío или Chaullabamba процветала с 2000 года до нашей эры до 600 г. н.э. в южном Каньар и Азуайских провинциях. [ 6 ]

Санта -Ана (La Florida) является важным археологическим местом в высокогорье Эквадора, возвращаясь еще в 3500 г. до н.э. Он расположен в провинции Замора-Чинчип и был обнаружен в 21 веке. Это принадлежит предлагаемой культуре майонео-синхейп-маранона . [ Цитация необходима ]

Вальдивия культура

[ редактировать ]

Культура Вальдивии является первой культурой, где были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит еще в 3500 г. до н.э. Жизнь в этом районе недалеко от Вальдивии были первыми американцами, которые использовали керамику. Они создали чаши, банки и женские статуи из глины, как для повседневной жизни, так и для использования в религиозных церемониях. Они перемещали моря на плотах с парусами и создали торговую сеть с племенами в Андах и Амазонке. Вальдивия искусство и артефакты были найдены по всей стране. Обширная коллекция выставлена ​​в Museo Fianco Banco Central в Кито и UEES в Гуаякиле. [ 7 ]

Махалилья культура

[ редактировать ]
Статуя из культуры Chorrera (1800–300 гг. До н.э.)

Следуя Вальдивии, культура Махалилья была культурой фермерства, которая преодолела побережье Эквадора между 2 -м и 1 -м тысячелетним до нашей эры. Его керамика легко отличается от Вальдивии, так как они были окрашены в черный или белый с красными полосами, а фигурки были редко и грубо сделаны. Похоже, что это самые ранние люди, чтобы выращивать кукурузу в этой части Южной Америки. [ 8 ]

Коррера культура

[ редактировать ]

Существующая в поздний период формирования, культура Chorrera жила в Андах и прибрежных районах Эквадора в период с 900 до 300 до н.э. [ 9 ] Они были наиболее известны своими полые керамические фигурки в форме животных и растений. [ 10 ]

Период регионального развития

[ редактировать ]

Период регионального развития - это когда региональные различия, развивающиеся в территориальной или политической и социальной организации народов. Среди основных городов этого периода были культуры: Джамбели, Гуангала, Баия, Теджар-Дауле, Ла Толита, Джама Коак на побережье Эквадора, в Сьеррасе Серро Сорсио Алауси; и в эквадорских амазонских джунглях Tayos. [ Цитация необходима ]

Статуэтка культуры Баии (300 г. до н.э. - 500 г. н.э.), Ла -Чимба является местом самых ранних керамических северных Анд, к северу от Кито, и является репрезентативным периодом формирования на его последней стадии. Его жители связались с несколькими деревнями на побережье и в горах, сохраняя непосредственную близость к культуре Котоколлао , расположенной на плато Кито и его окружающих долинах. Культура Баия занимала район, который простирается от предгорья Анд до Тихого океана и от Бахиа -де -Каракес , к югу от Манаби. Культура Джама-коака населяла районы между Кабо-Сан-Франциско в Эсмеральдасе , до Бахиа-де-Каракес, в Манаби, в районе лесистых холмов и обширных пляжей их иммигранта, которые облегчали собирание ресурсов как джунглей, так и океана. [ Цитация необходима ]

Ла Толита культура

[ редактировать ]

La Tolita развивалась в прибрежном регионе южной Колумбии и северного Эквадора между 600 г. до н.э. и CE 200. Были обнаружены многочисленные археологические места, которые показывают высоко художественную природу этой культуры. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, которые отражают иерархическое общество со сложными церемониями. [ 11 ] [ 12 ]

Упано река долина

[ редактировать ]

Кластер городов в восточной части Эквадора появился в долине реки Упано между 500 г. до н.э. до 600 г. н.э. Хотя культура жителей этих городов еще не очень хорошо понята, считается, что десятки тысяч людей проживали в регионе в его высоте. [ 13 ]

Гуангала

[ редактировать ]
Глава Гуангала в художественном музее Уолтерса .

Культура Гуангала процветала с 100 до 800 года в провинции Манаби. [ 14 ]

Период интеграции и прибытие инков

[ редактировать ]
Ingapirca руины возле Куэнки

Племена по всему Эквадору интегрированы в течение этого периода. Они построили лучшее жилье, которое позволило им улучшить условия жизни и больше не подлежать климату. В горах Косгуа-Пилларо, Капули возникли культуры и Пиартал-туза; В восточном регионе была фаза Ясуни, в то время как культуры Милагро, Мантенья и Хуангавилька развивались на побережье, с 500 г. до н.э. [ 15 ]

Лос -Майнс

[ редактировать ]

Manteños . были последними из доколумбовых культур в прибрежной области и процветали между 600 и 1534 годами. Они были первыми, кто стал свидетелем прибытия испанских кораблей, плавающих в окружающем Тихом океане Согласно археологическим данным и испанским хроникам, цивилизация простиралась от Бахии -де -Каракес до Серро -де -Ходжаса на юге. Это были превосходные ткачи, созданные текстиль, изделия из золота, серебряные раковины спондилу и мать жемчужина. Manteños освоил моря и подделали обширные торговые маршруты до современного Чили на юге и западной Мексике на севере. [ 16 ] Центр культуры находился в районе Манты , названный в их честь.

Huancavilcas представляют собой наиболее важную доколумбовую культуру Гуая, после Лас-Вегаса. Эти воины были отмечены своей внешностью. Культура Huancavilca рассказывает о легенде о гуайских и Quiles, для которой был назван город Гуаякил .

Расширение инков к северу от современного Перу в конце 15-го века встретило ожесточенное сопротивление несколькими эквадорскими племенами, особенно в Каньяри, в регионе вокруг современной Куэнки , которые сражались вместе с Киту , обитателями места современной столицы; Кара ( первоначально из Манаби) в Сьерре к северу от Кито . [ 17 ] Завоевание Эквадора началось в 1463 году под руководством девятого инков, великого воина Pachacuti Inca Yupanqui . В том же году его сын Тупак взял на себя командование армией и начал свой марш на север через Сьерру.

К 1500 году сын Тупака, Хуайна Капак , преодолел сопротивление этих популяций и сопротивления Кары и, таким образом, включила большую часть современного Эквадора в Тавантинсую , как была известна империя инков. [ 18 ] Различные племена также искали беженцев в тогдашних толстых внутренних джунглях. Влияние этих завоевателей, базирующихся в Куско (современное Перу), было ограничено около полувека или меньше в некоторых частях Эквадора. В течение этого периода некоторые аспекты жизни оставались неизменными. Например, традиционные религиозные убеждения сохранялись на протяжении всего периода правления инков. Однако в других областях, таких как сельское хозяйство, землепользование и социальная организация, правило инков оказало глубокое влияние, несмотря на его относительно короткую продолжительность. [ 19 ]

Император Хуайна Капак очень любил Кито, что сделало его вторичной столицей Тавантинсую и прожил там свои старшие годы перед своей смертью примерно в 1527 году. Внезапная смерть Хуайны Капак от странной болезни, описанная как один как Смолкопочка , Смолкопочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка, Смолкочка , [ 20 ] ускорила горькую борьбу за власть между Хуаскаром , чья мать была Койя (имеющая в виду императрицу) мама Рахуа Оккольо и законным наследником, а Атахуалпа , сын, который родился у принцессы Киту, и, по мнению, «фаворит» его отца.

Эта борьба бушевала в полдесятилетия до прибытия завоевающей экспедиции Франциско Писарро в 1532 году. Ключевая битва этой гражданской войны велась на Эквадорской земле, недалеко от Риобамбы , где войска на север Хуаскара были встречены и побеждены военнослужащими Атахуальпы. Последняя победа Атахуалпы над Хуаскаром в дни незадолго до того, как испанские завоеватели пришли в значительной степени из -за лояльности двух лучших генералов Хуайны Капак, которые базировались в Кито вместе с Атаауальной. Победа остается источником национальной гордости для эквадорцев как редкий случай, когда «Эквадор» насильно улучшил «соседнюю страну».

Эквадор под правлением инков

[ редактировать ]
ПУМАПУНГО Руины справа, на реке Томебамба . Tumebamba был выбран императором Хуайной Капаком (управляется 1493–1525) в качестве северной столицы инков.

История Эквадора более известна с точки зрения инков расширения , чем в доколумбовую эпоху. В 1463 году воина инков Пачакути и его сын Тупак Юпанки начали включение Эквадора в правило инков. современный Кито Они начали с победы над народом Сьерры, включая племя Quitus (люди, для которых назван ). Они продолжили, направляясь на юго -запад к побережью, в конечном итоге подчинив эквадорцев, живущих недалеко от залива Гуаякиль и острова Пуна , правлению инков.

К концу 15-го века, несмотря на ожесточенное сопротивление нескольким эквадорским коренным племенам, Хуайна Капак , сын Тупака Юпанки с принцессой Каньари (народ из современной провинции Канар), смогла победить оставшихся племен, и к 1500 году большая часть Эквадора была включена в инвалид.

Хуайна Капак вырос в Эквадоре и любил землю, в отличие от своего родного Куско. Он назвал Quito второй столицей инков, и была построена дорога для соединения двух столиц. Города и храмы были построены по всей стране. Он женился на принцессе Quitu и оставался в стране до своей смерти. Когда Уэйна Капак умер, не было явного преемника, с тех пор, как назначенный наследник Нинан Куйочи умер вскоре после своего отца. [ 21 ]

Поскольку ни одному из братьев не понравилась идея разорванной империи, два сына искали трон. Huáscar , родившийся от сестры Хуайны Капак в Куско, был признан правителем знаком инков. Atahualpa , родившаяся в Кито, по словам Хуана де Веласко и Гарласо де ла -Вега , [ 22 ] [ 23 ] и в Куско в соответствии с наиболее надежными хрониками, [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] был любимым сыном Хуайны Капак и был очень популярен среди армий инков, размещенных на севере. Братья сражались в течение шести лет, убивая многих мужчин и ослабив империю. Наконец, в 1532 году недалеко от Чимборизо, Атахуалпа, с помощью двух генералов его отца, победил своего брата. Хуаскар был захвачен и попал в тюрьму. Атауальпа стал императором сильно ослабленной империи только для того, чтобы встретиться с испанским конкистадором в 1532 году. [ 28 ]

В течение периода присутствия инков эквадорские организации приняли практику сельского хозяйства и несколько социальных организаций жителей инков, но сохранили свои традиционные религиозные убеждения и многие обычаи.

Доминирование инков в Эквадоре было коротким (около 70 лет), но они оставили один из самых известных археологических мест Эквадора: Ингпирка . Они пытались покорить высокую амазонскую долину лишь частичным успехом, особенно на юге, где Бракаморос победил их три раза. [ 29 ]

Объекты и артефакты

[ редактировать ]

Эдвард Уаймпер искал объекты каменного века , находясь в Эквадоре в 1880 году. Большинство предметов, которые он собрал из тех, кто принес ему, были камнем; Он думал, что большинство металлических артефактов были выплачены в поисках любого золота, которое они содержали. [ 30 ]

Маканы, иллюстрация из путешествий Эдварда Уаймпера среди великих Андов экватора . Лондон: Джон Мюррей, 1892.

Безусловно, самым распространенным объектом была каменная звезда с отверстием через середину. Они были найдены повсюду между Ибаррой и Риобамбой . У большинства есть шесть лучей (и ни один не имеет больше), исходящих симметрично из центра, и все они созданы одинаково с каждой стороны. Определенное число имеет только пять лучей, а случайные примеры нерегулярны по форме. Все они пронзены дырой, которая была пробурена с двух сторон, и размер этого значительно варьируется. В размерах они варьируются от трех до пяти дюймов в диаметре и от трех четвертей дюйма до двух дюймов в толщину. Их вес от пяти до двадцати унций. Большая часть сделана из базальтовой скалы и Габбро. Объекты этого класса были также отлиты в металле, но теперь они редко встречаются в Эквадоре.

Хотя они обладают общими точками сходства, которые были упомянуты, едва ли какие -либо два идентичны по форме. Некоторые из них плоские и худые, другие толстые или поднимаются в центре с каждой стороны в форму, как центр колеса.

В отчете о военно -морской экспедиции США, [ 31 ] Цифры приведены из двух звезд в бронзе (обнаруженная в Cuzco, Peru), одна из которых имел шестой луча, продлившись в топоре, что предполагает, что это был военный клуб или боевой топор. В Сквайра о Перу, книге [ 32 ] В бронзе есть фигура с шестиэтальными объектами, которая, как говорят, была одним из нескольких, которые обозначены автором (очевидно, следуют каким-либо более ранним писателям) , и он говорит, что среди сломанных черепов, которые были обнаружены, « более крупная часть, казалось, была нарушена ударами из некоторых таких оружия». Монс. Винер, в своей книге о Перу и Боливии [ 33 ] дает фигуру звезды и была найдена в ANCON (археологическое место) около Лимы, показывающая палку, вставленную в центральную дыру; и еще одна фигура, похожая на бронзу, также обрабатывала. Как и Скюйер, он называет их кассой . Наконец, примечание врачей переиздания и Стюбеля в своей работе над перуанскими древностями, полученными в ANCON, [ 34 ] Это «немногие каменные предметы, найденные здесь, показывают, но небольшие следы изготовления, исключение-каменное оружие утренней звезды типа ... Каменная звезда с шестью лункой, здесь обнаруженная только однажды, в других местах в перуанских могилах ни в коем случае не редко».

Хотя все эти авторы, по-видимому, рассматривают эти объекты как своего рода боевой топор (и, вероятно, являются правильными, поскольку те, которые имели луч, продлившись в топор), есть несколько соображений, которые предполагают, что эти объекты обычно использовались в качестве оружия. Большие звезды (которые столь же тяжелые, как фунт и четверть), без сомнения, могут быть эффективно использоваться; Но меньшие, весом всего несколько унций, не были бы очень грозными; И принимая их в целом, они менее адаптированы либо в оскорбительных, так и для защитных целей, чем большинство других каменных орудий. К этому можно добавить, что многие не пострадали и, похоже, не были применены в любом использовании. Франциско Кампанья (полуиндийец, который присоединился к последней части путешествия Уаймпера) оказал помощь в осмотре могил в Перу и сказал, что эти звезды в камне были найдены там на груди трупов; И кажется вероятным, что они были для детей солнечных символов светильника, которым им поклонялось.

Это оружие известно как макана (ы), используемые армиями многих андских и мезоамериканских культур в течение веков до испанского завоевания. Они очень эффективны.

Пять типов инструментов

Было обнаружено большое количество каменных объектов, которые, несомненно, были реализованы.

Пять типов показаны на иллюстрации с белым фоном. В верхнем ряду, серии AE, все края округлены, за исключением нижних. В следующей строке (FJ) все имеют тип долота. Вершины и стороны их иногда плоские или угловаты, а иногда и округлые; и нижние, или режущие края, острые. Примеры в следующей серии (KO) имеют некоторое сходство с крючком счета; Верхние края плоские; И все они пронзены отверстиями, просверленными с двух сторон. Образцы в следующем ряду имеют аналогичные отверстия - в противном случае они приближаются к типу долота; В то время как тип, представленный в нижней серии, UY отличается от всех остальных в наличии выступающих плеч и (иногда) в наличии канавки вдоль длины верхнего края, по -видимому, для облегчения обработки.

Все эти пять типов были обнаружены в количестве, во многих местах, и, очевидно, были одними из наиболее распространенных и в целом используемых орудий в экваториальный каменный век. В незначительных отношениях они демонстрируют значительное разнообразие, и существуют большие различия в их размере, толщине и весе. Тип PT был самым многочисленным. В большей части есть отверстия, просверленные с каждой стороны (с отверстиями, имеющими меньше диаметром в середине, чем на их поверхностях), хотя в некоторых апертуру так же широко широко, как и внешнее. Позиции отверстий различаются, некоторые из которых являются центральными, хотя большинство из них ближайшие к вершине. Нижний край всегда самый острый; И, хотя многие не имеют масла, есть достаточно остро, чтобы разрезать древесину. Их вес колеблется от 3 до 29 унций, и, как и звезды камня, они были созданы из разнообразия камней.

Различные каменные инструменты

Было получено большое количество орудий в камне, из которых выборы приведены на иллюстрации с черным фоном. Те, кто отмечен E, J, K, L, NT, являются уникальными, а другие формы более или менее редки. Центральный, отмеченный M, был единственным объектом, для которого эквадорские туземцы могли назначить применение, и это было объявлено, что он является кукурузным панциром . Этот весит пять с четвертью фунта, а другой из одиннадцати фунтов был получен. Несколько примеров формы I были найдены, считая Томасом Эубанком «пустым хмером для металла», сделав ручку с податливым деревянным стержнем. Возможно, эти отмеченные A, B и C использовались для той же цели. Объекты D, F, G и H более озадачивают. Два последних несколько напоминают два других, представленных здесь, но отличаются от них, не имея круговых полостей по бокам. Объекты такого типа очень созданы и созданы из твердого камня. Кажется, вряд ли они использовались для инструментов заточки, и что примеры G, H являются неиспользованными образцами. Они также были найдены М. Винером в Перу.

Среди отчетливо декоративных предметов в камне есть имитации кукурузных початок. Они были особенно упомянуты в работе Хуана и Уллоа в середине 18-го века. Испанские писатели говорят:

"Кукуруза когда -либо была восхищением индейцев, поскольку, помимо того, что они были их едой, их любимая ликерная чича была из нее; индийские художники, следовательно, привыкли показать свое мастерство в том, чтобы сделать его в некого очень твердого камня; и настолько совершенным было сходство, что они вряд ли можно отличить глазом от природы; особенно ощутимого, что самое большее, что -то из -за того, что удивительно, что -то из самых удивленных ... Это способ их работы, который, когда мы рассматриваем их отсутствие инструментов и ужасную форму тех, которые у них были, кажется необъяснимой загадкой: поскольку они работали с медными инструментами, металл, способный сопротивляться твердости камней, или, чтобы придать приятным польским сговорным на своих работах, другие камни должны были использоваться в качестве инструментов ». [ 35 ]

Squier дает свою книгу на Перу [ 32 ] Плохое представление одного из этих каменных кукурузных голов и говорит, что они были специально упомянуты «Падре Арриага в его редкой книге об испроединении идолопоклонства в Перу под именем Зарамамы », и были домашними богами древних жителей.

Возраст объектов

[ редактировать ]

То, что основная часть этих объектов и орудий на камне значительно или великого возраста, очевидно из того факта, что они едва упоминаются во время Пизарро. Garcilaso de la Vega говорит, что индейцы

"Не знал изобретения, чтобы поставить ручку дерева в их молотки, но работали с определенными инструментами, которые они сделали из меди, смешаны с какой-то прекрасной . латуни Ни видели, ни авгр, ни планировали, ни какой-либо другой инструмент для работы плотника, так что они не могли сделать арки или порталы для дверей; Ногти, или используйте их, но привязали всю свою древесину с шнурами конопли. [ 36 ]

Из этого отрывка кажется, что во время Пизарроса индейцы использовали инструменты металла для большинства целей. Заключительное предложение, очевидно, относится исключительно к созданию камней для строительства. Пожилые писатели в целом не указывают, что у них было осознание каменного века.

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Нативные культуры» . Изучение Эквадора. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Получено 5 января 2011 года .
  2. ^ "Arquología ecuatoriana" . Архивировано с оригинала 25 марта 2016 года . Получено 2 июня 2010 года . и "Майо-Чинчипе" . Proyecto Zamora-Chinchipe. 22 июня 2009 г. Архивировано с оригинала 29 ноября 2014 года . Получено 17 ноября 2014 года .
  3. ^ Стотерт, Карен Э. (июль 1985 г.). «Прекамическая культура Лас -Вегаса прибрежного Эквадора». Американская древность . 50 (3): 613–637. doi : 10.2307/280325 . JSTOR   280325 .
  4. ^ Деннис Джеймисон. Доисторические цивилизации в Эквадоре в древней истории .
  5. ^ Уильям Дж. Майер-Оукс; Роберт Э. Белл (17 июня 1960 года). «Ранний мужчина, найденный в Хайлендском Эквадоре». Наука . 131 (3416): 1805–1806. doi : 10.1126/science.131.3416.1805 . ISSN   0036-8075 . PMID   17753208 . S2CID   26234989 .
  6. ^ "Серро Сорсио" . Изучение Эквадора . Получено 5 января 2011 года .
  7. ^ Рудольф, Джеймс Д. (1989). «Историческая обстановка». В Деннисе М. Ханратти (ред.). Страновое исследование: Эквадор . Библиотека Конгресса Федеральное исследовательское отделение . Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе.
  8. ^ Краткий Оксфордский словарь археологии . Издательство Оксфордского университета. 2002.
  9. ^ "Чоррера" . Изучение Эквадора . Получено 5 января 2011 года .
  10. ^ Айала Эспарза, Массачусетс; Галлардо Карилло, GF; Molina-Alarcón, M (2019). «Песня воздуха и воды: акустические эксперименты с эквадорской бутылкой свистка (c.900 до н.э. - 100 г. до н.э.» . Интернет -археология (52). doi : 10.11141/ia.52.2 . HDL : 10251/157919 . Получено 18 ноября 2019 года .
  11. ^ Бушар, французский Джин; USSELMANN, Пьер (2003). Толита. Три тысячелетия цивилизации в Колумбии и Эквадоре Париж: издание CNRS.
  12. ^ Коу; Снег; Бенсон (1989). Старая Америка: доколумбовые цивилизации . Барселона: Круг читателей.
  13. ^ Раннард, Джорджина (11 января 2024 г.). «Огромный древний потерянный город, найденный в Амазонке» . Би -би -си . Получено 12 января 2024 года .
  14. ^ Фреска Антонио и каталог Центрального музея Эквадора
  15. ^ «Мантеньо - Хуанкавилка» . Используя Эквадор . Получено 5 Janogy 2011 .
  16. ^ Джеймс А. Зейдлер, Университет штата Колорадо
  17. ^ Rostworowski, Mary (2008). Великие инков инков Юпанк Париж: Талндье. ISBN  978-2-84734-462-2 .
  18. ^ Рудольф, Джеймс Д. (1991). Эквадор: исследование страны . Библиотека исследования страны . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. LCCN   91009494 .
  19. ^ Starn ; Детерори; Кирк (1995). Перу читатель: история, культура, политика . Герцогский издательство Университета Герцога. Цитата Педро де Сиза де Леон.
  20. ^ Ловелл, У. Джордж. (Сентябрь 1992). « Тяжелые тени и черная ночь: болезнь и депопуляция в колониальной испанской Америке». Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. doi : 10.1111/j.1467-8306.1992.tb01968.x . Америка до и после 1492 года: текущее географическое исследование.
  21. ^ Jump up to: а беременный Sarmiento de Gamboa, Pedro. История инков .
  22. ^ Веласко, Хуан. История Королевства Кито в Южной Америке .
  23. ^ De la Vega El Inca, Garcilaso. Королевский комментарий инков и общую историю Перу Перевод В. Ливмор, Гарольд.
  24. ^ Cieza de León, Pedro. Признаки инков .
  25. ^ От Бетанцоса, Хуан. Сумма и повествование об инков .
  26. ^ От Санта -Крус Пачакути Ямки Салкамайхуа, Хуан. Отношения антиквариата отлучения от Рейно дель Перу .
  27. ^ Бальбоа волосы, Мигель. Антарктика Разное .
  28. ^ Galapagosonline.com Incas в Эквадоре Архивировал 18 мая 2010 года на машине Wayback
  29. ^ "Сан Агустин " Proyecto Zamora-Chinchipe. Архивировано с оригинала октября 1 Получено 17 ноября
  30. ^ Уаймпер, Эдвард (1892). Путешествие среди великих Андов экватора . Лондон: Джон Мюррей. С. 268 –286.
  31. ^ Отчет о военно-морской астрономической экспедиции США в Южное полушарие в 1849-52 годах . 1855. стр. Vol. II, с. 138.
  32. ^ Jump up to: а беременный Squier, E. George (1877). Перу, Инциденты путешествий и разведки в земле инков . Нью-Йорк. п. 177. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892.
  33. ^ Винер (1880). Перу и Боливия . Париж. стр. 685 . {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892.
  34. ^ Reiss, W.; А. Стюбель (1880–1887). Некрополь Анкона в Перу . Лондон и Берлин. {{cite book}}: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) , цитируется Whymper, 1892.
  35. ^ "1047,1048". Relacion Historica of the Meridional Edition , Лондон изд. Мадрид. 1807 [1748]. 1892
  36. ^ Де Ла Вега, Гарлассо. Королевские комментарии Перу Стр. 52–3 Цитируется почему,
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d6d14796f1cc55db10fada948596b6a__1716515460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/6a/5d6d14796f1cc55db10fada948596b6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Columbian Ecuador - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)