Президентская программа наблюдения

![]() Агентства национальной безопасности Наблюдение |
---|
![]() |
Президентская программа наблюдения ( PSP ) представляет собой совокупность секретных разведывательных мероприятий, санкционированных президентом США Джорджем Бушем после терактов 11 сентября 2001 года в рамках войны с терроризмом . Информация, собранная в рамках этой программы, была защищена в конфиденциальной информации отсеке безопасности под кодовым названием STELLARWIND . [ 1 ]
Срок действия последнего президентского разрешения истек 1 февраля 2007 года, но некоторые виды деятельности по сбору средств продолжались, сначала в соответствии с Законом о защите Америки 2007 года, принятым в августе того же года, а затем в соответствии с Законом о поправках к FISA (FAA). который был принят в июле 2008 года. [ 2 ]
Одной из частей программы была Программа наблюдения за терроризмом , которая разрешала несанкционированное прослушивание международных коммуникаций, в которых одна из сторон связи считалась связанной с Аль-Каидой. Сообщается, что другие виды деятельности включали анализ данных сообщений почты. электронной [ 3 ] и подробные записи телефонных звонков в базе данных звонков АНБ . [ 4 ]
В 2007 году генеральный прокурор публично признал существование другой разведывательной деятельности, подпадающей под те же полномочия президента. [ 2 ] Полный масштаб президентской программы наблюдения был раскрыт в июне 2013 года, когда The Guardian опубликовала строго секретный отчет генерального инспектора АНБ, описывающий, как программа была создана и развивалась с сентября 2001 года по январь 2007 года. [ 5 ]
Деятельность Президентской программы наблюдения периодически санкционировалась Президентом, а позже была передана полномочиям, предоставленным Законом о наблюдении за внешней разведкой 1978 года и поправками к Закону 2008 года . Закон требовал от генеральных инспекторов всех спецслужб, участвующих в программе, «завершить всестороннюю проверку» деятельности до 17 января 2007 года и подготовить несекретный отчет в течение одного года после принятия закона. В отчете, опубликованном 10 июля 2009 г., сделан вывод, что программа президента включала «беспрецедентные мероприятия по сбору информации», выходящие далеко за рамки Программы наблюдения за терроризмом. [ 2 ] В отчете подняты вопросы по поводу юридической основы разрешений, отсутствия надзора, чрезмерной секретности и эффективности программы. [ 6 ] [ 7 ] В отчете сделан вывод, что программа была построена на «фактически ошибочном» юридическом анализе. [ 8 ]
Публичное раскрытие программы наблюдения за терроризмом в 2005 году вызвало споры о несанкционированной слежке АНБ . Другие секретные аспекты программы также вызвали серьезную обеспокоенность в Министерстве юстиции по поводу правового статуса программы и ее потенциального влияния на будущие уголовные преследования. Это вызвало конфликты с Белым домом, которые привели к драматической конфронтации в 2004 году у больничной койки больного генерального прокурора и едва не привели к массовой отставке высокопоставленных чиновников юстиции в знак протеста, когда они были отменены. [ 9 ] Отчет о программе был также опубликован в период интенсивных переговоров по предлагаемой формулировке Закона о разрешении разведки на 2010 финансовый год. Это внесет поправки в Закон о национальной безопасности 1947 года , увеличив требования к информированию Конгресса о некоторых секретных разведывательных программах, подобных этой. один — президент Барак Обама пригрозил наложить вето на законопроект по этому вопросу. [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]Через несколько недель после террористических атак 11 сентября 2001 года президент Соединенных Штатов уполномочил Агентство национальной безопасности (АНБ) провести секретную программу по обнаружению и предотвращению дальнейших атак в Соединенных Штатах. В рамках секретной программы АНБ президентскими санкциями было разрешено несколько различных разведывательных мероприятий, и детали этой деятельности со временем менялись. Программа утверждалась президентом примерно каждые 45 дней с некоторыми изменениями. В совокупности деятельность, осуществляемая в соответствии с этими разрешениями, называется «Программой президентского надзора» (PSP). [ 2 ]
Одним из действий, разрешенных в рамках PSP, был перехват содержания сообщений, поступающих в Соединенные Штаты и исходящих из них, когда имелось «разумное основание сделать вывод, что одна из сторон сообщения является членом Аль-Каиды». связанный с «Аль-Каидой» или член организации, связанной с «Аль-Каидой». После того, как серия статей, опубликованных в The New York Times, раскрыла секретные подробности об этом аспекте PSP, они были публично признаны и описаны президентом, генеральным прокурором и другими должностными лицами администрации , начиная с декабря 2005 года, включая президентское радиообращение по поводу 17 декабря 2005 г. Президент и другие представители администрации назвали публично раскрытый перехват содержания некоторых международных сообщений АНБ « Программой наблюдения за терроризмом » (TSP). Впоследствии генеральный прокурор публично признал, что другая разведывательная деятельность также была санкционирована тем же разрешением президента, но детали этой деятельности остаются засекреченными. [ 2 ]
В PSP принимали участие несколько различных агентств. По запросу Белого дома АНБ было привлечено к предоставлению технической экспертизы, необходимой для создания программы. АНБ также отвечало за фактический сбор информации в рамках PSP и распространение разведывательных отчетов другим агентствам, таким как Федеральное бюро расследований (ФБР), Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Управление директора национальной разведки. (ODNI) Национальный контртеррористический центр (NCTC) для анализа и возможного расследования. За исключением АНБ, Министерство обороны (DoD) имело ограниченное участие в PSP. [ 2 ]
подразделения Министерства юстиции В программе также были задействованы другие (МЮ), помимо ФБР. Наиболее существенно, [ по мнению кого? ] Министерства юстиции Юрисконсульт (OLC) предоставил консультации Белому дому и Генеральному прокурору по вопросам общей законности PSP. Кроме того, Управление разведывательной политики и анализа Министерства юстиции (теперь называемое Управлением разведки в Отделе национальной безопасности Министерства юстиции ) работало с ФБР и АНБ над устранением влияния информации, полученной из PSP, на разбирательства в соответствии с Законом о наблюдении за внешней разведкой (FISA). ). Отдел национальной безопасности Министерства юстиции также занимался вопросами потенциального обнаружения , которые могли быть связаны с информацией, связанной с PSP, в международных преследованиях за терроризм. [ 2 ]
ЦРУ, помимо получения разведывательных отчетов в качестве потребителей PSP, запрашивало информацию у программы и использовало эту информацию в своем разведывательном анализе . ЦРУ также первоначально готовило меморандумы об оценке угроз , которые использовались для поддержки периодических президентских разрешений. Начиная с 2005 года, недавно созданное ODNI взяло на себя ответственность за подготовку этих меморандумов по оценке угроз. Кроме того, аналитики NCTC получили информацию о программе для возможного использования в аналитических продуктах, подготовленных для президента, высокопоставленных политиков и других аналитиков и офицеров разведывательного сообщества (IC). [ 2 ]
Отчет PSP IG Group
[ редактировать ]Генеральные инспекторы (IG) Министерства обороны (DoD), Министерства юстиции (DOJ), Центрального разведывательного управления (ЦРУ), Агентства национальной безопасности (АНБ) и Управления директора национальной разведки (ODNI) – в совокупности «PSP IG Group» – провела проверку, необходимую в соответствии с Законом о поправках к FISA. В 32-страничном несекретном отчете от 10 июля 2009 г. обобщены части совокупных результатов обзоров IG, которые могут быть опубликованы в несекретной форме. В отдельном секретном отчете обобщены секретные результаты отдельных обзоров IG. [ 2 ] Сообщается, что секретный отчет занимает несколько сотен страниц. Несекретный отчет раскрыл новые подробности внутренних обсуждений программ, но мало новых подробностей о масштабах наблюдения. [ 7 ]
В рамках этого обзора группа PSP IG коллективно опросила около 200 сотрудников государственного и частного секторов. Среди опрошенных были бывшие и нынешние высокопоставленные правительственные чиновники, в том числе директор Национальной разведки (DNI) Джон Негропонте , директор АНБ и ЦРУ и первый заместитель DNI (PDDNI) Майкл Хайден , советник и генеральный прокурор Белого дома Альберто Гонсалес , директор ФБР Роберт Мюллер , и министр обороны Дональд Рамсфелд . У ИГ не было полномочий требовать дачи показаний, [ 11 ] и советник вице-президента Дэвида Аддингтона , руководитель аппарата Белого дома Эндрю Кард , генеральный прокурор Джон Эшкрофт , Управления юстиции заместитель помощника генерального прокурора Министерства юстиции Джон Ю и бывший директор Центральной разведки Джордж Тенет отказались от возможности дать интервью для обзор. [ 2 ]
Происхождение программы
[ редактировать ]Сразу после 11 сентября 2001 года АНБ использовало свои существующие полномочия для сбора разведывательной информации в ответ на террористические атаки. Когда директор Центральной разведки Тенет от имени Белого дома спросил директора АНБ Хейдена, может ли АНБ сделать больше в борьбе с терроризмом, Хайден ответил, что ничего большего сделать в рамках существующих властей невозможно. Когда его спросили, что он мог бы сделать, имея больше полномочий, Хейден ответил, что собрал информацию о том, что было оперативно полезно и технологически осуществимо. Эта информация легла в основу PSP. Вскоре после этого президент уполномочил АНБ провести ряд новых, строго засекреченных разведывательных мероприятий. [ 2 ]
Конкретные разведывательные мероприятия, разрешенные президентскими полномочиями, были строго засекречены. Бывший советник Белого дома и генеральный прокурор Альберто Гонсалес сообщил Министерству юстиции OIG , что решение президента держать программу под строгим контролем было решением президента. Гонсалес заявил, что президент принял решение по всем запросам «зачитывать» любых недействующих лиц, включая должностных лиц Министерства юстиции. Генеральный прокурор Эшкрофт утвердил первое президентское разрешение на PSP в отношении «формы и законности» в тот же день, когда его зачитали в программу в октябре 2001 года. [ 2 ]
Первоначально ЦРУ подготовило меморандумы об оценке угроз , которые использовались для поддержки президентского разрешения и периодических повторных разрешений PSP. В меморандумах задокументированы оценки разведки террористических угроз Соединенным Штатам и интересам США за рубежом со стороны «Аль-Каиды» и связанных с ней террористических организаций. Первоначально аналитики, подготовившие оценки угроз, не были ознакомлены с PSP и не знали, как будут использоваться оценки угроз. [ 2 ]
«Заместитель помощника генерального прокурора Министерства юстиции США (OLC) Джон Ю отвечал за разработку первой серии юридических меморандумов в поддержку программы. Ю был единственным должностным лицом OLC, «прочитавшим» PSP с момента запуска программы в октябре 2001 года». [ 2 ] Джей Байби в то время был помощником генерального прокурора OLC и начальником Ю. Однако Байби заявил, что его никогда не читали в PSP, и он не может пролить дополнительный свет на то, как Ю пришел к составлению заключения OLC по программе. Первое заключение OLC, прямо подтверждающее законность PSP, было датировано 2 ноября 2001 г. и было составлено Ю. [ 2 ]
Директор АНБ Хайден консультировался со старшими техническими экспертами АНБ и опытными юристами из Управления главного юрисконсульта АНБ, но только Хайден знал о Президентской лицензии и участвовал в ее разработке, выступая в качестве технического консультанта. После подписания разрешения адвокаты АНБ поддержали законность полученной программы. После того, как Хайден получил первое разрешение, он собрал 80–90 человек в конференц-зале и объяснил, что санкционировал президент. Хейден сказал: «Мы собираемся сделать именно то, что он сказал, и ни одним фотоном или электроном больше». По словам Хейдена, программа была разработана для того, чтобы предоставить АНБ оперативную гибкость для прикрытия целей, связанных с терроризмом. [ 2 ]
Правовые основы
[ редактировать ]Первоначальное обоснование
[ редактировать ]Джон Ю был единственным адвокатом OLC, который консультировал генерального прокурора Эшкрофта и должностных лиц Белого дома по PSP с момента создания программы в октябре 2001 года до отставки Ю из Министерства юстиции в мае 2003 года. После ухода Ю другой чиновник Министерства юстиции, Патрик Филбин , был выбран Белый дом будет включен в PSP, чтобы взять на себя роль Ю в качестве советника Генерального прокурора по вопросам программы. Кроме того, 6 октября 2003 года Джек Голдсмит заменил Джея Байби на посту помощника генерального прокурора OLC. Несмотря на то, что Байби никогда не входил в состав PSI, Филбин убедил советника вице-президента Дэвида Аддингтона прочитать Голдсмита, замену Байби. После того, как их зачитали в PSP, Голдсмит и Филбин забеспокоились о фактической и юридической основе юридических меморандумов Ю, поддерживающих программу. [ 2 ]
Голдсмит и Филбин начали разработку анализа, чтобы более полно рассмотреть статут FISA в отношении PSP. Начиная с августа 2003 года Филбин, а затем и Голдсмит выразили свою обеспокоенность по поводу юридических заключений OLC генеральному прокурору Эшкрофту. В декабре 2003 года Голдсмит и Филбин встретились в Белом доме с советником вице-президента Аддингтона и советником Белого дома Гонсалесом, чтобы выразить свою растущую обеспокоенность по поводу юридической основы программы. В конце января 2004 года по просьбе Голдсмита Белый дом согласился разрешить заместителя генерального прокурора Джеймса Коми зачитывать в PSP после утверждения Коми на посту заместителя генерального прокурора в декабре 2003 года. После брифинга Коми согласился, что опасения по поводу юридического статуса Ю анализ были вполне обоснованными. Коми сообщил Министерству юстиции OIG, что особую озабоченность у него и Голдсмита вызывает мнение о том, что юридический анализ Ю повлек за собой игнорирование акта Конгресса и делал это без полного уведомления Конгресса. [ 2 ]
OIG Министерства юстиции позже пришло к выводу, что было необычным и неуместным то, что один адвокат Министерства юстиции, Джон Ю, проводил первоначальную юридическую оценку PSP, и что отсутствие надзора и проверки работы Ю, как это обычно бывает в практике OLC, способствовал юридическому анализу PSP, который, как минимум, был фактически ошибочным. Недостатки в юридических меморандумах стали очевидны после того, как в 2003 году к программе присоединились дополнительные адвокаты Министерства юстиции и когда эти адвокаты захотели лучше понять работу PSP. OIG Министерства юстиции пришло к выводу, что строгий контроль Белого дома над доступом Министерства юстиции к PSP подрывает способность Министерства юстиции выполнять свои важнейшие юридические функции на ранней стадии работы PSP. [ 2 ]
Конфликты между Министерством юстиции и Белым домом
[ редактировать ]Коми сообщил OIG Министерства юстиции, что 4 марта 2004 года он встретился с генеральным прокурором Эшкрофтом, чтобы обсудить PSP, и что Эшкрофт согласился с Коми и другими должностными лицами Министерства юстиции в оценке потенциальных юридических проблем с PSP. Позже в тот же день Эшкрофт заболел тяжелым желчнокаменным панкреатитом и был госпитализирован в больницу Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Из-за инвалидности Эшкрофта Коми занял пост исполняющего обязанности генерального прокурора. [ 2 ]
Позже, 5 марта, Гонсалес позвонил Голдсмиту и запросил письмо от OLC, в котором говорилось, что предыдущие заключения Ю OLC «охватывают программу», то есть PSP. Голдсмит, Филбин и Коми повторно изучили меморандумы Ю и пришли к выводу, что меморандумы Ю неточно описывают некоторые другие разведывательные мероприятия, которые проводились в соответствии с президентскими полномочиями по реализации PSP, и что, следовательно, меморандумы не дают оснований для вывода что эта деятельность была законной. В субботу, 6 марта, Голдсмит и Филбин, с согласия Коми, встретились с Аддингтоном и Гонсалесом в Белом доме, чтобы сообщить свои выводы о том, что определенная деятельность в ПСП должна быть прекращена. [ 2 ]
После серии последующих встреч между Министерством юстиции и представителями Белого дома президент поручил вице-президенту Чейни утром в среду, 10 марта, созвать встречу с лидерами Конгресса, чтобы сообщить им о тупиковой ситуации в отношениях с Министерством юстиции. Встреча с высшими должностными лицами администрации и лидерами Конгресса, известными как « Банда восьми» , но без персонала Министерства юстиции, была созвана в ситуационном зале Белого дома позже в тот же день. Согласно записям Гонсалеса о встрече, лидеры Конгресса пришли к единому мнению, что программу следует продолжать. Однако после того, как Гонсалес дал показания перед Судебным комитетом Сената 24 июля 2007 года, представитель Нэнси Пелоси , сенатор Джей Рокфеллер и сенатор Том Дэшл выступили с заявлениями, резко оспаривающими характеристику Гонсалесом их заявлений на заседании 10 марта 2004 года, заявив, что не было никаких на встрече был достигнут консенсус о том, что программу следует продолжать. [ 2 ]
Встреча у постели больного больницы Эшкрофт
[ редактировать ]Гонсалес сообщил Министерству юстиции OIG, что после встречи с лидерами Конгресса 10 марта президент Буш поручил ему и Карду отправиться в больницу Университета Джорджа Вашингтона, чтобы поговорить с Эшкрофтом, который находился в отделении интенсивной терапии, восстанавливаясь после операции. Примерно в 19:00 в тот день Коми узнал, что Гонсалес и Кард едут в больницу, чтобы навестить Эшкрофта. Он передал эту информацию директору ФБР Мюллеру и сообщил ему, что Эшкрофт не в состоянии принимать гостей, не говоря уже о том, чтобы принять решение о повторной сертификации PSP. Филбин сказал, что в тот вечер он уходил с работы, когда ему позвонил Коми и сказал Филбину, что ему нужно немедленно отправиться в больницу, позвонить Голдсмиту и рассказать ему, что происходит. [ 2 ]
Коми вспоминал, что он вместе со своей охраной взбежал по лестнице на этаж Эшкрофта, вошел в комнату Эшкрофта, которую он описал как затемненную, и обнаружил Эшкрофта лежащим в постели, а его жену, стоящую рядом с ним. Коми сказал, что начал разговаривать с Эшкрофтом, и что неясно, сможет ли Эшкрофт сосредоточиться, и что ему «казалось, что дела идут очень плохо». Голдсмит и Филбин прибыли в больницу с разницей в несколько минут и встретились с Коми в соседней палате. Коми, Голдсмит и Филбин позже вошли в комнату Эшкрофта, и, согласно записям Голдсмита, Коми и другие посоветовали Эшкрофту «ничего не подписывать». [ 2 ]
Когда Гонсалес и Кард прибыли, они вошли в больничную палату Эшкрофта и встали напротив миссис Эшкрофт в изголовье кровати, за ними следовали Коми, Голдсмит и Филбин. Гонсалес рассказал Министерству юстиции OIG, что он вез с собой в манильском конверте разрешение президента Эшкрофту на подпись от 11 марта 2004 года. По словам Филбина, Гонсалес сначала спросил Эшкрофта, как он себя чувствует, и Эшкрофт ответил: «Нехорошо». Затем Гонсалес сказал слова следующего содержания: «Вы знаете, есть повторное разрешение, которое необходимо продлить…» [ 2 ]
Коми показал Юридическому комитету Сената, что в этот момент Эшкрофт сказал Гонсалесу и Карду «очень резко» о своих юридических опасениях по поводу PSP, которые, как показал Коми, Эшкрофт извлек из своей встречи с Коми по поводу программы неделей ранее. Коми показал, что затем Эшкрофт заявил: «Но это не имеет значения, потому что я не генеральный прокурор. Есть генеральный прокурор», и он указал на меня – я был слева от него. Двое мужчин [Гонсалес и Кард] не узнали меня; они повернулись и пошли из комнаты». [ 2 ]
Впоследствии Гонсалес вызвал Коми в Белый дом и привел генерального солиситора США Теодора Олсона с собой в качестве свидетеля . Энди Кард также присутствовал на этой встрече, которая состоялась позже тем же вечером. Гонсалес сообщил Министерству юстиции OIG, что на этой встрече было достигнуто немногое, кроме общего признания того, что «ситуация» продолжает существовать из-за разногласий между Министерством юстиции и Белым домом относительно юридического разрешения программы. [ 2 ]
Повторное разрешение советника Белого дома
[ редактировать ]Утром 11 марта 2004 г., когда истекал срок действия президентских полномочий, президент Буш подписал новое разрешение для ПСП. В отличие от прежней практики, когда Генеральный прокурор удостоверял форму и законность разрешения, разрешение от 11 марта было заверено советником Белого дома Гонсалесом. В полдень 11 марта директор Мюллер встретился с Кардом в Белом доме. Согласно записям Мюллера, Кард сказал Мюллеру, что если к 6 мая 2004 года, когда срок действия разрешения 11 марта не будет найден, «законодательное решение» будет прекращено, программа будет прекращена. Мюллер написал, что он сказал Карду, что отсутствие представителей Министерства юстиции на брифинге в Конгрессе и попытка заставить Эшкрофта заверить разрешение без прохождения Коми «создали устойчивое ощущение, что [Белый дом] пытается обойти Исполняющий обязанности [генерального прокурора], который, как они знали, имел серьезные опасения по поводу законности некоторых частей программы». [ 2 ]
Несколько высокопоставленных чиновников Министерства юстиции и ФБР подумывали об уходе в отставку после того, как президентское разрешение было подписано без согласия Министерства юстиции. Коми сообщил OIG Министерства юстиции, что он составил заявление об отставке, поскольку считал, что для него невозможно оставаться в Министерстве юстиции, если президент сделает что-то, что, по мнению Министерства юстиции, не является юридически поддержанным. Коми также показал, что руководитель аппарата Эшкрофта Дэвид Эйрес считал, что Эшкрофт также, вероятно, уйдет в отставку, и поэтому Эйрс призвал Коми подождать, пока Эшкрофт не поправится настолько, чтобы уйти в отставку вместе с ним. Голдсмит сообщил Министерству юстиции США, что он написал заявление об отставке примерно в то же время, что и Коми. Согласно его записям того времени, Голдсмит среди своих жалоб назвал «некачественность» предыдущей юридической проверки OLC, «чрезмерную секретность» PSP и «позорный» инцидент в больнице. [ 2 ]
Примерно в 1:30 ночи 12 марта 2004 года директор ФБР Мюллер от руки составил письмо об отказе ФБР от участия в программе. Мюллер сообщил Министерству юстиции OIG, что он планировал напечатать письмо, а затем представить его, но, исходя из последующих событий, в его отставке не было необходимости. Позже тем же утром президент встретился с Мюллером. Согласно заметкам Мюллера, Мюллер сообщил президенту о своей обеспокоенности по поводу дальнейшего участия ФБР в программе и о том, что он рассматривает возможность ухода в отставку, если ФБР будет приказано продолжать участие без согласия генерального прокурора. Мюллер написал, что он объяснил президенту, что у него есть «независимое обязательство перед ФБР и Министерством юстиции гарантировать законность предпринятых нами действий, и что один только президентский указ не может этого сделать». Согласно заметкам Мюллера, президент затем поручил Мюллеру встретиться с Коми и другими руководителями PSP для решения юридических проблем, чтобы ФБР могло продолжить участие в программе «в соответствии с законом». [ 2 ]
17 марта 2004 г. президент решил изменить некоторые виды деятельности PSP по сбору разведывательной информации и прекратить некоторые другие виды разведывательной деятельности, которые, по мнению Министерства юстиции, не имели юридической поддержки. Указ Президента был выражен в двух изменениях к Указу Президента от 11 марта 2004 года. 6 мая 2004 года Голдсмит и Филбин завершили юридический меморандум OLC, в котором оценивалась законность PSP в том виде, в котором она действовала на тот момент. В меморандуме OLC говорилось, что Разрешение на использование военной силы (AUMF), принятое Конгрессом вскоре после терактов 11 сентября 2001 года, дало президенту право использовать как внутри страны, так и за рубежом «все необходимые и соответствующие силы», включая радиоразведки возможности . предотвратить будущие акты международного терроризма против США. [ 2 ]
Передача в ФИСА
[ редактировать ]Некоторые виды деятельности, которые первоначально были разрешены в рамках PSP, впоследствии были разрешены по приказу Суда по надзору за внешней разведкой (FISC). Действия, осуществленные таким образом, включали перехват некоторых международных сообщений, которые президент публично назвал «Программой наблюдения за терроризмом». Дальнейшие подробности этого перехода засекречены. В результате этого перехода президент решил не выдавать повторное разрешение на эту деятельность, и окончательные президентские полномочия истекли 1 февраля 2007 года. Закон о защите Америки 2007 года , принятый в августе того же года, внес поправки в FISA, касающиеся способности правительства проводить электронное наблюдение в Соединенных Штатах за лицами, которые, как можно предположить, находятся за пределами Соединенных Штатов. Срок действия этого закона истек в начале 2008 года, а в июле 2008 года Закон о наблюдении за внешней разведкой 1978 года с поправками к Закону 2008 года . был принят [ 2 ]
В ходе проверки Министерства юстиции США OIG был сделан вывод о том, что ряд соображений благоприятствует инициированию процесса передачи PSP под контроль FISA раньше, чем это было сделано, особенно с учетом того, что программа стала не временным ответом на террористические атаки 11 сентября, а скорее постоянным инструментом наблюдения. Эти соображения включали влияние PSP на интересы конфиденциальности граждан США , нестабильность юридических оснований, на которых основывалась программа в течение нескольких лет, а также существенные ограничения, налагаемые на доступ агентов ФБР к информации, полученной в рамках программы, и ее использование из-за высокой степени конфиденциальности. секретный статус PSP. [ 2 ]
Брифинги
[ редактировать ]Каждое президентское поручение также включало требование сохранять тайну мероприятий, проводимых в рамках программы. Президент также отметил намерение проинформировать соответствующих членов Сената и Палаты представителей о программе, "как только я решу, что ее можно реализовать в соответствии с потребностями национальной обороны". По данным АНБ, в период с 25 октября 2001 г. по 17 января 2007 г. Хайден и сменивший его директор АНБ Кейт Б. Александер , иногда при поддержке других сотрудников АНБ, провели около 49 брифингов для членов Конгресса и их сотрудников, 17 из которых заняли Это место предшествовало сообщениям средств массовой информации в декабре 2005 года о так называемой «Программе наблюдения за терроризмом». Хейден сообщил IG, что во время многочисленных брифингов PSP для членов Конгресса никто никогда не предлагал АНБ остановить программу. [ 2 ]
С января 2002 года по январь 2006 года только председательствующий судья Суда по надзору за внешней разведкой (FISC) Ройс К. Ламберт , а затем председательствующий судья Коллин Коллар-Котелли в PSP были зачитаны . Обстоятельства, при которых председательствующий судья был уведомлен о существовании PSP и включен в программу, а также меры, впоследствии принятые для устранения влияния PSP на отношения правительства с FISC, раскрываются только в секретном отчете. [ 2 ]
Проблемы обнаружения
[ редактировать ]Еще в 2002 году Министерству юстиции было известно, что информация, собранная в рамках PSP, могла иметь последствия для судебных обязанностей Министерства юстиции в соответствии с Правилом 16 Федеральных правил уголовного судопроизводства и Брейди против Мэриленда 373 US 83 (1963). Анализ этого открытия был впервые поручен заместителю помощника генерального прокурора OLC Джону Ю в 2003 году. Однако до середины 2004 года ни один адвокат Министерства юстиции, отвечающий за преследование за терроризм, не был включен в PSP, и в результате Министерству юстиции по-прежнему не хватало советов адвокатов. которые были лучше всего подготовлены для выявления и изучения проблем обнаружения, связанных с PSP. Шаги, предпринятые с тех пор для решения проблем обнаружения PSP, обсуждаются только в секретном отчете. Министерству юстиции, возможно, придется пересмотреть прошлые дела, чтобы выяснить, были ли собраны потенциально обнаруживаемые, но нераскрытые материалы по Правилу 16 или Брейди в соответствии с PSP, чтобы гарантировать, что оно выполнило свои обязательства по раскрытию информации в таких случаях. [ 2 ]
Эффективность
[ редактировать ]ИГ также изучили влияние информации PSP на усилия по борьбе с терроризмом. Многие высокопоставленные должностные лица IC считают, что PSP заполнила пробел в сборе разведывательных данных, который, как предполагалось, существовал в соответствии с уставом FISA вскоре после террористических атак Аль-Каиды на Соединенные Штаты. Другие члены разведки, в том числе агенты ФБР, аналитики и офицеры ЦРУ, а также другие официальные лица, испытывали трудности с оценкой точного вклада PSP в усилия по борьбе с терроризмом, поскольку чаще всего ее рассматривали как один из многих доступных инструментов анализа и сбора разведывательной информации в этих усилиях. . В отчетах IG описывается несколько примеров того, как информация, полученная от PSP, учитывается в конкретных расследованиях и операциях. [ 2 ]
Во время слушаний в Сенате в мае 2006 года по поводу его кандидатуры на пост директора ЦРУ Хайден заявил, что, если бы PSP действовал до терактов в сентябре 2001 года, угонщики Халид аль-Михдхар и Наваф аль-Хазми почти наверняка были бы идентифицированы и обнаружены. В мае 2009 года Хейден сообщил OIG АНБ, что ценность программы заключается в том, что она знает, что деятельность АНБ по радиоразведке в рамках PSP охватывает важный «сектор» террористических коммуникаций. Заместитель директора АНБ повторил комментарий Хейдена, заявив, что ценность PSP заключается в уверенности, что она обеспечивает уверенность в том, что кто-то ищет стык между сферами внешней и внутренней разведки. [ 2 ]
OIG Министерства юстиции обнаружило, что исключительно разрозненный характер программы вызвал некоторое разочарование у сотрудников ФБР. Некоторые агенты и аналитики раскритиковали полученную ими информацию, полученную из PSP, за недостаточность подробностей, а агенты, управлявшие антитеррористическими программами в полевых офисах ФБР, которые посетил OIG Министерства юстиции, заявили, что в процессе ФБР по распространению информации, полученной из PSP, не удалось адекватно расставить приоритеты в информации для расследование. В целом, OIG Министерства юстиции обнаружило, что сложно оценить или количественно оценить общую эффективность программы PSP в ее отношении к контртеррористической деятельности ФБР. Однако на основании проведенных интервью и изученных документов OIG Министерства юстиции пришло к выводу, что, хотя информация, полученная с помощью PSP, имела ценность в некоторых антитеррористических расследованиях, в целом она играла ограниченную роль в общих усилиях ФБР по борьбе с терроризмом. [ 2 ]
ОГИ ЦРУ установило, что несколько факторов мешают ЦРУ в полной мере использовать продукты PSP. Многие представители ЦРУ заявили, что слишком мало сотрудников ЦРУ на рабочем уровне были включены в PSP. OIG ЦРУ установило, что ЦРУ не внедрило процедуры для оценки полезности продукта PSP и не документировало регулярно, способствовали ли конкретные отчеты PSP успешным контртеррористическим операциям. На брифинге в Специальном комитете Сената по разведке в мае 2006 года высокопоставленный представитель ЦРУ заявил, что отчеты PSP редко были единственной основой успеха разведки, но часто играли вспомогательную роль. [ 2 ]
Реакция
[ редактировать ]Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (демократ от Калифорнии) в день публикации доклада выступила с заявлением, в котором говорится, что «ни один президент не должен иметь возможность действовать вне закона». Она конкретно ответила на заявление в докладе, приписываемое бывшему заместителю генерального прокурора Джеймсу Б. Коми, о том, что: [ 8 ] «Юридический анализ Ю повлек за собой игнорирование акта Конгресса, причем без полного уведомления Конгресса». [ 2 ] Пелоси далее заявила, что «юридический комитет Палаты представителей и комитет по разведке внимательно изучат выводы и рекомендации секретных и несекретных отчетов и проведут соответствующий надзор за деятельностью электронного наблюдения». [ 8 ]
Джон Коньерс-младший (демократ от Мичигана), председатель Юридического комитета Палаты представителей , сделал следующие комментарии в официальном заявлении в день публикации отчета: «Этот отчет, подготовленный по поручению Конгресса в прошлом году, документирует выводы, к которым пришли многие из нас в Конгрессе. давным-давно: программа несанкционированного наблюдения президента Буша была незаконной с самого начала и имела сомнительную ценность. Она явно нарушала Закон о надзоре за внешней разведкой (FISA), который регулирует внутреннее наблюдение в разведывательных целях, и была основана на юридическом анализе. «фактически ошибочно»... Отказ ключевых чиновников администрации Буша, таких как Дэвид Аддингтон и Джон Ю, сотрудничать с проверкой, проводимой ИГ, подчеркивает необходимость создания независимой комиссии с правом вызова в суд для дальнейшего рассмотрения этих вопросов, к чему я призывал. ." [ 12 ] [ 13 ]
Коллега Коньерса в Юридическом комитете Сената Патрик Лихи (демократ от Вермонта) выступил с заявлением по поводу доклада, в котором говорится, что его выводы должны подчеркнуть проблемы верховенства закона, которые игнорировались предыдущей администрацией. Лихи сказал: «Этот отчет подчеркивает, почему мы должны двигаться вперед с созданием беспартийной комиссии по расследованию. Без тщательного независимого анализа решений, которые противоречат нашим законам и договорам, мы не можем гарантировать, что те же самые ошибки не повторятся. Такая комиссия должен иметь двухпартийную поддержку, чтобы иметь возможность по-настоящему разобраться в этих проблемах с объективностью и достоверностью». [ 14 ]
Вскоре после публикации отчета бывший директор АНБ Майкл Хейден , который разработал и реализовал программу в 2001 году, сообщил Associated Press , что он лично проинформировал ключевых членов конгресса о программе. Он утверждал, что членов хорошо информировали, и был расстроен предположениями, что это не так. Хейден сказал, что ключевые члены Постоянного специального комитета Палаты представителей по разведке и Специального комитета Сената по разведке от обеих партий информировались примерно четыре раза в год, но признал, что число информированных законодателей было намеренно ограничено, поскольку программа была строго засекречена. [ 15 ]
Хронология
[ редактировать ]- 11 сентября 2001 г.: В результате терактов 11 сентября в США погибло около 3000 человек.
- 25 октября 2001 г.: Первый брифинг в Конгрессе по программе наблюдения. [ 2 ]
- 2001-11-02: Дата первого заключения OLC, непосредственно подтверждающего законность PSP (составлено Джоном Ю ) [ 2 ]
- 11 декабря 2002 г.: Ю составляет еще одно мнение относительно PSP, используя тот же базовый анализ, который содержится в его записке от 2 ноября 2001 г. [ 2 ]
- 2003-03: Руководитель Ю Джей Байби уходит с поста помощника генерального прокурора OLC. [ 2 ] стать судьей Апелляционного суда США
- 2003–05: Ю уходит из Министерства юстиции. [ 2 ]
- 6 октября 2003 г.: Джек Голдсмит заменяет Джея Байби на посту помощника генерального прокурора OLC. [ 2 ]
- 2003-12: Голдсмит и Патрик Филбин встречаются с Дэвидом Аддингтоном и Альберто Гонсалесом , чтобы выразить свою обеспокоенность. [ 2 ]
- 2004-01: Просьба Голдсмита о нового заместителя генерального прокурора Джеймса Коми в PSP удовлетворена. включении [ 2 ] от Аддингтон [ 16 ]
- 19 февраля 2004 г.: Майкл Хайден и Вито Потенца Министерства юстиции. из АНБ встречаются с Коми, чтобы включить его в программу SCIF [ 16 ]
- 19 февраля 2004 г.: Хейден говорит Коми: «Я так рада, что вас читают, потому что теперь я не буду один за столом [свидетелей], когда Джон Керри будет избран президентом» [ 16 ]
- 1 марта 2004 г.: Коми обсуждает обеспокоенность Министерства юстиции по поводу законности программы с директором ФБР Робертом Мюллером. [ 2 ]
- 4 марта 2004 г.: Коми встречается с генеральным прокурором Джоном Эшкрофтом, чтобы обсудить свои опасения по поводу законности PSP. [ 2 ]
- 4 марта 2004 г.: В тот же вечер генеральный прокурор Эшкрофт госпитализирован. [ 2 ]
- 5 марта 2004 г.: Коми становится исполняющим обязанности генерального прокурора. [ 2 ]
- 5 марта 2004 г.: Гонсалес звонит Голдсмиту и просит письмо, подтверждающее предыдущее мнение Ю OLC. [ 2 ]
- 6 марта 2004 г.: Голдсмит и Филбин встречаются с Аддингтоном и Гонсалесом в Белом доме, чтобы сообщить им, что определенная деятельность в PSP должна быть прекращена. [ 2 ]
- 7 марта 2004 г.: Голдсмит и Филбин снова встречаются с Аддингтоном и Гонсалесом в Белом доме. [ 2 ]
- 9 марта 2004 г.: Гонсалес вызывает Голдсмита в Белый дом, пытаясь убедить его в том, что его критика меморандумов Ю неверна. [ 2 ]
- 9 марта 2004 г.: В Белом доме проводится еще одна встреча с участием Коми, Голдсмита и Филбина. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Коми узнает, что его старую подругу, тогдашнего заместителя советника по национальной безопасности Фрэнсис Таунсенд , не читают, поэтому он не может с ней проконсультироваться. [ 16 ]
- 10 марта 2004 г.: Голдсмит, Филбин и Коми встречаются, чтобы обсудить встречу в Белом доме накануне и то, как Министерству юстиции следует действовать. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Вице-президент Дик Чейни решает лично принять участие в возобновлении авторизации. [ 16 ]
- 10 марта 2004 г.: Гонсалес, Чейни, Кард, Хайден и другие созывают «экстренную встречу» с « Бандой восьми» в ситуационной комнате Белого дома. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Коми, Голдсмит и Филбин спешат в больницу, чтобы сказать Эшкрофту ничего не подписывать. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Гонсалес и Кард входят в больничную палату Эшкрофта с разрешением президента Эшкрофта на подпись от 11 марта 2004 г. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Эшкрофт «очень резко» рассказывает Гонсалесу и Карду о своих юридических проблемах с PSP и направляет их к Коми. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Гонсалес и Кард покидают больницу, а затем вызывают Коми в Белый дом до его ухода. [ 2 ]
- 10 марта 2004 г.: Голдсмит звонит своему заместителю в OLC Эдварду Уилану III и просит его пойти в офис и без объяснения причин составить для него заявление об отставке. [ 17 ]
- 10 марта 2004 г.: Позвонив Коми, Кард узнает, что высшие сотрудники юстиции планируют уйти в отставку. [ 17 ]
- 10 марта 2004 г.: Коми приводит Теодора Олсона в Белый дом около 23:00, чтобы он стал свидетелем встречи с Гонсалесом и Кардом. [ 2 ]
- 2004-03-10: Кард противостоит Коми по поводу слухов об отставке и узнает, что Коми планирует уйти в отставку. [ 17 ]
- 11 марта 2004 г.: Аддингтон перепечатывает президентское разрешение, засекреченное кодовым словом, заменяя строку подписи Эшкрофта на Гонсалеса. [ 17 ]
- 11 марта 2004 г.: Президент Джордж Буш подписывает новое разрешение на PSP, заверенное советником Белого дома Гонсалесом вместо генерального прокурора. [ 2 ]
- 11 марта 2004 г.: Узнав, что PSP была повторно авторизована, Коми печатает заявление об отставке, но оставляет его по требованию главы администрации Эшкрофта Дэвида Эйреса.
- 12 марта 2004 г.: Мюллер готовит заявление об отставке. [ 2 ]
- 12 марта 2004 г.: Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс предлагает президенту Бушу поговорить напрямую с Коми, чтобы «выслушать его». [ 17 ]
- 2004-03-12: В конце своего ежедневного брифинга Буш отводит Коми в сторону и просит его подождать еще 45 дней, но Коми отказывается. [ 17 ]
- 2004-03-12: Узнав от Коми, что Мюллер планирует уйти в отставку, Буш встречается с ним наедине и просит Мюллера передать Коми, чтобы тот сделал то, что «необходимо сделать». [ 17 ]
- 16 марта 2004 г.: Коми готовит меморандум советнику Белого дома Гонсалесу, в котором излагает свои советы президенту. Гонсалес отправляет пренебрежительный ответ [ 2 ]
- 17 марта 2004 г.: Буш вносит изменения в некоторые виды деятельности PSP по сбору разведывательной информации и прекращает другие, которые, по мнению Министерства юстиции, не имели юридической поддержки. [ 2 ]
- 31 марта 2004 г.: врачи разрешили Эшкрофту возобновить исполнение своих обязанностей в качестве генерального прокурора. [ 2 ]
- 6 мая 2004 г.: Голдсмит и Филбин завершают юридический меморандум OLC, оценивающий законность PSP в том виде, в котором она действовала на тот момент. [ 2 ]
- 06.05.2004: Срок действия разрешения 11 марта истекает. [ 2 ]
- 2004-11-02: Джордж Буш переизбран президентом Соединенных Штатов.
- 16 декабря 2005 г.: The New York Times публикует первую статью, описывающую несанкционированное прослушивание телефонных разговоров АНБ. [ 18 ]
- 17 декабря 2005 г.: Президент Буш описывает TSP в обращении по радио. [ 2 ]
- 2005-12-19: Гонсалес и Хайден обсуждают юридические вопросы, связанные с TSP, на совместной пресс-конференции. [ 19 ]
- 2006-07-18: Гонсалес дает показания перед Юридическим комитетом Сената. [ 2 ]
- 1 февраля 2007 г.: Президент решает не выдавать повторное разрешение на эту деятельность, и срок действия окончательного разрешения президента истекает. [ 2 ]
- 24 июля 2007 г.: Гонсалес дает показания перед Судебным комитетом Сената по поводу брифинга «Банды восьми» 10 марта 2004 г. [ 2 ]
- 5 августа 2007 г.: Принят Закон о защите Америки , вносящий поправки в FISA, касающиеся возможности правительства проводить внутреннее электронное наблюдение. [ 2 ]
- 17 февраля 2008 г.: Срок действия Закона о защите Америки истекает. [ 2 ]
- 10 июля 2008 г.: Закон о поправках к FISA 2008 г. , предоставляющий более широкие полномочия, чем признанный объем TSP. Принят [ 2 ]
- 10 июля 2009 г.: Опубликован отчет Генерального инспектора, требуемый в соответствии с Законом о поправках к FISA. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Отчет генерального инспектора АНБ о президентской программе наблюдения , 24 марта 2009 г., стр. 10, примечание 3.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB Генеральные инспекторы Министерства обороны, Министерства юстиции, ЦРУ, АНБ и ODNI (10 июля 2009 г.). Несекретный отчет о президентской программе наблюдения (PDF) (Отчет) . Проверено 3 марта 2018 г.
Наконец, деятельность по сбору платежей, проводимая в рамках PSP и FISA после перехода PSP к этому органу, включала в себя беспрецедентную деятельность по сбору налогов. Мы считаем, что хранение и использование организациями IC информации, собранной в рамках PSP и FISA, должно тщательно контролироваться.
{{cite report}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лихтблау, Эрик; Ризен, Джеймс (12 июля 2009 г.). «Прослушивание телефонных разговоров в США имеет ограниченную ценность, отчет официальных лиц» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2009 г.
В докладе говорится, что в то же время, когда г-н Буш санкционировал операцию по прослушиванию телефонных разговоров без санкции, он также подписал другие программы наблюдения, которые правительство никогда публично не признавало. Хотя в отчете они не называются, нынешние и бывшие чиновники утверждают, что эти программы включали в себя анализ данных из сообщений электронной почты американцев.
- ^ Коли, Лесли (11 мая 2006 г.). «АНБ располагает огромной базой данных телефонных звонков американцев» . США сегодня . Проверено 12 июля 2009 г.
Агентство национальной безопасности тайно собирало записи телефонных звонков десятков миллионов американцев, используя данные, предоставленные AT&T, Verizon и BellSouth, сообщили USA Today люди, непосредственно знакомые с этой договоренностью .
- ↑ Отчет генерального инспектора АНБ о президентской программе наблюдения , 24 марта 2009 г.
- ^ Хесс, Памела (11 июля 2009 г.). «Отчет: слишком мало чиновников знали о слежке» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 15 июля 2009 года . Проверено 11 июля 2009 г.
Как обнаружила группа генеральных федеральных инспекторов, недостаточное количество соответствующих чиновников были осведомлены о масштабах и глубине беспрецедентной программы наблюдения, начатой при президенте Джордже Буше-младшем, не говоря уже о ее подписании. Белый дом Буша собрал огромное количество информации, выходящее далеко за рамки ранее признанного несанкционированного прослушивания телефонных разговоров, сообщили ИГ. Они поставили под сомнение правовую основу своих усилий, но скрыли почти все детали, поскольку они все еще слишком секретны, чтобы их раскрывать.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Мариса (11 июля 2009 г.). «Отчет: эффективность программы прослушивания телефонных разговоров Буша оспаривается» . Майами Геральд . Служба новостей McClatchy . Проверено 11 июля 2009 г.
Рассекреченный отчет разведки разоблачает секретность администрации Буша в отношении ее несанкционированной программы прослушивания телефонных разговоров. Несмотря на настойчивые утверждения администрации Буша о том, что ее программа несанкционированного подслушивания была необходима для защиты страны от нового террористического нападения, агенты ФБР, аналитики ЦРУ и другие официальные лица с трудом оценили ее эффективность, согласно несекретному правительственному отчету, обнародованному в пятницу.
[ мертвая ссылка ] - ^ Jump up to: а б с «Программа прослушивания телефонных разговоров эпохи Буша дала ограниченные результаты, говорится в докладе» . CNN.com. 12 июля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
Бывший заместитель генерального прокурора Джеймс Коми, принимавший участие в этом противостоянии, сообщил следователям, что первоначальное разрешение программы «предполагало игнорирование акта Конгресса и выполнение этого действия без полного уведомления Конгресса». Эта линия вызвала гнев спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, которая в пятницу выступила с заявлением, в котором заявила, что «ни один президент не должен иметь возможность действовать вне закона».
- ^ Джонсон, Кэрри; Накашима, Эллен (12 июля 2009 г.). «Отчет: прослушивание телефонных разговоров грозит кризисом» . Филадельфийский исследователь . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 13 июля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
Белый дом Буша настолько строго контролировал доступ к своей программе несанкционированного подслушивания, что только три юриста Министерства юстиции были осведомлены о плане, что едва не спровоцировало массовые отставки и конституционный кризис, когда более широкий круг чиновников администрации начал подвергать сомнению его законность, согласно данным Белого дома Буша. отчет наблюдательного органа, опубликованный вчера.
- ^ Шейн, Скотт (12 июля 2009 г.). «Чейни причастен к сокрытию проекта ЦРУ» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2009 г.
Демократы в Конгрессе, которые утверждают, что администрация Буша неправомерно ограничила брифинги Конгресса по вопросам разведки, стремятся изменить Закон о национальной безопасности, чтобы позволить всем комитетам по разведке получать информацию по большему количеству вопросов. Однако президент Обама пригрозил наложить вето на законопроект о разрешении разведки, если изменения зайдут слишком далеко, и сейчас это предложение обсуждается Белым домом и комитетами по разведке.
- ^ Джонсон, Кэрри; Накашима, Эллен (11 июля 2009 г.). «Генеральные инспекторы сообщают о нарушениях секретности программы наблюдения» . Вашингтон Пост . Проверено 11 июля 2009 г.
«Чрезвычайная и неуместная» секретность несанкционированной программы подслушивания подорвала ее эффективность как инструмента борьбы с терроризмом, пришли к выводу правительственные наблюдатели в ходе первого расследования одного из самых спорных эпизодов деятельности администрации Буша.
- ^ «Коньерс: отчет IG показывает, что Буш нарушил закон, лично санкционировав программу необоснованного наблюдения» . Комитет Палаты представителей по судебной власти.
- ^ Стерн, Кристофер (10 июля 2009 г.). «Программа прослушивания телефонных разговоров Буша не имела надлежащего юридического анализа (обновление 1)» . Bloomberg.com . Проверено 12 июля 2009 г.
«Программа несанкционированного наблюдения президента Буша была незаконной с самого начала и имела сомнительную ценность», - заявил председатель Юридического комитета Палаты представителей Джон Коньерс, демократ из Мичигана, в заявлении, отправленном по электронной почте.
- ^ «AFP: Правительство США проверяет эффективность прослушивания телефонных разговоров» . Агентство Франс-Пресс. 11 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 12 июля 2009 г.
Демократ Патрик Лихи, председатель Юридического комитета Сената, заявил в своем заявлении, что выводы этого обзора должны помочь пролить больше света на вопросы верховенства закона, которых предыдущая администрация избегала в течение длительного времени.
- ^ Хесс, Памела (12 июля 2009 г.). «Интервью AP: Хайден отрицает, что Конгресс не был проинформирован» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 16 июля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
Бывший директор ЦРУ генерал Майкл Хейден в субботу гневно ответил на утверждения, что программа наблюдения администрации Буша после 11 сентября была более далеко идущей, чем предполагалось, и в значительной степени была скрыта от наблюдателей в Конгрессе. В интервью Associated Press Хейден утверждал, что высшие члены Конгресса были хорошо информированы на протяжении всего пути, несмотря на протесты некоторых из них, что их держали в неведении.
- ^ Jump up to: а б с д и Геллман, Бартон (14 сентября 2008 г.). «Конфликт из-за шпионажа привел Белый дом на грань» . Вашингтон Пост . Проверено 13 июля 2009 г.
Это первая из двух историй, адаптированных из книги «Рыболов: Вице-президентство Чейни», которая будет опубликована во вторник издательством Penguin Press.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Геллман, Бартон (15 сентября 2008 г.). «Чейни защитил Буша от кризиса» . Вашингтон Пост . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Джеймс Райзен и Эрик Лихтблау (16 декабря 2005 г.). «Буш позволяет США шпионить за звонящими без суда» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 февраля 2006 года . Проверено 18 февраля 2006 г. через commondreams.org
- ^ «Пресс-брифинг генерального прокурора Альберто Гонсалеса и первого заместителя директора национальной разведки генерала Майкла Хейдена» (пресс-релиз). Белый дом. 19 декабря 2005 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Геллман, Бартон (2009). Англер: Вице-президент Чейни . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 9780143116165 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отчет генерального инспектора АНБ о сборе данных по электронной почте и Интернету в рамках Stellar Wind — полный документ , The Guardian , 27 июня 2013 г.
- Несекретный отчет о президентской программе наблюдения на Wikisource , 10 июля 2009 г.