Культура боевого топора
Географический диапазон | Юг Скандинавского полуострова и юго-запад Финляндии |
---|---|
Период | энеолит |
Даты | ок. 2800–2300 до н.э. |
Предшественник | Культура шнуровой керамики , Неолитическая Скандинавия , Культура воронкообразных стаканов , Культура ямочной керамики |
С последующим | Северный бронзовый век |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Культура боевого топора , также называемая культурой лодочного топора , представляет собой энеолитическую культуру, которая процветала в прибрежных районах юга Скандинавского полуострова и юго-западной Финляндии , начиная с ок. 2800 г. до н.э. – ок. 2300 г. до н.э. Это было ответвление культуры шнуровой керамики , пришедшее на смену культуре воронкообразных на юге Скандинавии, вероятно, в результате процесса массовой миграции и замены населения. Считается, что именно он способствовал распространению индоевропейских языков и других элементов индоевропейской культуры в регионе. Некоторое время она сосуществовала с культурой каменной керамики охотников-собирателей , которую в конечном итоге поглотила, превратившись в скандинавский бронзовый век . Скандинавский бронзовый век, в свою очередь, считался предком германских народов .
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Культура боевых топоров возникла на юге Скандинавского полуострова около 2800 г. до н.э. Это было ответвление культуры шнуровой керамики , которая сама по себе во многом была ответвлением ямной культуры Понтийско -Каспийской степи . Современные генетические исследования показывают, что его появление сопровождалось масштабными миграциями и генетическими смещениями. Культура Боевого Топора изначально впитала в себя сельскохозяйственную культуру Воронкообразных . [ 1 ]
Распределение
[ редактировать ]Концентрация культуры боевых топоров находилась в Скании . Стоянки культуры боевых топоров были обнаружены в прибрежных районах южной Скандинавии и юго-западной Финляндии. [ 2 ] Однако непосредственная береговая линия была занята культурой каменной керамики . [ 2 ] К 2300 году до нашей эры культура боевых топоров поглотила культуру керамической посуды.
За время своего существования культура боевых топоров, похоже, распространилась на прибрежную часть Норвегии , сопровождаясь драматическими культурными изменениями. [ 2 ] Эйнар Остмо сообщает о местах культуры боевых топоров внутри Норвежского полярного круга на Лофотенских островах и на севере, вплоть до нынешнего города Тромсё . [ 3 ]
Преемники
[ редактировать ]Культура боевых топоров прекратила свое существование около 2300 г. до н.э. В конечном итоге на смену ему пришел скандинавский бронзовый век , который, по-видимому, представляет собой слияние элементов культуры боевого топора и культуры каменной керамики. [ 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]Захоронения
[ редактировать ]Культура Боевого Топора в основном известна своими захоронениями. обнаружено около 250 захоронений боевых топоров В Швеции . Они сильно отличаются от тех, что встречаются в одиночных могил Дании культуре . [ 2 ]
В культуре Боевого Топора умерших обычно помещали в одну плоскую могилу без кургана. Могилы обычно были ориентированы с севера на юг, тело в согнутом положении было обращено на восток. Мужчин размещали по левую сторону, а женщин по правую. Как по предметам, так и по размещению погребальный инвентарь достаточно стандартизирован. Кремневые топоры встречаются как в мужских, так и в женских погребениях. Боевые топоры располагаются у самцов близко к голове. [ 2 ] Эти боевые топоры, по-видимому, были символами статуса, и именно от них получила название культура. Около 3000 боевых топоров было найдено в памятниках, разбросанных по всей Скандинавии, но в Норрланде и северной Норвегии их мало. [ нужна ссылка ] Полированные кремневые топоры культуры боевых топоров и культуры ямчатой керамики имеют общее происхождение на юго-западе Скании и в Дании. Керамика шнуровой керамики также была обычным погребальным инвентарем в захоронениях боевых топоров. Обычно их располагали возле головы или ног. Другой погребальный инвентарь включает наконечники стрел, оружие из рога, янтарные бусы, полированные кремневые топоры и долота. Фаунистические останки из захоронений включают благородного оленя, овец и коз. [ 2 ]
Новый аспект культуре боевого топора был придан в 1993 году, когда был раскопан дом смерти в Тюринге, в Сёдерманланде . Вдоль некогда массивных бревенчатых стен были найдены остатки около двадцати глиняных сосудов, шести рабочих топоров и боевого топора, которые все относятся к последнему периоду культуры. Были также кремированные останки как минимум шести человек. Это самая ранняя находка кремации в Скандинавии, свидетельствующая о тесных контактах с Центральной Европой. [ нужна ссылка ]
Поселения
[ редактировать ]Было обнаружено несколько поселений культуры Боевого Топора. Большинство из них расположены внутри страны, но некоторые расположены в прибрежных районах. Однако поселения культуры боевого топора не расположены непосредственно на береговой линии, которая была скорее занята культурой ямчатой керамики . [ 2 ] Известно менее 100 поселений, а их остатки незначительны, поскольку они расположены на постоянно используемых сельскохозяйственных угодьях и, следовательно, были распаханы.
Археологические находки на юге Швеции обнаруживают тесные пространственные связи между домами и могилами, указывая на то, что фермы играли центральную роль в социальной и экономической деятельности в культуре боевого топора. [ 2 ]
Керамика
[ редактировать ]Керамика с боевым топором часто встречается в поселениях с каменной керамикой. В некоторых поселениях даже можно увидеть сочетание керамических стилей культуры боевого топора и культуры каменной керамики. Отношения между двумя культурами противоречивы и недостаточно изучены. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Социальная система культуры боевого топора заметно отличалась от системы культуры воронкообразных, о чем свидетельствует тот факт, что в культуре воронкообразных были коллективные мегалитические могилы, каждая из которых содержала многочисленные жертвоприношения, в то время как в культуре боевого топора были отдельные могилы с одним жертвоприношением в каждой. . Индивидуализм, по-видимому, играл гораздо более заметную роль в культуре боевого топора, чем среди ее предшественников. [ 2 ] [ 6 ]
Экономика
[ редактировать ]Культура Боевого Топора была основана на тех же методах ведения сельского хозяйства, что и предыдущая культура Воронкообразных. [ нужна ссылка ] Культура боевых топоров, по-видимому, делала упор на выпас скота, что объясняет очевидный мобильный характер этой культуры. [ 2 ] Судя по всему, они также занимались торговлей с населением на севере, обменивая продукты животного происхождения на материальные блага. [ 7 ]
Эйнар Остмо подчеркивает, что прибрежные районы Скандинавии Атлантического и Северного морей, а также прибалтийские районы [ 8 ] были объединены энергичной морской экономикой, что позволило гораздо более широкое географическое распространение и более тесное культурное единство, чем могли достичь внутренние континентальные культуры. Он указывает на количество широко распространенных наскальных рисунков, относящихся к той эпохе, на которых изображены «тысячи» кораблей. Для таких мореходных культур море — это шоссе, а не разделитель. [ 3 ]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Считается, что культура боевого топора принесла индоевропейские языки и индоевропейскую культуру в южную Скандинавию. Слияние культуры боевых топоров с местными земледельческими культурами и культурами охотников-собирателей региона породило нордический бронзовый век , который считается прародительской цивилизацией германских народов . [ 9 ]
Генетика
[ редактировать ]В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature в июне 2015 года, были изучены останки самца боевого топора, похороненного в Виби , Швеция, ок. 2621–2472 гг. до н.э. [ 10 ] [ 11 ] Было установлено, что он является носителем отцовской гаплогруппы R1a1a1 и материнской гаплогруппы K1a2a . [ 11 ] Люди культур позднего неолита и бронзового века Скандинавии оказались очень близкими людьми из культуры шнуровой керамики , культуры колокольных кубков и культуры Унетице , все из которых имели генетическое родство с ямной культурой . Синташтинская культура и андроновская культура Средней Азии также обнаруживали тесные генетические связи с культурой шнуровой керамики. [ 12 ]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications в январе 2018 года, был исследован мужчина, похороненный в Олсунде на севере Швеции ок. 2570–2140. Хотя он был похоронен без артефактов, он был найден недалеко от места археологических раскопок, где были найдены артефакты как охотников-собирателей, так и шнуровой керамики. [ 13 ] Было установлено, что он является носителем отцовской гаплогруппы R1a1a1b и материнской гаплогруппы U4c2a . [ 14 ] Было обнаружено, что он генетически похож на народы культуры Боевого Топора, имеющие большое количество степных предков. [ 15 ] [ 16 ] Также было обнаружено, что отцовская гаплогруппа R1a1a1b является преобладающей линией среди мужчин шнуровой керамики и мужчин бронзового века в восточной части Балтики. [ 14 ]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B, были изучены останки двух человек с боевыми топорами, похороненных в Бергсгравене в центральной Швеции. Мужчина нес отцовскую гаплогруппу R1a-Z283 и материнскую гаплогруппу U4c1a , а женщина несла материнскую гаплогруппу N1a1a1a1 . [ 17 ] Гаплогруппа R1a является наиболее распространенной отцовской гаплогруппой среди мужчин из других культур горизонта шнуровой керамики и ранее была обнаружена среди восточных охотников-собирателей (EHG). Интересно, что в ямной культуре, с другой стороны, доминирует отцовская гаплогруппа R1b . [ 18 ] Было обнаружено, что два исследованных человека с боевым топором тесно связаны с народами из других частей горизонта шнуровой керамики. В основном они были потомками западных степных пастухов (WSH), хотя и с небольшой примесью западных охотников-собирателей (WHG) и ранних европейских фермеров (EEF). По-видимому, примесь произошла в результате спаривания самцов WSH с самками EEF и WHG. Происхождение людей с боевым топором заметно отличалось от происхождения предыдущих неолитических популяций, что позволяет предположить расслоение среди культурных групп. Родословная WSH не была обнаружена среди предыдущих популяций этого района. Результаты еще раз подтвердили мнение о том, что культура боевого топора возникла в результате миграций с юго-востока Балтики . [ 19 ] В ходе исследования также была изучена женщина, похороненная в мегалите Воронкообразный стакан в Олльсё , Швеция ок. 2860–2500 гг. До н.э., когда этот район был частью культуры боевых топоров. Она несла материнскую гаплогруппу H6a1b3 . [ 20 ] и было обнаружено, что он тесно генетически связан с другими людьми культуры Боевого Топора. [ 21 ] Два человека, захороненные в одном мегалите в эпоху позднего неолита, также были тесно связаны с народами культуры шнуровой керамики. [ 21 ]
Мальмстрем и др. (2020) исследовали представителей культуры каменной керамики Готланда. Некоторые из их захоронений содержали типичные артефакты Боевого Топора. Однако ни один из этих людей не имел примеси культуры боевого топора, что позволяет предположить, что народы двух культур взаимодействовали без скрещивания. [ 22 ] Было обнаружено, что современные северные европейцы по-прежнему тесно генетически связаны с людьми культуры боевого топора. [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Культура одиночной могилы
- Культура колокольных стаканов
- Среднеднепровская культура
- Фатьяново-Балановская культура
- Жуцевская культура
- Синташтинская культура
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цена 2015 , с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Прайс 2015 , стр. 161–170.
- ^ Перейти обратно: а б Остмо 1991 г.
- ^ Звелебил 1997 , стр. 431–435.
- ^ «Янтарные диски с крестовым орнаментом» . 2018.
- ^ Цена 2015 , с. 194.
- ^ Цена 2015 , с. 192.
- ^ Илья А. Сержант Прибалтийский регион Лейпцигского университета
- ^ Шмидт 1991 , с. 130.
- ^ Аллентофт и др. 2015 , Дополнительная информация, стр. 40–42, Дополнительная таблица 9, RISE94.
- ^ Перейти обратно: а б Мэтисон и др. 2018 г. , Дополнительная таблица 1, строка 107, RISE94.
- ^ Аллентофт и др. 2015 , стр. 2–3. «Хотя европейские культуры позднего неолита и бронзового века, такие как шнуровая посуда, колокольчики, унетице и скандинавские культуры, генетически очень похожи друг на друга (рис. 2), они все же демонстрируют некоторую линию генетического родства с ямной... близкое родство, которое мы наблюдаем между народами культур шнуровой керамики и синташтинской культуры (расширенные данные, рис. 2а), предполагает схожие генетические источники этих двух культур, что контрастирует с предыдущими данными. гипотезы, предполагающие происхождение синташты в Азии или на Ближнем Востоке28. Хотя мы не можем формально проверить, произошла ли синташта непосредственно в результате миграции на восток народов шнуровой керамики или они имеют общее происхождение с более ранним степным населением, присутствие европейских фермеров эпохи неолита. как в Шнуровой керамике, так и в Синташте, в сочетании с отсутствием неолитических фермерских предков в более ранней Ямной, можно предположить, что первая была более вероятно... Ямные миграции привели к потоку генов на огромные расстояния, по существу соединив сибирский Алтай со Скандинавией в эпоху ранней бронзы (рис. 1). Андроновская культура, возникшая в Средней Азии в эпоху поздней бронзы (рис. 1), генетически тесно связана с синташтинскими народами..."
- ^ Миттник и др. 2018 , стр. 3, 7. «Один образец из северной Швеции (Скандинавия LNBA Олсунд, ок. 2570–2140 гг. до н.э.) датируется поздним неолитом, но был найден без связанных с ним археологических комплексов... Человек из Ольсунда на северо-востоке Швеции. был датирован поздним неолитом, когда сельское хозяйство было занесено в прибрежные районы северной Швеции вместе с культурой боевых топоров, региональным вариантом CWC, хотя собирательство оставалось важной формой существования. Останки были найдены без каких-либо сопутствующих артефактов, но в непосредственной близости от места, где скопление демонстрировало смесь местных традиций охотников-собирателей и влияния CWC..."
- ^ Перейти обратно: а б Миттник и др. 2018 , с. 4, таблица 1.
- ^ Миттник и др. 2018 , с. 7.
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , стр. 4.
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , с. 3, таблица 1.
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , стр. 2, 6. «Отцовские линии, обнаруженные у людей BAC/CWC, остаются загадочными. Большинство людей из контекстов CWC, которые были генетически исследованы на предмет Y-хромосомы, принадлежат к Y-гаплогруппе R1a, в то время как Большинство секвенированных особей предполагаемой исходной популяции ямных степняков принадлежат к R1b. R1a был обнаружен в мезолитической и неолитической Украине. Это открывает возможность того, что комплексы Ямная и CWC могли быть структурированы по отцовским линиям - возможно, благодаря отцовским линиям. патрилинейные системы наследования в обществах — и что генетические исследования еще не нацелены на прямые источники экспансии в Центральную и Северную Европу».
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , с. 1.
- ^ Мальмстрем и др. 2019 , с. 3, табл. 1, ol007.
- ^ Перейти обратно: а б Мальмстрем и др. 2019 , стр. 3–4.
- ^ Мальмстрем и др. 2020 , с. 1.
- ^ Мальмстрем и др. 2020 , стр. 6–7.
Источники
[ редактировать ]- Аллентофт, Мортен Э.; и др. (10 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555). Исследования природы : 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 . Проверено 6 июля 2020 г.
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9781884964985 .
- Мальмстрем, Хелена; и др. (9 октября 2019 г.). «Геномное происхождение людей скандинавской культуры боевых топоров и их связь с более широким горизонтом шнуровой керамики» . Труды Королевского общества Б. 286 (1912). Королевское общество : 20191528. doi : 10.1098/rspb.2019.1528 . ПМК 6790770 . ПМИД 31594508 .
- Мальмстрем, Хелена; и др. (4 июня 2020 г.). «Собиратели культуры неолитической каменной керамики находились под культурным, но не генетическим влиянием пастухов культуры боевых топоров» . Американский журнал физической антропологии . 172 (4). Американская ассоциация физических антропологов : 638–649. дои : 10.1002/ajpa.24079 . ПМИД 32497286 .
- Мэтисон, Иэн; и др. (21 февраля 2018 г.). «Геномная история Юго-Восточной Европы» . Природа . 555 (7695). Исследования природы : 197–203. Бибкод : 2018Natur.555..197M . дои : 10.1038/nature25778 . ПМК 6091220 . ПМИД 29466330 .
- Миттник, Алисса; и др. (30 января 2018 г.). «Генетическая предыстория региона Балтийского моря» . Природные коммуникации . 9 (442). Исследования природы : 442. Бибкод : 2018NatCo...9..442M . дои : 10.1038/s41467-018-02825-9 . ПМЦ 5789860 . ПМИД 29382937 .
- Прайс, Т. Дуглас (2015). Древняя Скандинавия: археологическая история от первых людей до викингов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780190231972 .
- Шмидт, Карл Хорст [на немецком языке] (1991). «Кельты и этногенез германского народа». Историко-лингвистическое исследование . 104 (1). Ванденхук и Рупрехт : 129–152. JSTOR 40849016 .
- Остмо, Эйнар [на норвежском языке] (1991). «Местная традиция изображения кораблей бронзового и раннего железного веков на юго-востоке Норвегии: новые свидетельства наскальных рисунков в Далбо». Мировая археология . 23 (2). Рутледж : 220–232. дои : 10.1080/00438243.1991.9980174 .
- Звелебил, Марек (1997). «Ямчатая посуда и родственные культуры неолита Северной Европы». В Богуцком, Петр I.; Крэбтри, Пэм Дж. (ред.). Древняя Европа 8000 г. до н.э. – 1000 г. н.э. Энциклопедия варварского мира. Том. 1. Скрибнер . стр. 431–435. ISBN 068480669X .