Предыстория Трансильвании
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2010 г. ) |
« Предыстория Трансильвании» описывает то, что можно узнать о регионе, известном как Трансильвания, с помощью археологии , антропологии , сравнительного языкознания и других смежных наук.
Собственно Трансильвания представляет собой плато или плоскогорье на северо-западе центральной Румынии . Он ограничен и определяется Карпатами на востоке и юге и Апусенскими горами на западе. Будучи разнообразным и относительно охраняемым регионом, этот район всегда был богат дикой природой и остается одним из наиболее экологически разнообразных регионов Европы. В горах имеется большое количество пещер , привлекавших как жителей, так и животных. Пештера Урсилор , «Медвежья пещера», была домом для большого количества пещерных медведей ( Ursus spelæus ), чьи останки были обнаружены, когда пещера была обнаружена в 1975 году. Другие пещеры в этом районе укрывали первых людей.
Предыстория — самый продолжительный период в истории человечества, на протяжении которого письменность еще не была известна. В Трансильвании это особенно относится к палеолиту , неолиту , бронзовому веку и железному веку . [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
История Румынии |
---|
Портал Румынии |
Палеолит
[ редактировать ]- (2 600 000–13 000 лет назад )
Эпоху палеолита , древнейшего и продолжительного периода в истории человечества, специалисты делят на три этапа развития: нижний палеолит , средний палеолит и верхний палеолит . Хронологические рамки палеолита совпадают с рамками плейстоцена ( первый период четвертичного периода ) и отмечены четырьмя великими оледенениями , установленными в Альпах ( Гюнц , Миндель , Рисс и Вюрм ).
Хотя становится доступным все больше данных об эволюции климата, фауны и растительности современной Румынии , в летописи окаменелостей очень мало данных, которые могли бы дать исследователям представление о том, как выглядел человек палеолита в Румынии. На сегодняшний день не обнаружено никаких человеческих скелетных останков, относящихся к нижнему палеолиту, тогда как единственными обнаруженными останками среднего палеолита были несколько фаланг, раскопанных Мартоном Роской в пещере Борду-Маре в Охаба-Понор , округ Хунедоара . Капсула черепа, обнаруженная Роськой в пещере Циокловина, имеет черты, приписываемые Homo sapiens sapiens , и датируется верхним палеолитом, на что указывают три кремневых предмета, свойственные ориньяку, обнаруженные рядом с ними. Аналогичным образом, в пещере Чурул-Маре в горах Падуря-Крайулуй ( Трансильвания ) спелеологи обнаружили отчетливо мужские, женские и детские следы. Антропологический анализ выявил кроманьонцев и даже неандертальцев. характеристики этих следов.
Экономика палеолитических сообществ состояла в основном из эксплуатации природных ресурсов: собирательство, рыболовство и особенно охота были основными занятиями различных групп человека. Еще в нижнем палеолите группы людей либо охотились, либо ловили дичь. Мы можем предположить, что в Трансильвании, наряду с мамонтами или оленями, лошади были довольно важным источником пищи, если наша датировка росписи на потолке пещеры в Кучулате , уезд Сэлай , верна.
Нижний палеолит в Трансильвании, поскольку данных мало, во многом остается загадкой. Если открытие ашельского каменного изделия в Кэпушу-Мик , уезд Клуж , и нескольких домустьерских каменных изделий в Тэлмачу , уезд Сибиу , является достоверным фактом, их точное стратиграфическое положение еще предстоит установить. Чего нельзя сказать об открытиях во впадине Чук в Сандоминике , графство Харгита , где несколько орудий труда и богатая фауна были обнаружены в сертифицированных стратиграфических позициях, принадлежащих к геохронологическому интервалу, охватывающему поздний Миндель до ранний Рисс .
Средний палеолит – мустьерский период – охватывает период времени, намного более короткий, чем период предыдущей эпохи ( ок. 100 000 – 33 000/30 000 лет назад ). Это период, установленный в основном в раннем верхнем плейстоцене, и в рамках альпийской ледниковой хронологии он соответствует интервалу, охватывающему поздний межледниковье Рисс-Вюрм, или, скорее, нижний Вюрм , через средний Вюрм , о чем свидетельствуют датировки позднемустьерских жилищ в Пещера Гура-Чей , Рышнов , уезд Брашов , и пещера Спурката , Нандру , уезд Хунедоара .
Мустьерский период наиболее близок к альпийскому палеолиту. Оба периода характеризовались наличием многочисленных обломков и сколов кварцита, при этом костей охотничьей дичи было больше, чем орудий труда. Следовательно, специалисты считают этот мустьерий « восточным чарентием ».
Аналогичным образом, в Северо-Западной и Северной Трансильвании с поселениями в Боинешти , уезд Сату-Маре , и Реметеа , уезд Марамуреш , обнаружено несколько типично мустьерских орудий ( скребки-отщепы , скребки-лезвия , целевые точки и т. д.), некоторые из которых были связаны с более поздний этап мустья или даже с переходной стадией к верхнему палеолиту , при зарождении ориньякской культуры верхнего палеолита.
Процесс региональной диверсификации культур ускорился в верхнем палеолите, от среднего до верхнего Вюрма. Начало верхнего палеолита на территории Румынии датируется где-то между 32 000/30 000–13 000 лет назад , что палеоклиматически соответствует началу колебания Арси и отмечено развитием двух великих цивилизаций: ориньякской и граветтской . характеризуется несколькими стадиями развития, установленными стратиграфией .
Зарождение ориньякской культуры, по-видимому, совпадало с позднемустьерскими фациями в Карпатских пещерах, если принять за достоверную датировку С14 уровня IIb в пещере Гура-Кейи в Рышнове . Северо-Западная Трансильвания является местом, где были идентифицированы слои средне-ориньякской культуры, о чем свидетельствуют наличие скребков-лопастей, переоборудованного ядра, [ нужны разъяснения ] резцы . В Банате в поселениях Тинькова , Кошава и Романешть - Думбрэвица производились кремневые орудия, демонстрирующие, что ориньяк в этой области эволюционировал близко с таковым в Центральной Европе ( группа Кремса-Дюфура ). Оригникийские предметы были также найдены в пещерах Западных Карпат, самой известной из которых является пещера Чокловина в округе Хунедоара – место, где примерно в начале 20 века были сделаны первые палеолитические открытия в Трансильвании.
Восточный граветт прошел долгую эволюцию, включающую несколько стадий развития, о чем свидетельствуют, в частности, поселения в Молдове. Граветт оставил следы в Кара-Оашулуе и Марамуреше , стоянках микролита, вылепленных преимущественно из обсидиана, что указывает на связь с граветтом в соседних регионах ( Молдавия , Южно-Карпатская Украина, Восточная Словакия и Северо-Восточная Венгрия).
Поздний Граветт охватывает и Банат, особенно район Железных ворот Дуная , где головы , идентичные головам типа Ложери-Бас, были обнаружены в гротах и жилищах на открытом воздухе. Еще в Банате была выделена культура с несколькими стадиями развития, названная впоследствии ее первооткрывателем кварцитовой верхнепалеолитической, считавшаяся синхронной с местным ориньяком, позднее граветтом, и расцениваемая как продолжение поздних стадий мустья с кварцевые и кварцитовые орудия (восточный чарент).
Эпипалеолит и мезолит
[ редактировать ]- (13 000–9 500 лет назад )
Популяции, возникшие в начале колебания Бёллинга (около 12 000 лет назад ) и продолжавшие существовать до конца пребореала, обычно относят к эпипалеолиту . Следовательно, этот исторический период можно было отнести к интервалу между 13 000 и примерно 9 500-9 л.н. 000 Эти сообщества продолжили образ жизни верхнего палеолита . Благодаря многочисленным факторам, в том числе изменениям климата, небольшие группы охотников-рыболовов-собирателей изобретали новые виды орудий и орудий, производя, например, микролиты (трапеции), сохраняя при этом традиционные виды орудий.
Мезолитическая культура Железных Ворот центрального Задунайского региона, названная археологами в честь ущелья Порциле-де-Фьер («Железные Ворота»), была заселена населением, относящимся к позднему Эпиграветту или Средиземноморскому Тардиграветту . Первый этап этого периода был обнаружен археологами в пещере Клименте II ( уезд Мехединцы ), а второй этап — путем находок в укрытии под скалами в Куина-Туркулуй , Дубова , оба из которых расположены в одном и том же известняковом массиве — Чукару Маре . На двух жилых уровнях Куина-Туркулуи было произведено большое количество инструментов и оружия, изготовленных, в частности, из кремня и в меньшей степени из обсидиана, кости и рога, а также украшений для тела (раковины и просверленные зубы, костяные подвески и т. д.). орнаменты часто украшаются резными геометрическими узорами. Самым примечательным является просверленная фаланга лошади , полностью украшенная орнаментом и, вероятно, изображающая женскую фигуру.
Помимо млекопитающих ( бобра , кабана, горного козла и др.), были найдены остатки птиц и рыб, фрагменты человеческих скелетов. В пещере Клименте II был найден человеческий скелет, сидящий на корточках и покрытый толстым слоем красной охры , который приписывают жилищу Тардиграветта и который предшествует уровню I в Куина Туркулуи .
Находки в районе Клисуры обнаруживают поразительное сходство с индустриями Итальянского полуострова — выражением мигрантов-людоедов позднего эпиграветта в указанном районе. [ нужны разъяснения ]
Мезолит
[ редактировать ]- (9500–7500 лет назад )
Мнения специалистов фиксируют начало эпохи мезолита в конце Пребореала , ее развитие по всему Бореалу и конец ее уже в начале Атлантики . Таким образом, хронологически его можно установить между 9 500–9 000 и 7 500 лет назад. на территории Румынии В этот период зафиксированы две культуры: тарденуазская и схела-кладовская .
Тарденуазский ) распространился в нескольких регионах страны ( Молдавия , Мунтения , Добруджа ), включая горную местность Трансильвании на юго-востоке ( Кременя — Сита-Бузэулуй , Констанца — Лэдэуцы и северо-западе ( Чиумешть — Пэшуне ). На поселении Чумешть уезда Сату-Маре , кроме типично центрально- и восточноевропейских тарденуазских микролитовых орудий из кремня и обсидиана некоторые артефакты , помимо трапеций, обнаружены указывают в виде круглых сегментов и двух треугольных. Остатки фауны на присутствие кабана и оленя.
Некоторые специалисты не исключают возможности идентификации позднетарденуазских сообществ северо-западного причерноморского или центральноевропейского типов (к числу которых относится поселение в Чумешть) как находящихся в процессе неолитизации , хотя и неполной, то есть демонстрирующей зарождающуюся производительное хозяйство, основы которого были заложены одомашниванием животных и растениеводством.
Культура Schela Cladovei известна благодаря девяти поселениям под открытым небом в окрестностях Дуная. Каменная , утварь имеет множество нетипичных форм и изготовлена из кварцита и кремнистого песчаника а еще небольшое количество изготовлено из кремня. Роговые орудия (земледельческие изделия с одним или двумя отверстиями для крепления рукоятки), по-видимому, свидетельствуют о дебюте растениеводства . Некоторые из более крупных речных камней, сплющенных водой, или более толстые плиты могли служить для измельчения. Изучение фауны указывает на то, что экономика основана главным образом на охоте. Целевой дичью были олени, косули , зубры , кабаны, зайцы, дикие ослы , лисы и т. д. Кроме того, казалось бы, представители этой культуры одомашнили собаку .
Антропологические данные вполне согласуются. Физический тип оценивался как восточный кроманьонец . Скелеты умерших были положены в прямоугольные ямы, некоторые вырытые в полу самого жилища. Часть из них была уложена на корточках, часть – на спине вместе с некоторыми личными вещами. Детская смертность была высокой, а средняя продолжительность жизни взрослых составляла 36,2 года. [ нужна ссылка ] О насильственной смерти говорит находка некоторых скелетов со следами стрел . Исследования до сих пор доказали, что эта культура не имеет своих корней в средиземноморском типе Тардиграветта , а скорее возникла в результате какой-то новой миграции в регион Железных Ворот . Кроме того, казалось бы, к приходу первых носителей неолитической цивилизации ( прекришской культуры ) культура Схела Кладовей уже подошла к концу.
неолит
[ редактировать ]- (6600 – 3500 до н.э. )
Неолит ) начался с медленной миграции общин с юга Балканского полуострова ( культура протосескло из Фесало-Македонской области , принесших с собой значительный экономический прогресс. Следовательно, процесс неолитизации , представляющий собой по сути переход к растениеводству и животноводству , был не новшеством местного мезолитического населения, а, скорее, результатом проникновения на эту территорию общин, несущих неолитическую цивилизацию.
Обычными подразделениями неолита являются: ранний неолит , развитый неолит и энеолит (медный век). Эпоха неолита на территории Румынии , что подтверждается калиброванными датами 14С, началась около 6600 г. до н.э., а закончилась около 3800–3700 г. до н.э., и не позднее 3500 г. до н.э.
Ранний неолит ( ок. 6600–5500 до н. э.) состоит из двух культурных слоев: генетически связанных и схожих по физиономии. Первый (слой Гура-Бачулуй – Карча /Прекриш) является исключительным результатом миграции неолитического населения из Южно-Балканского региона, а второй ( культура Старчево-Криш ) отражает процесс адаптации к местным условиям южнобалканского населения. сообщество, возможно, синтез с местными тарденуазскими группами.
Слой Гура Бачулуй – Карча, также называемый культурой Прекриш , является ответвлением культурной группы протосескло , которая продвинулась на север и достигла региона Северного Дуная , где основала первую культуру расписной керамики в Румынии. Небольшое количество памятников, относящихся к этому раннему культурному времени, не позволило прочно утвердиться маршруту, по которому следовала группа, проникнув в Межкарпатье, однако, по всей вероятности, это была долина Олт .
На основании стратиграфии на стоянках Гура Бачулуй ( уезд Клуж ) и Окна Сибиулуй ( уезд Сибиу ) развитие культуры разделено на три основных этапа. [ нужны разъяснения ] Поселения расположены на высоких террасах, натянутых вдоль второстепенных долин. Жилища чаще всего находятся под землей, но встречаются и наземные дома, обычно стоящие на платформах из речного камня. Керамика (миски, чашки) изысканная, с белыми нарисованными точками или геометрическими узорами на красном или коричнево-красном фоне. Наряду с гончарством, культурой растений и животноводством новая культура представляет орудия труда из полированного камня и первые глиняные статуэтки. Умерших хоронят на территории поселений, иногда прямо под жилищами. Гура Бачулуй — первое место на территории Румынии, где сжигание мусора является погребальной практикой.
Антропоморфная и зооморфная пластика раскрывает биполярную систему верований: Великая Мать , олицетворяющая женское начало, и Бык , олицетворяющий мужское начало. Присутствие среди находок в Гуре Бачулуй некоторых антропоморфных каменных голов, похожих на знаменитые каменные головы Лепенски Вир , указывает на возможный контакт между местными жителями, мезолитическим культурами и пришельцами. Более того, принятие этих инопланетных божеств, пусть даже и исключительно пластического обоснования, [ нужны разъяснения ] говорит о замечательном процессе ассимиляции, характерном для упомянутого выше слоя. [ который? ]
В Окне Сибиулуй, в Прекрише, уровень II, была найдена небольшая каменная статуэтка конической формы, по форме напоминающая обнимающуюся пару, и постамент из того же материала, связанный с фигурой. На статуе и постаменте можно различить несколько символов, интерпретированных первооткрывателем как идеограммы .
Культура Старчево-Крис
[ редактировать ]Культура Старчево -Криш , представляющая собой обобщение раннего неолита на территории Внутрикарпатья , рассматривается некоторыми как продолжение культуры Гура-Бачулуй-Карча/Прекриш, несмотря на то, что она, вероятно, является результатом нового южно-балканского происхождения. миграция ( культура Пресескло ), прибывающая в Трансильванию через Банат . Культура Старчево-Криш прошла долгую эволюцию, состоящую из четырех этапов.
Жилища строились на лугах, террасах , холмах и даже в пещерах, где окружающая среда была благоприятной. Жилища . были встроены на ранних этапах и представляли собой хижины на уровне земли на более поздних этапах Асимметричные сосуды, чаши, сферические чашки, все из которых были сделаны из глины, украшают интерьеры этой культуры. Инвентарь каменной утвари включает кремневые и обсидиановые микролиты , а также крупные полированные каменные топоры вальценбильского типа. Именно сейчас спорадически встречаются первые небольшие изделия из меди. Пинтадеры , украшенные геометрическими узорами, а также раковины Спондил и Тридакна свидетельствуют о возможных связях с Восточного Средиземноморья регионами . Захоронения совершались как внутри жилищ, так и среди жилищ. Антропологический анализ выявил основной средиземноморский компонент, предполагающий южное происхождение этой популяции.
Развитый неолит ( ок. 5500–4000 до н. э.) охватывает интервал между последней фазой культуры Старчево-Криш и началом культуры Петрешть, период, включающий то, что долгое время было известно как средний и поздний неолит. Развитый неолит отмечен миграцией некоторых новых групп населения, исходным пунктом которых стал юг Балканского полуострова , в составе группы культур с полированной черной керамикой. Эти же группы создали культуру Винча (чаще разделяемую на четыре основные фазы: A, B, C и D), начало которой синхронно с заключительной фазой культуры Сескло (Греция), занимавшей Банат и большую часть Трансильвании. Примерно в этот же период на северо-восток Трансильвании проникло несколько групп, носящих линейную и музыкальную ноту гончарной культуры .
Культура Винча в Румынии проявляется во многих формах в зависимости от местных условий, на которых она развивалась (культура Старчево-Криш и линейная керамика) и степени южного влияния. Синтез вышеупомянутых элементов породил множество родственных региональных элементов, так что, говоря о территории Трансильвании, специалисты говорят не о культуре Винча как таковой, а скорее о банатской культуре , группе Буковац , Пискольте. группа, культура Турдаш , комплекс Клуж-Чейле-Турзи-Лумеа-Нуэ-Иклод и группа Иклода . Общей характеристикой этих групп является черная полированная керамика (чашки, миски, крышки и т. д.). Украшения имеют различную резьбу и отпечаток (в частности, полосы, заполненные полосами), а также имеют тонкие бороздки. Статуэтки имеют продолговатые головы (возможно, обозначающие маску), крестообразное тело и часто украшены спирально-извилистыми узорами.
В Банате с окончанием этапа Винча А2 возникает банатская культура с несколькими отличительными региональными особенностями (группы Буковац и Парца ). Поселение Парца , тщательно исследованное, демонстрирует, что культура достигла высокого уровня цивилизации, о чем свидетельствуют одноэтажные здания и сложная духовная жизнь, частично расшифрованная компонентами изученного здесь великого святилища. Культовое здание (максимальные размеры 12x6x7 м) в два этапа строительства имело две камеры: одну на востоке, другую на западе, разделенные алтарным столом , а затем стеной. Западная палата служила хранилищем ежедневных подношений. В основании южного входа в эту камеру были заложены зооморфный идол и крошечный сосуд. Восточная палата служила для церемоний посвящения. Религиозные центры этого типа благодаря своему престижу и величию, несомненно, собирали население обширной территории.
Обугленные семена, найденные в поселке Любцова, свидетельствуют о том, что здесь выращивалось несколько злаков. Преобладала пшеница, особенно виды Triticum dicoccum , а также виды Triticum monococcum и Triticum aestivus в пропорции ок. 10%. [ нужны разъяснения ] первое появление на территории Румынии ячменя Hordeum vulgare Отмечается . Также присутствуют такие бобовые растения, как чечевица и вика. Первостепенный интерес представляет то, что пшеница собиралась, как было обнаружено в поселении к югу от Карпат ( Тейу , культура Гумельница ), и, возможно, использовалась и в других областях. Пшеницу собирали выдергиванием, затем снопали и подвязывали веткой, побегами виноградной лозы или плющом. Привезенное в поселение зерно обмолачивалось.
Культура Турдаш
[ редактировать ]Общины Винча, которые продвинулись в среднем течении реки Муреш , под влиянием традиций Старчево-Криш и элементов линейной керамики создали новый культурный синтез, названный культурой Турдаш . Появление знаков, вырезанных на дне нескольких сосудов, особенно на сосудах в Турдаше ( округ Хунедоара ), часто рассматривалось как знак гончара . Совсем недавно некоторые исследователи считали их ранними попытками графической записи дат. Что все может быть так [ нужны разъяснения ] демонстрируют, по-видимому, обожженные глиняные таблички, покрытые высеченными пиктографическими узорами в Тэртарии ( уезд Альба ), обнаруженные, по словам Николае Влассы , в ритуальной яме в земле, рядом с глиняными и алебастровыми идолами и фрагментом якоря, все это вызвало горячие споры по поводу стратиграфии и хронологии поселения.
Сохранение некоторыми общинами Старчево-Криш расписной керамики, помимо элементов Винчи, породило [ нужны разъяснения ] в районе восточного свода Западных Карпат культурный комплекс Клуж-Чейле-Турзий-Лумеа-Нуэ-Иклод. Этот комплекс представляет собой субстрат [ нужны разъяснения ] для возникновения петрештинской культуры . Длительные исследования в Икоде показали, что эта станция обладала сложной системой укреплений, построенной во время Иклода, фазы I, которая все еще использовалась в течение некоторого времени на этапе Иклода II, но в конечном итоге была заброшена, когда поселение расширилось. Там же проводились исследования двух погребальных некрополей . [ нужны разъяснения ] где мертвых клали на спину, руки на груди или животе или вдоль тела; тела были ориентированы с востока на запад, головы смотрели на восток. Инвентарь состоит из сосудов (цилиндрических, расписных чаш и горшков S-профиля), охры , каменной утвари, украшений и подношений животных .
энеолит
[ редактировать ]Энеолит 4600/4500 – 3800/3700 , энеолит или медный век ( ок. до н.э.) характеризуется постоянно увеличивающимся количеством медных изделий, а также наличием каменной, костяной, роговой и обожженной глиняной посуды. Это знаменует собой первое производство тяжелых медных инструментов и форм (топоров - долот и топоров) в тесной связи с разработкой месторождений меди в Трансильвании. Золото используется для украшений и изготовления таких идолов, как идолы в Мойграде в культуре Бодрогкерестур-Горнешти. Гончарное ремесло достигает своего апогея, примером чему является большое количество изысканно украшенных горшков.
Типичными для этого периода культурами являются Кукутени-Ариушд, Петрешти, Тисаполгар-Романешть и Бодрогкерестур-Горнешти. Первые две культуры относятся к числу многочисленных энеолитических культур с керамикой, расписанной двух- и трехцветными узорами.
В Ариушде , округ Ковасна , на востоке Трансильвании, первые систематические раскопки были предприняты в эпоху неоэнеолита в Румынии . Обнаруженный материал был включен в большой комплекс расписной керамики Кукутени-Ариуш-Триполье.
Петрестские культуры
[ редактировать ]Культура Петрешти, распространенная почти по всей Трансильвании, рассматривается некоторыми специалистами как местная по происхождению, а другие - как миграция, происходящая из южных районов Балкан. Он известен, прежде всего, своим расписным декором – узорами, нарисованными красным, коричнево-красным, позднее коричневым цветом, на кирпично-красном фоне, что свидетельствует о высоком цивилизованном уровне носителей этой культуры. Орнаментальные мотивы состоят из полос, ромбов , квадратов, спиралей и витков. Типичные формы – миски, супницы, высокие подставки. Пластические произведения довольно редки, как и изделия из латуни.
Культура Деча Мурешулуй
[ редактировать ]Конец этой культуры [ нужны разъяснения ] был связан с проникновением в центральную Трансильванию носителей культуры /горизонта Деча Мурешулуй и культуры Горнешти .
Могилы в Дечеа-Мурешулуи , по мнению одних, являются продолжением ритуалов Иклода , тогда как по мнению других, они являются веским доказательством проникновения в центральную Трансильванию северо-понтийского населения. Однако наличие красной охры, разбросанной по скелетам или уложенной у их ног в виде шариков, а также других ритуальных элементов находит лучшие аналогии в некрополе Мариуполя на юге Украины.
Горнешские культуры
[ редактировать ]Горнештская культура, характеризующаяся появлением так называемых молочных горшков с высоким горлышком и двумя небольшими выступами, вытянутыми по краям и просверленными вертикально, является продолжением [ромынештской] культуры (с сосудами с выступами птичьего клюва, украшенными ступенчатыми [ нужны разъяснения ] или надрезы крапивы), в свою очередь произошли от Тисской культуры развитого неолита.
Поселения неоэнеолитических культур располагались на низких или высоких речных террасах, на вершинах и отрогах холмов и состояли из нескольких жилищ, расположение которых иногда подчинялось определенным правилам. Недавние исследования, как правило, были сосредоточены на защитных системах (рвах и уступах) этих мест. Культурные слои мощные и накладываются друг на друга, образуя иногда правильные телли .
Жилища этого периода были нескольких типов. В земляных домах имелось отверстие овальной формы диаметром максимум 5–6 метров (16–20 футов) и минимум 3 м (9,8 футов). На одном из краев из разгладенного слоя глины был сооружен простой камин. Соломенная крыша имела коническую или удлиненную форму и поддерживалась эстакадой . Однокомнатные жилища прямоугольной формы также датируются началом неолита. Стены у них были плетневые, обклеенные глиной, смешанной с соломой. Крыша была двускатная, а пол был из утоптанной глины. Жилища Кукутени на юго-востоке Трансильвании просторны (40–100 квадратных метров (430–1080 квадратных футов) и более), часто имеют платформу и разделены на две и более комнат.
Неоэнеолитическая скульптура представлена культовыми фигурами, идолами и талисманами, вылепленными из кости, камня или глины. Это изображения людей или животных, передающиеся стилизованными или преувеличенными частями тела. Среди тысяч обнаруженных антропоморфных статуй безусловно преобладают женские, символы плодородия и плодовитости.
Медь впервые использовалась для изготовления мелких орудий или украшений (иглы, шила , рыболовные крючки, подвески и т. д.), тогда как золото применялось исключительно в эстетических и декоративных целях. Долгое время изделия изготавливались методом ковки, поскольку техника литья по формам, а также техника «cire perdue» ( выплавляемый воск ) появились гораздо позже. Хотя нет никаких доказательств происхождения первых металлических изделий, они, по всей видимости, являются местными, а не импортными изделиями. Это не обязательно означает, что металлургия была изобретением местного населения, поскольку она могла быть внедрена в результате контактов с регионами, где обработка металлов началась раньше (на Востоке или на Кавказе ).
Энеолит ознаменовал заметный прогресс в развитии металлургии. На протяжении всего этого периода медные изделия присутствуют на поселениях, в погребальном инвентаре и даже в отложениях (скопления целых или фрагментарных предметов, сосредоточенных в одном, обычно изолированном, месте). В этот период также отмечается высокая распространенность плоских топоров, булавок, простых или многоспиральных браслетов или ожерелий. Самым сложным из всех достижений энеолита является топор. Эти орудия оружия обязаны [ нужны разъяснения ] поздние фазы культур Кукутени, Деча Мурешулуй и Бодрогкерестур-Горнешти. Золотые изделия энеолита, превосходящие по численности медь, фактически составляют начало ювелирного дела на трансильванских землях. Выдающимся артефактом стал большой золотой кулон из тезауруса Мойграда Салайского уезда , высота которого составляет 30 см (12 дюймов), а вес - 750 г (26 унций).
Мы мало знаем о расовых типах трансильванского неолитического населения. На территории некоторых культур, например Кукутени, погребальные находки отсутствуют, поскольку они являются выражением ритуальных практик, ускользающих от археологических методов. Небольшое количество доступных антропологических данных ( Гура Бачулуй , Иклод) позволяет предположить физические особенности средиземноморского типа.
Роль нашествия скотоводческих племен , пришедших из Северного Причерноморья (предположительно индоевропейского родства) в ликвидации энеолитической культуры оседлых земледельцев, представляет собой один из горячо обсуждаемых вопросов среди специалистов по предыстории юго-восточного региона. Европа. То, что когда-то могло показаться исключительно миграцией кочевых племен, теперь может быть понято как социально-экономическая трансформация местного населения — его адаптация к новой среде обитания, к эволюции общества (возрастающая роль звероводов и пастухов, развитие металлургии, расширенная мобильность, возрастающая военная роль элит, изменения в системах верований и т. д.).
В заключение отметим, что энеолит был периодом стабильности, когда оседлое население создало впечатляющую цивилизацию.
Бронзовый век
[ редактировать ]- (3200) 2700–1100 до н.э. )
Долгое время румынский бронзовый век делился на четыре периода, но археологические факты в последние десятилетия вынудили использовать трехчастную систему: раннюю, среднюю и позднюю бронзу.
По мере того как общины овладевали секретами сплавления латуни и мышьяка, олова, цинка или свинца, создавая первые изделия из бронзы, длительный период, в течение которого камень был основным сырьем для изготовления орудий и оружия, подошел к концу. Возникновение и развитие металлургии бронзы сопровождается многочисленными существенными изменениями в экономической и общественной жизни, в духовной жизни и искусстве. Совокупность этих модификаций – археологически идентифицируемых, особенно в середине бронзового века, но уже ставших прообразами в начале переходного периода от энеолита к бронзовому веку – указывает на цивилизацию, гораздо более сложную, чем мы себе представляли.
Баденская культура, культура Коцофень
[ редактировать ]Первый этап раннего бронзового века представляет собой настоящую культурную мозаику, сопоставляющую переходные цивилизации с типичными для бронзового века. В первую очередь, наиболее типичным является культурный блок Баден-Коцофени , который во многих аспектах увековечил переходный образ жизни, но развивался параллельно с до-Шнекенбергской и Шнекенбергской цивилизациями, которые более активно захватывали власть. [ нужны разъяснения ] изделия Эгейско - Анатолийской ранней бронзы. Уже нельзя говорить об энеолитических или неоэнеолитических культурах в понимании этого исторического периода, ибо изменения, происходящие в социальной структуре, носят радикальный характер. Повышение статуса вождей, о чем свидетельствует возведение погребальных памятников в курганах, другой тип металлургии , другой тип экономики, основанный на большей мобильности, о чем свидетельствует впечатляющее количество поселений, принадлежащих культуре Коцофени .
На втором этапе в центре Трансильвании развивается культурная группа, носящая название местности Копэчени , уезд Клуж , которая отдавала предпочтение местам, предоставленным возвышенностями в восточной и, вероятно, западной дуге Западных Карпат и верхний бассейн реки Сомеш . Их основными занятиями были земледелие, животноводство и добыча руды. Жилища у них были наземные, средних размеров (3х4 м) прямоугольной планировки, а керамические экспонаты представляли собой преимущественно горшки с высоким горлышком и короткой нижней частью, часто украшенной барботином . Часто края горшков утолщаются и украшаются оттисками веревок. Мертвые похоронены в курганах , например, в Чеиле-Аюдулуй , Чейле-Турзий и Чеиле-Турулуй . Группа Копэчени развивалась параллельно группам Шоймуша и Джигодина , первая на юго-западе, а вторая на юго-востоке Трансильвании.
Наконец, третий этап наименее известен и характеризуется использованием керамики с кистевым декором и текстильными оттисками.
Цветную металлургию в эпоху ранней бронзы , учитывая существенное падение производства по сравнению с энеолитом , следует рассматривать как претерпевающую своего рода перестройку или перепозиционирование, а не как свидетельство резкого упадка. Причины этого явления многочисленны и разнообразны (истощение привычных минеральных источников, крупные технологические изменения, тревожные этнические перестановки и т. д.). Примечательно, что теперь появились первые бронзовые изделия ( латунь, легированная мышьяком , а позже и олово).
На археологических памятниках этого периода были обнаружены более разнообразные украшения (кольца для волос, браслеты, ожерелья, подвески из меди , бронзы или золота), кинжалы , плоские топоры, а также топоры с «приподнятым краем». Однако самым важным достижением эпохи является однолезвийный топор. Судя по всему, большая часть этой продукции производилась в местных мастерских. Доказательством служат многочисленные формы для отливки топоров, обнаруженные в Леличень , уезд Харгита , входящие в группу Джигодина . Трудно игнорировать часто упоминаемую ритуальную яму в Фынтынеле , входящей в группу Копэчень , где были найдены фрагменты форм для отливки металлических изделий (маленькие долота , кинжалы, массивные топоры), свидетельствующие о том, что уровень Вылчеле , Клуж -мауд , типа топора , безусловно, было достигнуто.
Культура Периам-Печица/Муреш
[ редактировать ]Эта культура занимала период среднего и позднего бронзового века . В результате распространения археологических культур в нижнем течении реки Муреш возникает культура Периам -Печица/Муреш , граничащая на юге с культурой Ватина , а на севере (включая территории в Венгрии и Словакии) с культурой Отомани. ; Трансильванское плато было занято витенбергской культурой , которая постепенно уступила часть своего северного ареала культуре Сучу-де-Сус . Все эти культуры развивались вместе, самой ранней из которых, очевидно, была культура Муреш , а культура Сучу-де-Сус появилась позже. Среди пяти региональных культурных групп витенбергская и отоманская особое положение занимают культуры. Деление на периоды, согласно стратиграфии памятников в Дершиде , уезд Сэлаж , и Отомани , уезд Бихор , представляет собой в дополнение к периоду Сараты Монтеору в Мунтении основные границы румынской бронзовой хронологии.
Османская культура
[ редактировать ]Поздний период бронзового века приносит в Трансильванию заметный процесс культурного единообразия, прямым проявлением которого является местное разнообразие культуры Ноуа . Именно сейчас группы Лапуш отделились от культуры Сучу-де-Сус, в то время как западные районы покрыты группами Чехалуц и Игрица .
Керамика — это доисторические артефакты, которые были доступны в огромном количестве и разнообразии, что составляет основу всех вышеупомянутых культурных классификаций.
Репертуар образцов этих культур абстрактен и геометрический. Культуры Витенберг, Отомани и Сучу-де-Сус регулярно и преимущественно демонстрировали динамически оформленные солярные символы (непрерывные спирали, кресты со спиралями и т. д.) на ранних этапах своего культурного развития. Те же символы в статической форме (кресты, колеса с шипами, лучи и т. д.) появлялись и в других культурах ( Ватина , Муреш ). Природные элементы встречались редко и в основном в изобразительном искусстве.
Наиболее примечательными в этом контексте были сверхприподнятые ручки в форме бараньих голов большого сосуда, найденного к югу от Карпат, в Сарата-Монтеору , уезд Бузэу . Мотив в резко стилизованной форме повторяется на многочисленных ручках горшков витенбергской культуры . Они были абстрактными до такой степени, что животное было представлено одним определяющим элементом, например бараньими рогами. Та же культура демонстрирует два редких достижения: фрагмент культовой повозки, изысканно украшенной, обе конечности которой заканчиваются протомами в форме голов овцы и козла, обнаруженный в Лечинца-де-Муреш , уезд Муреш , и золотой топор с прекрасной гравировкой человеческий силуэт рядом с силуэтом крупного рогатого скота, происхождение которого - тезаурус Цуфалау , округ Ковасна .
Тщательное изучение технологии изготовления более сложных сосудов — идеальный воздуховод. [ нужны разъяснения ] некоторых сложных узоров декора — усиливает вероятность того, что керамика была изготовлена специалистами. Это не исключает возможности того, что другие социальные группы, в основном дети и подростки, выполняли второстепенную роль. Перевозка сосудов на большие расстояния при отсутствии хороших дорог, должно быть, была столь же трудной операцией, требующей странствующих мастеров или специальных мастерских вблизи наиболее важных центров.
Частичные изображения, схематические физиономии, а также точная тематическая передача, хотя и редкая, все говорят о новом символическом выражении, которое доминировало и в искусстве статуэток. Лепка зооморфных и антропоморфных статуэток уже не достигает богатого реализма предшествующей эпохи, что объясняется изменениями, происходящими в религиозно-культовой структуре общества. В резных и гравированных украшениях особое внимание уделяется деталям костюма и носимым украшениям (кольца для волос, диадемы, подвески, ожерелья и т. д.).
Важность поселений как созданного и ограниченного человеческого пространства для доисторического населения наглядно демонстрирует Мирча Элиаде . [ нужна ссылка ] когда он интерпретирует их как символ «центра мира». Анализируемые археологические памятники эволюционировали от простых групп домиков до сложных городских объектов, направленных на поддержание качества коллективного образа жизни, обеспечение защиты жизни и имущества, а также удовлетворение конкретных социальных, экономических, оборонных и культовых потребностей.
Таким образом, существуют центральные участки с долгосрочным развитием, эпицентры большей территории ( Дершида , Отомани и т. д.), а также второстепенные участки, развивающиеся на уровне деревень или сезонных жилищ ( Суату , Клуж-Напока и т. д.). В частности, для отоманской цивилизации характерна выраженная иерархия поселений, проявляющаяся в упорядоченном расположении жилищ, что указывает на догородскую тенденцию. Например, в Отомани-Четэцуйе было исследовано круглое поселение, расположенное на вершине холма и окруженное рвом и валом. Жилища были расположены двумя концентрическими кругами вокруг пустого пространства в центре. Та же самая организационная система очевидна в Салаче, где мегарона было исследовано святилище типа .
До этого [ нужны разъяснения ] века Внутрикарпатское пространство было преимущественно земледельческим, а также ремесленниками и животноводами. На поселениях, относящихся к классическому периоду бронзового века, были найдены обгоревшие семена, многочисленные сельскохозяйственные орудия, мельницы различных типов, свидетельствующие об интенсивном возделывании зерна. На широкое распространение примитивного типа плуга, запряженного волами, указывает большое количество лемехов плуга, изготовленных из оленьего рога. Пшеница, просо , ячмень и рожь были обнаружены на нескольких стоянках бронзового века. Ритуальный комплекс Витенберга, недавно исследованный в Клуж-Напоке, обнаружил обугленную гречку, нут и семена кунжута, а ритуальные комплексы в Оарца-де-Жос ( уезд Марамуреш ) выявили использование травки и щавеля.
Животноводство бронзового века , со знакомыми местными вариациями, было основано на разведении свиней, овец и коз с сокращением поголовья крупного рогатого скота. Так, жители культур Ватина и Отомани, по-видимому, сосредоточились на разведении свиней, овец, коз и на интенсивной охоте; в то время как среди общин Витенберга и Ноуа наиболее распространен был крупный рогатый скот, используемый как в пищу, так и в качестве тяги, за ним следовали овцы, козы, свиньи и лошади. Лошади присутствовали постоянно и произвели революцию в транспорте и коммуникации. Повозка с большими колесами, позже с шипами, возникла и распространилась либо как боевое и охотничье средство передвижения, либо как символ социального статуса .
Культура Монтеору
[ редактировать ]Продукты питания, обеспечиваемые земледелием и животноводством, дополнялись охотой и рыболовством. Их доля в экономике варьировалась в зависимости от общины бронзового века . Например, в Сарата Монтеору ( культура Монтеору ) они составляли 8,11%, а в Печице , культура Муреш , 17,95%, в отличие от ареала культуры Ноуа, где процент охоты был, как правило, намного ниже 3. %. Олень оставался самой ценной дичью в бронзовом веке , за ним следовали кабан и косуля. Более крупный и постоянный сток рек, обусловленный все более влажным климатом, подтверждается большими рыбьими костями, найденными во многих поселениях бронзового века .
Нет четких указаний на то, преобладали ли в общинах бронзового века земледелие или животноводство, при этом исследования показали, что и то, и другое практиковалось одновременно на одной и той же территории. Но по мере того, как население стабилизировалось, оно склонялось к пасторальному Востоку и западу, где доминировали фермерские хозяйства.
Мужчины стали более экономически продуктивными благодаря улучшению металлургии и животноводства, а также использованию тяглового скота в сельском хозяйстве. Мужчины приобрели доминирующее положение в семье и обществе.
Для людей бронзового века горы давали охоту, древесину и фрукты, а также хранили руды меди и драгоценных металлов. Медь , серебро и золото всегда составляли основные активы Внутрикарпатского региона. , Особенно богаты горы Апусени а также руды в горах Марамуреш или медь в горах Джургелуй и Байя-де-Арама . Утверждается, что обнажения металла искали специалисты, которые, возможно, тогда держали их в секрете. Промывая гравий или выкапывая ямы для самородков, искатели руды удовлетворяли спрос местной доисторической Европы и даже микенской элиты.
Уникальным прямым доказательством доисторической эксплуатации цветных металлов в Трансильвании является каменный топор, найденный в галерее в Карачи ( уезд Хунедоара ). Впечатляющая антропоморфная статуя была обнаружена в Байя-де-Криш -Хунедоара или Чичеу-Михэешть , уезд Бистрица-Нэсэуд . На ней изображались орудия труда ( кирка и корзина), совершенно сенсационные аналоги которых были найдены на фотографиях горняков, сделанных Б. Романом в середине прошлого века. [ нужны разъяснения ] века, что убедительно свидетельствует о том, что добыча цветных металлов также велась под землей.
Кроме того, в Музее естественной истории в Вене хранятся две кольца для волос с надписью «Дилул Вулкой ( Рошия Монтана ), округ Кампени , регион Клуж». В музее в Лупше выставлены шахтерский топор и дубинка, привезенные из долины Лупши . Эти экспонаты демонстрируют присутствие доисторических горняков в богатых рудой горах Апусени .
Все чаще находят следы людей, занимавшихся деятельностью, связанной с бронзой. Существуют готовые изделия или полуфабрикаты, формы , отложения или отдельные изделия. Следы карьеров и сараев довольно хрупкие, во-первых, из-за последующей эксплуатации, во-вторых, из-за слишком малого количества исчерпывающих археологических исследований. небольшая мастерская по литью бронзовых изделий в поселении Витенберг в Дершиде Хорошо известна .
Наиболее полные и впечатляющие данные о мастерских по обработке металла, собранные до сих пор, хотя и частичные, происходят из Палатцы , уезд Клуж , из позднего бронзового века , где мастерская находилась в непосредственной близости от жилого района. В ходе исследований были выявлены многочисленные формы для отливки металлических изделий, к сожалению, крайне фрагментированные, фрагмент бронзового лепешка прямоугольной формы с загнутыми сторонами, бронзовая наковальня, шлак, несколько фрагментов ручных мельниц, сгоревшие камины и разнообразные скалы. Пространство мастерской было организовано комплексно, в зависимости от текущей деятельности (отбор и шлифовка камней, резка и плавка лепешек, литье и ретушь изделий). Присутствие в Палатце бронзовых лепешек плоско -выпуклого типа и, впервые на территории Румынии, Эгейского типа , а также вероятное отсутствие печей для восстановления металла показывают, что эта операция выполнялась в горнодобывающих районах.
Превращение минералов в металл с помощью огня представляло собой процесс, сопровождавшийся ритуалами, магическими формулами и пением, призванными вызвать «рождение металла». В фундаменте печи в Палатче, состоящей из обгоревшего глиняного очага и нескольких уложенных одна на другую плит из точильного камня, вероятно, круглой формы, стоял глиняный сосуд. Рядом с мастерской была исследована большая ритуальная территория. Сосуды с подношениями ставились в нескольких ипостасях рядом с предметами переработки руды (ручными мельницами, бронзовыми изделиями, золой, углем и т. д.), под или поверх точильных плит, головкой вниз или головкой вверх. [ нужны разъяснения ]
Масса этнографических данных, связывающих землю с чревом, шахту с чревом, руду с зародышем , говорит о сексуальности минерального царства, о кузнечных вещах и орудиях. Производство предметов эквивалентно рождению и приобретает акушерское измерение. Инструменты кузнеца имеют сексуальный подтекст. Наковальни, например, отождествляются с женским началом. В этом контексте близость формы отверстия для установки наковальни в Палатче и женского полового органа не была случайной. Еще одним уникальным открытием стал метеорит. Метеориты, прилетевшие с небес, падали на Землю с небесным священным зарядом и часто были связаны с деятельностью кузнецов.
Нехватка поселений с металлургической деятельностью также намекает на возможное существование странствующих ремесленников и/или централизации деятельности. Это новое развитие обработки бронзы означает специализацию производства с появлением старателей, кузнецов и торговцев , которые вывозили излишки продукции. трансильванского и восточно-венгерского типа Путем обмена топоры с шипованными дисками распространились вплоть на восток до Буга , и на север, в район Одера и Эльбы , включая Померанию , явление, связанное с Великим Янтарным путем и эксплуатацией латуни и олово в Приэльбе. Ремесленники по металлу не находятся у власти, а скорее работают под контролем элиты, которая видела непредвиденные обстоятельства между металлом и богатством, технологией, войной и даже социальной и культовой структурой.
Первый уровень с хранилищами подарков [ нужны разъяснения ] состояла из двух основных тем: меча и топора , обрисовывающих роль двух видов оружия во внутрикарпатском воине. Копье, должно быть, было еще одним важным оружием, но это меньшая находка. Характерными чертами этого периода являются месторождения бронзы в Апе , округ Сату-Маре (два меча, три боевых топора и защитный наруч). [ нужны разъяснения ] ), Игиу , уезд Альба (два топора с шипованными дисками и четыре защитных наруча) и в Сэпынце , уезд Марамуреш (шипованный дисковый топор типа А2, изысканно украшенный, старше всех остальных предметов, спиральные наручи, нарукавные повязки и сердцевидные подвески). На следующем этапе производились и хранились во все возрастающих количествах неукрашенные бронзовые предметы (однолезвийный топор и дисковый топор с шипами). Многие продолжали придерживаться прежнего стиля, но были также и новыми типами. Среди лучших творений металлургии бронзового века были мечи микенского типа, датировка которых до сих пор дискутируется.
Витенбергская культура
[ редактировать ]Тезаурус, найденный в 1840 году в Цуфалау , округ Ковасна , в районе витенбергской культуры, ясно говорит о богатстве и изысканных вкусах социальной элиты . В глиняном горшке тезаурус содержал несколько топоров из цельного золота , декоративные фалеры со спиральными мотивами, кольца для волос, один браслет и одну большую золотую монету. Большое количество золотых и серебряных изделий ( браслеты , кольца- петли и т. д.) были найдены в Оарца-де-Сус с точной стратиграфией в ритуальном пространстве, принадлежащем витенбергской культуре . Таких тезаурусов, содержащих сотни предметов весом в несколько килограммов, например, в Сарасау ( уезд Марамуреш ) или Хинове ( уезд Мехединц ), немного, и они, вероятно, представляют собой сокровище общины. Их численно превосходят те, кто демонстрирует меньше предметов, которые, судя по всему, были частной собственностью некоторых лидеров.
Обработка металла , кости, камня или глины, безусловно, была операциями, выполняемыми специалистами, которые работали в небольших мастерских, а иногда и в более крупных, таких как в Дершиде или Палатке .
Конечно, существовало много деревянных инструментов и сосудов, но они не сохранились. Обработка шкур животных для изготовления предметов одежды, щитов , сбруи и т. д., должно быть, была широко распространена.
бронзового века Некрополи раскрывают погребальные практики, свойственные каждой общине. Могилы, с вариациями, характерными для разных культурных образований, по своему дизайну и содержимому свидетельствуют о развитой духовной культуре. Сжигание (культура Витенберг) или ингумация ( культура Ноуа ), размещение предметов подношения рядом с умершим — все это подразумевает абстрактное мышление и веру в загробную жизнь .
Одних лишь археологических исследований слишком мало и они несопоставимы для детальной реконструкции религий людей бронзового века. , Солярные символы динамические или статичные по форме (непрерывные спирали, простые кресты или кресты со спиралями, шипастые колеса, лучи и т. д.) настолько многочисленны, что их можно проиллюстрировать в отдельном томе и ясно говорить о преобладающей роли Солнца. этот культ.
Культовые практики совершались людьми эпохи бронзы в самых разных местах: в горах, на деревьях, родниках, реках, полянах или даже, как отмечалось, в специально отведенных местах внутри поселений. В Салаче , уезд Бихор , в южной части поселения отоманской культуры находилось культовое сооружение, мегарон типа святилище размером 5,20x8,80 м, с притвором с двумя колоннами в антисе, пронаосом с приподнятым алтарем и наос с двумя неподвижными жертвенниками . Твердая корка на поверхности алтаря свидетельствует о ритуалах с использованием огня, а стены рядом были снабжены круглыми отверстиями (система вентиляции и альтернативное освещение алтарей в зависимости от восхода и захода солнца). На одном из них найдены девять глиняных гирь, три изогнутых каменных ножа и одна цилиндрическая глиняная подставка. Другой имел девять миниатюрных глиняных гирь, три изогнутых каменных ножа и одну цилиндрическую подставку.
Символическое значение предметов и их количество говорят сами за себя. Стены были украшены лепниной с геометрическими мотивами (спирали, продолжающиеся спирали), хаотично окрашенными в белый цвет. Рядом со входом была исследована могила младенца, возможно, частично оставленная в качестве подношения . Другой ритуал основания встречается в раннем бронзовом веке в Копэчени , где под половицей домика были найдены пять человеческих скелетов (одна взрослая женщина и четыре плода). Судя по их положению – самка в акушерской позиции с плодами вокруг таза и одним между ее нижними членами – это вполне могла быть мать и ее детеныши.
Все эти практики, судя по упомянутым выше археологическим данным, а также исходя из других аналогий, сопровождались подношениями, возлияниями , пением и культовыми танцами. Помимо некоторых ежедневных праздников (шитья, сбора урожая, жатвы, падежа или выздоровления овец и т. д.), должны были быть ежегодные или многолетние праздники всей общины или ее части. Это стало ясно из вышеупомянутого исследования в Оарца-де-Сус - Гиле-Ботии . Божества, охраняющие это пространство, находились в гармонии с оружием, украшениями или дарами личного или общественного характера (зерна, растения, пища), с животными, даже человеческими жертвоприношениями , с керамикой и костями, а также с золотом, серебром или бронза. Такое большое разнообразие подношений, приносимых в ходе великих религиозных церемоний, указывает либо на всеобъемлющее божество , либо на несколько божеств, которым поклоняются в одном и том же пространстве.
В культуры Витенберг области в Клуж-Напоке подземное размещение подношений в ритуальной яме и их содержимое (многочисленные сосуды, наполненные обугленными семенами) говорит о сельскохозяйственном ритуале, который был хтоническим и посвящен божеству, дающему урожай, управляющему плодородием . В этом случае священные аграрные ритуалы, традиция которых очевидна и в исторические эпохи, были призваны открыть и запечатлеть ритм в аграрном календаре и достичь союза между солнцем и почвой посредством аграрного церемониала. Многократное появление солярных мотивов, покрывающих стенки отложенных сосудов, типично мужских, может говорить о соединении двух сфер : земли-солнца, женско-мужской, неподвижно-подвижной, демонстрируя тем самым дуализм вероучений в бронзе. Возраст .
Связь между Карпатским регионом и средиземноморскими цивилизациями часто была предметом споров, высказывались весьма разные мнения относительно их датировки, направления и значения. Один из главных аргументов касается бронзовых мечей, обнаруженных на территории Румынии. Эти длинные колющие мечи (символы достоинства и власти, а также грозное оружие) явно местного производства. Близки к совершенству, особенно в ареалах витенбергской и отоманской культур , орнаментальные мотивы на основе спиралей и тонких намоток на бронзовом или золотом оружии, на изделиях из кости или рога. Если они созданы независимо от моделей Эгейского моря , они не могут сильно отличаться друг от друга во времени.
Стекло в могилах Ноуа в Клуж-Напоке и бусины Dentalium, обнаруженные в Дершиде Витенберга в среде , также имеют средиземноморское происхождение. В Оарца-де-Сус на плече одного из культовых сосудов расположены в линию символы, которые, скорее всего, являются эпиграфическими . Подобные изображения, также указывающие на связь с южными цивилизациями, встречаются в культуре Отомани в Барсе , Словакия . Точно так же один из бронзовых слитков в Палатке копирует известную эгейскую модель. Поразительное сходство между керамикой Витенберга и апеннинской культурой северной Италии трудно объяснить. Сделанное давным-давно предположение об общем генерирующем центре остается в силе до окончательного разъяснения.
В ту же эпоху металлы, добытые на склонах восточного свода Западных Карпат, разными путями поступали в отдаленные места по всей Европе; так же, как и соль, которой так богата Трансильвания. Точно так же обсидиан, добываемый, скорее всего, в горах Бюкк (Венгрия), встречается в культовом комплексе Витенберга, обнаруженном в Клуж-Напоке. Янтарные изделия в месторождении, обнаруженном в пещере Чокловина, произошли из Балтийского моря , а на кавказское влияние указывает топор, обнаруженный в Ларге , уезд Марамуреш .
Заметное расширение общеевропейской торговли в середине и позднем бронзовом веке привело к растущей зависимости между различными культурными группами и ускорению единообразия культурных ценностей и продукции. Все это ускорило общее развитие общества и переход к новой фазе исторической эволюции.
Новая культура
[ редактировать ]В эпоху поздней бронзы наблюдается заметный рост металлургического производства, основанный на открытии новых источников полезных ископаемых цветных металлов и внедрении усовершенствованных технологий. Восточный опыт, принесенный носителями культуры Ноуа , и южный опыт (через центральноевропейские связи), принесенный некоторыми поздними производными культуры Отомани , привитые к несомненному местному опыту, сделали Трансильванию самым плодовитым металлургическим центром в доисторической Европе.
Выявленные различия между отложениями этого периода говорят не об унитарной серии, а [ нужны разъяснения ] а типов месторождений с более ограниченным географическим распространением. Одно месторождение, характеризующееся практически исключительным наличием нескольких видов топоров , закопано [ нужны разъяснения ] топоры, браслеты и ножные кольца очерчивают ареал распространения культуры Сучу-де-Сус . В отложениях в районе постосоманской группы ( Игрица и Чехалут ) встречаются почти исключительно предметы орнамента, главным образом подвески и булавки. Наконец, в центральной и восточной Трансильвании, в ареале культуры Ноуа, мы встречаем третий тип отложений с преобладанием трансильванского типа носочных топоров и серпа .
лишь небольшое количество бронзовых На поселениях и кладбищах обнаружено изделий. Большинство из них случайно появляются в так называемых депозитах. Румынская археология интерпретировала их хранилище как свидетельство смутных времен, однако сегодня получает распространение новая интерпретация: это культовые отложения, функционирующие как подношения, а иногда и как результат престижных межобщинных аукционов типа «потлач». Аргументы в пользу этого сильны: длительные периоды мирного освоения, расположение месторождений (впадение рек, озер, родников, поляны, пологие склоны, смотрящие на восток и т.д.), количество предметов, расположение, манипуляции с ними (обстрелянные). , изогнутость, фрагментация через изгиб и т. д.) и т. п. Более того, нет никакой логики в том, что местные жители зарывают оружие перед лицом военной угрозы.
Умножение наступательной, в отличие от оборонительной, боевой техники (мечи типа Бойу- Зауэрбрунн , боевые топоры с шипованным диском, кинжалы , наконечники копий, наручи , все из бронзы), развитие поселений с искусственными оборонительными сооружениями, существование отдельных могил воинов создает впечатление, что бронзовый век был миром вражды. Однако существует множество аргументов в пользу того, что на самом деле речь шла о демонстрации, а не о применении силы.
исключительные цветных полезных ископаемых богатства Внутрикарпатского региона В литературе неоднократно отмечались . Подавляющее количество находок изделий из меди, бронзы, серебра и золота трудно найти в доисторической Европе . Например, известно, что ни в одном другом ограниченном доисторическом пространстве не было двух крупных месторождений, датируемых одним и тем же коротким периодом времени ( Гальштат A1 ). Уйоара-де-Сус , случайно найденный в 1909 году, содержал 5827 предметов весом около 1100 кг, а Шпалнаца II, находившаяся в 1000 шагах от него в 1887 году, общим весом 1000–1200 кг, состояла из тысяч предметов. Помимо Шпалнацы I, недалеко от нее в 1881 году было обнаружено Шпалнаца II, месторождение, датированное Гальштатом B1, и состояло из 120 бронзовых предметов.
Местные медные руды часто встречаются вместе с золотом и серебром. Золото должно было быть получено как методом промывки гравия в богатых такими рудами долинах, так и путем добычи золотой руды на поверхности или в неглубоких жилах в оврагах или оползнях. Нет сомнения, что орудия и приемы промывки золотосодержащего гравия мало чем отличались от тех, что применялись на протяжении веков вплоть до начала ХХ века. Достаточно было деревянной лопаты, чана (похожий глиняный предмет был найден в одном из курганов Лэпуша . ), ширмы, куска шерстяного полотна или даже овечьей шерсти Выход составлял несколько граммов в день на одного рабочего.
Железный век
[ редактировать ]- (1100 г. до н. э. – 150 г. н. э. )
Период первого железного века , также называемый Гальштатским (по находкам в местности Гальштат, Австрия ), охватывает 10-5 вв. до н.э. (1000-400 гг. до н.э.) и делится на три периода: ранний (1000-700 гг. до н.э.), средний (700-600 до н. э.) и поздний (600-400 до н. э.). Второй железный век, также известный как Ла Тен . обычно охватывает период между 450 г. до н. э. и расцветом Римской империи .
Определяющим явлением эпохи является использование железа, оказавшее огромное влияние на последующую эволюцию человечества .
Гето-даки
[ редактировать ]В отличие от неоднородности предшествующих эпох, первый железный век отличается своей однородностью, которая является результатом возникновения и обобщения новой культуры, демонстрирующей черную керамику, украшенную бороздками. Эта культурная гомогенизация в первом железном веке представляет собой, по сути, материальное доказательство существования на карпатско-дунайском пространстве ранних гето-даков , которые в культурном отношении отличаются от южных фракийцев и других соседних народов. Об этом нам говорит сам отец истории — Геродот . Рассказывая о походе персидского царя Дария к устью Дуная в 514 г. до н. э., он упоминает гетов , восхваляя их за доблесть . [ сомнительно – обсудить ]
На территории Трансильвании к настоящему времени известно более 600 памятников первого железного века. Большинство участков было занято на всех этапах этой эпохи. Двадцать шесть укреплений , некоторые из которых постоянно населены, другие используются в качестве убежища и защиты во время опасности, являются одними из наиболее примечательных.
Укрепленные поселения и укрепления-убежища обычно располагались на труднодоступных возвышенностях, вблизи водотоков и плодородных земель. Их размеры варьируются в зависимости от местоположения и его возможностей. Например, укрепленное поселение в Сынтане ( уезд Арад ) площадью около 100 гектаров или поселения в Чичеу-Корабии ( уезд Бистрица-Нэсэуд ) и Телеаке ( уезд Альба ), каждое площадью 30 гектаров, считаются одними из крупнейших в Европе. Первые укрепления железного века также известны в графстве Клуж, в Деже, Хуедине и Сомешул-Рече.
Защитные системы, окружающие эти регулярные опорные пункты, состояли из рва , вала и частокола , последний из которых представлял собой деревянную стену, возведенную на гребне вала и представляющую собой наиболее важную часть системы. При такой конструкции укрепления обычно имели высоту 7–8 м, но могли достигать 10–12 м, что затрудняло их завоевание.
Будучи племенными центрами, укрепленные поселения выполняли множество функций, главной из которых было обеспечение защиты общины. Обнаружение металлургических мастерских по изготовлению инструментов свидетельствует о том, что на поселениях осуществлялась квалифицированная ремесленная деятельность, включавшая постоянные обменные отношения.
Сельское хозяйство по-прежнему было основным занятием в первом железном веке и обеспечивало население продовольствием. Находки обгоревших семян указывают на выращивание пшеницы, ячменя, ржи, проса, а также конопли для производства льна, а большие горшки и ямы для хранения указывают на то, как сохранялся урожай. Появление первых железных сельскохозяйственных орудий — кос и корчевательных мотыг — свидетельствует о заметном прогрессе в земледельческой практике.
Большое количество костей, обнаруженных в поселениях, большинство из которых принадлежат домашним животным, крупному рогатому скоту, овцам, свиньям , а также дичи, указывает на важность домашних животных в качестве дополнения к охоте , а также на важность мяса в ежедневном рационе.
Наконец, помимо некоторых таких ремесел, как металлургия, требующих особых навыков, члены каждой семьи занимались рядом занятий, таких как ткачество , прядение и обработка кожи , о чем свидетельствует обнаружение в жилищах веретена , катушек, швейных игл и скребков. для чистки шкуры .
Появление украшений на большом количестве сосудов , самой скоропортящейся из категорий, а также на многочисленных украшениях тела (заколки, фибулы и др.) показывает, что в первом железном веке художественное явление проявилось особенно в декоративном искусстве как геометрическое узоры .
Религия, очевидно, была повседневным явлением в доисторических сообществах. Таким образом, помимо магической практики и культа плодородия древней традиции, помещение подношений в соответствующие ямы, а также изображения, связанные с культом Солнца , предвещают два компонента: хтонический и урано-солнечный, которые становятся характеристиками Гето-дакская религия в классический период.
В течение первого железного века местная культура находилась под влиянием соседних территорий. В середине эпохи, в среднем течении Муреша, из прибыли Баната элементы культуры под названием Басараби . Показывая керамику со специфическим декором (резным и штампованным), культура усваивалась автохтонным фоном.
пришла группа скифо Впоследствии, в начале позднего периода этой эпохи (6 век до н.э.), в Трансильванию со стороны Северо-Понтийского Причерноморья -иранского происхождения . Эта группа отмечена серией погребальных могил с типичным инвентарем: наконечниками стрел, копьями, называемыми акинакай , и изображениями животных. Исследования показывают, что примерно в середине V века до нашей эры эта группа исчезает в результате ассимиляции в местную культуру. Собственно, конец века и ограничивает первый железный век. В течение следующих столетий гето-даки достигли уровня развития, который позволил им сформировать государство .
См. также
[ редактировать ]- Древняя история Трансильвании
- Бронзовый век в Румынии
- Кельты в Трансильвании
- Дакия
- История Румынии
- История Трансильвании
- Культура Тене
- Список городов Фракии и Дакии
- Список племен во Фракии и Дакии
- Национальный музей истории Трансильвании
- Предыстория Европы
- Предыстория Румынии
- Археологический памятник Ротбав
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- И. Андрисойу, Фракийская цивилизация Юго-Западной Трансильвании в бронзовом веке, Бухарест, 1992 г.
- Бадер Т. «Бронзовый век в Северо-Западной Трансильвании». Дофракийская и фракийская культура, Бухарест, 1978 г.
- Т. Бадер, Мечи в Румынии, PBF IV, 8, Штутгарт, 1991 г.
- М. Битири, Палеолит на земле Оашулуй, Бухарест, 1972 г.
- И. Бона, Средний бронзовый век Венгрии и ее юго-восточные отношения, Будапешт, 1975 г.
- Бороффка Н. А. «Витенбергская культура». Вклад в исследование бронзового века в Юго-Восточной Европе, Бонн, 1994 г.
- Н. Чидиошан, Вклад в историю фракийцев северо-западной Румынии. Поселок Дерсида, Орадя, 1980 год.
- М. Карчумару, Палеолит в Румынии, Гренобль, 1999 г.
- Фл. Драшовяну, поздняя культура Винча (фаза C) в Банате, Тимишоара, 1996 г.
- В. Думитреску, А. Вульпе, Дакия перед Дромихете, Бухарест, 1988 г.
- В. Думитреску, Доисторическое искусство в Румынии, Бухарест, 1974 г.
- AC Флореску, Репертуар культуры Ноуа – Кослогены из Румынии. Поселения и некрополи, BiblThrac 1, Кэлэрашь, 1991 г.
- Ф. Гогалтан, Ранняя и средняя бронза в Банате и нижнем течении Муреша, Тимишоара, 1999 г.
- К. Хоредт, Die Wietenbergkultur, Дакия, NS, IV, 1960, 107–137.
- К. Качо, Вклад в знание ареала и хронологии культуры Сусиу-де-Сус, Dacia NS 31, 1987, 51-75.
- Б. Качо, Поздний бронзовый век в Карпатско-Дунайском регионе (14-9 вв. до н.э.), у фракийцев и кельтов по обе стороны Карпат, Клуж-Напока, 2000, 31-41.
- Т. Ковач, L'Age du Bronze en Hongrie, Будапешт, 1977 г.
- Г. Лазарович, Неолит в Банате, Клуж-Напока, 1980 г.
- Г. Лазарович, З. Максим, Гура-Бачулуй. Археологическая монография, Клуж-Напока, 1995 г.
- AS Luca, Cultura Bodrogkeresztúr, Альба-Юлия, 1998 г.
- Ф. Могошану, Палеолит в Банате, Бухарест, 1978 г.
- С. Моринц, Археологический вклад в историю ранних фракийцев И. Бронзовый век в Карпато-Балканском регионе, Бухарест, 1978 г.
- И. Ордентлих, Вклад раскопок «Деалул Вида» (коммуна Салача, уезд Бихор) в знание османской культуры, Сату Маре, 2, 1972, 63-84.
- И. Пол, Cultura Petresti, Бухарест, 1992 г.
- И. Пол, Доисторические исследования в Трансильвании, Альба-Юлия , 1995 г.
- Ал. Пэунеску, Эволюция резных каменных орудий и оружия, обнаруженных на территории Румынии, Бухарест, 1970 г.
- Ал. Пэунеску, Палеолит, Эпипалеолит, Мезолит, в истории румын, Бухарест, 2001 г.
- М. Петреску-Дымбовица, Месторождения бронзы из Румынии, Бухарест, 1977 г.
- П. Роман, Cultura Coфeni, Бухарест, 1976 г.
- П. Роман, И. Немети, Cultura Baden в Румынии, Бухарест, 1978 г.
- М. Ротеа, Средний бронзовый век в Карпатско-Дунайском регионе (14-9 вв. до н. э.), у фракийцев и кельтов по обе стороны Карпат, Клуж-Напока, 2000, 22-30.
- М. Ротеа, Страницы предыстории Трансильвании. Бронзовый век. Клуж-Напок. 2009 год
- М. Ротеа, Предыстория. В: История Румынии, Бухарест, 2008 г.
- М. Роска, Археологический репертуар Трансильвании, Клуж, 1941 г.
- М. Русу, Соображения по металлургии золота из Трансильвании в бронзе D и Гальштате A, AMNapocensis, IX, 1972, 29-63.
- Т. Сорочану, Исследования культуры Муреш. При участии В.В. Морариу, М. Богдана, И. Арделяна и Д. Сэбэдяну и при сотрудничестве Ортанса Раду, Международная археология 7, Эрльбах, 1991 г.
- Т. Сорочану, Обстоятельства отложений бронзового века. Вклад в интерпретацию кладов по обе стороны Карпат, в Т. Сорочану (ред.), Бронзовые находки в Румынии, PAS 10, Берлин, 1995, 15–80.
- Н. Урсулеску, Неолит, Энеолит, в истории румын, Бухарест, 2001 г.
- Власса Н. Неолит Трансильвании. Исследования, статьи, заметки, BMNapocensis III, Клуж-Напока, 1976 г.
- А. Вулпе, Топоры и топоры в Румынии I, PBF IX, 2, Мюнхен, 1970.
- А. Вулпе, Топоры и топоры в Румынии II, PBF IX, 5, Мюнхен, 1975.
- А. Вулпе, Бронзовый век, в истории Румынии, Бухарест, 2001 г.,