Супермарин Свифт
Быстрый | |
---|---|
![]() | |
Swift F Mk.2 WK242 /"П" из № 56 Sqn. | |
Роль | Истребитель , перехватчик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Супермарин Авиационный завод (Виккерс) Лтд. |
Первый полет | 29 декабря 1948 г. (Тип 510) |
Введение | 1954 |
Ушедший на пенсию | 1967 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 197 |
Разработано на основе | Супермарин-атакующий |
Развитый в | Супермарин 545 |
Supermarine Swift — британский одноместный реактивный истребитель , находившийся на вооружении Королевских ВВС (RAF). Он был разработан и изготовлен компанией Supermarine в 1940-х и 1950-х годах. В Swift были реализованы многие инновации эпохи реактивных самолетов, такие как стреловидное крыло . 26 сентября 1953 года Swift F.4, пилотируемый командиром Майком Литгоу, побил мировой рекорд абсолютной скорости, достигнув скорости 737,7 миль в час (1187 км/ч).
После длительного периода разработки Swift поступил на вооружение ВВС Великобритании в качестве самолета-перехватчика в 1954 году. Однако из-за серии аварий, произошедших с этим типом, Swift был на какое-то время остановлен, и его срок службы был относительно коротким. Проблемы со Swift привели к публичному скандалу вокруг разработки и характеристик самолета, нанеся ущерб репутации британского правительства, Королевских ВВС и британской авиационной промышленности.
В конечном итоге менее проблемный Hawker Hunter взял на себя большую часть роли, предназначенной для Swift, и было произведено лишь вдвое меньше Swift, чем когда-то планировалось. Более поздний вариант «Стрижа» для фоторазведки решил некоторые возникающие проблемы, но оказалось уже слишком поздно, чтобы вернуть себе расположение. Усовершенствованная модификация Swift, которая должна была развивать околозвуковую скорость, Supermarine 545 , также находилась в стадии разработки в начале 1950-х годов. Однако в 1955 году он был отменен, главным образом из-за плохих характеристик Swift.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1945 году Вторая мировая война подошла к концу, и к власти в Великобритании пришло новое послевоенное лейбористское правительство во главе с Клементом Эттли . [ 1 ] Первоначальная позиция нового правительства Эттли в отношении обороны заключалась в том, что никакого крупного конфликта не произойдет в течение как минимум десяти лет, и, следовательно, не будет необходимости разрабатывать или закупать какие-либо новые самолеты до 1957 года. В соответствии с этой политикой, за исключением небольшого количества Из исключений, таких как то, что впоследствии стало Hawker Sea Hawk для Королевского флота , большинство спецификаций, выпущенных Министерством авиации для самолетов размером с истребитель в конце 1940-х годов, были ограничены исследовательскими целями. [ 2 ] Автор авиации Дерек Вуд называет эту политику «фатальной ошибкой, которая стоила Великобритании целого поколения истребителей и тяжелых бомбардировщиков». [ 1 ]
Частично Swift возник из разработанных экспериментальных прототипов истребителей. В частности, ряд прототипов Supermarine был заказан в соответствии со спецификацией E.41/46 , которая предусматривала производство экспериментального истребителя со стреловидным крылом . Первый из этих прототипов был обозначен как Тип 510 , который в значительной степени был основан на прямокрылом Supermarine Attacker , раннем реактивном самолете, который был закуплен авиацией флота (FAA) Королевского флота . Принципиальным отличием от «Атакера» было то, что он получил стреловидную конфигурацию крыла. [ 3 ] В 1948 году Тип 510 совершил свой первый полет , через год после полета первого морского прототипа Attacker. Этот полет сделал его первым британским самолетом, летавшим как со стреловидным крылом , так и со стреловидным хвостовым оперением . В ходе испытаний для авиации флота Тип 510 также был первым самолетом со стреловидным крылом, взлетевшим и приземлившимся на авианосец .
В конце 1940-х годов, перед лицом надвигающейся холодной войны , ВВС Великобритании осознали, что им срочно потребуется разработка и закупка истребителей, оснащенных такими функциями, как стреловидное крыло . Эта потребность считалась настолько острой, что компания была готова принять временные истребители, пока разрабатывались более мощные истребители. [ 4 ] В 1950 году, с началом Корейской войны , активное участие Великобритании в этом конфликте привело к размещению большого количества заказов. В частности, ВВС Великобритании посчитали, что пара предложенных истребителей от компаний Hawker Aircraft и Supermarine имеют большое значение, и в том же году приказали предложить предлагаемые истребители «с чертежной доски». [ 5 ] Конструкция Supermarine получила обозначение Type 541 и, по сути, представляла собой усовершенствованную разработку более раннего экспериментального самолета Type 510. [ 3 ]
Первоначальный заказ на 100 самолетов, размещенный в 1950 году, должен был послужить страховым полисом на случай, если Hawker не сможет произвести жизнеспособный самолет. Эти два самолета стали известны как Supermarine Swift и Hawker Hunter соответственно. [ 5 ] В начале 1946 года заказ Тип 541 был увеличен до 150 самолетов, при этом в министерстве авиации надеялись, что он сможет поступить на вооружение раньше своего конкурента «Хантер». Однако разработка как Swift, так и Hunter затянулась из-за ряда серьезных технических проблем. По словам Вуда, это произошло отчасти из-за того, что не удалось закупить промежуточные самолеты со стреловидным крылом или продолжить разработку Miles M.52 . [ 3 ] Вуд описывает Swift как «буквально попытку втиснуть литр в кастрюлю с 30-мм пушками Адена , форсажной камерой , регуляторами мощности, достаточным количеством топлива и прилично высокими дозвуковыми характеристиками». [ 3 ]

Тип 541 заменил Rolls-Royce Nene с центробежным потоком турбореактивный двигатель своих предшественников на турбореактивный двигатель Rolls-Royce AJ.65 с осевым потоком , который стал знаменитой серией Avon . Фюзеляж, получивший поперечное сечение, подходящее для двигателя Nene, не был перепроектирован для более узких двигателей AJ.65 и Avon и сохранил несколько крупный вид. Самолет также был оснащен трехопорным шасси . Была выпущена пара прототипов Тип 541. Первый совершил свой первый полет 1 августа 1951 года. [ 6 ] и второй в следующем году.
В производство
[ редактировать ]Производство Swift было объявлено «суперприоритетным» пунктом в рамках политики, разработанной сэром Уинстоном Черчиллем Великобритании , который восстановил пост премьер-министра в 1951 году, как средство увеличения количества проектов, которые считались жизненно важными в военном отношении. . По словам Вуда, серийное производство началось до внедрения модификаций, основанных на результатах летных испытаний прототипов: «слишком многого просили за слишком короткое время, и серийные самолеты сходили с конвейера до того, как можно было провести серьезную модернизацию». осуществиться». [ 3 ]
Первым серийным вариантом стал истребитель Swift F Mk 1 , которого в конечном итоге было построено 18 штук. Он был оснащен одним двигателем Avon 109 тягой 7500 фунтов силы (33,4 кН ) и нес вооружение из двух 30-мм пушек ADEN. 25 августа 1952 года состоялся первый полет серийного самолета Swift F 1. Питер Торн , который был назначен старшим летчиком-испытателем британских ВВС для будущего Swift в 1954 году, усомнился в пригодности самолета. Торн и несколько других пилотов отметили, что Swift имел необычные характеристики управляемости, а также проблемный двигатель. [ 7 ]

Вторым вариантом был Swift F Mk 2 , которых было построено 16 штук. Он был практически таким же, как F 1, за исключением того, что был оснащен двумя дополнительными ADEN и передней кромкой крыла, измененной с прямой на сложную стреловидность. [ 3 ] Однако добавление пушки вызвало проблемы, поскольку структурные изменения, необходимые для размещения увеличенного боекомплекта, привели к опасным характеристикам управляемости, и было ясно, что от двигателя требуется большая тяга. Для решения проблем потребовались многочисленные дальнейшие модификации. [ 3 ]
Третьим вариантом Swift был F Mk 3 , которых было построено 25, с двигателем Avon 114 с промежуточным подогревом . Он так и не поступил на вооружение Королевских ВВС и использовался в качестве учебного планера. Следующим вариантом был F Mk.4 , который имел хвостовое оперение с изменяемым углом наклона, призванное исправить проблемы с управляемостью, от которых страдал Swift. Это решило проблему, но выяснилось, что на большой высоте не удалось зажечь повторный нагрев, что еще больше увеличило список проблем Swift.
Следующий в линейке, FR Mk 5 , имел более длинную носовую часть для размещения нескольких камер, позволяющих выполнять разведывательные функции, а также другие модификации его конструкции. FR 5 также вернулся к сдвоенному пушечному вооружению F 1 ADEN. Впервые он совершил полет в 1955 году и поступил на вооружение в следующем году, выполняя разведку в основном на малых высотах, что сделало проблему разогрева на большой высоте неактуальной.
Были разработаны еще два варианта. PR Mk 6 представлял собой невооруженный самолет-фоторазведчик. Однако его использование было недолгим из-за постоянных проблем с повторным нагревом. Последним вариантом был F Mk 7 , который был первой моделью Swift, оснащенной управляемыми ракетами класса Fairey Fireflash «воздух-воздух» и оснащенной новой моделью двигателя Avon. Было построено всего четырнадцать самолетов F 7, и ни один из них так и не поступил на вооружение Королевских ВВС, поскольку им было поручено - вместе с прототипами ракет - только проводить испытания управляемых ракет.
Предлагаемая производная
[ редактировать ]В 1953 году в ответ на растущий интерес британских ВВС к разработке трансзвуковых самолетов, которые могли бы служить временным звеном при сверхзвуковых истребителей следующего поколения, и Supermarine, и Hawker предложили производные от своих самолетов Swift и Hunter. разработке [ 8 ] К тому времени недостатки Swift еще не были очевидны, что, возможно, позволило Supermarine завоевать расположение Королевских ВВС за свое предложение, получившее обозначение Type 545 , перед конкурирующим Hawker P.1083 . Тип 545 был разработан в соответствии с требованиями спецификации F.105D . Он должен был развивать скорость 1,3 Маха . оснащен двигателем Avon, обещающим превосходящие характеристики по сравнению с P.1083. [ 9 ] Тип 545 имел сходство со Swift, хотя это был полностью перепроектированный самолет с измененным фюзеляжем и крылом. В 1955 году работы над проектом были отменены, отчасти из-за значительных трудностей, возникших со Swift. [ 10 ]
Операционная история
[ редактировать ]

В феврале 1954 года Swift F 1 поступил на вооружение Королевских ВВС, 56-я эскадрилья стала первой эскадрильей Королевских ВВС, эксплуатирующей этот тип. С момента своего появления Swift стал первым самолетом ВВС Великобритании со стреловидным крылом. Swift F 2 поступил на вооружение в том же месяце. Вуд называет появление этого типа «паникой», и что принятие на вооружение вскоре оказалось «ужасным провалом». [ 3 ] Трагедия случилась в самом начале карьеры Свифта: произошел ряд аварий с участием F 1 и F 2, одна из них закончилась смертельным исходом. В августе 1954 года было решено, что Swift F 1 будет остановлен, и Swift F 2, который фактически заменил F 1 в том же месяце, также вскоре был остановлен по тем же причинам. [ 3 ]
Было отмечено, что истребители Swift F 3 и F 4 имеют улучшенные характеристики по сравнению со своими предшественниками. F 4 был последним вариантом, который ВВС Великобритании приняли в качестве перехватчика. [ 3 ] Все варианты истребителей Swift были сняты с вооружения ВВС Великобритании после непродолжительного периода эксплуатации и заменены более боеспособным Hawker Hunter . Несмотря на свои проблемы, «Охотник» быстро оказался успешным истребителем. [ 11 ] К осени 1954 года проблемы со Swift стали достоянием общественности, и в национальной прессе появились сообщения о готовящейся отмене Swift. В парламенте заместитель государственного секретаря по авиации сэр Джордж Уорд сказал о самолете: «Возникли аэродинамические трудности, и невозможно с уверенностью сказать, можно ли их преодолеть в разрабатываемой версии». [ 11 ]
В начале февраля 1955 года ходили слухи, что Swift не прошел окончательную оценку Центрального истребительного управления Королевских ВВС и что этот тип, скорее всего, будет ограничен функциями воздушной разведки или наземных атак . [ 12 ] 2 марта 1955 года министр снабжения Селвин Ллойд признал, что разработка Swift стоила 20 миллионов фунтов стерлингов до списания вариантов истребителя. По словам Вуда, к началу 1955 года Swift стал национальным скандалом, который запятнал не только самолет, но и британские ВВС и британскую авиастроительную промышленность, при этом общественность и правительство в целом стали более неприятны другим авиастроительным проектам. [ 12 ]
FR.5 был последним вариантом Swift, поступившим на вооружение Королевских ВВС, и в конечном итоге был заменен Hunter FR.10, а FR.5 полностью покинул службу Королевских ВВС в 1961 году. Swift FR. 5 был признан подходящим для своей роли и базировался в составе двух эскадрилий, приписанных к RAF Germany . [ 12 ] «Свифт» никогда не участвовал в боевых действиях с Королевскими ВВС, но в свое время побил ряд рекордов скорости. В Ливии 26 сентября 1953 года самолет F.4 (WK198), пилотируемый командиром Майком Литгоу, побил мировой рекорд абсолютной скорости, достигнув скорости 737,7 миль в час (1187 км/ч). [ нужна ссылка ] хотя всего восемь дней спустя он был разбит « Дуглас Скайрей истребителем ВМС США ». Swift имеет честь быть последним британским серийным самолетом, установившим рекорд ( Fairey Delta 2 был экспериментальным). Из заказанного 497 самолетов было построено менее двухсот самолетов. Несколько планеров Swift были доставлены в Австралию для участия в операции «Буффало» в 1956 году и размещены на разных расстояниях от взорвавшейся атомной бомбы. [ 13 ]
Его последний вариант решил многие проблемы, с которыми сталкивались предыдущие Swift, но программа не была продолжена. «Охотник», удовлетворительно выполнявший те же функции, снял любые требования продолжать использовать «Стриж». [ 14 ]
Варианты
[ редактировать ]
- Тип 510
- Прототип, разработанный на базе Vickers Supermarine Attacker, по-прежнему имел шасси с хвостовым колесом, но со стреловидными крыльями и хвостовым оперением.
- Тип 517
- Прототип оснащен хвостовым оперением изменяемого угла наклона.
- Тип 535
- Прототип оснащен ходовой частью с носовым колесом.
- Свифт Ф.Мк 1
- Одноместный истребитель с фиксированным изменяемым наклоном хвостового оперения, оснащенный турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 109, вооруженным двумя 30-мм пушками ADEN.
- Свифт Ф.Мк 2
- Одноместный истребитель с турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 109, вооруженным четырьмя 30-мм пушками ADEN .
- Свифт Ф.Мк 3
- Одноместный истребитель с расширенными на законцовках передними кромками крыла, оснащенный форсажным турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 114, вооруженным четырьмя 30-мм пушками ADEN.
- Свифт Ф.Мк 4
- Одноместный истребитель с изменяемым наклоном хвостового оперения, хвостовым оперением увеличенной на один фут, оснащенный форсажным турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 114, вооруженным четырьмя 30-мм пушками ADEN.
- Стремительный FR.Mk 5
- Одноместный тактико-разведчик, оснащенный удлиненной носовой частью для размещения трех фотокамер, оснащенный безрамным фонарем кабины, оснащенный форсажным турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 114, вооруженный двумя 30-мм пушками ADEN.
- Стремительный ПР.Мк 6
- Предлагаемый вариант невооруженной разведки, частично построенный, но затем отмененный.
- Свифт F.Mk 7
- Одноместный истребитель с удлиненной носовой частью для размещения радиолокационной станции, оснащенный форсажным турбореактивным двигателем Rolls-Royce Avon 114, вооруженный четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» Fairey Fireflash и четырьмя 30-мм пушками ADEN. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Операторы
[ редактировать ]- Королевские ВВС
- 2-я эскадрилья RAF эксплуатировала вариант FR.5.
- 56-я эскадрилья RAF эксплуатировала варианты F.1 и F.2.
- 79-я эскадрилья RAF эксплуатировала вариант FR.5.
Выжившие
[ редактировать ]
- VV106 (Супермарин Тип 517) хранится в Музее авиации флота , Йовилтон , Англия. [ 18 ]
- WK198 (прототип F.4, только фюзеляж), этот бывший рекордсмен мира по скорости полета, выставлен в Бруклендском музее в Суррее; Впервые он был сохранен в Северо-Восточном музее авиации в Сандерленде, Англия, 2 апреля 2008 года он был переведен в Музей Королевских ВВС Миллома, Камбрия. [ 19 ] но после закрытия этого музея в сентябре 2010 года WK198 был переведен в Бруклендс 3 февраля 2011 года. [ 20 ]
- WK275 (F.4) Потратив четыре года на восстановление выставочного стандарта компанией Jet Art Aviation, этот самолет теперь передан в аренду фонду Vulcan To The Sky Trust. Он представляет собой окончательный вариант истребителя с пластинчатым хвостовым оперением. [ 21 ]
- WK277 (FR.5) на выставке в Ньюаркском музее авиации , Ньюарк, Англия. [ 22 ]
- WK281 (FR.5) на выставке в Музее военной авиации Тангмера , Тангмер, Англия. [ 23 ]
- G-SWIF (F.7, бывший XF114 ) хранится в компании Solent Sky , Саутгемптон, Англия. [ 24 ]
Технические характеристики (Supermarine Swift FR Mk.5)
[ редактировать ]

Данные Supermarine Aircraft с 1914 года (2-е изд.) [ 25 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 42 фута 3 дюйма (12,88 м)
- Размах крыльев: 32 фута 4 дюйма (9,86 м)
- Высота: 13 футов 2 дюйма (4,01 м)
- Площадь крыла: 327,7 кв. футов (30,44 м ). 2 )
- Пустой вес: 13 435 фунтов (6 094 кг)
- Полная масса: 21 673 фунта (9 831 кг)
- Запас топлива: внутренние компоненты на 778 имп галлонов (934 галлонов США; 3540 л) с нижним баком на 220 имп галлонов (260 галлонов США; 1000 л)
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce Avon RA.7R (Avon 114), турбореактивный тяга всухую 7175 фунтов силы (31,92 кН), 9450 фунтов силы (42,0 кН) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 620 узлов (710 миль в час, 1150 км/ч) на уровне моря.
- Диапазон: 547,5 миль (630,1 миль, 1014,0 км)
- Практический потолок: 45 800 футов (14 000 м)
- Скорость набора высоты: 14 660 футов/мин (74,5 м/с).
- Время набора высоты: 40 000 футов (12 000 м) за 4 минуты 41 секунду.
Вооружение
- Орудия: 2 × 30-мм (1,181 дюйма) пушки ADEN .
- Ракеты: положения для ракет
- Бомбы: положения для бомб
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- САС Сабля
- Дассо Ураган
- де Хэвилленд Веном
- Грумман F9F Пума
- Хоукер Хантер
- Mikoyan-Gurevich MiG-17
- Североамериканский F-86D Sabre
- Республика F-84F Тандерстрик
- будет 29, я знаю
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 40.
- ^ Вуд 1975, стр. 40–43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вуд 1975, с. 46.
- ^ Вуд 1975, стр. 43–45.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, стр. 45–46.
- ^ «Виккерс Супермарин Тип 541 Свифт» . Веб-сайт BAE Systems . Проверено 4 декабря 2023 г.
- ^ «Некролог: коммодор авиации Питер Торн». Телеграф , 18 июля 2014 г.
- ^ Вуд 1975, стр. 48–51.
- ^ Вуд 1975, стр. 50–51.
- ^ Вуд 1975, стр. 51–52.
- ^ Jump up to: а б Вуд 1975, с. 47.
- ^ Jump up to: а б с Вуд 1975, с. 48.
- ^ Винчестер 2005, с. 312.
- ^ Винчестер 2005, с. 313.
- ^ «Гром и молнии — Супермарин Свифт — История» .
- ^ Льюис, Питер (1965). Британский истребитель с 1912 года . Патнэм энд Компани Лимитед. стр. 351–354. ISBN 9780370302508 .
- ^ Бертлз, Филип (1992). Послевоенные военные самолеты: Supermarine Attacker, Swift и Scimitar . Ян Аллан. п. 66. ИСБН 0 7110 2034 5 .
- ^ «Выставки - Кобэм-холл - Резервная коллекция - Supermarine 510 (VV106)». Музей авиации флота , дата обращения: 31 декабря 2016 г.
- ^ Самолет , июнь 2008 г., с. 8.
- ^ "Фюзеляж супермарина Swift". Бруклендский музей , дата обращения: 31 декабря 2016 г.
- ^ «WK275 - «ЭТОТ» супермарин». Джет Арт Авиация , 8 декабря 2012 г.
- ^ "Список самолетов". Музей авиации Ньюарка , дата обращения: 31 декабря 2016 г.
- ^ «Самолет месяца: Supermarine Swift». Музей военной авиации Тангмера , дата обращения: 31 декабря 2016 г.
- ^ Моррисон, Джеффри. «Сказочные летающие лодки музея Солент Скай». cnet.com , 16 июля 2016 г.
- ^ Эндрюс и Морган 1987 , с. 297.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, CF; Морган, Э.Б. (1987). Супермарины с 1914 года (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-800-3 .
- Баттлер, Тони. X-Planes of Europe II: военные прототипы самолетов золотого века 1946–1974 гг . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2015. ISBN 978-1-90210-948-0
- Винчестер, Джим. Худший самолет в мире: от новаторских неудач до многомиллионных катастроф . Лондон: Янтарные книги, 2005. ISBN 1-904687-34-2
- Вуд, Дерек. Проект отменен . Издательство Макдональда и Джейн, 1975. ISBN 0-356-08109-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бертлз, Филип. Supermarine Attacker, Swift и Scimitar (послевоенный военный самолет 7) . Лондон: Ян Аллан, 1992. ISBN 0-7110-2034-5 .
- Карри, Алан и Фрэнк Гудридж. «Взлет и падение стрижа». FlyPast : ключевые публикации, май и июль 1987 г.
- Тейлор, Джон В.Р. «Супермарин Свифт». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Уолпол, Найджел. Swift Justice, полная история Supermarine Swift. Pen and Sword Books Ltd., 2004. ISBN 1-84415-070-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]