Музыкальный изоморфизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2015 г. ) |
Эту статью было предложено объединить с статьей «Повышение и понижение индексов» . ( Обсудить ) Предлагается с июля 2024 г. |
В математике , точнее, в дифференциальной геометрии , музыкальный изоморфизм (или канонический изоморфизм ) представляет собой изоморфизм между касательным расслоением и котангенс-расслоение риманова индуцированного или псевдориманова многообразия, его метрическим тензором . Подобные изоморфизмы имеются и на симплектических многообразиях . Термин «музыкальный» относится к использованию символов. (плоский) и (острый). [1] [2]
В обозначениях исчисления Риччи идея выражается как повышение и понижение индексов .
В некоторых специализированных приложениях, таких как многообразия Пуассона , отношение может не быть изоморфизмом в особых точках , и поэтому в этих случаях технически это только гомоморфизм.
Мотивация
[ редактировать ]В линейной алгебре конечномерное векторное пространство изоморфно двойственному ему пространству , но не канонически изоморфно ему. С другой стороны, конечномерное векторное пространство наделенный невырожденной билинейной формой , канонически изоморфен своему двойственному. Канонический изоморфизм дается
- .
Невырожденность означает, что указанное выше отображение является изоморфизмом.
Пример: где , и является скалярным произведением .
Музыкальные изоморфизмы являются глобальной версией этого изоморфизма и его обратным для касательного и кокасательного расслоений (псевдо)риманова многообразия. . Это канонические изоморфизмы векторных расслоений , которые в любой точке p представляют собой вышеуказанный изоморфизм, примененный к касательному пространству M в точке p, наделенному скалярным произведением .
Поскольку каждое паракомпактное многообразие может быть (неканонически) наделено римановой метрикой, музыкальные изоморфизмы показывают, что векторное расслоение на паракомпактном многообразии (неканонически) изоморфно своему двойственному многообразию.
Обсуждение
[ редактировать ]Пусть ( M , g ) — (псевдо)риманово многообразие. В каждой точке p отображение g p является невырожденной билинейной формой в касательном пространстве T p M . Если v — вектор из T p M , его плоскостью является ковектор
в Т ∗
п М. Поскольку это гладкое отображение, сохраняющее точку p , оно определяет морфизм гладких векторных расслоений . Ввиду невырожденности метрики имеет обратную в каждой точке, характеризующейся
для α в T ∗
p M и v в T p M . Вектор называется диезом α . Резкая карта — это гладкая карта расслоения. .
Плоский и острый являются взаимно обратными изоморфизмами гладких векторных расслоений, следовательно, для каждого p в M существуют взаимно обратные изоморфизмы векторного пространства между T p M и T ∗
п М.
Плоские и четкие карты можно применять к векторным и ковекторным полям , применяя их к каждой точке. Следовательно, если X — векторное поле, а ω — ковекторное поле,
и
- .
В движущемся кадре
[ редактировать ]Предположим, что { e i } — движущаяся касательная рамка (см. также гладкая рамка ) для касательного расслоения TM движущаяся касательная с, в качестве двойственной рамки (см. также двойственный базис ), движущейся косистемой ( рамка для кокасательного расслоения) ; см. также кофрейм ) { e я } . Тогда псевдориманова метрика , которая представляет собой симметричное и невырожденное 2 -ковариантное тензорное поле может быть локально записана в терминах этого кофрейма как g = gij , e я ⊗ и дж используя обозначение суммирования Эйнштейна .
Учитывая векторное поле X = X я e i и обозначив g ij X я = X j , его плоскость
- .
Это называется понижением индекса .
Аналогично, если задано ковекторное поле ω = ω i e я и обозначив g ij ω я = ω дж , он острый
где г ij являются компонентами обратного метрического тензора (задаваемого элементами обратной матрицы к g ij ). Повышение остроты ковекторного поля называется повышением индекса .
Расширение для тензорных произведений
[ редактировать ]Музыкальные изоморфизмы можно распространить и на расслоения
Необходимо указать, какой индекс необходимо повысить или понизить. Например, рассмотрим (0, 2) -тензорное поле X = X ij e я ⊗ и дж . Поднимая второй индекс, получаем (1, 1) -тензорное поле
Расширение до k -векторов и k -форм
[ редактировать ]В контексте внешней алгебры расширение музыкальных операторов может быть определено на ⋀ V и его двойственном ⋀ ∗
V , которые с небольшим злоупотреблением обозначениями могут обозначаться одинаково и снова являются взаимно обратными: [3] определяется
В этом расширении, в котором ♭ отображает p -векторы в p -ковекторы и ♯ отображает p -ковекторы в p -векторы, все индексы полностью антисимметричного тензора одновременно повышаются или понижаются, поэтому индекс указывать не нужно:
Векторные пакеты с метриками пакетов
[ редактировать ]В более общем смысле, музыкальные изоморфизмы всегда существуют между векторным расслоением, наделенным метрикой расслоения , и двойственным ему расслоением.
След тензора через метрический тензор
[ редактировать ]типа (0, 2) Учитывая тензорное поле X = X ij e я ⊗ и дж , мы определяем след X через метрический тензор g формулой
Обратите внимание, что определение следа не зависит от выбора индекса, который нужно повысить, поскольку метрический тензор симметричен.
См. также
[ редактировать ]- Двойственность (математика)
- Повышение и понижение индексов
- Двойное пространство § Билинейные произведения и двойственные пространства
- Звездный оператор Ходжа
- Векторный пакет
- Бетоль (музыка) и Диез (музыка) о знаках ♭ и ♯
Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Ли, Дж. М. (2003). Введение в гладкие многообразия . Тексты для выпускников Springer по математике. Том. 218. ИСБН 0-387-95448-1 .
- Ли, Дж. М. (1997). Римановы многообразия – введение в кривизну . Тексты для выпускников Springer по математике. Том. 176. Шпрингер Верлаг. ISBN 978-0-387-98322-6 .
- Ваз, Джейме; да Роша, Ролдан (2016). Введение в алгебры и спиноры Клиффорда . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-878-292-6 .