Военный корабль США Зейн
![]() | |
История | |
---|---|
![]() | |
Тезка | Рэндольф Зейн |
Строитель | Военно-морская верфь Мэр-Айленд |
Заложен | 15 января 1919 г. |
Запущен | 12 августа 1919 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 февраля 1921 г. |
Выведен из эксплуатации | 14 декабря 1945 г. |
пораженный | 8 января 1946 г. |
Судьба | Продан на металлолом, 3 марта 1947 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Клемсон класса Эсминец |
Смещение | 1215 тонн |
Длина | 314 футов 4 + 1 ⁄ 2 дюйма (95,822 м) |
Луч | 30 футов 11 + 1 ⁄ 2 дюйма (9,436 м) |
Черновик | 9 футов 4 дюйма (2,84 м) |
Движение |
|
Скорость | 35 узлов (65 км/ч) |
Диапазон |
|
Дополнить | 122 офицера и зачислены |
Вооружение | 4 орудия 4 дюйма (100 мм) , орудие 1 × 3 дюйма (76 мм) , 12 × 21 дюйм (533 мм) торпедные аппараты |
USS Zane (DD-337/DMS-14/AG-109) — Клемсон класса эсминец в составе ВМС США после Первой мировой войны . Она была названа в честь Рэндольфа Зейна .
История
[ редактировать ]
Зейн был заложен 15 января 1919 года на военно-морской верфи Мэр-Айленд , Вальехо, Калифорния ; спущен на воду 12 августа 1919 г.; спонсируется мисс Марджори Зейн, дочерью майора Р. Т. Зейна; переклассифицирован в ДД-337 17 июля 1920 г.; и введен в строй на острове Мэр 15 февраля 1921 года.
1920-е годы
[ редактировать ]После оснащения и обкатки Зейн заправился топливом в Порт-Коста, штат Калифорния в конце июня 1921 года , и отплыл на север, на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд , Бремертон, штат Вашингтон , за складами. Снова вернувшись на юг, на остров Мэр, Зейн присоединился к 14-й дивизии эсминцев в Сан-Франциско, Калифорния , 22 июня и покинул этот порт на следующий день, направляясь на Азиатскую станцию .
Пройдя через Перл-Харбор , Мидуэй и Гуам , Зейн достиг Кавите , Филиппинские острова, 24 августа. Затем эсминец действовал на Филиппинах — за пределами Кавите, Манилы , Олонгапо и залива Лингаен — на маневрах и учениях весной 1922 года. Он покинул Манилу 3 июня 1922 года, направляясь в Китая воды .
Зейн достиг устья Янцзы 6 июня и, направляясь к устью реки Хуанпу по пути в Шанхай , заметил китайский речной пароход «Це Цзян», приближающийся с правого борта. Она сохраняла курс и скорость, не делая ничего, чтобы избежать столкновения. Зейн попытался избежать нарушения, когда оно казалось неизбежным, но слишком поздно. В 11.58 «Це Кианг» протаранил эсминец на корму.
К счастью, ущерб был незначительным; и Зейн продолжила свой путь, достигнув Шанхая через два с половиной часа и пришвартовавшись рядом с однотипным кораблем Rathburne (DD-113) у американских буев. Зейн вошел в сухой док Янгцепу 15 июня для ремонта и был отстыкован на следующий день.
Направляясь в Яньтай 5 июля, Зейн достигла этого порта Северного Китая 7-го числа и оставалась там до 30-го числа, когда она перебралась в Циньхуандао , морской порт у подножия Великой Китайской стены , чтобы отправить отпускные группы в Пекин . Она лежала в Циньхуандао с 31 июля по 5 августа, а в последний день отправилась обратно в Яньтай.
Зейн отплыла из Яньтая домой 25 августа и посетила Нагасаки , Япония, на первом этапе своего путешествия обратно к западному побережью Соединенных Штатов. Впоследствии, зайдя в Мидуэй и Перл-Харбор, эсминец 2 октября достиг Сан-Франциско. Переехав на военно-морскую верфь Мэр-Айленд 9 октября, Зейн за последующие три дня сдал все торпеды, торпедное снаряжение и оборудование десанта. Затем она заправилась в Мартинесе, Калифорния , прежде чем добраться до Сан-Диего и Сан-Педро. Выведенный из эксплуатации в Сан-Диего 1 февраля 1923 года, Зейн оставался в «Красном ряду» семь лет.
1930-е годы
[ редактировать ]Вновь введенная в строй 25 февраля 1930 года, Зейн активно действовала в качестве подразделения боевых сил в течение следующего десятилетия, за исключением одного короткого периода, в течение которого она была прикреплена к 20-й ротационной резервной эскадрилье в конце 1934 года. Первоначально назначена в 10-ю дивизию эсминцев эскадрильи эсминцев. 4, Эсминцы, Боевой отряд, Вторая флотилия эсминцев, корабль служил до 1930-х годов в различных вариантах. эскадрилий, но все в составе 2-й флотилии эсминцев.
Она участвовала в некоторых межвоенных задачах флота — крупномасштабных маневрах флота, организованных в начале 1920-х годов для отработки техники и тактики. Оно простиралось от западного побережья Соединенных Штатов до Карибского бассейна и западной части Атлантического океана, а также от зоны Панамского канала .
Однако по мере того, как программы строительства новых эсминцев стали более современными, быстрыми и тяжеловооруженными, необходимость сохранять старые «плоские палубы» в роли эсминцев уменьшилась. В то же время росла потребность в высокоскоростных тральщиках , быстрых минных заградителях , тендерах на гидросамолеты и т.п. для удовлетворения постоянно растущих потребностей ВМФ.
Эсминец-тральщик (ДМС)
[ редактировать ]Переоборудованный в высокоскоростной тральщик на военно-морской верфи Перл-Харбора и переклассифицированный в DMS-14 19 ноября 1940 года, Зейн действовал в основном в гавайских водах накануне Второй мировой войны .
Перл-Харбор
[ редактировать ]Утром 7 декабря 1941 года он был пришвартован у Перл-Сити в гнезде вместе со своими тремя систершипами 4-й минной дивизии — «Тревер» (DMS-16) , «Вамут» (DMS-15) и «Перри» (DMS-17) . [ 1 ]
Экипаж как раз заканчивал завтрак, когда в 07:57 дежурный наверху связист заметил, как одиночный самолет сбросил бомбу на южную оконечность острова Форд после длительного планирующего захода на посадку с севера. Только тогда люди наверху поняли, что это японский самолет.
Оставив на берегу 10 процентов рядового состава и 25 процентов офицеров, Зейн отправился в общие помещения и через три минуты после первого взрыва укомплектовал свою батарею зенитных пулеметов 50-го калибра. Ее командир, лейтенант-коммандер. Л. М. Лехарди, старший офицер дивизии на плаву, доложил: «08:00 Замечено, что японский самолет низко скользит над островом Форд, характер противника теперь положительный. Это не были учения».
Начав огонь по «всем самолетам, которые проходили на разумном расстоянии от гнезда», Зейн в 08:03 начал подготовку к взлету, когда к работе приступили группы снабжения ремнями и боеприпасами. В 08:30 Зейн заметил «странную подводную лодку » в 200 ярдах позади «Медузы» (AR-1) , стоящую на якоре у соседнего причала К-23. Однако положение Зейна в гнезде лишило ее возможности открыть огонь из 4-дюймовой пушки: ее цель была сбита Перри (DMS-17), пришвартованным за бортом. Однако «Монаган» (DD-354) вскоре превратила всю проблему в академическую, в 08:40, когда она атаковала японскую сверхмалую подводную лодку типа «А» и уничтожила ее тараном и глубинными бомбами .
Тем временем флот постепенно начал открывать ответный огонь, и к моменту прибытия второй волны японских самолетов флот уже находился на боевых постах. Огонь с близлежащего корабля (вероятно, «Медуза» ) сбил один японский самолет, бомба которого разорвалась в воде недалеко от Перри . Вражеский самолет загорелся на пути вниз и разбился о берег возле недавно построенной станции депиляции под громкие аплодисменты всех наверху в Зейне .
Впоследствии корабли MinDiv 4 отправились в путь индивидуально и выделились для патрулирования на море. Зейн не получил никаких повреждений от противника во время рейда, но рукопашный «дружественный» зенитный огонь нескольких кораблей поблизости, в том числе и в самом гнезде, оторвал несколько прядей такелажа и усиков.
В 14:10 Зейн и Васмут установили пришвартованный минный трал, состоящий из двух кораблей, с тросом длиной 400 саженей между ними и вошли во входной канал Перл-Харбора в 15:47, пройдя в районе шлюзового судна, прежде чем траловый трос разошелся. Впоследствии, вернувшись в море, Зейн возобновил противолодочное патрулирование, осуществляя его в то время, когда участились случаи наблюдения подводных лодок (большинство из которых были фиктивными).
1942
[ редактировать ]Зейн действовал локально из Перл-Харбора весной 1942 года. Он покинул Гавайские острова 5 апреля, сопровождая конвой со скоростью 8 узлов (15 км / ч) (номер 4079) в Сан-Педро, Лос-Анджелес . Затем высокоскоростной тральщик прошел ремонт и модификацию на военно-морской верфи Мэр-Айленд, а затем вернулся в Перл-Харбор в начале июня.
Тем временем ход войны начал меняться. Через восемь месяцев после Перл-Харбора ВМС США были готовы начать свою первую десантную операцию под кодовым названием Operation Watchtower . Целью были удерживаемые японцами Соломоновы острова , а операция должна была начаться 7 августа 1942 года.
Американская разведка знала, что за пределами намеченных плацдармов существует множество незаминированных территорий, но специалисты по планированию вторжения сочли, что лучше, по крайней мере, определить точные границы любых минных полей, существовавших в этих районах. Соответственно, «Зейн» и четыре ее систершипа ( «Хопкинс» (DMS-13) , «Саутард» (DMS-10) , «Хови» (DMS-11) и «Тревер» (DMS-16) ) — должны были прочесать территорию, простирающуюся от 100 саженей (183 м) поворачивают в сторону Порт-Первиса на острове Флорида , но разделяются на две группы возле острова Гавуту и одновременно направляются к пляжу «Красный», очищая Участок шириной 1000 ярдов (910 м) через пролив Ленго к проливу Незаменимый. Японские береговые батареи открыли огонь по кораблям, но их огонь был беспорядочным и не причинил ущерба. К 15.50, в день первой высадки, 7 августа, местность была тщательно прочищена. Мин не обнаружено.
В последующие недели произошла битва за Гуадалканал , в которой японцы удерживали свое присутствие на острове. Американцы были вынуждены подтягивать подкрепления в светлое время суток, когда они контролировали небо. Ночью японцы, обладая превосходными возможностями ведения ночных боев, контролировали ситуацию на Соломоновых островах. Зейн работала у Тулаги и Гуадалканала, прерывая операции по зачистке и патрулированию с периодическим обслуживанием в Нумеа , Новая Каледония . 8 сентября во время одной из таких операций тральщик наблюдал за волнами высоко летящих японских самолетов, направлявшихся в сторону Гуадалканала.
Осенью, когда бои на берегу стали более интенсивными, потребность в припасах, особенно в авиационном бензине для поддержания ВВС «Кактус» в воздухе, возросла. В Эспириту - Санто «Зейн» и ее однотипный корабль «Тревер» сложили на своих палубах бочки с авиационным бензином вместе с торпедами, боеприпасами и запасами, и каждый с двумя моторными торпедными катерами (ПТ) на буксире отправились к Гуадалканалу. Они достигли гавани Тулаги в 05:30 25 октября 1942 года.
Тревер завершил разгрузку к 07:00. В 08:09 с берега прозвучала общая воздушная тревога. Тревер отчалил и встал в самой гавани; Зейн двинулся в путь примерно в то же время и находился примерно в 700 ярдах впереди Тревера в укрытии островов Тулаги , Коко-тамбу и Сонгоангона.
замечены три корабля противника В 09:55 сигнальная станция в Тулаги сообщила обоим кораблям, что в проливе между островами Саво и Флоридой , заходящие в залив «Айрон Боттом». Командир Тревера , командир оперативной группы, коммандер Д.М. Эгнью, скептически отнесся к рекомендации его кораблям искать укрытие вверх по реке Малиала. Не желая, по его словам, оказаться «в ловушке, как крысы», Агню решил баллотироваться.
Зейн и Тревер выдвинулись на максимальной скорости и в 10.14 преодолели канал, ведущий из Тулаги. Наблюдатели заметили стояки и верхушки мачт трех кораблей почти одновременно на расстоянии 21 000 ярдов (19 км) и под углом 250 градусов, двигавшихся слегка сходящимся курсом. . Через пять минут американские наблюдатели заметили, что трио вражеских кораблей изменило курс и приблизилось.
Три вражеских корабля (эсминцы «Акацуки» , «Икадзути» и «Сирацую» ) составляли 1-е ударное подразделение, отправленное для оказания артиллерийской поддержки с моря в течение дня японским сухопутным войскам, которые надеялись захватить Хендерсон-Филд . Каждый из японских кораблей с орудиями 6 × 5 дюймов (127 мм) превосходил по вооружению свои американские коллеги, вооруженные орудиями меньшего калибра.
В 10:20 вражеский строй снова изменил курс, чтобы еще больше сократить дистанцию и бросить в бой свои более тяжелые батареи. Зейн и Тревер тем временем обогнули мелководье, направляясь к проливу Силарк. Десять минут спустя с дальности около 9200 ярдов японские эсминцы открыли огонь, и начался морской бой.
Японцы ввиду своей намеченной задачи использовали вместо бронебойных снарядов бомбардировочные боеприпасы. Вскоре снаряды начали падать тревожно близко к зигзагообразным Треверу и Зейну ; последний, например, заметил, как один снаряд упал прямо перед ее носовой частью и по одному с каждой стороны бака, за носовой частью. Один вражеский снаряд попал прямо в Зейна , попав в орудие тральщика номер 1 × 3 дюйма (76 мм) вперед, мгновенно убив троих человек. Другие снаряды срезали такелаж, усики и все фалы, кроме того, что доходил до багора. Тот, как и следовало ожидать, носил национальный флаг.
По счастливой случайности в 10:40 японские корабли развернулись, чтобы вступить в бой с семинолом (АТ-65) и небольшим патрульным судном у мыса Лунга . Передышка, предоставленная двум высокоскоростным тральщикам, оказалась фатальной для флотского буксира и YP, поскольку японские корабли потопили их, прежде чем уйти в отставку, преследуемые американскими самолетами с Хендерсон-Филд. Тем временем Тревер и Зейн продолжали отступать на восток. В 10:55 два минкрафта изменили курс на юг и запад острова Сан-Кристобаль .
Зейн оставался на передовых позициях юго-западного Тихоокеанского театра военных действий до конца 1942 года. И снова вместе с Тревером высокоскоростной тральщик в середине ноября буксировал торпедные катера 2-й эскадрильи моторных торпедных катеров из Нумеа в Эспириту-Санто. Позже Зейн сопровождала конвой с Новых Гебридских островов до Тулаги и Гуадалканала, а затем в январе 1943 года его отправили в Сидней , Австралия, для ремонта и отдыха экипажа.
1943
[ редактировать ]Находясь в Сиднее, Зейн был призван выполнить спасательную операцию. 22 января 1943 года японская подводная лодка I-21 (судно с впечатляющим послужным списком «убийств» с момента первого забитого корабля в канун Рождества 1941 года) торпедировала и вывела из строя американский пароход «Питер Х. Бернетт» . На следующий день Зейн получил приказ следовать к последней сообщенной позиции поврежденного парохода.
25 января в 12:55 Зейн заметил Королевских ВВС Австралии (RAAF) летающую лодку «Каталина» . Она, в свою очередь, привела тральщик к месту нахождения спасательной шлюпки номер три Питера Х. Бернетта . Судя по всему, команда и пассажиры парохода подумали, что корабль затонет в результате повреждения торпедой на корме, и покинули его; однако их корабль все еще был на плаву.
Зейн взял на борт 14 человек (12 членов экипажа, включая капитана, Чарльза Дарлинга и двух пассажиров армии США ) в 13:30 и изменил курс, чтобы направиться к последней сообщенной позиции корабля, с которого пришли люди. Затем RAAF Catalina любезно сообщила по радио о местонахождении заброшенного корабля, что позволило Зейну добраться до места происшествия в 17:35. Затем она перевезла на моторном вельботе 13 человек обратно на свой корабль; один человек находился на борту Зейна, где ему оказывали медицинскую помощь из-за травм, полученных в результате торпедирования парохода. Затем тральщик взял Питера Х. Бернетта на буксир и потащил ее в Сидней, куда они оба благополучно прибыли 27-го числа.
Зейн вернулся на Гуадалканал в конце февраля. В ее отсутствие ситуация на этом когда-то ожесточенно оспариваемом острове изменилась: 7 и 8 февраля японцы эвакуировали его, оставив наконец в руках американцев.
Когда Гуадалканал наконец был взят под контроль, американские планировщики обратили внимание на Расселы , расположенные в 60 милях (97 км) к западу и северо-западу от Гуадалканала. Посетителям эти острова запомнились главным образом «дождем, грязью и великолепными кокосами». Операция под кодовым названием Operation Cleanslate была первым прыжком с острова в южной части Тихого океана.
Зейн в составе оперативного подразделения (ТУ) 61.1.3 отбуксировал четыре десантных корабля (два LCVP, один LCV и LCM) в район цели. В составе «Экспедиционного корпуса Спит-Кит» тральщик, таким образом, ввел в действие часть войск, намеченных для оккупации Расселов. 21 февраля 1943 года началась операция «Чистый сланец», но она не встретила сопротивления со стороны противника, который лишь недавно эвакуировал острова. Как писал вице-адмирал Джордж К. Дайер в своей биографии адмирала Ричмонда К. Тернера « Амфибии пришли завоевывать», «"Чистый сланец" прошел точно, но без помпы и огласки».
Для Зейн следующей десантной операцией стала операция «Ногти на ногах» — штурм и оккупация Новой Джорджии . Зейн и Талбот (APD-7) составляли ТУ 31.1.1, «Оккупационное подразделение Онайависи». Каждый из них 29 июня взял роту 169-го армейского пехотного полка и LCVP на Расселлах и направился к своей цели - двум небольшим островам, охраняющим самый прямой подход к пляжу Занана на острове Нью-Джорджия. Этот пляж должен был стать плацдармом для фланговой атаки на стратегический аэродром Мунда.
Плохая погода (низкие потолки, умеренные ливни с соответствующей плохой видимостью, переменчивый и порывистый ветер, а также неспокойное море) с самого начала мешала «Ногтям на ногах»; но Зейн и Талбот достигли входа в канал Онаявиси около 02.25 30 июня, чтобы приступить к выполнению своей задачи. Однако незадолго до 03:00 Зейн приземлилась во время сильного дождя при высадке своих войск. Тем не менее происшествие не помешало процессу приземления; и Зейну , и Талботу удалось без потерь высадить обе роты 169-го полка на берег на островах Дума (позже известный как остров Сасавеле ) и Бараулу, чтобы удерживать вход в Онайависи до тех пор, пока не начнется движение от берега к берегу к пляжу Занана.
Зейн оставался на мели вперед до 05:23, когда ей наконец удалось освободиться. Однако скоростной тральщик почти сразу же приземлился на корму, повредив гребные винты. Она снова попыталась использовать свою силу, чтобы освободиться, но, несмотря на помощь Талбота , не смогла этого сделать. Затруднительное положение Зейн было далеко не хорошим: она была сидячей уткой всего в пяти милях от удерживаемой японцами взлетно-посадочной полосы Мунда. По счастливой случайности, как вспоминает адмирал Дайер, «ни один боеспособный японский артиллерист не поднял батарею, чтобы взять Зейна под огонь».
Примерно через четыре часа Рэйл (АТ-139) вытащил Зейна со скал. Затем флотский буксир (сама бывшая тральщик) отвез Зейна обратно на Соломоновы острова для ремонта и прибыл в Тулаги 2 июля.
После достаточного количества временных исправлений, позволяющих кораблю покинуть Гуадалканал своим ходом, Зейн направился через Эспириту-Санто и Перл-Харбор на военно-морскую верфь Мэр-Айленд для постоянного ремонта и переоборудования. 23 сентября высокоскоростной тральщик снова отправился на запад, отойдя от острова Мэр и направляясь в Перл-Харбор. Достигнув Оаху 30 сентября, он оставался в гавайском районе боевых действий до конца 1943 года и до середины января 1944 года.
1944-1945 гг.
[ редактировать ]Покинув Перл-Харбор 22 января 1944 года, Зейн впоследствии принял участие в операции «Кремневый замок» — вторжении на Маршалловы острова . В составе Южного ударного отряда Зейну были поручены обязанности сопровождения на Южном транспортном экране, ТУ 52.7.1, в компании с однотипным кораблем «Перри» , четырьмя эсминцами и двумя субчейнджерами (SC). Она проверяла транспорты во время фазы Кваджалейна «Кремневого замка», а затем служила «тральщиком» и судном для разминирования во время вторжения и оккупации Эниветока. В ходе этой части операции он получил незначительные повреждения от разрывов мин, некоторые из которых взорвались в пределах 100 ярдов от корабля.
Вернувшись в Перл-Харбор в марте для доступности, Зейн летом участвовала в своей последней крупной операции - операции «Фуражир», проведенной на Марианских островах и Палау. Снова работая судном-минером, Зейн входил в оперативную группу 12.13 — Группу траления и гидрографических исследований. В состав отряда 2, к которому был придан корабль, входили три ее систершипа: «Чендлер» (DMS-9) , «Палмер» (DMS-5) и «Ховард» (DMS-7) .
Во время фазы высадки «Фораджера», которая началась 15 июня, когда 52-я оперативная группа вице-адмирала Тернера (Северная ударная группа) начала высадку на берег морской пехоты под командованием генерал-лейтенанта Х. М. Смита , морской пехоты США , Зейн установил буи и уничтожил дрейфующие. мины с артиллерийским обстрелом, снова работающие как судно минно-подрывного действия. Она заметила несколько самолетов, атакующих плацдармы, но все они находились за пределами досягаемости ее орудий.
Впоследствии, когда 22 июля морские пехотинцы и армейские войска под командованием генерал-майора Роя С. Гейгера высадились на берег Гуама под прикрытием артиллерийского огня контр-адмирала Гарри У. Хилла оперативной группы , Зейн работал противолодочным эскортным судном, двигаясь в авангарде резервная транспортная группа, ТГ 53.19. Примечательно, что операция на Гуаме оказалась последней вылазкой на передовую для ветерана высокоскоростного тральщика; поскольку, оставаясь на Марианских островах до 8 августа, она явилась командиру 10-й служебной эскадрильи (ServRon) в Улити , на Каролинских островах, для выполнения функций буксировщика целей.
Зейн выполнял обязанности по буксировке целей и местному сопровождению до конца войны, заходя в Палаус , Марианские острова, Каролинские острова и Филиппины, прежде чем VJ Day в середине августа 1945 года нашел ее на якоре в заливе Сан-Педро, недалеко от Лейте. Во время выполнения этих прозаических, но необходимых обязанностей 5 июня 1945 года его переклассифицировали из скоростного тральщика в вспомогательный AG-109 .
Корабль покинул западную часть Тихого океана в октябре, начав обратный путь из Лейте 13-го числа. После захода в Эниветок, Перл-Харбор и Сан-Диего по пути Зейн пересек Панамский канал 25 ноября и в конечном итоге достиг Норфолка, штат Вирджиния , 29 ноября. Там он был выведен из эксплуатации 14 декабря 1945 года.
Исключенный из списков ВМФ 8 января 1946 года, корабль был передан компании Luria Brothers and Company 22 октября 1946 года; ее корпус был списан 3 марта 1947 года.
Зейн (DMS-14) получила шесть боевых звезд за службу во время Второй мировой войны от Перл-Харбора до Марианских островов. Кроме того, она получила благодарность ВМФ за свои заслуги на Гуадалканале в 1942 и 1943 годах.
Постскриптум
[ редактировать ]По состоянию на 2012 год ни один другой корабль не имел названия USS Zane .
Герман Вук , автор романа «Мятеж Кейна» , служил офицером на борту «Зейна» с февраля 1943 по февраль 1945 года, а затем в мае стал старшим офицером другого DMS класса Клемсон, военного корабля США «Саутард» . Зейн и ее кампании послужили моделью для нескольких инцидентов, произошедших на вымышленном авианосце США « Кейн» (DMS-22), хотя на кульминацию романа повлиял его опыт работы в качестве старшего офицера на эсминце/сапере « Саутард» после она села на мель на Окинаве из-за тайфуна, через два месяца после объявления мира с Японией. Вук начал писать свой первый роман « Рассвет Авроры» , когда Зейн находился в Тулаги на Соломоновых островах.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС . Запись можно найти здесь .
- ^ «Военный корабль США Зейн , отчет о нападении на Перл-Харбор» . Отчеты о действиях в Перл-Харборе . Военно-исторический центр Военно-морского ведомства . Проверено 3 февраля 2015 г.
- «Зейн» . Словарь боевых кораблей американского флота . Военно-исторический центр Военно-морского ведомства . Проверено 3 февраля 2015 г.