Доколумбовый Эквадор

История Эквадора |
---|
![]() |
![]() |
Доколумбовый Эквадор включал в себя множество местных культур, которые процветали за тысячи лет до возникновения Империи инков . Культура Лас-Вегаса прибрежного Эквадора, процветавшая между 8000 и 4600 годами до нашей эры, является одной из старейших культур Америки. [ 1 ] Последующая культура Вальдивии на побережье Тихого океана - еще одна известная ранняя эквадорская культура. Древние вальдивские артефакты, датируемые еще 3500 годом до нашей эры, были найдены вдоль побережья к северу от провинции Гуаяс в современном городе Санта-Елена .
Несколько других культур, в том числе китус , карас и каньярис , возникли в других частях Эквадора. Есть и другие крупные археологические памятники в прибрежных провинциях Манаби и Эсмеральдас, а также в высокогорных провинциях средних Анд Тунгурауа и Чимборасо . Археологические данные установили, что Эквадор был заселен по крайней мере за 4500 лет до прихода инков.
Большие территории Эквадора, включая почти весь Ориенте ( тропические леса Амазонки ), остаются неизвестными археологам, и этот факт добавляет уверенности в возможности раннего проживания человека. Ученые недавно изучили регион Амазонки, но лес настолько отдаленный и густой, что исследовательским группам требуются годы, чтобы обследовать даже небольшую территорию. Их мнение о том, что в бассейне реки существовали сложные культуры, подтверждается недавним открытием культурного комплекса Майо-Чинчипе в провинции Самора-Чинчипе . [ 2 ]
Нынешняя Республика Эквадор находится в центре региона, где на протяжении тысячелетий развивались различные цивилизации. В доинкский период люди жили кланами, которые образовывали большие племена, а некоторые объединялись друг с другом, образуя мощные конфедерации, такие как Конфедерация Кито. Но ни одна из этих конфедераций не смогла устоять перед огромным импульсом Тавантинсуйу . Нашествие инков в 15 веке было очень болезненным и кровавым. Однако после того, как Кито был оккупирован войсками Уайна-Капак , инки создали обширную администрацию и начали колонизацию региона.
Доколумбовую эпоху можно разделить на четыре эпохи:
- Докерамический период;
- Период становления;
- Период регионального развития; и
- Период интеграции и приход инков.
Докерамический период
[ редактировать ]Докерамический период начинается с появления первого человеческого поселения в конце последнего ледникового периода и продолжается примерно до 4200 г. до н.э. В этот период доминировали культуры Лас-Вегаса и Инга .
Культура Лас-Вегаса
[ редактировать ]Лас -Вегас — первая известная культура Эквадора. Они жили на полуострове Санта-Елена на побережье Эквадора между 9000 и 6000 годами до нашей эры. Останки скелетов и другие находки свидетельствуют о том, что культура когда-то процветала в этом районе. Ученые классифицировали три фазы культурного развития. Первые люди были охотниками-собирателями и рыбаками. Примерно в 6000 году до нашей эры эта культура была одной из первых, кто начал заниматься сельским хозяйством (бутылочная тыква, Lagenaria siceraria и ранний тип кукурузы , Zea mays L.). Самыми известными остатками культуры являются «Любовники Сумпы» . Эти человеческие останки и другие предметы можно увидеть в Museo Los Amantes de Sumpa y Centrocultural в Санта-Елене. [ 3 ]

Инга
[ редактировать ]Инга жили в Сьерре недалеко от современного Кито . Свидетельства археологических раскопок Эль-Инка датируют эту культуру 9000–8000 годами до нашей эры. Примерно в 1961 году было раскопано несколько участков. Предполагается, что этот район является одним из самых важных в Южной Америке и существовал на древнем торговом пути. [ 4 ] Инструменты, используемые этими ранними кочевыми охотниками, обеспечили связь с уровнем I культуры Хлодвига в пещере Фелл на юге Чили, а также технологические связи с комплексами «рифленого острия» позднего плейстоцена в Северной Америке. [ 5 ]
Период становления
[ редактировать ]В период формирования люди региона перешли от охоты-собирательства и простого земледелия к более развитому обществу с постоянным развитием, увеличением сельского хозяйства и использованием керамики. Новые культуры включали культуру Мачалилья , Вальдивию , культуру Чоррера на побережье; Котоколлао и Чимба в Сьерре; и Майо Чинчипе (4500 г. до н. э. — 1532 г. н. э.), Пастаса , Чигуаса и многие другие в регионе Ориенте. Культура Серро-Наррио или Чауллабамба процветала с 2000 г. до н.э. по 600 г. н.э. в южных провинциях Каньяр и Асуай . [ 6 ]
Санта-Ана (Ла-Флорида) — важный археологический объект в высокогорье Эквадора, датируемый еще 3500 годом до нашей эры. Он расположен в провинции Самора-Чинчипе и был обнаружен в 21 веке. Он принадлежит к предполагаемой культуре Майо Чинчипе-Мараньон . [ нужна ссылка ]
Культура Вальдивии
[ редактировать ]Культура Вальдивия — первая культура, в которой были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит к 3500 году до нашей эры. Жители района недалеко от Вальдивии были первыми американцами, которые начали использовать керамику. Они создавали из глины чаши, кувшины и женские статуэтки как для повседневного быта, так и для использования в религиозных обрядах. Они плавали по морям на плотах с парусами и установили торговую сеть с племенами в Андах и Амазонке. Произведения искусства и артефакты Вальдивии были найдены по всей стране. Обширная коллекция выставлена в Museo Fianco Banco Central в Кито и UEES в Гуаякиле. [ 7 ]
Культура Мачалилья
[ редактировать ]
На смену Вальдивии пришла культура Мачалилья, которая была земледельческой культурой, которая процветала вдоль побережья Эквадора между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры. Его керамику легко отличить от Вальдивии, поскольку она была окрашена в черный или белый цвет с красными полосами, а статуэтки были редкими и грубо изготовленными. Похоже, это первые люди, которые начали выращивать кукурузу в этой части Южной Америки. [ 8 ]
Культура Чоррера
[ редактировать ], существовавшая в период позднего формирования, Культура Чоррера жила в Андах и прибрежных регионах Эквадора между 900 и 300 годами до нашей эры. [ 9 ] Они были наиболее известны своими полыми керамическими фигурками в форме животных и растений. [ 10 ]
Период регионального развития
[ редактировать ]Период регионального развития — это когда региональные различия возникли в территориальной или политической и социальной организации народов. Среди основных городов этого периода были культуры: Джамбели, Гуангала, Баия, Техар-Дауле, Ла Толита, Джама-Коаке на побережье Эквадора, в Сьеррах Серро-Наррио-Алауси; и в эквадорских джунглях Амазонки – тайо. [ нужна ссылка ]
Залив
[ редактировать ]Статуэтка культуры Баия (300 г. до н.э. – 500 г. н.э.), Ла Чимба, является местом расположения самых ранних керамических северных Анд, к северу от Кито, и представляет период формирования на его заключительной стадии. Его жители связались с несколькими деревнями на побережье и в горах, сохраняя непосредственную близость к культуре Котоколлао , расположенной на плато Кито и окружающих его долинах. Культура Баия занимала территорию, простирающуюся от предгорий Анд до Тихого океана и от Баия-де-Каракес к югу от Манаби. Культура Джама-Коаке населяла территории между Кабо-Сан-Франциско в Эсмеральдасе и Баия-де-Каракес в Манаби, в районе лесистых холмов и обширных пляжей их иммигрантов, которые способствовали сбору ресурсов как джунглей, так и океана. [ нужна ссылка ]
Культура Ла Толита
[ редактировать ]Ла Толита возникла в прибрежном регионе Южной Колумбии и Северного Эквадора между 600 г. до н.э. и 200 г. н.э. Были обнаружены многочисленные археологические памятники, которые показывают высокохудожественную природу этой культуры. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, отражающими иерархическое общество со сложными церемониями. [ 11 ] [ 12 ]
Долина реки Упано
[ редактировать ]Группа городов на востоке Эквадора возникла в долине реки Упано между 500 г. до н.э. и 600 г. н.э. Хотя культура жителей этих городов еще недостаточно изучена, считается, что в период ее расцвета в этом регионе проживали десятки тысяч человек. [ 13 ]
Гуангала
[ редактировать ]
Культура Гуангала процветала со 100 по 800 годы нашей эры в провинции Манаби. [ 14 ]
Период интеграции и приход инков
[ редактировать ]
В этот период племена по всему Эквадору объединились. Они построили лучшее жилье, которое позволило им улучшить свои жилищные условия и больше не зависеть от климата. В горах возникли культуры Косангуа-Пилларо, Капули и Пиарталь-Туса; в восточном регионе была фаза Ясуни, а культуры Милагро, Мантенья и Уанкавилка развивались на побережье, начиная с 500 г. до н.э. [ 15 ]
Лос-Мантеньос
[ редактировать ]Мантеньо . были последней из доколумбовых культур в прибрежном регионе и процветали между 600 и 1534 годами. Они были первыми, кто стал свидетелями прибытия испанских кораблей, плывущих в окружающий Тихий океан Согласно археологическим данным и испанским хроникам, цивилизация простиралась от Баия-де-Каракес до Серро-де-Охас на юге. Они были прекрасными ткачами, производили ткани, изделия из золота, серебряные раковины спондилов и перламутр. Мантеньос овладели морями и проложили обширные торговые пути до современного Чили на юге и западной Мексики на севере. [ 16 ] Центр культуры находился в местности Манта , названной в их честь.
Уанкавилкас
[ редактировать ]Уанкавилка составляют самую важную доколумбовую культуру Гуаяса после Лас-Вегаса. Эти воины отличались своим внешним видом. Культура Уанкавилька рассказывает легенду о Гуаясе и Килесе, в честь которой был назван город Гуаякиль .
Инки
[ редактировать ]Экспансия инков на север от современного Перу в конце 15-го века встретила ожесточенное сопротивление со стороны нескольких эквадорских племен, особенно каньяри, в регионе вокруг современной Куэнки , которые сражались вместе с киту , населявшими территорию современного города. капитал; Кара (первоначально Манаби) в Сьерре к северу от Кито . [ 17 ] Завоевание Эквадора началось в 1463 году под предводительством девятого Инки, великого воина Пачакути Инки Юпанки . В том же году его сын Тупак принял командование армией и начал марш на север через Сьерру.
К 1500 году сын Тупака, Уайна Капак , преодолел сопротивление этого населения и народа Кара и, таким образом, включил большую часть современного Эквадора в состав Тавантинсуйу , как была известна империя инков. [ 18 ] Различные племена также искали убежища в тогдашних густых внутренних джунглях. Влияние этих завоевателей, базирующихся в Куско (современное Перу), в некоторых частях Эквадора ограничивалось примерно полувеком, а то и меньше. В этот период некоторые аспекты жизни остались неизменными. Например, традиционные религиозные верования сохранялись на протяжении всего периода правления инков. Однако в других областях, таких как сельское хозяйство, землевладение и социальная организация, правление инков имело глубокие последствия, несмотря на его относительно недолгую продолжительность. [ 19 ]
Император Уайна Капак очень полюбил Кито, сделал его вторичной столицей Тавантинсуйу и дожил там свои старшие годы до своей смерти примерно в 1527 году. Внезапная смерть Уайна Капака от странной болезни, описанной одним как оспа , [ 20 ] ускорил ожесточенную борьбу за власть между Уаскаром , матерью которого была Койя (имеется в виду императрица) Мама Рахуа Оксильо и законным наследником, и Атауальпой , сыном, рожденным от принцессы Киту и по общему мнению «любимцем» своего отца.
Эта борьба бушевала в течение пятидесяти лет до прибытия завоевательной экспедиции Франсиско Писарро в 1532 году. Ключевое сражение этой гражданской войны произошло на эквадорской земле, недалеко от Риобамбы , где войска Уаскара, идущие на север, были встречены и разбиты войсками Атауальпы, идущими на юг. Окончательная победа Атауальпы над Уаскаром незадолго до прибытия испанских завоевателей во многом стала результатом лояльности двух лучших генералов Уайны Капака, которые базировались в Кито вместе с Атауальпой. Победа остается источником национальной гордости для эквадорцев как редкий случай, когда «Эквадор» силой одержал победу над «соседней страной».
Эквадор под властью инков
[ редактировать ]
История Эквадора более известна с момента экспансии инков , чем с доколумбовой эпохи. В 1463 году воин инков Пачакути и его сын Тупак Юпанки начали присоединение Эквадора под власть инков. Они начали с победы над жителями Сьерры, включая племя Китус (народ, в честь которого современный Кито назван ). Они продолжили путь на юго-запад к побережью, в конечном итоге подчинив эквадорцев, живущих возле залива Гуаякиль и острова Пуна правлению инков .
К концу 15-го века, несмотря на ожесточенное сопротивление нескольких коренных эквадорских племен, Уайна Капак , сын Тупака Юпанки и принцессы Каньяри (людей из современной провинции Канар), смог покорить оставшиеся племена и к 1500 году большую часть Эквадор был включен в состав Империи инков на свободном уровне.
Уайна Капак вырос в Эквадоре и любил эту землю, в отличие от своего родного Куско. Он назвал Кито второй столицей инков, и была построена дорога, соединяющая две столицы. По всей стране строились города и храмы. Он женился на принцессе Киту и оставался в стране до самой смерти. Когда Уайна Капак умер, у него не было явного преемника, поскольку назначенный наследник Нинан Куйочи умер вскоре после его отца. [ 21 ]
Поскольку ни одному из братьев не нравилась идея раскола империи, два сына стремились к трону. Уаскар , рожденный от сестры Уайны Капака в Куско, был избран правителем дворянами инков. Атауальпа , родившийся в Кито по свидетельствам Хуана де Веласко и Гарсиласо де ла Вега , [ 22 ] [ 23 ] и в Куско, по самым достоверным хроникам, [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] был любимым сыном Уайны Капака и пользовался большой популярностью среди армий инков, дислоцированных на севере. Братья сражались шесть лет, убив множество людей и ослабив империю. Наконец, в 1532 году возле Чимборасо Атауальпа с помощью двух генералов своего отца победил своего брата. Уаскар был схвачен и заключен в тюрьму. Атауальпа стал императором сильно ослабленной империи только для того, чтобы столкнуться с прибытием испанских конкистадоров в 1532 году. [ 28 ]
В период присутствия инков эквадорские организации переняли методы ведения сельского хозяйства и некоторые социальные организации оккупантов-инков, но сохранили свои традиционные религиозные верования и многие обычаи.
Господство инков в Эквадоре было недолгим (около 70 лет), но они оставили после себя один из самых известных археологических памятников Эквадора: Ингапирку . Они пытались завоевать высокую долину Амазонки лишь с частичным успехом, особенно на юге, где Бракаморо трижды разгромили их. [ 29 ]
Предметы и артефакты
[ редактировать ]Эдвард Уимпер искал предметы каменного века , находясь в Эквадоре в 1880 году. Большинство предметов, которые он собрал из привезенных ему предметов, были каменными; он думал, что большинство металлических артефактов было переплавлено в поисках содержащегося в них золота. [ 30 ]
Маканас
[ редактировать ]
Безусловно, самым распространенным объектом была каменная звезда с отверстием посередине. Их находили повсюду между Ибаррой и Риобамбой . Большинство из них имеют шесть лучей (и ни у кого их больше), исходящих симметрично из центра, и все они имеют одинаковую форму с каждой стороны. У некоторого числа лучей всего пять, а отдельные экземпляры имеют неправильную форму. Все они пронизаны отверстием, просверленным с двух сторон, и его размер значительно различается. Размеры их варьируются от трех до пяти дюймов в диаметре и от трех четвертей дюйма до двух дюймов в толщине. Их вес от пяти до двадцати унций. Большая часть выполнена из базальтовой породы и габбро. Предметы этого класса также отливались из металла, но сейчас их редко можно найти в Эквадоре.
Хотя они обладают упомянутыми общими чертами сходства, едва ли какие-либо два из них идентичны по форме. Некоторые из них плоские и тонкие, другие толстые или возвышаются в центре с каждой стороны, принимая форму ступицы колеса.
В отчете экспедиции ВМС США говорится: [ 31 ] приведены изображения двух бронзовых звезд (найдены в Куско, Перу), одна из которых имеет шестой луч, вытянутый в топор, что позволяет предположить, что это, должно быть, была боевая дубина или боевой топор. В Сквайра о Перу книге [ 32 ] есть фигура шестилучевого предмета из бронзы, которая, как говорят, была одной из нескольких, обозначенных автором (очевидно, вслед за каким-то более ранним писателем) casse-têtes , и он говорит, что среди найденных разбитых черепов " большая часть, похоже, была сломана ударами какого-то такого оружия». Монс. Винер в своей книге о Перу и Боливии. [ 33 ] изображает звезду и был найден в Анконе (археологический памятник) недалеко от Лимы, с изображением палки, вставленной в центральное отверстие; и еще одна фигурка, чем-то похожая, из бронзы, тоже обработанная. Как и Сквайер, он называет их кассетами . Наконец, врачи Рейсс и Штюбель в своей работе о перуанских древностях, полученных в Анконе, отмечают: [ 34 ] что «несколько каменных предметов, найденных здесь, имеют лишь незначительные следы обработки, за исключением… каменного оружия типа утренней звезды … шестилучевая каменная звезда, найденная здесь только один раз, находится в другом месте в перуанских могилах у нет, значит редко».
Хотя все эти авторы, по-видимому, рассматривают эти предметы как своего рода боевой топор (и, вероятно, правы в том, что касается тех, у кого луч был удлинен в топор), есть несколько соображений, которые позволяют предположить, что эти предметы обычно использовались в качестве оружия. Большую из звезд (вес которой составляет фунт с четвертью фунта), несомненно, можно было бы эффективно использовать; но те, что поменьше, весом всего в несколько унций, не будут очень грозными; и, если взять их в целом, они менее приспособлены ни для наступательных, ни для оборонительных целей, чем большинство других каменных орудий. К этому можно добавить, что многие из них не пострадали и, похоже, от них вообще не было никакой пользы. Франсиско Кампанья (полуиндеец, присоединившийся к последней части путешествия Уимпера) помогал в исследовании могил в Перу и сказал, что эти каменные звезды были найдены там на груди трупов; и вполне вероятно, что для Детей Солнца они были символами светила, которому они поклонялись.
Это оружие известно как Макана (ы), которое использовалось армиями многих андских и мезоамериканских культур на протяжении веков до испанского завоевания. Они очень эффективны.
Орудия
[ редактировать ]
Было найдено большое количество каменных предметов, несомненно, являвшихся орудиями труда.
На иллюстрации на белом фоне показаны пять типов. В верхнем ряду серии АЕ все края закруглены, кроме нижних. В следующей строке (FJ) все долота. Их вершины и бока иногда плоские или угловатые, а иногда закругленные; а нижние, или режущие, края острые. Примеры следующей серии (КО) чем-то напоминают крючок для купюр; верхние края плоские; и все они просверлены с двух сторон отверстиями. Образцы следующего ряда имеют аналогичные отверстия, в остальном они приближаются к долотовидному типу; тогда как тип, представленный в нижней серии UY, отличается от всех остальных наличием выступающих плеч и (изредка) наличием канавки по длине верхней кромки, видимо, для облегчения обращения.
Все эти пять типов были обнаружены в большом количестве во многих местах и, очевидно, были одними из наиболее распространенных и широко используемых орудий экваториального каменного века. В незначительных отношениях они демонстрируют значительное разнообразие, и существуют большие различия в их размере, толщине и весе. Тип ПТ был самым многочисленным. В большей части с каждой стороны просверлены отверстия (причем диаметр отверстий в середине меньше, чем на их поверхностях), хотя в некоторых отверстия внутри столь же широки, как и снаружи. Положения отверстий различаются, некоторые из них находятся в центре, хотя большинство из них расположены ближе всего к верху. Нижний край всегда самый острый; и хотя многие не стали бы резать масло, есть несколько достаточно острых, чтобы резать дерево. Их вес колеблется от 3¼ до 29 унций, и, как звезды в камне, они созданы из различных камней.

Было получено большое количество каменных орудий, выборки из которых даны на иллюстрации на черном фоне. Формы с маркировкой E, J, K, L, NT уникальны, а остальные формы более или менее редки. Центральный предмет, отмеченный буквой М, был единственным предметом, которому аборигены Эквадора могли найти применение, и было объявлено, что это кукурузодробилка . Этот весит пять с четвертью фунтов, а другой получился одиннадцать фунтов. Было найдено несколько примеров формы I, которую Томас Юбэнк считал «долбильным молотком по металлу», сделав ручку из гибкого деревянного стержня. Возможно, те, что отмечены A, B и C, использовались для той же цели. Объекты D, F, G и H вызывают большее недоумение. Два последних чем-то напоминают два других, представленных здесь, но отличаются от них отсутствием круглых полостей по бокам. Предметы этого типа имеют высокую степень обработки и вылеплены из твердого камня. Кажется вполне вероятным, что они использовались для заточки инструментов и что образцы G, H представляют собой неиспользованные экземпляры. Их также нашел М. Винер в Перу.
Среди ярко выраженных декоративных изделий из камня встречаются имитации кукурузных початков. Они особенно упоминались в работах Хуана и Уллоа в середине 18 века. Испанские писатели говорят:
- «Кукуруза всегда была наслаждением индейцев, поскольку из нее изготавливали не только пищу, но и любимый напиток чича ; поэтому индийские художники демонстрировали свое мастерство в изготовлении из нее початков из какого-то очень твердого камня; и сходство было настолько совершенным, что их едва можно было отличить на глаз от природы; тем более, что цвет был имитирован с величайшим совершенством; манера их работы, которая, если принять во внимание недостаток инструментов и жалкий вид тех, которые у них были, кажется необъяснимой загадкой: ибо либо они работали медными инструментами, металлом, мало способным противостоять твердости камней, либо, чтобы дать хорошая полировка бросалась в глаза на их работах, в качестве инструментов, должно быть, использовались другие камни». [ 35 ]
Сквайер в своей книге о Перу [ 32 ] плохое изображение одной из этих каменных кукурузных головок и говорит, что они были специально упомянуты «падре Арриагой в его редкой книге об искоренении идолопоклонства в Перу под именем зарамама » и были домашними богами древних жителей.
Возраст объектов
[ редактировать ]То, что основная часть этих предметов и орудий из камня имеет значительный возраст, очевидно из того факта, что во времена Писарро они почти не упоминаются. Гарсиласо де ла Вега говорит, что индейцы
- «Не знали, как приделать деревянную рукоятку к своим молоткам, но работали с некоторыми инструментами, которые они делали из меди, смешанной с разновидностью тонкой латуни. Они также не знали, как делать напильники, инструменты для гравировки или мехи для Плавка металлов... Но, прежде всего, их плотники, по-видимому, были хуже всего обеспечены инструментами, поскольку, хотя наши используют много инструментов, сделанных из железа, у перуанцев не было ничего, кроме топора и кирки, сделанной из железа; У них не было ни пилы, ни огра, ни строгального станка, ни какого-либо другого инструмента для плотничьей работы, так что они не могли сделать арки или порталы для дверей, они только распиливали и распиливали древесину и белили ее, и тогда это было; приготовились к их строительству: А для изготовления топоров, кирок и нескольких граблей они воспользовались услугами серебряников, поскольку они еще не достигли искусства обработки железа и не знали этого. как делать гвозди или использовать их, но связывали всю свою древесину пеньковыми шнурами. Их камнетесы не были более искусственными, поскольку для резки и обработки камней у них не было другого инструмента, кроме инструмента, сделанного из острых кремней и камней. Камешки, которыми они скорее изнашивали Камень постоянным трением, чем разрезанием». [ 36 ]
Из этого отрывка следует, что во времена Писарро индейцы для большинства целей использовали металлические инструменты. Заключительное предложение, очевидно, относится исключительно к обработке камней для строительства. Старые писатели вообще не указывают на то, что они знали каменный век.
Галерея
[ редактировать ]-
Ягуаровая ступа Вальдивия-Мачалилья (ок. 2000–1300 до н.э.)
-
Керамический сосуд с сидящей фигурой человека. Культура Джама-Коака периода регионального развития (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
-
Керамические чаши культуры Карчи (800-1500 гг.)
-
Посуда с фигуркой из культуры Чоррера (900–300 гг. до н. э.)
-
Стоящая фигура, Ла Толита/Тумако (I век до н. э. — I век нашей эры)
-
Статуя из культуры Чоррера (1800–300 до н.э.)
-
Статуя из культуры Чоррера (1800–300 до н.э.)
-
Статуя из Ла Толита/Тумако
(ок. 1 г. до н. э.) -
Керамическая скульптура акробата Капули (800–1500 гг.)
-
Чашка кашалома с капающей росписью («готеадо»), Музей культур аборигенов, Куэнка, Эквадор.
-
Статуэтка Джама-Коак, 300 г. до н. э. – 800 г. н. э.
-
Стул культуры манта
См. также
[ редактировать ]
- Музей антропологии и современного искусства , Гуаякиль
- Чилийский музей доколумбового искусства
- История Эквадора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Родные культуры» . Исследование Эквадора. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ «Аркеология Экватория» . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 2 июня 2010 г. и «Мейо-Чинчипе» . Проект Самора-Чинчипе. 22 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ Стотерт, Карен Э. (июль 1985 г.). «Докерамическая культура Лас-Вегаса прибрежного Эквадора». Американская древность . 50 (3): 613–637. дои : 10.2307/280325 . JSTOR 280325 .
- ^ Деннис Джеймисон. Доисторические цивилизации Эквадора в древней истории .
- ^ Уильям Дж. Майер-Оукс; Роберт Э. Белл (17 июня 1960 г.). «Местоположение раннего человека, найденное в горной местности Эквадора». Наука . 131 (3416): 1805–1806. дои : 10.1126/science.131.3416.1805 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 17753208 . S2CID 26234989 .
- ^ «Серро Наррио» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Рудольф, Джеймс Д. (1989). «Историческая обстановка». В Деннисе М. Хэнратти (ред.). Страновое исследование: Эквадор . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе.
- ^ Краткий Оксфордский словарь археологии . Издательство Оксфордского университета. 2002.
- ^ «Чоррера» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Аяла Эспарса, Массачусетс; Галлардо Карилло, главный тренер; Молина-Аларкон, М (2019). «Песнь воздуха и воды: акустические эксперименты с эквадорской бутылкой-свистком (ок. 900–100 до н.э.)» . Интернет-археология (52). дои : 10.11141/ia.52.2 . hdl : 10251/157919 . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ Бушар, Жан Франсуа; Уссельманн, Пьер (2003). «Регион Тумако Толита». Три тысячелетия цивилизации в Колумбии и Эквадоре . Париж: издания CNRS.
- ^ Коу; Снег; Бенсон (1989). Старая Америка: доколумбовые цивилизации . Барселона: Круг читателей.
- ^ Раннард, Джорджина (11 января 2024 г.). «Огромный древний затерянный город найден в Амазонке» . Би-би-си . Проверено 12 января 2024 г.
- ^ Антонио Фреско и каталог Археологического зала музея Центрального банка Эквадора
- ^ «Мантеньо – Уанкавилка» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
- ^ Джеймс А. Зейдлер, Государственный университет Колорадо
- ^ Ростворовский, Мария (2008). Великий инка Пачакутек Инка Юпанки . Париж: Талланье. ISBN 978-2-84734-462-2 .
- ^ Рудольф, Джеймс Д. (1991). Эквадор: страновое исследование . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. LCCN 91009494 .
- ^ Старн ; Дегрегори; Кирк (1995). Перуанский читатель: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. Цитата Педро де Сьеса де Леон.
- ^ Ловелл, В. Джордж. (сентябрь 1992 г.). « Тяжелые тени и черная ночь: болезни и депопуляция в колониальной испанской Америке». Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. дои : 10.1111/j.1467-8306.1992.tb01968.x . Америка до и после 1492 года: текущие географические исследования.
- ^ Jump up to: а б Сармьенто де Гамбоа, Педро. История инков .
- ^ де Веласко, Хуан. История королевства Кито в Южной Америке .
- ^ Веги Инка Гарсиласо. Королевские комментарии инков и всеобщая история Перу Перевод В. Ливмора, Гарольда.
- ^ Сьеса де Леон, Педро. Господство инков .
- ^ де Бетансос, Хуан. Сумма и повествование инков .
- ^ Санта-Крус Пачакути Ямки Салкамайуа, Хуан. Список древностей Королевства Перу .
- ^ Волосы Бальбоа, Мигель. Антарктический сборник .
- ^ Galapagosonline.com Инки в Эквадоре. Архивировано 18 мая 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Святой Августин » Проект Самора-Чинчипе. Архивировано из оригинала 1 октября . Получено 17 ноября.
- ^ Уимпер, Эдвард (1892). Путешествие среди Великих Анд экватора . Лондон: Джон Мюррей. стр. 268–286 .
- ^ Отчет об астрономической экспедиции ВМС США в Южное полушарие в 1849-52 годах . 1855. стр. том. 2, с. 138.
- ^ Jump up to: а б Сквайер, Э. Джордж (1877). Перу, Случаи путешествий и исследований на земле инков . Нью-Йорк. п. 177.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г. - ^ Вена (1880 г.). Перу и Боливия . Париж. стр. 685 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г. - ^ Рейсс, В.; А. Штюбель (1880–1887). Некрополь Анкона в Перу . Лондон и Берлин.
{{cite book}}
: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г. - ^ «1047,1048». Исторический отчет о путешествии в Южную Америку (5-е английское издание, лондонское изд.). Мадрид. 1807 [1748]. цитируется Уимпером, 1892 г.
- ^ из «Веги», Гарсилассо. Королевские комментарии Перу стр. 100-1 52–3. цитируется Уимпером,