Jump to content

Доколумбовый Эквадор

(Перенаправлено из «Предыстории Эквадора »)

Статуэтка Джама-Коак, 300 г. до н.э. – 600 г. н.э.

Доколумбовый Эквадор включал в себя множество местных культур, которые процветали за тысячи лет до возникновения Империи инков . Культура Лас-Вегаса прибрежного Эквадора, процветавшая между 8000 и 4600 годами до нашей эры, является одной из старейших культур Америки. [ 1 ] Последующая культура Вальдивии на побережье Тихого океана - еще одна известная ранняя эквадорская культура. Древние вальдивские артефакты, датируемые еще 3500 годом до нашей эры, были найдены вдоль побережья к северу от провинции Гуаяс в современном городе Санта-Елена .

Несколько других культур, в том числе китус , карас и каньярис , возникли в других частях Эквадора. Есть и другие крупные археологические памятники в прибрежных провинциях Манаби и Эсмеральдас, а также в высокогорных провинциях средних Анд Тунгурауа и Чимборасо . Археологические данные установили, что Эквадор был заселен по крайней мере за 4500 лет до прихода инков.

Большие территории Эквадора, включая почти весь Ориенте ( тропические леса Амазонки ), остаются неизвестными археологам, и этот факт добавляет уверенности в возможности раннего проживания человека. Ученые недавно изучили регион Амазонки, но лес настолько отдаленный и густой, что исследовательским группам требуются годы, чтобы обследовать даже небольшую территорию. Их мнение о том, что в бассейне реки существовали сложные культуры, подтверждается недавним открытием культурного комплекса Майо-Чинчипе в провинции Самора-Чинчипе . [ 2 ]

Нынешняя Республика Эквадор находится в центре региона, где на протяжении тысячелетий развивались различные цивилизации. В доинкский период люди жили кланами, которые образовывали большие племена, а некоторые объединялись друг с другом, образуя мощные конфедерации, такие как Конфедерация Кито. Но ни одна из этих конфедераций не смогла устоять перед огромным импульсом Тавантинсуйу . Нашествие инков в 15 веке было очень болезненным и кровавым. Однако после того, как Кито был оккупирован войсками Уайна-Капак , инки создали обширную администрацию и начали колонизацию региона.

Доколумбовую эпоху можно разделить на четыре эпохи:

  • Докерамический период;
  • Период становления;
  • Период регионального развития; и
  • Период интеграции и приход инков.

Докерамический период

[ редактировать ]

Докерамический период начинается с появления первого человеческого поселения в конце последнего ледникового периода и продолжается примерно до 4200 г. до н.э. В этот период доминировали культуры Лас-Вегаса и Инга .

Культура Лас-Вегаса

[ редактировать ]

Лас -Вегас — первая известная культура Эквадора. Они жили на полуострове Санта-Елена на побережье Эквадора между 9000 и 6000 годами до нашей эры. Останки скелетов и другие находки свидетельствуют о том, что культура когда-то процветала в этом районе. Ученые классифицировали три фазы культурного развития. Первые люди были охотниками-собирателями и рыбаками. Примерно в 6000 году до нашей эры эта культура была одной из первых, кто начал заниматься сельским хозяйством (бутылочная тыква, Lagenaria siceraria и ранний тип кукурузы , Zea mays L.). Самыми известными остатками культуры являются «Любовники Сумпы» . Эти человеческие останки и другие предметы можно увидеть в Museo Los Amantes de Sumpa y Centrocultural в Санта-Елене. [ 3 ]

Керамическая мужская фигурка, изображающая богато украшенного драгоценностями дворянина из Эквадора. Произведения культуры Баии (500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

Инга жили в Сьерре недалеко от современного Кито . Свидетельства археологических раскопок Эль-Инка датируют эту культуру 9000–8000 годами до нашей эры. Примерно в 1961 году было раскопано несколько участков. Предполагается, что этот район является одним из самых важных в Южной Америке и существовал на древнем торговом пути. [ 4 ] Инструменты, используемые этими ранними кочевыми охотниками, обеспечили связь с уровнем I культуры Хлодвига в пещере Фелл на юге Чили, а также технологические связи с комплексами «рифленого острия» позднего плейстоцена в Северной Америке. [ 5 ]

Период становления

[ редактировать ]

В период формирования люди региона перешли от охоты-собирательства и простого земледелия к более развитому обществу с постоянным развитием, увеличением сельского хозяйства и использованием керамики. Новые культуры включали культуру Мачалилья , Вальдивию , культуру Чоррера на побережье; Котоколлао и Чимба в Сьерре; и Майо Чинчипе (4500 г. до н. э. — 1532 г. н. э.), Пастаса , Чигуаса и многие другие в регионе Ориенте. Культура Серро-Наррио или Чауллабамба процветала с 2000 г. до н.э. по 600 г. н.э. в южных провинциях Каньяр и Асуай . [ 6 ]

Санта-Ана (Ла-Флорида) — важный археологический объект в высокогорье Эквадора, датируемый еще 3500 годом до нашей эры. Он расположен в провинции Самора-Чинчипе и был обнаружен в 21 веке. Он принадлежит к предполагаемой культуре Майо Чинчипе-Мараньон . [ нужна ссылка ]

Культура Вальдивии

[ редактировать ]

Культура Вальдивия — первая культура, в которой были обнаружены значительные останки. Их цивилизация восходит к 3500 году до нашей эры. Жители района недалеко от Вальдивии были первыми американцами, которые начали использовать керамику. Они создавали из глины чаши, кувшины и женские статуэтки как для повседневного быта, так и для использования в религиозных обрядах. Они плавали по морям на плотах с парусами и установили торговую сеть с племенами в Андах и Амазонке. Произведения искусства и артефакты Вальдивии были найдены по всей стране. Обширная коллекция выставлена ​​в Museo Fianco Banco Central в Кито и UEES в Гуаякиле. [ 7 ]

Культура Мачалилья

[ редактировать ]
Статуя из культуры Чоррера (1800–300 до н.э.)

На смену Вальдивии пришла культура Мачалилья, которая была земледельческой культурой, которая процветала вдоль побережья Эквадора между 2-м и 1-м тысячелетиями до нашей эры. Его керамику легко отличить от Вальдивии, поскольку она была окрашена в черный или белый цвет с красными полосами, а статуэтки были редкими и грубо изготовленными. Похоже, это первые люди, которые начали выращивать кукурузу в этой части Южной Америки. [ 8 ]

Культура Чоррера

[ редактировать ]

, существовавшая в период позднего формирования, Культура Чоррера жила в Андах и прибрежных регионах Эквадора между 900 и 300 годами до нашей эры. [ 9 ] Они были наиболее известны своими полыми керамическими фигурками в форме животных и растений. [ 10 ]

Период регионального развития

[ редактировать ]

Период регионального развития — это когда региональные различия возникли в территориальной или политической и социальной организации народов. Среди основных городов этого периода были культуры: Джамбели, Гуангала, Баия, Техар-Дауле, Ла Толита, Джама-Коаке на побережье Эквадора, в Сьеррах Серро-Наррио-Алауси; и в эквадорских джунглях Амазонки – тайо. [ нужна ссылка ]

Статуэтка культуры Баия (300 г. до н.э. – 500 г. н.э.), Ла Чимба, является местом расположения самых ранних керамических северных Анд, к северу от Кито, и представляет период формирования на его заключительной стадии. Его жители связались с несколькими деревнями на побережье и в горах, сохраняя непосредственную близость к культуре Котоколлао , расположенной на плато Кито и окружающих его долинах. Культура Баия занимала территорию, простирающуюся от предгорий Анд до Тихого океана и от Баия-де-Каракес к югу от Манаби. Культура Джама-Коаке населяла территории между Кабо-Сан-Франциско в Эсмеральдасе и Баия-де-Каракес в Манаби, в районе лесистых холмов и обширных пляжей их иммигрантов, которые способствовали сбору ресурсов как джунглей, так и океана. [ нужна ссылка ]

Культура Ла Толита

[ редактировать ]

Ла Толита возникла в прибрежном регионе Южной Колумбии и Северного Эквадора между 600 г. до н.э. и 200 г. н.э. Были обнаружены многочисленные археологические памятники, которые показывают высокохудожественную природу этой культуры. Артефакты характеризуются золотыми украшениями, красивыми антропоморфными масками и статуэтками, отражающими иерархическое общество со сложными церемониями. [ 11 ] [ 12 ]

Долина реки Упано

[ редактировать ]

Группа городов на востоке Эквадора возникла в долине реки Упано между 500 г. до н.э. и 600 г. н.э. Хотя культура жителей этих городов еще недостаточно изучена, считается, что в период ее расцвета в этом регионе проживали десятки тысяч человек. [ 13 ]

Гуангала

[ редактировать ]
Голова Гуангала в Художественном музее Уолтерса .

Культура Гуангала процветала со 100 по 800 годы нашей эры в провинции Манаби. [ 14 ]

Период интеграции и приход инков

[ редактировать ]
Ингапирки недалеко от Куэнки Руины

В этот период племена по всему Эквадору объединились. Они построили лучшее жилье, которое позволило им улучшить свои жилищные условия и больше не зависеть от климата. В горах возникли культуры Косангуа-Пилларо, Капули и Пиарталь-Туса; в восточном регионе была фаза Ясуни, а культуры Милагро, Мантенья и Уанкавилка развивались на побережье, начиная с 500 г. до н.э. [ 15 ]

Лос-Мантеньос

[ редактировать ]

Мантеньо . были последней из доколумбовых культур в прибрежном регионе и процветали между 600 и 1534 годами. Они были первыми, кто стал свидетелями прибытия испанских кораблей, плывущих в окружающий Тихий океан Согласно археологическим данным и испанским хроникам, цивилизация простиралась от Баия-де-Каракес до Серро-де-Охас на юге. Они были прекрасными ткачами, производили ткани, изделия из золота, серебряные раковины спондилов и перламутр. Мантеньос овладели морями и проложили обширные торговые пути до современного Чили на юге и западной Мексики на севере. [ 16 ] Центр культуры находился в местности Манта , названной в их честь.

Уанкавилкас

[ редактировать ]

Уанкавилка составляют самую важную доколумбовую культуру Гуаяса после Лас-Вегаса. Эти воины отличались своим внешним видом. Культура Уанкавилька рассказывает легенду о Гуаясе и Килесе, в честь которой был назван город Гуаякиль .

Экспансия инков на север от современного Перу в конце 15-го века встретила ожесточенное сопротивление со стороны нескольких эквадорских племен, особенно каньяри, в регионе вокруг современной Куэнки , которые сражались вместе с киту , населявшими территорию современного города. капитал; Кара (первоначально Манаби) в Сьерре к северу от Кито . [ 17 ] Завоевание Эквадора началось в 1463 году под предводительством девятого Инки, великого воина Пачакути Инки Юпанки . В том же году его сын Тупак принял командование армией и начал марш на север через Сьерру.

К 1500 году сын Тупака, Уайна Капак , преодолел сопротивление этого населения и народа Кара и, таким образом, включил большую часть современного Эквадора в состав Тавантинсуйу , как была известна империя инков. [ 18 ] Различные племена также искали убежища в тогдашних густых внутренних джунглях. Влияние этих завоевателей, базирующихся в Куско (современное Перу), в некоторых частях Эквадора ограничивалось примерно полувеком, а то и меньше. В этот период некоторые аспекты жизни остались неизменными. Например, традиционные религиозные верования сохранялись на протяжении всего периода правления инков. Однако в других областях, таких как сельское хозяйство, землевладение и социальная организация, правление инков имело глубокие последствия, несмотря на его относительно недолгую продолжительность. [ 19 ]

Император Уайна Капак очень полюбил Кито, сделал его вторичной столицей Тавантинсуйу и дожил там свои старшие годы до своей смерти примерно в 1527 году. Внезапная смерть Уайна Капака от странной болезни, описанной одним как оспа , [ 20 ] ускорил ожесточенную борьбу за власть между Уаскаром , матерью которого была Койя (имеется в виду императрица) Мама Рахуа Оксильо и законным наследником, и Атауальпой , сыном, рожденным от принцессы Киту и по общему мнению «любимцем» своего отца.

Эта борьба бушевала в течение пятидесяти лет до прибытия завоевательной экспедиции Франсиско Писарро в 1532 году. Ключевое сражение этой гражданской войны произошло на эквадорской земле, недалеко от Риобамбы , где войска Уаскара, идущие на север, были встречены и разбиты войсками Атауальпы, идущими на юг. Окончательная победа Атауальпы над Уаскаром незадолго до прибытия испанских завоевателей во многом стала результатом лояльности двух лучших генералов Уайны Капака, которые базировались в Кито вместе с Атауальпой. Победа остается источником национальной гордости для эквадорцев как редкий случай, когда «Эквадор» силой одержал победу над «соседней страной».

Эквадор под властью инков

[ редактировать ]
Руины Пумапунго справа, на реке Томебамба . Тумебамба была выбрана императором Уайна Капаком (правил в 1493–1525 гг.) Северной столицей инков.

История Эквадора более известна с момента экспансии инков , чем с доколумбовой эпохи. В 1463 году воин инков Пачакути и его сын Тупак Юпанки начали присоединение Эквадора под власть инков. Они начали с победы над жителями Сьерры, включая племя Китус (народ, в честь которого современный Кито назван ). Они продолжили путь на юго-запад к побережью, в конечном итоге подчинив эквадорцев, живущих возле залива Гуаякиль и острова Пуна правлению инков .

К концу 15-го века, несмотря на ожесточенное сопротивление нескольких коренных эквадорских племен, Уайна Капак , сын Тупака Юпанки и принцессы Каньяри (людей из современной провинции Канар), смог покорить оставшиеся племена и к 1500 году большую часть Эквадор был включен в состав Империи инков на свободном уровне.

Уайна Капак вырос в Эквадоре и любил эту землю, в отличие от своего родного Куско. Он назвал Кито второй столицей инков, и была построена дорога, соединяющая две столицы. По всей стране строились города и храмы. Он женился на принцессе Киту и оставался в стране до самой смерти. Когда Уайна Капак умер, у него не было явного преемника, поскольку назначенный наследник Нинан Куйочи умер вскоре после его отца. [ 21 ]

Поскольку ни одному из братьев не нравилась идея раскола империи, два сына стремились к трону. Уаскар , рожденный от сестры Уайны Капака в Куско, был избран правителем дворянами инков. Атауальпа , родившийся в Кито по свидетельствам Хуана де Веласко и Гарсиласо де ла Вега , [ 22 ] [ 23 ] и в Куско, по самым достоверным хроникам, [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 21 ] [ 27 ] был любимым сыном Уайны Капака и пользовался большой популярностью среди армий инков, дислоцированных на севере. Братья сражались шесть лет, убив множество людей и ослабив империю. Наконец, в 1532 году возле Чимборасо Атауальпа с помощью двух генералов своего отца победил своего брата. Уаскар был схвачен и заключен в тюрьму. Атауальпа стал императором сильно ослабленной империи только для того, чтобы столкнуться с прибытием испанских конкистадоров в 1532 году. [ 28 ]

В период присутствия инков эквадорские организации переняли методы ведения сельского хозяйства и некоторые социальные организации оккупантов-инков, но сохранили свои традиционные религиозные верования и многие обычаи.

Господство инков в Эквадоре было недолгим (около 70 лет), но они оставили после себя один из самых известных археологических памятников Эквадора: Ингапирку . Они пытались завоевать высокую долину Амазонки лишь с частичным успехом, особенно на юге, где Бракаморо трижды разгромили их. [ 29 ]

Предметы и артефакты

[ редактировать ]

Эдвард Уимпер искал предметы каменного века , находясь в Эквадоре в 1880 году. Большинство предметов, которые он собрал из привезенных ему предметов, были каменными; он думал, что большинство металлических артефактов было переплавлено в поисках содержащегося в них золота. [ 30 ]

Маканас, иллюстрация из книги Эдварда Уимпера « Путешествие среди Великих Анд на экваторе» . Лондон: Джон Мюррей, 1892.

Безусловно, самым распространенным объектом была каменная звезда с отверстием посередине. Их находили повсюду между Ибаррой и Риобамбой . Большинство из них имеют шесть лучей (и ни у кого их больше), исходящих симметрично из центра, и все они имеют одинаковую форму с каждой стороны. У некоторого числа лучей всего пять, а отдельные экземпляры имеют неправильную форму. Все они пронизаны отверстием, просверленным с двух сторон, и его размер значительно различается. Размеры их варьируются от трех до пяти дюймов в диаметре и от трех четвертей дюйма до двух дюймов в толщине. Их вес от пяти до двадцати унций. Большая часть выполнена из базальтовой породы и габбро. Предметы этого класса также отливались из металла, но сейчас их редко можно найти в Эквадоре.

Хотя они обладают упомянутыми общими чертами сходства, едва ли какие-либо два из них идентичны по форме. Некоторые из них плоские и тонкие, другие толстые или возвышаются в центре с каждой стороны, принимая форму ступицы колеса.

В отчете экспедиции ВМС США говорится: [ 31 ] приведены изображения двух бронзовых звезд (найдены в Куско, Перу), одна из которых имеет шестой луч, вытянутый в топор, что позволяет предположить, что это, должно быть, была боевая дубина или боевой топор. В Сквайра о Перу книге [ 32 ] есть фигура шестилучевого предмета из бронзы, которая, как говорят, была одной из нескольких, обозначенных автором (очевидно, вслед за каким-то более ранним писателем) casse-têtes , и он говорит, что среди найденных разбитых черепов " большая часть, похоже, была сломана ударами какого-то такого оружия». Монс. Винер в своей книге о Перу и Боливии. [ 33 ] изображает звезду и был найден в Анконе (археологический памятник) недалеко от Лимы, с изображением палки, вставленной в центральное отверстие; и еще одна фигурка, чем-то похожая, из бронзы, тоже обработанная. Как и Сквайер, он называет их кассетами . Наконец, врачи Рейсс и Штюбель в своей работе о перуанских древностях, полученных в Анконе, отмечают: [ 34 ] что «несколько каменных предметов, найденных здесь, имеют лишь незначительные следы обработки, за исключением… каменного оружия типа утренней звезды … шестилучевая каменная звезда, найденная здесь только один раз, находится в другом месте в перуанских могилах у нет, значит редко».

Хотя все эти авторы, по-видимому, рассматривают эти предметы как своего рода боевой топор (и, вероятно, правы в том, что касается тех, у кого луч был удлинен в топор), есть несколько соображений, которые позволяют предположить, что эти предметы обычно использовались в качестве оружия. Большую из звезд (вес которой составляет фунт с четвертью фунта), несомненно, можно было бы эффективно использовать; но те, что поменьше, весом всего в несколько унций, не будут очень грозными; и, если взять их в целом, они менее приспособлены ни для наступательных, ни для оборонительных целей, чем большинство других каменных орудий. К этому можно добавить, что многие из них не пострадали и, похоже, от них вообще не было никакой пользы. Франсиско Кампанья (полуиндеец, присоединившийся к последней части путешествия Уимпера) помогал в исследовании могил в Перу и сказал, что эти каменные звезды были найдены там на груди трупов; и вполне вероятно, что для Детей Солнца они были символами светила, которому они поклонялись.

Это оружие известно как Макана (ы), которое использовалось армиями многих андских и мезоамериканских культур на протяжении веков до испанского завоевания. Они очень эффективны.

Пять типов инструментов

Было найдено большое количество каменных предметов, несомненно, являвшихся орудиями труда.

На иллюстрации на белом фоне показаны пять типов. В верхнем ряду серии АЕ все края закруглены, кроме нижних. В следующей строке (FJ) все долота. Их вершины и бока иногда плоские или угловатые, а иногда закругленные; а нижние, или режущие, края острые. Примеры следующей серии (КО) чем-то напоминают крючок для купюр; верхние края плоские; и все они просверлены с двух сторон отверстиями. Образцы следующего ряда имеют аналогичные отверстия, в остальном они приближаются к долотовидному типу; тогда как тип, представленный в нижней серии UY, отличается от всех остальных наличием выступающих плеч и (изредка) наличием канавки по длине верхней кромки, видимо, для облегчения обращения.

Все эти пять типов были обнаружены в большом количестве во многих местах и, очевидно, были одними из наиболее распространенных и широко используемых орудий экваториального каменного века. В незначительных отношениях они демонстрируют значительное разнообразие, и существуют большие различия в их размере, толщине и весе. Тип ПТ был самым многочисленным. В большей части с каждой стороны просверлены отверстия (причем диаметр отверстий в середине меньше, чем на их поверхностях), хотя в некоторых отверстия внутри столь же широки, как и снаружи. Положения отверстий различаются, некоторые из них находятся в центре, хотя большинство из них расположены ближе всего к верху. Нижний край всегда самый острый; и хотя многие не стали бы резать масло, есть несколько достаточно острых, чтобы резать дерево. Их вес колеблется от 3¼ до 29 унций, и, как звезды в камне, они созданы из различных камней.

Различные каменные орудия

Было получено большое количество каменных орудий, выборки из которых даны на иллюстрации на черном фоне. Формы с маркировкой E, J, K, L, NT уникальны, а остальные формы более или менее редки. Центральный предмет, отмеченный буквой М, был единственным предметом, которому аборигены Эквадора могли найти применение, и было объявлено, что это кукурузодробилка . Этот весит пять с четвертью фунтов, а другой получился одиннадцать фунтов. Было найдено несколько примеров формы I, которую Томас Юбэнк считал «долбильным молотком по металлу», сделав ручку из гибкого деревянного стержня. Возможно, те, что отмечены A, B и C, использовались для той же цели. Объекты D, F, G и H вызывают большее недоумение. Два последних чем-то напоминают два других, представленных здесь, но отличаются от них отсутствием круглых полостей по бокам. Предметы этого типа имеют высокую степень обработки и вылеплены из твердого камня. Кажется вполне вероятным, что они использовались для заточки инструментов и что образцы G, H представляют собой неиспользованные экземпляры. Их также нашел М. Винер в Перу.

Среди ярко выраженных декоративных изделий из камня встречаются имитации кукурузных початков. Они особенно упоминались в работах Хуана и Уллоа в середине 18 века. Испанские писатели говорят:

«Кукуруза всегда была наслаждением индейцев, поскольку из нее изготавливали не только пищу, но и любимый напиток чича ; поэтому индийские художники демонстрировали свое мастерство в изготовлении из нее початков из какого-то очень твердого камня; и сходство было настолько совершенным, что их едва можно было отличить на глаз от природы; тем более, что цвет был имитирован с величайшим совершенством; манера их работы, которая, если принять во внимание недостаток инструментов и жалкий вид тех, которые у них были, кажется необъяснимой загадкой: ибо либо они работали медными инструментами, металлом, мало способным противостоять твердости камней, либо, чтобы дать хорошая полировка бросалась в глаза на их работах, в качестве инструментов, должно быть, использовались другие камни». [ 35 ]

Сквайер в своей книге о Перу [ 32 ] плохое изображение одной из этих каменных кукурузных головок и говорит, что они были специально упомянуты «падре Арриагой в его редкой книге об искоренении идолопоклонства в Перу под именем зарамама » и были домашними богами древних жителей.

Возраст объектов

[ редактировать ]

То, что основная часть этих предметов и орудий из камня имеет значительный возраст, очевидно из того факта, что во времена Писарро они почти не упоминаются. Гарсиласо де ла Вега говорит, что индейцы

«Не знали, как приделать деревянную рукоятку к своим молоткам, но работали с некоторыми инструментами, которые они делали из меди, смешанной с разновидностью тонкой латуни. Они также не знали, как делать напильники, инструменты для гравировки или мехи для Плавка металлов... Но, прежде всего, их плотники, по-видимому, были хуже всего обеспечены инструментами, поскольку, хотя наши используют много инструментов, сделанных из железа, у перуанцев не было ничего, кроме топора и кирки, сделанной из железа; У них не было ни пилы, ни огра, ни строгального станка, ни какого-либо другого инструмента для плотничьей работы, так что они не могли сделать арки или порталы для дверей, они только распиливали и распиливали древесину и белили ее, и тогда это было; приготовились к их строительству: А для изготовления топоров, кирок и нескольких граблей они воспользовались услугами серебряников, поскольку они еще не достигли искусства обработки железа и не знали этого. как делать гвозди или использовать их, но связывали всю свою древесину пеньковыми шнурами. Их камнетесы не были более искусственными, поскольку для резки и обработки камней у них не было другого инструмента, кроме инструмента, сделанного из острых кремней и камней. Камешки, которыми они скорее изнашивали Камень постоянным трением, чем разрезанием». [ 36 ]

Из этого отрывка следует, что во времена Писарро индейцы для большинства целей использовали металлические инструменты. Заключительное предложение, очевидно, относится исключительно к обработке камней для строительства. Старые писатели вообще не указывают на то, что они знали каменный век.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Родные культуры» . Исследование Эквадора. Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 5 января 2011 г.
  2. ^ «Аркеология Экватория» . Архивировано из оригинала 25 марта 2016 года . Проверено 2 июня 2010 г. и «Мейо-Чинчипе» . Проект Самора-Чинчипе. 22 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 г. . Проверено 17 ноября 2014 г.
  3. ^ Стотерт, Карен Э. (июль 1985 г.). «Докерамическая культура Лас-Вегаса прибрежного Эквадора». Американская древность . 50 (3): 613–637. дои : 10.2307/280325 . JSTOR   280325 .
  4. ^ Деннис Джеймисон. Доисторические цивилизации Эквадора в древней истории .
  5. ^ Уильям Дж. Майер-Оукс; Роберт Э. Белл (17 июня 1960 г.). «Местоположение раннего человека, найденное в горной местности Эквадора». Наука . 131 (3416): 1805–1806. дои : 10.1126/science.131.3416.1805 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   17753208 . S2CID   26234989 .
  6. ^ «Серро Наррио» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
  7. ^ Рудольф, Джеймс Д. (1989). «Историческая обстановка». В Деннисе М. Хэнратти (ред.). Страновое исследование: Эквадор . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований . В данной статье использован текст из этого источника, который находится в свободном доступе.
  8. ^ Краткий Оксфордский словарь археологии . Издательство Оксфордского университета. 2002.
  9. ^ «Чоррера» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
  10. ^ Аяла Эспарса, Массачусетс; Галлардо Карилло, главный тренер; Молина-Аларкон, М (2019). «Песнь воздуха и воды: акустические эксперименты с эквадорской бутылкой-свистком (ок. 900–100 до н.э.)» . Интернет-археология (52). дои : 10.11141/ia.52.2 . hdl : 10251/157919 . Проверено 18 ноября 2019 г.
  11. ^ Бушар, Жан Франсуа; Уссельманн, Пьер (2003). «Регион Тумако Толита». Три тысячелетия цивилизации в Колумбии и Эквадоре . Париж: издания CNRS.
  12. ^ Коу; Снег; Бенсон (1989). Старая Америка: доколумбовые цивилизации . Барселона: Круг читателей.
  13. ^ Раннард, Джорджина (11 января 2024 г.). «Огромный древний затерянный город найден в Амазонке» . Би-би-си . Проверено 12 января 2024 г.
  14. ^ Антонио Фреско и каталог Археологического зала музея Центрального банка Эквадора
  15. ^ «Мантеньо – Уанкавилка» . Исследование Эквадора . Проверено 5 января 2011 г.
  16. ^ Джеймс А. Зейдлер, Государственный университет Колорадо
  17. ^ Ростворовский, Мария (2008). Великий инка Пачакутек Инка Юпанки . Париж: Талланье. ISBN  978-2-84734-462-2 .
  18. ^ Рудольф, Джеймс Д. (1991). Эквадор: страновое исследование . Страноведение Библиотеки Конгресса США . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. LCCN   91009494 .
  19. ^ Старн ; Дегрегори; Кирк (1995). Перуанский читатель: история, культура, политика . Издательство Университета Дьюка. Цитата Педро де Сьеса де Леон.
  20. ^ Ловелл, В. Джордж. (сентябрь 1992 г.). « Тяжелые тени и черная ночь: болезни и депопуляция в колониальной испанской Америке». Анналы Ассоциации американских географов . 82 (3): 426–443. дои : 10.1111/j.1467-8306.1992.tb01968.x . Америка до и после 1492 года: текущие географические исследования.
  21. ^ Jump up to: а б Сармьенто де Гамбоа, Педро. История инков .
  22. ^ де Веласко, Хуан. История королевства Кито в Южной Америке .
  23. ^ Веги Инка Гарсиласо. Королевские комментарии инков и всеобщая история Перу Перевод В. Ливмора, Гарольда.
  24. ^ Сьеса де Леон, Педро. Господство инков .
  25. ^ де Бетансос, Хуан. Сумма и повествование инков .
  26. ^ Санта-Крус Пачакути Ямки Салкамайуа, Хуан. Список древностей Королевства Перу .
  27. ^ Волосы Бальбоа, Мигель. Антарктический сборник .
  28. ^ Galapagosonline.com Инки в Эквадоре. Архивировано 18 мая 2010 г. в Wayback Machine.
  29. ^ «Святой Августин » Проект Самора-Чинчипе. Архивировано из оригинала 1 октября . Получено 17 ноября.
  30. ^ Уимпер, Эдвард (1892). Путешествие среди Великих Анд экватора . Лондон: Джон Мюррей. стр. 268–286 .
  31. ^ Отчет об астрономической экспедиции ВМС США в Южное полушарие в 1849-52 годах . 1855. стр. том. 2, с. 138.
  32. ^ Jump up to: а б Сквайер, Э. Джордж (1877). Перу, Случаи путешествий и исследований на земле инков . Нью-Йорк. п. 177. {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г.
  33. ^ Вена (1880 г.). Перу и Боливия . Париж. стр. 685 . {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г.
  34. ^ Рейсс, В.; А. Штюбель (1880–1887). Некрополь Анкона в Перу . Лондон и Берлин. {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствующего издателя ( ссылка ), цитируется Уимпером, 1892 г.
  35. ^ «1047,1048». Исторический отчет о путешествии в Южную Америку (5-е английское издание, лондонское изд.). Мадрид. 1807 [1748]. цитируется Уимпером, 1892 г.
  36. ^ из «Веги», Гарсилассо. Королевские комментарии Перу стр. 100-1 52–3. цитируется Уимпером,
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d698164607fa3b1148b3d2032a4d1345__1716515460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/45/d698164607fa3b1148b3d2032a4d1345.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-Columbian Ecuador - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)