Автомобиль с авиационным двигателем

Автомобиль с авиационным двигателем — автомобиль с двигателем, предназначенным для использования в самолетах . Большинство таких автомобилей было построено для гонок , и многие из них пытались установить мировые рекорды скорости на суше . Хотя практика оснащения автомобилей авиационными двигателями возникла Первой мировой войны за несколько лет до , она была наиболее популярна в межвоенный период между мировыми войнами, когда излишки военных авиационных двигателей были легко доступны и использовались для привода в действие многочисленных высокопроизводительных гоночных автомобилей. Первоначально оснащенные поршневыми авиационными двигателями , ряд автомобилей с авиационными двигателями после Второй мировой войны вместо этого оснащались авиационными турбинными и реактивными двигателями . Автомобили с поршневыми, турбинными и реактивными двигателями установили мировые рекорды наземной скорости. Также были некоторые негоночные автомобильные применения авиационных двигателей, включая серийные автомобили, такие как Tucker 48 , и такие прототипы , как Chrysler Turbine Car , Fiat Turbina и General Motors Firebirds . В конце 20-го и в начале 21-го века также произошло возрождение интереса к гоночным автомобилям с поршневыми авиационными двигателями.
Фон
[ редактировать ]В начале 20 века автомобильные двигатели были довольно ограничены по числу оборотов в минуту (об/мин), верхний предел составлял 3000 об/мин. Это означало, что самый простой способ увеличить выходную мощность двигателя — увеличить его рабочий объем . В десятилетие 1900-х годов конструкция двигателей требовала чрезвычайно больших рабочих объемов, чтобы просто достичь отметки в 100 лошадиных сил (75 кВт ). Более того, хотя было трудно установить такой большой двигатель в автомобиль, это было вполне возможно, а тот факт, что большинство авиационных двигателей того периода имели жидкостное охлаждение, делал их более пригодными для использования в автомобилях. [1]
Гонки
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]Ряд первых европейских производителей автомобилей экспериментировали с использованием авиационных двигателей в автомобилестроении, в том числе Hispano-Suiza , Renault и Rolls-Royce , хотя именно Fiat создал, возможно, первый настоящий автомобиль с авиационным двигателем, когда был создан Tipo S76. в 1910 году . [1] Автомобиль, получивший прозвище «Туринский зверь», состоял из шасси Fiat производства 1907–08 годов, соединенного с четырехцилиндровым дирижабльным двигателем Tipo S76DA объемом 28,4 литра (1730 куб. Дюймов) и мощностью 300 л.с. (220 кВт) при 1500 об/мин. [1] [2] Дэрил Мерфи предполагает, что автомобиль был создан для того, чтобы установить мировой рекорд скорости на суше , который в то время составлял 125,95 миль в час (202,70 км/ч) после того, как Blitzen Benz установил этот рекорд на английской трассе Бруклендс в 1909 году. В то время как Tipo S76 участвовал в гонках в Бруклендсе, скорость никогда не превышала 90 миль в час (140 км/ч). Позже он вернулся в континентальную Европу и окончательно исчез во время Первой мировой войны . [1]
Sunbeam также производила авиационные двигатели перед Первой мировой войной, и по предложению главного конструктора Луи Коаталена она решила установить один из своих девятилитровых (550 куб. Дюймов) с плоской головкой двигателей V12 (который позже будет развит в Sunbeam Mohawk ) на самолет Sunbeam Mohawk. автомобильное шасси в 1913 году. Автомобиль, получивший прозвище «Тудлс», развил скорость 114,49 миль в час (184,25 км/ч) в Бруклендсе, прежде чем был отправлен в Соединенные Штаты , где на нем участвовал Ральф ДеПальма . Позже ДеПальма продал Toodles компании Packard Motor Car Company , которая использовала двигатель автомобиля в качестве вдохновения для своего семилитрового (430 куб. Дюймов) Twin Six, который стал первым в мире серийным 12-цилиндровым двигателем в 1916 году, а также 250-цилиндровым двигателем. л.с. (190 кВт), 14,8-литровый (900 куб. Дюймов) авиационный двигатель V12 1917 года. [1]
Перед Первой мировой войной компания Sunbeam также разработала второй автомобиль с авиационным двигателем, который начал свою жизнь как гоночный автомобиль Indianapolis 500 , прежде чем Уорвик Райт дополнил его дирижабльным двигателем V8 Sunbeam Sirdar . Автомобиль развивал тормозную мощность 200 лошадиных сил (150 кВт ) при 2200 об/мин, что позволяло ему развивать максимальную скорость примерно 100 миль в час (160 км/ч). К 1923 году этот Sunbeam был выставлен на продажу за фунтов стерлингов . 1000 [3]
Межвоенный период
[ редактировать ]
1920-е годы
[ редактировать ]К 1920-м годам, после окончания Первой мировой войны, интерес и развитие автомобилей с авиационным двигателем вышли на новый уровень. [3] Коатален построил еще один гоночный автомобиль с авиационным двигателем, Sunbeam 350HP , оснащенный двигателем Sunbeam Manitou , разработанным для Королевской военно-морской авиации летающих лодок . Обладая объемом двигателя 1118 кубических дюймов (18,32 л) и мощностью 355 л.с. (265 кВт) при 2100 об/мин, 350-сильный двигатель достиг максимальной скорости 134 миль в час (216 км/ч) в 1922 году. [1]
В 1923 году Эрнест Элдридж приступил к созданию Mefistofele , который состоял из шасси Fiat SB4 и 21,7-литрового (1320 куб. Дюймов) Fiat A.12 bis авиационного двигателя , производившего 320 л.с. (240 кВт) при 1800 об/мин. 12 июля 1924 года Элдридж развил на автомобиле мировой рекорд скорости 234,980 км/ч (146,010 миль в час) на дорогах общего пользования в Арпажоне , Франция , что стало последним разом, когда на дорогах общего пользования был установлен рекорд наземной скорости. Название автомобилю пресса дала ему из-за огромного шума и дыма, производимого его двигателем. [4] [5]
Аргентинский гонщик Адольфо Скандрольо построил свой Fiat Botafogo Special по образу Мефистофеля, используя шасси Fiat 1917 года и тот же 21,7-литровый (1320 куб. Дюймов) двигатель Fiat A.12, который выбрал Элдридж. Автомобиль, названный в честь знаменитой скаковой лошади, был способен развивать мощность 320 л.с. (240 кВт) при 1800 об/мин. В 1949 году Скандрольо погиб во время участия в гонках на Botafogo Special, и предполагалось, что автомобиль был утерян до того, как его двигатель был заново открыт в 1990-х годах. После его повторного открытия аргентинская компания Pur Sang, известная созданием точных копий Alfa Romeo 8C 2300 и Bugatti Type 35 , реконструировала Botafogo Special. В 2011 году восстановленный автомобиль был куплен у Пур Санга Джеем Лено . [6]
В 1923 году Sunbeam 350HP был куплен Малкольмом Кэмпбеллом , который внес изменения в кузов и двигатель, стремясь увеличить его скорость. [1] Он также переименовал автомобиль в Blue Bird и 25 сентября 1924 года использовал его, чтобы установить официальный мировой рекорд скорости на суше со скоростью 146,16 миль в час (235,22 км/ч) в Пендин-Сэндс в Уэльсе . [1] [7] В следующем году, 21 июля 1925 года, Кэмпбелл вернулся в Пендин, где он стал первым человеком, превысившим скорость 150 миль в час (240 км/ч), установив новый рекорд 150,766 миль в час (242,634 км/ч). [7]

Пожалуй, самыми известными автомобилями с авиационным двигателем в межвоенный период была серия любительских с цепным приводом творений Луи Зборовски , каждое из которых было известно как Chitty Bang Bang . Позже они получили известность как тезки детской книги «Читти-Читти-Бэнг-Банг» , написанной Яном Флемингом , а также фильма и мюзикла одноименного . Хотя происхождение названия неизвестно, считается, что оно произошло либо от непристойной солдатской песни времен Первой мировой войны, либо просто от звука авиационных двигателей, приводивших в движение автомобили. Первый автомобиль, Chitty 1 , отличался модифицированным довоенным шасси Mercedes и 23-литровым (1400 куб. Дюймов) шестицилиндровым авиационным двигателем Maybach , который использовался на бомбардировщике Gotha GV до того, как он был сдан Германией в качестве военной репарации . [1] [8] Двигатель мог производить 300 л.с. (220 кВт) при относительно скромных 1500 об/мин. [1] Chitty 1 добился статуса знаменитости в Бруклендсе в 1921 году, где выиграл гонки на скорости более 100 миль в час (160 км/ч). [1] [8] В 1922 году Зборовский вернулся в Бруклендс, чтобы достичь своей самой высокой скорости на автомобиле - 113,45 миль в час (182,58 км / ч), хотя той осенью Читти 1 был разрушен в автокатастрофе. [1]
Зборовский начал работать над вторым одноименным автомобилем, Chitty 2 , в 1921 году. Хотя использование более старой модели Mercedes в качестве шасси делало его похожим на своего предшественника, эта версия Chitty Bang Bang была оснащена 18,8-литровым двигателем ( 1150 куб. Дюймов) Двигатель Benz Bz.IV мощностью 230 л.с. (170 кВт). Chitty 2 занял второе место в своей единственной гонке в Бруклендсе, хотя и зафиксировал скорость более 108 миль в час (174 км/ч). В 1922 году Зборовский и его жена отправились на машине в длительную экскурсию по Франции и Алжиру , вплоть до края Сахары , где нехватка достаточного количества воды в радиаторе вызвала настолько существенное повреждение двигателя, что он был вынужден снять машину с производства. гонки. [1] [8] Сам Зборовский погиб в Монце во время участия в Гран-при Италии 1924 года , а Chitty 2 прошел через ряд владельцев (включая Артура Конан Дойла ), прежде чем был приобретен Crawford Auto-Aviation Collection в Кливленде . [1]
Третий из автомобилей Зборовского, Chitty 3 , также был построен на модифицированном шасси Mercedes, на этот раз соединенном с шестицилиндровым авиационным двигателем Mercedes, первоначально мощностью 160 л.с. (120 кВт), который был настроен на мощность 180 л.с. (130 кВт). . И снова этот автомобиль участвовал в гонках в Бруклендсе, где достиг максимальной скорости 112,68 миль в час (181,34 км/ч). [8]

Четвертым и последним автомобилем Зборовски с авиационным двигателем был Higham Special , который он назвал в честь своего поместья Higham House . Созданный в 1924 году с целью попытки установить рекорд наземной скорости, автомобиль оснащался двигателем V12 Liberty L-12 времен Первой мировой войны рабочим объемом 27 литров (1648 куб. Дюймов), что делало его самым мощным двигателем. двигатель, который когда-либо участвовал в гонках в Бруклендсе. Благодаря двигателю мощностью 450 л.с. (340 кВт), коробке передач и цепному приводу от довоенного Blitzen Benz, Higham Special достиг скорости 116 миль в час (187 км/ч) со Зборовски за рулем. После смерти Зборовски в Монце автомобиль купил энтузиаст гонок Дж. Дж. Парри-Томас и, после оптимизации кузова и модификации двигателя, переименовал его в « Бабс ». [1] [8] В 1926 году Парри-Томас отвез машину обратно в Бруклендс, где установил новый мировой рекорд со скоростью 129 миль в час (208 км/ч). Затем он отвез Бэбса в Пендин, где на песке разогнался до 169 миль в час (272 км/ч). После того, как Малкольм Кэмпбелл вернул рекорд, разогнавшись на своей Blue Bird со скоростью 174 миль в час (280 км/ч) , Парри-Томас вернулся в Пендайн в 1927 году с более обтекаемым автомобилем Babs. Однако во время своего первого забега он погиб в аварии. Команда Парри-Томаса закопала Бэбса в песок, где он и оставался до тех пор, пока Оуэн Вин Оуэн не начал его раскопки в 1969 году. В конечном итоге Вин Оуэн восстановил машину в рабочем состоянии к 1985 году. [1] [9] В 2013 году Бэбс был выставлен на обозрение в Национальном музее на набережной в Суонси . [9]

В 1927 году Генри Сегрейв побил мировой рекорд скорости Кэмпбелла, пробежав 202,98 миль в час (326,66 км/ч) в Дейтона-Бич , Флорида , на своем автомобиле Sunbeam мощностью 1000 л.с. , оснащенном двумя V12 Sunbeam Matabele . авиационными двигателями [1] [10] Новый рекорд сделал его первым человеком, преодолевшим отметку в 200 миль в час (320 км/ч). [10] В следующем году Кэмпбелл мчался в Дайтоне, чтобы вернуть рекорд со скоростью 206,95 миль в час (333,05 км/ч), но всего два месяца спустя его затмил Рэй Кич и его Triplex Special , оснащенный тремя двигателями V12 Liberty. . [1] 11 марта 1929 года Сегрейв еще раз установил мировой рекорд в Дайтоне со скоростью 231,446 миль в час (372,476 км/ч) на своем автомобиле Golden Arrow , оснащенном авиационным двигателем W12 Napier Lion объемом 23 944 кубических сантиметра (1461,2). куб. дюймов), который производил 925 л.с. (690 кВт) при 3300 об/мин. На следующий день, пытаясь повторить рекорд на Triplex Special, водитель Ли Байбл погиб в смертельной аварии, в которой также погиб кинооператор. [11]
1930-е годы
[ редактировать ]В 1931 году Кэмпбелл вернулся к соревнованиям с модернизированной моделью Blue Bird , которая была более гладкой и низкой, чем ее предшественник. Оснащенный двигателем Napier Lion мощностью 1450 л.с. (1080 кВт), автомобиль успешно установил новый рекорд наземной скорости с пробегом 246,09 миль в час (396,04 км/ч). К 1933 году Кэмпбелл создал еще одну Blue Bird , оснащенную двигателем Rolls-Royce R , который прославился как двигатель, который помог Supermarine S.6B гидросамолету выиграть приз Шнайдера . С этим двигателем мощностью 2500 л.с. (1900 кВт) и рабочим объемом 36,7 л (2240 куб. Дюймов) Blue Bird достигла скорости более 272 миль в час (438 км/ч) в Дайтоне. Однако по мере того, как производительность продолжала расти, относительно ограниченная территория Дейтона-Бич стала мешать автомобилям достигать истинной максимальной скорости. В сентябре 1935 года Кэмпбелл взял Blue Bird на Юте в соляные равнины Бонневиль , где она превысила скорость 300 миль в час (480 км/ч). [1]
Эб Дженкинс , который в октябре 1935 года установил рекорды скорости на один час и на 24 часа на модифицированном заводом Duesenberg SJ на трассе длиной 10 миль (16 км), размеченной в солончаках Бонневиль, [12] [13] поняли, что модифицированный серийный автомобиль больше не может конкурировать с автомобилями с авиационным двигателем за рекорды скорости на дальние расстояния. [14] Дженкинс дополнительно модифицировал свой специальный SJ, заменив модифицированный двигатель SJ на двигатель Curtiss Conqueror объемом 25,73 литра (1570 куб. Дюймов) . [12] [13] Специальный выпуск, созданный на базе двигателя Conqueror, был назван « Мормонским метеором » по итогам конкурса, проведенного Deseret News . [15] В 1936 году «Мормонский метеор» установил рекорд протяженности 500 километров (310 миль) на скорости 164,47 миль в час (264,69 км/ч) (побив рекорд, установленный Джорджем Эйстоном ), 24-часовой рекорд на скорости 153,82 миль в час (247,55 км/ч) и 48-часовой рекорд - 148,64 миль в час (239,21 км/ч). Мормонский метеор установил еще один 24-часовой рекорд в 1937 году, со средней скоростью 157,27 миль в час (253,10 км/ч). Затем Дженкинс поручил Августу Дюзенбергу построить шасси, которое лучше могло бы выдерживать вес, мощность и крутящий момент двигателя Conqueror. [13] Результатом стал Mormon Meteor III, который побил 12-часовой рекорд в 1939 году. [13] и установил 24-часовой рекорд скорости 161,18 миль в час (259,39 км/ч) в 1940 году. [16]

В 1937 году Эйстон привез свой Thunderbolt в Бонневиль, где два двигателя Rolls-Royce R позволили ему достичь мировой рекордной скорости 312 миль в час (502 км/ч). В том же году на соляных отмелях возникло что-то вроде соперничества между Эйстоном и Джоном Коббом , который ранее участвовал в гонках на 23,94-литровом (1461 куб. Дюймах) Napier-Railton в Бруклендсе, а также в Бонневилле. В 1937 году Кобб построил обтекаемый автомобиль Railton Special каплевидной формы , который отличался полным приводом и двумя двигателями Napier Lion. Всего за несколько недель Эйстон и его Thunderbolt установили новый рекорд скорости 345,49 миль в час (556,01 км/ч), на который Кобб и его Railton Special ответили разгоном чуть более 350 миль в час (560 км/ч), прежде чем Эйстон вернул себе титул, разогнавшись до 357,5 миль в час (575,3 км/ч). В следующем, 1938 году, Кобб вернулся в Бонневиль и установил новый мировой рекорд скорости 369,7 миль в час (595,0 км/ч), который продержался до 1947 года, отчасти из-за перерыва в соревнованиях, вызванного началом Второй мировой войны . [1]

К 1939 году Mercedes-Benz T80 появился в результате трехлетнего сотрудничества немецкого автогонщика Ганса Штука , Mercedes-Benz и Адольфа Гитлера , последний из которых проявлял большой интерес к автоспорту и стремился субсидировать немецкие автогонки. прилагает все усилия, чтобы продемонстрировать технологическое превосходство своей страны на мировой арене. стоимостью 600 000 рейхсмарок Шестиколесный обтекаемый Т80 был в значительной степени спроектирован и разработан Фердинандом Порше . T80 был оснащен Daimler-Benz DB 603 , перевернутым авиационным двигателем V12 объемом 44,5 литра (2716 куб. Дюймов) и мощностью 2200 кВт (3000 л.с.), который был заимствован у Daimler-Benz . Benz DB 601 , который использовался на Messerschmitt Bf 109 . истребителе [17] Двигатель Т80 работал на топливной смеси, которая состояла в основном из метилового спирта (63%), а также небольшого количества бензола , этанола , ацетона , нитробензола , бензина и эфира . [17] Первоначально установленная на уровне 550 км/ч (340 миль в час), к концу 1939 года заданная максимальная скорость автомобиля была в конечном итоге увеличена до 750 км/ч (470 миль в час). Попытка установления мирового рекорда скорости была запланирована на январь 1940 года на 10-километровой дистанции. (6,2 мили) Участок Dessauer Rennstrecke автобана Reichsautobahn Берлин-Галле/Лейпциг , со Штуком за штурвалом, хотя начало Второй мировой войны помешало осуществлению этого пробега. Пережив войну на хранении в Каринтии , Австрия , Т80 в конечном итоге был приобретен музеем Mercedes-Benz в Штутгарте . [17]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Автомобили с поршневым двигателем
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны Джон Кобб вернулся в Юту в 1947 году, где он улучшил свой собственный мировой рекорд, достигнув официальной скорости 394,196 миль в час (634,397 км/ч) на своем восстановленном Railton Mobil Special . На одном из необходимых двусторонних заездов Кобб превысил скорость 400 миль в час (640 км/ч). Рекорд Кобба продержится 16 лет и станет последним разом, когда автомобиль с поршневым двигателем установил мировой рекорд наземной скорости.
В 1951 году хот-родов и дрэг-рейсинга энтузиаст Арт Арфонс начал строить серию гоночных автомобилей с авиационным двигателем, каждый из которых был известен как Green Monster . Первым было шасси двухтонного грузовика Ford , соединенное с поршневым двигателем Allison V-1710 , который в целом был способен развивать рекордную скорость 144 миль в час (232 км/ч) в дрэг-рейсинге на четверть мили. Арфонс построил еще 12 «Зеленых монстров» с поршневыми двигателями, прежде чем начал экспериментировать с реактивными двигателями . [1]
Автомобили с турбинным двигателем
[ редактировать ]впервые участвовавший в гонках в 1960 году, Bluebird-Proteus CN7, был построен за 1 миллион фунтов стерлингов и оснащен двигателем Bristol-Siddeley Proteus турбовальным газотурбинным . Двигатель мощностью 4100 л.с. (3100 кВт) приводил в движение все четыре колеса. [18] [19] После серьезной аварии в Бонневилле к первоначальной конструкции был добавлен хвостовой плавник, прежде чем Bluebird-Proteus CN7 совершил еще один подвиг на мировой рекорд на озере Эйр , Южная Австралия . Там 17 июля 1964 года Дональд Кэмпбелл установил на автомобиле новый мировой рекорд скорости — 403,10 миль в час (648,73 км/ч). [18]
Был построен ряд других гоночных автомобилей с газотурбинными двигателями, в том числе два, предназначенные для борьбы за мировой рекорд скорости на суше: Pioneer 2M и Renault Étoile Filante . [20] [21] Автомобили с турбинным двигателем также участвовали в других видах автоспорта, включая гонки на открытых колесах ( Lotus 56 и STP-Paxton Turbocar ), а также гонки на спортивных автомобилях ( Howmet TX и Rover-BRM ). [22] [23] [24] [25]
Автомобили с реактивными двигателями
[ редактировать ]В 1952 году советский авиаконструктор Алексей Смолин разработал ГАЗ-ТР , оснащенный турбореактивным двигателем . [26] Построенный в 1954 году, он был рассчитан на скорость 500 км/ч (310 миль в час), но из-за отсутствия подходящих шин и недостаточно длинной гусеницы во время пробного запуска 14 ноября он не смог превысить скорость 300 км/ч (190 миль в час). , 1954. [26] [27] Во время испытаний ГАЗ-ТР разбился, в результате чего водитель М.А. Метелева получил травмы , что привело к отмене программы. Обломки автомобиля выставлены в музее завода ГАЗ . [26]
В 1962 году реактивные двигатели впервые появились в Бонневиле на трех разных автомобилях, каждый из которых был основан на двигателе General Electric J47 , который также использовался на реактивном истребителе North American F-86 Sabre . развил скорость 331 миль в час (533 км/ч) Одним из автомобилей был «Летающий кадуцей», который Натан Остич, врач, построивший первый реактивный автомобиль, . Вторым пилотировал Гленн Лишер , который приблизился к отметке в 400 миль в час (640 км/ч), прежде чем погиб в аварии. Третьим был остроносый Spirit of America , спроектированный и участвовавший в гонках дрэг-рейсером Крейгом Бридлавом . Бридлав также боролся за рекорд скорости в том году, хотя он не завоевал титул, пока не зафиксировал скорость 407 миль в час (655 км/ч) в 1963 году. [28]
В 1964 году братья Арт и Уолт Арфонс прибыли в Бонневиль на собственных реактивных автомобилях. Уолт приобрел реактивный двигатель Westinghouse J46 , который был разработан для Vought F7U Cutlass и который он использовал для своего Wingfoot Express . [28] Арт выбрал General Electric J79 , тот же двигатель, который использовался в истребителе Lockheed F-104 Starfighter и бомбардировщике Convair B-58 Hustler , и построил новый реактивный Green Monster. [1] [28] После того, как Уолт Арфонс разбился и перенес сердечный приступ во время испытаний Wingfoot Express, дизайнер Том Грин водителем автомобиля был выбран . Несмотря на то, что он никогда раньше не ездил со скоростью более 130 миль в час (210 км/ч), 2 октября 1964 года он пилотировал автомобиль до мировой рекордной скорости 413 миль в час (665 км/ч). [28] Однако рекорд продержался всего три дня, прежде чем его побил Арт Арфонс и его Зеленый монстр со скоростью 434 миль в час (698 км/ч). [1] [28] Всего через неделю после рекордного пробега Зеленого Монстра Бридлав преодолел барьер в 500 миль в час (800 км/ч), прежде чем выжить в аварии на высокой скорости. Сезон 1964 года закончился тем, что Арт Арфонс вернул себе титул чемпиона по скорости, когда он пробежал со скоростью 536 миль в час (863 км/ч) после внесения изменений в свой двигатель. [28]
В 1965 году Бридлав вернулся на солончаки Бонневиль со своим новым Spirit of America — Sonic I , оснащенным двигателем GE J79. Брошенный вызов Уолту Арфонсу и его модифицированному Wingfoot Express с помощью JATO , Бридлав зафиксировал скорость 555 миль в час (893 км/ч) на своей новой машине. В то время как Уолт не смог сравниться со скоростью Бридлава, его брат Арт превзошел ее всего неделю спустя, разогнавшись до 576 миль в час (927 км/ч), несмотря на то, что при этом повредилось колесо. В конечном итоге именно Бридлав, увековеченный группой Beach Boys в песне « Spirit of America », вышел победителем, разогнавшись 15 ноября 1965 года до скорости 600,601 миль в час (966,574 км/ч). [28] [29]

В 1970 году Гэри Габелич пилотировал с ракетным двигателем Blue Flame и установил новый мировой рекорд в Бонневиле со скоростью 622,407 миль в час (1001,667 км/ч). [30] В 1983 году этот рекорд был побит Thrust2 , который был оснащен реактивным двигателем Rolls-Royce Avon и приводился Ричардом Ноублом в скорость 633,468 миль в час (1019,468 км/ч). [31] [32] В 1997 году мировой рекорд скорости на суше был снова побит компанией ThrustSSC , которая достигла скорости 763 миль в час (1228 км/ч) в пустыне Блэк-Рок под Энди Грина управлением . Автомобиль, оснащенный двумя реактивными двигателями Rolls-Royce Spey , обеспечивающими общую мощность 110 000 л.с. (82 000 кВт) и тягу 50 000 фунтов (23 000 кг ), стал первым транспортным средством, преодолевшим звуковой барьер на суше. [31] [33]
Автомобили для дрэг-рейсинга с реактивными двигателями также появляются на Национальной ассоциации хот-родов (NHRA) с 1970-х годов. мероприятиях [34] Реактивные автомобили впервые были одобрены NHRA в 1974 году, а в 1980 году было получено официальное одобрение для Funny Cars с реактивным двигателем . [35] В 1975 году дрэг-рейсер Филип «Эл» Эйердам создал Emergency 1 — реактивный автомобиль с двигателем Westinghouse J34 , стилизованный под пожарную машину . В 1980-х годах Эйердам построил Invader с ракетным двигателем и участвовал в гонках, часто против своего друга Сэмми Миллера и его забавной машины с ракетным двигателем Vanishing Point. Эти двое участвовали в первых гонках бок о бок между автомобилями с ракетными двигателями на гоночной трассе Санта-Под в Англии. [34] К 1989 году Роджер Гастин построил больше реактивных автомобилей, чем кто-либо другой в дрэг-рейсинге, и пять раз выигрывал чемпионат Jet Car Nationals. [35] В 2010-х годах реактивные автомобили продолжали быть главной достопримечательностью мероприятий NHRA, участвуя в таких выставках, как гонки на четыре стороны, и достигая скорости более 270 миль в час (430 км/ч). [36] В сезоне 2012 года Элейн Ларсен и Мариша Фальк водили реактивные драгстеры с двигателями General Electric J85 мощностью 5000 л.с. (3700 кВт). [37]
Негоночные приложения
[ редактировать ]
Хотя и редко, но иногда авиационные двигатели выбирались в качестве силовой установки для дорожных автомобилей. Ярким примером является Tucker 48 , выпускавшийся в 1947 и 1948 годах и оснащенный шестицилиндровым двигателем Franklin O-335 вертолетным . [38] При объеме 5473 куб.см (334,0 куб.дюйма) двигатель развивал мощность 166 л.с. (124 кВт) при 3200 об/мин и максимальный 372 фунт-фута (504 Нм ) крутящий момент при 2000 об/мин, но во многом благодаря Цельносплавная конструкция весила всего 320 фунтов (150 кг). [38] [39] [40] Двигатель позволял Tucker 48 развивать максимальную скорость примерно 120 миль в час (190 км/ч) и разгоняться от 0 до 60 миль в час (97 км/ч) за 10 секунд. [39] Хотя первоначальный вертолетный двигатель О-335 имел воздушное охлаждение, инженеры Tucker модифицировали его на водяное охлаждение, что помогло повысить долговечность силовой установки, а также предоставило автомобилю первую в автомобильной промышленности полностью герметичную систему водяного охлаждения. [38] [40]
В 1960-х годах британский инженер Пол Джеймсон и специалист по трансмиссиям Джон Додд совместно создали The Beast , дорожный автомобиль, оснащенный 27-литровым (1648 куб. Дюймов) Rolls-Royce Merlin двигателем . Используя коробку передач General Motors Turbo-Hydramatic , задний мост от Jaguar XJ12 , двери, отлитые от Ford Cortina Mk III , и кузов из стекловолокна, напоминающий Ford Capri , готовый автомобиль имел «фаллически длинную переднюю часть» размером 10 дюймов. ноги. Двигатель Beast производил около 950 л.с. (710 кВт) при 2500 об/мин, что позволяло ему развивать максимальную скорость более 180 миль в час (290 км/ч). Средний расход автомобиля составляет менее 2 миль на британский галлон (1,4 л / км ). Однажды занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый мощный дорожный автомобиль в мире, к 2012 году The Beast находился в Малаге . [41] [42]

Турбинные двигатели также использовались в концептуальных и прототипах дорожных автомобилей, таких как три General Motors Firebirds , Fiat Turbina и Chrysler Turbine Car . В 1953 году General Motors XP-21 Firebird I стал первым автомобилем с газотурбинным двигателем, построенным в США. Никогда не предназначавшийся для производства, автомобиль представлял собой чисто проектную задачу, призванную определить возможность создания дорожных автомобилей с турбинным двигателем. Кузов автомобиля, изготовленный из пластика, армированного стекловолокном , был разработан Харли Дж. Эрлом , а двигатель Whirlfire Turbo-Power был разработан Чарльзом Л. МакКуэном и подразделением исследовательских лабораторий GM . Приводя задние колеса автомобиля через обычную трансмиссию, двигатель мог развивать мощность 370 л.с. (280 кВт) при 13 000 об/мин. [43] Его преемник, Firebird II , дебютировал на General Motors Motorama в 1956 году. Помимо регенеративной газовой турбины, автомобиль отличался титановым кузовом, полностью независимой подвеской , дисковыми тормозами с электроприводом , электрическим выбором передач и кондиционером с индивидуальным управлением. [44] Последний из Firebirds GM, Firebird III , был построен в 1958 году. Это был единственный Firebird, повлиявший на любые серийные автомобили GM; 1959 и 1961 годов Модельные ряды Cadillac взяли за основу стиль этого автомобиля. Известный своими экстравагантными хвостовыми плавниками , Firebird III также нарушил ряд правил стиля Эрла из-за очень сдержанного использования хрома и отсутствия параллельных линий. Хотя GM планировала выпуск Firebird IV, он так и не был реализован, хотя три Firebird в конечном итоге стали тезками Pontiac Firebird пони-каров , дебютировавших в 1967 году. [45]
В 1954 году Fiat представил собственный экспериментальный прототип турбинного двигателя Turbina. Автомобиль имел двухступенчатую турбину, приводившую в движение колеса через редуктор, а его кузов был обтекаемым по результатам испытаний в аэродинамической трубе . Двигатель Турбины позволял ей развивать максимальную скорость 250 км/ч (160 миль в час), а также развивать мощность 300 л.с. (220 кВт) при 22 000 об/мин. [46]

Представленный публике в 1963 году, Chrysler Turbine Car был оснащен турбиной мощностью 130 л.с. (97 кВт) и крутящим моментом 425 фунт-футов (576 Нм), что делало его мощность примерно эквивалентной 318-кубовому двигателю. дюймовый (5,21 л) двигатель V8. [47] Турбинный двигатель предлагал многочисленные преимущества в дорожном автомобиле, в том числе меньшую потребность в обслуживании из-за меньшего количества движущихся частей, общую плавность работы, большую надежность запуска в холодную погоду, отсутствие необходимости в антифризе , минимальный расход масла и способность работать. практически на любой горючей жидкости; Утверждается, что автомобиль работал на таком разнообразном топливе, как арахисовое масло , Chanel No. 5 духи и текила . [47] [48] Однако были и существенные недостатки использования газотурбинного двигателя в автомобиле, а именно: высокий внутренний нагрев, отсутствие собственного торможения двигателем и высокие выбросы NO.
х . Более того, двигатель лучше подходил для относительно непрерывной работы и постоянных скоростей в авиации, чем для более разрушительных условий использования автомобилей с постоянными остановками. [48] На шоссе автомобиль мог проехать 19 миль на США галлон (0,12 л / км ), но поскольку двигатель работал на холостом ходу при 22 000 об/мин, он был менее эффективен при движении по городу. Помимо того, что турбинный автомобиль был менее экономичным, чем сопоставимый автомобиль с двигателем V8, он также был значительно дороже; По оценкам Джея Лено, автомобиль стоил бы около 16 000 долларов , если бы он когда-либо был продан широкой публике, по сравнению с примерно 5 000 долларов за автомобиль с поршневым двигателем сопоставимых характеристик. [47]
Возрождение
[ редактировать ]
Даже после периода, когда они соревновались в борьбе за мировой рекорд скорости на суше, интерес к автомобилям с поршневыми авиационными двигателями продолжался и возобновлялся. Одним из первых автомобилей, созданных в эпоху возрождения, является Napier-Bentley , построенный Питером Морли и Дэвидом Ллевеллином в 1972 году в духе автомобилей с авиационным двигателем, участвовавших в гонках в Бруклендсе. Napier-Bentley состоит из шасси Bentley 1929 года и 23,9-литрового (1458 куб. Дюймов) авиационного двигателя Napier Sea Lion , который производит 580 л.с. (430 кВт) и крутящий момент 1250 фунт-футов (1690 Нм). Автомобиль регулярно участвовал в гонках, а однажды попал в аварию, в результате которой Морли был госпитализирован на несколько недель. В 1998 году Napier-Bentley был продан Крису Уильямсу. [49] Уильямс также спроектировал и построил Packard-Bentley , который он задумал как дань уважения межвоенным гоночным автомобилям с авиационными двигателями, участвовавшим в соревнованиях в Бруклендсе. Построенный в течение семи лет, автомобиль, получивший прозвище «Мэвис», дебютировал на конкурсе Cholmondeley Pageant of Power в 2010 году. Packard-Bentley состоит из 8-литрового шасси Bentley и 40,8-литрового (2490 куб. Дюймов) двигателя Packard V12 , взятого с американского торпедного катера времен Второй мировой войны . Двигатель дает автомобилю мощность 1500 л.с. (1100 кВт) при 2400 об/мин, позволяя при этом достигать максимальной скорости примерно 160 миль в час (260 км/ч) и топливной экономичности в четыре британских галлона (18 л) в минуту. Packard-Bentley оценивается примерно в 350 000 фунтов стерлингов. [50]

Автомобили с аэромотором также появились в британской телевизионной программе Top Gear 4 марта 2012 года, в шестом эпизоде 18-го сезона , когда были показаны как «Brutus» с двигателем BMW , так и «Meteor» с двигателем Rolls-Royce. [51] [52] [53] Brutus был построен в Германии вскоре после Второй мировой войны, когда американский автомобиль LaFrance 1908 года был оснащен 46,9-литровым (2862 куб. Дюймов) авиационным двигателем BMW V12 , выпущенным в 1925 году. Автомобиль создавался в течение нескольких лет в мастерской в г. Музей автомобилей и техники в Зинсхайме , Германия, которому он до сих пор принадлежит. По данным музея, Brutus может производить 500 л.с. (370 кВт) при 1500 об/мин, а его топливная экономичность составляет в среднем 1 л/км (2,8 миль на галлон ). [54] управлявший автомобилем в программе Top Gear , Ведущий Джереми Кларксон, описал этот опыт как «разгадывание кроссворда, когда его съел тигр». [52] Метеор, появившийся в том же эпизоде, имеет шасси от Rolls-Royce Phantom 1930-х годов и винтажный 27-литровый (1648 куб. Дюймов) Rolls-Royce Meteor двигатель времен Второй мировой войны. Мощность двигателя составляет 850 л.с. (630 кВт), что позволяет автомобилю развивать максимальную скорость 160 миль в час (260 км/ч) и экономить топливо примерно 2 мили на галлон имп (1,4 л/км). В 2013 году «Метеор» поступил в продажу по цене «более 500 000 фунтов стерлингов». [53]
См. также
[ редактировать ]
- Авиационный двигатель
- Автомобили с двигателями Napier Lion
- Blastolene Special (автомобиль, построенный по индивидуальному заказу с танковым двигателем Continental AV1790-5B)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Мерфи, Дэрил. «Кубическим дюймам нет замены: краткая история гоночных автомобилей с авиационными двигателями» . Журналы аэропорта . Журналы Аэропорта, ООО . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ «Туринский зверь» . СтефанМарджорам.com . Стефан Майоран Искусство и фотография. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 26 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Автомобили с воздушным двигателем» . Мотоспорт . ООО «Мотор Спорт», июль 1994 г. Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Михаласку, Дэн (3 апреля 2011 г.). «Познакомьтесь с Mefistofele, 21,7-литровым автомобилем-рекордсменом Fiat из ада» . Автосовки . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Фиат Мефистофель» . Фиат.com . Автомобили группы Fiat . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Лено, Джей (24 сентября 2012 г.). «Fiat Botafogo Special 1917 года — и его авиационный двигатель времен Первой мировой войны» . Популярная механика . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б "Санбим 350л.с. Блюберд" . Болье.co.uk . Болье Энтерпрайзис Лтд . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Машина Читти-Бэнг-Бэнг» . ChittyBangBang.com . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «На выставке представлен автомобиль с авиационным двигателем» . Новости ИТВ . ИТВ . 26 марта 2013 года . Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Водители» . Болье.co.uk . Болье Энтерпрайзис Лтд . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Специальный выпуск Ирвинга-Нейпира «Золотая стрела» » . Болье.co.uk . Болье Энтерпрайзис Лтд . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Каймс, Беверли Рэй, изд. (1990). «Дюзенберг». Классический автомобиль . Дес-Плейнс, Иллинойс, США: Американский клуб классических автомобилей . п. 264. ИСБН 0-9627868-0-2 . LCCN 90084421 .
- ^ Jump up to: а б с д Лено, Джей (22 февраля 2009 г.). «Джей Лено: Дьюзи установила рекорды Бонневиля 1930-х годов, которые стоят сегодня» . Популярная механика . Херст Коммуникация. Архивировано из оригинала 28 сентября 2012 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ «Сможет ли Дженкинс побить рекорд скорости Эйстона?» . Новости Дезерета . Солт-Лейк-Сити, Юта, США: Издательство Deseret News. 15 июля 1936 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ « Мормонский метеор» выбран в качестве названия для автомобиля Дженкинса» . Новости Дезерета . Солт-Лейк-Сити, Юта, США: Издательство Deseret News. 1 августа 1936 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Громер, Клифф (июнь 1990 г.). Олдхэм, Джо (ред.). «Свободный ход: падает рекорд 50-летней давности» . Популярная механика . 167 (6): 24. ISSN 0032-4558 .
- ^ Jump up to: а б с Оагана, Алекс (23 октября 2010 г.). «Mercedes-Benz T80 — автомобиль-рекордсмен, которого никогда не было» . автоэволюция . СофтНьюс НЭТ . Проверено 3 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Синяя птица» . NationalMotorMuseum.org.uk . Фонд Национального автомобильного музея . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Bluebird CN7 – 50 лет спустя» . Punchline-Gloucester.com . ООО «Муз Партнерство», 2012 год . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Пионер» . Советские спортивные автомобили, автораритеты СССР . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Вотье, Майя (24 апреля 2014 г.). «Рено Этуаль Филанте, самая быстрая машина в мире» . Блог Renault.com . Рено . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Лотус 56 Пратт и Уитни» . Ultimatecarpage.com . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Бланк, Фрэнк М. (31 мая 1967 г.). «Судьба скачет на дробовике» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Хаумет ТХ» . Ultimatecarpage.com . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «Культовый Rover-BRM 1965 года возвращается в классический Ле-Ман!» . Heritage-Motor-Centre.co.uk . Моторный центр «Наследие» . 30 июня 2014 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «ГАЗ-ТП (Турбореактивный)» . Забытые звезды советского автопрома . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ «Советские гонки и концепт-кары» . ОлдКонцептКарс . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лернер, Престон (февраль 2009 г.). «Старички и странности: Бонневильские реактивные войны» . Журнал «Авиация и космос» . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Киршенбаум, Джерри (27 апреля 1970 г.). «Король скорости без королевства» . Иллюстрированный спорт . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Фергюсон, Джордж (9 ноября 1970 г.). «Пробег был природный газ» . Иллюстрированный спорт . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Дух скорости» . Транспорт-Музей.com . Музей транспорта Ковентри . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Резник, Брайан. «12 самых быстрых автомобилей в мире: Thrust 2» . Популярная механика . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Резник, Брайан. «12 самых быстрых автомобилей в мире: ThrustSSC» . Популярная механика . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Умер ветеран гонщика на реактивных автомобилях Эйердам» . Блог NHRA.com . Национальная ассоциация хот-родов . 11 января 2012 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2014 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Уорд, Дон (26 ноября 1989 г.). «Гастин и его самолет – герое сегодняшнего конкурса Citrus Nationals» . Солнце-Страж . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ «Реактивные автомобили четырех ширины, благотворительный блинный завтрак, мобильные игры и многое другое - все это часть долларовых национальных чемпионатов четырех ширины NHRA» . CharlotteMotorSpeedway.com . Speedway Motorsports, Inc. 12 апреля 2013 г. Архивировано из оригинала 19 мая 2013 г. . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ «Экстремальные реактивные автомобили разогревают ежегодное собрание национальных хот-родов NHRA в Бич-Бенд» . Сайт Музея автоспорта NHRA . Национальная ассоциация хот-родов . 4 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с «Такер 48» . Иконки ретро-автомобилей . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Такер 48 будет выставлен на аукционе Clars Auction Gallery» . Еженедельник старых автомобилей . Ф+В . 6 мая 2009 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Как работают автомобили Такера» . Как все работает . ООО «ИнфоСпейс» . 13 июня 2007 года . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Брак, Олли (13 ноября 2008 г.). «Чудовище: evo10 Dream Drives: The Beast» . Эво . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ «Чудовище: 27 литров мощности Роллс-Ройса» . AutoMinded.com . Автоматизированный. 12 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 3 января 2015 года . Проверено 28 ноября 2014 г.
- ^ «1953 Жар-птица I» . GMHeritageCenter.com . Центр наследия GM . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ «1956 Жар-птица II» . GMHeritageCenter.com . Центр наследия GM . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ «1958 Жар-птица III» . GMHeritageCenter.com . Центр наследия GM . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ «Фиат мод. Турбина» . MuseoAuto.it . Музей автомобилей в Турине . Архивировано из оригинала 21 марта 2014 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Лено, Джей (11 апреля 2011 г.). «Джей Лено управляет одной из последних турбин Chrysler» . Популярная механика . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Концептуальные автомобили Chrysler Turbine 1950-х и 1960-х годов» . Как все работает . ООО «ИнфоСпейс» . 11 ноября 2007 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ «Бентли-Нэпьер» . Мотоспорт . ООО «Мотор Спорт», ноябрь 2004 г. Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Инглиш, Эндрю (20 декабря 2010 г.). «Рождественские дорожные испытания: Bentley с двигателем Packard» . «Дейли телеграф» . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ «Топ Гир, 18 серия, 6 серия» . BBC.co.uk. Би-би-си . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Больше от Брута и Бентли» . TopGear.com . Би-би-си . 6 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Продается Bentley с авиационным двигателем 850 л.с.» . TopGear.com . Би-би-си . 2 января 2013 г. Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 19 ноября 2014 г.
- ^ Михаласку, Дэн (10 марта 2011 г.). «Огнедышащий BMW Brutus с 46,0-литровым двигателем V12 напугает даже самых смелых детей» . Автосовки . Проверено 23 ноября 2014 г.