Японская подводная лодка I-169
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | I-69 |
Строитель | Mitsubishi Kobe Yard, Kobe , Japan |
Заложено | 22 декабря 1931 года |
Запущен | 15 февраля 1934 года |
Завершенный | 28 сентября 1935 года |
Введено в эксплуатацию | 28 сентября 1935 года |
Выведено из эксплуатации | 15 декабря 1938 года |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ | 1 сентября 1939 года |
Переименован | I-169 , 20 мая 1942 г. |
Судьба | Затонут 4 апреля 1944 года |
Поражен | 10 июня 1944 года |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тип KD6, единственная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 322 футов 10 в (98,4 м) |
Луч | 26 футов 11 в (8,2 м) |
Черновик | 15 футов 0 в (4,6 м) |
Движитель | Двойной вал Кампон 9000 л.с. (6711 кВт)/два дизеля |
Скорость | |
Диапазон | 14 000 нм (26 000 км; 16 000 миль) [ 1 ] |
Глубина испытания | 230 футов (70 м) |
Дополнение | 60–84 офицеров и зачислены |
Вооружение |
|
I-69 , позже I-169 , была имперской японской флотом японского флота Кайдай-класса подводной лодки KD6, подкласса заказанной в 1935 году. Она служила во Второй мировой войне , во время которой она проводила шесть военных патрулей и принимала участие в операциях, поддерживающих поддержку Атака на Перл -Харбор , битва за Мидуэй , кампания Гвадалканала , кампания Алеутов и защита островов Гилберта . Она затонула в аварии в апреле 1944 года.
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Построенный Mitsubishi в Кобе , Япония , I-69 был заложен 22 декабря 1931 года и запущен 15 февраля 1934 года. [ 2 ] [ 3 ] Она была завершена и принята в Имперскую японскую службу ВМС 28 сентября 1935 года. [ 2 ] [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Война до мировой войны
[ редактировать ]После ввода в эксплуатацию I-69 был прикреплен к военно-морскому району Куре . [ 2 ] [ 3 ] 8 октября 1935 года она была назначена в подводную подводную дивизию 12. [ 2 ] Ее подразделение было назначено на подводную эскадрилью 2 во 2 -м флоте , компонент комбинированного флота , 15 ноября 1935 года. [ 2 ] 13 апреля 1936 года она началась из Фукуоки , Япония, в компании с двумя другими подводными лодками ее подразделения- I-68 и I-70 -для учебного круиза от Китая в районе Циндао , которую подводные лодки завершили своим прибытием. в Сасебо 22 апреля 1936 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Три подводных лодка отправились в Мако на островах Пескадорес 4 августа 1936 года для учебного круиза в районе амоя у Китая, возвращаясь в Мако 6 сентября 1936 года. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ]
I-69 был выведен из эксплуатации и помещен в третий заповедник в военно-морском районе Куре 15 декабря 1938 года, [ 2 ] затем прикреплен непосредственно в военно -морской район Куре 1 мая 1939 года, находясь вне комиссии. [ 2 ] [ 3 ] Она была возобновлена или около 1 сентября 1939 года. [ 2 ] [ 3 ] Подводная подводная дивизия 12 была переназначена на подводную эскадрилью 3 во 2 -м флоте 15 ноября 1939 года. [ 3 ]
I-69 покинул Окинаву 27 марта 1940 года в компании с I-68 , I-70 , и подводными лодками I-73 , I-74 и I-75 для обучающего круиза в китайских водах, завершив его, когда шесть подводных лодок прибыли в Такао , Формоза, 2 апреля 1940 года. [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Подводная эскадрилья 3 была переназначена на 6 -й флот 15 ноября 1940 года. [ 2 ] 12 мая 1941 года I-69 получил повреждение лука в столкновении с I-70 в Йокосуке , Япония. [ 2 ] [ 3 ]
Поскольку Имперский японский флот начал развертываться при подготовке к предстоящему конфликту в Тихом океане , I-69 был назначен операции Z, запланированной японской атаке на Перл-Харбор . [ 3 ] Подводная подводная дивизия 12, состоящая из I-69 и I-70 , была назначена на подводную эскадрилью 3, которая, в свою очередь, была назначена для 6-го флота . атаки [ 3 ] 11 ноября 1941 года I-69 покинул Саеки , Япония, с командиром подводной дивизии 12 отправился в Кваджалеин в компании с I-68 , I-70 , I-71 , I-72 и I-73 . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Первый военный патруль
[ редактировать ]23 ноября 1941 года I-69 покинул Кваджалеин, чтобы начать то, что станет ее первым военным патрулем. [ 3 ] Она получила сообщение «Восхождение на гору Ниитака 1208» ( Японский : Ниитакаяма Нобор 1208 ) из комбинированного флота 2 декабря 1941 года, что указывает на то, что война с союзниками начнется 8 декабря 1941 года в Японии (7 декабря 1941 года на Гавайях ). [ 3 ]
7 декабря 1941 года I-69 и I-68 вышли на станцию у входа в Перл-Харбор , Гавайи, чтобы спасти экипажи подводных лодок, пытающихся проникнуть в защиту гавани во время атаки Японии, которые привели Японию и Соединенные Штаты в мир Война Вторая Утро. [ 3 ] В 21:01 I-69 стал командир свидетелем того, что он сообщил как «массовый взрыв в Перл-Харборе. Есть несколько взрывов, за которыми следуют высокие колонны огня (вероятно, взорвающий журнал военного корабля ). Это был какой-то столичный Корабль потоплен нашими подводными лодками ». [ 3 ] Вечером 7 декабря 1941 года I-69 выстрелил торпедом в эсминдере юго-юго-востока Барберс-Пойнт , Оаху . [ 3 ] Очевидно, обнаруживая след торпеды, эсминец отвернулся, избегая торпеды, а затем контратакует с глубинными зарядами . [ 3 ]
I-69 и I-68 провели 8 декабря 1941 года у входа в Перл-Харбор в ожидании возвращения экипажей подводных лодок, но никто не вернулся. [ 3 ] 9 декабря 1941 года I-69 атаковал грузовой корабль к югу от Оаху без успеха и снова был заряжен в глубине. [ 3 ] Позже в тот же день она запуталась в антиловодажной сетке от Barbers Point. [ 3 ] Через несколько часов она освободилась, повредив перископ в процессе и, наконец, появилась после того, как оставалась погруженной в течение 39 часов. [ 3 ] Когда вся надежда на спасение летчиков сбила во время атаки 7 декабря, она покинула гавайские воды, прибыв в Кваджалеин 27 декабря 1941 года. [ 3 ]
Вторая война патруль
[ редактировать ]12 января 1942 года I-69 покинула Кваджалеин, чтобы начать свой второй военный патруль, назначенную в воды вокруг атолла на полпути на северо-западных Гавайских островах и приказы провести разведку атолла . [ 3 ] Она прибыла на полпути 21 января 1942 года. [ 3 ] Около 18:05 8 февраля 1942 года она появилась менее чем на 1000 ярдов (910 м) от канала Брукса Мидуэй, чтобы бомбардировать радиостанцию на Сэнд -Айленде. Она выпустила всего три раунда из своего пистолета в 100 мм (3,9 дюйма), прежде чем он вернулся в морской пехоты Соединенных Штатов 5-дюймовый (127 мм) прибрежный артиллерийский батарею , заставила ее погрузиться в погружение. [ 3 ] 10 февраля 1942 года она снова наступила к югу от устья канала Брукса, около 17:58, чтобы сделать вторую попытку бомбардировки Песчаного острова, но два морских пехотичных корпуса Brewster F2A-3 -бойня из морской пехоты 221 (VMF-221 ) Патрулирование над головой заметила ее и атаковала, каждая из которых бросала бомбы, которые приземлились рядом с I-69 . [ 3 ] Затем два бойца кратко пробили I-69, прежде чем она погрузилась после того, как выпустила только два 100 мм (3,9 дюйма) на острове. [ 3 ] Она вернулась в Кваялейн 17 февраля 1942 года. [ 3 ]
Третий и четвертый военный патрули
[ редактировать ]18 февраля 1942 года I-69 покинула Кваджалеин, чтобы начать свой патруль третьей войны, приказав патрулировать в защиту Рабаула в Новой Британии , к которому обращалась целевая группа ВМС США 11 с намерением начать воздушные налеты против японских сил и баз там Полем [ 3 ] Однако после того, как Целевая группа 11 потеряла элемент неожиданности, она вышла, и I-69 был перенесен в району патрулирования к востоку от острова Уэйк . [ 3 ] После безраздельного патруля она отправилась в Японию, куда прибыла 5 марта 1942 года на капитальный ремонт в Куре . [ 3 ]
С завершением капитального ремонта I-69 началась из Куре 15 апреля 1942 года, чтобы начать свой четвертый военный патруль, действуя как часть подводной патрульной линии в окрестностях острова Уэйк. [ 3 ] Этот патруль также оставался без происшествий, и она завершила это своим прибытием в Кваджалеин 9 мая 1942 года. [ 3 ] Во время ее пребывания в Кваджалеине она была перенумерована I-169 20 мая 1942 года. [ 3 ]
Патруль пятой войны - на полпути
[ редактировать ]24 мая 1942 года I-169 ушел из Кваджалеина для своего патруля в пятой войне, [ 3 ] Развертывание в поддержку операции MI, запланированного японского вторжения в атолл Мидуэй. [ 3 ] В рамках подводной эскадрильи 3 она работала в патрульной линии, которая также включала подводные лодки I-168 , I-171 , I-174 и I-175 -в Тихом океане между 20 ° 00′N 166 ° 20′W / 20.000 ° N 166,333 ° W и 23 ° 30′N 166 ° 20′W / 23,500 ° N 166,333 ° W , порученное перехватом американских подкреплений, приближающихся к середине от главных Гавайских островов на юго -восток. [ 3 ] Во время битвы за Мидуэй , сражаясь с 4 по 7 июня 1942 года, , эскадрилью I-169, авианосца авианосца USS Yorktown ( CV-5) , но остальная часть линии патрулирования не оказала влияния на битву, и I-169 не видела никаких действий во время ее патруля. Японцы потерпели решающее поражение и отменили вторжение в Мидуэй. I-169 завершила свой патруль своим прибытием в Кваджалеин 20 июня 1942 года. [ 3 ]
Патруль шестого война
[ редактировать ]9 июля 1942 года I-169 вышел из Кваджалеина в своем шестом военном патруле с командиром подводной дивизии 12 на борту. [ 3 ] У нее были приказы разведывать новую Каледонию и новые Гебриды во время патрулирования. [ 3 ] В течение июля она провела разведку в заливе Сент -Винсент Новой Каледонии . [ 3 ] 25 июля 1942 года, когда ей было 75 морских миль (139 км; 86 миль) к юго-востоку от - -грасс-реестр. 9 227 Нью Каледония, она торпедировала голландский Нумеи , Путешествие из Рокхемптона , Квинсленд , Австралия , в Нумеа. [ 3 ] После нескольких торпедных ударов Tjinegara затонули 23 ° 18 'с 165 ° 25′E / 23,300 ° S 165,417 ° E . [ 3 ] 4 и 5 августа 1942 года I-169 провел разведку Порт-Вила на Efate в новых Гебридах. [ 3 ] Она была вынуждена покинуть область, когда два эсминца преследовали ее. [ 3 ] Она прибыла в Трук , завершив свой патруль 15 августа 1942 года. [ 3 ]
Август - декабрь 1942 года
[ редактировать ]I-169 начался из Трука 17 августа 1942 года, чтобы вернуться в Японию. [ 3 ] Она прибыла в Куре 24 августа 1942 года, а затем переехала в Сасебо 2 сентября 1942 года, чтобы пройти капитальный ремонт. [ 3 ] С завершением, она вернулась в Трук, куда прибыла 18 сентября 1942 года с подводной эскадрой 3 I-8 , I-168 , I-171 , I-172 , I-174 и I-175 , чтобы принять участие в кампании Гвадалканала Полем [ 3 ] 16 ноября 1942 года 6-й командир флота, вице-адмирал Терухиса Комацу назвал собрание подводных капитанов и объявил, что комбинированный флот адмирал главнокомандующий Изороку Ямамото приказал японской подводной силе организовать систему снабжения для имперской японской армии 17 -я армия на Гуадалканал . [ 3 ] После участия в этих усилиях I-169 вернулся в Куре 3 января 1943 года. [ 3 ]
Алеутская кампания
[ редактировать ]I-169 провел первую половину 1943 года, участвовавшая в кампании Алеутских островов , которая началась в середине 1942 года. 15 января 1943 года она покинула Куре, чтобы перенести припасы на японский гарнизон на Киске на Алеутских островах . [ 3 ] После ее возвращения в Куре она была назначена на 5 -й флот на время кампании Алеутистов. [ 3 ] Она покинула Куре 15 февраля 1943 года для очередной поездки в Киску, на этот раз с японскими солдатами, а также подводную лодку типа А и ее торпеды. [ 3 ] Она добралась до Киски 26 февраля 1943 года, выписала своих пассажиров и груз, и начала свое возвращение в Куре 27 февраля 1943 года. Во время поездки она увидела крейсер ВМС США , сопровождаемый эсминцем 28 февраля 1943 Глубокая атака на нее. [ 3 ]
После заправки от нефтяника Teiyō Maru 20 и 21 марта 1943 года, [ 3 ] I-169 покинул Парамасиро на островах Курил 22 марта 1943 года, чтобы патрулировать в Беринговом море в непосредственной близости от 53 ° 59′N 174 ° 00′E / 53,983 ° N 174,000 ° E как часть подводной патрульной линии. [ 3 ] После безраздельного патруля она вернулась в Японию, прибыв в Йокосуку на капитальный ремонт 9 апреля 1943 года. [ 3 ] В апреле 1943 года она стала частью подводной эскадры 1-вместе с подводными лодками I-2 , I-7 , I-31 , I-34 , I-35 , I-168 и I-171 -в северном округе 5-го флота Force, и эскадрильи было поручено усилить и пополнять японские гарнизоны на Алеутских островах. [ 3 ]
Битва Атту началась 11 мая 1943 года с приземления США на острове Атту . 21 мая 1943 года, когда штаб -квартира японского общего генерала решила эвакуировать изолированный гарнизон на Киске. [ 3 ] 24 мая 1943 года I-169 отправился из Йокосуки, направляющейся в Киску с грузом из 1440 винтовок с боеприпасами и 2 тоннами еды. [ 3 ] В пути ей было приказано присоединиться к I-171 и I-175 для формирования линии разведки в окрестностях Атту. [ 3 ] 30 мая 1943 года боевые операции на Атту закончились уничтожением японского гарнизона. I-169 провел разведку за залив Кулук на северо-восточном побережье острова Адак 5 июня 1943 года, и 9 июня 1943 года прибыла в Киску и выписала свой груз. Вступив в 60 пассажиров, она покинула Киску 10 июня 1943 года. Она пережила атаку от радарного эсминца, который открыл ей огонь с оружием, когда она была на поверхности, заряжающей свои батареи и благополучно прибыла в Парамасиро 14 июня 1943 года. [ 3 ] 14–15 июня 1943 года она взяла на груз из вспомогательной подводной лодки, нежного Хейан Мару и заправленной у Тейи Мару . [ 3 ]
В конце июня 1943 года I-169 снова отправился из Paramushiro на еще одном выпуске в Киске, заправку из Teiyō Maru 27 июня 1943 года. [ 3 ] Она и подводная лодка I-21 получили приказ 17 июля 1943 года на аэродром армии Амхитки в Амхитке на Амхитке , но приказ был отменен девять часов спустя. [ 3 ] 22 июля 1943 года она вступила в звуковой контакт с контактом адмирала Роберта С. Гиффена в группе 16.21. Она передала контактный отчет, который получила подводная лодка I-2 , но плотный туман не позволил I-169 атаковать суда Гиффена. [ 3 ]
28 июля 1943 года последние японские войска были эвакуированы из Киски. Союзные силы не обнаружили эвакуацию и начали полномасштабное вторжение в незанятую Киску в эксплуатационную коттедж 15 августа 1943 года, но участие японцев в кампании Алеутов закончилось эвакуацией 28 июля. 10 августа 1943 года I-169 прибыл в Куре для капитального ремонта. [ 3 ]
Операции от грузовиков
[ редактировать ]С завершением капитального ремонта I-169 началась с Куре 25 сентября 1943 года, отправившейся в Трук, которого она достигла 3 октября 1943 года. [ 3 ] Она покинула Трук 14 октября 1943 года, и в то время как в море было приказано присоединиться к подводным лодкам I-19 , I-35 и I-175 , атакуя крупную конвою союзников на запад, что подводная лодка I-36 зрила к югу от Гавайских островов. [ 3 ]
19 ноября 1943 года I-169 в патрулировании в Тихом океане между Гавайями и Маршалл-островами когда она, I-19 , 35 , I-39 и I-175 , был I - Острова , где собирался парк вторжения из 200 союзных кораблей. [ 3 ] 20 ноября 1943 года американские войска приземлились на атолл Тарава и Макин Атолл в Гилберте. В битве при Тарава японский гарнизон был уничтожен 23 ноября, в то время как битва при Макине закончилась уничтожением японских сил там 24 ноября. 26 ноября 1943 года I-169 получил приказы сформировать линию пикета с подводными лодками I-19 , I-40 и RO-38 к северу от атолла Макина. [ 3 ] В то время как I-169 работал на поверхности 1 декабря 1943 года, американский самолет обнаружил ее, но она смогла погрузиться и сбежать. [ 3 ] Запустив погружение, она установила звуковой контакт на сильно сопровождающем нас, но не смогла прорваться сквозь экран сопровождения и атаку. [ 3 ] Она вернулась в Трук 9 декабря 1943 года. [ 3 ]
Находясь в Труке в декабре 1943 года и января 1944 года, I-169 взял торпеды и магазины на борту у Хейана Мару , а 1 января 1944 года она была назначена на подводную лодку, базирующуюся в Труке, часть подводной эскадрильи 3, вместе с подводной лодкой. I-171 , I-174 , I-175 и I-176 . [ 3 ] 27 января 1944 года она покинула Трук, направлявшись в Рабаул, а затем началась с Рабаула на миссии по снабжению в Бука и Буйне 27 января 1944 года. [ 3 ] Она вернулась в Трук 11 марта 1944 года. [ 3 ] Она снова покинула Трук 18 марта, но вернулась 22 марта 1944 года. [ 3 ]
Потеря
[ редактировать ]4 апреля 1944 года I-169 была в ее якорной стоянке в Truk Lagoon к северо-западу от Дублона , взяв на себя поставки с некоторыми рабочими на борту, а также ее командир и 20 других членов ее команды на берегу. [ 3 ] Примерно в 09:00 Японии стандартное время звучало предупреждение о воздушном рейде. [ 3 ] Офицер I-169 -го часов приказал ей немедленно погрузиться, чтобы избежать атаки, приблизившись к военно-морскому флоту PB4Y-1, патрульных бомбардировщиков . [ 3 ] Она погрузилась в большую часть своих люков палубы, все еще открылась, и ее основной индукционный клапан не знал, что заставило ее после немедленного затопления. [ 3 ] Непосредственная попытка всплыть на повторную поверхность, и, хотя выжившие члены экипажа запечатали затопленные отсеки, I-169 затонул на дно в 125 футах (38 м) воды. [ 3 ]
После того, как I-169 погрузился, не было сразу очевидно, что она была в бедственном положении. [ 3 ] Только после того, как она не появилась после воздушного налета и попытки связаться с ней, были безуспешными, беспокоилась о том, что она потопила. [ 3 ] Дайвер , отправленный для расследования, обнаружил ее на дне и связался с выжившими членами экипажа, пойманными на борту, нажав на ее корпус . [ 3 ]
Шестой штаб -квартира флота издал приказы 5 апреля 1944 года на спасение ловутых выживших. [ 3 ] Ремонтный корабль с 30-тонным краном и буксиром футагами прибыл на место происшествия, чтобы попытаться поднять лук I-169 на поверхность. [ 3 ] Первоначально им было трудно найти I-169 , и как только они обнаружили ее и попытались поднять ее, кабель крана сломался из-за большого веса подводной лодки. [ 3 ]
Поступил позже, за исключением кормового отсека. [ 3 ] Экипажи спасения опустили воздушные шланги и просверлили отверстия в I-169, но балластных танках обнаружили, что невозможно сигнализировать о выживших членах экипажа, чтобы открыть воздушные клапаны на балластные резервуары изнутри. [ 3 ] В ловушке членов экипажа замолчали к 23:00 5 апреля 1944 года, а воздушные налеты на Трук предотвратили дальнейшую работу по крушению в течение ночи 5–6 апреля 1944 года. [ 3 ] Все пойманные люди, которые пережили первоначальное наводнение, задохнулись. [ 3 ]
Последствия
[ редактировать ]В 22:32 17 апреля 1944 года перехватыватели кода ВМС США перехватили и расшифровали японское сообщение, которое предоставило предварительный отчет о причине потери I-169 . [ 3 ] Их дешифрование этого гласило: «Промежуточный отчет об инциденте I-169 . 1. Тела офицеров армии были найдены, и причины аварии были расследованы. К сожалению, случай, когда можно увидеть крышка машинного отделения оставалась открытым . , Хэтч -эй и подвесной, были закрыты, но Открыто, по этой причине ---- [Blanks] --- Инженерный отдел и после торпедного отделения Hatchway были открыты ». [ 3 ]
За несколько недель после I-169 Дайверы восстановили 32 тела из своих форвардных отсеков. потери [ 3 ] Японцы начали называть I-169 как « Шинохара », после того, как ее командир, лейтенант Шигео Шинохара, которая была на берегу, когда она затонула и поэтому выжила. [ 3 ] В мае 1944 года японцы полагали, что вторжение в Трук было неизбежным, и они взорвали глубинные обвинения вокруг I-169 в попытке снести ее, прежде чем она сможет упасть в руки врага. [ 3 ] Глубина заряжается сильно повредила ее лук и башню . [ 3 ] Союзники решили обойти Трук, который оставался в руках японских рук до конца Второй мировой войны.
I-169 был поражен из списка военно-морского флота 10 июня 1944 года. [ 3 ]
I-169 была заново открыта в феврале 1972 года, когда шесть дайверов вошли в него и сняли его интерьер. Унесение [ 3 ] В августе 1973 года останки ее команды и их личные эффекты были возвращены в Японию. [ 3 ] Останки ее команды были кремированы там в соответствии с Shinto Custom. [ 3 ]
Помидование
[ редактировать ]-169 Корабль I выставлен в храме Ясукуни в Токио , Япония. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Jentschura p. 172
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м I-169 IJNSubSite.com 16 ноября 2018 г. Доступ к 12 января 2022 года
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в v В х и С аа Аб и объявление Но из в нравиться это к и ал являюсь анонца в доступа вод с как в В из W. топор Ай а нет б.Б. до н.э. бд быть бр б. BH с бидж бенк с БМ мгновенный боевой б. бк бренд BS бт этот бер Черный бекс к бз что CB скандал диск Этот см CG гнездо Там CJ CK калькуляция см CN сопутствующий сн CQ герметичный CS КТ с резюме CW CX Сай сумка Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-169: табличная запись движения» . Combinedfleet.com . Получено 1 августа 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный I-168 IJNSUBSITE.com 16 ноября 2018 г. Доступ к 11 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а беременный I-70 ijnsubsite.com 16 сентября 2018 г. Доступ к 11 января 2022 г.
- ^ I-168 IJNSUBSITE.com 16 ноября 2018 г. Доступ к 4 мая 2022 г.
- ^ I-70 ijnsubsite.com 16 сентября 2018 г. Доступ к 4 мая 2022 г.
- ^ I-73 ijnsubsite.com 5 ноября 2018 г. Доступ к 4 мая 2022 г.
- ^ I-174 ijnsubsite.com 24 ноября 2018 г. Доступ к 4 мая 2022 г.
- ^ I-175 ijnsubsite.com 25 ноября 2018 г. Доступ к 4 мая 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер (2016). «Подводная лодка IJN I-169: табличная запись движения» . Combinedfleet.com . Получено 1 августа 2020 года .
- Jentschura, Hansgeorg; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского японского флота, 1869-1945 . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт США. ISBN 0-87021-893-х .
- 1935 Корабли
- Корабли, построенные Mitsubishi Heavy Industries
- Подводные лодки Второй мировой войны в Японии
- Подводные лодки класса Кайдай
- Атака на Перл -Харбор
- Корабли в битве на полпути
- Корабли Алеутских островов
- Морские инциденты в мае 1941 года
- Морские инциденты в апреле 1944 года
- Кораблекрушения Второй мировой войны в Тихом океане
- Японские подводные лодки проиграли во время Второй мировой войны
- Японские подводные аварии