Ilyuslin IL-2
IL-2 | |
---|---|
![]() Советские воздушные силы Ильюшин Иль-2M в полете | |
Общая информация | |
Тип | Наземная атака самолетов |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнер | Ильюшин |
Построен | Фабрика 381 Государственная авиационная фабрика 18 |
Основные пользователи | Советские ВВС |
Номер построен | 36,183 [ 1 ] |
История | |
Производится | 1941–1945 [ 2 ] |
Дата введения | 1941 |
Первый полет | 2 октября 1939 года |
Ушедший на пенсию | 1954 ( Болгарские ВВС и Югославские ВВС ) |
Превратился в | Ilyuslin IL-10 |
Ilyushin IL-2 ( русский : Илсин ил-2)-это самолет из наземного атаки , который был создан Советским Союзом в большом количестве во время Второй мировой войны . Слово Shturmovík ( Cyrillic : шturmowik), универсальный российский термин для самолета с наземной атакой, стал синекдочом для IL-2 в английских источниках, где оно обычно выводится в Штурмовике , Stormovik [ 3 ] и Штурмовик . [ 4 ]
Для пилотов IL-2 самолет был известен по миниатюрной "Ильюша". Для солдат на земле его называли «горбуном», «летающим танком» или «летающим пехотинцем». Его послевоенное название отчетности НАТО было корой . [ 5 ]
Во время войны было произведено 36 183 единицы IL-2, и в сочетании с его преемником Ilyushin IL-10 , в общей сложности 42 330 [ 6 ] были построены, что делает его единственным наиболее производимым дизайном военных самолетов в истории авиации, а также одним из самых продюсированных пилотируемых самолетов в истории наряду с американским послевоенным гражданским Cessna 172 и немецким тогдашним временным Мессершмиттом BF 109 .
IL-2 сыграл решающую роль на восточном фронте . Когда фабрики отстали на поставках, Джозеф Сталин сказал заводским менеджерам, что IL-2 были «такими же необходимыми для Красной Армии, как воздух и хлеб». [ 7 ]
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]
Идея самолета советского бронированного атаки датируется началом 1930-х годов, когда Дмитрий Павлович Григорович разработал TSH-1 и TSH-2 бронированные бипланы . Тем не менее, советским двигателям в то время не хватало мощности, необходимой для обеспечения тяжелых самолетов хорошей производительностью. IL-2 был спроектирован Сергеем Ильюшином и его командой в Центральном дизайнерском бюро в 1938 году. TSKB-55 был двухместным самолетом с бронированной оболочкой весом 700 кг (1500 фунтов), защищающим экипаж , двигатель , радиаторы и топливный бак . Стоя нагруженного, Ильюшин весил более 4700 кг (10 400 фунтов), [ 8 ] Создание бронированной раковины около 15% от грубого веса самолета. Уникально для самолетов Атаки Второй мировой войны и аналогично форвардному дизайну фюзеляжа Имперских немецких юнкеров эпохи Второй мировой войны Ji Armored, All-Metal Biplane, доспехи IL-2 были спроектированы как несущая часть Ilyushin монококовая структура, тем самым экономя значительный вес. Прототип TSKB-55, который впервые пролетел 2 октября 1939 года, [ 8 ] выиграл государственную конкурс против [ Цитация необходима ] Sukhoi Su-6 и получили VVS обозначение BSH-2 ( BSH выступил за « Bronirovani Shturmovik » или бронетанку на наземную атаку). [ 9 ] Прототипы-TSKB-55 и TSKB-57-были построены на Московском заводе № 39, в то время основание Бюро дизайна Ильюшина.
BSH-2 имел избыточный вес и недостаточно мощность, с оригинальным двигателем Mikulin AM-35 1022 кВт (1371 л.с.), предназначенным для обеспечения наибольших выходов мощности на большой высоте. Из-за этого он был перепроектирован как TSKB-57 , более легкий одноместный дизайн с более мощным двигателем 1254 кВт (1682 л.с.) Mikulin AM-38 , разработка AM-35, оптимизированного для работы низкого уровня. [ 10 ] TSKB-57 впервые пролетел 12 октября 1940 года. [ 8 ] Производственный самолет прошел государственные процессы с приеме в марте 1941 года и был переименован в IL-2 в апреле. [ 11 ] Поставки в операционные единицы начались в мае 1941 года. [ 12 ]
23 мм (0,91 дюйма) вооружение IL-2 было подвергнуто конкуренции. Одна из первых фотографий IL-2 1940 года показывает, что он оснащен двумя MP-6 23-мм автоканонами, разработанными Якова Таубином ( якоу-таубин ) в OKB-16. Пистолет MP-6 весил 70 кг (150 фунтов) и разработал начальную скорость дуло 900 м/с (3000 футов/с). Он работал по принципу короткой отдачи и имел скорость пожара около 600 об / мин. (Разработка пистолета MP-6 может быть прослежена до 1937 года. Первоначальная версия была проверена весной 1940 года на Мессершмитте BF 110, купленном у Германии, потому что не было подходящих советских самолетов, на которых можно установить. В Лето 1940 года было протестировано на пашинине I-21 .) [ Цитация необходима ] Фабричные испытания о оружии MP-6 на IL-2 были проведены в августе 1940 года. В ранних прототипах IL-2 эти оружия кормили 81 раундом клипов. В полете эти зажимы иногда становятся смещенными из -за их большой поверхности, что заставило их испытать значительное аэродинамическое давление. [ Цитация необходима ] Конкурентные тесты проводились в весне 1941 года между оружием MP-6, модифицированным на ремень, и недавно разработанным газооперационным Volkov-Yartsev Vya-23 , который в противном случае имел довольно сходные характеристики. VYA-23 был объявлен победителем на этом суде. Впоследствии, в мае 1941 года, развитие оружия MP-6 было прекращено. Таубин был арестован [ 13 ] и в конечном итоге казнен в октябре того же года для заговора, чтобы продолжить производство его неудачного оружия. [ 14 ]
Техническое описание
[ редактировать ]IL-2 представляет собой одномоторный, управляемый пропеллером, низко крыло моноплан смешанной конструкции с экипажем из двух (одна из ранних версий), специально предназначенное для штурмовых операций. Его наиболее заметной особенностью было включение брони в схему несущей нагрузки. Пластины брони заменили раму и панели по всей гоночной и средней части фюзеляжа, а бронированный корпус из прикованной однородной брони стали AB-1 (AB-2), обеспечил двигатель самолета, кабину, водопроводные и нефтяные радиаторы, а также топливные баки (AB-2) Полем
Производство
[ редактировать ]В начале 1941 года IL-2 был приказан на производство на четырех фабриках и в конечном итоге был произведен в большем количестве, чем любой другой военный самолет в истории авиации, но к тому времени, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 года, только государственная авиация Фабрика 18 в Воронеже и фабрике 381 в Ленинграде начала производство, и 249 были построены ко времени нападения Германии. [ 12 ] [ 15 ]
Производство в начале войны было медленным, потому что после вторжения Германии авиационные фабрики возле Москвы и других крупных городов в Западной России должны были быть перемещены к востоку от гор Урал . Ильюшин и его инженеры успели пересмотреть методы производства, и через два месяца после переезда IL-2 снова были произведены. Темп, однако, не должен был влюблен в Сталин , и он выпустил следующую телеграмму Шенкману и Тритикову:
Вы дали нашу страну и нашу красную армию. У вас есть нерв, чтобы не производить IL-2 до сих пор. Нашей красной армии теперь нужны самолеты IL-2, такие как воздух, который он дышит, как хлеб, который он ест. Шенкман производит один IL-2 в день, а Tretyakov-один или два MIG-3 в день. Это издевательство над нашей страной и красной армией. Я прошу вас не пробовать терпение правительства и потребовать, чтобы вы производили больше IL. Это мое последнее предупреждение.
- Сталин [ 7 ]
В результате, «производство Штурмовиков быстро достигло скорости. Появление Сталина о том, что IL-2, как« как хлеб »для красной армии, завладела на авиационных растениях Ильюшина, и вскоре армия имели свои штурмовики в количестве». [ 16 ] [ 17 ] [ ненадежный источник? ]
Оперативная история
[ редактировать ]Первоначальное использование и оперативная путаница
[ редактировать ]Первое использование в действии IL-2 было с 4-й формой (полк атаки на земле) над рекой Березина через несколько дней после начала вторжения Германии. [ 18 ] Самолет был настолько новым, что пилоты не имели обучения по характеристикам полета или тактике, а наземная команда не обучала обслуживания или повторного управления. Полученное обучение позволило пилотам только для взлета и земли; Ни один из пилотов не произвел вооружение, не говоря уже о научной тактике. [ Цитация необходима ] 22 июня 1941 года было доступно 249 IL-2. [ 19 ] К 10 июля 4 -й соревнование снизилось до 10 самолетов с 65. [ 20 ]
Новая тактика
[ редактировать ]Тактика улучшилась, когда советские экипажи стали привыкнуть к сильным сторонам IL-2. Вместо низкого горизонтального подхода на высоте 50 метров (160 футов), цель обычно держала слева от пилота, а поворот и неглубокое погружение в 30 градусов использовалось с использованием эшелонированного нападения на четыре до двенадцати самолетов за раз. [ Цитация необходима ] Хотя ракеты IL-2 RS-82 и RS-132 могли уничтожить бронированные транспортные средства одним ударом, они были настолько неточными, что испытывали пилоты IL-2 в основном пушку. [ 21 ] Другим мощным оружием IL-2 были высокоэкспозиционные противотанковые (тепло) бомбардировки с названием Protivotankovaya aviabomba ( Ptab , «противотанковая авиационная бомба»). Они были обозначены PTAB-2,5-1,5, так как у них был общий вес 2,5 кг (5,5 фунта) и взрывной заряд 1,5 кг (3,3 фунта). До 192 были перенесены четыре внешних диспенсера ( кластерные бомбы ) или до 220 во внутренних вентральных вентральных вентральных заливах оружия. Заряд может легко проникнуть в относительно тонкую верхнюю броню всех тяжелых немецких танков. PTAB впервые использовались в больших масштабах в битве при Курске с небольшим успехом, возможно, из-за плохой точности бомбардировки IL-2. [ Цитация необходима ]
Впоследствии IL-2 был широко развернут на восточном фронте. Самолет мог летать в условиях низкого освещения и нести оружие, способное победить толстую броню Panther и Tiger I. танков
Эффективность как самолет атаки
[ редактировать ]
Истинные возможности IL-2 трудно определить из существующих документальных доказательств. У. Лисс в профиле авиации 88: Ilyushin IL-2 упоминает о помолвке во время битвы при Курске 7 июля 1943 года, в котором 70 танков из немецкой 9-й танковой дивизии были уничтожены Ильюшином IL-2 всего за 20 минут. [ 22 ] В другом сообщении о действии в тот же день публикация советского персонала гласит, что:
Сухопутные силы высоко ценили работу авиации на поле битвы. В ряде случаев атаки противника были сорваны благодаря нашим воздушным операциям. Таким образом, 7 июля в регионе Кашара ( 13 -й армии ) были нарушены нападения против вражеских танков. Здесь наш штурмовый самолет совершил три мощных атаки в группах 20–30, что привело к разрушению и отключению 34 танков. Враг был вынужден остановить дальнейшие атаки и снять остатки его силы к северу от Кашары.
- Glads and Orenstein 1999, p. 260
В битве при Курске (операция Citadel) генерал В. Рьязанов стал мастером в использовании атакующих самолетов , развивая и улучшая тактику операций IL-2 в координации с пехотой, артиллерией и бронированными войсками. IL-2S в Курске использовал тактику «Круг смерти»: до восьми штурмовиков образовало оборонительный круг , каждый самолет, защищающий тот, что впереди своими передовыми пулеметами, в то время как отдельные IL-2 по очереди покинули круг, атакуя цель, и присоединиться к кругу. [ 23 ] Позднее Рязанов дважды был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, а 1 -й авиационный корпус под его командованием стал первым подразделением, которое получило почетное звание охранников. [ 24 ] В 1943 году один самолет был потерян за каждые 26 вылетов Shturmovik. Около половины потерянных были сбиты бойцами, остальные падали в зенитный огонь. [ 24 ]
Другие исследования боевых действий в Курске предполагают, что очень немногие потери в немецких бронях были вызваны IL-2 или любым другим советским самолетом. Фактически, общие потери немецких танков в операции Citadel составили 323 уничтоженных, подавляющее большинство антитанковым оружием и бронированными боевыми транспортными средствами. [ 25 ] Кроме того, трудно найти какие-либо из первых рук немецких танковых экипажей на восточном фронте, описывающем что-то большее, чем случайная потеря для прямой воздушной атаки. Подавляющее большинство, около 95–98%потерь, было связано с вражеским противотанковым оружием, танками, шахтами, артиллерией и пехотинцем или просто оставлением в качестве операционных потерь (из-за таких причин, как механическое распад или нехватка топливо), которое в основном произошло в течение последних одиннадцати месяцев войны.

Во время битвы при Курске VVS IL-2S претендовал на разрушение не менее 270 танков (и 2000 человек) всего за два часа против 3-й танковой дивизии. [ 26 ] 1 июля, однако, в 6 -м танковом полку 3 -й танковой дивизии было всего 90 танков, что на 180 человек меньше, чем утверждается, что уничтожен. [ 27 ] 11 июля (вдоль битвы) в 3 -м танковом дивизионе все еще было 41 эксплуатационный бак. [ 28 ] 3 -я танковая дивизия продолжала сражаться в течение июля, в основном с 48 -м танковым корпусом. Это не записывало никаких необычных потерь для воздушной атаки в течение этого периода. Как и в случае с другими танковыми дивизиями в Курске, подавляющее большинство потерь танков 3-го танкового дивизии были вызваны выкопанными советскими противотанковыми орудиями и танками.

Возможно, самое необычное утверждение IL-2 VVS заключается в том, что в течение четырех часов они уничтожили 240 танков и в процессе практически уничтожили 17-й танковой дивизион. 1 июля у 17 -й танковой дивизии был только один батальон танков (II./PZ RGT 39), с 67 танками, [ 29 ] 173 меньше, чем утверждалось, уничтожено VVS. 17 -й танковой дивизион даже не находился в основном секторе атаки, а дальше на юг с 24 -м танковым корпусом 1 -й танковой армии. 17 -й танзер не зарегистрировал никаких ненормальных потерь из -за самолетов летом 1943 года и отступил на запад с армейской группой на юге в конце года, все еще не поврежден.
Основной проблемой с IL-2 была неточность его атак. [ Цитация необходима ] К концу войны Советы смогли сосредоточить большое количество штурмовиков, чтобы поддержать их основные оскорбления. Эффект, однако, часто был более психологическим, чем фактическое физическое разрушение целей, особенно против выкопанных и бронированных целей. [ Цитация необходима ] В наступлении 9 июня в Карелианском перешейке в Финляндии финские зенитные силы были слишком мало, чтобы противостоять армадам PE-2 и IL-2, но быстро обнаружили, что атаки IL-2, как правило, широко пропустили их следы. , особенно с бомбами. [ Цитация необходима ] В то время как некоторые атаки на крупные незащищенные цели, такие как конвои лошадей и грузовиков и Railyards, имели разрушительные результаты, атаки против целей выкопаний точечных целей обычно были неэффективными. [ Цитация необходима ] Частые поединки между орудиями АА-2 и 40 мм АА и атакующие IL-2 никогда не приводили к полному разрушению оружия, в то время как многие IL-2 были сбиты в этих атаках. [ 30 ]
Тяжелая доспеха IL-2 также означала, что она обычно несет только сравнительно легкие бомбы, которые вместе с плохой точностью его атак сделали его гораздо менее смертоносным самолетом атаки, чем современные истребители союзников, такие как Республика P -47 Thunderbolt и Hawker Typhoon . Особенно неэффективные ракетные снаряды не были эффективными, даже более крупные RS-132 (из которых четыре были перенесены) с боеголовкой с только 0,9 кг (2,0 фунта) взрывчатых веществ, что плохо сравнивалось с типичной нагрузкой P-47 в десять 5 в ( 13 см) HVARS , каждый из которых имеет 3,4 кг (7,5 фунтов) взрывчатых веществ, или ракеты с восемь-двенадцатью RP-3 на The Hawker Typhoon, каждый с 5,5 кг (12 фунтов) взрывчатых веществ. [ Цитация необходима ] Аналогично, бомбы Штурмовика обычно составляли всего 50 кг (110 фунтов) или редко 100 кг (220 фунтов), слишком малы, чтобы компенсировать типично широкое изменение от целевой точки. [ Цитация необходима ] Чтобы компенсировать плохую точность Bombsight IL-2, в 1943 году советское командование решило использовать в форме брони для брони против вражеских бронированных транспортных средств, а бомба с авиационными воздушными судами PTAB-2,5-1,5 была введена в производство. Эти малые бомбы были загружены непосредственно в бухты в бомбах и были сброшены на вражеские автомобили с высот до 100 метров (330 футов). Поскольку каждый IL-2 мог нести до 192 бомб, пожарный ковер длиной 70 метров (230 футов) и шириной 15 метров (49 футов) может покрыть вражеские танки, давая высокую вероятность «убийства». [ 24 ] Пилоты 291-й формы были первыми, кто использовал бомбы PTAB-2,5-1,5. Во время одного вылета 5 июня 1943 года шесть атакующих самолетов во главе с подполковником А. Витруком уничтожили 15 вражеских танков за одну атаку, а в течение пяти дней после продвижения врага 291 -й дивизион утверждал, что уничтожил или повредил 422 вражеских танка. [ 31 ]
«Летающий танк»
[ редактировать ]Благодаря защите с тяжелыми бронями IL-2 могло бы занять много наказания и оказалось трудным для наземного и самолетного пожара. [ Цитация необходима ]
Основной угрозой для IL-2 был немецкий наземный огонь. В послевоенных интервью пилоты IL-2 сообщили о 20 мм (0,79 дюйма) и 37 мм (1,5 дюйма) в качестве основной угрозы. [ Цитация необходима ] В то время как легендарный калибр 88 мм (3,5 дюйма) был грозным, низколеистые IL-2 представляли слишком быстро движущуюся цель для относительно низкой частоты пожара 88, были забиты только случайные хиты. Аналогичным образом, финские попытки противостоять IL-2 летом 1944 года оказались неэффективными в результате низкого количества 20 и 40 мм (0,79 и 1,57 дюйма) в полевой армии. Более тяжелый 76 мм (3,0 дюйма) орудия, взятые из обороны родины, также оказались относительно неэффективными, и лишь немногие IL-2 были сбиты, несмотря на то, что они пытались создать различную тактику с боеприпасами, связанными Воспользуйтесь возможностью кратких возможностей, представленных на низких атаках IL-2. [ 30 ] [ страница необходима ] с одной ствол Одноряновые орудия 20 мм также были найдены несколько неадекватными из-за ограниченной огневой мощи: одной или двух оболочек часто было недостаточно, чтобы уничтожить IL-2, и если IL-2 не напал на сам пистолет, что эффективно представляет Стационарная цель, забивая больше ударов во время возможности стрельбы, было редким. [ 30 ] [ страница необходима ]
Бронированная ванна, в диапазоне от 5 до 12 мм (от 0,20 до 0,47 дюйма) толщиной и охватывающей двигатель и кабину, может отклонить все стреляющие руки и взгляды от боеприпасов большего калибра. К сожалению, задние ганочки не имели пользы от универсальной защиты брони, особенно сзади и по бокам, и пострадали примерно в четыре раза больше жертв пилотов. Добавленные жертвы были получены в результате советской политики не возвращаться домой с неиспользованными боеприпасами, что обычно приводило к повторным проходам на цель. [ 32 ] [ страница необходима ] Советские войска часто просили дополнительные проходы, даже после того, как самолеты были вне боеприпасов, чтобы использовать пугающий эффект, который IL-2 имел на немецкие наземные войска, которые дали ему прозвище «летающий танк». Немецкие войска также называли «Черной смертью». Пилоты Люфтваффе назвали его Zementbomber ( Lit. « Бетонный бомбардировщик » ). [ 33 ] Финское прозвище Maatalouskone ( Lit. « сельскохозяйственная машина » или «трактор»), полученная из слова « махатайстелуконе », «земля атаки» ( Lit. « Наземный боевой самолет » ), где коне 'Машина, в свою очередь, укрывается от Lentokone ' '' Самолет '( Lit. ' Flying Machine ' ).
Задний стрелок
[ редактировать ]
Тяжелые потери для вражеских борцов заставили вновь вновь задним числом стрелка; Ранние IL-2 были изменены поля путем прорезания отверстия в фюзеляже за кабиной для стрелка, сидящего на стропе холста, вооруженного 12,7 мм (0,50 дюйма) UBT пулемета в импровизированном монтаже. Полугретное крепление оружия позволило стрелять из пулемета под углами до 35 ° вверх, 35 ° до правого борта и 15 ° до порта. Испытания показали, что максимальная скорость снижалась на 10-20 км/ч (6 и 12 миль в час) и что двухместный с двумя местами был труднее справиться, поскольку центр тяжести был сдвинут назад. [ 34 ] В начале марта 1942 года производственный двухместный IL-2 с кабиной новой стрелки начал тесты производителя. [ 34 ] Вторая кабина и вооружение увеличили массу вверх на 170 кг (370 фунтов), поэтому лоскуты были позволены для развертывания под углом 17 °, чтобы избежать пробега с разбивкой. Новый вариант имел удлиненный отсек фюзеляжа с расширенным навесом, предлагающим некоторую защиту от элементов. В отличие от хорошо сруженной кабины пилотного отсека со стальным покрытием до 12 мм (0,47 дюйма) позади, внизу и с обеих сторон, а также до 65 мм (2,6 дюйма) стеклянные секции, задний стрелок был предоставлен с 6 мм (0,24 дюйма) толщина броня, эффективная только против калибра из винтовки. [ 34 ]
Чтобы улучшить производительность, Бюро дизайна Mikulin начало работать над повышенным двигателем AM-38. Новые двигатели производили 1300 кВт (1700 л.с.) при взлете и 1100 кВт (1500 л.с.) на уровне 750 метров (2460 футов). Они дали улучшенную взлету и низкую высоту. [ 34 ] 30 октября 1942 года производство IL-2S, работающее на AM38, использовалось на центральном фронте впервые, когда они успешно напали на аэродром Смоленска , занятый немцами. Задние орудия Shturmovik оказались эффективными против враждебных бойцов, и только во время судебных испытаний выстреливщины выбили семь BF 109 и отбили многие атаки. [ 35 ] В январе 1943 года самолеты двухместных атак, работающие на повышенных двигателях AM-38F ( Forseerovannyy -UpRaved) начали прибывать в фронтовые единицы.
Тем не менее, уровень смертности среди воздушных стрелков оставался исключительно высоким, и только для поздних моделей, полученных после 1944 года, задняя пластина 13 мм (0,51 дюйма) была перемещена в задний ход (деревянный) задний фюзеляж, чтобы обеспечить стрелок сидеть за топливным баком. [ Цитация необходима ] Броня не выросла к задней части или внизу, хотя боковые панели брони были прикованы к задней брониной пластине, чтобы защитить бак боеприпасов для пулемета UBT, обеспечивая некоторую меру защиты. Модификации, в том числе добавление заднего стрелка и пистолета, добавили вес за центр тяжести, что привело к «предельной» стабильности и характеристикам обработки, которые были «едва приемлемыми». Необходимость сдвинуть аэродинамический центр самолетов вперед из-за веса добавленного заднего стрелка и удлиненного кабины была причиной сброшенных внешних крыльев в более позднем IL-2. [ 36 ]
В феврале 1945 года самый высокий забил немецкий летающий туз, который будет убит в бою, Отто Киттель , был сбит возвращением огня от IL-2. [ 37 ]
Воздушный боевой бой
[ редактировать ]Из-за нехватки бойцов в 1941–1942 годах ИЛ-2 иногда использовались в качестве бойцов. [ Цитация необходима ] В то время как они превзошли преданные бойцы, такие как Messerschmitt BF 109 и Focke-Wulf FW 190 , в Dog Bights IL-2 мог Luftwaffe . с некоторым успехом взять на другие самолеты [ Цитация необходима ] Немецкие фронтальные подразделения, оснащенные Henschel HS 126, больше всего пострадали от разрушительных препаратов IL-2. Пилоты IL-2 также часто атаковали близкие образования Junkers JU 87S , поскольку 7,92 мм (0,312 дюйма) пулеметов Ju 87 Stukas были неэффективны против сильно бронированных Shturmoviks . Зимой 1941–1942 гг. Ил-2 были использованы против транспортного самолета Люфтваффе и стали самым опасным противником Junkers JU 52/3M . Пилоты 33 -го GVShap были наиболее успешными в этих операциях. Другими успешными подразделениями были в 1942–1943 годах, работающих около Сталинграда . Их целью были не только JU 52S, но и Heinkel HE 111 и Focke-Wulf FW 200 бомбардировщиков-кондор, доставляющие припасы в осажденные немецкие войска. [ 38 ]
В то время как IL-2 был сильным оружием воздуха-земля, и даже довольно эффективным перехватчиком против медленных бомбардировщиков и транспортных самолетов, тяжелые потери возникли в результате его уязвимости к истребителю. Потери были очень высокими, самые высокие из всех типов советских самолетов, хотя учитывая цифры в обслуживании, это только следовало ожидать. Потеря Штурмовика (включая тип IL-10) в 1941–1945 годах были из 10 762 самолетов (533 в 1941 году, 1676 в 1942 году, 3515 в 1943 году, 3 347 в 1944 году и 1691 в 1945 году). [ 39 ] Основная оборонительная тактика состояла в том, чтобы летать на низком уровне и уменьшить мощность, когда вражеский боец приблизился. Это может сделать бойца преодолеть и летать в зону стрельбы IL-2. [ 32 ]
Во время битвы в Карелианском перерысе, наступлении Vyborg летом 1944 года, финские 24-й и 34-й истребительные эскадрильи и Луфтваффе II./jg 54 набрали совековые эскадроны IL-2. Всего за 30 дней (10 июня-9 июля) финские и немецкие пилоты-истребители сбили 111 и 53 IL-2 соответственно. [ Цитация необходима ]
Примечательный экипаж
[ редактировать ]Старший лейтенант Анна Йегова пилотировала 243 миссии IL-2 и была украшена три раза. [ 40 ] Одной из этих наград была золотая звезда героя Советского Союза , которую Егорова получила «посмертно» в конце 1944 года, так как она была мертва после того, как ее сбили. [ 40 ] Она пережила тюремное заключение в немецком лагере военнопленных.
Гвардейский младший лейтенант Иван Драченко , другой пилот IL-2, был одним из четырех человек, награжденных главным героем Советского Союза, а также полным кавалером Ордена славы в качестве получателя каждого из трех классов славы . [ 41 ] Несмотря на то, что он потерял правый глаз в результате травм, полученных в боевой миссии 14 августа 1943 года, он вернулся к статусу полета и продолжал летать боевые вылеты до конца войны. [ 42 ]
Получатель Героя Награды Советского Союза Т. Кузнетов пережил аварию своего IL-2 в 1942 году, когда он сбил, вернувшись из разведывательной миссии. Кузнецы сбежал от крушения и спрятался поблизости. К его удивлению, немецкий боец BF 109 приземлился возле места крушения, и пилот начал исследовать разрушенный IL-2, возможно, искать сувениры. Подумав быстро, Кузнецы побежал к немецкому истребителю и использовал его, чтобы полететь домой, едва избегая того, чтобы его сбили советские бойцы в процессе. [ 22 ]
Подполковник Нельсон Степаньян пропустил IL-2 и принял участие в ряде воздушных сражений и бомбардировок. Он был сбит один раз, но вернулся в советские линии. На своем последнем вылете в Липадже , Латвия , 14 декабря 1944 года, его самолет был поражен зенитным пожаром, и, хотя он ранен, он пропустил свой самолет в немецкий военный корабль . Советские источники утверждают, что Степаньян пролетел не менее чем из 239 боевых вылетов, затонул 53 корабля, тринадцать из которых он сделал в одиночку, уничтожил 80 танков, 600 бронированных транспортных средств и 27 самолетов. [ 43 ]
Космонавт Георги Береговой пролетел по Илюшину в 185 годах и был награжден героем титула Советского Союза в 1944 году. Он был самым ранним космонавтом и единственным космонавтом, который стал героем Советского Союза для более раннего достижения, не связанного с пространством. путешествовать.
Варианты
[ редактировать ]Ранний двухместный прототип оказался слишком тяжелым для ограниченной мощности раннего двигателя Mikulin AM-35 . Вскоре была разработана одноэтажная версия для одноэтажного сиденья и увидела боевые действия, особенно на ранней стадии войны в Советском Союзе. В то время как IL-2 оказался смертельным оружием воздуха-земля, тяжелые потери были вызваны его уязвимостью для атаки истребителей. Следовательно, в феврале 1942 года был возрожден двухместный дизайн. IL -2M с задним стрельбой под растянутым навесом вступил в службу в сентябре 1942 года, а выжившие односеды в конечном итоге изменились на этот стандарт. Более поздние изменения включали обновление с 20 мм (0,79 дюйма) до 23 или 37 мм (0,91 или 1,46 дюйма), аэродинамические улучшения, использование деревянных внешних крыльев вместо металла и увеличения числа топлива. В 1943 году IL-2 типа 3 или IL-2M3 выпустил с перепроектированными «стрелками», которые обладали ведущими краями, которые были отнесены на 15 градусов на внешних панелях, и почти прямыми задне а АТ-6 тренер. Производительность и обработка были значительно улучшены по сравнению с результирующей сдвигом аэродинамического центра IL-2 с пересмотренной формой плана «крыла стрелы», чтобы исправить более раннюю проблему, и это стало наиболее распространенной версией IL-2. В 1942 году был предложен радиальный двигатель, питаемый двигателем IL-2 с двигателем Shvetsov Ash-82 для исправления прогнозируемой нехватки в встроенных двигателях Mikulin. Тем не менее, Shvetsov Ash-82 также использовался в новом истребителе La-5 La-5 , который эффективно обеспечил все доступные двигатели в Бюро Лавочкин. Самолет радиального двигателя Sukhoi Su-2 -атака был произведен в небольших количествах, но обычно считался непригодным из-за неадекватной производительности и отсутствия оборонительного вооружения. [ 32 ]
- TSKB-55
- Двухместный прототип, двигатель AM-35, первый рейс 2 октября 1939 года.
- BSH-2
- Обозначение сантехники для прототипа TSKB-55.
- TSKB-57
- Прототип с одним сиденьем, двигатель AM-38, первый рейс 12 октября 1940 года.
- IL-2 (TSKB-57P)
- Одноместный серийный самолет, двигатель AM-38, первый полет 29 декабря 1940 года, некоторые из которых были доставлены в боевые подразделения в мае-июне 1941 года. Переименованные в апреле года 1941 . на какой фабрике был изготовлен IL-2).
- IL-2 двухместные
- Двухместная версия, AM-38 Engine, первое действие 30 октября 1942 года возле Сталинграда. Максимальная нагрузка на бомбу снизилась с 600 до 400 кг (от 1300 до 880 фунтов). Используется по краям полетов для защиты от немецких бойцов. Быстро заменил «IL-2 Production 1943 года».
- IL-2 Производство 1943 года
- Находясь на Западе как «IL-2M». Основанный на модернизированном двигателе AM-38F. Доставлено на передние подразделения с начала 1943 года. В 1943 году вооруженные IL-2 20 мм вооружены, оставив только 23-мм вариант VYA.

- IL-2 с NS-37
- Назван на Западе как «IL-2 Тип 3M». Основываясь на двухместном IL-2, вооруженном Nudelman-Suranov NS-37 в конформных пистолетах под крыльями, вместо пушек 20/23 мм, эта версия является попыткой создать противотанковый самолет, сначала используется В бою во время битвы при Курске . Тем не менее, боевая эффективность была довольно низкой, а производство варианта была ограничена около 3500. Кроме того, нагрузка бомбы была уменьшена с 600 до 200 кг (от 1300 до 440 фунтов). Он был заменен обычными атакувателями IL-2, вооруженными касстами с кумулятивными бомбцами.
- Производство IL-2 1944 «Крыло с стрелой»
- Находясь на западе как «IL-2M3» или «IL-2 типа 3». По мере того, как больше дуралина стал доступным для советской авиационной промышленности, IL-2 получил набор панелей для всех металлических крыльев. В то же время, внешняя форма плана крыла была охвачена, с прямым торцом, так как центр тяжести был сдвинут назад после добавления стрелка. Изменение формы плана крыла восстановила управляемость двухместного IL-2 назад к уровню одноэтажного IL-2.
- 2 и 2
- Учебная версия, также известная как UIL-2 .
- 2T
- Версия торпедного бомбардировщика для советского флота с удаленными пушками VYA-23 , чтобы сэкономить вес, он смог нести одну торпеду 45 см (18 дюймов). [ 5 ] [ 44 ] Очевидно, что это был только дизайн, поскольку 23-й атачный воздушный полк Черного морского флота летал регулярно IL-2M-3, оснащенные торпедными стойками в качестве модификации поля, и что такие самолеты никогда не было отмечено в бревнах боевых вылетов. [ 45 ]
- 2i
- Бронированный истребитель, только прототип. Концепция, основанная на нескольких борьбах собак между IL-2 и люфтваффе бомбардировщиками . Оказалось невозможным из -за его низкой скорости, что заставляет его иметь возможность перехватывать только более старые бомбардировщики Люфтваффе .
- IL-2R
- IL-2 оснащен ракетным двигателем в задней части, только прототип. Дизайн был частью концепции, чтобы иметь подразделения IL-2R как часть быстрого отклика, распространяющегося по всему фронту, чтобы противостоять внезапным контратакам . Ракетный двигатель поможет в взлете и восхождении, что позволит IL-2R быстрее достигать своей цели. Концепция была заброшена до того, как в 1945 году была дана представление о прохождении, так как к тому времени она считалась устаревшей.
- IL-2 с двигателем M-82/M-82IR
- Резервный проект, подготовленный, в то время как растения, производящие AM-35/AM-38, были эвакуированы. По сравнению с оригинальной IL-2 у него была дополнительная броня, задний стрелок и двигатель Shvetsov Ash-82 или двигатель Ash-82IR. Он имел ухудшенную скорость подъема и полевых показателей, однако он сохранил те же качества обработки. Рекомендуется для производства на заводе № 381 и заводе № 135 с 678, который будет доставлен к 1943 году. Отменен из-за стабилизированного производства AM-38. [ 46 ]
Военные операторы
[ редактировать ]- Болгарские ВВС -получили 120 IL-2 и 10 тренингов IL-2U в 1945 году. Этот тип работал между 1945 и 1954 годами. [ 47 ]
- ВВС венгерских ВВС - Получили неизвестное количество самолетов. Тип действовал с 1945 по 1952 год. [ Цитация необходима ]
- Авиация Монгольской народной армии -получила 71 IL-2 в 1945 году. Этот тип действовал между 1945 и 1954 годами

- Чехословацкие ВВС -получили 33 и 2 и 2 тренинговых самолетов IL-2U. Этот тип действовал между 1944 и 1949 годами. [ 48 ]
- Военно-воздушные силы польской армии- (после 1947 года Польские ВВС ) получили около 230 самолетов IL-2 в период с 1944 по 1946 год. Все были в отставке в 1949 году. [ 48 ]
- SFR Yugoslav Air Force -получил 213 самолетов в версиях IL-2M3 и UIL-2 и использовал их до 1954 года. [ 47 ] Используется:
- 421 -й авиационный полк (1944–1948)
- 554 -й штурмовой авиационный полк (1945–1948)
- 422 -й авиационный авиационный полк (1944–1948)
- 423 -й авиационный полк (1944–1948)
- 3 -й учебный авиационный полк (1945–1948)
- 81 -й авиационный полк (1948–1953)
- 96 -й авиационный полк (1948–1954)
- 107 -й авиационный полк (1948–1953)
- 111 -й авиационный полк (1948–1952)
- 185 -й смешанный авиационный полк (1949–1952)
Выживший самолет
[ редактировать ]Болгария
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2M3
- S/N Неизвестно - в Национальном авиационном музее в Крумово, Пловдив . [ 49 ] [ 50 ]
Чешская Республика
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2M3
- 12438 - В Авиационном музее Кбели в Кбели, Прага . [ 51 ] [ 52 ]
Венгрия
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2
- S/n неизвестный, не обретанный в Музее Самолета Шолнок в Шолноке, Jász-Nagykun-Szolnok . [ 53 ] [ 54 ] Выздоровел из озера. Двигатель № 259059. [ Цитация необходима ]
Норвегия
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2M3
- 3035560 - в Grenselandsmuseet в Киркенесе, Финнмарк . Он был обнаружен из озера на норвежской стороне границы в 1985 году и восстановлен в России. [ 55 ]
Польша
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2M3

- 21 - В музее польской армии в Варшаве, Мазовия . [ 56 ] [ 57 ] Он использовался 3 -м авиационным полком. [ Цитация необходима ]
Россия
[ редактировать ]- Airworhy
- IL-2
- 1872452 - Airworhy Aware с Фондом «Крылья победы» в Москве . Он был восстановлен в 2015 году с дна озера недалеко от Мурманска и восстановлен в результате авиализации в Комиссии из UAC . [ 58 ] [ 59 ]
- На дисплее
- IL-2
- 2440 – displayed in Novorossiysk, Krasnodar Krai . [ 60 ]

- 7826 - (Только Фузеляж вперед), продемонстрированные в Патриот -парке в Кубинке , Москва . По сообщениям, самолет был сбит в проливе Керча 1 ноября 1943 года и был обнаружен в 2015 году. [ 61 ]
- S/N неизвестно - показано в Дубне, Москва . Он был найден на местном уровне. [ Цитация необходима ]
- S/N Неизвестно - показано в Lebyazhye, Ленинград . [ Цитация необходима ]
- S/N Неизвестно - отображается в круге транспорта в Самаре . Этот конкретный самолет был сбит в 1943 году над Карелией, но тяжело раненый пилот К. Котларовский сумел разбиться с самолетом возле озера Ориярви. Самолет был возвращен в Kuybyshev в 1975 году. [ 62 ]
- S/N unknown - displayed at the UMMC Museum Complex in Verkhnyaya Pyshma, Sverdlovsk . [ Цитация необходима ]
- IL-2M3
- 301060-IL-2M3 на статическом дисплее в Центральном музее ВВС в Монино, Москва . [ 63 ] [ 64 ]
- В восстановлении или в хранилище
- IL-2
- 1870930 - При восстановлении в воздушном состоянии Фондом крыльев победы в Москве. Это единственный выживший одноместный IL-2, построенный до 1942 года. [ 65 ]
Сербия
[ редактировать ]- На дисплее
- IL-2M3
- 308831 - в Музее аэронавтики в Белграде в Сурчине, Белград . [ 66 ]
Великобритания
[ редактировать ]- В восстановлении или в хранилище
- IL-2
- IL-2M3
- 1870710 - Под реставрацией для выставки в Викенби, Линкольншир, Англия для Музея Королевского ВВС Лондон . [ 68 ] [ 69 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Airworhy
- IL-2M3

- 305401 - В Музее летающих наследия и боевых доспехов в Эверетте, штат Вашингтон . [ 70 ] Он включает в себя части четырех различных разрушенных самолетов, извлеченных из России и был восстановлен Retro Avia Tech с обратной Allison V-1710-113 . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ]
- На дисплее
- IL-2
- 5612-IL-2 на статическом дисплее в Музее Pima Air & Space в Тусоне, штат Аризона . [ 74 ]
- Под восстановлением
- IL-2

- Композит-Проведение восстановления в центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, штат Вирджиния . Ранее проходил на хранении в заводе по сохранению, восстановлению и хранению Пола Э. Гарбера в Национальном музее воздуха и космической космос в Костюме, штат Мэриленд . [ 75 ] По состоянию на август 2024 года самолет (который можно посмотреть в реставрационном ангаре) появился полным и готов к окончательным штрихам, прежде чем будет выставлен на выставку.
Спецификации (IL-2M3)
[ редактировать ]
Данные из летопись Ильюши… [ 76 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
- Размах крыльев: 14,60 м (47 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,17 м (13 футов 8 дюймов) (хвост)
- Область крыла: 38,50 м 2 (414,4 кв. Фута)
- Пустой вес: 4425 кг (9 755 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 6 360 кг (14 021 фунт)
- Топливная емкость: 730 л (190 США Гал; 160 IMP GAL)
- Силовая установка: 1 × Mikulin AM-38 с жидким охлаждением F Двигатель V12 , 1280 кВт (1720 л.с.) (мощность взлета), 1100 кВт (1500 л.с.) при 750 м (2460 футов)
- Пропеллеры: 3-летовый пропел с переменной питкой AV-57-158, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов)
Производительность
- Максимальная скорость: 410 км/ч (250 миль в час, 220 кН) на 1500 м (4900 футов)
- Диапазон: 765 км (475 миль, 413 нм) при 275 км/ч (171 миль в час; 148 кН) и 1000 м (3300 футов)
- Выносливость: 2,75 часа
- Потолок обслуживания: 4525 м (14 846 футов) (потолок обслуживания), 6 360 м (20 870 футов) (абсолютный потолок)
- Время до высоты: от 15 мин до 5000 м (16 000 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 2 × зафиксированные передвижения 23 × 152 мм пушки VYA-23 , 150 патронов на пистолет
- 2 × зафиксированные передвижные пулеметы 7,62 × 54 ммр Shkas , 750 раундов на пистолет
- 1 × вручную нацелена 12,7 × 108 мм Березин UBT в задних кабине, 300 раундов пулемет
- Ракеты:
- 8 × RS-82 ракет или
- 4 × RS-132 Ракеты
- Бомбы:
- 6 × 100 кг (220 фунтов) бомбы в бомбах с крыла
- 4 × дозаторы для 48 2,5 кг (5,5 фунтов) PTAB Anti-Armour Bombs (всего 192) в бухтах крыла
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Michulec 1999, p. 27
- ^ Michulec 1999, с. 27–28.
- ^ Stapfer, 1995
- ^ Rasster, 2008
- ^ Jump up to: а беременный Ганстон 1995, с. 106
- ^ Джейн 1989, с. 529.
- ^ Jump up to: а беременный Hardesty 1982, p. 170.
- ^ Jump up to: а беременный в Ганстон 1995, с. 104
- ^ "Ильюшин ил 2 Штурмовик" . Century offlight.net . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Получено 8 октября 2018 года .
- ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 2
- ^ Ганстон 1995, с. 105–106.
- ^ Jump up to: а беременный Зеленый и Суэнборо 1980, с. 3
- ^ Широкорад А.Б. (2001) История авиационной авиации урожая (Shirokorad AB (2001) Istoria Aviationnogo Voruzhenia Урожай. ISBN 985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения ), страницы 110–112
- ^ Евгений Кравченко, Борис Прибылов, " К гранатомёту Таубина Archived 19 October 2013 at the Wayback Machine ", КАЛАШНИКОВ. ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ 12/2011, p. 90
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 18.
- ^ Austerslått, Tor Willy. "Ильюшин IL-2 Архивировано 9 июня 2011 года на Wikiwix Break-let.org , 2003. Получено: 27 марта
- ^ Гебель, Грег. "Ильюшин ил-2." www.vectorsite.net , июнь 2006 г. Получено: 27 марта 2010 г. Архивировано 26 мая 2006 года на машине Wayback
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 38.
- ^ Bergstrom 2007, p. 26. Цитирует документ "Цамо ф. 319, op.4799d.25." Российский центральный военный архив в Подольске.
- ^ Шорс 1977, с. 73.
- ^ Шорс 1977, с. 72–82.
- ^ Jump up to: а беременный Лисс 1966
- ^ Ральф Веттерхан (май 2015). "Курск" . Air & Space Magazine . Смитсоновский институт . Получено 21 января 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Гордон 2008, с. 296
- ^ DM Glantz, JM House. Битва при Курске. Ian Allan Publishing Ltd, Surrey, UK, 1999, p. 349.
- ^ Ф. Кросби. Полное руководство по бойцам и бомбардировщикам Второй мировой войны . Anness Publishing Ltd: Hermes House, Лондон, 2006, с. 365
- ^ Кросби, с. 350.
- ^ Гланц и дом, с. 353.
- ^ Tl Jentz. Panzer Truppen: Полное руководство по созданию и борьбе с развертыванием Германии Tank Force, 1943–1945 . Schiffer Publishing , Atglen, PA, 1996, p. 80
- ^ Jump up to: а беременный в Биауде, Боб. Overgraduate: зенитный мужской опыт в продолжении войны »). Хельсинки: Wsoy, 2002. ISBN 978-951-0-26704-2 .
- ^ Гордон 2008, с. 295–296.
- ^ Jump up to: а беременный в Resstryin 2008
- ^ Michulec 1999, p. 3
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Гордон 2008, с. 293.
- ^ Гордон 2008, с. 294
- ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 10
- ^ Hannig, N. Luftwaffe Fighter Ace: от восточного фронта до защиты родины 2012, стр. 148 ISBN 9780753772767
- ^ Гордон 2008, с. 297
- ^ Bergström 2008, p.
- ^ Jump up to: а беременный Sakaida 2003, p.
- ^ Брюс Э. Эмприк. Вперед к Берлину!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - полные кавалеры советского ордена славы. Teufelsberg Press, Сиэтл, Вашингтон, 2017, с. 34
- ^ Empric, с. 107-108.
- ^ (в армянском) анон. «Степаньян, Нельсон Геворг» (Степаньян, Нельсон Геворги). Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская академия наук , 1985. Vol. xi, p. 130.
- ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 76
- ^ Morisov, Miroslav. "Топи их всех" Archived 25 March 2012 at the Wayback Machine История Авиации , No. 4, Part 1, 2000. Retrieved: 18 September 2011.
- ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 24-25.
- ^ Jump up to: а беременный Michulec 1999, p. 29
- ^ Jump up to: а беременный Michulec 1999, p. 28
- ^ «Коллекция Aircrafts [sic]» . Авиационный музей . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Досье планера - Ilyushin IL -2M3, S/N 425 BBC» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Ильюшин ил-2M3 штурмовик-баттл самолет» . Институт военной истории Прага (в чешском). Институт военной истории. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Получено 25 апреля 2017 года .
- ^ "Досье планера - Iilyyyunshin IL -2M3, S/ N 38 VVS, C/ N Воздушные визуальные эффекты Получено 9 июня
- ^ «Ильюшин ил-2M-3» Штурмовик «Атакующий самолет» . Рептар . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Досье планера - Ильюшин Иль -2M, S/N неизвестный русский AF» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ "Илджушин ил-2 Стормовик" . Digitaltmuseum (на норвежском языке) . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Выставка на открытом воздухе» . Польский армейский музей (на лаке). Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Получено 8 июня 2020 года .
- ^ "Досье планера - Ilyyshin il -2m3, s/n 21 sprp " Воздушные визуальные эффекты Получено 9 июня
- ^ «Русские реликвии» Классические крылья, том 23 № 1, стр.12.
- ^ «Самолет атаки IL-2 восстановлен в условиях полета в Новосибирске» . Авиация России . 16 июня 2017 года . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ "В Новороссийске состоялась торжественная церемония открытия памятника легендарному штурмовику Ил-2" . Ministry of Defense of the Russian Federation . 14 December 2017 . Retrieved 9 June 2020 .
- ^ "IL-2 Forwer Fuselage Display" . Воздушные визуальные эффекты . Получено 1 декабря 2020 года .
- ^ «Памятник IL-2» . Авиация Второй мировой войны . Авиабилеты . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ КОЗЛОВ, П. Я. " "ШТУРМОВИКИ" " . АВИАБИБЛИОТЕКА (in Russian) . Retrieved 9 June 2020 .
- ^ «Досье планера - Ilyushin IL -2M3, S/N 19 Red VVS, C/N 301060» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Ilyushin IL-2 Shturmovik Recovery-обновленная история» . Warbirds News . 21 ноября 2018 года . Получено 1 декабря 2020 года .
- ^ «Илишин ил-2M3 Штурмовик» . Аэронавтический музей Белград . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ "Илисинхин IL-2 Великобритания " Aerialvisuals Получено 1 декабря
- ^ «Ильюшин Иль-2 Восстановление Великобритания» . Aerialvisuals . Получено 1 декабря 2020 года .
- ^ "IL-2M3 UK" . ABPIC . Получено 1 декабря 2020 года .
- ^ «Ильюшин II-2M3 Штурмовик» . Коллекция летающих наследия и музей боевых доспехов . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ «Коллекция Flying Heritage добавляет еще одну винтажную Warbird» . Коллекция летающих наследия . 27 октября 2011. Архивировано с оригинала 29 октября 2011 года . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ Марш, Эллиотт (23 августа 2017 г.). «Полет крылатого танка - современные впечатления легендарного IL -2 Sturmovik» . vintageaviationecho.com . Винтажная авиация эхо. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Получено 14 сентября 2017 года .
Первоначальный двигатель Mikulin AM-38F был нецелесообразным для восстановления (ни такие двигатели не достойны воздуха в 21-м веке), а самолет вместо этого был соединен с надежным двигателем Allison V-1710 -113, той же силовой установкой, используемой в LockHeed P-38 Молния.
- ^ «Ильюшин Иль-2 снова летит» . Eaa . 13 октября 2011 года. Архивировано с оригинала 16 октября 2011 года . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ "Ильюшин ил-2M Shturmovik" . Музей воздушного и космического космоса Пима . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ Креллин, Эвелин (27 ноября 2016 г.). «Подготовка к восстановлению« бетонной плоскости » » . Национальный музей воздуха и космоса . Смитсоновский институт . Получено 9 июня 2020 года .
- ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 72
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Христер. Баграция в Берлин: финальная воздушная битва на востоке 1944–45 . Hersham UK, Classic Publications, 2008. ISBN 978-1-903223-91-8 .
- Бергстрем, Христер. Барбаросса: воздушная битва: июль - декабрь 1941 года . Лондон: Chevron/Ian Allan, 2007. ISBN 978-1-85780-270-2 .
- Кросби, Фрэнсис. Полное руководство по бойцам и бомбардировщикам Второй мировой войны. Лондон: Anness Publishing Ltd: Hermes House, 2006. ISBN 978-1-42239-156-3 .
- Дональд, Дональд и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Airtime Publishing, 1996. ISBN 1-880588-24-2 .
- Empric, Брюс Э. Вперед к Берлину!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - полные кавалеры советского ордена славы. Сиэтл: Teufelsberg Press, 2017. ISBN 978-1973498605 .
- Гланц, Дэвид М. и Джонатан М. Хаус . Битва при Курске. Лондон: Ян Аллан Publishing Ltd, Surrey, UK, 1999. ISBN 978-0-70060-978-9 .
- Гланц, Дэвид М. и Гарольд С. Оренштейн. Битва за Курск 1943 года: исследование советского генерального персонала . Лондон: Фрэнк Касс, 1999. ISBN 0-7146-4493-5 .
- Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. OKB Ilyushin: История дизайнерского бюро и его самолета . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN 1-85780-187-3 .
- Gordon, Yefim and Sergey Kommissarov. Ilyushin IL-2 and IL-10 Shturmovik . Wiltshire: Crowood Press, 2004. ISBN 1-86126-625-1 .
- Гордон, Ефим. Советская воздушная сила во Второй мировой войне . Hinckley UK: Midland / Ian Allan Publishing, 2008. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Грин, Уильям и Гордон Сванборо. «Анналы Ильюши: пролавочный Штурмовик Илюшина». Энтузиаст воздуха , выпуск двенадцати, апрель -июль 1980 года, с. 1–10, 71–77. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press. ISSN 0143-5450.
- Ганстон, Билл . Энциклопедия Osprey российских самолетов 1875–1995 . Лондон: Osprey, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Хардста, фон. Red Phoenix: рост советской воздушной власти, 1941–1945 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1982. ISBN 1-56098-071-0 .
- Jentz, TL Panzer Truppen, Полное руководство по созданию и борьбе с развертыванием Германии танковой силы: 1943–1945. Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1996. ISBN 978-0-88740-915-8 .
- Кривошив, GF советские жертвы и боевые потери в двадцатом веке. Лондон: Greenhill Books, 1997. ISBN 978-1-85367-280-4 .
- Лисс, Витолд. Ilyushin IL-2 (самолет в профиле № 88) . Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1968. Нет ISBN. Перепечатано в 1971 и 1982 годах.
- Людеке, Александр. Оружие Второй мировой войны . Бат, Великобритания: Parragon Books Ltd., 2012. ISBN 978-1-4075-0195-6 .
- Мичлек, Роберт. IL-2 IL-10. Воздушные монографии № 22 (в лаке). Гданьск: AJ-Press, 1999. ISBN 83-86208-33 .
- Ovčáčík, Michal and Karel Susa. Ilyushin Il-2 Shturmovik: Il-2 Type 3, Il-2 Type 3M, Il-2KR, UIl-2 . Prague, Czech Republic: 4+ Publications, 2006. ISBN 80-87045-00-9 .
- Povinsky, Viktor. Il-2 Shturmovik . Sandomierz, Poland/Redbourn, UK: Mushroom Model Publications, 2014. ISBN 978-83-63678-37-1 .
- Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.). (in Russisn) Moscow: Машиностроение, 1994. ISBN 5-217-00477-0 . (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3rd ed.) . translation: History of Aircraft design in USSR: 1938–1950 . Moscow: Mashinostroenie Publishing House, 1994. ISBN 5-217-00477-0 .)
- Растенин, Олег. IL-2 Штурмовик Гвардейские подразделения 2 Второй мировой войны (Asprey Combat Aircraft, № 71). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2008. ISBN 978-1-84603-296-7 .
- Сакаида, Генри. Героини Советского Союза: 1941–45. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2003. ISBN 978-1-84176-598-3 .
- Шорс, Кристофер. Наземная атака самолетов Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN 0-356-08338-1 .
- Stapfer, Hans-Heiri. IL-2 Stormovik в действии (самолет № 155). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1995. ISBN 0-89747-341-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Как летать на IL-2. Учебный фильм от Научно -исследовательского института ВВС Красной Армии, 1943. Английские субтитры
- 25 выстрелов Мемориала IL-2 (Novorossyisk, Россия)
- Интервью с пилотом IL-2 Юрия Хукриков
- Первый общественный полет IL-2 с коллекцией Flying Heritage с P-47
- Руководство по инструкции пилота