Jump to content

Ilyuslin IL-2

(Перенаправлен из IL-2 Sturmovik )

IL-2
Советские воздушные силы Ильюшин Иль-2M в полете
Общая информация
Тип Наземная атака самолетов
Национальное происхождение Советский Союз
Дизайнер Ильюшин
Построен Фабрика 381
Государственная авиационная фабрика 18
Основные пользователи Советские ВВС
Номер построен 36,183 [ 1 ]
История
Производится 1941–1945 [ 2 ]
Дата введения 1941
Первый полет 2 октября 1939 года
Ушедший на пенсию 1954 ( Болгарские ВВС и Югославские ВВС )
Превратился в Ilyuslin IL-10

Ilyushin IL-2 ( русский : Илсин ил-2)-это самолет из наземного атаки , который был создан Советским Союзом в большом количестве во время Второй мировой войны . Слово Shturmovík ( Cyrillic : шturmowik), универсальный российский термин для самолета с наземной атакой, стал синекдочом для IL-2 в английских источниках, где оно обычно выводится в Штурмовике , Stormovik [ 3 ] и Штурмовик . [ 4 ]

Для пилотов IL-2 самолет был известен по миниатюрной "Ильюша". Для солдат на земле его называли «горбуном», «летающим танком» или «летающим пехотинцем». Его послевоенное название отчетности НАТО было корой . [ 5 ]

Во время войны было произведено 36 183 единицы IL-2, и в сочетании с его преемником Ilyushin IL-10 , в общей сложности 42 330 [ 6 ] были построены, что делает его единственным наиболее производимым дизайном военных самолетов в истории авиации, а также одним из самых продюсированных пилотируемых самолетов в истории наряду с американским послевоенным гражданским Cessna 172 и немецким тогдашним временным Мессершмиттом BF 109 .

IL-2 сыграл решающую роль на восточном фронте . Когда фабрики отстали на поставках, Джозеф Сталин сказал заводским менеджерам, что IL-2 были «такими же необходимыми для Красной Армии, как воздух и хлеб». [ 7 ]

Дизайн и разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
IL-2M на авиасалоне Maks

Идея самолета советского бронированного атаки датируется началом 1930-х годов, когда Дмитрий Павлович Григорович разработал TSH-1 и TSH-2 бронированные бипланы . Тем не менее, советским двигателям в то время не хватало мощности, необходимой для обеспечения тяжелых самолетов хорошей производительностью. IL-2 был спроектирован Сергеем Ильюшином и его командой в Центральном дизайнерском бюро в 1938 году. TSKB-55 был двухместным самолетом с бронированной оболочкой весом 700 кг (1500 фунтов), защищающим экипаж , двигатель , радиаторы и топливный бак . Стоя нагруженного, Ильюшин весил более 4700 кг (10 400 фунтов), [ 8 ] Создание бронированной раковины около 15% от грубого веса самолета. Уникально для самолетов Атаки Второй мировой войны и аналогично форвардному дизайну фюзеляжа Имперских немецких юнкеров эпохи Второй мировой войны Ji Armored, All-Metal Biplane, доспехи IL-2 были спроектированы как несущая часть Ilyushin монококовая структура, тем самым экономя значительный вес. Прототип TSKB-55, который впервые пролетел 2 октября 1939 года, [ 8 ] выиграл государственную конкурс против [ Цитация необходима ] Sukhoi Su-6 и получили VVS обозначение BSH-2 ( BSH выступил за « Bronirovani Shturmovik » или бронетанку на наземную атаку). [ 9 ] Прототипы-TSKB-55 и TSKB-57-были построены на Московском заводе № 39, в то время основание Бюро дизайна Ильюшина.

BSH-2 имел избыточный вес и недостаточно мощность, с оригинальным двигателем Mikulin AM-35 1022 кВт (1371 л.с.), предназначенным для обеспечения наибольших выходов мощности на большой высоте. Из-за этого он был перепроектирован как TSKB-57 , более легкий одноместный дизайн с более мощным двигателем 1254 кВт (1682 л.с.) Mikulin AM-38 , разработка AM-35, оптимизированного для работы низкого уровня. [ 10 ] TSKB-57 впервые пролетел 12 октября 1940 года. [ 8 ] Производственный самолет прошел государственные процессы с приеме в марте 1941 года и был переименован в IL-2 в апреле. [ 11 ] Поставки в операционные единицы начались в мае 1941 года. [ 12 ]

23 мм (0,91 дюйма) вооружение IL-2 было подвергнуто конкуренции. Одна из первых фотографий IL-2 1940 года показывает, что он оснащен двумя MP-6 23-мм автоканонами, разработанными Якова Таубином ( якоу-таубин ) в OKB-16. Пистолет MP-6 весил 70 кг (150 фунтов) и разработал начальную скорость дуло 900 м/с (3000 футов/с). Он работал по принципу короткой отдачи и имел скорость пожара около 600 об / мин. (Разработка пистолета MP-6 может быть прослежена до 1937 года. Первоначальная версия была проверена весной 1940 года на Мессершмитте BF 110, купленном у Германии, потому что не было подходящих советских самолетов, на которых можно установить. В Лето 1940 года было протестировано на пашинине I-21 .) [ Цитация необходима ] Фабричные испытания о оружии MP-6 на IL-2 были проведены в августе 1940 года. В ранних прототипах IL-2 эти оружия кормили 81 раундом клипов. В полете эти зажимы иногда становятся смещенными из -за их большой поверхности, что заставило их испытать значительное аэродинамическое давление. [ Цитация необходима ] Конкурентные тесты проводились в весне 1941 года между оружием MP-6, модифицированным на ремень, и недавно разработанным газооперационным Volkov-Yartsev Vya-23 , который в противном случае имел довольно сходные характеристики. VYA-23 был объявлен победителем на этом суде. Впоследствии, в мае 1941 года, развитие оружия MP-6 было прекращено. Таубин был арестован [ 13 ] и в конечном итоге казнен в октябре того же года для заговора, чтобы продолжить производство его неудачного оружия. [ 14 ]

Техническое описание

[ редактировать ]

IL-2 представляет собой одномоторный, управляемый пропеллером, низко крыло моноплан смешанной конструкции с экипажем из двух (одна из ранних версий), специально предназначенное для штурмовых операций. Его наиболее заметной особенностью было включение брони в схему несущей нагрузки. Пластины брони заменили раму и панели по всей гоночной и средней части фюзеляжа, а бронированный корпус из прикованной однородной брони стали AB-1 (AB-2), обеспечил двигатель самолета, кабину, водопроводные и нефтяные радиаторы, а также топливные баки (AB-2) Полем

Производство

[ редактировать ]

В начале 1941 года IL-2 был приказан на производство на четырех фабриках и в конечном итоге был произведен в большем количестве, чем любой другой военный самолет в истории авиации, но к тому времени, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз 22 июня 1941 года, только государственная авиация Фабрика 18 в Воронеже и фабрике 381 в Ленинграде начала производство, и 249 были построены ко времени нападения Германии. [ 12 ] [ 15 ]

Производство в начале войны было медленным, потому что после вторжения Германии авиационные фабрики возле Москвы и других крупных городов в Западной России должны были быть перемещены к востоку от гор Урал . Ильюшин и его инженеры успели пересмотреть методы производства, и через два месяца после переезда IL-2 снова были произведены. Темп, однако, не должен был влюблен в Сталин , и он выпустил следующую телеграмму Шенкману и Тритикову:

Вы дали нашу страну и нашу красную армию. У вас есть нерв, чтобы не производить IL-2 до сих пор. Нашей красной армии теперь нужны самолеты IL-2, такие как воздух, который он дышит, как хлеб, который он ест. Шенкман производит один IL-2 в день, а Tretyakov-один или два MIG-3 в день. Это издевательство над нашей страной и красной армией. Я прошу вас не пробовать терпение правительства и потребовать, чтобы вы производили больше IL. Это мое последнее предупреждение.

- Сталин [ 7 ]

В результате, «производство Штурмовиков быстро достигло скорости. Появление Сталина о том, что IL-2, как« как хлеб »для красной армии, завладела на авиационных растениях Ильюшина, и вскоре армия имели свои штурмовики в количестве». [ 16 ] [ 17 ] [ ненадежный источник? ]

Оперативная история

[ редактировать ]
IL-2 в музее польской армии в Варшаве

Первоначальное использование и оперативная путаница

[ редактировать ]

Первое использование в действии IL-2 было с 4-й формой (полк атаки на земле) над рекой Березина через несколько дней после начала вторжения Германии. [ 18 ] Самолет был настолько новым, что пилоты не имели обучения по характеристикам полета или тактике, а наземная команда не обучала обслуживания или повторного управления. Полученное обучение позволило пилотам только для взлета и земли; Ни один из пилотов не произвел вооружение, не говоря уже о научной тактике. [ Цитация необходима ] 22 июня 1941 года было доступно 249 IL-2. [ 19 ] К 10 июля 4 -й соревнование снизилось до 10 самолетов с 65. [ 20 ]

Новая тактика

[ редактировать ]

Тактика улучшилась, когда советские экипажи стали привыкнуть к сильным сторонам IL-2. Вместо низкого горизонтального подхода на высоте 50 метров (160 футов), цель обычно держала слева от пилота, а поворот и неглубокое погружение в 30 градусов использовалось с использованием эшелонированного нападения на четыре до двенадцати самолетов за раз. [ Цитация необходима ] Хотя ракеты IL-2 RS-82 и RS-132 могли уничтожить бронированные транспортные средства одним ударом, они были настолько неточными, что испытывали пилоты IL-2 в основном пушку. [ 21 ] Другим мощным оружием IL-2 были высокоэкспозиционные противотанковые (тепло) бомбардировки с названием Protivotankovaya aviabomba ( Ptab , «противотанковая авиационная бомба»). Они были обозначены PTAB-2,5-1,5, так как у них был общий вес 2,5 кг (5,5 фунта) и взрывной заряд 1,5 кг (3,3 фунта). До 192 были перенесены четыре внешних диспенсера ( кластерные бомбы ) или до 220 во внутренних вентральных вентральных вентральных заливах оружия. Заряд может легко проникнуть в относительно тонкую верхнюю броню всех тяжелых немецких танков. PTAB впервые использовались в больших масштабах в битве при Курске с небольшим успехом, возможно, из-за плохой точности бомбардировки IL-2. [ Цитация необходима ]

Впоследствии IL-2 был широко развернут на восточном фронте. Самолет мог летать в условиях низкого освещения и нести оружие, способное победить толстую броню Panther и Tiger I. танков

Эффективность как самолет атаки

[ редактировать ]
Советские самолеты IL-2 атакуют немецкую колонку во время битвы при Курске

Истинные возможности IL-2 трудно определить из существующих документальных доказательств. У. Лисс в профиле авиации 88: Ilyushin IL-2 упоминает о помолвке во время битвы при Курске 7 июля 1943 года, в котором 70 танков из немецкой 9-й танковой дивизии были уничтожены Ильюшином IL-2 всего за 20 минут. [ 22 ] В другом сообщении о действии в тот же день публикация советского персонала гласит, что:

Сухопутные силы высоко ценили работу авиации на поле битвы. В ряде случаев атаки противника были сорваны благодаря нашим воздушным операциям. Таким образом, 7 июля в регионе Кашара ( 13 -й армии ) были нарушены нападения против вражеских танков. Здесь наш штурмовый самолет совершил три мощных атаки в группах 20–30, что привело к разрушению и отключению 34 танков. Враг был вынужден остановить дальнейшие атаки и снять остатки его силы к северу от Кашары.

- Glads and Orenstein 1999, p. 260

В битве при Курске (операция Citadel) генерал В. Рьязанов стал мастером в использовании атакующих самолетов , развивая и улучшая тактику операций IL-2 в координации с пехотой, артиллерией и бронированными войсками. IL-2S в Курске использовал тактику «Круг смерти»: до восьми штурмовиков образовало оборонительный круг , каждый самолет, защищающий тот, что впереди своими передовыми пулеметами, в то время как отдельные IL-2 по очереди покинули круг, атакуя цель, и присоединиться к кругу. [ 23 ] Позднее Рязанов дважды был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, а 1 -й авиационный корпус под его командованием стал первым подразделением, которое получило почетное звание охранников. [ 24 ] В 1943 году один самолет был потерян за каждые 26 вылетов Shturmovik. Около половины потерянных были сбиты бойцами, остальные падали в зенитный огонь. [ 24 ]

Другие исследования боевых действий в Курске предполагают, что очень немногие потери в немецких бронях были вызваны IL-2 или любым другим советским самолетом. Фактически, общие потери немецких танков в операции Citadel составили 323 уничтоженных, подавляющее большинство антитанковым оружием и бронированными боевыми транспортными средствами. [ 25 ] Кроме того, трудно найти какие-либо из первых рук немецких танковых экипажей на восточном фронте, описывающем что-то большее, чем случайная потеря для прямой воздушной атаки. Подавляющее большинство, около 95–98%потерь, было связано с вражеским противотанковым оружием, танками, шахтами, артиллерией и пехотинцем или просто оставлением в качестве операционных потерь (из-за таких причин, как механическое распад или нехватка топливо), которое в основном произошло в течение последних одиннадцати месяцев войны.

IL-2S Банки по отношению к целям в окрестностях Ленинграда, 1943

Во время битвы при Курске VVS IL-2S претендовал на разрушение не менее 270 танков (и 2000 человек) всего за два часа против 3-й танковой дивизии. [ 26 ] 1 июля, однако, в 6 -м танковом полку 3 -й танковой дивизии было всего 90 танков, что на 180 человек меньше, чем утверждается, что уничтожен. [ 27 ] 11 июля (вдоль битвы) в 3 -м танковом дивизионе все еще было 41 эксплуатационный бак. [ 28 ] 3 -я танковая дивизия продолжала сражаться в течение июля, в основном с 48 -м танковым корпусом. Это не записывало никаких необычных потерь для воздушной атаки в течение этого периода. Как и в случае с другими танковыми дивизиями в Курске, подавляющее большинство потерь танков 3-го танкового дивизии были вызваны выкопанными советскими противотанковыми орудиями и танками.

IL-2, летящие в сторону Берлина, 1 мая 1945 года

Возможно, самое необычное утверждение IL-2 VVS заключается в том, что в течение четырех часов они уничтожили 240 танков и в процессе практически уничтожили 17-й танковой дивизион. 1 июля у 17 -й танковой дивизии был только один батальон танков (II./PZ RGT 39), с 67 танками, [ 29 ] 173 меньше, чем утверждалось, уничтожено VVS. 17 -й танковой дивизион даже не находился в основном секторе атаки, а дальше на юг с 24 -м танковым корпусом 1 -й танковой армии. 17 -й танзер не зарегистрировал никаких ненормальных потерь из -за самолетов летом 1943 года и отступил на запад с армейской группой на юге в конце года, все еще не поврежден.

Основной проблемой с IL-2 была неточность его атак. [ Цитация необходима ] К концу войны Советы смогли сосредоточить большое количество штурмовиков, чтобы поддержать их основные оскорбления. Эффект, однако, часто был более психологическим, чем фактическое физическое разрушение целей, особенно против выкопанных и бронированных целей. [ Цитация необходима ] В наступлении 9 июня в Карелианском перешейке в Финляндии финские зенитные силы были слишком мало, чтобы противостоять армадам PE-2 и IL-2, но быстро обнаружили, что атаки IL-2, как правило, широко пропустили их следы. , особенно с бомбами. [ Цитация необходима ] В то время как некоторые атаки на крупные незащищенные цели, такие как конвои лошадей и грузовиков и Railyards, имели разрушительные результаты, атаки против целей выкопаний точечных целей обычно были неэффективными. [ Цитация необходима ] Частые поединки между орудиями АА-2 и 40 мм АА и атакующие IL-2 никогда не приводили к полному разрушению оружия, в то время как многие IL-2 были сбиты в этих атаках. [ 30 ]

Тяжелая доспеха IL-2 также означала, что она обычно несет только сравнительно легкие бомбы, которые вместе с плохой точностью его атак сделали его гораздо менее смертоносным самолетом атаки, чем современные истребители союзников, такие как Республика P -47 Thunderbolt и Hawker Typhoon . Особенно неэффективные ракетные снаряды не были эффективными, даже более крупные RS-132 (из которых четыре были перенесены) с боеголовкой с только 0,9 кг (2,0 фунта) взрывчатых веществ, что плохо сравнивалось с типичной нагрузкой P-47 в десять 5 в ( 13 см) HVARS , каждый из которых имеет 3,4 кг (7,5 фунтов) взрывчатых веществ, или ракеты с восемь-двенадцатью RP-3 на The Hawker Typhoon, каждый с 5,5 кг (12 фунтов) взрывчатых веществ. [ Цитация необходима ] Аналогично, бомбы Штурмовика обычно составляли всего 50 кг (110 фунтов) или редко 100 кг (220 фунтов), слишком малы, чтобы компенсировать типично широкое изменение от целевой точки. [ Цитация необходима ] Чтобы компенсировать плохую точность Bombsight IL-2, в 1943 году советское командование решило использовать в форме брони для брони против вражеских бронированных транспортных средств, а бомба с авиационными воздушными судами PTAB-2,5-1,5 была введена в производство. Эти малые бомбы были загружены непосредственно в бухты в бомбах и были сброшены на вражеские автомобили с высот до 100 метров (330 футов). Поскольку каждый IL-2 мог нести до 192 бомб, пожарный ковер длиной 70 метров (230 футов) и шириной 15 метров (49 футов) может покрыть вражеские танки, давая высокую вероятность «убийства». [ 24 ] Пилоты 291-й формы были первыми, кто использовал бомбы PTAB-2,5-1,5. Во время одного вылета 5 июня 1943 года шесть атакующих самолетов во главе с подполковником А. Витруком уничтожили 15 вражеских танков за одну атаку, а в течение пяти дней после продвижения врага 291 -й дивизион утверждал, что уничтожил или повредил 422 вражеских танка. [ 31 ]

«Летающий танк»

[ редактировать ]

Благодаря защите с тяжелыми бронями IL-2 могло бы занять много наказания и оказалось трудным для наземного и самолетного пожара. [ Цитация необходима ]

Основной угрозой для IL-2 был немецкий наземный огонь. В послевоенных интервью пилоты IL-2 сообщили о 20 мм (0,79 дюйма) и 37 мм (1,5 дюйма) в качестве основной угрозы. [ Цитация необходима ] В то время как легендарный калибр 88 мм (3,5 дюйма) был грозным, низколеистые IL-2 представляли слишком быстро движущуюся цель для относительно низкой частоты пожара 88, были забиты только случайные хиты. Аналогичным образом, финские попытки противостоять IL-2 летом 1944 года оказались неэффективными в результате низкого количества 20 и 40 мм (0,79 и 1,57 дюйма) в полевой армии. Более тяжелый 76 мм (3,0 дюйма) орудия, взятые из обороны родины, также оказались относительно неэффективными, и лишь немногие IL-2 были сбиты, несмотря на то, что они пытались создать различную тактику с боеприпасами, связанными Воспользуйтесь возможностью кратких возможностей, представленных на низких атаках IL-2. [ 30 ] [ страница необходима ] с одной ствол Одноряновые орудия 20 мм также были найдены несколько неадекватными из-за ограниченной огневой мощи: одной или двух оболочек часто было недостаточно, чтобы уничтожить IL-2, и если IL-2 не напал на сам пистолет, что эффективно представляет Стационарная цель, забивая больше ударов во время возможности стрельбы, было редким. [ 30 ] [ страница необходима ]

Бронированная ванна, в диапазоне от 5 до 12 мм (от 0,20 до 0,47 дюйма) толщиной и охватывающей двигатель и кабину, может отклонить все стреляющие руки и взгляды от боеприпасов большего калибра. К сожалению, задние ганочки не имели пользы от универсальной защиты брони, особенно сзади и по бокам, и пострадали примерно в четыре раза больше жертв пилотов. Добавленные жертвы были получены в результате советской политики не возвращаться домой с неиспользованными боеприпасами, что обычно приводило к повторным проходам на цель. [ 32 ] [ страница необходима ] Советские войска часто просили дополнительные проходы, даже после того, как самолеты были вне боеприпасов, чтобы использовать пугающий эффект, который IL-2 имел на немецкие наземные войска, которые дали ему прозвище «летающий танк». Немецкие войска также называли «Черной смертью». Пилоты Люфтваффе назвали его Zementbomber ( Lit. « Бетонный бомбардировщик » ). [ 33 ] Финское прозвище Maatalouskone ( Lit. « сельскохозяйственная машина » или «трактор»), полученная из слова « махатайстелуконе », «земля атаки» ( Lit. « Наземный боевой самолет » ), где коне 'Машина, в свою очередь, укрывается от Lentokone ' '' Самолет '( Lit. ' Flying Machine ' ).

Задний стрелок

[ редактировать ]
Кабина IL-2M. Музей авиации в Белграде , Сербия

Тяжелые потери для вражеских борцов заставили вновь вновь задним числом стрелка; Ранние IL-2 были изменены поля путем прорезания отверстия в фюзеляже за кабиной для стрелка, сидящего на стропе холста, вооруженного 12,7 мм (0,50 дюйма) UBT пулемета в импровизированном монтаже. Полугретное крепление оружия позволило стрелять из пулемета под углами до 35 ° вверх, 35 ° до правого борта и 15 ° до порта. Испытания показали, что максимальная скорость снижалась на 10-20 км/ч (6 и 12 миль в час) и что двухместный с двумя местами был труднее справиться, поскольку центр тяжести был сдвинут назад. [ 34 ] В начале марта 1942 года производственный двухместный IL-2 с кабиной новой стрелки начал тесты производителя. [ 34 ] Вторая кабина и вооружение увеличили массу вверх на 170 кг (370 фунтов), поэтому лоскуты были позволены для развертывания под углом 17 °, чтобы избежать пробега с разбивкой. Новый вариант имел удлиненный отсек фюзеляжа с расширенным навесом, предлагающим некоторую защиту от элементов. В отличие от хорошо сруженной кабины пилотного отсека со стальным покрытием до 12 мм (0,47 дюйма) позади, внизу и с обеих сторон, а также до 65 мм (2,6 дюйма) стеклянные секции, задний стрелок был предоставлен с 6 мм (0,24 дюйма) толщина броня, эффективная только против калибра из винтовки. [ 34 ]

Чтобы улучшить производительность, Бюро дизайна Mikulin начало работать над повышенным двигателем AM-38. Новые двигатели производили 1300 кВт (1700 л.с.) при взлете и 1100 кВт (1500 л.с.) на уровне 750 метров (2460 футов). Они дали улучшенную взлету и низкую высоту. [ 34 ] 30 октября 1942 года производство IL-2S, работающее на AM38, использовалось на центральном фронте впервые, когда они успешно напали на аэродром Смоленска , занятый немцами. Задние орудия Shturmovik оказались эффективными против враждебных бойцов, и только во время судебных испытаний выстреливщины выбили семь BF 109 и отбили многие атаки. [ 35 ] В январе 1943 года самолеты двухместных атак, работающие на повышенных двигателях AM-38F ( Forseerovannyy -UpRaved) начали прибывать в фронтовые единицы.

Тем не менее, уровень смертности среди воздушных стрелков оставался исключительно высоким, и только для поздних моделей, полученных после 1944 года, задняя пластина 13 мм (0,51 дюйма) была перемещена в задний ход (деревянный) задний фюзеляж, чтобы обеспечить стрелок сидеть за топливным баком. [ Цитация необходима ] Броня не выросла к задней части или внизу, хотя боковые панели брони были прикованы к задней брониной пластине, чтобы защитить бак боеприпасов для пулемета UBT, обеспечивая некоторую меру защиты. Модификации, в том числе добавление заднего стрелка и пистолета, добавили вес за центр тяжести, что привело к «предельной» стабильности и характеристикам обработки, которые были «едва приемлемыми». Необходимость сдвинуть аэродинамический центр самолетов вперед из-за веса добавленного заднего стрелка и удлиненного кабины была причиной сброшенных внешних крыльев в более позднем IL-2. [ 36 ]

В феврале 1945 года самый высокий забил немецкий летающий туз, который будет убит в бою, Отто Киттель , был сбит возвращением огня от IL-2. [ 37 ]

Воздушный боевой бой

[ редактировать ]

Из-за нехватки бойцов в 1941–1942 годах ИЛ-2 иногда использовались в качестве бойцов. [ Цитация необходима ] В то время как они превзошли преданные бойцы, такие как Messerschmitt BF 109 и Focke-Wulf FW 190 , в Dog Bights IL-2 мог Luftwaffe . с некоторым успехом взять на другие самолеты [ Цитация необходима ] Немецкие фронтальные подразделения, оснащенные Henschel HS 126, больше всего пострадали от разрушительных препаратов IL-2. Пилоты IL-2 также часто атаковали близкие образования Junkers JU 87S , поскольку 7,92 мм (0,312 дюйма) пулеметов Ju 87 Stukas были неэффективны против сильно бронированных Shturmoviks . Зимой 1941–1942 гг. Ил-2 были использованы против транспортного самолета Люфтваффе и стали самым опасным противником Junkers JU 52/3M . Пилоты 33 -го GVShap были наиболее успешными в этих операциях. Другими успешными подразделениями были в 1942–1943 годах, работающих около Сталинграда . Их целью были не только JU 52S, но и Heinkel HE 111 и Focke-Wulf FW 200 бомбардировщиков-кондор, доставляющие припасы в осажденные немецкие войска. [ 38 ]

В то время как IL-2 был сильным оружием воздуха-земля, и даже довольно эффективным перехватчиком против медленных бомбардировщиков и транспортных самолетов, тяжелые потери возникли в результате его уязвимости к истребителю. Потери были очень высокими, самые высокие из всех типов советских самолетов, хотя учитывая цифры в обслуживании, это только следовало ожидать. Потеря Штурмовика (включая тип IL-10) в 1941–1945 годах были из 10 762 самолетов (533 в 1941 году, 1676 в 1942 году, 3515 в 1943 году, 3 347 в 1944 году и 1691 в 1945 году). [ 39 ] Основная оборонительная тактика состояла в том, чтобы летать на низком уровне и уменьшить мощность, когда вражеский боец ​​приблизился. Это может сделать бойца преодолеть и летать в зону стрельбы IL-2. [ 32 ]

Во время битвы в Карелианском перерысе, наступлении Vyborg летом 1944 года, финские 24-й и 34-й истребительные эскадрильи и Луфтваффе II./jg 54 набрали совековые эскадроны IL-2. Всего за 30 дней (10 июня-9 июля) финские и немецкие пилоты-истребители сбили 111 и 53 IL-2 соответственно. [ Цитация необходима ]

Примечательный экипаж

[ редактировать ]

Старший лейтенант Анна Йегова пилотировала 243 миссии IL-2 и была украшена три раза. [ 40 ] Одной из этих наград была золотая звезда героя Советского Союза , которую Егорова получила «посмертно» в конце 1944 года, так как она была мертва после того, как ее сбили. [ 40 ] Она пережила тюремное заключение в немецком лагере военнопленных.

Гвардейский младший лейтенант Иван Драченко , другой пилот IL-2, был одним из четырех человек, награжденных главным героем Советского Союза, а также полным кавалером Ордена славы в качестве получателя каждого из трех классов славы . [ 41 ] Несмотря на то, что он потерял правый глаз в результате травм, полученных в боевой миссии 14 августа 1943 года, он вернулся к статусу полета и продолжал летать боевые вылеты до конца войны. [ 42 ]

Получатель Героя Награды Советского Союза Т. Кузнетов пережил аварию своего IL-2 в 1942 году, когда он сбил, вернувшись из разведывательной миссии. Кузнецы сбежал от крушения и спрятался поблизости. К его удивлению, немецкий боец ​​BF 109 приземлился возле места крушения, и пилот начал исследовать разрушенный IL-2, возможно, искать сувениры. Подумав быстро, Кузнецы побежал к немецкому истребителю и использовал его, чтобы полететь домой, едва избегая того, чтобы его сбили советские бойцы в процессе. [ 22 ]

Подполковник Нельсон Степаньян пропустил IL-2 и принял участие в ряде воздушных сражений и бомбардировок. Он был сбит один раз, но вернулся в советские линии. На своем последнем вылете в Липадже , Латвия , 14 декабря 1944 года, его самолет был поражен зенитным пожаром, и, хотя он ранен, он пропустил свой самолет в немецкий военный корабль . Советские источники утверждают, что Степаньян пролетел не менее чем из 239 боевых вылетов, затонул 53 корабля, тринадцать из которых он сделал в одиночку, уничтожил 80 танков, 600 бронированных транспортных средств и 27 самолетов. [ 43 ]

Космонавт Георги Береговой пролетел по Илюшину в 185 годах и был награжден героем титула Советского Союза в 1944 году. Он был самым ранним космонавтом и единственным космонавтом, который стал героем Советского Союза для более раннего достижения, не связанного с пространством. путешествовать.

Варианты

[ редактировать ]

Ранний двухместный прототип оказался слишком тяжелым для ограниченной мощности раннего двигателя Mikulin AM-35 . Вскоре была разработана одноэтажная версия для одноэтажного сиденья и увидела боевые действия, особенно на ранней стадии войны в Советском Союзе. В то время как IL-2 оказался смертельным оружием воздуха-земля, тяжелые потери были вызваны его уязвимостью для атаки истребителей. Следовательно, в феврале 1942 года был возрожден двухместный дизайн. IL -2M с задним стрельбой под растянутым навесом вступил в службу в сентябре 1942 года, а выжившие односеды в конечном итоге изменились на этот стандарт. Более поздние изменения включали обновление с 20 мм (0,79 дюйма) до 23 или 37 мм (0,91 или 1,46 дюйма), аэродинамические улучшения, использование деревянных внешних крыльев вместо металла и увеличения числа топлива. В 1943 году IL-2 типа 3 или IL-2M3 выпустил с перепроектированными «стрелками», которые обладали ведущими краями, которые были отнесены на 15 градусов на внешних панелях, и почти прямыми задне а АТ-6 тренер. Производительность и обработка были значительно улучшены по сравнению с результирующей сдвигом аэродинамического центра IL-2 с пересмотренной формой плана «крыла стрелы», чтобы исправить более раннюю проблему, и это стало наиболее распространенной версией IL-2. В 1942 году был предложен радиальный двигатель, питаемый двигателем IL-2 с двигателем Shvetsov Ash-82 для исправления прогнозируемой нехватки в встроенных двигателях Mikulin. Тем не менее, Shvetsov Ash-82 также использовался в новом истребителе La-5 La-5 , который эффективно обеспечил все доступные двигатели в Бюро Лавочкин. Самолет радиального двигателя Sukhoi Su-2 -атака был произведен в небольших количествах, но обычно считался непригодным из-за неадекватной производительности и отсутствия оборонительного вооружения. [ 32 ]

TSKB-55
Двухместный прототип, двигатель AM-35, первый рейс 2 октября 1939 года.
BSH-2
Обозначение сантехники для прототипа TSKB-55.
TSKB-57
Прототип с одним сиденьем, двигатель AM-38, первый рейс 12 октября 1940 года.
IL-2 (TSKB-57P)
Одноместный серийный самолет, двигатель AM-38, первый полет 29 декабря 1940 года, некоторые из которых были доставлены в боевые подразделения в мае-июне 1941 года. Переименованные в апреле года 1941 . на какой фабрике был изготовлен IL-2).
IL-2 двухместные
Двухместная версия, AM-38 Engine, первое действие 30 октября 1942 года возле Сталинграда. Максимальная нагрузка на бомбу снизилась с 600 до 400 кг (от 1300 до 880 фунтов). Используется по краям полетов для защиты от немецких бойцов. Быстро заменил «IL-2 Production 1943 года».
IL-2 Производство 1943 года
Находясь на Западе как «IL-2M». Основанный на модернизированном двигателе AM-38F. Доставлено на передние подразделения с начала 1943 года. В 1943 году вооруженные IL-2 20 мм вооружены, оставив только 23-мм вариант VYA.
IL-2M с пушкой NS-37 в конформных пистолетах под крыльями
IL-2 с NS-37
Назван на Западе как «IL-2 Тип 3M». Основываясь на двухместном IL-2, вооруженном Nudelman-Suranov NS-37 в конформных пистолетах под крыльями, вместо пушек 20/23 мм, эта версия является попыткой создать противотанковый самолет, сначала используется В бою во время битвы при Курске . Тем не менее, боевая эффективность была довольно низкой, а производство варианта была ограничена около 3500. Кроме того, нагрузка бомбы была уменьшена с 600 до 200 кг (от 1300 до 440 фунтов). Он был заменен обычными атакувателями IL-2, вооруженными касстами с кумулятивными бомбцами.
Производство IL-2 1944 «Крыло с стрелой»
Находясь на западе как «IL-2M3» или «IL-2 типа 3». По мере того, как больше дуралина стал доступным для советской авиационной промышленности, IL-2 получил набор панелей для всех металлических крыльев. В то же время, внешняя форма плана крыла была охвачена, с прямым торцом, так как центр тяжести был сдвинут назад после добавления стрелка. Изменение формы плана крыла восстановила управляемость двухместного IL-2 назад к уровню одноэтажного IL-2.
2 и 2
Учебная версия, также известная как UIL-2 .
2T
Версия торпедного бомбардировщика для советского флота с удаленными пушками VYA-23 , чтобы сэкономить вес, он смог нести одну торпеду 45 см (18 дюймов). [ 5 ] [ 44 ] Очевидно, что это был только дизайн, поскольку 23-й атачный воздушный полк Черного морского флота летал регулярно IL-2M-3, оснащенные торпедными стойками в качестве модификации поля, и что такие самолеты никогда не было отмечено в бревнах боевых вылетов. [ 45 ]
2i
Бронированный истребитель, только прототип. Концепция, основанная на нескольких борьбах собак между IL-2 и люфтваффе бомбардировщиками . Оказалось невозможным из -за его низкой скорости, что заставляет его иметь возможность перехватывать только более старые бомбардировщики Люфтваффе .
IL-2R
IL-2 оснащен ракетным двигателем в задней части, только прототип. Дизайн был частью концепции, чтобы иметь подразделения IL-2R как часть быстрого отклика, распространяющегося по всему фронту, чтобы противостоять внезапным контратакам . Ракетный двигатель поможет в взлете и восхождении, что позволит IL-2R быстрее достигать своей цели. Концепция была заброшена до того, как в 1945 году была дана представление о прохождении, так как к тому времени она считалась устаревшей.
IL-2 с двигателем M-82/M-82IR
Резервный проект, подготовленный, в то время как растения, производящие AM-35/AM-38, были эвакуированы. По сравнению с оригинальной IL-2 у него была дополнительная броня, задний стрелок и двигатель Shvetsov Ash-82 или двигатель Ash-82IR. Он имел ухудшенную скорость подъема и полевых показателей, однако он сохранил те же качества обработки. Рекомендуется для производства на заводе № 381 и заводе № 135 с 678, который будет доставлен к 1943 году. Отменен из-за стабилизированного производства AM-38. [ 46 ]

Военные операторы

[ редактировать ]
Болгария Народная Республика Болгария
  • Болгарские ВВС -получили 120 IL-2 и 10 тренингов IL-2U в 1945 году. Этот тип работал между 1945 и 1954 годами. [ 47 ]
 Венгрия
Монголия Монгольская народная Республика
 Чехословакия
Ilyushin IL-2 30-го воздушного полка, 4. Авиабилушка Чехословацкие ВВС, 1946
 Польша
 Советский Союз
 Югославия

Выживший самолет

[ редактировать ]

Болгария

[ редактировать ]
На дисплее
IL-2M3

Чешская Республика

[ редактировать ]
На дисплее
IL-2M3
На дисплее
IL-2

Норвегия

[ редактировать ]
На дисплее
IL-2M3
Восстановленный Ilyushin IL-2M3 Shurmovik в музее Sør-Varanger в Киркенесе, Норвегия
  • 3035560 - в Grenselandsmuseet в Киркенесе, Финнмарк . Он был обнаружен из озера на норвежской стороне границы в 1985 году и восстановлен в России. [ 55 ]
На дисплее
IL-2M3
Ильюшн Ильюшин Ильюшин Ильюшин Ильюшин Ильюшин Иль-2 S/N
Airworhy
IL-2
  • 1872452 - Airworhy Aware с Фондом «Крылья победы» в Москве . Он был восстановлен в 2015 году с дна озера недалеко от Мурманска и восстановлен в результате авиализации в Комиссии из UAC . [ 58 ] [ 59 ]
На дисплее
IL-2
Вперед фюзеляж Ilyushin IL-2 C/N 7826 в Patriot Park
IL-2M3
The restored Ilyushin IL-2 Shturmovik at the Central Air Force Museum, Monino
В восстановлении или в хранилище
IL-2
  • 1870930 - При восстановлении в воздушном состоянии Фондом крыльев победы в Москве. Это единственный выживший одноместный IL-2, построенный до 1942 года. [ 65 ]
На дисплее
IL-2M3

Великобритания

[ редактировать ]
В восстановлении или в хранилище
IL-2
IL-2M3

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Airworhy
IL-2M3
Airworwory Ilyushin IL-2M3 Коллекции летающих наследия, летала с силовой установкой Allison V-1710
На дисплее
IL-2
Под восстановлением
IL-2
Ilyushin IL-2 Проведение реставрации в реставрационной вешалке Национального музея воздуха и космоса Стивен Ф. Удвар-Хейзи Центр

Спецификации (IL-2M3)

[ редактировать ]
Ilyushin il-2m3

Данные из летопись Ильюши… [ 76 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,65 м (38 футов 3 дюйма)
  • Размах крыльев: 14,60 м (47 футов 11 дюймов)
  • Высота: 4,17 м (13 футов 8 дюймов) (хвост)
  • Область крыла: 38,50 м 2 (414,4 кв. Фута)
  • Пустой вес: 4425 кг (9 755 фунтов)
  • Максимальный вес взлета: 6 360 кг (14 021 фунт)
  • Топливная емкость: 730 л (190 США Гал; 160 IMP GAL)
  • Силовая установка: 1 × Mikulin AM-38 с жидким охлаждением F Двигатель V12 , 1280 кВт (1720 л.с.) (мощность взлета), 1100 кВт (1500 л.с.) при 750 м (2460 футов)
  • Пропеллеры: 3-летовый пропел с переменной питкой AV-57-158, диаметр 3,60 м (11 футов 10 дюймов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 410 км/ч (250 миль в час, 220 кН) на 1500 м (4900 футов)
  • Диапазон: 765 км (475 миль, 413 нм) при 275 км/ч (171 миль в час; 148 кН) и 1000 м (3300 футов)
  • Выносливость: 2,75 часа
  • Потолок обслуживания: 4525 м (14 846 футов) (потолок обслуживания), 6 360 м (20 870 футов) (абсолютный потолок)
  • Время до высоты: от 15 мин до 5000 м (16 000 футов)

Вооружение

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Michulec 1999, p. 27
  2. ^ Michulec 1999, с. 27–28.
  3. ^ Stapfer, 1995
  4. ^ Rasster, 2008
  5. ^ Jump up to: а беременный Ганстон 1995, с. 106
  6. ^ Джейн 1989, с. 529.
  7. ^ Jump up to: а беременный Hardesty 1982, p. 170.
  8. ^ Jump up to: а беременный в Ганстон 1995, с. 104
  9. ^ "Ильюшин ил 2 Штурмовик" . Century offlight.net . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Получено 8 октября 2018 года .
  10. ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 2
  11. ^ Ганстон 1995, с. 105–106.
  12. ^ Jump up to: а беременный Зеленый и Суэнборо 1980, с. 3
  13. ^ Широкорад А.Б. (2001) История авиационной авиации урожая (Shirokorad AB (2001) Istoria Aviationnogo Voruzhenia Урожай. ISBN   985-433-695-6 ) ( История авиационного вооружения ), страницы 110–112
  14. ^ Евгений Кравченко, Борис Прибылов, " К гранатомёту Таубина Archived 19 October 2013 at the Wayback Machine ", КАЛАШНИКОВ. ОРУЖИЕ, БОЕПРИПАСЫ, СНАРЯЖЕНИЕ 12/2011, p. 90
  15. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 18.
  16. ^ Austerslått, Tor Willy. "Ильюшин IL-2 Архивировано 9 июня 2011 года на Wikiwix Break-let.org , 2003. Получено: 27 марта
  17. ^ Гебель, Грег. "Ильюшин ил-2." www.vectorsite.net , июнь 2006 г. Получено: 27 марта 2010 г. Архивировано 26 мая 2006 года на машине Wayback
  18. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 38.
  19. ^ Bergstrom 2007, p. 26. Цитирует документ "Цамо ф. 319, op.4799d.25." Российский центральный военный архив в Подольске.
  20. ^ Шорс 1977, с. 73.
  21. ^ Шорс 1977, с. 72–82.
  22. ^ Jump up to: а беременный Лисс 1966
  23. ^ Ральф Веттерхан (май 2015). "Курск" . Air & Space Magazine . Смитсоновский институт . Получено 21 января 2016 года .
  24. ^ Jump up to: а беременный в Гордон 2008, с. 296
  25. ^ DM Glantz, JM House. Битва при Курске. Ian Allan Publishing Ltd, Surrey, UK, 1999, p. 349.
  26. ^ Ф. Кросби. Полное руководство по бойцам и бомбардировщикам Второй мировой войны . Anness Publishing Ltd: Hermes House, Лондон, 2006, с. 365
  27. ^ Кросби, с. 350.
  28. ^ Гланц и дом, с. 353.
  29. ^ Tl Jentz. Panzer Truppen: Полное руководство по созданию и борьбе с развертыванием Германии Tank Force, 1943–1945 . Schiffer Publishing , Atglen, PA, 1996, p. 80
  30. ^ Jump up to: а беременный в Биауде, Боб. Overgraduate: зенитный мужской опыт в продолжении войны »). Хельсинки: Wsoy, 2002. ISBN   978-951-0-26704-2 .
  31. ^ Гордон 2008, с. 295–296.
  32. ^ Jump up to: а беременный в Resstryin 2008
  33. ^ Michulec 1999, p. 3
  34. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Гордон 2008, с. 293.
  35. ^ Гордон 2008, с. 294
  36. ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 10
  37. ^ Hannig, N. Luftwaffe Fighter Ace: от восточного фронта до защиты родины 2012, стр. 148 ISBN 9780753772767
  38. ^ Гордон 2008, с. 297
  39. ^ Bergström 2008, p.
  40. ^ Jump up to: а беременный Sakaida 2003, p.
  41. ^ Брюс Э. Эмприк. Вперед к Берлину!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - полные кавалеры советского ордена славы. Teufelsberg Press, Сиэтл, Вашингтон, 2017, с. 34
  42. ^ Empric, с. 107-108.
  43. ^ (в армянском) анон. «Степаньян, Нельсон Геворг» (Степаньян, Нельсон Геворги). Армянская советская энциклопедия . Ереван: Армянская академия наук , 1985. Vol. xi, p. 130.
  44. ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 76
  45. ^ Morisov, Miroslav. "Топи их всех" Archived 25 March 2012 at the Wayback Machine История Авиации , No. 4, Part 1, 2000. Retrieved: 18 September 2011.
  46. ^ Gordon, Komissarov and Komissarov 2004, p. 24-25.
  47. ^ Jump up to: а беременный Michulec 1999, p. 29
  48. ^ Jump up to: а беременный Michulec 1999, p. 28
  49. ^ «Коллекция Aircrafts [sic]» . Авиационный музей . Получено 9 июня 2020 года .
  50. ^ «Досье планера - Ilyushin IL -2M3, S/N 425 BBC» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
  51. ^ «Ильюшин ил-2M3 штурмовик-баттл самолет» . Институт военной истории Прага (в чешском). Институт военной истории. Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Получено 25 апреля 2017 года .
  52. ^ "Досье планера - Iilyyyunshin IL -2M3, S/ N 38 VVS, C/ N Воздушные визуальные эффекты Получено 9 июня
  53. ^ «Ильюшин ил-2M-3» Штурмовик «Атакующий самолет» . Рептар . Получено 9 июня 2020 года .
  54. ^ «Досье планера - Ильюшин Иль -2M, S/N неизвестный русский AF» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
  55. ^ "Илджушин ил-2 Стормовик" . Digitaltmuseum (на норвежском языке) . Получено 9 июня 2020 года .
  56. ^ «Выставка на открытом воздухе» . Польский армейский музей (на лаке). Архивировано из оригинала 5 октября 2023 года . Получено 8 июня 2020 года .
  57. ^ "Досье планера - Ilyyshin il -2m3, s/n 21 sprp " Воздушные визуальные эффекты Получено 9 июня
  58. ^ «Русские реликвии» Классические крылья, том 23 № 1, стр.12.
  59. ^ «Самолет атаки IL-2 восстановлен в условиях полета в Новосибирске» . Авиация России . 16 июня 2017 года . Получено 9 июня 2020 года .
  60. ^ "В Новороссийске состоялась торжественная церемония открытия памятника легендарному штурмовику Ил-2" . Ministry of Defense of the Russian Federation . 14 December 2017 . Retrieved 9 June 2020 .
  61. ^ "IL-2 Forwer Fuselage Display" . Воздушные визуальные эффекты . Получено 1 декабря 2020 года .
  62. ^ «Памятник IL-2» . Авиация Второй мировой войны . Авиабилеты . Получено 9 июня 2020 года .
  63. ^ КОЗЛОВ, П. Я. " "ШТУРМОВИКИ" " . АВИАБИБЛИОТЕКА (in Russian) . Retrieved 9 June 2020 .
  64. ^ «Досье планера - Ilyushin IL -2M3, S/N 19 Red VVS, C/N 301060» . Воздушные визуальные эффекты . Получено 9 июня 2020 года .
  65. ^ «Ilyushin IL-2 Shturmovik Recovery-обновленная история» . Warbirds News . 21 ноября 2018 года . Получено 1 декабря 2020 года .
  66. ^ «Илишин ил-2M3 Штурмовик» . Аэронавтический музей Белград . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Получено 9 июня 2020 года .
  67. ^ "Илисинхин IL-2 Великобритания " Aerialvisuals Получено 1 декабря
  68. ^ «Ильюшин Иль-2 Восстановление Великобритания» . Aerialvisuals . Получено 1 декабря 2020 года .
  69. ^ "IL-2M3 UK" . ABPIC . Получено 1 декабря 2020 года .
  70. ^ «Ильюшин II-2M3 Штурмовик» . Коллекция летающих наследия и музей боевых доспехов . Получено 9 июня 2020 года .
  71. ^ «Коллекция Flying Heritage добавляет еще одну винтажную Warbird» . Коллекция летающих наследия . 27 октября 2011. Архивировано с оригинала 29 октября 2011 года . Получено 9 июня 2020 года .
  72. ^ Марш, Эллиотт (23 августа 2017 г.). «Полет крылатого танка - современные впечатления легендарного IL -2 Sturmovik» . vintageaviationecho.com . Винтажная авиация эхо. Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Получено 14 сентября 2017 года . Первоначальный двигатель Mikulin AM-38F был нецелесообразным для восстановления (ни такие двигатели не достойны воздуха в 21-м веке), а самолет вместо этого был соединен с надежным двигателем Allison V-1710 -113, той же силовой установкой, используемой в LockHeed P-38 Молния.
  73. ^ «Ильюшин Иль-2 снова летит» . Eaa . 13 октября 2011 года. Архивировано с оригинала 16 октября 2011 года . Получено 9 июня 2020 года .
  74. ^ "Ильюшин ил-2M Shturmovik" . Музей воздушного и космического космоса Пима . Получено 9 июня 2020 года .
  75. ^ Креллин, Эвелин (27 ноября 2016 г.). «Подготовка к восстановлению« бетонной плоскости » » . Национальный музей воздуха и космоса . Смитсоновский институт . Получено 9 июня 2020 года .
  76. ^ Зеленый и Суэнборо 1980, с. 72

Библиография

[ редактировать ]
  • Бергстрем, Христер. Баграция в Берлин: финальная воздушная битва на востоке 1944–45 . Hersham UK, Classic Publications, 2008. ISBN   978-1-903223-91-8 .
  • Бергстрем, Христер. Барбаросса: воздушная битва: июль - декабрь 1941 года . Лондон: Chevron/Ian Allan, 2007. ISBN   978-1-85780-270-2 .
  • Кросби, Фрэнсис. Полное руководство по бойцам и бомбардировщикам Второй мировой войны. Лондон: Anness Publishing Ltd: Hermes House, 2006. ISBN   978-1-42239-156-3 .
  • Дональд, Дональд и Джон Лейк, ред. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Airtime Publishing, 1996. ISBN   1-880588-24-2 .
  • Empric, Брюс Э. Вперед к Берлину!: Доблесть Красной Армии во Второй мировой войне - полные кавалеры советского ордена славы. Сиэтл: Teufelsberg Press, 2017. ISBN   978-1973498605 .
  • Гланц, Дэвид М. и Джонатан М. Хаус . Битва при Курске. Лондон: Ян Аллан Publishing Ltd, Surrey, UK, 1999. ISBN   978-0-70060-978-9 .
  • Гланц, Дэвид М. и Гарольд С. Оренштейн. Битва за Курск 1943 года: исследование советского генерального персонала . Лондон: Фрэнк Касс, 1999. ISBN   0-7146-4493-5 .
  • Гордон, Ефим, Дмитрий Комиссаров и Сергей Комиссаров. OKB Ilyushin: История дизайнерского бюро и его самолета . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Midland Publishing, 2004. ISBN   1-85780-187-3 .
  • Gordon, Yefim and Sergey Kommissarov. Ilyushin IL-2 and IL-10 Shturmovik . Wiltshire: Crowood Press, 2004. ISBN   1-86126-625-1 .
  • Гордон, Ефим. Советская воздушная сила во Второй мировой войне . Hinckley UK: Midland / Ian Allan Publishing, 2008. ISBN   978-1-85780-304-4 .
  • Грин, Уильям и Гордон Сванборо. «Анналы Ильюши: пролавочный Штурмовик Илюшина». Энтузиаст воздуха , выпуск двенадцати, апрель -июль 1980 года, с. 1–10, 71–77. Бромли, Кент, Великобритания: Pilot Press. ISSN 0143-5450.
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия Osprey российских самолетов 1875–1995 . Лондон: Osprey, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Хардста, фон. Red Phoenix: рост советской воздушной власти, 1941–1945 . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновские книги, 1982. ISBN   1-56098-071-0 .
  • Jentz, TL Panzer Truppen, Полное руководство по созданию и борьбе с развертыванием Германии танковой силы: 1943–1945. Атглен, Пенсильвания: военная история Шиффера, 1996. ISBN   978-0-88740-915-8 .
  • Кривошив, GF советские жертвы и боевые потери в двадцатом веке. Лондон: Greenhill Books, 1997. ISBN   978-1-85367-280-4 .
  • Лисс, Витолд. Ilyushin IL-2 (самолет в профиле № 88) . Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1968. Нет ISBN. Перепечатано в 1971 и 1982 годах.
  • Людеке, Александр. Оружие Второй мировой войны . Бат, Великобритания: Parragon Books Ltd., 2012. ISBN   978-1-4075-0195-6 .
  • Мичлек, Роберт. IL-2 IL-10. Воздушные монографии № 22 (в лаке). Гданьск: AJ-Press, 1999. ISBN   83-86208-33 .
  • Ovčáčík, Michal and Karel Susa. Ilyushin Il-2 Shturmovik: Il-2 Type 3, Il-2 Type 3M, Il-2KR, UIl-2 . Prague, Czech Republic: 4+ Publications, 2006. ISBN   80-87045-00-9 .
  • Povinsky, Viktor. Il-2 Shturmovik . Sandomierz, Poland/Redbourn, UK: Mushroom Model Publications, 2014. ISBN   978-83-63678-37-1 .
  • Шавров, В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг. (3 изд.). (in Russisn) Moscow: Машиностроение, 1994. ISBN  5-217-00477-0 . (Shavrov, V.B. Istoriia konstruktskii samoletov v SSSR, 1938–1950 gg. (3rd ed.) . translation: History of Aircraft design in USSR: 1938–1950 . Moscow: Mashinostroenie Publishing House, 1994. ISBN   5-217-00477-0 .)
  • Растенин, Олег. IL-2 Штурмовик Гвардейские подразделения 2 Второй мировой войны (Asprey Combat Aircraft, № 71). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2008. ISBN   978-1-84603-296-7 .
  • Сакаида, Генри. Героини Советского Союза: 1941–45. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2003. ISBN   978-1-84176-598-3 .
  • Шорс, Кристофер. Наземная атака самолетов Второй мировой войны . Лондон: Макдональд и Джейн, 1977. ISBN   0-356-08338-1 .
  • Stapfer, Hans-Heiri. IL-2 Stormovik в действии (самолет № 155). Carrollton, TX: Squadron/Signal Publications, Inc., 1995. ISBN   0-89747-341-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f08ccc0523d54faf5acc11356c7b2d18__1725720180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f0/18/f08ccc0523d54faf5acc11356c7b2d18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilyushin Il-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)