Jump to content

Пратт и Уитни TF30

(Перенаправлено с TF-30 )
ТФ30
TF30 в Оклендском музее авиации
Тип ТРДД
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Пратт и Уитни
Первый запуск 1960-е годы
Основные приложения General Dynamics F-111 Муравьед
Грумман F-14 Томкэт
ЛТВ А-7 Корсар II

Pratt & Whitney TF30 (обозначение компании JTF10A [ 1 ] ) — военный малоконтурный турбовентиляторный двигатель, первоначально разработанный компанией Pratt & Whitney для дозвукового F6D Missileer истребителя , но этот проект был отменен. Позже он был адаптирован с форсажной камерой для сверхзвуковых конструкций, и в этой форме это был первый в мире серийный турбовентиляторный двигатель с форсажной камерой, который впоследствии использовался на F-111 и F-14A Tomcat , а также использовался в ранних версиях A. -7 Корсар II без форсажа. Первый полет TF30 состоялся в 1964 году, производство продолжалось до 1986 года.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1958 году компания Douglas Aircraft Company предложила ближнемагистральный четырехмоторный реактивный авиалайнер, чтобы заполнить пробел перед своим новым межконтинентальным самолетом DC-8, известным внутри страны как Модель 2067 . Предназначенный для продажи как DC-9, он не имел прямого отношения к более позднему двухмоторному Douglas DC-9 . [ 1 ] Pratt & Whitney (P&W) предложила для авиалайнера свой турбореактивный двигатель JT8A , но Дуглас предпочел использовать турбовентиляторный двигатель, который имел бы большую топливную эффективность, чем турбореактивный двигатель. Затем P&W предложила JT10A, уменьшенную версию недавно разработанного турбовентиляторного двигателя JT8D . Разработка новой конструкции началась в апреле 1959 года. [ 1 ] используя ядро ​​JT8. [ 2 ] Дуглас отложил проект модели 2067 в 1960 году, поскольку целевые авиалинии США предпочли недавно предложенный Boeing 727 . [ 3 ]

В 1960 году ВМС США выбрали JT10A, получивший обозначение TF30-P-1, для установки на предлагаемый Douglas F6D Missileer , но проект был отменен в апреле 1961 года. [ 4 ] Тем временем компания General Dynamics выбрала TF30 в качестве участника конкурса TFX для ВВС США и USN, который был выбран для производства как F-111 . [ 5 ] Версия TF30 для F-111 включала форсажную камеру.

Операционная история

[ редактировать ]
TF30-P-109 самолета F-111 RAAF на авиасалоне Сил обороны RAAF в Эмберли, октябрь 2008 г.

На F-111A, EF-111A и F-111E использовался ТРДД ТФ30-П-3. [ 6 ] У F-111 были проблемы с совместимостью воздухозаборников, и многие критиковали расположение воздухозаборников за нарушенным воздухозаборником крыла. Новые варианты F-111 имели улучшенную конструкцию воздухозаборника, а большинство вариантов имели более мощные версии двигателя TF30. F-111E был обновлен для использования двигателей TF30-P-103, F-111D включал TF30-P-9/109, FB-111A использовал двигатели TF-30-P-7/107 и F-111F. был TF30-P-100.

F-111C RAAF были модернизированы до уникальной версии P-108 с использованием двигателя P-109 в сочетании с форсажной камерой P-107. Подразделение двигателей F-111 (позже переданное TAE) на базе RAAF в Эмберли стало мировыми экспертами по TF-30 через несколько лет после того, как ВВС США вывели из эксплуатации свой парк, и добились необычайного повышения надежности TF-30. [ 7 ]

TF30 показал себя хорошо подходящим для требований высокоскоростного маловысотного ударного самолета с относительно большой дальностью полета, и F-111 во всех вариантах продолжали использовать TF30 до выхода на пенсию.

В 1964 году дозвуковой LTV A-7A Corsair II выиграл конкурс VAL ВМС США на легкий штурмовик для замены Douglas A-4 Skyhawk . [ 8 ] В А-7А использовался вариант TF30 без дожигания, который также использовался в улучшенных А-7В и А-7С. В 1965 году ВВС США выбрали A-7D в качестве замены своим скоростным сверхзвуковым истребителям-бомбардировщикам F-100 и F-105 для непосредственной поддержки с воздуха. Хотя ВВС США хотели иметь TF30, компания Pratt & Whitney не смогла уложиться в график производства, поскольку ее мощности уже были заняты производством других двигателей. Вместо производства TF30 по лицензии для P&W, компания Allison Engine Company предложила ВВС свой ТРДДД TF41 , лицензионную версию RB.168-25R Spey . [ 9 ] ВВС США выбрали более мощный TF41 для A-7D, как и ВМС США для аналогичного A-7E. [ 8 ]

TF30-P-412A готовится к установке на F-14A Tomcat на борту авианосца.

Grumman F-14 Tomcat с двигателем TF30-P-414A был недостаточно мощным, поскольку ВМС намеревались закупить реактивный истребитель с тяговооруженностью (в чистой конфигурации) 1 или выше (ВВС США имели те же цели у F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon ). Однако из-за проблем с надежностью предполагаемых двигателей Pratt & Whitney F401 и намерения включить в проект как можно больше систем неудавшейся военно-морской версии F-111, F-111B , было сочтено, что первоначальный вариант В серийном производстве F-14 используется силовая установка F-111B. Тяговооруженность F-14A была аналогична F-4 Phantom II ; однако новая конструкция фюзеляжа и крыла обеспечивала большую подъемную силу и лучший профиль скороподъемности, чем у F-4. Было обнаружено, что TF30 плохо приспособлен к условиям воздушного боя и был склонен к остановке компрессора на большом угле атаки (АОА), если пилот агрессивно двигал дроссельной заслонкой. Из-за широко разнесенных мотогондол Tomcat остановки компрессора при высоком угле поворота были особенно опасны, поскольку они имели тенденцию создавать асимметричную тягу, которая могла отправить Tomcat в вертикальное или перевернутое вращение, выход из которого был очень трудным.

Проблемы F-14 не затронули двигатели TF30 на F-111 ВВС США и RAAF почти в такой же степени. F-111, хотя формально и назывался «истребителем», на самом деле использовался как штурмовик и тактический бомбардировщик. Типичная задача по наземному удару характеризуется менее резкими изменениями газа, угла атаки и высоты, чем боевая задача воздух-воздух. Хотя он по-прежнему может включать в себя жесткие и жестокие маневры, чтобы избежать вражеских ракет и самолетов, эти маневры, как правило, все же далеко не такие жесткие и жестокие, как те, которые требуются в бою воздух-воздух, а F-111 представляет собой более крупный и менее маневренный самолет. самолет. Хотя F-14A поступил на вооружение ВМФ с двигателем Pratt & Whitney TF30, к концу десятилетия, из-за многочисленных проблем с исходным двигателем, Министерство обороны начало закупать General Electric F110-GE-400 двигатели и устанавливать их. в F-14A Plus (позже переименованном в F-14B в 1991 году), который поступил на вооружение флота в 1988 году. Эти двигатели решили проблемы надежности и обеспечили почти на 30% большую тягу, достигнув соотношения тяги к весу в сухом состоянии 1:1. с небольшой топливной загрузкой. Последующий F-14D, представляющий собой комбинацию модернизированных/модернизированных F-14A и новых F-14D, также использовал двигатели F110-GE-400.

Варианты

[ редактировать ]
Пратт и Уитни/SNECMA TF106
Пратт и Уитни/SNECMA TF306

Источник: [ 10 ]

XTF30-P-1
Тяга 8250 фунтов силы (36,70 кН). [ 11 ]
YTF30-P-1
ТФ30-П-1
Тяга 8500 фунтов силы (37,81 кН), 18500 фунтов силы (82,29 кН) с форсажной камерой. [ 12 ]
ТФ30-П-1А
Аналогичен Т-1 с топливным фильтром-подогревателем вместо топливного фильтра, изначально оснащался первыми двумя прототипами F-111B. [ 12 ]
ТФ30-П-2
Тяга 10 200 фунтов силы (45,37 кН), предназначенная для привода F6D Missileer.
ТФ30-П-3
Тяга 8500 фунтов силы (37,81 кН), 18500 фунтов силы (82,29 кН) с форсажной камерой.
ТФ30-П-5
ТФ30-П-6
Тяга А-7А составляла 11 350 фунтов силы (50,49 кН). [ 13 ]
ТФ30-П-6А
ТФ30-П-6С
ТФ30-П-6Е
ТФ30-П-7
Тяга 12 350 фунтов силы (54,94 кН), 20 350 фунтов силы (90,52 кН) с форсажной камерой. [ 14 ]
ТФ30-П-8
Тяга 12 200 фунтов силы (54,27 кН) первоначально использовалась на A-7B/C. [ 15 ]
ТФ30-П-9
Тяга 12 000 фунтов силы (53,38 кН), 19 600 фунтов силы (87,19 кН) с форсажной камерой.
ТФ30-П-12
Тяга 10 750 фунтов силы (47,82 кН) и 20 250 фунтов силы (90,08 кН) с форсажной камерой приводили в движение два предсерийных F-111B. [ 16 ]
ТФ30-П-12А
Аналогичен -12 с топливным фильтром вместо топливного фильтра-подогревателя и отключенной функцией отключения волны, оснащенный ранним серийным FB-111A. [ 16 ]
ТФ30-П-14
ТФ30-П-16
ТФ30-П-18
YTF30-P-100
ТФ30-П-100
Модернизированный двигатель с тягой 14 560 фунтов силы (64,77 кН) и 25 100 фунтов силы (111,65 кН) с форсажной камерой использовался на F-111F.
ТФ30-П-103
Переименованный -3, модернизированный с использованием компонентов -100 по программе Pacer 30, тяга 9800 фунтов силы (43,59 кН), 18500 фунтов силы (82,29 кН) с форсажной камерой. [ 17 ]
ТФ30-П-107
Переименованный -7, модернизированный компонентами -100 по программе Pacer 30, тяга 10 800 фунтов силы (48,04 кН), 20 350 фунтов силы (90,52 кН) с форсажной камерой. [ 17 ]
ТФ30-П-108
Гибрид кормовой части -107 и носовой части -109. [ 18 ]
ТФ30-П-108РА
Переименован в -108, когда находился на вооружении RAAF, использовался на F-111G. [ 18 ]
ТФ30-П-109
Переименованный -9, модернизированный компонентами -100 по программе Pacer 30, тяга 20 840 фунтов силы (92,70 кН) с форсажной камерой. [ 18 ]
ТФ30-П-109РА
Переименован в -109, когда находился на вооружении RAAF, использовался на F-111C. [ 18 ]
ТФ30-П-408
Аналогично -8, тяга 13 390 фунтов силы (59,56 кН) приводила в движение A-7B / C.
ТФ30-П-412
Похоже на -12
ТФ30-П-412А
Аналогичен -12А, тяга 10 800 фунтов силы (48,04 кН), 20 900 фунтов силы (92,97 кН) с форсажной камерой, установленный на ранних серийных F-14A.
ТФ30-П-414А
Аналогичен -412А, оснащен более поздним серийным F-14А.
JTF10A
Обозначение компании для семейства двигателей TF30.
JTF10A-1
(XTF30-P-1) Предназначен для питания модели Douglas 2067 . [ 11 ]
JTF10A-6
Предназначен для питания модели Douglas 2086. [ 11 ]
JTF10A-7
(ТФ30-П-2)
JTF10A-8
(ТФ30-П-6)
JTF10A-9
(ТФ30-П-8)
ДЖТФ10А-10
JTF10A-15
(ТФ30-П-18)
JTF10A-16
(ТФ30-П-408)
ДЖТФ10А-20
(ТФ30-П-1)
JTF10A-21
(ТФ30-П-3)
ДЖТФ10А-27А
(ТФ30-П-12)
ДЖТФ10А-27Б
(ТФ30-П-12А)
JTF10A-27D
(ТФ30-П-7)
JTF10A-27F
(ТФ30-П-412)
ДЖТФ10А-32С
(ТФ30-П-100)
JTF10A-36
(ТФ30-П-9)
Пратт и Уитни/SNECMA TF104
Дозвуковая модификация TF30, модифицированная SNECMA, устанавливается в Mirage IIIT и Mirage IIIV-01 . [ 19 ]
Пратт и Уитни/SNECMA TF106
Модификация TF30 для истребителя вертикального взлета и посадки Dassault Mirage IIIV . [ 20 ]
Пратт и Уитни/SNECMA TF306C
Производная версия TF30, протестированная в Dassault Mirage F2 . [ 21 ]
Пратт и Уитни/SNECMA TF306E

Приложения

[ редактировать ]

Источник: [ 10 ]

ТФ30
ТФ104/ТФ106
ТФ306

Технические характеристики (TF30-P-100)

[ редактировать ]

Данные из книги «Двигатели Пратта и Уитни: техническая история». [ 10 ]

Общие характеристики

Компоненты

  • Компрессор: 2 осевых золотника: 3 вентилятора, 6 ступеней низкого давления, 7 ступеней высокого давления.
  • Камеры сгорания : канальные
  • Турбина : 1-ступенчатая турбина высокого давления, 3-ступенчатая турбина низкого давления.

Производительность

См. также

[ редактировать ]

Сопоставимые двигатели

Связанные списки

  1. ^ Перейти обратно: а б с Коннорс 2010, с. 341
  2. ^ http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1968/1968%20-%200018.html ТУРБОФАНСЫ: Обзор современных авиационных силовых установок.
  3. ^ Дональд 1999, с. 609
  4. ^ АВИАЦИОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ 1962 г.
  5. ^ Коннорс 2010, с. 346
  6. ^ F-111 . Федерация американских ученых .
  7. ^ Лакс, Марк (2010). От противоречий к новейшим достижениям: история F-111 на вооружении Австралии (PDF) . Канберра, Австралия: Центр развития авиации. ISBN 9781920800543.
  8. ^ Перейти обратно: а б Коннорс 2010, с. 347
  9. ^ «Альфа Ромео | Фиат | 1975 | 0025 | Архив полетов» . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Коннорс 2010, с. 344–345
  11. ^ Перейти обратно: а б с «Авиационные двигатели 1962...» (PDF) . Полет Глобал . Рейс Интернешнл. 28 июня 1962 года . Проверено 20 октября 2019 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Сводка характеристик авиационного двигателя: TF30-P-1, P-1A» (PDF) . НАВАИР. Август 1968 года . Проверено 19 октября 2019 г.
  13. ^ «Стандартные характеристики самолета: А-7А» (PDF) . НАВАИР. 1 июля 1967 года . Проверено 19 октября 2019 г.
  14. ^ «Сводка характеристик: FB-111A» (PDF) . Проверено 20 октября 2019 г.
  15. ^ «Стандартные характеристики самолета: А-7А» (PDF) . НАВАИР. 1 июля 1967 года . Проверено 19 октября 2019 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б «Сводка характеристик авиационного двигателя: TF30-P-12, P-12A» (PDF) . НАВАИР. Август 1968 года . Проверено 19 октября 2019 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Лакс 2010, с. 245
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Лакс 2010, с. 226-227
  19. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1964). Авиационные двигатели мира 1964/65 (20-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 159.
  20. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1964). Авиационные двигатели мира 1964/65 (20-е изд.). Лондон: Sir Isaac Pitman & Sons Ltd., с. 158.
  21. ^ Уилкинсон, Пол Х. (1970). Авиационные двигатели мира 1970 (21-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Пол Х. Уилкинсон. п. 176.
  22. ^ «ТЕХНИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ F-14 TF30-P-414 С F110-GE-400» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 июня 2010 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f44fec6ec5529cb292f58b113a9f4310__1711357140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/10/f44fec6ec5529cb292f58b113a9f4310.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pratt & Whitney TF30 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)